Начальное среднее образование

14 сентября 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Образование является неотъемлемой частью развития каждой личности.

Цель этого процесса – воспитание растущих индивидов, раскрытие их талантов, обучение навыкам (что это такое?) социального взаимодействия и полезным знаниям.

Опыт, полученный с помощью образования, в будущем помогает человеку самореализоваться и занять активную позицию в обществе.

Структура образования в России

Прежде чем коснуться основной темы статьи – среднего образования, сделаем небольшое отступление, в котором оговорим, каким образование бывает вообще, какова его структура.

Это необходимо для того, чтобы понимать, что среднее образование – это лишь часть большой системы, которая в РФ выглядит следующим образом:

  1. Первый уровень – делится на дошкольное и школьное образование. Последнее, в свою очередь, также имеет подуровни:
    1. начальный общий – младшие классы с 1 по 4 – ребенок получает базовую информацию о том, как устроен мир;
    2. основной общий или среднее неполное – это 5-9 классы. К изучению подключают научные направления (химия, биология и т.д.);
    3. полный общий или среднее полное образование – это 10-11 классы. Обучение на этом этапе направлено на подготовку к сдаче ЕГЭ и поступлению в высшие учебные заведения.

    Само слово «средний» означает середину. В случае с образованием — это период между дошкольным и высшим образованием (обучением в ВУЗе).

    Таким образом, среднее общее образование – это термин, используемый относительно школы: именно она дает ребенку общее образование – базовые знания о разных науках.

    Затем следует второй уровень, дающий человеку более глубокие научные знания и конкретную профессиональную специализацию.

  2. Второй уровень – более серьезный, так как предполагает получение профессиональных знаний и навыков. Эта ступень тоже делится на подуровни:
    1. среднее профессиональное и специальное образование – техникумы, лицеи, колледжи;
    2. высшее – это наличие диплома бакалавра, специалиста или магистра.
    3. высшая квалификация – это аспирантура, докторантура (кандидаты наук, доктора наук).

    На этом уровне среднее образование – это обучение в довузовских подготовительных учреждениях, куда подростки могут пойти, когда получат неполное среднее образование, то есть, окончат 9 класс.

В итоге мы имеем два вида среднего образования – школьное и профессиональное. Ниже остановимся на них подробнее.

Среднее общее образование — это сколько классов

Повторим еще раз – среднее общее образование – это сколько классов? Это учеба с 1 по 11 класс, где:

  1. 1-4 классы – начальная школа, способствующая социализации и приобретению основных знаний об окружающем мире;
  2. 5-9 классы – это среднее основное (неполное) образование, подготовка к ГИА. На этом этапе ребенок раскрывает свои способности и таланты, развивает их в полной мере;
  3. 10-11 классы – это среднее полное, подготовка к ЕГЭ, позволяющим дальнейшее обучение в высших учебных заведениях.

Среднее специальное и профессиональное образование

Пойти учиться дальше подросток может как после 9 класса, так и после 11. Но не в ВУЗ, а в учреждения, занимающиеся профессиональной подготовкой.

С их помощью молодые люди получают 2 вида «корочек» – это средне-специальное образование (ССО) либо средне-профессиональное образование (СПО):

  1. Средне-специальное образование – это подготовка квалифицированных рабочих для работы в различных направлениях общественно полезной деятельности. Такие кадры готовят:
    1. училища – готовят специалистов рабочих профессий: слесарей, столяров, токарей и т.д. Обучение занимает около 3 лет, в течение которых молодые люди изучают около 20 дисциплин, пишут курсовые, сдают зачеты и экзамены;
    2. курсы, студии, центры дополнительного образования и т.д. обучают людей «массовым» профессиям: бухгалтер, парикмахер, официант и др. Получить такую подготовку можно в разные сроки — от двух месяцев до года.
  2. Среднее профессиональное образование – это подготовка специалистов среднего звена, которую обеспечивают следующие образовательные учреждения:
    1. техникумы – дают основную подготовку будущим специалистам. Поступление на конкурсной основе, обучение в виде лекций, семинаров (что это такое?), лабораторных работ длится 3 года;
    2. технические лицеи – почти то же самое, что техникумы, но с более серьезным средне-техническим образованием;
    3. колледжи – конкурс при поступлении, посещение лекций, семинаров и выполнение лабораторных работ в течение 4 лет.

