Налоговый кодекс ст 171

Энтузиасты и просто любознательные айтишники наверняка замечали западные номера телефонов, в которых вместо привычных нам цифр используются буквы латинского алфавита. В этом коротком материале я расскажу откуда пошла традиция буквенных номеров, зачем круглому номеронабирателю латиница, как расшифровать американский телефон и как это можно использовать в личных, развлекательных или маркетинговых целях.

До 1968 года в Москве существовали телефонные номера с буквами, но правила были достаточно примитивными — цифрам от 1 до 0 соответствовали буквы от А до Л. Буквы Ё, Й, З исключались из-за похожести на Е, И и тройку соответственно. Другими словами, номер 123-45 записывался как А23-45, а чтобы не вспоминать 780-91 можно было придумать однозначное соответствие — ЖИЛКА.

Возможно из-за сложности членораздельного произношения букв в условиях некачественной связи («вэ», «бэ», «гэ», «дэ») или в угоду всеобщей унификации и равенства, Москва лишилась буквенных номеров. Все последующие советские и постсоветские номера стали цифровыми, и сегодня мы используем буквы номеронабирателя только во вторичном их значении — для написания текстов.

Телефонизация старого света тоже шла достаточно медленно и проблема запоминания телефонных номеров или ограниченности номерного ресурса встала перед европейцами много позже. Аналогичная попытка каждой цифре назначить букву не прижилась и в Европе.

Американцы же, раньше всех столкнувшиеся с семизначными номерами и проблемами их запоминания решили весь свой алфавит разместить на телефонном диске. По техническим причинам в Америке на единицу не начинались номера да и ноль исторически всегда служил для вызова телефонисток. Таким образом, любой семизначный американский номер мог начинаться на любую цифру, кроме 1 и 0. Именно поэтому (посмотрите на свой мобильный или домашний аппарат) на нуле и единице букв нет.

Все современные мобильные телефоны содержат латинский алфавит. И вы уже верно догадались, что существуют две модели использования этой клавиатуры: американская и любая другая.

Американцы, набирая номер, видят на клавиатуре не только цифры, но и буквы. Таким образом увиденное на рекламном плакате 1-800-FUCK-YOU это не направление или оскорбление, а средство запоминания номера 1-800-3825-968. Согласитесь, первое запоминается лучше. Принято переводить в буквы только значащую часть номера, код города или оператора чаще всего не трогают.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

A D G J M P T W
B E H K N Q U X
C F I L O R V Y
S Z

Мы, как и другие европейцы, при наборе номера смотрим только на цифры и американская мнемоника кажется нам удивительной и чуждой. Крупные же американские компании при подборе номеров, руководствуются ещё и словесной интерпретацией — номер должен звучать хорошо не только в цифрах, но и в буквах. В эпоху веба буквенные номера приобрели ещё большую ценность. Однозначное соответствие веб-адреса компании (microsoft.com) её телефонному адресу (800-MICROSOft или 642-7676) особенно хорошо смотрится. Обратите внимание, если целевое слово длиннее семи символов, отрезаются последние символы слова.

Американская мнемоника не прижилась среди русских букв, поскольку нет единого стандарта написания русского алфавита на цифровых кнопках, но мы-то и латинские буквы понимаем. Самые известные примеры из России PRIZYV (77-49-98, военкомат г. Новочебоксарска) и 500-ALLO (500-2556, Мегафон г. Москва). Буду рад если в комментариях читатели предложат или вспомнят примеры использования букв в украинских номерах.

Приведу ещё несколько живых примеров.

Значащая часть моего номера 9831933 и для визиток я мог бы выбрать написание WTF-1-XDD, где WTF и XDD достаточно распространённые в интернетах мемы.

Киевстар, например, вместо (044) 466-0-466 превратим во что-нибудь безумное типа 044-GOO-0-GOO. Бросаем в память абсурдный якорь про то, что goo это и слизь, укорачиватель гугла и гууудок ожидания оператора. Теперь вы никогда не забудете номер поддержки Киевстара.

Лайф радует богатством цифр в номере (800) 20-5433, который с лёгкостью превращается в (800) 20-LIFE. Предусмотрительные какие.

Возвращаясь к теме, если не удаётся выбрать для бизнеса красивый номер из цифр, присмотритесь к номерам из букв. Напишите свой бренд латиницей и, кто знает, возможно найти номер оканчивающийся на 48282 окажется проще и дешевле, чем «золотые” номера с пятью нулями.

