Налоговые льготы

Кондакова А.А.

Льготы являются одним из основных инструментов налогового регулирования социального и экономического развития. Их использование в регулировании экономики имеет многостороннее применение. Налоговые льготы могут предоставляться в различных целях: социальное выравнивание материального положения, в качестве поощрения за особые заслуги перед государством, в целях привлечения иностранных инвестиций в страну, а так же для стимулирования экономического роста в различных сферах экономики. Налоговые льготы являются важнейшим инструментом государственного регулирования деятельности больших и малых предприятий, частных предпринимателей и реальных доходов физических лиц.

Статья 56 Налогового кодекса РФ гласит, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Данное определение дает представление о налоговой льготе как о преимуществе, которое предоставляется отдельным категориям налогоплательщиков перед другими .

Налоговые льготы можно рассматривать с нескольких сторон: как средство экономического регулирования и как элемент социальной политики государства. Налоговые льготы непосредственно связаны с налогом и являются важнейшим инструментом налогового регулирования. Уменьшение суммы налога, отсрочка его уплаты осуществляются через механизм налоговых льгот, с помощью которого обеспечивается гибкость всего налогового механизма. Кроме того использование налоговых льгот определяется экономическими целями государственной политики и характеризует степень вмешательства государства в экономику. Но налоговые льготы могут обеспечивать достижение и социальных целей, например, с помощью применения вычетов по НДФЛ.

В 2011—2013 гг. в российской налоговой системе действовало около 200 различных льгот и преференций: по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам.

Исследование российского законодательства позволяет выделить следующие формы налоговых льгот, применяемых в РФ:

1 Освобождение отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты налога. Например, в соответствии со ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС. Если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров этих лиц без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн. руб.

2 Освобождение отдельных объектов от налогообложения (налоговые изъятия): государственные пособи, пенсии, стипендии, алименты, гранты, компенсационные выплаты и др.

3 Понижение налоговой ставки.

4 Налоговые вычеты. Эта льгота состоит в исключении отдельных сумм их налоговой базы.

5 Изменение периодичности уплаты налога представляет собой перенос установленного срока уплаты на более поздний срок без применения к налогоплательщику налоговых санкций.

Несмотря на то, что предоставление налоговых стимулирующих механизмов и налоговых льгот напрямую не влечет расходования бюджетных средств, указанные меры оборачиваются сокращением доходов бюджетной системы Российской Федерации и тем самым уменьшают ресурсы государства, необходимые для решения поставленных перед ним задач . Поэтому правомерно рассматривать налоговые льготы, освобождения и прочие стимулирующие механизмы в качестве «налоговых расходов» бюджетной системы Российской Федерации.

По оценкам специалистов, потери бюджета России из-за предоставления льгот составляют 110-160 млрд руб. в год, однако не взяли в учет выгоды в связи с выполнением налогами стимулирующей роли . Согласно сводной справки приложенной к Проекту «Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» с каждым годом «выпадающие доходы» бюджета, образующиеся вследствие предоставления налоговых льгот, только возрастают. Если в 2010 году размер «выпадающих доходов» составил 1,2 трлн руб., то в 2012 году этот показатель вырос до 1,8 трлн руб. (приблизительно 14% от общего объема доходов федерального бюджета за 2012 год) .

Поэтому необходимо еще раз указать на недопустимость превышения текущих фискальных интересов государства над стратегией экономического роста. Применяемые налоговые льготы в современной налоговой системе России не следует отменять, но существует необходимость систематизировать, глубоко реформировать, упорядочивать, рассчитывать их экономический эффект и контролировать целевое использование и избирательный характер льготируемых средств.

Для максимально эффективного применения льгот в налоговом планировании, необходимо иметь специальную подборку льгот из законодательной базы. Анализ существующих льгот для хозяйствующих субъектов в РФ позволяет сделать вывод, что они носят разрозненный, несистемный, разнонаправленный характер. Это говорит об отсутствии достаточно четкой стратегии по стимулированию конкретных направлений деятельности и сфер экономики на государственном уровне .

В условиях существенного ухудшения экономических показателей и роста государственных расходов одним из резервов дополнительных поступлений в бюджеты рассматривается оптимизация налоговых льгот.

