МВД квартиры

— Каков порядок предоставления служебного жилья в системе органов внутренних дел РФ? Л.Власова, г.Пятигорск

— В соответствии п. 1 ст. 8 Закона N 247-ФЗ жилое помещение специализированного жилищного фонда предоставляется сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы. К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения (при переводе сотрудника на новое место службы в другой населенный пункт) или жилые помещения в общежитиях — жилые помещения специализированного жилищного фонда, формируемого МВД.

Сотрудником, не имеющим жилого помещения, признается:

1) не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

2) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы.

Сотрудник, которому предоставляется жилье, заключает с территориальным органом МВД договор найма жилого помещения в порядке и на условиях, определяемых МВД. В этом договоре определяются особенности предоставления, оплаты, содержания и освобождения жилого помещения (п. 3 ст. 7 Закона N 247-ФЗ). Члены семьи сотрудника, погибшего (умершего) в связи с выполнением служебных обязанностей, совместно с ним проживавшие, не могут быть выселены из этого помещения до приобретения (получения) иного жилого помещения (п. 5 ст. 7 Закона N 247-ФЗ).

Приказом МВД России от 6 мая 2012 года № 490 утверждена Инструкция по организации работы по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда органов внутренних дел РФ (служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях)

Данной Инструкцией регламентирован порядок предоставления работникам органов внутренних дел служебного жилья (в том числе мест в общежитиях).

Рапорт о его выделении подается сотрудником в жилищную комиссию ОВД. Он составляется в произвольной форме. Обязательно указываются совместно проживающие члены семьи. К рапорту надо приложить выписку из приказа о назначении на должность, копии удостоверений личности работника и членов его семьи, а также свидетельства о браке (заверенные или простые с предъявлением подлинников). Также нужна справка из территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту Российской Федерации о наличии (отсутствии) в собственности сотрудника (гражданского служащего, работника) и (или) членов его семьи жилых помещений.

Копии указанных документов должны быть заверены в соответствии с законодательством Российской Федерации или представлены с предъявлением подлинников документов.

На основании решения комиссии с сотрудником заключают договор найма на срок от 6 месяцев до 2 лет (но не дольше периода службы). В последующем он может быть продлен, для чего в комиссию нужно опять представить полный пакет документов.

Продление договора найма осуществляется по решению комиссии на основании вновь представленных документов, указанных в Инструкции.

Ведение соответствующего учета возлагается на подразделения системы МВД России, на балансе которых находятся предоставляемые жилые помещения.

Одновременно данной инструкцией прописана процедура включения жилых помещений в специализированный жилищный фонд.

Сергей Белик, начальник правового управления

ГУ МВД России по Ставропольскому краю

— Слышал, что сотрудникам полиции, проработавшим в ОВД 10 и более лет, и не имеющим в собственности (совместной собственности) жилья, будут выдаваться сертификаты на приобретение жилья или выплачиваться компенсация? Как и когда это будет происходить? В.Самохвалов, г.Железноводск

— В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.4 Закона РФ от 19.07.2011г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон), сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее — единовременная социальная выплата).

В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона № 247-ФЗ порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, вступившие в законную силу с 1 января 2012 г.

Организация работы по принятию (отказу в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и снятию их с учета, возлагается на существующую жилищно-бытовую комиссию территориального органа (на окружном, межрегиональном и региональном уровнях), учреждения и организации системы МВД России либо на специально созданную комиссию органа по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам.

Ответственность за осуществление указанной работы возлагается на руководителя органа.

Таким образом, в целях принятия на учет сотрудник должен обратиться в Комиссию по месту службы с заявлением. К заявлению прилагаются следующие документы:

— копия финансового лицевого счета, справка (акт) о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный
документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи (в случае, если по независящим от
сотрудника обстоятельствам документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их
получения);

— копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи;

— копия свидетельства о заключении (расторжении) брака — при
состоянии в браке (расторжении брака);

— копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника;

— справка с места учебы ребенка — для детей в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся а образовательных учреждениях по очной форме обучения;

— справка о стаже службы сотрудника в органах внутренних дел в календарном
исчислении с указанием места дислокации подразделения, в котором он
проходит службу согласно штатному расписанию;

