Муниципальный орган

Местное самоуправление

Местное самоуправление — одна из форм прямого и представительного осуществления власти народом.

Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях — городских и сельских поселениях: в селе или нескольких селах, имеющих общую территорию (район), городах или частях крупных городов (городских районах, кварталах). Если государственная власть управляет населением сверху, то в муниципальных образованиях население само управляет своими делами, само решает вопросы местного характера.

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Вопросы, относящиеся к ведению местного самоуправления:

  • содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилого фонда;
  • организация и содержание детских садов, средних школ и профессионально-технических училищ; организация и содержание больниц и поликлиник и обеспечение санитарного благополучия населения; охрана общественного порядка;
  • организация и содержание муниципальных сетей коммунальных услуг (электричество, газ, вода, канализация, тепло и т. д.);
  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения (связывающих населенные пункты в пределах данного муниципального образования); благоустройство и озеленение территории муниципального образования; другие вопросы (всего их 30).

Муниципальное образование обладает собственностью. Важнейшие объекты его собственности — земли, жилой фонд, прежде всего в городах: это не приватизированные жильцами дома и квартиры, а также помещения муниципальных учреждений образования, здравоохранения, предприятия культуры, торговли, бытового обслуживания и местной промышленности.

Для решения местных вопросов муниципальное образование должно иметь денежные средства: составляется местный бюджет, то есть роспись доходов и расходов муниципального образования. Источники доходов образуют:

  • местные налоги и сборы, штрафы, отчисления от государственных налогов, установленные законом (транспортный налог, дорожный налог, сбор на нужды жилищно — коммунального фонда);
  • поступления от сдачи имущества в аренду или от его приватизации;
  • отчисления от прибыли муниципальных предприятий (торговых, бытовых, промышленных); различные дотации.

Органы местного самоуправления в системе публичной власти

Публичная власть имеет двухуровневую структуру: государственный уровень (органы государственной власти, в том числе органы исполнительной власти) и местный (муниципальный) уровень (органы местного самоуправления, в том числе местная администрация). На уровне местного самоуправления создаются исполнительные органы негосударственного характера, так как органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти. Однако для того, чтобы увидеть систему организации публичной власти и ее исполнительных органов в комплексе, целесообразно коротко рассмотреть вопрос о назначении, задачах, функциях, компетенции и видах органов местного самоуправления, а также об истории их становления и формирования в России.

Законодатель устанавливает виды организаций, которые относятся к органам местного самоуправления, в самой общей форме. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления считаются избираемые непосредственно населением (выборные) и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с требованиями, предусмотренными указанным Законом.

Органы местного самоуправления — это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культур ной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения.

Органы местного самоуправления для выполнения задач и функций публичного местного управления получают соответствующие полномочия, компетенцию.

К органам местного самоуправления относятся:

  • представительный орган муниципального образования;
  • глава муниципального образования;
  • местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
  • контрольный орган муниципального образования;
  • иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Обязательным является наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования). Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Представительный орган муниципального образования

Представительным органом муниципального образования является выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Этот орган состоит из депутатов, которые избираются населением путем всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе соответствующих законодательных актов РФ и ее субъектов. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Устав муниципального образования определяет численный состав представительного органа местного самоуправления и его полномочия.

Представительный орган муниципального образования принимает решения в коллегиальном порядке. В исключительной компетенции этого выборного органа находятся:

  • принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений;
  • утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
  • принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  • определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  • определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  • определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  • определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  • контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ. уставами муниципальных образований.

Органы местного самоуправления имеют установленную различными законами и иными нормативными правовыми актами (уставами муниципальных образований) компетенцию, под которой понимаются полномочия этих органов публичной власти, осуществляемые ими в рамках предметов ведения местного самоуправления и для решения местных вопросов муниципального образования.

Глава муниципального образования

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Указанный Закон устанавливает случаи досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования (например, смерть, отставка по собственному желанию, отрешение от должности, отзыв избирателями).

Местная администрация

Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации может быть глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, который определяется в уставе муниципального образования. Представительный орган муниципального образования устанавливает порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации. Из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, представительный орган муниципального образования назначает соответствующее лицо на должность главы местной администрации.

