Налоговая система Германии

Введение ……………………………………………………………….….3

1. Особенности налоговой системы Германии …………………….….4

1.1. Налоговая система Германии, ее становление и развитие ….…..4

1.2. Налоговая реформа …………………………………………….……6

1.3. Налоговое законодательство ………………………………….……8

1.4. Принципы и построение налоговой системы Германии …….….9

2. Виды налогов ………………………………………….…………..….12

2.1. Налоги на владение …………………………………….……..……12

2.1.1. Подоходный налог …………………………….……………..…..12

2.1.2. Налог с корпораций ………………………………………….…..15

2.1.3. Промысловый налог ……………………………………….…….16

2.1.4. Земельный налог ……………………………………………..…..17

2.1.5. Налог на имущество ……………………………………….…….18

2.1.6. Налог на наследство и дарение …………………………………19

2.2. Налоги на операции в сфере обращения …………………………20

2.2.1. Налог на добавленную стоимость ………………………………20

2.2.2. Налог на автомобиль ……………………………………………..21

2.3. Налоги на потребление (акцизы) …………………………………22

2.4. Социальные отчисления ……………………………………………23

3. Практический пример ………………………………………………..25

Заключение ………………………………………………….……………53

Список использованной литературы ………………………………….54

Введение

Федеративная республика Германия как государство прошла различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами, выросла в экономически мощное государство с выраженной социальной ориентацией. К числу государств, имеющих высокоцентрализованную финансовую систему, относится и Германия. Основной чертой системы налогообложения в этой стране является закрепленное в Конституции положение, регулирующее разделение налоговых доходов между бюджетами различного уровня (федеральные, земельные, местные), причем разделению подлежат практически все источники доходов.

В любой стране налоговая система является основополагающим фактором функционирования национальной экономики. Налоговая система Германии показательна, прежде всего, тем, что на ее базе удалось достичь как высокого уровня экономического развития, так и обеспечить высокую степень социальной защиты для своих граждан.

Системе налогообложения в Германии, которая очень сложна, так как насчитывает около 45 различных видов налогов. В данной работе будет рассмотрено, как рассчитываются основные налоги в Германии, а именно подоходный налог для физических лиц, налог с корпораций и налог на добавленную стоимость (НДС) для юридических лиц.

В Германии применяется как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли (Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям (Саксония, Шлезвиг-Голштейн). Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы Германии.

1. Особенности налоговой системы Германии

    1. Налоговая система Германии, ее становление и развитие

    При образовании в 1871 г. Немецкой империи установление всех основных прямых налогов оставалось прерогативой входящих в неё государств (нынешних земель). Империи было передано право устанавливать лишь таможенные пошлины и общеимперские налоги на предметы потребления: табак, пиво, водку, сахар, соль. Закрепление права сбора таможенных пошлин и акцизов положило начало созданию общего экономического пространства. Но для финансирования общих расходов этого, естественно, не хватало. Источником средств явились доходы от почтового и телеграфного ведомства и матрикулярные взносы отдельных земель, имевшие характер подушного налога. Для покрытия чрезвычайных потребностей предусматривалась возможность прибегнуть к займам.

    Регулярные взносы отдельных государств ставили империю в серьёзную зависимость от них. Это и определило пути развития налоговой систем Германии. В девяностые годы прошлого века были введены гербовые сборы на ценные бумаги, векселя, игральные карты, в 1906 г. — налог с наследства, в 1913 г. — налог на имущество и одновременно налог на прирост имущества. С 1916 г. Германия уже активно использовала возможности прямого налогообложения. Развивалось и косвенное налогообложение, ибо пошлин и акцизов не хватало на покрытие расходов, связанных с военным поражением. В июле 1918 г. Германия ввела налог с оборота сначала по ставке 0.5%. Он просуществовал до перехода к налогообложению добавленной, или вновь созданной, собственности, что произошло только в шестидесятые годы.

    В декабре 1919 г. с утверждением Имперских правил налогообложения, разработанных министром финансов Эрцбергером, началась крупнейшая налоговая реформа. Огромные финансовые трудности, возникшие в результате экономических и социальных последствий первой мировой войны, привели к усилению централизации в области налогообложения. В итоге в Веймарской республике было создано единое финансовое управление, контролирующее поступление всех видов налогов, независимо от их последующего распределения. Это финансовое управление функционировало вплоть до мая 1945 г.