Согласно Проекту «Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» принятие новой льготы (иного стимулирующего механизма) должно сопровождаться определением «источника» для такого решения, в качестве которого может рассматриваться отмена одной или нескольких неэффективных льгот.

В целях обеспечения устойчивости бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов предлагается «окончательно отказаться от установления новых льгот (включая освобождение от налогообложения, исключение из налоговой базы объекта налогообложения) по региональным и местным налогам».

Также предлагается приводить оценку эффективности действующих налоговых льгот, а также расходов бюджета на их предоставление.

Кроме того, при принятии каждой новой налоговой льготы инициаторы идеи должны будут обосновать «источники» бюджетных средств, за счет которых будут покрываться выпадающие доходы. Разработчики Проекта полагают, что такими «источниками» могут стать в том числе неэффективные налоговые льготы, которые закреплены сегодня в действующем законодательстве.

Еще одним новшеством может стать правило о том, что каждая новая налоговая льгота первоначально принимается на временной основе. Постоянную «прописку» в НК РФ она будет получать только после анализа эффективности ее применения по окончании пилотного периода.

Основные изменения в налоговой системе, планируемые к реализации в ближайшие годы, будут направлены, в частности, на:

— создание особых условий ведения предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, с расширением этого региона на Республику Хакасия и Красноярский край;

— стимулирование развития малого предпринимательства (субъектам РФ планируется предоставить право устанавливать для впервые зарегистрированных ИП, перешедших на УСН и ПСН и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, «налоговые каникулы» в виде налоговой ставки в размере 0 процентов, которые будут действовать в 2015 — 2018 годах);

— противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций, в том числе путем введения института контролируемых иностранных компаний.

Предлагается ввести понятие «налогового резидентства» для юридических лиц, что позволит противодействовать злоупотреблениям при определении доходов иностранных организаций, подлежащих налогообложению в РФ, а также более эффективно противодействовать злоупотреблениям при использовании льгот, предоставляемых международными соглашениями об избежании двойного налогообложения.

С 2015 года планируется ввести налог на недвижимое имущество физических лиц, уплачиваемый с кадастровой стоимости объекта недвижимости. Предполагается, что возможность вводить новый налог получат органы местного самоуправления в тех субъектах Российской Федерации, где законом субъекта Российской Федерации будет отменен действующий налог на имущество физических лиц.

В целях недопущения резкого роста налоговой нагрузки на налогоплательщиков предполагается предусмотреть в Налоговом кодексе РФ специальные переходные положения (планируется распределить повышение налога на 4 — 5 лет, посредством применения понижающих коэффициентов).

Одной из основных проблем совершенствования налоговой системы РФ является создание гибкой и целенаправленной государственной политики, обеспечение ее эффективности в механизме предоставления налоговых льгот . Необходимо создать тесную связь условий льготирования с выполнением специально оговоренных условий, которые должны быть направлены на достижение необходимого обществу результата. В законодательстве, в свою очередь, должны быть четко прописаны условия использования высвобождаемых средств.

Таким образом, вопрос применения льгот требует тщательного рассмотрения в правильности их функционирования, так как налоговые льготы должны с точностью выполнять все свои функции, чего на данный момент не происходит. Этот вопрос остается актуальным как для самих налогоплательщиков, так и для налоговых органов.

Список использованных источников:

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 04.10.2014).
  2. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов // СПС Консультант Плюс.
  3. Мусаева Х.М. «Налоговые льготы в российском законодательстве: сущность, формы, приоритеты и эффективность» // Финансы и кредит. – 2013.

    Налоговые льготы в России в 2018 году

    – №42. – С. 48-53.

  4. Вылкова Е.С., Романовский М.В. «Налоговое планирование», 2011. – 634 с.
  5. Мусаева Х.М. Формирование механизма налогового регулирования экономики. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2012.
  6. Марков В.В. Налоговые льготы как способ стимулирования инновационной деятельности: оценка целесообразности и бюджетной результативности их применения. Дисс. – М., 2010.
  7. Стеба Н.Д. Оценка выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с предоставлением налоговых льгот / Н.Д. Стеба, Н.В. Пивоварова, Е.И. Комарова // Экономические науки. — 2011. — № 8(81). — С. 185—188.
  8. Ткачева Т.Ю. Актуальные направления мониторинга налоговых льгот на региональном уровне // «Инновации в науке»: сборник статей по материалам XХIV международной научно-практической конференции. г..Новосибирск 09 сентября 2013 г.