Может ли прибыль, полученная от продажи доли в УК (уставном капитале) в первом квартале 2016 г., быть уменьшена на убыток по основной деятельности, возникший в 2015 г.?

В НК РФ не установлены особые условия налогового учёта прибыли, полученной с продажи части УК. Поэтому доходы и расходы по такой сделке учитываются на общих основаниях. Налоговая база по налогу на прибыль — это выручка в денежной форме за конкретный период, которая высчитывается по норме ст 247 НК РФ. По норме этой статьи: прибыль — это доходы минус расходы. Владеть частью УК значит обладать имущественным правом. Продажа такой доли является реализацией имущ. права и выручка от продажи облагается налогом на прибыль вместе с другими доходами фирмы. И также как и другие доходы может быть уменьшена на расходы. Если фирма в одном из налоговых периодов работала в убыток, то часть этого убытка или он весь может уменьшить налоговую базу в следующем отчётном или налоговом периоде. Таким образом, прибыль первого квартала 2016 года, полученная от реализации доли в УК, может быть уменьшена на убыток или часть убытка, понесенные в 2015 году. Налоговая база будет снижена, что облегчит материальное положение организации, которая, только продав собственную долю, смогла выбраться из долгов.

Как уплачивается налог на прибыль при выходе из ООО и получении имущества?

По нормам ФЗ об ООО №14 участник общества, имеющий долю, вправе покинуть организацию. При этом его часть капитала отчуждается в пользу ООО вне зависимости от согласия участников, если это прописано в уставе. Итак, доля участника, покидающего ООО, переходит к обществу, которое выкупает её. Организация выплачивает выходящему участнику на основании его заявления действительную стоимость его доли. Цена доли рассчитывается на основании бухотчётности за последний налоговый период на дату предшествующую дате подачи им заявления о выходе. ООО может выдать долю участнику не в денежной форме, а в натуре, например, предоставив ему имущество эквивалентное по цене причитающейся ему доле. Такой эквивалентный расчёт производится только с согласия участника. Должен ли выбывающий участник ООО платить налог на прибыль, если она возникает при выкупе его доли обществом путём передачи имущества? Чёткого ответа на этот вопрос НК РФ не даёт, но системное толкование норм позволяет сделать некоторые выводы. Бывший участник ООО отделяется, образуя самостоятельное юридическое лицо. Если он, как юр. лицо, использует общую систему налогообложения, то обязан отчислять в бюджет налог на прибыль. Если получение имущество при выходе из ООО было бывшему участнику выгодно, то он как новое самостоятельное юр. лицо получил прибыль, а значит должен уплатить с неё налог. Налоговая база по налогу на прибыль в этом случае может быть рассчитана как разница между рыночной стоимостью, полученного при выходе из общества имущества и расходами, понесенными этим участником ранее при покупке доли в обществе. Но могут иметь место и иные варианты. Например, отделиться от общества может не юридическое, а физическое лицо, или вышедшее из общества юр. лицо решит использовать упрощенную систему налогообложения вместо основной. Как в этом случае платятся налоги при получении имущества, эквивалентного по стоимости доле участника в УК? Юр. лицо, отделившись, решив применять УСН, может уменьшить свой доход в виде рыночной стоимости полученного имущества на сумму расходов, идущих на формирование уставного капитала. То есть от того насколько большим отделившаяся фирма решит сделать свои уставной капитал будет зависеть налогооблагаемая база при выходе её из ООО. Физическое лицо — участник общества, при выходе уплачивает НДФЛ 13% со всей полученной за свою долю суммы. Если доля выдана имуществом, то 13% с рыночной стоимости этого имущества. Эксперты отмечают, что положение физических лиц, покидающих ООО, невыгодно по сравнению с положением юридических. Они не имеют возможности уменьшить налогооблагаемую сумм на расходы, связанные с приобретением своей доли, что является несправедливым и ущемляет их права. Итак, налог на прибыль при выходе участника из ООО и получении при этом имущества уплачивается, только если обособившийся участник является юр. лицом и применяет ОСН. Рассчитывается доход юр. лица при этом как разница между рыночной ценой полученного имущества и затратами на покупку этой доли ООО. Налогом на прибыль такой доход облагается на общих основаниях.

