МВД это госслужба или нет?

Содержание

УДК 34.08 ББК 67.301

К ВОПРОСУ О ПРОХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА МАЛАХОВА,

доцент Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук, доцент E-mail: nv_malakhova@mail.ru; ТАНЗИЛЯ ФАРИДОВНА ШАЙХУТДИНОВА, преподаватель Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук E-mail: tanzilyav@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются особенности государственной гражданской службы в органах внутренних дел; проводится сравнительно-правовой анализ государственной службы в органах внутренних дел, осуществляемой сотрудниками органов внутренних дел и государственными гражданскими служащими.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, органы внутренних дел, государственные гражданские служащие, сотрудники органов внутренних дел, основные характеристики государственной гражданской службы в органах внутренних дел.

Вопросы государственной гражданской службы являются предметом исследования многих ученых1. В настоящей статье будут рассмотрены особенности государственной гражданской службы в органах внутренних дел.

В органах внутренних дел проходят службу не только сотрудники органов внутренних дел, т.е. лица, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава, но и государственные гражданские служащие. Такая ситуация согласуется с нормами, регулирующими систему государственной службы Российской Федерации, и принципами ее построения. На основе этих норм и принципов в федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов2.

В соответствии с данным положением в органах внутренних дел установлена предельная штатная численность сотрудников органов внутренних дел — 914 525 человек, и федеральных государственных гражданских служащих — 5123 человек3.

Обращаем внимание на то, что в органах внутренних дел проходят службу государственные гражданские служащие федерального уровня. Как известно,

государственная гражданская служба подразделяется на два вида: федеральную службу и службу в субъекте Российской Федерации4. В данном случае уровень государственной гражданской службы обусловлен правовым статусом Министерства внутренних дел Российской Федерации, являющимся федеральным органом исполнительной власти и осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел5.

Понятие федеральной государственной гражданской службы определено Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Это — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

В свою очередь, должности в органах внутренних дел учреждаются в целях непосредственного исполнения, организации и обеспечения исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти в

сфере внутренних дел, его территориальных органов, подразделений либо полномочий лица, замещающего государственную должность Российской Федерации.

Правовой основой государственной гражданской службы в органах внутренних дел является широкий спектр нормативных правовых актов. Среди них можно выделить общие, относящиеся ко всем государственным гражданским служащим, и специальные, касающиеся только тех, кто проходит государственную гражданскую службу в органах внутренних дел. В этом заключается особенность правового регулирования государственной гражданской службы в органах внутренних дел.

Общие нормативные правовые акты включают в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти6.

Как сказано в ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», правоотношения, связанные с прохождением в органах внутренних дел федеральной государственной гражданской службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а трудовые отношения — трудовым законодательством.

Таким образом, законодательный уровень нормативных правовых актов, регулирующих прохождение в органах внутренних дел федеральной государственной гражданской службы, представлен Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и др.

При этом трудовое законодательство также распространяется на государственных гражданских служащих. Например, в части предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, отпуска без сохранения заработной платы и т.д.; т.е. в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с государственной гражданской службой, в том числе в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

Среди указов Президента РФ назовем следующие: Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», Указ Президента РФ от 2 февраля 2013 г. № 87 «Вопросы федеральной государственной гражданской службы», Указ Президента РФ от 17 октября 2013 г. № 781 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы» и др.

К постановлениям Правительства РФ относятся, например: Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. № 822 «Об утверждении Правил предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах» и др.

Специальные нормативные правовые акты состоят из приказов, изданных Министерством внутренних дел Российской Федерации, которые регулируют прохождение службы в органах внутренних дел федеральными государственными гражданскими служащими. Среди них можно назвать: Приказ МВД РФ от 17 марта 2008 г. № 245 «Об утверждении Регламента работы аттестационной комиссии Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам федеральной государственной гражданской службы», Приказ МВД России от 19 июня 2008 г. № 531 «Об утверждении Служебного распорядка Министерства внутренних дел Российской Федерации для федеральных государственных гражданских служащих» и др.

Анализ законодательства позволяет выделить ряд признаков, характеризующих государственную гражданскую службу Российской Федерации в органах внутренних дел.