Среднее профессиональное образование – это промежуточный этап между школой и ВУЗом.

Если подросток поступает в лицей или техникум после 9 класса, то в его обучение входит программа, которую он пропускает в 10-11 классах. Это же правило работает при прохождении ССО.

Среднее профессиональное или специальное — какое лучше

Чем они отличаются друг от друга? По сути – ничем. Однако в головах людей существует стереотип, что лицей престижней техникума, а техникум –училища.

Все дело в словах и в отношении к ним. Хотя на деле ССО имеет больше преимуществ, например:

  1. обучение занимает меньше времени;
  2. срок дальнейшего обучения в ВУЗе тоже сокращается на год-два;
  3. после 5 лет трудового стажа диплом ССО приравнивается к высшему образованию;
  4. можно выбирать среди 400 профессий;
  5. высокая степень трудоустройства;
  6. различные льготы от больших предприятий (питание, проезд и т.д).

Если человек хочет быстрее отучиться и приступить к работе, то лучше нацелиться на средне-специальное образование. СПО – для тех, кто хочет обучаться пошагово, планомерно и никуда не спешит: сначала 3-4 года в лицее, потом 4-6лет в ВУЗе.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Общее образование в России сегодня имеет три уровня, на каждом из которых обучение проводится по соответствующим программам. Среднее образование – один из уровней общего образования, его длительность составляет от 2 до 3 лет, тогда как программа общего обучения в целом рассчитана на 11 лет. Среднее общее образование – это третья, завершающая ступень, направленная на подготовку школьников к получению высшего образования.

Структура общего образования в Российской Федерации сегодня выглядит следующим образом:

  • начальная ступень – длительность обучения 4 года;
  • основная ступень – рассчитана на 5 лет;
  • средняя ступень – от 2 до 3 лет.

Обучение на первых двух ступенях является обязательным. Это значит, что каждый ребенок в РФ должен поступить в начальную школу и закончить основную ступень. За это отвечают родители ребенка или его опекуны. Без освоения программы начальной и основной ступени нельзя получить аттестат о среднем образовании, и уж тем более нельзя продолжить обучение в вузе. Вся система является достаточно сильной, чтобы обеспечить детям с разным уровнем начальной подготовки достаточно высокий уровень знаний. Однако нередко для более углубленного изучения предметов школьники обращаются за помощью к репетиторам, посещают различные курсы, занимаются дополнительно. Все это дает им важные преимущества в дальнейшем обучении.

Поступая в России в школу в семилетнем возрасте, ребенок, как правило, заканчивает ее к 17 годам. В случае вечерних или школ искусств общий срок обучения больше, он составит уже не 11, а 12 лет. Однако после окончания обучения еще следует подтвердить усвоение программы, для чего предусмотрена итоговая аттестация школьников. Документ об окончании основной ступени получают только те ученики, которые успешно сдадут все экзамены.

По окончании основной ступени ученик также сдает экзамены и получает соответствующий аттестат. Такое образование называют еще средним неполным, тогда как окончание средней ступени означает получение полного школьного среднего образования. Каждая основная школа работает в соответствии со стандартными программами. А вот в учебных заведениях, имеющих звание гимназии, лицея, а также в тех, в которых программа обучения включает углубленное изучение отдельных предметов, стандартные учебные программы расширены за счет включения дополнительных дисциплин. В РФ существует большой выбор таких заведений, действующих в разных направлениях:

  • с программами повышенного уровня по определенным предметам: как правило, это математика, иностранный язык, физика, химия;
  • с особым вниманием к внешкольной деятельности – ученики осваивают актерское мастерство, изобразительные искусства, экономику, спорт, философию и другие науки;
  • с тесным сотрудничеством с вузами: приглашаются их преподаватели, используются материально-технические возможности высшего учебного заведения.