Представительный орган муниципального образования утверждает структуру местной администрации но представлению ее главы. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Законодатель устанавливает запреты, ограничения и полномочия главы местной администрации, случаи их прекращения, порядок расторжения с ним контракта.

Контрольный орган муниципального образования

В соответствии с уставом муниципального образования на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования формируется контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.). Он образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставом муниципального образования.

Рассмотрим также иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Необходимым элементом компетенции органов местного самоуправления и деятельности должностных лиц местного самоуправления являются подготовка и издание правовых актов по вопросам их ведения. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

Высшее должностное лицо субъекта РФ может издать правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случаях:

издания должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего российскому законодательству, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а данное должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

совершения должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности России и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, если это установлено соответствующим судом, а должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

Срок, в течение которого высшее должностное лицо субъекта РФ издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации, не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, и не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу этого решения суда. Акт об отрешении от должности может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования. Суд рассматривает жалобу и принимает решение по делу не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

Органы прокуратуры РФ и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за реализацией органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Права органов местного самоуправления

Мы отметили, что муниципальное самоуправление не относится к государственной власти. Но государственная власть передает (делегирует) муниципальным органам некоторые властные функции:

  • отдел социального обеспечения назначает государственные пенсии и пособия;
  • отдел народного образования действует как орган опеки и попечительства, он представляет главе муниципального образования предложения по вопросам усыновления, назначения опекуна и попечителя, поддерживает в суде требование о лишении родительских прав: для охраны общественного порядка может быть организована муниципальная милиция, которая предназначена поддерживать порядок на улицах и в других общественных местах, и при выполнении ею своих функций все граждане обязаны подчиняться се распоряжениям; она может также применить принуждение и задерживать граждан на установленный законом срок.

Важнейшее проявление функций власти, полученной от государства, — полномочие муниципальных органов издавать обязательные к исполнению нормативные акты, то есть решения и постановления, которые содержат общеобязательные правила поведения (нормы). За нарушение или неисполнение таких нормативных актов предусмотрены меры ответственности, главным образом в виде штрафов. Конечно, подобные акты действуют только на территории данного муниципального образования и касаются только местных дел: например, постановление выборного собрания о взимании местного налога.

Органы местного самоуправления также управляют и распоряжаются муниципальной собственностью:

  • ведают муниципальной казной, то есть единым нераспределенным фондом денежных средств муниципального образования;
  • определяют порядок использования муниципальных земель. водных объектов, лесов;
  • контролируют работу муниципальных предприятий — заводов, фабрик, мастерских, магазинов, — которые принадлежат муниципальному образованию;
  • распоряжаются собственностью муниципального образования от его имени.

Они имеют право:

  • передавать муниципальное имущество организациям или отдельным лицам в хозяйственное ведение: собственником остается муниципальное образование, а ведут хозяйственную деятельность директор и трудовой коллектив;
  • сдавать имущество в аренду, то есть в пользование и владение другого лица за определенную (арендную) плату; продавать имущество;
  • приватизировать — по решению населения, которое определяет и порядок, и условия приватизации муниципального имущества.

Правовая основа деятельности органов местного самоуправления

Правовая основа деятельности местного самоуправления и его органов определена в Конституции РФ (ст. 12, 130-133), федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации.

Сохраняет силу закон РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» в части, не противоречащей вышеназванным и другим правовым актам (с 1 сентября 1995 г. не действуют ст. 1-48, 77-79, 87-96 названного закона).

В федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” установлено, что к органам местного самоуправления относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с данным законом, законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, наличие выборных органов является обязательным; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должности главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц.

Глава муниципального образования может быть избран как непосредственно гражданами, проживающими на территории муниципального образования, так и представительным органом местного самоуправления из своего состава. Избранный населением глава муниципального образования может входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях, если такое право главы муниципального образования предусмотрено уставом.

Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица подчиняются населению и представительному органу местного самоуправления. Срок их полномочия не может быть меньше двух лет.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ст. 49-76 закона РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации” в части, не противоречащей Конституции РФ и федеральному закону РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, применяются органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, образуемыми в соответствии с названным федеральным законом.

Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации” усилены гарантии местного самоуправления. Так, решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и их должностных лиц обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, организациями и гражданами. Решения могут быть отменены лицами, их принявшими, или признаны недействительными по решению суда.

Акты органов государственной власти и государственных должностных лиц, нарушающие права местного самоуправления, могут быть оспорены как недействительные в суде путем подачи иска гражданами, проживающими на территории муниципального образования, а также органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Приложение

ПОЛОЖЕНИЕ

«О КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОМ ОРГАНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВСЕВОЛОЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН»

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

Настоящее Положение разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Уставом муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области и определяет основные задачи, полномочия и статус Контрольно-счетного органа муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области.

1. Общие положения

1. Контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется советом депутатов муниципального образования. Контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом местного самоуправления.

2. В своей деятельности контрольно-счетный орган руководствуется Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федеральным законом от 06.10. 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действующим законодательством Российской Федерации и Ленинградской области, Уставом муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области и иными муниципальными правовыми актами, а также настоящим Положением.

3. Полное наименование – контрольно-счетный орган муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области.

4. Сокращенное наименование – контрольно-счетный орган муниципального образования.

5. Юридический адрес контрольно-счетного органа: Российская Федерация, Ленинградская область, Всеволожский район, город Всеволожск, Колтушское шоссе, д. 138.

2. Статус контрольно-счетного органа.

1. Контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным советом депутатов муниципального образования, и подотчетен совету депутатов муниципального образования и отчитывается перед советом депутатов о своей деятельности не менее одного раза в полгода.

2. Контрольно-счетный орган муниципального образования обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.

3. Деятельность контрольно-счетного органа не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий совета депутатов муниципального образования.

4. Контрольно-счетный орган муниципального образования обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать и бланки со своим наименованием и с изображением герба муниципального образования.

5. Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с советом депутатов муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

3. Основные полномочия контрольно-счетного органа.

1. Контроль за исполнением местного бюджета.

2. Экспертиза проектов местного бюджета.

3. Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета.

4. Организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5. Контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

6. Оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности.

7. Финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ.

8. Анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование.

9. Подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в совет депутатов муниципального образования и главе муниципального образования.

10. Участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции.

11. Контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета муниципального района, поступивших в бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района.

12. Иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами совета депутатов муниципального образования.

4. Внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетным органом:

1) в отношении органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий муниципального образования, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования;

2) в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств местного бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств местного бюджета, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств местного бюджета.

5. Планирование деятельности контрольно-счетного органа.

1. Контрольно-счетный орган осуществляет свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются им самостоятельно.

2. Планирование деятельности контрольно-счетного органа осуществляется с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также на основании поручений совета депутатов, предложений и запросов главы муниципального образования.

3. Поручения совета депутатов оформляются решением совета депутатов муниципального образования. Указанное решение совета депутатов вступает в силу с момента его принятия и в течение десяти календарных дней с момента его принятия направляется в контрольно-счетный орган муниципального образования.

Контрольно-счетный орган муниципального образования в течение месяца включает поручение совета депутатов в план деятельности контрольно-счетного органа и информирует совет депутатов муниципального образования о сроках и порядке осуществления контрольных мероприятий в соответствии с данным поручением.

4. Запросы главы муниципального образования в письменном виде направляются в контрольно-счетный орган муниципального образования.

По результатам запроса контрольно-счетный орган направляет мотивированный ответ в течение пятнадцати календарных дней с момента получения запроса.

В случае необходимости получения контрольно-счетным органом дополнительной информации и документов срок ответа на запрос может быть продлен до 30 календарных дней.

Поручение главы муниципального образования оформляется распоряжением главы муниципального образования.

Указанное распоряжение вступает в силу с момента его принятия и в течение десяти календарных дней с момента его принятия направляется в контрольно-счетный орган муниципального образования.