1. На государственную гражданскую службу в органы внутренних дел принимаются только граждане Российской Федерации. На это указывают ст.ст. 13 и 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о гражданской службе). Там сказано: «Гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы».

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом. Для сравнения — на военную службу по контракту вправе поступать не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане.

Возраст поступления на государственную гражданскую службу составляет 18 лет, в то время как в образовательные организации высшего образования МВД РФ для обучения по очной форме вправе поступать граждане, не достигшие возраста 18 лет. Зачисление в такие образовательные организации является поступлением на службу в органы внутренних дел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, установлен предельный возраст поступления на службу в органы внутренних дел:

1) для замещения должностей в органах внутренних дел — 35 лет;

2) для поступления в образовательные организа-

ции высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме — 25 лет.

Для государственный гражданских служащих, в том числе поступающих в органы внутренних дел, таких ограничений не существует.

Существуют различия и в предельном возрасте пребывания на службе. Для гражданской службы — 60 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на службе, этот срок может быть продлен, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет, а гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории «помощники (советники)», учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, — до окончания срока полномочий указанного лица.

Федеральному гражданскому служащему, замещающему должность категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, срок также может быть продлен, но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет.

По достижении гражданским служащим предельного возраста пребывания на службе по решению руководства и с согласия гражданина он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы.

Для сотрудников органов внутренних дел установлены более жесткие условия, обусловленные повышенными требованиями к состоянию здоровья.

Предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел составляет для сотрудника:

1) имеющего специальное звание генерала полиции Российской Федерации, генерал-полковника — 65 лет;

2) имеющего специальное звание генерал-лейтенанта, генерал-майора — 60 лет;

3) имеющего специальное звание полковника — 55

лет;

4) имеющего иное специальное звание — 50 лет.

2. Для осуществления федеральной государственной гражданской службы учреждаются должности федеральной государственной гражданской службы.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Назначение на должности осуществляется по результатам конкурса, за исключением ряда случаев, установленных законодательством.

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Существует четыре категории должностей государственной гражданской службы: 1) руководители; 2) помощники (советники); 3) специалисты; 4) обеспечивающие специалисты.

Указанные категории должностей, в свою очередь, делятся на группы:

1) высшие должности гражданской службы; 2) главные должности гражданской службы; 3) ведущие должности гражданской службы; 4) старшие должности гражданской службы; 5) младшие должности гражданской службы.

При этом должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утвержден Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы».

Государственным гражданским служащим присваиваются классные чины. Порядок присвоения классных чинов, их соотношение со специальными званиями сотрудников органов внутренних дел определяются указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим».

Например, классный чин действительного государственного советника Российской Федерации 1-го класса соответствует специальному званию генерала полиции Российской Федерации. Классный чин государственного советника Российской Федерации 1-го класса соответствует специальному званию полковник полиции и т.д.

В органах внутренних дел установлены должности федеральной государственной гражданской службы как в центральном аппарате МВД России, так и в территориальных органах7.

В центральном аппарате МВД России введены, например, такие должности, как заместитель директора (начальника) департамента, заместитель начальника управления, начальник отдела в департаменте, референт, советник, консультант, специалист-эксперт и др.

В территориальных органах перечень должностей гражданской службы значительно меньше. К ним относятся: заместитель руководителя (начальника) территориального органа, помощник руководителя (начальника) территориального органа, консультант, главный специалист-эксперт и др.

3. Установление квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы в органах внутренних дел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В число квалификационных требований входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего образования.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Квалификационные требования к стажу службы или опыту работы по специальности, направлению подготовки для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих».

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего.

Аналогичные квалификационные требования установлены для сотрудников органов внутренних дел с учетом специфики состава должностей и круга их обязанностей, за исключением одного. В число квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел включено требование к состоянию здоровья сотрудников, необходимого для выполнения обязанностей по замещаемой должности.

4. Обеспечение исполнения полномочий федеральных государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба в органах внутренних дел направлена на обеспечение полномочий Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России), являющегося федеральным

органом исполнительной власти, а также Министра внутренних дел Российской Федерации — лица замещающего государственную должность.