24 октября

КОМУ ПОЛОЖЕНЫ ЛЬГОТЫ ПРИ УПЛАТЕ НАЛОГОВ?

«Я – пенсионер.

Налоговые льготы (Tax benefits) — это

Слышал, что эта категория граждан освобождается от уплаты налогов. Так ли это на самом деле?», — в своем письме, адресованном редакции нашей газеты, вопрошал наш постоянный читатель Владимир Васильев. Мы переадресовали вопрос начальнику отдела по работе с клиентами Межрайонной ИФНС России №3 по Волгоградской области Ларисе Васильевне Фатеевой.

В связи с тем, что срок уплаты налогов физическими лицами подходит к концу, эта информация для многих может быть полезна. Итак, от уплаты налогов на ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ освобождаются следующие категории граждан:

* Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

* Инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

* Участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

* Лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

* Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

* Лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 124Д-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

* Лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

* Члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;

* Пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;

* Граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

* Родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Информацию о дополнительных налоговых льготах по налогу на имущество физических лиц в разрезе муниципальных образований (сельских поселений) Волгоградской области можно уточнить на сайте Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области в разделе «Физическим лицам» — «Налог на имущество физических лиц» (http-//www.r34.nalog.ru).

По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением. Если же строение, помещение и сооружение перешло по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается, начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

Срок уплаты налога на имущество заканчивается 1 ноября.

ЛЬГОТЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО ТРАНСПОРТНОМУ НАЛОГУ:

* Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы — в отношении легковых автомобилей и мотоциклов;

* Ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий, подпадающие под действие Федерального закона «О ветеранах», на которых в соответствии с действующим законодательством зарегистрированы легковые автомобили, мотоциклы и мотоколяски;

* Инвалиды I и II групп, на которых в соответствии с действующим законодательством зарегистрированы легковые автомобили, мотоциклы и мотоколяски;

* Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», на которых в соответствии с действующим законодательством зарегистрированы легковые автомобили, мотоциклы и мотоколяски;

* Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на которых в соответствии с действующим законодательством зарегистрированы легковые автомобили, мотоциклы и мотоколяски;

* Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, на которых в соответствии с действующим законодательством зарегистрированы легковые автомобили, мотоциклы и мотоколяски;

* Граждане, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах, на которых в соответствии с действующим законодательством зарегистрированы легковые автомобили, мотоциклы и мотоколяски;

* Жители Волгоградской области, имеющие награды «Блокадный Ленинград», на которых в соответствии с действующим законодательством зарегистрированы легковые автомобили, мотоциклы и мотоколяски;

* Родители военнослужащих и сотрудников, погибших (умерших) вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы;

ЛЬГОТЫ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ В ОТНОШЕНИИ ТОЛЬКО ОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С МОЩНОСТЬЮ ДВИГАТЕЛЯ ДО 100 ЛОШАДИНЫХ СИЛ (ДО 73,55 КВТ) ВКЛЮЧИТЕЛЬНО.

Напоминаем, срок уплаты транспортного налога заканчивается 5 ноября.

Обращаем внимание: налогоплательщики, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет суммы налога происходит с месяца, в котором возникло это право.

Редакция kamyshin.ru

Налоговые льготы и иные меры государственной поддержки. Новости января: коротко о главном

Налоговые льготы для организаций, осуществляющих научно-техническую и внедренческую деятельность

С целью стимулирования научно-технической и внедренческой деятельности организаций законодатель расширил налоговые льготы, внеся соответствующие изменения и дополнения в налоговое законодательство.

Научно-техническая деятельность — это деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы (ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. и доп. от 01.12.2007).

Внедренческая деятельность определена в Письме Инновационного совета при Председателе Совета Министров РСФСР от 19.04.1991 N 14-448 и Минфина России от 14.05.1991 N 16/135В как деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке.