— документы, подтверждающие наличие либо отсутствие в
собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений;

— копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством РФ). Граждане РФ, уволенные со службы в органах внутренних дел в специальных званиях полковника (милиции, полиции, юстиции, внутренней службы) и выше, представляют копии пенсионных удостоверений. Сотрудники, имеющие ученые степени или ученые звания — копии соответствующих документов;

— выписка из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии о постановке на учет — для лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом МВД России до 1 марта 2005 года;

— копии свидетельств о рождении и смерти сотрудника и соответствующие справки медицинских учреждений — для родителей сотрудников, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.

Копии указанных документов должны быть заверены в соответствии с законодательством РФ или представлены с предъявлением подлинников документов. При предъявлении подлинников документов копии заверяются секретарем Комиссии.

Секретарь заносит сведения о принятых документах и заявлении в регистрационный журнал Комиссии и выдает справку о дате приема его документов и заявления.

На заседании Комиссии проверяются сведения, содержащиеся в представленных сотрудником документах, и принимается решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты.

Решение Комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты и о снятии с данного учета оформляется протоколом. Протокол утверждается распоряжением органа.

Сведения о сотруднике (сотрудниках), принятом (принятых) на учет для получения единовременной выплаты, заносятся секретарем Комиссии в книгу учета сотрудников, принятых на учет для получения единовременной выплаты, в порядке очередности, исходя из стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.

Выписка из распоряжения о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты и о снятии с данного учета направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения.

При принятии на учет комиссия учитывает следующее обстоятельство. Если сотрудник, претендующий на получение единовременной социальной выплаты, совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, возможность принятия его на учет может возобновиться не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (п. 7 ст. 4 Закона № 247-ФЗ, п. 9 Правил № 1223), к которым относятся:

— обмен жилыми помещениями;

— невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке;

— вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов);

— выделение доли собственниками жилых помещений;

— отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения,
имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих
членов его семьи.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.

Сотрудник, в отношении которого принято решение о предоставлении единовременной социальной выплаты, подает в уполномоченное подразделение заявление о перечислении средств с указанием реквизитов банковского счета.

Единовременная выплата считается предоставленной ему с даты ее перечисления на банковский счет.

Сергей Белик, начальник правового управления

ГУ МВД России по Ставропольскому краю

М В Д Р о с с и и

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ

(ГУ МВД России по г.Москве)

ПРИКАЗ

от 25 мая 2017 г. N 189

Об утверждении Инструкции о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда ГУ МВД России по г. Москве

В целях реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» —

П Р И К А З Ы В А Ю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда ГУ МВД России по г. Москве.

2. УОТО ГУ МВД России по г. Москве организовать работу по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с утвержденной настоящим приказом Инструкцией.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника ГУ МВД России по г. Москве — начальника тыла генерал-майора внутренней службы А.Е. Петрикова.

Начальник

генерал-майор полиции

О.А. БАРАНОВ

Приложение

к приказу ГУ МВД России по г. Москве

от 25.05. 2017 N 189

И Н С Т Р У К Ц И Я

о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда ГУ МВД России по г. Москве

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказом МВД России от 6 мая 2012 года N 490 «Об организации работы по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда органов внутренних дел Российской Федерации (служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях)» и определяет порядок работы по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации <1>, федеральным государственным гражданским служащим <2> и работникам системы ГУ МВД России по г. Москве.

<1> Далее — «сотрудники».

<2> Далее — «служащие».

2. Специализированный жилищный фонд ГУ МВД России по г. Москве состоит из служебных жилых помещений в виде отдельной квартиры (комнаты в отдельной квартире) и жилых помещений в общежитиях, находящихся в федеральной собственности и закрепленных на праве оперативного управления за ГУ МВД России по г. Москве <3> или ФКУ «ГЦХТиСО ГУ МВД России по г. Москве».

<3> Далее — «служебное жилье».

3. Служебное жилье предоставляется сотруднику (служащему, работнику) и совместно проживающим с ним членам его семьи в пределах нормы предоставления площади жилого помещения. Служебное жилье должно быть благоустроенным, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации.