Контрольно-счетный орган муниципального образования в течение месяца включает предложение главы муниципального образования в план деятельности контрольно-счетного органа и информирует главу муниципального образования о сроках и порядке осуществления контрольных мероприятий в соответствии с данным предложением.

6. Структура и штатное расписание контрольно-счетного органа.

1. Контрольно-счетный орган муниципального образования образуется в составе председателя, заместителя председателя и аудиторов.

2. Должности председателя, заместителя председателя и аудиторов относятся к муниципальным должностям муниципального образования.

3. Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются на должность советом депутатов муниципального образования. Порядок рассмотрения кандидатур на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливается нормативным правовым актом или регламентом Совета депутатов муниципального образования.

4. Структура и штатное расписание контрольно-счетного органа муниципального образования утверждаются советом депутатов муниципального образования по представлению председателя контрольно-счетного органа муниципального образования.

5. Граждане, замещающие муниципальные должности в контрольно-счетном органе муниципального образования, не могут состоять в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с главой муниципального образования, главой местной администрации, руководителями судебных и правоохранительных органов, расположенных на территории муниципального образования.

6. На должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт работы в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции не менее пяти лет.

7. Председатель, заместитель председателя, аудиторы контрольно-счетного органа являются должностными лицами контрольно-счетного органа.

8. Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

9. Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

10. Должностные лица контрольно-счетного органа подлежат государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

11. Воздействие в какой-либо форме на должностных лиц контрольно-счетного органа в целях воспрепятствования осуществлению ими должностных полномочий или оказания влияния на принимаемые ими решения, а также насильственные действия, оскорбления, а равно клевета в отношении должностных лиц контрольно-счетного органа либо распространение заведомо ложной информации об их деятельности влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации.

12. Права, обязанности и ответственность работников контрольно-счетного органа определяются Федеральным законом № 6-ФЗ от 07.02.2011 г., законодательством о муниципальной службе, трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

13. Срок полномочий председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа устанавливается муниципальным нормативным правовым актом и не должен быть менее чем срок полномочий совета депутатов.

14. Председатель контрольно-счетного органа:

— является руководителем контрольно-счетного органа;

— представляет контрольно-счетный орган в органах государственной власти, органах местного самоуправления, судебных органах и иных организациях, действует от имени контрольно-счетного органа без доверенности;

— утверждает должностные инструкции сотрудников контрольно-счетного органа;

— несет ответственность за целевое использование выделенных контрольно-счетному органу бюджетных средств, за достоверность и своевременность установленной отчетности и иной информации, связанной с деятельностью контрольно-счетного органа;

— осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением.

7. Представление информации по запросам контрольно-счетного органа.

1. Органы местного самоуправления, учреждения, организации, в отношении которых контрольно-счетный орган вправе осуществлять внешний муниципальный финансовый контроль, их должностные лица, обязаны представлять в контрольно-счетный орган по его запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

2. Непредставление или несвоевременное представление вышеуказанными органами и организациями в контрольно-счетный орган по его запросам информации, документов и материалов, необходимых для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а равно представление информации, документов и материалов не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

8.Представления и предписания контрольно-счетного органа.

1. Контрольно-счетный орган по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы местного самоуправления, проверяемые учреждения и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

2. Органы местного самоуправления, учреждения, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.

3. В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетного органа контрольных мероприятий контрольно-счетный орган направляет в органы местного самоуправления, проверяемые учреждения и организации и их должностным лицам предписание.

4. Предписание контрольно-счетного органа должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания. Предписание контрольно-счетного органа подписывается председателем контрольно-счетного органа либо его заместителем.

5. Предписание контрольно-счетного органа должно быть исполнено в установленные в нем сроки.

6. Неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания контрольно-счетного органа влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации.

7. В случае, если при проведении контрольных мероприятий выявлены факты незаконного использования средств местного бюджета, в которых усматриваются признаки преступления или коррупционного правонарушения, контрольно-счетный орган в установленном порядке незамедлительно передает материалы контрольных мероприятий в правоохранительные органы.

9. Взаимодействие контрольно-счетного органа.

