Нарушение судебной этики судьей

Рассказываем, как правильно составить и подать жалобу на действия (или бездействие) судьи.

Обратите внимание! Более актуальная версия статьи находится здесь: Жалоба на судью: составление, образец и порядок подачи в 2018 году.

В каких случаях можно жаловаться на судью?

Какие поступки судьи могут стать поводом для жалобы? На сегодняшний день причиной жалобы может стать любое нарушение закона со стороны судьи. Например:

  • Если срок разрешения судебного спора затянулся более чем на 2 месяца;
  • Если судебные протоколы искажают ход заседания;
  • Если судья не дает высказаться представителю;
  • Если судья не приобщает к делу существующие доказательства;
  • Если судья игнорирует ходатайства и т.д.

На самом деле, причин может быть множество, однако прежде чем обращаться к юристу за помощью в составлении жалобы, необходимо провести небольшую подготовительную работу и составить надежную базу для последующего обжалования. Для того чтобы вы могли обоснованно жаловаться на незаконные действия судьи, вам необходимо:

  • Регулярно знакомиться с материалами дела;
  • Записывать судебные заседания на диктофон;
  • Подавать заявления и ходатайства через канцелярию;
  • Проверять протоколы заседаний. Если протокол составлен несвоевременно или же искажает ход заседания – в течение 5 дней подавать замечания в порядке, установленном ст.231 ГПК.

Куда жаловаться на незаконные действия судьи?

На этот вопрос мы ответим чуть ниже, а пока хотелось бы сказать о том, куда жаловаться НЕ надо. Как показывает практика, жалобы на судей в СМИ не дают результата, так как в России суд является независимым органом. Также не стоит обращаться с жалобой и в органы прокуратуры, ваше заявление просто не примут.

Кто может подать жалобу на незаконные действия или бездействие судьи? Подать такую жалобу может как любой гражданин РФ, так и лицо без гражданства или иностранный гражданин.

Куда можно обратиться с жалобой на судью?

  • Если вы столкнулись с некорректным поведением судьи, с жалобой вы можете обратиться в квалификационную коллегию судей, а также в Совет судей.
    Образец жалобы в Совет судей.
  • При нарушении судебной процедуры (это может быть как невыполнение судьей своих процессуальных обязанностей, так и затягивание разрешения судебного спора) вы можете подать жалобу Председателю суда.
    Образец жалобы на имя Председателя суда.
  • Если же вы подозреваете судью в пристрастности, вы имеете полное право заявить судье отвод.
    Пример отвода вы можете найти здесь.

Какого результата стоит ожидать от жалобы на действия судьи?

Сразу хотелось бы отметить, что случаи увольнения судей после подачи жалобы очень редки. Но, в большинстве случаев, правильно составленная и поданная жалоба приносит должный результат — и судья начинает намного более ответственно относиться к своим обязанностям, а нарушения в судебной процедуре также сводятся к минимуму.

Как правильно составить жалобу на судью?

Жалоба составляется в свободной форме, и, согласно, п. 2.2. Положения, утвержденного Постановлением Президиума Совета судей РФ от 30.06.13 №354, должна содержать следующие сведения:

  • Наименование адресата;
  • Данные заявителя (ФИО, паспортные данные, адрес места жительства, контактный телефон);
  • Суть обращения;
  • Дата;
  • Подпись заявителя.

Отдельно хотелось бы остановиться на сроках рассмотрения жалобы. По общему правилу ваша жалоба должна быть рассмотрена в течение 30 дней со дня подачи заявления. Однако если жалоба является документом, не требующим дополнительного изучения и основательной проверки, срок рассмотрения жалобы не превышает 15 дней, а в ряде случаев рассмотрение осуществляется безотлагательно.

В том случае, если орган, принявший вашу жалобу, принял решение о продлении сроков рассмотрения жалобы, вас обязаны соответствующим образом уведомить об этом решении.