Предоставление служебного жилья площадью менее нормы предоставления, но не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека допускается с согласия сотрудника (служащего, работника).

4. Служебное жилье предоставляется сотруднику (служащему, работнику) с учетом количества членов его семьи, проживающих совместно с ним и указанных в рапорте (заявлении) о предоставлении служебного жилья.

5. Предоставление служебного жилья не является основанием для исключения сотрудника (служащего) из списка лиц, принятых на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, либо состоящего на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (единовременной субсидии на приобретение жилого помещения).

6. Служебное жилье не подлежит приватизации, бронированию, обмену, сдаче в поднаем, переустройству и перепланировке.

7. Норма предоставления площади жилого помещения специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры (комнаты в отдельной квартире) составляет:

33 квадратных метра общей площади жилого помещения — на одного человека;

42 квадратных метра общей площади жилого помещения — на семью из двух человек;

18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи — на семью из трех и более человек.

8. Жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.

II. Формирование и ведение списков лиц, нуждающихся в служебном жилье. Порядок предоставления служебного жилья

9. Правом на получение служебного жилья обладают сотрудники, определенные частями 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также служащие и работники, не имеющие жилого помещения по месту службы (работы).

10. Не имеющим жилого помещения по месту службы (работы) признается сотрудник (служащий, работник):

10.1. Не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.

10.2. Являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющие возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы (работы).

11. Подразделения системы ГУ МВД России по г. Москве ежеквартально направляют в УОТО ГУ МВД России по г. Москве списки лиц, нуждающихся в служебном жилье, формируемые с учетом стажа службы (работы) сотрудников (служащих, работников). При формировании списков в стаж службы (работы), в том числе включаются периоды федеральной государственной гражданской службы и (или) работы в органах внутренних дел.

12. Списки нуждающихся в служебном жилье по подразделениям системы ГУ МВД России по г. Москве ведет УОТО ГУ МВД России по г. Москве.

13. Служебное жилье распределяется между подразделениями системы ГУ МВД России по г. Москве пропорционально жилой площади, необходимой для обеспечения сотрудников (служащих, работников), включенных в списки нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда. При этом решение о распределении отражается в плане распределения служебных жилых помещений, согласованном с заместителем начальника ГУ МВД России по г. Москве — начальником тыла и утверждаемом начальником ГУ МВД России по г. Москве по представлению УОТО ГУ МВД России по г. Москве.

14. В случае отказа лица от предложенного служебного жилья право на его предоставление переходит к следующему по списку. Отказ сотрудника (служащего, работника) оформляется в письменной форме.

15. Служебное жилье предоставляется по решению, принимаемому ЦЖК ГУ МВД России по г. Москве и утверждаемому начальником ГУ МВД России по г. Москве или лицом, его замещающим.

16. Решение ЦЖК ГУ МВД России по г. Москве принимается на основании личного рапорта (заявления) сотрудника (служащего, работника), написанного в произвольной форме, в котором указываются совместно проживающие с ним члены его семьи.

17. Перед принятием решения подлежат рассмотрению следующие документы:

17.1. Справка кадрового подразделения с места службы (работы) сотрудника (служащего, работника).

17.2. Выписка из приказа о назначении сотрудника (служащего, работника) на должность.

17.3. Копии документов, удостоверяющих личность сотрудника (служащего, работника) и членов его семьи (паспорт, свидетельство о рождении ребенка).

17.4. Копия свидетельства о заключении брака (если состоит в браке).

17.5. Справки из управлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и Московской области о наличии (отсутствии) в собственности сотрудника (служащего, работника) и членов его семьи жилых помещений на территории города Москвы и Московской области.

17.6. Справки из Департамента городского имущества города Москвы или иных организаций (БТИ), осуществлявших регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним до 1998 года, о наличии (отсутствии) в собственности сотрудника (служащего, работника) и членов его семьи жилых помещений на территории города Москвы и Московской области.

17.7. Ходатайство руководства подразделения, в котором проходит службу (работает) сотрудник (служащий, работник), о выделении служебного жилья, оформленное в виде решения жилищно-бытовой комиссии подразделения, утвержденного соответствующим руководителем, либо письма в произвольной форме (при наличии).