    В послевоенной Германии было законодательно установлено, что государственные задачи должны распределяться между федерацией и землями, входящими в её состав. Про этом федерации и земли раздельно несут расходы, возникающие при выполнении ими своих функций; федерации и земли самостоятельны в вопросах своего бюджетного устройства.

    Наряду с федеральным государством и землями носителями определённых общественно-социальных функций выступают общины, обладающие местными бюджетами. Ключевые позиции в налоговом законодательстве принадлежат федерации. В то же время для обеспечения финансирования всех трех уровней управления налоговая система Германии построена таким образом, что наиболее крупные источники формирует сразу три или два бюджета.

    Налоговая система Германии: виды налогов

    Так, подоходный налог с физических лиц распределяется следующим образом: 42.5% поступлений направляются в федеральный бюджет, 42.5% — в бюджет соответствующей земли и 15% — в местный бюджет. Налог на корпорации делится в пропорции 50% на 50% между федеральным и земельным бюджетами. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами управления, но им остаётся половина, а вторая половина перечисляется в федеральный и земельный бюджеты. Налог на добавленную стоимость также распределяется по трем бюджетам. Соотношения распределения этого налога могут быть самыми различными и меняться с течением времени, поскольку он служит регулирующим источником дохода.

    1.2. Налоговая реформа

    В любой стране с федеративным устройством центральной проблемой является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации. Этот вопрос в Германии тоже решен. Так, в результате крупнейшей налоговой реформы в декабре 1919 года был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Государство получило исключительное право взимания налогов и управления ими. Был повышен налог с оборота, введено налогообложение предметов роскоши, дополнительный налог уплачивали владельцы крупных состояний. Действовавшие 26 земельных законов о подоходном налоге были заменены имперским подоходным налогом с дифференцированной шкалой и максимальной ставкой налогообложения 60%. Эти и другие меры позволили в пять раз увеличить расходы государства на социальные нужды.

    Налоговая реформа была инициирована федеральным министром финансов Хансом Айхелем. Через несколько дней после правительственного заявления Бундестаг большинством голосов СДПГ (социал-демократической партии Германии- правящей партии Шредера) и партии Зелёных (находится в коалиции с СДПГ) одобрил её.

    Реформа, которая пройдёт в три этапа, предусматривает постепенное снижение подоходного налога к 2005 г, при этом первоначальная ставка должна быть снижена с 22,9% до 15%, а максимальная — с 51% до 45%. Кроме того, до 25% должен быть снижен налог на прибыль юридических лиц (корпоративный налог).

    Задача налоговой реформы — поднять покупательную способность населения и сделать Германию ещё более привлекательной для инвесторов. Уже в следующем году для граждан и предприятий планируется снижение налогового бремени на 36 млрд. евро.

    В Германии стоимость реализованного валового национального дохода распределяется сначала между теми, которые заняты в его образовании. Это владельцы средств производства — предприниматели или юридические лица, которые получают свою часть в виде прибыли, и работники и служащие, которым выплачивается заработная плата. Государство получает свои доходы преимущественно в процессе перераспределения валового национального продукта путём налогообложения первичных и вторичных доходов, чётко определяет уровень налогообложения. Система налогообложения — открыта и понятна. В целом при таком варианте формирования доходов бюджета основными объектами налогообложения являются доходы населения (заработная плата, личные доходы предпринимателей). Это не преимущество или недостаток, это объективное свойство экономической системы с данным распределением валового национального продукта.

    В целом налоговая система в Германии очень сложная. Нередко она подвергается в стране жёсткой критике, прежде всего из-за относительно большие ставки налогообложения фирм. Однако эти действительно высокие ставки разрешают государству решать самые сложные задачи социального рыночного хозяйства и трансформировать новые федеральные земли на востоке. И даже в этих случаях идёт поиск возможностей снизить налоги, которые отрицательно влияют на положение Германии в конкурентной борьбе территорий для вложения капиталов. Касательно Украины, то самое полезное, что можно получить из опыта немецкой налоговой системы, — это чёткое распределение компетенций между разнообразными уровнями государственной власти и чёткая проработка всех механизмов налогообложения.