1. Контрольно-счетный орган муниципального образования при осуществлении своей деятельности вправе взаимодействовать с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также со Счетной палатой Российской Федерации, налоговыми органами, органами прокуратуры, иными правоохранительными, надзорными и контрольными органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Контрольно-счетный орган вправе заключать с ними соглашения о сотрудничестве и взаимодействии.

2. Контрольно-счетный орган вправе вступать в объединения (ассоциации) контрольно-счетных органов Российской Федерации, объединения (ассоциации) контрольно-счетных органов субъекта Российской Федерации.

3. В целях координации своей деятельности контрольно-счетный орган и иные муниципальные органы могут создавать как временные, так и постоянно действующие совместные координационные, консультационные, совещательные и другие рабочие органы.

4. Контрольно-счетный орган муниципального образования по письменному обращению контрольно-счетных органов других субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут принимать участие в проводимых ими контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях.

10. Обеспечение доступа к информации о деятельности контрольно-счетного органа

1. Контрольно-счетный орган в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности размещает на официальном сайте Муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет) и опубликовывает в средствах массовой информации информацию о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениях и мерах в порядке, утвержденном председателем контрольно-счетного органа.

2. Контрольно-счетный орган не менее одного раза в полгода представляет отчеты о своей деятельности, которые направляются на рассмотрение в совет депутатов. Указанные отчеты контрольно-счетного органа опубликовываются в средствах массовой информации и размещаются в сети Интернет только после их рассмотрения советом депутатов. Отчеты о деятельности контрольно-счетного органа должны быть размещены на официальном сайте муниципального образования и опубликованы в официальном печатном органе муниципального образования в течение пятнадцати календарных дней с момента их утверждения советом депутатов муниципального образования.

11. Финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа

1. Финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования осуществляется за счет средств местного бюджета. Финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа предусматривается в объеме, позволяющем обеспечить возможность осуществления возложенных на него полномочий.

2. Контроль за использованием контрольно-счетным органом бюджетных средств, муниципального имущества осуществляется на основании решения совета депутатов.

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 11 августа 2015 г. г. Новосибирск

Решение в полном объёме изготовлено 24 августа 2015г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. –заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Трубникова А.И.– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело № 34, возбужденное 26.06.2015г. по признакам нарушения мэрией г. Новосибирска (630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 34) пункта 9 части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии представителей мэрии г. Новосибирска – «…» (доверенность № 01/40/00203 от 21.01.2015г.), «…» (доверенность № 01/40/00199 от 21.01.2015г.), «…» (доверенность № 01/40/07658 от 25.12.2014г.), представителя Муниципального казенного учреждения г. Новосибирска «Центр управления городским автоэлектротранспортом» — «…» (доверенность № 17 от 21.04.2015г.),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России из Прокуратуры г. Новосибирска поступили материалы (вх. № 2873 от 31.03.2015г.), в которых указывается на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях мэрии г. Новосибирска, выразившихся в наделении Порядком предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим транспортное обслуживание по муниципальным маршрутам регулярного сообщения в городе Новосибирске с низким пассажиропотоком, утвержденным постановлением мэрии г. Новосибирска № 4851 от 22.05.2012г., только МКУ «ЦУГАЭТ» функциями по обследованию пассажиропотока.

В ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства департа­ментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии (далее — департамент) при выделении субсидий муниципальному казённому предпри­ятию города Новосибирска «ПАТП № 4» (далее — предприятие), осуществ­ляющему транспортное обслуживание по муниципальным маршрутам регуляр­ного сообщения в городе Новосибирске, в том числе с низким пассажиропото­ком (далее — предприятие) установлено следующее.

Департамент предоставляет субсидии из бюджета города Новосибирска в целях возмещения затрат в соответствии с Порядком предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим транспортное обслуживание по муниципальным маршрутам регулярного сообщения в городе Новосибирске с низким пассажиропотоком, утвержденным постановлением мэрии от 22.05.20 12 № 4851 (далее — Порядок).

Согласно п. 1.5 Порядка одним из условий предоставления субсидии перевозчикам является проведение не менее двух раз в год сезонных обследований пассажиропотоков по методике, согласованной с департаментом, утвер­жденной муниципальным казенным учреждением города Новосибирска «Центр управления городским автоэлектротранспортом» (далее — МКУ «ЦУГАЭТ»).