Является ли окончание основной ступени обязательным? Да, согласно ст. 66 «Об образовании в РФ», основное общее образование обязательно для всех граждан РФ. Это значит, что третью ступень, то есть среднее общее образование, ученик может завершить в учебном заведении, принимающем на обучение учеников, проучившихся девять лет и окончивших основную школу.

На основное общее образование каждый ученик имеет 5 лет. За эти годы школьники получают базовые знания по основным дисциплинам и сдают основной государственный экзамен – ОГЭ. При успешной его сдаче ученик получает аттестат и может получить общее образование или же поступить в среднее специальное учебное заведение.

Старшеклассники общеобразовательной школы учатся два года, на протяжении которых они готовятся к поступлению в вуз. Они продолжают изучать уже знакомые предметы и осваивают новые дисциплины. По окончании 11 класса ученики сдают единый госэкзамен – ЕГЭ. Он состоит из двух частей – обязательной и вариативной. Для всех выпускников обязательным к сдаче является русский язык, а также математика. Прочие школьные предметы остаются предметами выбора и могут сдаваться в качестве вступительных в высшее учебное заведение. При успешной сдаче ЕГЭ ученики получают аттестат о полном среднем общем образовании. В аттестате указывается список освоенных дисциплин и уровень усвоения знаний. Таким образом, общеобразовательная школа, а точнее, ее третья, заключительная ступень, дает возможность ученикам сформировать навыки самостоятельного обучения, развить творческие способности, подготовиться к поступлению в вуз.

Полное среднее образование доступно всем желающим, однако оно не является обязательным. В подавляющем большинстве случаев его получают выпускники девятых классов, которые собираются продолжать учебу дальше и получать специальность в вузе.

Обязательно ли заканчивать полную среднюю школу, чтобы продолжить обучение в вузе? Вовсе нет. В качестве альтернативы российским старшеклассникам предлагается возможность получить среднее профессиональное образование. Обучение предусмотрено после 9 или 11 класса, а также после начального профессионального образования. Осуществляется оно в техникумах, колледжах, училищах по одной из двух принятых в РФ программ:

  • Квалификация «техник». Ученики получают необходимый минимум знаний в выбранной специальности.
  • Квалификация «старший техник». Это более высокий уровень, для его получения ученики должны освоить более углубленные знания по специальности.

В зависимости от выбранной программы срок получения среднего профессионального образования может меняться. Для абитуриентов важно заранее определиться с будущей специальностью, квалификацией, учесть сроки и условия для окончания учебного заведения. Это позволит своевременно подготовиться к сдаче экзаменов, уделить внимание профильным предметам, запланировать занятия с репетиторами, принять участие в олимпиадах по соответствующим дисциплинам, чтобы заработать дополнительные баллы при поступлении на конкурсной основе.

Помимо государственных школ, в Российской Федерации успешно работают и частные школы. Если они успешно проходят госаккредитацию, то их выпускники имеют право на получение свидетельства об окончании школы государственного образца. Такое свидетельство позволяет выпускникам частных школ поступать в вузы. Если же частная школа не имеет аккредитации, то свидетельства, которые она выдает, являются документами негосударственного образца, и не могут быть приняты вузами. Все это важно учитывать при выборе учебного заведения.

Среднее профессиональное образование

Будущие абитуриенты всегда озадачены вопросом, куда пойти учиться. Выбор образовательного учреждения — это серьезный шаг, влияющий на жизнь человека, как в течение самого периода обучения, так и на его дальнейшую судьбу. Именно поэтому, необходимо подойти к решению данного вопроса со всей полнотой ответственности. Это позволит обрести востребованную специальность в интересной для себя сфере деятельности, занять стабильное положение в обществе и стать надежной опорой для будущей семьи. В последние годы на рынке труда ощущается избыток специалистов, прошедших обучение в вузах. При этом особенно остро не хватает квалифицированных кадров со средним образованием. Доступность среднего профессионального образования дает возможность стать востребованным специалистом в соответствующей сфере деятельности, что в свою очередь позволяет быть уверенным в стабильном доходе и обоснованно строить планы на будущее. За последние годы, все большее количество абитуриентов осознает выгоду создавшейся ситуации, и поступают в учебные заведения среднего профессионального образования.