    1.3. Налоговое законодательство

    Немецкое государство имеет право на взыскание налогов со своих граждан лишь при условии законодательного подтверждения этого права. Для удержания налогов также необходимы определённые фактические основания, прописываемые в законе. При наличии таких оснований финансовое управление ФРГ обязано назначить законный размер налогов и осуществлять их сбор. Финансовому управлению официально запрещено вступать в какие-либо переговоры или заключать соглашения о ставке налога, оно должно обеспечивать справедливое распределение налогообложения.

    Отдельные налоги не регламентированы в общем налоговом законодательстве, но почти для каждого налога существует налоговый закон .

    Налоговые законы призваны учитывать специальные экономические факторы и особые обстоятельства, как доходы, чрезмерно высокие прибыли и расходы. Гражданство лица как правило не играет роли при налогообложении.

    Хотелось бы пару слов сказать о межгосударственном соглашении о недопущении двойного налогообложения (Doppelbesteuerungsabkommen). Каждое государство устанавливает свою налоговую систему, исходя из собственного видения проблемы и при этом стремится создать как можно более широкую базу для взимания налогов. Зачастую важные налоговые вопросы, касающиеся взаимных обязательств двух или более государств, решаются в ни по-разному в соответствии с внутренним правопорядком данного государства, что ведёт к двойному или многократному обложению. Во избежании или для уменьшения подобного налогового бремени многие страны заключают между собой договоры, регламентирующие эти отношения. Такие соглашения определяют за каким из государств при конкретных выходящих из рамок ситуациях должно быть закреплено право на налогообложение и в каком объёме.

    Обо всех налогах, которые должны выплачивать граждане, регулярно сообщается в письменных извещениях налогового органа. При несогласии гражданина с решением налогового органа или постановлением финансового управления он может обжаловать это решение. Вначале как правило прибегают к такой внесудебной мере как заявление протеста. Протест должен быть направлен в финансовое управление, издавшее постановление, в течении определённого срока (как правило он ограничен месяцем). Если протест не возымеет действия, налогоплатильщик вправе предъявить иск в суд. В извещениях о налогах обычно даётся ссылка на возможности обжалования решения.

    Страницы: следующая →

    123Смотреть все

    Похожие страницы:

    1. НалоговаясистемаГермании (6)

      Кодекс >> Финансы

      … явилось итогом многолетнего развития налоговойсистемы. НалоговаясистемаГермании существенно отличается от североамериканских … составляют около 80 %. Особенности налоговойсистемыГермании Рассмотрим налоговую систему Германии. Следует отметить, что …

    2. НалоговаясистемаГермании (3)

      Реферат >> Финансы

      НалоговаясистемаГермании В любой стране налоговаясистема является основополагающим фактором функционирования национальной экономики. НалоговаясистемаГермании … национального продукта. В целом налоговаясистема в Германии очень сложная. Нередко она …

    3. НалоговаясистемаГермании (5)

      Кодекс >> Финансы

      … Это и определило пути развития налоговойсистемыГермании. В девяностые годы прошлого … всех трех уровней управления налоговаясистемаГермании построена таким образом, … 40,7 млрд. марок. Эволюция налоговойсистемыГермании от сильных в финансовом отношении …

    4. НалоговаясистемаГермании (4)

      Реферат >> Финансы

      НалоговаясистемаГермании. В США, ряде … Шлезвиг-Гольштейну. Принципиальным отличием налоговойсистемыГермании от французской является наличие … Соблюдение коммерческой тайны гарантировано. Налоговаясистема должна исключать двойное налогообложение. …

    5. НалоговаясистемаГермании (1)

      Сочинение >> Финансовые науки

      … Новгород 2003 ПЛАН: Введение 1. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙСИСТЕМЫГЕРМАНИИНалоговаясистемаГермании – принципы и построение Налоги Подоходный налог …

    Хочу больше похожих работ…

    

    Введение

    1 Особенности налоговой политики Германии

    1.1 Важнейшие принципы налогообложения

    2 Виды налогов

    2.1 Подоходный налог

    2.2 Корпоративный налог

    2.3. Налог на добавленную стоимость и акцизы

    2.4. Налоги с имущества

    2.5. Промысловый и поземельный налог

    2.6. Социальные сборы и платежи

    2.7 Налог на приобретение земельного участка

    2.8 Налог на наследие и дарение

    2.9 Интересные факты из истории налоговой системы Германии

    Заключение

    Список использованных источников и литературы

    Введение

    В любой стране налоговая политика является основополагающим фактором функционирования национальной экономики. Налоговая система Германии показательна, прежде всего тем, что на ее базе удалось достичь как высокого уровня экономического развития, так и обеспечить высокую степень социальной защиты для своих граждан.