Пунктом 2.2 порядка установлен перечень документов для получения субсидии, в том числе справка МКУ «ЦУГАЭТ» о среднем количестве перево­зимых пассажиров за один рейс согласно данным натурного обследования пассажиропотока на маршруте.

Постановление мэрии от 05.12.2011 № 11567 создано МКУ «ЦУГАЭТ», одним из видов деятельности которого, является оказание платных услуг, в том числе обследование пассажиропотока.

В 2012 — 2014 годах предприятием в мэрию направлялись документы для получения субсидии из бюджета города в целях возмещения затрат в соответствии с Порядком.

Субсидии предприятию мэрией не были предоставлены в связи с тем, что в направляемых документах отсутствовали справки МКУ «ЦУГАЭТ» о сред­нем количестве перевозимых пассажиров за один рейс согласно данным натурного обследования пассажиропотока на маршруте.

В свою очередь предприятие 12.02.2013, 03.09.2013, 10.10.2013, 26.02.2014 обращалось в МКУ «ЦУГАЭТ» с просьбой провести обследование пассажиропотока. По всем обращениям предприятия МКУ «ЦУГАЭТ» отказало в проведении обследования пассажиропотока по причине загруженности учре­ждения.

Прокуратура г. Новосибирска просит дать оценку соблю­дения мэрией антимонопольного законодательства, в том числе при принятии постановления мэрии от 22.05.2012 № 4851 «Об утверждении поряд­ка предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпри­нимателям, осуществляющим транспортное обслуживание по муниципальным маршрутам регулярного сообщения в городе Новосибирске с низким пассажи­ропотоком» и постановления мэрии от 05.12.2011 № 11567 «О создании муни­ципального казенного учреждения города Новосибирска «Центр управления городским автоэлектротранснортом».

Руководствуясь п. 1 ч. 8 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» в отношении мэрии г. Новосибирска возбуждено дело № 34 от 26.06.2015г. о нарушении антимонопольного законодательства (Приказ № 165 от 26.06.2015г.) по признакам нарушения п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Мэрия г. Новосибирска представила следующее пояснения по делу (вх. № 7044 от 30.07.2015г.).

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), устанавливающие и (или) взимающие не предусмотренные законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.

Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об оказании предоставления государственных и муниципальных услуг» определено, что муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления — это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 13 l-ФЗ) и уставом муниципального образования.

Таким образом, предоставление муниципальной услуги в рамках реализации функций органа органом местного самоуправления осуществляется в пределах полномочий соответствующего органа, наделенного правом оказания муниципальной услуги.

В силу статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления — это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Муниципальные предприятия или муниципальные учреждения, в том числе МКУ «ЦУГАЭТ» не являются органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия по решению вопросов местного значения, следовательно, не могут быть наделены полномочиями по оказанию муниципальных услуг.

Кроме того, обследование пассажиропотока не входит в перечень муници­пальных услуг, предоставляемых мэрией города Новосибирска, утвержденный постановлением мэрии города Новосибирска от 22.07.2015 № 4855.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения городского округа, определенных статьей 16 Федерального закона № 131-ФЗ, в том числе такого вопроса, как создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа, мэрия города Новосибирска обладает полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений и установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями.

В рамках реализации полномочий по созданию муниципальных предприятий и учреждений мэрией города Новосибирска на основании постановления от 05.12.2011 № 11567 «О создании муниципального казенного учреждения города Новосибирска «Центр управления городским автоэлектротранспортом» было создано указанное учреждение путем изменения типа муниципального учреждения «Центр управления городским автоэлектротранспортом» (далее — постановление № 11567).

Пункт 1 данного постановления не наделяет МКУ «ЦУГАЭТ» правом оказания муниципальной услуги по обследованию пассажиропотока на платной основе, а определяет виды деятельности МКУ «ЦУГАЭТ», в том числе оказание платной услуги по обследование пассажиропотоков.