МВД России осуществляет широкий круг полномочий, установленный указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248, который утвердил «Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации». Для уяснения существа данных полномочий укажем здесь лишь основные задачи, возложенные на МВД России. Ими являются:

• разработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;

• обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации и иных лиц, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;

• управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками МВД России;

• обеспечение социальной и правовой защиты граждан, проходящих службу в системе МВД России.

В свою очередь, государственные должности Российской Федерации — это должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов. Перечень этих должностей утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации».

МВД России возглавляет Министр внутренних дел Российской Федерации — лицо, замещающее государственную должность — который несет персональную ответственность за выполнение задач и осуществление полномочий, возложенных на МВД России, за реализацию государственной политики в сфере внутренних дел.

5. Финансирование федеральной гражданской службы в органах внутренних дел осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Объем выделения денежных средств устанавливается ежегодно на основании закона о бюджете на соответствующий период времени.

Финансирование службы сотрудников органов внутренних дел также является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, рассмотрены основные характеристики и, вместе с этим, особенности государственной гражданской службы в органах внутренних дел. Отметим, что вопросы прохождения государственной гражданской службы не являлись предметом нашего исследования.

1 См., напр.: МиннигуловаД.Б. Социальное партнерство на государственной гражданской службе: юридические аспекты // Административное право и процесс. 2013. № 12; Добробаба В.В.

Традиции и новации в правовом регулировании института дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 3; Попова О.В. Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации — самостоятельный государственно-правовой институт // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 2.

2 См.: ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 27 мая 2003 г.

№ 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: Законодательство».

3 Указ Президента РФ от 5 мая 2014 г. № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации»// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: Законодательство».

4 См.: ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г.

№ 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: Законодательство».

5 Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации».

6 См., напр.: приказ Минздравсоцразвития РФ от 14 декабря 2009 г. № 984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения». // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: Законодательство».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Приказ МВД РФ от 09 марта 2011 г. № 117 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, при назначении на которые конкурс может не проводиться» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс: Законодательство».

УДК 342.9 ББК 67.301

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ АГАФОНОВ,

помощник начальника университета (по правовой работе) -начальник Правового отдела Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

подполковник полиции, кандидат юридических наук; МИХАИЛ ВАЛЕРЬЕВИЧ КОСТЕННИКОВ, профессор кафедры подготовки сотрудников по охране общественного порядка ВИПК МВД России, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации Научная специальность 12.00.14 — административное право;

административный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. На основе результатов социологических опросов и иных статистических данных дается характеристика коррупции как негативного явления в российском обществе. Анализируются нормативные правовые акты об ответственности за совершение коррупционных преступлений и некоторые аспекты их применения. Особое внимание уделяется анализу правовых последствий незаконного участия государственных и муниципальных служащих в предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: борьба с коррупцией, незаконное предпринимательство, государственная и муниципальная служба, коррупционные преступления, уголовная ответственность, административная ответственность.