    Германия прошла различные стадии политического и экономического устройства, выросла в экономически мощное федеративное государство с развитой рыночной экономикой, ориентированной на приоритетное решение социальных проблем.

    В любой стране с федеративным устройством центральной проблемой является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации и распределение финансовых источников для их осуществления.

    Налоги в ФРГ занимают ведущее место среди методов мобилизации ресурсов для покрытия государственных расходов и рассматриваются правительством ФРГ как главное орудие воздействия государства на развитие германской экономики. Они являются основным источником доходов страны.

    Налоговая система ФРГ сегодня представляет собой сложную и разветвленную систему налогов, охватывающих практически все стороны жизнедеятельности общества. В основе налоговой системы ФРГ лежит принцип множественности налогов.

    1 Особенности налоговой политики Германии

    1.1 Важнейшие принципы налогообложения

    Со времен Л. Эрхарда в Германии укоренились важнейшие принципы построения системы налогообложения:

    — налоги по возможности минимальны;

    — минимальны или, точнее, минимально необходимы и затраты на их взимание;

    — налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы;

    — налоги соответствуют структурной политике;

    — налоги нацелены на более справедливое распределение доходов;

    — система должна строиться на уважении к частной жизни человека; в связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь; налоговый работник не имеет права никому дать какие-либо сведения о налогоплательщике; сохранение коммерческой тайны гарантировано;

    — налоговая система исключает двойное обложение;

    — величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства.

    Характерной особенностью налоговой системы Герма­нии является перераспределение налоговых поступлений по вертикали — от вышестоящих уровней бюджетной си­стемы нижестоящим и по горизонтали — от налогово-обеспеченных земель в пользу бедных земель.

    2 Виды налогов

    2.1 Подоходный налог

    Подоходный налог с физических лиц является основным источником государственных доходов. Объектом налогообложения по нему является доход физических лиц, полученный ими из разных источников: от работы в сельском и лесном хозяйстве, промысловой деятельности, наемного труда и от свободных профессий, от сдачи внаем или в аренду движимого и недвижимого имущества, от капитала и прочих доходов.

    При налогообложении доходов используются два способа взимания налога: у источника и по декларациям, которые подаются в налоговую службу в начале календарного года, следующего за отчетным.

    Подоходным налогом облагает­ся общая сумма доходов граждан, признаваемых резидента­ми Германии, полученная из всех источников, в том числе и из-за рубежа. Нерезиденты облагаются только по доходам, полученным из источников в Германии.

    Доходы в виде заработной платы облагаются в авансо­вом порядке, путем удержания налога при выплате зара­ботков работников по специальной шкале ставок. При этом налогоплательщики делятся на шесть групп в зависимости от семейного положения, наличия детей, числа работающих в семье. Например, к налоговой группе I относятся одино­кие плательщики, не имеющие детей, к группе II — женатые работающие супруги. Для каждой из групп установлены свои вычеты и льготы. Налог удерживается работодателем по каждому виду выплат заработной платы на основании налоговой карточки, где содержатся все необходимые для его расчета данные.

    Для коммерческой деятельности приняты правила вы­чета документированных расходов. Если эти расходы не подтверждаются документально, разрешается применять стандартный вычет в размере 920 евро. Взносы по системе обязательного пенсионного страхования подлежат вычету в пределах до 6 тыс. евро. Платежи по частному страхованию жизни, здоровья, от безработицы и т.д. также могут вычи­таться из облагаемого дохода, но с определенными ограни­чениями. Эти документированные вычеты могут быть также заменены стандартным вычетом в 1500 евро (3000 евро — для семейных пар).

    Ставки обложения подоходным налогом — прогрессив­ные и составляют от 15 до 45%.

    Ставки подоходного налога (для отдельных лиц) При доходах в год:
    до 7.834,00 (с 2010 года – 8.004,00) EUR => налогом не облагается.