18. Копии документов, указанные в пункте 17 настоящей Инструкции, должны быть заверены в соответствии с законодательством Российской Федерации или представлены с предъявлением подлинников документов.

19. Ведение учета документов, указанных в пункте 17 настоящей Инструкции, возлагается на УОТО ГУ МВД России по г. Москве.

20. ЦЖК ГУ МВД России по г. Москве рассматривает рапорт (заявление) сотрудника (служащего, работника) и приложенные к нему документы в течение 30 рабочих дней со дня получения документов, указанных в пункте 17 настоящей Инструкции.

21. Для заключения договора найма служебного жилого помещения заверенная в установленном порядке выписка из протокола заседания ЦЖК ГУ МВД России по г. Москве о предоставлении сотруднику (служащему, работнику) служебного жилья и копии документов (паспорт, свидетельство о рождении ребенка, свидетельство о браке, справка кадрового подразделения) направляются в ФКУ «ГЦХТиСО ГУ МВД России по г. Москве» не позднее 10 рабочих дней со дня утверждения такого решения начальником ГУ МВД России по г. Москве.

22. При изменении состава семьи сотрудника (служащего, работника), а также при других обстоятельствах, в результате которых общая площадь предоставленного служебного жилья не соответствует установленным нормам, сотруднику (служащему, работнику) может быть предоставлено (при наличии свободной жилой площади) другое служебное жилье в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

23. Истечение срока действия контракта (трудового договора), его расторжение, перевод для дальнейшего прохождения службы в подразделение органов внутренних дел, не входящее в систему ГУ МВД России по г. Москве, получение в установленном порядке жилого помещения в городе Москве или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.

24. Сотрудник (служащий, работник) и проживающие совместно с ним члены его семьи, в том числе бывшие, обязаны освободить служебное жилье в день, следующий за днем прекращения срока действия договора найма служебного жилого помещения, а также в случаях, указанных в пункте 23 настоящей Инструкции, за исключением случая получения сотрудником единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В случае получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения сотрудник и проживающие совместно с ним члены его семьи, в том числе бывшие, обязаны освободить специализированное жилое помещение не позднее 3 месяцев со дня ее получения.

III. Порядок заключения договора найма служебного жилого помещения и его отдельные условия

25. Договор найма служебного жилого помещения <1> заключается на основании решения ЦЖК ГУ МВД России по г. Москве между сотрудником (служащим, работником) и ФКУ «ГЦХТиСО ГУ МВД России по г. Москве».

<1> Далее — «договор».

К договору прилагается акт приема-передачи служебного жилья.

26. Договор подготавливается ФКУ «ГЦХТиСО ГУ МВД России по г. Москве» в соответствии с Типовым договором найма служебного жилого помещения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42.

27. Договор составляется в двух экземплярах, один из которых передается сотруднику (служащему, работнику), а второй хранится в ФКУ «ГЦХТиСО ГУ МВД России по г. Москве».

28. Действие договора устанавливается на срок не менее 6 месяцев и не более 2 лет с дальнейшим продлением, но не может превышать период службы (работы) сотрудника (служащего, работника).

29. Продление договора осуществляется в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

30. Расторжение и прекращение договора, а также выселение из служебного жилья осуществляется по правилам главы 10 раздела IV Жилищного кодекса Российской Федерации.

IV. Порядок взаимодействия подразделений системы ГУ МВД России по г. Москве по обмену информацией о возникновении (прекращении) права пользования служебным жильем

31. В целях исключения случаев неправомерного использования предоставленного сотруднику (служащему, работнику) служебного жилья, в том числе нарушений условий договора найма служебного жилого помещения, непосредственные руководители посещают по месту жительства данных сотрудников (служащих, работников) не реже одного раза в полгода.

32. Обобщенная информация о случаях неправомерного использования предоставленного сотрудникам (служащим, работникам) служебного жилья направляется в УОТО ГУ МВД России по г. Москве за подписью руководителя подразделения не реже одного раза в полгода.

33. Подразделения системы ГУ МВД России по г. Москве не позднее 5 рабочих дней направляют в УОТО ГУ МВД России по г. Москве информацию о возникновении обстоятельств, указанных в пункте 23 настоящей Инструкции.