Фото: Русская служба новостей

Законопроект «О службе в органах внутренних дел РФ» прописывает основные права и обязанности полицейских, а также обозначает статус полицейских как федеральных госслужащих. Об этом сообщил заместитель министра внутренних дел России, генерал-майор полиции Сергей Булавин в интервью, которое сегодня публикует «Российская газета».
«Впервые подробно регламентируется правовое положение — статус сотрудника органов внутренних дел как федерального государственного служащего. Детально прописаны основные права и обязанности сотрудника, требования, запреты и ограничения его деятельности, ответственность», — подчеркнул Булавин.
Как отметил замглавы МВД, впервые на законодательном уровне устанавливается контрактная основа правоотношений между государством и гражданином — сотрудником органов внутренних дел при его поступлении на службу, регламентируются сроки испытания от двух до шести месяцев и определяются основания для расторжения контракта и увольнения сотрудника.
По словам Булавина, данный законопроект повышает квалификационные требования ко всем должностям сотрудников органов внутренних дел. «Это касается уровня профессионального образования, степени владения профессиональными навыками, а также к состоянию здоровья. Вводится конкурсный порядок отбора кандидатур на замещение отдельных категорий должностей», — уточнил он.
Замглавы МВД подчеркнул: в законопроекте закреплено положение, в соответствии с которым повышение квалификации осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. При этом аттестация полицейских должна проводиться раз в четыре года.
Еще одна новация, пояснил замминистра внутренних дел, введение понятия ненормированного служебного времени, превышающего 40 часов в неделю. «Для сотрудников, замещающих должности старшего и высшего начальствующего состава, устанавливается ненормированный служебный день, который компенсируется дополнительным отпуском продолжительностью от 3 до 10 календарных дней», — отметил он.
Кроме того, подчеркнул замглавы МВД, предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел увеличен на 5 лет.
По информации Булавина, теперь нахождение сотрудника на службе в органах внутренних дел в случае осуждения за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, наличия судимости, в том числе снятой или погашенной, а также после прекращения уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям станет недопустимым.
Замглавы МВД добавил, что в новом документе выработаны и механизмы противодействия коррупции в органах. Сотрудники будут обязаны представлять декларации о своих доходах, доходах супруги или супруга, несовершеннолетних детей. Непредставление этих сведений грозит дисциплинарным взысканием или расторжением контракта, уточнил он. Еще одной мерой станет ротация руководителей территориальных органов МВД.
«Ротация осуществляется по истечении зафиксированного в контракте периода пребывания в замещаемой должности — до шести лет. Она означает перевод сотрудника на равнозначную должность, в том числе в другую местность. А в случае его отказа — возможность перевода на нижестоящую должность или даже увольнения» — отметил замминистра внутренних дел.

Как писали «Актуальные комментарии», реформирование полицейского ведомства идет полным ходом.

Так 1 августа была завершена внеочередная переаттестация сотрудников органов внутренних дел.

В результате реформы органов внутренних дел предполагалось сократить в общей сложности 226 тысяч 900 человек, это 22% от списочной численности МВД по отношению к дореформенному периоду.

Сообщалось, что после завершения переаттестации в российской полиции количество вакансий увеличилось до 32 тысяч.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу и государственную службу иных видов.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

В Министерстве внутренних дел Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной гражданской службы и государственной службы иных видов.

Федеральным законом от 27 июля 2014 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) определено, что государственная гражданская служба Российской Федерации (далее — гражданская служба) — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также — должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Гражданский служащий — гражданин, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы.

Должности гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

В период прохождения гражданской службы присваиваются классные чины гражданской службы.

Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской службы — государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Прием граждан осуществляется еженедельно, по следующему графику:

Председатель

Бакир Дуулатович

с 15:00 до 17:00 ч.

Заместитель председателя

Абдылдаев Сагынбек

с 15:00 до 17:00 ч.

Эмил Эрикович

c 15:00 до 17:00 ч.

Начальник Следственного управления

Кудайбердиевич

Начальник Управления оперативной работы

Кутманов Аалы

Центральный аппарат ГСБЭП при ПКР

адрес: 720055,Кыргызская Республика,г. Бишкек, Пр. Манаса № 101/1

Телефон доверия: 1955

Телефон: +996(312) 32 30 83

E-mail: receivefinpol@gmail.com

Дежурная часть ГСБЭП при ПКР

Начальник: Маданбеков Марсбек Жакыпович

адрес:20055,Кыргызская Республика, г. Бишкек, Пр. Манаса 101/1

Телефон: (0312) 543980,0312 541712.

Управление внутренних расcледований и безопасности ГСБЭП при ПКР

адрес:20055,Кыргызская Республика, г. Бишкек, Пр. Манаса 101/1

Телефон: 0312 323671

Управление ГСБЭП при ПКР по городу Бишкек

адрес:20055,Кыргызская Республика, г. Бишкек, Пр. Манаса 101/1

Телефон: 0312 323765, 0312 323754.