    Налог для иностранцев в Германии от 14% по прогрессивной шкале
    от 7.835,00 до 52.551,00 EUR => 14% – 42% прогрессивная шкала
    от 52.551,00 до 250.401,00 EUR => 42%
    свыше 250.401,00 EUR => 45%
    Для супругов используются более льготные тарифы. Дополнительно надбавка на солидарность 5,5% от вычисленного подоходного налога.

    Налоговые декларации по подоходному налогу резиден­тами должны быть представлены до 31 мая.

    2.2 Корпоративный налог

    Общегосударственным налогом на прибыль компаний (корпорационный налог) облагаются компании. Резиденты облагаются этим налогом по общей сумме их прибылей, не­резиденты — только по доходам, полученным в Германии.

    Облагаемый доход определяется как чистая прибыль, рассчитанная в соответствии с установленными государ­ством стандартами бухгалтерской отчетности. Нарушение этих стандартов влечет за собой штрафные санкции, на­равне с действиями по уклонению от налога. Амортизация рассчитывается по пропорциональ­ному методу или методу снижающегося остатка.

    При определенных условиях разрешается создание не облагаемых налогом резервных фондов: для компенсации инфляционного роста цен на сырье, материалы, энергию; для средств, полученных компанией в результате измене­ния оценочной стоимости ее имущества и др. Другая груп­па резервов формируется с целью покрытия возможных в будущем убытков и потерь. Из подле­жащей обложению прибыли разрешено также вычитать, в определенных пределах, пожертвования на благотворитель­ные цели и представительские расходы.

    Ставка налога 15%

    Отчетность компаний по налогу на прибыль должна быть представлена до 31 мая. В течение года компании вно­сят ежеквартально авансовые платежи. По истечении года на основе окончательной налоговой декларации подлежа­щая уплате сумма уточняется и производится либо доплата налога, либо компенсация суммы переплаты.

    2.3. Налог на добавленную стоимость и акцизы

    НДС действует в Германии с 1 января 1968 г. Платель­щиками налога являются любые лица и предприятия, осуществляющую любую коммерческую деятельность в Германии, независимо от объема оборота и порядка ее осу­ществления.

    Стандартная ставка налога составляет 19%. Льготная ставка 7% распространяется на продукты питания, книги, газеты, услуги пассажирского транспорта. Освобождены от НДС медицинские услуги и квартплата, а также услуги частных школ, театров, музеев и т.п. Нулевая ставка НДС установлена для экспортных операций.

    Плательщики НДС должны регистрироваться в налоговых органах, и им при­сваивается два налоговых номера: один — общий номер на­логоплательщика, который сопровождает его по всем отношениям и расчетам с налоговыми органами по всем видам налогов (он присваивается на уровне местной налоговой инспекции) и второй — НДС — номер, который применяется только в отношении сделок, совершаемых с контрагентами из стран — членов ЕС (присваивается на уровне федераль­ных финансовых органов).

    Отчетность по НДС представляется ежемесячно или ежеквартально — в форме так называемых предваритель­ных деклараций, в срок не позднее десяти дней после окон­чания отчетного периода. Итоговая отчетность по НДС представляется до 31 мая. Просрочка в подаче отчетности наказывается штрафом в размере 10% от суммы причита­ющегося налога. Пропуск сроков оплаты НДС влечет за со­бой начисление процентов — из расчета 1% в месяц.

    Обязательно использование счетов-фактур в отноше­ниях между плательщиками НДС. Копии счетов-фактур должны храниться не менее десяти лет.

    Налоги на потребление (акцизы) — эта группа налогов делится на три подгруппы: налог на продовольственные товары (налоги на сахар, соль), налоги на продукты наслаждения (табак, кофе, пиво), другие налоги на потребление (например, налоги на нефтепродукты). Они все, исключая налоги на нефтепродукты, достаточно небольшие. Данные налоги взимаются с производителей, которые включают её в цену и перекладывают тем самым на потребителей.

    Наиболее значительным является налог на табачные изделия (2.8-3% всех налоговых поступлений). Другие дают менее 1% каждый, например налог на кофе — 0.3%, налог на пиво — 0.2% и т.д. Но и эти налоги чётко регламентированы. При резком повышении налога на табачные изделия некурящих стало значительно больше, чем при долгой пропагандистской кампании о вреде курения. Таким образом, путём повышения налога была решена социальная задача.