Независимость судей при отправлении правосудия

Независимость судей — важнейший принцип правосудия. Не случайно поэтому он получил отражение в законах о судах (ст.12 Закона о судоустройстве; ст.6 Закона об арбитражном суде; ст.5, 13 Закона о Конституционном Суде), в процессуальных кодексах (ст.16 УПК, ст.7 ГПК, ст.5 АПК); Законе о статусе судей (ст.1, 9,10). Особо необходимо отметить ст.120 Конституции РФ, в которой выражена суть принципа независимости судей: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Корректируя в связи с принятием Конституции РФ Закон о статусе судей, законодатель подчеркнул в ст.1 п.4 этого закона: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны».

Значение данного принципа правосудия состоит в создании для судей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним решения на основе Конституции и других федеральных законов, руководствуясь исключительно своим внутренним убеждением. Такая обстановка может быть обеспеченной, если суд огражден от какого-либо воздействия, давления на него со стороны. Только в этом случае может быть реальной самостоятельность судебной власти при осуществлении правосудия, о которой со всей определенностью упоминает ст.10 Конституции РФ.

Независимость судей является непременным условием отправления правосудия. Независимость — это исключение любого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел. При рассмотрении дел суд не связан мнением участников процесса. В каждом случае, принимая решение, суд руководствуется законом, правосознанием, своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела в совокупности.

Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение согласно закону. Несоблюдение этого принципа является существенным нарушением процессуального закона, влекущим отмену судебного решения. Установленный Конституцией РФ принцип независимости судей и подчинение их только закону обязывает суды пресекать любые попытки вмешательства в разрешение конкретных дел. Судам надлежит ставить перед соответствующими органами вопрос о привлечении к ответственности таких должностных лиц.

В то же время впервые избранным народным заседателям необходимо разъяснить цели и задачи правосудия, его демократические принципы, специфику исполнения заседателями своих обязанностей, требования, предъявляемые к судьям. Иначе трудно обеспечить разрешение дела на основе закона.

Опыт многих десятилетий и даже столетий говорит о том, что суд относится к числу таких государственных учреждений, решения которых находятся в поле зрения других государственных органов, должностных лиц различного уровня и просто граждан, так или иначе заинтересованных в результатах разбирательства конкретных дел. Отсюда и то многообразие способов и методов, используемых для оказания влияния на суды, которые выработаны многолетней практикой. Вплоть до наших дней к такого рода способам и методам относится многое: от посулов и подкупов до угроз и физической расправы с судьями. Чем дальше, тем более изощренными становятся эти способы и методы.

В связи с этим существенное внимание уделяется разработке и внедрению гарантий независимости судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей. Усилия в этом направлении предпринимаются давно. Весьма заметный шаг был сделан 26 июня 1992 года, когда Верховный Совет РФ принял Закон о статусе судей.

Созданием условий, исключающих угрозу независимости извне, поставленная проблема не решается в полной мере. Конечно, существует проблема ограждения суда от влияния со стороны, от посторонних лиц. Но существует опасность влияния или давления на судей со стороны председательствующего или других судей, входящих в судейскую коллегию. Вот почему закон, в особенности при рассмотрении уголовных дел, призван процессуальными средствами решить эту двуединую проблему. В этих целях УПК, в частности, предусматривает постановление приговора в специальном помещении — совещательной комнате. Во время совещания судей в совещательной комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав суда по данному делу; присутствие иных лиц не допускается (ч.1 ст.302 УПК). При этом в ходе совещания судей председательствующий (в коллегии присяжных — старшина) подает свой голос последним (ст.306, 453 УПК).

Правило о тайне совещания относится как к профессиональным судьям, так и к народным и присяжным заседателям (ст.302, 306, 452, 453 УПК, ст.11 Закона о судоустройстве РСФСР).

Ограждение суда от проникновения влияния извне еще не решает, как было отмечено, проблемы обеспечения тайны совещания судей. Поэтому закон запрещает судьям разглашать суждения, имевшие место во время совещания (ч.2 ст.302 УПК). Соблюдение этих требований обеспечивается тем, что нарушение тайны совещания судей признано обстоятельством, влекущим обязательную отмену приговора (ст.345 УПК).