В соответствии с подпунктом 2.2 постановления № 11567 приказом начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска от 21.12.2011 № 317-0Д был утвержден в новой редакции Устав МКУ «ЦУГАЭТ», в пункте 2.3 которого предусмотрено, что приносящая доход деятельность Учреждения складывается из оказания платных услуг, в том числе от обследования пассажиропотоков. Перечень платных услуг, указанных в Уставе соответствует видам деятельности МКУ «ЦУГАЭТ», определенным постановлением № 11567.

В рамках реализации полномочий органа местного самоуправления по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, предусмотренного статьей 17 Федерального закона № 131-ФЗ, мэрией города Новосибирска в соответствиями с постановлениями от 02.05.2012 № 4140 «Об установлении тарифов на услуги, оказываемые муниципальным казенным учреждением города Новосибирска «Центр управления городским автоэлектротранспортом», от 04.07.2013 № 6352 «Об установлении тарифов на услуги, оказываемые муниципальным казенным учреждением города Новосибирска «Центр управления городским автоэлектротранспортом» были установлены тарифы на услуги МКУ «ЦУГАЭТ», в том числе по обследованию пассажиропотока на маршруте.

Считаем, что постановление № 11567 в части определения в пункте 1 видов деятельности МКУ «ЦУГАЭТ» и пункт 2.3 Устава МКУ «ЦУГАЭТ» не содержат признаков нарушения пункта 9 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, так как услуга, оказываемая муниципальным учреждением на платной основе не является муниципальной услугой и услугой, которая является необходимой и обязательной для предоставления муниципальных услуг.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

П. 7 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

Таким образом, к одному из основанных направлений муниципальной деятельности – функции органа местного самоуправления, законодатель отнес создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

В соответствии со ст. 9 Закона Новосибирской области от 07.06.2007 № 112-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области» органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области в пределах своих полномочий создают условия для предоставления транспортных услуг населению и организуют транспортное обслуживание населения в границах муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Новосибирской области и муниципальными правовыми актами.

В целях организации транспортного обслуживания населения в границах города Новосибирска и создания условий для предоставления транспортных услуг населению Постановлением № 11567 от 05.12.2011г. «О создании муниципального казенного учреждения города Новосибирска «Центр управления городским автоэлектротранспортом» путем изменения типа Муниципального учреждения «Центр управления городским автоэлектротранспортом» мэрией г. Новосибирска создано МКУ «ЦУГАЭТ».

Органы местного самоуправления могут создавать транспортные предприятия и учреждения для организации транспортного обслуживания населения.

При этом из ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что муниципальное казенное учреждение осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальной функции в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств местного бюджета. То есть законодательно предусмотрено, что учреждение осуществляет исполнение муниципальной функции в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления, в свою очередь обеспечение его деятельности осуществляется за счет средств соответствующего бюджета.

Таким образом, действия мэрии г. Новосибирска по утверждению в Постановлении мэрии города Новосибирска от 22.05.2012 № 4851 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим транспортное обслуживание по муниципальным маршрутам регулярного сообщения в городе Новосибирске с низким пассажиропотоком» условий проведения обследований пассажиропотоков только МКУ «ЦУГАЭТ» не содержат признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В свою очередь наделение мэрией г. Новосибирска МКУ «ЦУГАЭТ» правом оказания муниципальной услуги по обследованию пассажиропотока на платной основе на основании Постановления мэрии г. Новосибирска от 05.12.2011 № 11567 «О создании муни­ципального казенного учреждения города Новосибирска «Центр управления городским автоэлектротранснортом» и Устава МКУ «ЦУГАЭТ», утвержденного начальником департамента транспорта и дорожного-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска, нарушает п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании следующего.

Согласно п. 1 Постановления мэрии г. Новосибирска от 05.12.2011 № 11567 «О создании муни­ципального казенного учреждения города Новосибирска «Центр управления городским автоэлектротранснортом», п.2.1 Устава МКУ «ЦУГАЭТ» основаной целью создания МКУ «ЦУГАЭТ» является организация транспортного обслуживания населения в границах г. Новосибирска и создание условий для предоставления транспортных услуг населению.