По словам Андрея Максимова, председателя Комитета по науке и высшей школе правительства Санкт-Петербурга, с проблемой недобора столкнулись лишь единицы учебных заведений: «Конкурс во многие ССУЗы был более четырех человек на место». Особое положение в сфере среднего профессионального образования занимают колледжи. Это учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы базового и повышенного уровня. В Петербурге в колледжах осуществляется прием более чем по 80 специальностям. Богатый выбор профессий позволяет найти каждому человеку то, что ему по душе. В школе вы испытываете трудности с алгеброй, сложна к пониманию физика? Тогда вам следует обратить внимание на широкий спектр гуманитарных направлений. Если же у вас возникают сложности с историей и литературой, но при этом, вы «щелкаете» математические задачи как орешки, то техническая специальность — это ваш выбор. Для предварительного отсева мест, в которые вы будете поступать, очень удобно использовать справочники колледжей. В этой литературе содержится информация о специальностях, которым в них обучают, присутствует общая информация об учебном заведении и контактные данные. Многие колледжи работают по программе «колледж-вуз», что позволяет после получения среднего специального образования продолжить обучение на втором или третьем курсе вуза. Эта схема полностью оправдывает свое существование, так как значительно упрощает процедуру поступления в вуз. Выпускники школ зачастую имеют значительное преимущество перед теми людьми, которые окончили колледж. Школьников в течение двух-трех лет систематично готовят к ЕГЭ, а у студентов колледжей получение полного среднего образования проходит примерно за один год. Это положительно сказывается на уровне освоения профессиональных навыков, но при этом значительно теряются глубина и качество знаний по общеобразовательным предметам.

Также, немаловажным аспектом является то, как давно было получено полное среднее образование. Если абитуриенты, окончившие школы, еще вчера, сидя за партой, решали задачи по математике и писали сочинения по литературе, то бывшие студенты ССУЗов последний раз видели учебник по математике три года назад, а многие литературные сочинения даже не держали в руках, так как этого не было в учебной программе.
Сегодня все больше колледжей участвуют в совместных программах с вузами. Это сотрудничество выгодно, как для вышеперечисленных учебных заведений, так и для студентов. Колледж является своего рода фильтром, через который проходят люди, заинтересованные в получении образования. Вуз в свою очередь, получает студентов, которые уже имеют несколько лет работы по специальности. Но, все же, самую большую выгоду получают студенты, которые проходят путь от среднего образования к высшему с минимальным сопротивлением. Каким образом выбрать из огромного количества направлений ту профессию, которая действительно будет котироваться на рынке труда? Журнал «Форбс» составил список профессий, которые будут востребованы в ближайшие десятилетия. С выводом журнала совпадают и мнения различных специалистов российских компаний по подбору персонала. Перспективными названы такие сферы:
— здравоохранение;
— информационные технологии;
— направления, связанные с сервисом;
— химия и фармацевтика.

Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование в России реализуется по двум основным образовательным программам — базового уровня и повышенного уровня.
После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация «техник».
Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год).
Выпускнику с углубленной подготовкой присваивается квалификация «старший техник», при расширении подготовки — «техник с дополнительной подготовкой в области …» (с указанием конкретной области — менеджмент, экономика, информатика и т.д.).
Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2–3 года в зависимости от профиля подготовки.
Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования.
Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений: техникум (училище) и колледж.
Техникум (училище) реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня;
Колледж — реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях.