Ссылки на Закон N 127-ФЗ нередко встречаются в отдельных главах НК РФ, в то время как ссылка на определение внедренческой деятельности в главах НК РФ отсутствует, что создает прецеденты для споров между фискальными органами и налогоплательщиками, осуществляющими внедренческую деятельность при использовании последними предусмотренных НК РФ налоговых льгот.

С целью перехода экономики на инновационный путь развития с 1 января 2008 г. вступили в действие отдельные положения Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп. от 29.11.2007) и Федерального закона от 19.07.2007 N 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности», расширяющие перечень налоговых льгот для организаций, осуществляющих научно-техническую и внедренческую деятельность.

С 1 января 2008 г. налоговые льготы для организаций, осуществляющих указанную деятельность, расширены в части налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций.

Налог на добавленную стоимость

С 1 января 2008 г. п. 2 ст. 149 гл.

Регионам придется отменить часть налоговых льгот

21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ дополнен пп. 26. В означенном подпункте определено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (ст. 3 Закона N 195-ФЗ).

Научную и (или) научно-техническую деятельность осуществляют научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации.

До 1 января 2008 г. освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость предоставлялось научным организациям и учреждениям образования только в случае, если выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществлялось за счет средств бюджетов и фондов (внебюджетных фондов). С 1 января 2008 г. ст. 3 Закона N 195-ФЗ дополнила п. 3 ст. 149 НК РФ пп. 16.1, согласно которому с 1 января 2008 г. в перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации, законодатель включил выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий. При этом законодатель предусмотрел перечень научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, при выполнении которых в случае их отнесения к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий осуществляется освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость. В состав названных работ включаются:

разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

разработка новых технологий;

создание опытных (не имеющих сертификата соответствия) образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.

Организациям, осуществляющим как научно-техническую, так и иную предпринимательскую деятельность, следует помнить, что осуществление операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению, приводит к обязанности ведения раздельного учета таких операций.

С 1 января 2008 г. изменен налоговый период по налогу на добавленную стоимость с месяца (в общем случае) на квартал для всех налогоплательщиков. Такое изменение является косвенным стимулированием к развитию всех организаций: обновлению парка оборудования (приобретению и введению в эксплуатацию новой техники), разработке и внедрению новых техники и технологий.

Налог на прибыль организаций

В пп. 14 ст. 251 НК РФ ст. 3 Закона N 195-ФЗ расширен перечень фондов, поступления из которых относятся к средствам целевого финансирования и не учитываются в качестве доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. До 1 января 2008 г. к средствам целевого финансирования относилось имущество в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций.

С 1 января 2008 г. к целевому финансированию, кроме перечисленного, использованному по целевому назначению, будет относиться имущество в виде средств, полученных также из иных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, которые зарегистрированы в порядке, предусмотренном Законом N 127-ФЗ, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

После 1 января 2008 г. расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые зарегистрированы в порядке, предусмотренном Законом N 127-ФЗ, признаваемые в качестве расходов в целях налогообложения прибыли, увеличены с 0,5 до 1,5% доходов (валовой выручки) налогоплательщика (данное изменение внесено ст. 1 Закона N 195-ФЗ).

Анализируя нормы ст. 262 и п. 36 ст. 270 НК РФ до 1 января 2008 г., можно было обозначить некоторые несоответствия в налоговом законодательстве. Так, п. 36 ст. 270 НК РФ исключал из состава расходов сверхнормативные затраты на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, не давшие положительного результата, предусмотренные ст. 262 НК РФ. Вместе с тем нормы для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не давших положительного результата, ст. 262 НК РФ не были определены. С 1 января 2008 г. указанные несоответствия устранены, поскольку в соответствии со ст. 4 Закона N 216-ФЗ п. 36 ст. 270 НК РФ утратил силу.

Как известно, амортизация является источником простого воспроизводства. В последние 10 — 15 лет организации остро ощущают нехватку в амортизационных средствах. В соответствии со ст. 3 Закона N 195-ФЗ с 1 января 2008 г. законодатель разрешил организациям в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не более 3.

