Налог на рекламу отменен

Типовые проводки по начислению налогов

Несмотря на то, что операции по начислению фискального платежа существенно отличаются по видам налоговых обязательств, проводка на оплату в большинстве случаев общая:

Дебет 68 Кредит 51 — денежные средства перечислены с расчетного счета в пользу уплаты фискальных платежей.

Приведем типовые бухгалтерские записи по начислению налогов в таблице. Проводки сгруппированы по видам платежей:

Операция

Дебет

Кредит

НДФЛ

Удержан НДФЛ

70 — с заработной платы

73 — с прочих доходов

75 — с дивидендов

Налог на прибыль начислен

99 — самой компанией

76, 60 — налоговым агентом

НДС

Таможенный НДС исчислен

НДС восстановлен

НДС принят к вычету

90 — при реализации

91 — при прочих операциях

76, 62 — с авансового расчета

19 — СМР для собственных нужд

76, 68

20, 26, 44, 76, 60, 91 и т. д.

19, 76, 62

Госпошлина

08, 26, 44, 91

Налог на имущество: проводки

91, 26, 44

Транспортный

26, 44

Земельный

26, 44

Торговый сбор

76 — если сбор уменьшает налог на прибыль

91, 26, 44 — если не уменьшает налогооблагаемую базу по ННП

ВАЖНО! Если ФНС выставила штрафы и(или) пени по налоговым платежам, то их также придется отразить в учете. Для этого используйте 91 или 99 счета. О том, как правильно оформить бухгалтерские записи в отдельном материале «Пени и штрафы по налоговым платежам: проводки».

Страховые взносы

Для отражения сумм страхового обеспечения застрахованных лиц используется отдельный бухсчет 69 «Расходы по социальному страхованию и обеспечению». На данном счете необходимо отразить все виды взносов, которые компания начисляет на заработную плату своих работников.

В учете предусмотрите детализацию платежей по отдельным субсчетам в разрезе видов страхового обеспечения: ОПС, ОМС, ВНиМ и взносы на травматизм. Закрепите данную информацию в учетной политике.

Основные бухгалтерские проводки по зарплате и налогам:

Операция

Дебет

Кредит

Начислена заработная плата

20, 23, 25, 26, 29, 44 и так далее

Удержан НДФЛ

Зарплата выдана

50 — из кассы

51 — с расчетного счета

Начислены страховые взносы

20, 23, 25, 26, 29, 44, и т. д.

Уплачены взносы в бюджет

Начислены штрафы по страховому обеспечению

Начислены пени по страховым взносам

Пени и штрафы уплачены в бюджет

Подробнее о том, как отражать в бухучете начисление заработной платы, в статье «Проводки по зарплате».

Практически ни одна современная компания в своей работе не может обойтись без рекламы. Как и любая сфера деятельности фирмы, реклама требует финансирования. Рассмотрим, как отражаются расходы на рекламу в бухгалтерском и налоговом учете.

Расходы на рекламу в налоговом учете

Порядок признания рекламных расходов в налоговом учете не такой, как в бухгалтерском. «Налоговые» рекламные расходы делятся на две категории – нормируемые и ненормируемые.

Перечень ненормируемых рекламных расходов исчерпывающий, он включает (п. 4 ст. 264 НК РФ):

  1. Реклама с использованием СМИ всех видов (включая информационные сети).
  2. Наружная реклама (световые панели, стенды, щиты и т.п.).
  3. «Выставочные» затраты, включая оплату участия, оформление витрин, демонстрационных залов и т.п.
  4. Изготовление рекламной печатной продукции (брошюр, каталогов и т.п.).

Перечисленные выше виды рекламных затрат полностью признаются в составе расходов по налогу на прибыль.

Учитывая эти расходы, следует принимать к сведению ряд моментов:

  • Размещая рекламу в СМИ, нужно запросить у контрагента свидетельство о регистрации в качестве СМИ.
  • Если СМИ не специализируется на рекламе, то размещенное в нем объявление должно сопровождаться пометкой «реклама» или «на правах рекламы» (ст. 16 закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»).
  • Если объект, используемый для рекламы, соответствует критериям для отнесения к ОС по налоговому учету, то на затраты его стоимость относится через «механизм» амортизации. Это может быть, например, стационарный рекламный щит стоимостью свыше 100 тыс. руб., предназначенный для длительного использования более года.

Вся остальная реклама является нормируемым расходом и принимается в налоговом учете в размере 1% выручки за отчетный (налоговый) период, без учета НДС и акцизов.

В частности, среди нормируемых расходов НК РФ выделяет выдачу призов победителям розыгрышей, проводимых в рамках рекламных кампаний.