Выбор в пользу среднего профессионального образования
По мнению экспертов, в ближайшие годы может поменяться структура системы профессионального образовния Санкт-Петербурга в пользу системы среднего профессионального образования. Если сегодня количество студентов, обучающихся в вузах, в несколько раз превышает количество тех, кто получает среднее специальное образование в колледжах, техникумах и училищах, то в будущем разница между ними будет все больше сокращаться. На фоне переизбытка специалистов с высшим образованием, на рынке труда по-прежнему не хватает квалифицированных рабочих, что может заставить выпускников школ пересмотреть свой подход к выбору профессии.
По данным Комитета по науке и высшей школе в Санкт-Петербурге в 2008 году в высших учебных заведениях государственного и негосударственного сектора обучалось 450 тыс. студентов. В государственных средних профессиональных учебных заведениях численность обучающихся составила примерно в 6 раз меньше – всего 74 тыс. человек.
«Проблема в том, что высшее образование сегодня доступно практически всем, — говорит директор «Петровского колледжа» Евгений Иванов. – И родители считают своим долгом отправить ребенка в вуз. В итоге получение среднего специального образования становится своеобразным признаком необеспеченности».
Переизбыток на рынке специалистов с высшим образованием в некоторых сферах стал ещё больше ощутим с приходом кризиса, но то, что структура подготовки кадров не соответствует рынку труда, отмечалось и раньше. Руководители рекрутинговых компаний неоднократно говорили о дефиците выпускников средних образовательных учреждений: специалистов по автоматизации, слесарей-ремонтников высоких разрядов и других инженерных специальностей.
Бывший вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас открыто заявлял, что если взять структуру занятости, то сейчас на одного специалиста с высшим образованием требуются два со средним и десять с начальным профессинальным образованием. Структура же подготовки кадров сформирована так, что на десять человек с высшим образованием приходится один с начальным и два со средним профессиональным образованием.
«Если провести сравнение между востребованностью специалистов с высшим и средним специальным образованием, то можно отметить, что кандидат со средним специальным (техническим) образованием будет востребован всегда, — рассказывает консультант рекрутинговой компании AVANTA Personnel Александра Трофимова. — Сейчас эта тенденция наиболее очевидна». По данным AVANTA, самыми востребованными специальностями среди выпускников средних профессиональных учебных учреждений являются операторы линии, механики, слесари, сантехники, наладчики, то есть специалисты производственного сектора.

Кроме того, по словам экспертов, современное высшее образование из-за слишком высокой доступности стало постепенно выполнять те функции, которые раньше выполняло среднее профессиональное образование. Вследствие перепроизводства вузов и их выпускников, людей с высшим образованием стало очень много. В итоге ценность его в целом снизилась как в глазах работодателей, так и в глазах самих обладателей дипломов (кроме некоторых ведущих вузов). «Выпускники даже не последних петербургских вузов оказываются иногда просто безграмотными, — говорит Владимир Белявский, директор агентства «Эксперт». — Некоторые резюме нельзя читать без скрежета зубовного. Уровень подготовки выпускников новообразованных коммерческих вузов, по сути, соответствует тому, что раньше давали техникумы. Отдельная проблема — соответствие вузовской подготовки потребностям рынка труда. И здесь проблема уже не только в качестве образования, а в том, что выпускники определенных специальностей (чаще технических, педагогических) рынком по-настоящему не востребованы».
Однако сейчас рынок труда будет все больше подстраиваться под работодателей, и среднее специальное образование начнет приобретать все большую популярность. Выпускники колледжей, училищ и техникумов оказались в меньшей группе риска, чем выпускники вузов, большинство которых сегодня вынуждены искать работу не специальности. Выпускникам же средних учебных заведений проще подстроиться под запросы работодателей, благодаря приближенности к производственному процессу. «Спрос на сотрудников со средним профессиональным образованием упал по сравнению с «докризисным» временем совсем незначительно, — говорит Светлана Яковлева, директор филиала лизинговой компании АНКОР в Санкт-Петербурге. — Они по-прежнему востребованы на производстве (операторы, водители погрузчика, грузчики, упаковщики, слесари, подсобные рабочие и т.д.). Также, работники со средним профессиональным образованием могут быть востребованы в торговле (мерчендайзеры, промоутеры, продавцы, торговые представители и т.д.), в сельском хозяйстве, транспортной сфере и других областях». Уже понятно, что спрос на рабочие специальности не только меньше сократился, но и скорей всего, первым восстановится. В июне этого года число официально зарегистрированных безработных в Петербурге впервые за полгода снизилось — на 0,2% до 29,4 тыс. человек. Сокращается и неполная занятость — в июне, по данным Росстата, число сотрудников, по инициативе работодателя занятых неполный день, в Петербурге составило 9,2 тыс. человек — на 20,4% меньше, чем в мае.
Руководители средних специальных учебных заведений также говорят, что, несмотря на попадание в «демографическую дыру», количество поступающих не уменьшилось. «На фоне того, что многие вузы сегодня сталкиваются с проблемой недобора, у нас в этом году прием и зачисление прошло успешнее, чем в прошлом, — говорит Евгений Иванов. – А это значит, что популярность среднего специального образования растет». По словам заместителя директора по учебной работе «Санкт-Петербургского колледжа информатизации и управления» Андрея Васильева, на протяжении последних лет количество поступающих не уменьшалось. «На 10 августа 2009 года мы выполнили план по набору студентов на бюджетные места и на контрактные, — говорит Андрей Васильев. – Конкурс был свыше 2-х человек на место». Фактически, это может расценивать как рост.