Независимость судей и подчинение их только закону — это не лозунг, это положение, обеспеченное существованием определенных, закрепленных в ст.9-16 Закона о статусе судей гарантий того, что этот процессуальный принцип возможно реализовать. Таковыми являются следующие:

требования к судье, кандидату в судьи и порядок его назначения;

присяга судей;

предусмотренная законом процедура осуществления правосудия;

запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи;

право судьи на отставку;

неприкосновенность судьи;

система органов судейского сообщества;

предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;

обязанность органов внутренних дел принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление;

право судьи на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия.

Одной из основных гарантий обеспечения независимости судей при осуществлении правосудия является закрепленный Конституцией РФ принцип разделения власти, в соответствии с которым судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти.

Требования к судье, кандидату в судьи и порядок назначения кандидата на должность судьи следующие. Согласно ст.4 Закона о статусе судей судьей может быть:

а) гражданин Российской Федерации;

б) достигший 25 лет;

в) имеющий высшее юридическое образование;

г) стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет;

д) не совершивший порочащих его поступков;

е) сдавший квалификационный экзамен и

ж) получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей.

При этом судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ — достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет. Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет.

Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет. Для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации законами соответствующих субъектов Российской Федерации может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи этих судов.

По общему правилу полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Из этого правила есть два исключения. Мировые судьи избираются сроком на пять лет населением округа, на который распространяется их юрисдикция. Судьи районных (городских) судов, судьи окружных (флотских, гарнизонных) военных судов впервые назначаются сроком на три года, по истечении которого они могут быть назначены без ограничения срока их полномочий.

Председатели судов общей юрисдикции и арбитражных судов в случае нарушения принципа независимости и неприкосновенности судей, угроз физического воздействия на них и членов их семей, посягательства на их имущество должны принять меры, предусмотренные Федеральным законом от 20.04.95 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», незамедлительно информировать соответствующие органы, а также Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ об этих обстоятельствах.

Никто не вправе вмешиваться в деятельность суда по осуществлению правосудия. Однако это правило не распространяется на проверки судов государственными органами, которые не затрагивают существа принимаемых арбитражными судами решений. К примеру, государственные налоговые инспекции могут проверять правильность исчисления судами размера государственной пошлины и полноту поступления ее в бюджет в целях предупреждения ошибок по указанным вопросам.

Законом строго определен перечень оснований приостановления и прекращения полномочий судьи.

Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей в случае:

1) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) согласия квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;

3) участия судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации;

4) избрания судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи. Квалификационная коллегия судей может прекратить полномочия судьи по этим основаниям, однако она не вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполнению своих обязанностей;

3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

6) прекращение гражданства Российской Федерации;

7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

9) совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;

10) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

11) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

12) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.

Неприкосновенность судьи гарантируется следующими правовыми положениями:

1) судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Судью нельзя привлечь к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении;

2) уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;

3) судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора РФ или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда;

4) судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершенном преступлении, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден;

5) проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр и личный обыск судьи, а равно досмотр, изъятие и выемка его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документов производятся с соблюдением Конституции РФ, федеральных законов и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи;

6) уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом РФ.

Высшая квалификационная коллегия судей РФ, рассматривая обращение Генерального прокурора РФ по вопросу о привлечении судьи к уголовной ответственности, правомочна разрешать этот вопрос по существу. Как отмечалось выше, в соответствии с п.5 ст.12 Положения о квалификационных коллегиях судей, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 13.05.93, квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации в соответствии со ст.16 Закона о статусе судей принимает решение по вопросам, связанным с возбуждением в отношении судьи уголовного дела, привлечением его к уголовной ответственности, заключением под стражу или приводом судьи. Решение квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации по этим вопросам не является окончательным, поскольку в случае ее отказа Генеральный прокурор РФ может обратиться в Высшую квалификационную коллегию судей РФ в соответствии с п.7 ст.13 Положения о квалификационных коллегиях судей. Полномочия Высшей квалификационной коллегии РФ не ограничены. Она обязана рассмотреть обращение Генерального прокурора РФ по существу и вправе его удовлетворить.