Выручка для нормирования и затраты учитываются нарастающим итогом (с начала года). Поэтому затраты, не признанные в первом отчетном периоде, можно учесть в дальнейшем, когда общий объем выручки даст возможность «вписать» их в норматив. Если выручки за налоговый период (год) недостаточно, чтобы учесть все нормируемые затраты, то их неиспользованный остаток на следующий год переносить нельзя.

Пример

ООО «Альфа» в 1 квартале 2018 г. разместило рекламу в печатных СМИ. Стоимость услуг по размещению составила 110 тыс. руб. Кроме того, в этом же периоде была проведена рекламная акция – розыгрыш призов. Материальные затраты на изготовление призов составили 120 тыс. руб. Выручка ООО «Альфа» за 1 квартал составила 9 млн руб., за 2 квартал – 11 млн руб. Рассмотрим, как учесть расходы на рекламу.

Проводки в бухучете в 1 квартале будут следующие:

  • ДТ 44 – КТ 60 (110 тыс. руб.) – реклама в СМИ
  • ДТ 44 – КТ 10 (120 тыс. руб.) – изготовление призов

В налоговом учете стоимость объявлений в СМИ будет признана в полном объеме в 1 квартале, т.к. они являются ненормируемыми. Расходы на изготовление призов будут признаны в сумме 90 тыс. руб. (1% от выручки за 1 квартал). Остаток расходов на призы в сумме 30 тыс. руб. будет признан во 2 квартале, когда общего объема выручки станет достаточно для соблюдения норматива.

Кому платить налог на рекламу?

Журнал «Спутник главбуха»

Многие компании направляют значительные средства на проведение рекламных акций, считая эти расходы окупаемыми. Ситуация может быть следующей: производственная организация заключила договор комиссии со сторонней организацией на реализацию своей продукции. Договором комиссии предусмотрено, что комиссионер за счет комитента проводит рекламную кампанию по продаже этой продукции. Кто же в данном случае будет являться плательщиком налога на рекламу: комитент или комиссионер?

ВАРИАНТ 1

Платить налог на рекламу должен комитент.

Стоимость произведенных комиссионером в интересах комитента рекламных расходов не является для организации-комиссионера объектом обложения налогом на рекламу.

Данный налог подлежит к уплате юридическими и физическими лицами, рекламирующими свою продукцию. Об этом сказано в подпункте «з» пункта 1 статьи 21 Закона РФ от 27.12.91 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

В рассматриваемой ситуации рекламируется продукция комитента, который и должен включить стоимость оказанных рекламных услуг в налоговую базу по налогу на рекламу. Да и саму стоимость рекламных расходов для комиссионера нельзя назвать «расходами», поскольку на них будет получено возмещение от комитента.

Именно такой позиции придерживаются специалисты управления Федеральной налоговой службы России по Челябинской области. Эту точку зрения южноуральские налоговики отстаивают на своем официальном сайте www.r74.nalog.ru.

ВАРИАНТ 2

Обязанность по уплате налога на рекламу в данной ситуации возлагается на комиссионера.

Таково мнение отдельных экспертов. Аргументируют они свою позицию следующим образом.

В соответствии с Решением Челябинской городской Думы от 26.05.98 г. № 24/3 «О налоге на рекламу в городе Челябинске» плательщиками налога на рекламу являются рекламодатели, т.е. лица, являющиеся источником рекламной информации.

В нашем случае источником рекламной информации является комиссионер. Комиссионер по договору комиссии действует от своего имени, и именно он будет заключать договора на производство, распространение или размещение рекламы.

Таким образом, если комиссионер по договору комиссии несет обязанность рекламодателя, то платить налог на рекламу должен он.

РЕШЕНИЕ

Как видите, дать однозначный ответ, кому платить налог на рекламу (комиссионеру или комитенту) трудно. Ситуация сложная и спорная. По мнению некоторых экспертов, высказанному на страницах прессы, в ситуации, когда договором комиссии прямо предусмотрена реклама товаров комитента, плательщиком налога на рекламу будет все-таки комитент. Ведь, несмотря на то, что рекламные услуги приобретаются не самой организацией, а через посредника (комиссионера), предназначены они для организации-комитента и рекламируют ее продукцию.

Ни Минфин, ни МНС РФ по данному вопросу официальную точку зрения не высказывали. Арбитражная практика в этой сфере на сегодняшний день также не сформировалась. В итоге вопрос, какой вариант поведения выбрать, остается открытым, и налогоплательщику придется самостоятельно искать на него ответ.