1. В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Министерство финансов Российской Федерации вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков, налогоплательщиков, указанных в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, а также организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково».

Особенности учета иностранных организаций и иностранных граждан устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

Особенности учета налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.

1.1. Управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов, которым передано в доверительное управление недвижимое имущество указанных паевых инвестиционных фондов, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения этого недвижимого имущества.

2. Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.

3. Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение, а также индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

4. Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса.

Постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации:

через аккредитованные филиал, представительство осуществляется на основании сведений, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;

через иные обособленные подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) такой организации, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи.

Заявление о постановке на учет подается иностранной организацией в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации. Заявление о снятии с учета подается иностранной организацией не позднее 15 календарных дней со дня прекращения ею деятельности на территории Российской Федерации. При подаче заявления о постановке на учет (снятии с учета) иностранная организация одновременно с указанным заявлением представляет в налоговый орган документы, которые необходимы для постановки ее на учет (снятия с учета) в налоговом органе и перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

В случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения, иностранной организацией — в выбранный ею налоговый орган.

4.1. При осуществлении организацией, являющейся иностранным маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (за исключением официальных вещательных компаний), деятельности в рамках исполнения обязательств маркетингового партнера Международного олимпийского комитета через обособленное подразделение в течение периода, не превышающего шести месяцев и включающего в себя период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленный частью 2 статьи 2 указанного Федерального закона, постановка на учет такой организации осуществляется на основании уведомления, направляемого данной организацией в налоговый орган.

При осуществлении организацией, являющейся официальной вещательной компанией в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, деятельности в рамках договора, заключенного с Международным олимпийским комитетом или уполномоченной им организацией, через обособленное подразделение в течение периода, не превышающего двенадцати месяцев и включающего в себя период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленный частью 2 статьи 2 указанного Федерального закона, постановка на учет такой организации осуществляется на основании уведомления, направляемого данной организацией в налоговый орган.

При осуществлении организацией, являющейся иностранным организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона, деятельности в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в течение периода, не превышающего двенадцати месяцев и включающего в себя полностью или частично период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленный частью 2 статьи 2 указанного Федерального закона, постановка на учет такой организации осуществляется на основании уведомления, направляемого данной организацией в налоговый орган.

Форма уведомления, на основании которого происходит постановка на учет в налоговом органе организации, являющейся иностранным маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета, официальной вещательной компанией и (или) иностранным организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4.2. При осуществлении FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерними организациями FIFA, контрагентами FIFA, а также конфедерациями, национальными футбольными ассоциациями, указанными в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и являющимися иностранными организациями, деятельности через обособленные подразделения на территории Российской Федерации постановка на учет в налоговом органе таких организаций осуществляется на основании уведомлений, направляемых такими организациями в налоговый орган.

Форма уведомления, на основании которого осуществляется постановка на учет в налоговом органе организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4.3. Постановка на учет организации в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков осуществляется налоговым органом, которым в соответствии со статьей 25.3 настоящего Кодекса зарегистрирован договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков, в течение пяти дней с даты его регистрации, и в тот же срок организации выдается (направляется) уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

4.4. Постановка на учет организации в качестве участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, осуществляется налоговым органом, в который направляется копия договора инвестиционного товарищества, в течение пяти дней со дня ее получения либо сообщения о выполнении функций управляющего товарища в соответствии со статьей 24.1 настоящего Кодекса, и в тот же срок организации выдается (направляется) уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета по договору инвестиционного товарищества.

Постановка на учет организации в качестве участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, осуществляется налоговым органом по каждому договору инвестиционного товарищества отдельно.

4.5. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе иностранной организации в качестве налогового резидента Российской Федерации осуществляется налоговым органом на основании заявления такой иностранной организации о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации (об отказе от статуса налогового резидента Российской Федерации), предусмотренного пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса.

5. Абзац утратил силу.

Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается:

1) для водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) — место государственной регистрации транспортного средства;

1.1) для воздушных транспортных средств — место нахождения организации или место жительства (место пребывания) физического лица — собственника транспортного средства;

2) для транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 1.1 настоящего пункта, — место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство;

3) для иного недвижимого имущества — место фактического нахождения имущества;

5.1. Правила, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, применяются также в отношении недвижимого имущества и транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности и входящих в состав имущества организаций (в том числе в соответствии с концессионным соглашением), на которые этим организациям предоставлены права владения, пользования и распоряжения либо права владения и пользования, а также в отношении недвижимого имущества, составляющего имущество закрытых паевых инвестиционных фондов, которое передано в доверительное управление управляющих компаний.