Определение Верховного Суда РФ от 02.07.2013 N 16-КГ13-8

Требование: О признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, признании недействительным договора найма служебного жилого помещения.

Решение: В удовлетворении требований в части признания права собственности на квартиру в порядке приватизации отказано, так как какие-либо доказательства того, что заявитель состоял или состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, в материалах дела отсутствуют.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 июля 2013 г. N 16-КГ13-8

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Момотова В.В.,

судей Гетман Е.С. и Кликушина А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Парамонова А.С. к администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, признании недействительными договора найма служебного жилого помещения и постановления главы администрации об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду, по иску администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области к Парамонову А.С., Парамоновой Е.В. и Парамонову М.А. о признании недействительным договора найма жилого помещения, прекращении права пользования жилым помещением и выселении

по кассационной жалобе администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области на постановление президиума Волгоградского областного суда от 19 декабря 2012 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гетман Е.С., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Парамонов А.С. обратился в суд с иском к администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, признании недействительными договора найма служебного жилого помещения и постановления главы администрации об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду, ссылаясь на то, что по договору найма жилого помещения от 19 августа 2009 г. N 8 ему была предоставлена в бессрочное владение квартира <…> в доме <…> по ул. <…> в г. <…> области. В марте 2012 года ему было отказано в приватизации данной квартиры ввиду того, что она была отнесена к специализированному жилищному фонду г. <…>. Полагая, что отказ в приватизации являлся незаконным, поскольку спорная квартира не являлась служебной и у нее отсутствовал статус специализированного жилья, а также учитывая, что ранее он не использовал право на приватизацию жилья, просил суд признать за ним право собственности на спорную квартиру, признать недействительными постановление главы администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области от 13 октября 2008 г. N 579 «Об отнесении жилого помещения — квартиры <…> по ул. <…> дом <…> к специализированному жилищному фонду» и договор найма указанного служебного жилого помещения от 21 мая 2009 г. N 3.

Администрация городского округа город Урюпинск Волгоградской области обратилась с иском к Парамонову А.С., Парамоновой Е.В. и Парамонову М.А. и с учетом уточненных требований просила признать недействительным договор найма жилого помещения от 19 августа 2009 г. N 8, заключенный между Парамоновым А.С. и МУП «ЦИТТ», прекратить право пользования ответчиков спорным жилым помещением и выселить их из квартиры.

В обоснование исковых требований указала, что 13 октября 2008 г. спорная квартира была включена в состав специализированного муниципального жилищного фонда г. Урюпинска и имеет статус служебной. Парамонову А.С. указанная квартира была предоставлена в качестве служебного жилья по договору найма служебного жилого помещения от 21 мая 2009 г. N 3 на период его службы в органах внутренних дел Российской Федерации в должности <…> ОВД по г. <…> и <…> области с условием выселения после увольнения. Приказом МВД России от 21 ноября 2011 г. Парамонов А.С. уволен из органов внутренних дел, но отказывается освободить спорное жилое помещение.

Решением Урюпинского городского суда Волгоградской области от 20 июля 2012 г. в удовлетворении иска Парамонову А.С. отказано. Исковые требования администрации городского округа г. Урюпинска Волгоградской области удовлетворены. Признан недействительным договор найма жилого помещения от 19 августа 2009 г. N 8, заключенный между Парамоновым А.С. и МУП «ЦИТТ», прекращено право пользования Парамонова А.С., Парамоновой Е.В. и Парамонова М.А. квартирой <…> в доме <…> по ул. <…> области и они выселены из указанного жилого помещения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 сентября 2012 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Парамонова А.С. — без удовлетворения.

Постановлением президиума Волгоградского областного суда от 19 декабря 2012 г. решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 20 июля 2012 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 сентября 2012 г. в части удовлетворения исковых требований администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области к Парамонову А.С., Парамоновой Е.В. и Парамонову М.А. о прекращении права пользования жилым помещением и выселении отменено, дело в данной части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В остальной части решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 20 июля 2012 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 сентября 2012 г. оставлены без изменения.