Некоторыми процессуалистами данный принцип именуется — «самостоятельность судов, независимость судей, присяжных и народных заседателей и подчинение их только закону». Предполагается, что гарантии независимости позволяют суду самостоятельно принимать предусмотренные законом решения. Расширенное наименование данного принципа имеет целью также специально обратить внимание на то, что при осуществлении правосудия независимы не только профессиональные судьи, но и соответственно присяжные и народные заседатели.

Задача 3

Лапшов, управляя закрепленной за ним автомашиной «ГАЗ-52» в нетрезвом состоянии, съехал с дороги и совершил наезд на лежащего на тропинке в сильной степени опьянения Корнеева. От полученных травм Корнеев скончался.

Следователь возбудил уголовное дело и приступил к расследованию. Какие обстоятельства подлежат доказыванию по уголовному делу?

Дайте характеристику этих обстоятельств применительно к возбужденному следователем уголовному делу.

Решение

В соответствии с ч. 1 ст. 74 УПК РФ доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном законном, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

В соответствии со ст. 73 УПК РФ обстоятельствами, подлежащими установлению по каждому уголовному делу являются:

  1. Событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);

  2. Виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы;

  3. Обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;

  4. Характер и размер вреда, причиненного преступлением;

  5. Обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;

  6. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

  7. Обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания;

  8. Обстоятельства, подтверждающие, что имущество, подлежащее конфискации в соответствии со ст. 104 УК РФ, получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации.

Выявления также подлежат обстоятельства, способствующие совершению преступления.

В данном случае установлению подлежат время, время и способ и орудие совершения преступления, неосторожную форму вины в форме легкомыслия, обстоятельства, характеризующие личность преступника (характеристика с места работы, показания родственников, соседей и т.д.), обстоятельства, отягчающие наказание (медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения).

Задача 27

По делу о краже товаров из магазина № 12 сельпо предъявило гражданский иск о возмещении причиненного ему материального ущерба на сумму 11366 рублей. Названный размер подтверждается актом инвентаризации товарно-материальных ценностей магазина № 12, произведенного после обнаружения кражи.

Какое решение по иску сельпо должен принять следователь?

Составьте соответствующее постановление.

Решение

Деятельность следователя по обеспечению возмещения материального ущерба, причинённого преступлением, и исполнения приговора в части конфискации имущества включает систему процессуальных и организационных средств. К ним следует отнести все процессуальные и организационные средства отыскания и изъятия имущества и ценностей, подлежащих возврату законному владельцу, признания гражданским истцом, привлечения в качестве гражданского ответчика, установления имущества и ценностей, которые могут быть обращены в погашение, наложение ареста на имущество, возвращения имущества законным владельцам, побуждения виновных к добровольному возмещению или устранению материального ущерба и т.п.

Решение следователя о возвращении собственнику (законному владельцу) ранее отчуждённых у него ценностей до разрешения уголовного дела должно быть зафиксировано и обосновано в специальном постановлении либо в постановлении о прекращении уголовного дела. О фактической передаче их составляется протокол либо отбирается расписка у лица, получившего ценности. В ряде случаев целесообразно обязать его сохранить полученные им предметы до разрешения уголовного дела.

О принятии мер обеспечения заявленного гражданского иска вправе просить гражданский истец или его представитель (ст. 54 УПК), но следователь обязан принять такие меры и по своей инициативе.

Пункт 1 ст. 1101 ГК, развивая положение ст. 151 ГК, устанавливает, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Однако применительно к добровольному возмещению морального вреда в смысле ст. 61 УК это условие не обязательно. Такое возмещение видимо может производится путём передачи имущества, а также совершением иных действий, направленных на сглаживание физических и нравственных страданий.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25.12.1993 г.

3. Белозеров Ю.Н., Рябоконь В.В. Производство следственных действий. М., 2003.