Законодатель в соответствии со ст. 3 Закона N 195-ФЗ также расширил перечень расходов, которые налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и признающие объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, с 1 января 2008 г. признают в качестве расходов. Пункт 1 ст. 346.16 НК РФ дополнен пп. 2.3, согласно которому налогоплательщик полученные доходы с 1 января 2008 г. уменьшает на расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 262 НК РФ.

Таким образом, произведено «точечное» реформирование налогового законодательства относительно научно-технической и внедренческой деятельности. Введение с 1 января 2008 г. новых налоговых льгот, к сожалению, не соответствует масштабам бедственного положения, в котором оказались организации, деятельность которых направлена на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем.

Проведенное реформирование налогового законодательства не устранило, к сожалению, и ряд неточностей в формулировках, а порой и их отсутствие.

Необходимо добиваться того, чтобы между фискальными органами и налогоплательщиками не возникало расхождений во мнениях при трактовке понятий, в частности, «внедренческая деятельность», «инновационная деятельность», «научная и научно-техническая деятельность», «совершенствование технологий», «интеллектуальная собственность». Для этого необходимо четко определить и сформулировать в рамках НК РФ перечень работ и услуг, их результатов, которые законодатель включает в состав деятельности, направленной на экономическое и техническое развитие, по которой он предоставляет налоговые льготы. Кроме того, открытым остается и вопрос о сходстве и отличии перечисленных видов деятельности.

Неопределенность в понятиях, сформулированных в НК РФ, порождает проблему непредставления организациям, деятельность которых направлена на познание и развитие, инвестиционного налогового кредита (ст. 67 НК РФ).

Е.Голикова

Руководитель отдела

аудита и консалтинга

Международного центра по изучению

и развитию совместных предприятий

Статья 4. Льготы по налогам

1. От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

(в ред. Федерального от 11.08.1994 N 25-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

(в ред. Федерального от 11.08.1994 N 25-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

(в ред. Федерального от 11.08.1994 N 25-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

(в ред. Федерального от 11.08.1994 N 25-ФЗ)

(см.

Что такое налоговые льготы в Российской Федерации

текст в предыдущей

лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

(в ред. Федерального от 05.04.2009 N 45-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

(абзац введен Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ)

лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

(абзац введен Федеральным от 11.08.1994 N 25-ФЗ)

члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.

(абзац введен Федеральным от 11.08.1994 N 25-ФЗ)

2. Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:

пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным Российской Федерации;

гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военной образовательной организацией, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации;

(в ред. Федерального от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;

со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, — на период такого их использования;

с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.

(абзац введен Федеральным от 17.07.1999 N 168-ФЗ)

(п. 2 в ред. Федерального от 11.08.1994 N 25-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

Исключен. — Федеральный от 24.07.2002 N 110-ФЗ.

(см. текст в предыдущей

4. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, установленным настоящим Законом, и основания для их использования налогоплательщиками.

(п. 4 в ред. Федерального от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

Льготы по налогу на имущество физических лиц условно можно разделить на три вида (п. 2 ст. 399, ст. 407 НК РФ):

  • федеральные льготы, установленные отдельным категориям граждан;
  • федеральные льготы, установленные в отношении отдельных видов имущества;
  • льготы, устанавливаемые органами муниципальных образований и органами местного самоуправления.

Федеральные льготы, установленные отдельным категориям граждан

Не уплачивают налог (пп. 1 — 13 п. 1 ст. 407 НК РФ; Письмо ФНС России от 09.01.2017 N БС-4-21/48@):

  • Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
  • участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;
  • лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
  • лица, имеющие право на получение социальной поддержки, подвергшиеся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк», вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (ст. 4 Закона от 15.05.1991 N 1244-1; ст. 1 Закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ; ст. 1 Закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ);
  • военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
  • лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
  • пенсионеры, получающие пенсии на основании законодательства РФ или другого государства, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством РФ выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
  • граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
  • родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Федеральные льготы, установленные в отношении отдельных видов имущества

Не уплачивают налог (пп. 14, 15 п. 1 ст. 407 НК РФ):

  • физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, — в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, — на период такого их использования;
  • физические лица — в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Льготы, устанавливаемые органами муниципальных образований и органами местного самоуправления

При установлении налога могут устанавливаться налоговые льготы актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). В частности, в г. Москве для льготных категорий граждан (пп. 1 — 13 п. 1 ст. 407 НК РФ) предусмотрено освобождение от уплаты налога в отношении одного гаража или машино-места, если (п.