Подразделения ГСБЭП при ПКР по Чуйской области

МРО ГСБЭП по Аламудунскому и Ыссык-Атинскому районам

адрес: Люксембург, Ыссык-Атинский район, ул. Железнодорожная75

Телефон:(0312) 61 69 55;

МРО ГСБЭП по Кеминскому, Чуйскому районам и г.Токмок

адрес:с.Чуй, ул. Ибраимова 29

Телефон:(0312) 60 73 99;

МРО ГСБЭП по Жайылскому и Панфиловскому районам

адрес: г. Кара-Балта, ул. Кожомбердиева 2, этаж 3

Телефон: (0312) 60 78 22;

МРО ГСБЭП по Сокулукскому и Московскому районам

адрес: с. Сокулук, Сокулукский район, ул. Ленина 131

Телефон 0312 22 11 70;

Подразделения ГСБЭП при ПКР по Таласской области

МРО ГСБЭП по Бакай-Атинскому,Таласскому районам и г. Талас

адрес: г. Талас, ул. Бердике Батыра 265 А

Телефон:03422 5 24 54;

МРО ГСБЭП по Кара-Бууринскому и Манасскому районам

Адрес: 724200 Талаская область, с. Кызыл Адыр, Кара-Буринский район,

ул. Ч.Айтматова, 7

Телефон/Факс: (03456) 2 68 68.

Подразделения ГСБЭП при ПКР по Иссык-Кульской области

МРО ГСБЭП по Жети-Огузскому, Тюпскому, Ак-Суйскому районам и г. Каракол

Адрес: 722200 г. Каракол, ул. Ю.Абдрахманова, 105

Телефон/Факс:03922 52 601;

МРО ГСБЭП по Тонскому,Иссык-Кульскому районам и г. Балыкчы

адрес: г. Балыкчы, ул. Аманбаева, 153

Телефон 0394343803;

Подразделения ГСБЭП при ПКР по Нарынской области

МРО ГСБЭП по Нарынскому, Ат-Башинскому,Ак-Талинскому районам и г.Нарын

Адрес: 722919 г. Нарын, ул. Ленина, 44

Телефон/Факс:03522 5 31 00;

МРО ГСБЭП по Джумгальскому и Кочкорскому районам

адрес: Кочкорский район, село Кочкор, ул. С.Орозбак 133

Телефон: (03535) 5 07 70;

Поздразделения ГСБЭП при ПКР по городу Ош и Ошской области

Адрес: 714000 г. Ош, пр. А.Масалиева,75

Телефон/Факс:03222 41140;

МРО ГСБЭП по Узгенскому и Кара-Кульджинскому районам

адрес: г. Узген, ул. Манаса 93

Телефон: 0323350050;

МРО ГСБЭП по Кара-Суйскому,Алайскому и Чон-Алайскому районам

адрес: г. Кара-Су ул. Ленина 157

Телефон: 03232 51776;

МРО ГСБЭП по Араванскому и Ноокатскому районам

адрес: г. Ноокат, ул. Солтобаева 11

Телефон: 0323051065;

Подразделения ГСБЭП при ПКР по Жалал-Абадской области

МРО ГСБЭП по Базар-Коргонскому,Ноокенскому,Тогуз-Тороузскому,Сузакскому районам и по г. Джалал-Абад

Адрес: 715600, г. Жалал-Абад, ул. Курманбека, 37

Телефон/Факс: 03722 51282;

МРО ГСБЭП по Токтогульскому р.айону и г.Ташкумыр,Кара-Куль,Майлуу-Суу

адрес: Джалал-Абадская область, г. Кара-Кул, ул. Сабирова 1А

Телефон::(03746) 51011;

МРО ГСБЭП по Аксыйскрму,Ала-Букинскому и Чаткальскому районам

Телефон 03742 50033.

Лемеш Дмитрий Леонидович — аспирант кафедры конституционного, административного права и социально-гуманитарных дисциплин Института права и общественных отношений Университета «Украина»

В статье рассматривается понятие государственной службы и его соотношение с публичной службой; охарактеризовано понятие и сущность государственной службы в органах полиции Украины; сформулирована дефиниция данного понятия; определены характерные особенности государственной службы в органах полиции Украины.

Постановка проблемы. Государственная служба является особым видом трудовой деятельности, который предполагает назначение лица на должность в органах государственной власти и её прохождение на условиях и в порядке, установленном законодательством.

Поскольку Национальная полиция Украины в соответствии со ст. 1 Закона Украины «О Национальной полиции» является центральным органом исполнительной власти, то, соответственно, сотрудники полиции – государственными служащими.