4. Гуляев А.П. Следователь в уголовном процессе. М., 2003.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Совета судей Тульской области

08 октября 2012 годагород Тула

В Совет судей Тульской области поступают обращения в виде жалоб, заявлений, ходатайств и писем, не имеющих наименования, по поводу нарушения прав и законных интересов, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка.

В целях упорядочения процедуры принятия и рассмотрения обращений Советом судей Тульской области, Совет судей Тульской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

утвердить Положение «О порядке рассмотрения обращений Советом судей Тульской области».

Председатель Совета судей
Тульской области С.А. Бобкова _______________________________________________________________________________________________________________________________ УТВЕРЖДЕНО Советом судей Тульской области

08.10.2012г.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ

СОВЕТОМ СУДЕЙ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

I.Общие положения.

1.1.Настоящее Положение определяет порядок учета, регистрации, рассмотрения и разрешения обращений, поступивших в Совет судей Тульской области, на действия судей по вопросам, не связанным с существом разрешаемых ими дел.

1.2.Рассмотрение обращений осуществляется на основании положений Закона РФ от 26.06.1992г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федерального закона РФ от 14.03.2002г. №30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, утвержденного Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22.03.2007г., Федерального закона РФ от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

1.3. Обращения в Совет судей Тульской области поступают в письменной или электронной форме в виде жалоб, заявлений и писем, не имеющих наименования, по поводу нарушения прав и законных интересов, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка.

Жалоба — обращение гражданина или юридического лица по поводу нарушения его прав и законных интересов, содержащее просьбу об устранении допущенного нарушения.

Заявление — обращение гражданина или юридического лица, направленное на реализацию его прав и законных интересов, либо на устранение тех или иных недостатков в деятельности судов, органов судейского сообщества.

Письмо — может содержать в себе факты, присущие жалобе или заявлению.

1.4.Действие настоящего Положения не распространяется на порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, установленный уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, Кодексом РФ об административных правонарушениях.

II. Порядок принятия и рассмотрения обращений.

2.1. Все поступающие в Совет судей Тульской области обращения регистрируются секретарем Совета судей в день их поступления.

2.2. Обращения граждан, не содержащие подписи автора, его фамилии, имени, отчества, а также данных о месте жительства (либо работы, учебы), признаются анонимными, в связи с чем оставляются без ответа. Если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, о чем сообщается лицу, направившему обращение, если его наименование и почтовый адрес поддаются прочтению.

Анонимные обращения не рассматриваются.

2.3. Обращения, не содержащие сведений о совершении судьей дисциплинарного проступка, в том числе поданные в связи с несогласием с принятыми судебными актами, возвращаются без рассмотрения на основании письменного сообщения председателя Совета судей Тульской области или его заместителя.

2.4. Обращения, содержащие в адрес судьи выражения нецензурного, оскорбительного характера, не рассматриваются и возвращаются заявителю письмом председателя или заместителя председателя Совета судей Тульской области.

2.5. Обращения рассматриваются председателем Совета судей Тульской области или по его поручению членами Совета судей Тульской области.

III. Сроки рассмотрения обращений.

3.1. Поступившие обращения рассматриваются Советом судей Тульской области в течение 30 дней со дня регистрации обращения.

3.2. Если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов или принятие других мер, срок рассмотрения может быть продлен председателем Совета судей Тульской области, но не более, чем на один месяц, с уведомлением об этом авторов обращения.

IV. Особенности рассмотрения обращений

о совершении судьей дисциплинарного проступка.

4.1. Обращения граждан, юридических лиц, органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, содержащие сообщения о совершении судьей (мировым судьей) дисциплинарного проступка, проверяются Советом судей Тульской области самостоятельно или направляются председателю соответствующего суда для проверки.

4.2. По результатам проверки вышеуказанных обращений Совет судей Тульской области принимает решение о внесении представления в квалификационную коллегию судей Тульской области о необходимости наложения на судью дисциплинарного взыскания в связи с совершением им дисциплинарного проступка или об отказе в этом.