В заключение только добавим, что скоро с подобными рекламными хлопотами будет покончено. С 1 января 2005 года налог на рекламу станет историей. Но окончательно про него бухгалтера смогут забыть лишь через три года. Именно по истечении этого времени налоговики уже не смогут проверить правильность исчисления и уплаты этого налога.

Материал подготовила Светлана Соколова,
консультант АФ «ВнешЭкономАудит»
Контактный телефон: (3512) 64-21-50 Региональное приложение к журналу «Главбух»
«Спутник главбуха» (Челябинск и Челябинская область) №12, 2004

Сотрудничество в рамках ЕАЭС и налогообложение

Россия и Казахстан — близкие политические союзники и экономические партнеры. При непосредственном участии обеих стран образовалось единое экономическое пространство — ЕАЭС. В ближайшем будущем предполагается самая тесная интеграция бизнесов, госпредприятий, предпринимателей РФ и РК. Этот процесс будет сопровождаться активными международными контактами специалистов самого разного профиля.

Партнерство бизнесов в рамках экономического пространства ЕАЭС потребует от участников соответствующих коммуникаций, в том числе и от бухгалтеров, знания национальной специфики законов государств союза.

Отметим, что налоговое законодательство Казахстана и России имеет много общего. Например, в обоих государствах установлены схожие организационно-правовые формы предприятий. Так, в Казахстане есть ТОО (практически аналогичные российским ООО), ИП и АО, также очень близкие к одноименным правовым формам российского бизнеса.

Вместе с тем между налоговыми законодательствами РФ и РК существует и много различий. Их можно увидеть на примере того же налога на рекламу: в РФ, как мы отметили выше, он отменен, а в РК — актуален, и регулируется он Налоговым кодексом Казахстана.

Рассмотрим основные сведения о том, как осуществляется исчисление и уплата налога на рекламу в Казахстане.

В каких случаях российская компания платит налог на рекламу в РК?

Юрисдикция налогового законодательства РК распространяется на все предприятия, работающие на территории государства, включая российские (представленные в виде филиалов), а также на ИП, являющихся гражданами РФ. Поэтому, российскому бухгалтеру, отвыкшему от уплаты налога на рекламу, при работе в РК (например в филиале фирмы из РФ) придется адаптироваться к специфике местных законов в части исчисления и внесения в бюджет Казахстана соответствующих платежей.

Что касается нерезидентов, отметим следующее. В положениях п. 1. ст. 529 НК РК нет разъяснений, какие именно юрлица и физлица (включая ИП) — национальные или иностранные — должны платить налог на рекламу. Однако, по нашему мнению, нерезиденты также обязаны уплачивать данный налог по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 562 НК РК юридические лица-нерезиденты, работающие в Казахстане без открытия филиала или представительства, обязаны в течение 30 дней после начала активности в РК встать на учет в налоговой службе. Аналогично юрлица, которые образованы в соответствии с законами иностранных государств, но имеющие органы эффективного управления в РК, также обязаны в течение 30 дней после начала деятельности зарегистрироваться в налоговом органе в качестве плательщика. Поэтому даже если российская фирма официально не открывает филиал, она так или иначе попадает под действие положений ст. 529 НК РК, регулирующих сбор и уплату налога на рекламу.

Касательно российских ИП — им, в общем случае, в соответствии с законом РК «О частном предпринимательстве», как физлицам – не гражданам Казахстана нельзя заниматься бизнесом в этой стране. Но, исходя из положений Договора о правовом статусе между РФ, РК, Беларусью и Киргизией от 28.04.1998, россияне могут регистрироваться в Казахстане как ИП. В этом случае они платят налоги как ИП – физлица (в соответствии с п. 1. ст. 529 НК РК).

Таким образом, нерезиденты РК, размещающие в этом государстве рекламу на условиях, подпадающих под действие национального законодательства, должны уплачивать налог на рекламу.

О налогообложении операций, связанных с рекламой при сотрудничестве со странами ЕАЭС, см. материал «При приобретении рекламного ролика у контрагента из Белоруссии или Казахстана вы являетесь налоговым агентом по НДС»

Ставки налога на рекламу

В ст. 530 НК РК содержатся положения, регулирующие ставки по налогу на рекламу в Казахстане.

Соответствующие ставки определяются в корреляции с месячным расчетным показателем (или МРП), который фиксируется в государственных правовых актах РК о бюджете. В расчет берется МРП, действующий по состоянию на 1 число календарного месяца, в котором плательщик использует рекламный инструмент.

Налог на рекламу при размещении соответствующих носителей в полосе отвода автодорог республиканского значения зависит от категории соответствующих магистралей, а также от площади рекламного носителя.

МРП в большинстве случаев используются в сочетании с особыми коэффициентами (называемыми также базовыми ежемесячными ставками). При умножении МРП на соответствующий коэффициент получается ставка.