    Налоги на потребление в основном направляются в федеральный бюджет, кроме налога на пиво, идущего в бюджеты земель. Ставки федеральных акцизов следующие: бензин — 0.70-0.77 Евро на литр в зависимости от содержания в нём свинца; мазут для отопления — 6.7 цента на 1 кг; табачные изделия — 9.3 цента на 1 сигарету; кофе — 3.1 Евро на 1 кг; крепкие спиртные напитки — 160 Евро на 100 литров; шампанское — 1.4 Евро на 0.75 литра; на страховые сделки — 12% со страхового полиса.

    2.4. Налоги с имущества

    Для юридических лиц необлагаемый налогом минимум — 20 000 евро. Промышленные предприятия и компании платят 0,6%. Льготы в виде сниженной ставки есть лишь для имущества в сельском и лесном хозяйстве.
    Для физических лиц не облагается налогом имущество стоимостью до 120 000 евро.

    До 1997 г. в Германии действовал налог на состояния, которым облагались чистые активы физических и юридиче­ских лиц. С 1 января 1997 г. этот налог отменен.

    2.5.

    Особенности налоговой системы Германии

    Промысловый и поземельный налог

    Предприятия малого бизнеса облагаются особым промыс­ловым налогом. Этим налогом облагаются только резиденты Германии — предприятия и граждане, осуществляющие про­мышленную, торговую и другие виды деятельности (кроме сельского и лесного хозяйства, а также деятельности, отно­сящейся к свободным профессиям). Поступления от этого налога предназначаются для финансирования на местном уровне мероприятий по развитию местной инфраструктуры и защите и сохранению окружающей среды.

    Ставки налога дифференцируются — как процент от прибыли и суммы производственных активов предприятия. Для физических лиц установлен необлагаемый минимум вложенного капитала (50 тыс. евро).

    Ставки промыслового налога устанавливаются на двух уровнях. Базовые (основные) ставки едины на всей терри­тории Германии: 5% от дохода (прибыли) и 0,2% от суммы активов (капитала). Местные органы власти (общины) могут увеличивать эти ставки в несколько раз в соответ­ствии с устанавливаемыми ими особыми коэффициентами (мультипликаторами), величина которых варьируется в зависимости от местных условий (потребности в финансо­вых средствах, направлений структурной политики общин и др.). Предельные значения этих коэффициентов опреде­ляются финансовыми органами земель. Среднее значение этого коэффициента — примерно 4, что означает возмож­ность увеличения ставки налога до четырех раз.

    Поземельный налог взимается в соответствии с законом о поземельном налоге. Доходы, получаемые от поземельного налога, полностью идут в бюджет общин. Налогом облагается земельная собственность предприятий, сельскохозяйственные угодья, лесное хозяйство, земельные участки.

    Освобождается от уплаты налогов та земельная собственность, которая используется общинами, церковью и др. Ставка налога образуется из двух частей: основной ставки, устанавливаемой в централизованном порядке для отдельных видов недвижимого имущества, и надбавки общины, которая определяется в зависимости от состояния местных финансов. Существует два вида этого налога: поземельный налог «А» (для предприятий сельского и лесного хозяйства) и поземельный налог «В» (для земельных участков и строений фирм и частных лиц). Ставки налога колеблются от 0,31 до 0,6%.

    2.6. Социальные сборы и платежи

    Социальные сборы и платежи разделяются поровну меж­ду работником и нанимателем. Общая их сумма составля­ет 42% от общей суммы заработка, в том числе 26% — на страхование пенсий и от безработицы, 14,3% — медицин­ское страхование и 1,7% — детское страхование — до сум­мы 62 400 евро в год. Свыше этого «потолка» социальные сборы не начисляются.

    Как правило, от уплаты социальных взносов освобожда­ются лица, занятые менее 50 дней в году (или менее 15 ча­сов в неделю) — если их доходы не превышают определен­ной суммы. Таким образом, сезонные рабочие, домохозяйки, лица, занятые на мелких промышленных предприятиях, имеют выбор — либо вносить такие платежи добровольно, либо включаться в частные системы страхования.