5.2. Постановка на учет российской организации, созданной в результате реорганизации в форме преобразования или слияния, а также российской организации, реорганизованной в форме присоединения, в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежавшего реорганизованной (присоединенной) организации, осуществляется на основании сведений о реорганизации российской организации, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

6. Постановка на учет нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.

Постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.

7. Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в пунктах 1 — 6 и 8 статьи 85 настоящего Кодекса, либо на основании заявления физического лица.

7.1. Физические лица, место жительства которых для целей налогообложения определяется по месту пребывания физического лица, вправе обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет в налоговых органах.

8. Утратил силу

9. В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.

10. Налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (снятие их с учета) и учет сведений о налогоплательщиках.

В соответствии со статьей 165 Таможенного кодекса РФ экспорт — это таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе.

Принцип обложения налогом на добавленную стоимость товаров, отгружаемых на экспорт, а также работ и услуг, связанных с экспортом товаров, — это принцип, согласно которому налогообложение происходит в стране назначения товара.

Подтверждением применения ставки 0% является фактический вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Данная позиция подтверждается письмом Минфина России от 24 сентября 2004 г. N 03-04-08/73 «Об исчислении НДС при реализации товаров на экспорт».

Согласно действующему порядку применения нулевой ставки НДС, установленному положениями главы 21 Налогового кодекса РФ, 180-дневный срок представления документов, подтверждающих правомерность указанной ставки налога при реализации товаров на экспорт, считается с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, перемещения припасов. При этом 180-дневный срок представления документов исчисляется в календарных днях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса РФ при реализации товаров на экспорт для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:

  • контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации. Если контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, вместо копий полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции);
  • выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке. В случае если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, налогоплательщик представляет в налоговые органы выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица — покупателя указанных товаров (припасов). Если незачисление валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным валютным законодательством Российской Федерации, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации. При осуществлении внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию Российской Федерации и их оприходование. В случае если выручка от реализации товара (припасов) иностранному лицу поступила на счет налогоплательщика от третьего лица, в налоговые органы наряду с выпиской банка (ее копией) представляется договор поручения по оплате за указанный товар (припасы), заключенный между иностранным лицом и организацией (лицом), осуществившей (осуществившем) платеж;
  • таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее — пограничный таможенный орган). При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи представляется полная таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, подтверждающими факт помещения товаров под таможенный режим экспорта.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством — участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров. В случаях и порядке, определяемых Минфином России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области экономического развития и торговли, при вывозе отдельных видов товаров допускается представление экспортерами таможенной декларации (ее копии) с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление экспортируемых товаров, и специального реестра фактически вывезенных товаров с отметками пограничного таможенного органа Российской Федерации.

При вывозе с территории Российской Федерации припасов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов предоставляется таможенная декларация на припасы (ее копия) с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения, о вывозе припасов с таможенной территории Российской Федерации.

При вывозе товаров, не происходящих с территории Российской Федерации, в таможенном режиме экспорта на территорию государства — участника Таможенного союза, на границе с которым таможенный контроль отменен, в налоговые органы представляются:

  • таможенная декларация (ее копия) с отметкой российского таможенного органа, подтверждающей факт помещения товаров под таможенный режим экспорта;
  • копия заявления об уплате налога при ввозе товаров на территорию государства — участника Таможенного союза, на границе с которым таможенный контроль отменен, с отметкой налогового органа этого государства, подтверждающей факт уплаты налога;
  • копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом следующих особенностей.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются следующие документы:

  • копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой «Погрузка разрешена» пограничной таможни Российской Федерации;
  • копия коносамента, морской накладной либо любого иного подтверждающего факт приема к перевозке экспортируемого товара документа, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством — участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

При вывозе товаров в режиме экспорта воздушным транспортом для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в налоговые органы налогоплательщиком представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, могут не представляться в случае вывоза товаров в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи.

При вывозе с территории Российской Федерации припасов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов предоставляются копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов с таможенной территории Российской Федерации воздушными и морскими судами, судами смешанного (река-море) плавания.