Для автодорог РК, подходящих к городу, коэффициент МРП соответствует 8, для дорог I и II категории — 7, III категории — 3, IV категории — 2. Данные показатели применяются для исчисленияналога при задействовании носителей площадью до 3 кв. м. Если их площадь больше, то налог на рекламу исчисляется в корреляции с пропорцией МРП (с учетом коэффициента) по отношению к 3 кв. м.

Отмеченный параметр, влияющий на величину налога на рекламу в Казахстане, — базовая ежемесячная ставка, которая определяется, исходя из площади рекламного носителя, его конкретной разновидности, а также места расположения.

Базовые ставки по налогу на рекламу на автомобилях

Указатели, вывески, а также информационные щиты, обладающие площадью до 2 кв. м, облагаются в РК налогом на рекламу по ставке, равной 2 МРП (МРП с коэффициентом или базовой ставкой, равной 2), при размещении в городах республиканского значения и столице, 1 МРП — при размещении в городах и на автодорогах областного значения.

«Лайтбоксы» облагаются налогом на рекламу по ставке 3 МРП в столице и населенных пунктах республиканского значения, 2 МРП — при размещении в городах и на автодорогах областного значения.

Что касается рекламно-информационных носителей площадью 2–5 кв. м, то они облагаются налогом на рекламу по ставке 5 МРП в столице и населенных пунктах республиканского значения, 2 МРП — при размещении в городах и на автодорогах областного значения.

Иные правила действуют при определении МРП по налогу на рекламу для носителей в столице и городах республиканского значения РК:

  • 10 МРП при площади 5–10 кв. м;
  • 20 МРП при площади 10–20 кв. м;
  • 30 МРП при площади 20–30 кв. м;
  • 50 МРП при площади 30–50 кв. м;
  • 70 МРП при площади 50–70 кв. м;
  • 100 МРП при площади носителей 70 кв. м. и более.

При использовании надкрышных конструкций (таких как, например, светодинамические панно либо объемные буквы) в столице и городах республиканского значения МРП равен:

  • 30 при использовании носителей площадью в пределах 30 кв. м;
  • 50 при использовании носителей площадью более 30 кв. м.

Реклама на палатках, шатрах, навесах, флагах и иных подобных конструкциях, располагающихся в столице и городах республиканского значения, облагается налогом с учетом МРП, равным:

  • 1, если площадь соответствующих конструкций менее 5 кв. м;
  • 2, если площадь рекламных носителей 5–10 кв. м;
  • 3, если площадь конструкций более 10 кв. м.

Налог на рекламу, размещаемую на киосках в столице и городах республиканского значения, коррелирует с МРП, равным:

  • 2, если площадь носителя до 5 кв. м;
  • 3, если площадь носителя 5–10 кв. м;
  • 8, если площадь носителя более 10 кв. м.

Выносные конструкции или штендеры облагаются налогом на рекламу, исчисляемым при МРП, который равен 10.

Исчисление и уплата налога

Налог на рекламу в РК исчисляется и уплачивается на основании положений ст. 531 НК РК. Величина соответствующих платежей определяется исходя из:

  • ставок платы;
  • длительности размещения рекламного носителя (в соответствии с разрешительным документом).

Но размер налога на рекламу не может быть меньше того, что фиксируется за 1 календарный месяц.

Сумма налога на рекламу, которая подлежит перечислению в бюджет РК, уплачивается налогоплательщиками до 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Получение разрешительного документа на размещение рекламы предполагает обязательное предоставление налогоплательщиком компетентным органам финансовых источников, подтверждающих оплату рассматриваемого налога за первый месяц.

Сумма налога на рекламу перечисляется в местный бюджет, соответствующий географии размещения рекламного носителя, а также согласно сведениям, которые содержатся в разрешительном документе. Исключение составляет налог на рекламу, размещаемую на транспортных средствах: он платится по месту регистрации автомобилей.

Законодательством Казахстана также предусмотрены процедуры возврата или зачета налога на рекламу. Основаниями для соответствующих процедур становится заявление налогоплательщика, а также документ, выданный налоговым органом, который подтверждает переплату налога на рекламу, либо факт отказа от размещения рекламных сообщений на разрешенных носителях.

Рассмотренные нами особенности налога на рекламу в Казахстане помогут российскому бухгалтеру во взаимодействии с коллегами из РК по мере дальнейшей интеграции экономик двух стран в рамках ЕАЭС.

Подробнее о перспективах сотрудничества России и Казахстана в рамках ЕАЭС читайте в статье «С 2015 года вместо Таможенного союза действует Евразийский экономический»

admin