    Расходы еще по одному виду социального страхования – от несчастного случая на производстве – берет на себя работодатель. На нем же лежит ответственность по ежемесячному отчислению взносов в социальные и больничные кассы. Больничные кассы являются "перевалочными базами", куда первоначально поступают социальные взносы. Они собирают все поступления, а затем пересылают их в соответствующие учреждения.

    Страницы:12следующая →

    Налоговая система Германии

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Кафедра финансов

    РЕФЕРАТ

    на тему: "НАЛОГИ ГЕРМАНИИ".

    МИНСК 2000

    НАЛОГИ ГЕРМАНИИ

    Налоговое законодательство в Беларуси только формируется. Пытаясь сформировать собственный проект Налогового кодекса, можно обратить внимание на позитивный опыт зарубежных стран. Возможно, он будет способствовать совершенствованию нашей налоговой системы.

    Взгляд в историю

    При образовании в 1871 году Германской империи установление всех основных прямых налогов являлось прерогативой входящих в нее государств (нынешних земель).

    Империи же было передано право устанавливать лишь таможенные пошлины и общеимперские налоги на предметы потребления: табак, пиво, водку, сахар, соль.

    Закрепление права сбора таможенных пошлин и акцизов положило начало созданию общего экономического пространства. Но для финансирования общих расходов этого, естественно, не хватало. Источником средств явились доходы от почтового и телеграфного ведомств и мартикулярные взносы отдельных земель, имевшие характер подушного налога. Для покрытия чрезвычайных потребностей предусматривалась возможность прибегнуть к займам.

    Цели налоговой политики

    Их достаточно четко определил в свое время канцлер Германии Отто Бисмарк при обсуждении вопроса о введении таможенных пошлин на сельскохозяйственные продукты. В своей речи в рейхстаге 2 мая 1879 г. он высказался так: “Я бросаю упрек нынешнему состоянию в том, что оно чересчур много требует от прямых налогов и слишком мало — от косвенных, и я добиваюсь того, чтобы отменить прямые налоги, а поступления от них заменить косвенными налогами… Бремя прямых налогов в Пруссии с помощью различных надбавок для провинции, округа, общины достигло, по моему мнению, такого уровня, который не может более быть терпим”.

    Регулярные мартикулярные взносы отдельных государств ставили империю в серьезную зависимость от них. Именно это и определило пути развития налоговой системы Германии.

    В девяностые годы прошлого века были введены гербовые сборы на ценные бумаги, векселя, игральные карты, в 1906 г.— налог с наследства, в 1913 — налог на имущество и одновременно налог на прирост имущества. С 1916 г. Германия уже активно использовала возможности прямого налогообложения; развивалось и косвенное обложение, ибо пошлин и акцизов не хватало на покрытие расходов, связанных с военным поражением и выплатой контрибуции. В июле 1918 г. Германия ввела налог с оборота по ставке 0,5 процента, который просуществовал до перехода к налогообложению добавленной, или вновь созданной стоимости, что произошло только в шестидесятые годы.

    Налоговая реформа и ее результаты

    В декабре 1919 года с утверждением имперских правил налогообложения, разработанных министром финансов Эрцбергером, началась крупнейшая налоговая реформа Германии. Ее главное значение состоит в том, что был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Государство получило исключительное право взимания налогов и управления ими. Был повышен налог с оборота, введено налогообложение предметов роскоши, дополнительный налог уплачивали владельцы крупных состояний. Действовавшие ранее 26 земельных законов о подоходном налоге были заменены имперским подоходным налогом с дифференцированной шкалой и максимальной ставкой налогообложения 60 процентов. Эти и другие меры позволили в достаточно короткое время в пять раз увеличить расходы государства на социальные нужды.

    После второй мировой

    Экономическое развитие послевоенной Германии во многом связано с именем видного экономиста и государственного деятеля, сначала министра хозяйства, а затем канцлера ФРГ профессора Людвига Эрхарда.

    Л. Эрхард выступал поборником свободных рыночных отношений, что требовало немалой самостоятельности хозяйствующих субъектов, общин, земель, а это несовместимо с жесткой централизацией финансовых ресурсов. В послевоенной Германии было законодательно установлено, что государственные задачи должны распределяться между федерацией и землями, входящими в ее состав. При этом федерация и земли раздельно несут расходы, возникающие при выполнении ими своих функций: федерация и земли самостоятельны в вопросах своего бюджетного устройства.