Льготы по уплате налогов

2 ст. 399 НК РФ; ч. 1 ст. 1.1 Закона г. Москвы от 19.11.2014 N 51):

  • в течение налогового периода они не использовали право на льготу на основании ст. 407 НК РФ в отношении указанных объектов;
  • площадь гаража или машино-места не превышает 25 кв. м;
  • объект расположен в здании, включенном в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, с учетом условий абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ.

Обратите внимание!

До 01.01.2017 отсутствовало определение машино-места, поэтому права на такие объекты могли оформляться как на часть или на долю в нежилом помещении без указания его конкретного назначения. Такие объекты облагались налогом по ставке до 0,5% без применения налоговых льгот. С 2017 г., если объект фактически отвечает требованиям и характеристикам машино-места, но таковым не назван при регистрации права на него, собственник вправе обратиться в органы Росреестра для изменения наименования объекта. После этого налоговые органы рассчитают налог на имущество с применением меньшей ставки налога либо льготы (Письмо ФНС России от 07.12.2016 N БС-4-21/23301@; Информация ФНС России от 08.12.2016).

Подробную информацию об установленных налоговых льготах в конкретном регионе можно узнать, воспользовавшись информационным ресурсом «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» раздела «Электронные услуги» интернет-сайта ФНС России.

Порядок оформления льготы по налогу

Для получения льготы граждане представляют в налоговый орган заявление и документы, подтверждающие право на льготу. Например, инвалид представляет справку государственного учреждения МСЭ, подтверждающую наличие у него определенной группы инвалидности. Целесообразно представить также документы на облагаемое налогом недвижимое имущество, подтверждающие его вид и разрешенное использование, которые учитываются налоговыми органами при предоставлении льготы (п. 6 ст. 407 НК РФ; Приложение N 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031н; Письмо ФНС России от 06.04.2017 N БС-4-21/6426).

С заявлением и документом о праве на льготу следует представить (п. 2 ст. 27, п. 3 ст. 29 НК РФ; п. п. 1, 2 ст. 31, ст. 185 ГК РФ):

  • в случае подачи заявления доверенным лицом — нотариально удостоверенную доверенность на право подачи заявления;
  • в случае указания в заявлении лица, находящегося под опекой или попечительством, — документа, подтверждающего факт установления опеки или попечительства.

При этом налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (п. 3 ст. 407 НК РФ). Так, если, например, у льготника-инвалида в собственности имеется квартира, дом и гараж, он освобождается в полном объеме от уплаты налога на имущество. А если он имеет три квартиры и дом, то он имеет право на льготу при уплате налога за дом, а также только за одну из квартир.

Уведомление о выбранном объекте налогообложения, в отношении которых используется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения имущества до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота (п. 7 ст. 407 НК РФ).

Если уведомление не будет представлено, то налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога (п. 2.9 Рекомендаций, направленных Письмом ФНС России от 06.04.2015 N БС-4-11/5594@).

При возникновении (прекращении) у налогоплательщика в течение налогового периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц (п. 6 ст. 408 НК РФ).

Возврат переплаты налога за прошлые периоды

В случае обращения с заявлением о предоставлении льготы по уплате налога перерасчет суммы налогов производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу (п. 6 ст. 408 НК РФ).

Для возврата излишне уплаченного налога налогоплательщик представляет в налоговый орган письменное заявление.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога должно быть принято налоговым органом в течение 10 рабочих дней со дня получения такого заявления. Затем в течение пяти рабочих дней налогоплательщику направляется сообщение о принятом решении. Возврат налога должен быть произведен в месячный срок со дня получения указанного выше заявления (п. 6 ст. 6.1, п. п. 6, 8, 9 ст. 78 НК РФ).

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Федеральной налоговой службы — www.nalog.ru

admin