В национальной правовой доктрине вопрос о понятии и особенностях прохождения службы в органах внутренних дел является широко изученным. Однако, в связи с проходящей в настоящее время реформой правоохранительной системы в целом и органов внутренних дел, в частности, проблема понятия и сущности государственной службы в органах полиции приобретет новую форму, и её изучение становится одним из актуальных направлений исследований современной правовой науки.

Актуальность темы исследования подтверждается тем, что на сегодняшний день научные труды, посвящённые понятию и сущности государственной службы в органах полиции в современных условиях, практически отсутствуют, что подчёркивает важность и своевременность данной статьи.

Состояние исследования. Вопросы, посвящённые определению понятия и сущности государственной службы, исследовали такие ученые, как: А. А. Бандурка, О. М. Музичук, О. В. Попова, Н. О. Рунова, А. О. Селиванов, М. И. Цуркан, С. В. Шестаков и многие другие. Тем не менее, отсутствуют актуальные исследования, посвященные определению понятия и сущности государственной службы в органах полиции, что также обуславливает актуальность предложенной темы.

Цель и задачи исследования. Целью статьи является определение понятия и сущности государственной службы в органах полиции Украины. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: определить значение и соотношение категорий «государственная служба» и «публичная служба»; сформулировать авторское понятие «государственная служба в органах полиции»; выявить характерные особенности государственной службы в органах полиции и на основании этого сделать выводы о её правовой природе.

Изложение основного материала. Прохождение государственной службы в органах полиции предусматривает возникновение целого ряда правоотношений, среди которых особое место занимают административные и служебно-трудовые правоотношения. Для определения особенностей таких правоотношений, прежде всего, необходимо разобраться с этимологией исследуемого понятия и определить значение категории «государственная служба в органах полиции».

В Словаре русского язык С. И. Ожёгова, термин «служба» определяется как: 1) действие по значению служить: работать, занимаясь умственным трудом, а также физическим трудом, связанным не с производством, а с обслуживанием кого, чего-либо; быть слугой, прислугой; выполнять работу по найму; выполнять какие-либо обязанности в отношении кого-либо, выполнять что-либо, подчиняясь чьей-то воле, власти и т.д.; работать в пользу кого-, чего-нибудь, во имя кого-то, чего-то; выполнять свое предназначение, роль; 2) работа, занятия служащего, а также место его работы; 3) выполнение воинских обязанностей; 4) специальная область работы с отнесенными к ней учреждениями; 5) то же, что богослужение; 6) труд, занятия как средство существования; 7) отрасль производства, а также учреждение, организация, ведающая тем или иным участком работы . Такое разнообразие интерпретации термина «служба» обуславливает возникновение некоторой неоднозначности её определения в научной литературе.

М. И. Цуркан, проведя исследование всевозможных научных подходов и концепций к пониманию термина «служба», пришёл к выводу о том, что ее особенностями являются:
1) непосредственная направленность не на производство материальных ценностей, а на создание условий для материального производства; 2) владение специфическим предметом труда – информацией, которая одновременно является средством воздействия (сбор, проработка, передача, хранение, создание информации) на объекты управления или на объекты предоставления управленческих услуг; 3) связанность, как правило, с умственным трудом; 4) платность; 5) осуществление лицами, занимающими должности в государственных или муниципальных органах, корпоративных или общественных организациях .

Выделяемые автором особенности службы в целом применимы к характерным признакам государственной службы, которые, однако, следует дополнить следующими чертами:
1) финансовое и материально-техническое обеспечение государственной службы, как правило, осуществляется за счёт средств Государственного бюджета;
2) предъявление особых требований к уровню образования, владения навыками и практическим опытом и другие требования к претенденту на должность в системе органов государственной службы;
3) распространение на государственных служащих законодательства о предупреждении коррупции, а значит, и требований, предъявляемых в отношении политической нейтральности, несовместимости и др.;
4) наделение государственных служащих властными полномочиями в сфере и в пределах, определённых законодательством;
5) распространение на государственных служащих особых социальных и иных гарантий, необходимых для осуществления их деятельности, защиты прав и интересов их и членов их семей и т.д.