4.3. Сообщения, содержащие сведения о дисциплинарном проступке судьи, опубликованные в средствах массовой информации (телепередачах, газетах, журналах, радио и т.д.) проверяются Советом судей Тульской области самостоятельно, либо по поручению Совета судей Тульской области комиссией по этике, с привлечением к участию в проверке председателя соответствующего суда или иных судей. Срок проверки не должен превышать два месяца с даты публикации сообщений.

По результатам проверки может быть принято решение об обращении в квалификационную коллегию судей с представлением о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности или об отказе в этом.

Сообщение о принятом решении может быть направлено для опубликования в средства массовой информации.

Оренбургский судья привлечен к ответственности за нарушение Кодекса судейской этики

  • Опубликовано 02 Июля 2015
  • 6082 просмотра

Квалификационная коллегия судей Оренбургской области привлекла к дисциплинарной ответственности судью Ленинского районного суда Оренбурга Алексея Коннова по жалобе юриста МРОО «Комитет против пыток» Альбины Мударисовой на нарушение судейской этики.

23 марта 2015 года судьей Ленинского районного суда Оренбурга Алексеем Конновым рассматривалась жалоба, поданная юристом Комитета против пыток Альбины Мударисовой в интересах заявителя. До начала судебного заседания в кабинет судьи зашел бывший руководитель первого отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Оренбургской области Елена Федорова, бездействие которой и обжаловала Альбина Мударисова.
В течение получаса Федорова не выходила из кабинета судьи, несмотря на то, что судебное заседания уже должно было начаться. После длительных ожиданий из приемной вышел представитель прокуратуры, еще минут через пять – судья Коннов с секретарем, все прошли в зал судебного заседания и начался процесс. Не было только «виновницы торжества» – Елены Федоровой.
Юрист Комитета против пыток попросила объяснить, что делала госпожа Федорова столь длительное время в кабинете судьи и почему она отказалась от участия в судебном заседании? Судья Коннов ответил: «Ну отказалась… и что»? На дополнительный вопрос о том, где сейчас находится Елена Федорова, судья ответил: «Она там, осталась у меня в кабинете».
Посчитав, что судьей Ленинского районного суда Оренбурга был нарушен ряд требований, предъявляемых Кодексом судейской этики, правозащитница обратилась в Квалификационная коллегия судей Оренбургской области с жалобой, которая была удовлетворена, и судья Алексей Коннов привлечен к дисциплинарной ответственности.
«В процессе рассмотрения жалобы квалификационной коллегией судей, один из ее членов поинтересовался у меня, почему я обратилась к ним, ведь судья Коннов удовлетворил требования моей жалобы и признал бездействие представителя местного СУСК РФ незаконным, – комментирует Альбина Мударисова. – Меня это несколько смутило и я ответила, что жаловалась не на решение суда, а на непозволительное поведение судьи, которое не отвечает предъявляемым требованиям к представителям судейского сообщества. Надеюсь, данное решение квалификационной коллегии судей послужит напоминанием для всех представителей судейского сообщества о том, что уголовный процесс состязательный, а стороны обвинения и защиты равноправны перед судом».

Источник: Комитет против пыток

КС в отказном определении по жалобе бывшего судьи Новочеркасского городского суда Владимира Дорофеева согласился: ошибка судьи, которая стала следствием его «профессиональной некомпетентности или небрежности», может привести к «искажению фундаментальных принципов судопроизводства» и грубому нарушению прав участников процесса.

Практика Отвод адвоката и наказание судьи: семь главных позиций из обзора КС

И хотя за вынесение неправосудных решений судью можно привлечь к дисциплинарной ответственности, одного факта отмены решения в вышестоящей инстанции для этого недостаточно.

«Сама по себе отмена вышестоящим судом решения, принятого судьей – должностным лицом, уполномоченным осуществлять правосудие и не преследующим в этом качестве личные интересы, – не является основанием для привлечения этого судьи к дисциплинарной ответственности», – указал КС в своем определении. Кроме того, пересмотр решения в вышестоящей инстанции не носит и преюдициального значения для возможной оценки действий (или бездействия) судьи органами судейского сообщества.

Определение Конституционного суда от 6 декабря 2018 года № 3105-О/2018.

  • Конституционный суд

admin