При новом рассмотрении дела в отмененной части решением Урюпинского городского суда Волгоградской области от 27 февраля 2013 г. в удовлетворении исковых требований администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области к Парамонову А.С., Парамоновой Е.В. и Парамонову М.А. о прекращении права пользования жилым помещением и выселении отказано.

В кассационной жалобе администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области ставится вопрос об отмене постановления президиума Волгоградского областного суда от 19 декабря 2012 г. с оставлением в силе решения Урюпинского городского суда Волгоградской области от 20 июля 2012 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 сентября 2012 г. в полном объеме.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2013 г. указанная кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания для отмены постановления президиума Волгоградского областного суда от 19 декабря 2012 г.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения были допущены судом кассационной инстанции при рассмотрении данного дела.

Разрешая спор и удовлетворяя требования администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области о прекращении права пользования жилым помещением и выселении, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 103 и 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходили из того, что спорное жилое помещение являлось служебным, оно было предоставлено Парамонову А.С. для временного проживания. Договор найма служебного жилого помещения от 21 мая 2009 г. N 3 Парамоновым А.С. не оспаривался, недействительным в установленном законом порядке признан не был. Суд учел также, что согласно показаниям свидетеля — экономиста МАУ «МТЦ» А<…> договор найма жилого помещения от 19 августа 2009 г. N 8 от имени МУП «ЦИТТ» был заключен с Парамоновым А.С. по ошибке, который не обратил внимание на то, что спорная квартира согласно постановлению главы администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области от 13 октября 2008 г. N 579 являлась служебной. В связи с увольнением Парамонова А.С. из органов внутренних дел право пользования жилым помещением Парамонова А.С. и членов его семьи на спорное жилое помещение прекратилось, и они подлежали выселению из него без предоставления другого жилого помещения.

Не соглашаясь с выводами судов в этой части, президиум Волгоградского областного суда сослался на пункт 64 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», действовавшего на момент увольнения Парамонова А.С. со службы, согласно которому сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию по основаниям, предусмотренным п. «з» части 1 статьи 58 указанного Положения, и имеющим выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении), сохраняется право на безвозмездное закрепление жилых помещений в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а также на пункты 20, 27, 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897, в соответствии с которыми без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены проживающие в служебном жилом помещении прекратившие службу сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.

Суд кассационной инстанции указал, что поскольку на момент увольнения Парамонова А.С. со службы его выслуга в органах внутренних дел в календарном исчислении составила 26 лет 4 месяца 2 дня, постольку это обстоятельство подлежало учету при рассмотрении дела судом. При этом суд кассационной инстанции согласился с выводом судов о наличии у находящейся в муниципальной собственности спорной квартиры на момент вселения в нее Парамонова А.С. статуса служебного жилого помещения и указал на отсутствие законных оснований для удовлетворения исковых требований Парамонова А.С. о признании права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что постановление суда кассационной инстанции в части отмены решения Урюпинского городского суда Волгоградской области от 20 июля 2012 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 сентября 2012 г. в части удовлетворения исковых требований администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области к Парамонову А.С., Парамоновой Е.В. и Парамонову М.А. о прекращении права пользования жилым помещением и выселении не основано на нормах действующего законодательства.

Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2002 г. N 284-р жилой дом, расположенный по адресу: г. <…>, передан в муниципальную собственность г. Урюпинска и по состоянию на 29 июля 2002 г. исключен из Реестра федерального имущества.

Решением жилищной комиссии администрации городского округа города Урюпинска Волгоградской области от 3 сентября 2008 г. по ходатайству ОВД по г. Урюпинску и Урюпинскому району трехкомнатная благоустроенная квартира <…> в доме <…> по ул. <…> в г. <…> была закреплена за ОВД по г. Урюпинску и Урюпинскому району в качестве служебной.

Постановлением главы администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области от 13 октября 2008 г. N 579 указанное муниципальное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд городского округа город Урюпинск Волгоградской области в качестве служебного жилья.