    Наряду с федеральным государством и землями носителями определенных общественно-социальных функций выступают общины, обладающие местными бюджетами. Ключевые же позиции в налоговом законодательстве принадлежат федерации. В то же время для обеспечения финансирования всех трех уровней управления налоговая система Германии построена таким образом, что наиболее крупные источники формируют сразу два или три бюджета.

    Так, подоходный налог с физических лиц распределяется следующим образом: 42,5 процента поступлений направляются в федеральный бюджет, 42,5 процента — в бюджет соответствующей земли и 15 процентов — в местный бюджет. Налог на корпорации делится в пропорции 50 на 50 процентов между федеральным и земельными бюджетами. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами управления, но им остается только половина сумм, а вторая половина перечисляется в федеральный и земельный бюджеты. Налог на добавленную стоимость также распределяется по трем бюджетам: соотношения распределения этого налога могут быть самыми различными и меняться с течением времени, поскольку он служит регулирующим источником дохода.

    Нужно отметить, что Германия — одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов: высокодоходные земли, как например Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям — таким, как Саксония, Шлезвиг-Голштейн. Следует подчеркнуть, что такое положение явилось итогом многолетнего развития налоговой системы.

    Л. Эрхард признавал весьма справедливыми пожелания граждан и хозяйственных кругов снижать налоговое бремя. Но при этом, подчеркивал он, важны средства достижения этой цели: “если удастся добиться требуемой стабилизации расходов и развитие производительности будет расти теми же темпами, легко себе представить и вычислить, какое снижение налогов окажется возможным. Только таким путем можно добиться настоящего и реалистичного решения угнетающей всех нас налоговой проблемы”.

    Важнейшие принципы налогообложения

    Со времен Л. Эрхарда в Германии укоренились важнейшие принципы построения системы налогообложения:

    — налоги по возможности минимальны;

    — минимальны или, точнее, минимально необходимы и затраты на их взимание;

    — налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы;

    — налоги соответствуют структурной политике;

    — налоги нацелены на более справедливое распределение доходов;

    — система должна строиться на уважении к частной жизни человека; в связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь; налоговый работник не имеет права никому дать какие-либо сведения о налогоплательщике; сохранение коммерческой тайны гарантировано;

    — налоговая система исключает двойное обложение;

    — величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства.

    Основные налоги Германии

    Основные виды сложившихся налогов в Германии — это подоходный налог с физических лиц, налог на корпорации, налог на добавленную стоимость, промысловый налог, налог на имущество, поземельный налог, налог с наследства и дарения, автомобильный налог, акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, винно-водочные и табачные изделия, таможенные пошлины.

    Из налогов на юридических лиц наиболее высокие доходы приносит государству НДС; его удельный вес в доходах бюджета равен примерно 28 процентам — это второе место после подоходного налога. Общая ставка налога в настоящее время составляет 15 процентов, но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по уменьшенной ставке — 7 процентов.

    Налог на доходы корпораций взимается по ставке 45 процентов: здесь широко используется ускоренная амортизация; проценты по ссудам не облагаются налогом, а дивиденды выплачиваются из прибыли за минусом налога; льготы приводят к тому, что фактическая ставка налога в среднем составляет 42 процента.

    Промысловым налогом — это один из основных местных налогов — облагаются предприятия, товарищества, физические лица, занимающиеся промысловой, торговой и другими видами деятельности. Базой для исчисления налога служат прибыль от занятия промыслом и капитал компании, налоговая ставка определяется муниципальными органами.

    Нужно подчеркнуть, что местные налоги носят не столько фискальный, сколько регулирующий деловую активность в регионах характер.

    Особо — о налогах с граждан

    Подоходный налог в Германии прогрессивен, его минимальная ставка — 19 процентов, максимальная — 53. Необлагаемый минимум — 1536 марок в месяц для одиноких граждан и 3072 марки для семейных пар. Далее идут льготы на детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай). Например, для лиц в возрасте 64 лет и старше необлагаемый минимум увеличивается до 3700 марок; у лиц, имеющих земельный участок, не облагается подоходным налогом 4750 марок. Максимальная ставка налога применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тыс. марок, или 240 тыс. марок для семейной пары.

    admin