В случае, если погрузка товаров и их таможенное оформление при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами осуществляются вне региона деятельности пограничного таможенного органа, для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщик представляет в налоговые органы следующие документы:

  • копию поручения на отгрузку экспортируемых грузов с отметкой «Погрузка разрешена» российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров, а также с отметкой пограничного таможенного органа, подтверждающей вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации;
  • копию коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке экспортируемого товара документа, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.

При вывозе товаров, не происходящих с территории Российской Федерации, в таможенном режиме экспорта на территорию государства — участника Таможенного союза, на границе с которым таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, подтверждающими факт помещения товаров под таможенный режим экспорта.

Если товары помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны, представляются контракт (копия контракта) с резидентом особой экономической зоны, платежные документы об оплате товаров, копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны, выданная федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, или его территориальным органом, а также таможенная декларация с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны.

Указанные документы представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов одновременно с представлением налоговой декларации (п. 10 ст. 165 Налогового кодекса РФ). Согласно новой редакции пункта 10 статьи 165 Налогового кодекса РФ, начиная с 2006 года, налогоплательщик должен указывать в учетной политике для целей исчисления НДС порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются НДС по нулевой ставке.

Момент определения налоговой базы при реализации товаров на экспорт изложен в пункте 9 статьи 167 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым моментом определения налоговой базы является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ.

При реализации товаров на экспорт также выставляется счет-фактура в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 3 статьи 169 Налогового кодекса РФ, при этом в счете-фактуре (графа 7) указывается ставка налога 0%.

Обратите внимание, суммы, указанные в счете-фактуре, могут быть выражены как в рублях, так и в иностранной валюте.

Хотелось бы посоветовать бухгалтерам при подготовке документов в налоговые органы проверить правильность оформления документов, руководствуясь Таможенным кодексом РФ, Приказом ГТК России от 21 августа 2003 г. N 915 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации», Приказом ГТК России от 12 сентября 2001 г. N 892 «Об утверждении Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами», статьей 169 «Счет-фактура» Налогового кодекса РФ и др.

Если организация подтверждает реализацию товаров на экспорт, то она имеет право на возмещение налога на добавленную стоимость, предъявленного поставщиками по товарам, работам, услугам, приобретенным для операций, облагаемых по ставке 0%.

Вычеты налога, предъявленного поставщиками по товарам, работам, услугам, приобретенным для операций, облагаемых по ставке 0%, производятся только при предъявлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ. Вместе с документами в налоговый орган представляется отдельная декларация, утвержденная Приказом Минфина России от 28 декабря 2005 г. N 163н.

Порядок предоставления налоговых вычетов (возмещения налога) изложен в пункте 4 статьи 176 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым суммы, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 — 6 и 8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 Налогового кодекса РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Налогового кодекса РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ.

Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Налогового кодекса РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ.

В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

В случае, если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения указанного решения.

Если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решение об отказе и (или) указанное заключение не представлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение десяти дней.

В случае наличия у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки и пени по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа. Налоговые органы производят указанный зачет самостоятельно и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику.

Если налоговым органом принято решение о возмещении при наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пеня на сумму недоимки не начисляется.

При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по налогу и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в связи с реализацией работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, по согласованию с таможенными органами либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.

Не позднее последнего дня срока, указанного в абзаце втором пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса РФ, налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.

Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. В случае, когда такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.

При нарушении сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса РФ, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Банка России.

Исчисление НДС в случае, если право на применение ставки 0% не подтверждено

Документы, подтверждающие фактический экспорт, должны быть представлены в налоговые органы в соответствии с требованиями, установленными статьей 165 Налогового кодекса РФ.

Отсутствие какого-либо из документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ, или неправильное оформление документов не позволяет налогоплательщику подтвердить свое право на применение ставки 0% и налоговые вычеты.

Не подтвердив документально свое право на применение ставки 0% по экспортным операциям в течение 180 дней, налогоплательщик должен уплатить НДС по указанным операциям по соответствующим налоговым ставкам 10% или 18%.

Если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ, не собран на 181-й день, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенных режимах экспорта, свободной таможенной зоны, международного таможенного транзита, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ, то есть как день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг).

Таким образом, если полный пакет документов не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, операции по реализации указанных товаров подлежат включению в декларацию по ставке 0% за налоговый период, на который приходится день отгрузки товаров. При этом налогоплательщик уплачивает пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.

Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения на территории РФ (включая реализацию товаров на экспорт), производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров за истекший налоговый период, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 174 Налогового кодекса РФ). Следовательно, в случае отсутствия на 181-й день документов, подтверждающих фактический экспорт товаров, пени будут начисляться за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате НДС, начиная с 21-го числа месяца, следующего за тем месяцем, на который приходится день помещения товаров под таможенный режим экспорта.

В пункте 9 статьи 165 Налогового кодекса РФ говорится, что если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенных режимах экспорта, свободной таможенной зоны, международного таможенного транзита, перемещения припасов, налогоплательщик не представил необходимые документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам 10% или 18%.

Порядок бухгалтерского учета в рассматриваемом случае разъяснен в письме Минфина России от 27 мая 2003 г. N 16-00-14/177, в котором говорится, что на сумму НДС, исчисленную согласно пункту 9 статьи 165 Налогового кодекса РФ по истечении 180 дней, производятся записи по дебету счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «НДС к возмещению», в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «НДС к начислению», и соответственно по дебету счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «НДС к начислению», с кредитом счета 51 «Расчетные счета» при перечислении в бюджет.

Одновременно налогоплательщик может уменьшить сумму, подлежащую уплате в бюджет, на соответствующие налоговые вычеты НДС, уплаченного поставщикам при производстве и реализации экспортного товара.

Налогоплательщик может впоследствии представить в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0%. При этом уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 Налогового кодекса РФ.

Суммы НДС, подлежащие возврату (возмещению) организации в соответствии со статьей 176 Налогового кодекса РФ, отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 51 «Расчетные счета» (68 «Расчеты с бюджетом») с кредитом счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «НДС к возмещению» (письмо Минфина России от 27 мая 2003 г. N 16-00-14/177).

Экспорт товаров в Беларусь

При реализации российских товаров, вывезенных с территории России на территорию Белоруссии, применяется нулевая ставка НДС. Правда, 165 статья Налогового кодекса РФ тут не применяется. Чтобы воспользоваться нулевой ставкой, в налоговые органы надо представить вместе с налоговой декларацией следующие документы:

  • договоры (их копии), на основании которых осуществляется реализация товаров;
  • выписку банка (копию выписки), подтверждающую фактическое поступление выручки от покупателя на счет налогоплательщика;
  • третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, с отметкой налогового органа другой Стороны, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства Стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства);
  • копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара;
  • иные документы, предусмотренные российским законодательством.

Перечисленные документы представляются в налоговые органы в течение 90 дней со дня отгрузки (передачи) товаров.

Если договором предусмотрен расчет наличными денежными средствами, в налоговые органы представляется выписка банка (копия выписки), подтверждающая внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих фактическое поступление выручки от покупателя товаров. А при бартере налогоплательщик должен представить в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров, полученных по указанным операциям, на территорию России и их принятие на учет. В письме Минфина России от 20 сентября 2005 года N 03-04-08/247 сказано, что такими документами являются накладная белорусского поставщика, заявление о ввозе товаров, а также регистры бухгалтерского учета, из которых видно, что белорусский товар принят на учет. При этом индивидуальные предприниматели и организации, работающие по упрощенной системе налогообложения, вместо регистров бухгалтерского учета представляют товаросопроводительные документы, подтверждающие, что белорусский поставщик передал товары покупателю. Налоговый орган производит проверку обоснованности применения нулевой ставки НДС и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

При непредставлении документов, подтверждающих факт экспорта белорусских товаров, НДС подлежит уплате в бюджет за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров. При этом продавец может воспользоваться правом на вычет налога по приобретенным (принятым на учет) товарам, выполненным работам и оказанным услугам, которые были использованы для производства или реализации товаров.

Если документы, подтверждающие экспорт, будут представлены по истечении 90 дней (но не более трех лет со дня возникновения обязательства по уплате НДС), уплаченная сумма НДС подлежит возврату в порядке, установленном статьей 176 Налогового кодекса РФ. При этом пени, начисленные и уплаченные за нарушение сроков уплаты НДС, возврату не подлежат. Напомним, что согласно статье 75 Налогового кодекса РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога. При этом процентная ставка пени равна 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Отметим, что пени не начисляются на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.

admin