Активизация международных процессов интеграции на территории Украине привела к возникновению и широкому распространению понятия «публичная служба», которое на сегодняшний день существует и применяется наряду с категорией «государственная служба». В связи с этим, необходимо прояснить вопрос о соотношении данных терминов и их применения к службе в органах полиции.

Так, согласно ст. 1 Закона Украины «О государственной службе» государственная служба – это профессиональная деятельность государственных служащих по подготовке предложений по формированию государственной политики, обеспечение реализации и предоставления административных услуг .

Следует отметить, что в проекте Закона Украины «О государственной службе» от 30 марта 2015 г. (реестр. № 2490) предложена конкретизация тех функций и заданий государства, которые призваны реализовать государственные служащие. К ним отнесены:
1) анализ государственной политики на общегосударственном, отраслевом и региональном уровнях и подготовки предложений по ее формированию, в том числе разработка и проведение экспертизы проектов программ, концепций, стратегий, проектов законов и других нормативно-правовых актов, проектов международных договоров;
2) обеспечение реализации государственной политики, выполнение общегосударственных, отраслевых и региональных программ, исполнение законов и других нормативно-правовых актов;
3) обеспечение предоставления доступных и высококачественных публичных, в частности административных, услуг и т. д. .

Публичная служба в Кодексе административного судопроизводства Украины определена как деятельность на государственных политических должностях, профессиональная деятельность судей, прокуроров, военная служба, альтернативная (невоенная) служба, дипломатическая служба, другая государственная служба, служба в органах власти Автономной Республики Крым, органах местного самоуправления .

Из вышеизложенных определений категорий «государственная служба» и «публичная служба» складывается мнение, что это сходные по значению понятия, однако их полное отождествление недопустимо. Для выяснения соотношений этих понятий обратимся к соответствующей научной литературе.

А. О. Селиванов понимает понятие «публичный» как юридический признак присутствия государства в общественных отношениях, которые урегулированы позитивным правом, когда гражданин, воспринимая Конституцию как Основной Закон, согласен с передачей государству отдельных природных субъективных прав, которые могут отчуждаться, поэтому публичная власть по своей конституционно-правовой характеристике приобретает признаки правосубъектности от суверенитета народа . Автор, признавая фактическое присутствие государства в сфере осуществления публичной службе, тем не менее, считает, что её первоосновой является народ (граждане), передающие часть субъективных прав публичным служащим.

По мнению Н. О. Рунова, публичная служба – это осуществление власти обществом (народом) посредством профессиональной деятельности публичных служащих. При этом, учёный считает, что исходя из положения ст. 5 Конституции Украины, публичным является служащий, занимающий должность в органе исполнительной власти, аппарате органов власти или органе местного самоуправления на основании фактического состава, обязательным элементом которого должен быть акт назначения на должность, и осуществляет профессиональную исполнительно-распорядительную административную деятельность на постоянной основе, исходя из общественных интересов .

О. В. Попова считает, что публичную службу следует определять как реализацию народом власти через выполнение задач и функций государства, направленных на обеспечение публичных интересов, лицами на постоянной профессиональной возмездной основе за счет бюджетных средств в органах исполнительной власти, аппаратах всех ветвей органов власти, органах местного самоуправления на основании административно-правового акта назначения на должность . Однако, в данном случае, считаем, что мнение учёного является недостаточно обоснованным в связи с тем, что определённые им правоотношения скорее следует отнести к разряду государственной службы. А именно – финансирование из государственного бюджета, принадлежность органа, в котором проходит служба к органам исполнительной власти и местного самоуправления, — всё это характерные признаки государственной службы.

По нашему мнению, категория «публичная служба» по своему содержанию является более широкой, нежели категория «государственная служба». В первом случае речь идёт о службе как в органах государственной власти и местного самоуправления, так и иных государственных органах, которые не относятся ни к одной из ветвей власти, а также в государственных учреждениях и организациях (нотариат, образовательные учреждения и т.д.). Государственная же служба предполагает её прохождение исключительно в органах государственной власти, их аппарате, а также органах местного самоуправления на профессиональном основании на конкретной должности.