На основании названного постановления между администрацией городского округа города Урюпинск Волгоградской области (наймодателем) и Парамоновым А.С., замещавшим должность <…> ОВД по г. Урюпинску и Урюпинскому району (нанимателем), заключен договор найма служебного жилого помещения от 24 мая 2009 г. N 3, в соответствии с которым спорная квартира предоставлена нанимателю и членам его семьи для временного проживания.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В силу статьи 103 (часть 2) Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Из содержания указанной нормы следует, что условием выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к установленной категории граждан, определенной законом, но и факт состояния такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Как установлено судом первой инстанции, Приказом МВД Российской Федерации от 21 ноября 2012 г. N 1594 л/с Парамонов А.С. уволен из органов внутренних дел в соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по ограниченному состоянию здоровья).

Какие-либо доказательства того, что Парамонов А.С. состоял или состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, в материалах дела отсутствуют.

В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в отношении сотрудников органов внутренних дел не применяется Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», за исключением частей 5 и 6 статьи 45, части 7 статьи 46, статей 54 и 64 указанного Положения, которые применяются в отношении сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к федеральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере миграции и осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации, до 31 декабря 2012 г. включительно (статья 97).

Между тем данных о том, что Парамонов А.С. относился к числу лиц, указанных в вышеназванном Законе, в материалах дела также не содержится.

Что касается Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, то оно, как следует из его названия и содержания, регулирует вопросы использования служебного жилищного фонда, находящегося в государственной собственности и переданного, в том числе, в оперативное управление органов внутренних дел. Однако спорное жилое помещение находилось не в государственной, а в муниципальной собственности и не было передано и закреплено на праве оперативного управления за ОВД по г. Урюпинску и Урюпинскому району Волгоградской области.

При таких обстоятельствах у президиума Волгоградского областного суда не имелось законных оснований для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения суда второй инстанции в части удовлетворения исковых требований администрации городского округа г. Урюпинска Волгоградской области к Парамонову А.С., Парамоновой Е.В. и Парамонову М.А. о прекращении права пользования жилым помещением и выселении.

Судебная коллегия находит, что допущенные судом кассационной инстанции нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя. Данные нарушения могут быть исправлены только посредством отмены обжалуемого постановления президиума Волгоградского областного суда от 19 декабря 2012 г., а также основанного на нем решения Урюпинского городского суда Волгоградской области от 27 февраля 2013 г., принятого без учета того, что Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации не подлежали применению в данном деле.

По изложенным выше основаниям постановление суда кассационной инстанции и основанное на нем решение суда первой инстанции подлежат отмене с оставлением без изменения решения суда первой инстанции и апелляционного определения в отмененной части.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

постановление президиума Волгоградского областного суда от 19 декабря 2012 г. в части отмены решения Урюпинского городского суда Волгоградской области от 20 июля 2012 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 сентября 2012 г. в части удовлетворения исковых требований администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области к Парамонову А.С., Парамоновой Е.В. и Парамонову М.А. о прекращении права пользования жилым помещением и выселении, решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 27 февраля 2013 г. отменить, оставить в силе решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 20 июля 2012 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 сентября 2012 г. в части, отмененной постановлением президиума Волгоградского областного суда от 19 декабря 2012 г.

Кому из сотрудников органов внутренних дел может быть предоставлена служебная квартира или комната в общежитии?

Согласно ч.ч. 1, 2 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся:

1) служебные жилые помещения;
2) жилые помещения в общежитиях;
3) жилые помещения маневренного фонда;
4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;
5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;
6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;
7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение (при переводе сотрудника на новое место службы в другой населенный пункт) или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством РФ.

Как указано в части 2 статьи 8 закона № 247-ФЗ, не имеющим жилого помещения в населенном пункте по месту службы признается сотрудник:

1) не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

2) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы.

Напомним, что согласно части 2 статьи 44 Федерального закона «О полиции» наличие у полиции специализированного жилищного фонда обязательно. Между тем, часть 4 статьи 8 закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ называет еще одну гарантию сотрудникам полиции, реализуемую в случае если все же специализированного жилищного фонда у полиции нет:

«В случае отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, ежемесячно выплачивает сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации» (см. подробнее «Денежная компенсация сотруднику органов внутренних дел (полиции) за наем (поднаем) жилого помещения»).

Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

Вернуться к началу обзора: «Обеспечение МВД жильем сотрудников органов внутренних дел (полиции). Законы и судебная практика»

admin