Ещё одним признаком востребованности среднего профессионального образования можно считать тот факт, что, по данным за 2008 год, около 17% учащихся средних профессиональных учреждений обучаются сегодня на договорной основе. При этом жалоб на качество образования значительно меньше. «Уровень среднего профессионального образования, может быть не только не ниже, но и выше, чем в вузах, — говорит Виктор Смирнов, председатель Совета директоров Средних специальных учебных заведений (ССУЗов). Здесь студент получает образование на практике, и потому гораздо меньше шансов, что его знания будут отставать по техническому уровню, — продолжает он. – Он может работать с самым новым оборудованием, и потому разбираться в нем не хуже инженера».
Уже в 2009 году количество выпускников учреждений СПО по некоторым специальностям (преимущественно техническим) выросло. Так, например, на 24,6% выросло количество выпускников в сфере сервиса и обслуживания, на 11,5% — металлообработки и металлургии, на 4,8% — информатики и вычислительной техники, на 4% — кораблестроения и морской техники, и 27,7% — авиационной и ракетно-космической техники. Тем не менее, по многим другим специальностям количество студентов сокращается – в основном, речь идет и специалистах, менее востребованных на рынке труда (например, в области экономики, управления, культуры, педагогики и пр).
На заметку: В Петербурге в колледжах, техникумах и училищах осуществляется прием по 136 специальностям. Наибольшие доли контингента студентов приходится на следующие группы: экономика и управление – 19,1 %, здравоохранение – 13,1 %, сервис и сфера обслуживания – 11,6%, архитектура и строительство – 8,1 %, педагогика, культура и искусство – 8,0%, транспорт – 7,8%, информатика и вычислительная техника – 7,2%. Система среднего профессионального образования Санкт-Петербурга по состоянию на 01.10.2011 включает 85 образовательных учреждения: из них 33 находятся в подчинении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, 14 – федерального подчинения, 5 – негосударственных, 33 – структурные подразделения высших учебных заведений, реализующие образовательные программы СПО. В составе преподавательского состава СПО работает, по состоянию на 2011 год, 6 тыс. человек. Из них более 70% — штатные работники.
Исполнителями Плана основных мероприятий по развитию системы среднего профессионального образования Санкт-Петербурга на 2008 – 2011 годы, утвержденного указанным постановлением, являются Комитет по науке и высшей школе, Комитет по образованию, Комитет по культуре, Комитет по здравоохранению, Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли и Комитет по занятости населения Санкт-Петербурга.
Ольга Михайлова

admin