Переходя непосредственно к определению понятия и сущности государственной службы в органах полиции, следует согласиться с мнением С. В. Шестакова, который в своё время утверждал, что служба в милиции является разновидностью государственной службы Украины. Сотрудники милиции выполняют задачи государства, направленные на обеспечение личной безопасности граждан, они предупреждают и пресекают преступления, оказывают помощь гражданам и юридическим лицам в осуществлении их законных прав и интересов и т.д. . Соглашаясь с мнением автора, мы фактически приходим к выводу, что служба в органах полиции относиться именно к государственной службе, хотя имеет некоторые особенности. Такое умозаключение следует из анализа ч. 1 ст. 59 Закона Украины «О Национальной полиции», в которой определено, что служба в полиции является государственной службой особого характера, которая является профессиональной деятельностью полицейских по выполнению возложенных на полицию полномочий .

Учёными были предложены разнообразные определения службы в органах внутренних дел. Так, некоторые учёные считают, что служба в органах внутренних дел – разновидность государственной службы, которая проходит в специализированном органе исполнительной власти и осуществляется специально уполномоченными субъектами с целью реализации функций государства в практической юридической деятельности. Она имеет все черты и принципы государственной службы как разновидности профессиональной службы . Другие утверждают, что прохождение службы в органах внутренних дел следует определить как совокупность организационно-правовых норм (правил и процедур), как правило – административных, которые порождают, изменяют или прекращают государственно-служебные правоотношения, обязательным субъектом которых является лицо рядового или начальствующего состава органов внутренних дел .

Создание нового государственного органа – Национальной полиции, обусловило возникновение нового вида государственной службы – службы в органах полиции, и, соответственно, нового вида государственных служащих – полицейских. Согласно ст. 17 Закона Украины «О Национальной полиции» полицейским является гражданин Украины, который составил Присягу полицейского, проходит службу на соответствующих должностях в полиции и которому присвоено специальное звание полиции . Иными словами, полицейский – это государственный служащий, назначенный на определённую должность в системе органов полиции в порядке, предусмотренном законодательством, и которому присвоено специальное звание, соответствующие этой должности.

Таким образом, под государственной службой в органах полиции в административно-правовом аспекте следует понимать особый вид административно-служебной деятельности, которая предусматривает осуществление специальным субъектом – полицейским, части функций и задач государства в сфере обеспечения публичной безопасности и порядка, охраны прав и интересов граждан и других лиц, нуждающихся в оказании полицейской помощи, борьбе с преступлениями и правонарушениями, в порядке и пределах полномочий, определённых законодательством.

Юридическая природа государственной службы в органах полиции раскрывается через её особенности, к которым, на основании анализа положений Закона Украины «О Национальной полиции» , следует отнести:
1) особенность задач, которые поставлены перед служащими органов полиции (обеспечение публичной безопасности и порядка, охрана прав и интересов граждан и т.д.); 2) возможность финансирования не только за счёт средств Государственного бюджета, а также из иных источников (плата за предоставленные охранные услуги); 3) служащие в органах полиции – полицейские, проходят службу исключительно на профессиональном основании, являясь при этом политически нейтральными; на них распространяется ряд ограничений и запретов, установленных ст. 61 Закона Украины «О Национальной полиции»; 4) основанием для возникновения служебно-трудовых правоотношений в органах полиции, как правило, является контрактная форма трудового договора; 5) служащие органов полиции обладают исключительным правом использовать в своей деятельности полицейские средства в порядке и в пределах, определённых законодательством и др.

Проведённое в данной статье исследование даёт основание сделать вывод о том, что служба в органах полиции является специфическим видом государственной службы с характерными особенностями. Поэтому сущность данного вида государственной службы заключается в том, что она представляет собой единственную в своём роде административно-служебную деятельность, оформленную в отдельную систему органов – Национальную полицию, на которую возлагается выполнение ряда задач и функций, направленных на обеспечение внутренней безопасности в государстве, установление высокого уровня публичного порядка, служение народу и оказание иных видов полицейской помощи. Службу в Национальной полиции проходят лица, соответствующие выдвинутым требованиям и назначенные на соответствующую должность, наделённые исключительными полномочиями государственно-властного характера, что позволяет им осуществлять возложенные на них функции.

Литература

admin