При этом данными актами определены виды деятельности казенного учреждения, которые включают в себя, кроме всего, оказание платных услуг, в том числе осуществление обследования пассажиропотока (Постановление мэрии г. Новосибирска от 05.12.2011 № 11567 «О создании муни­ципального казенного учреждения города Новосибирска «Центр управления городским автоэлектротранснортом» и п. 2.3. Устава МКУ «ЦУГАЭТ» обследование пассажиропотока отнесено к платным услугам учреждения).

Обследование пассажиропотока следует отнести к муниципальной услуге, под которой согласно п. 2. ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Мэрия г. Новосибирска, во исполнение возложенной функции по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах поселения, реализует комплекс организационных мероприятий и распорядительных действий в сфере транспортного обслуживания, в том числе согласовывает маршруты, решает вопросы открытия, закрытия, изменения маршрутов, графики движения для пассажирских перевозок, тарифы на транспортное обслуживание населения и другое.

Деятельность по обследованию пассажиропотока позволяет определить количество вошедших пассажиров на каждой остановке маршрутного рейса общественного транспорта — пассажирооборот. Полученные результаты обследования служат основанием корректировки общей маршрутной сети, отдельных маршрутов, выбора типа и количества транспортных средств на маршрут, составления расписания движения, а также основанием для принятия решения об открытии, закрытии, изменении маршрута (Постановление администрации Новосибирской области от 17.11.2008 № 319-па «Об утверждении Порядка формирования пригородной и межмуниципальной маршрутной сети на территории Новосибирской области»), основанием для определения степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (п. 5.2. Письма Госкомстата РФ от 14.02.2002 № ОР-09-23/692 «О Методологических рекомендациях по проведению обследования по определению степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (транспортной подвижности граждан)» и т.д.

Таким образом, обследование, изучение пассажиропотока относится к реализации функции по организации транспортного обслуживания населения в границах г. Новосибирска и созданию условий для предоставления транспортных услуг населению.

Обследование пассажиропотока осуществляется МКУ «ЦУГАЭТ» по запросам заявителей, о чем свидетельствует Постановление № 4851 от 22.05.2012г., которое предполагает, что лицо, в случае необходимости получения справки о среднем количестве пассажиров за один рейс согласно данным натурного обследования пассажиропотока на маршруте, обращается в МКУ «ЦУГАЭТ» для оказания данной услуги.

Ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Постановлением мэрии г. Новосибирска от 05.12.2011 № 11567 «О создании муни­ципального казенного учреждения города Новосибирска «Центр управления городским автоэлектротранснортом» и п. 2.3. Устава МКУ «ЦУГАЭТ» обследование пассажиропотока отнесено к платным услугам учреждения.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.

Оказание муниципальной услуги по обследованию пассажиропотока на платной основе может привести к ограничению конкуренции между перевозчиками, поскольку не предусмотренная законодательством дополнительная финансовая нагрузка может по-разному отразиться на перевозчиках, в зависимости от их материального состояния.

Таким образом, действия мэрии г. Новосибирска по наделению МКУ «ЦУГАЭТ» правом оказания муниципальной услуги по обследованию пассажиропотока на платной основе на основании Постановления мэрии г. Новосибирска от 05.12.2011 № 11567 «О создании муни­ципального казенного учреждения города Новосибирска «Центр управления городским автоэлектротранснортом» и Устава МКУ «ЦУГАЭТ», утвержденного начальником департамента транспорта и дорожного-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска, нарушают п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать мэрию г. Новосибирска (630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 34) нарушившей пункт 9 части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в наделении МКУ «ЦУГАЭТ» правом оказания муниципальной услуги по обследованию пассажиропотока на платной основе на основании Постановления мэрии г. Новосибирска от 05.12.2011 № 11567 «О создании муни­ципального казенного учреждения города Новосибирска «Центр управления городским автоэлектротранснортом» (п. 1 Постановления мэрии г. Новосибирска от 05.12.2011 № 11567) и Устава МКУ «ЦУГАЭТ» (п. 2.3 Устава), утвержденного начальником департамента транспорта и дорожного-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
  2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи мэрии г. Новосибирска предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. С целью прекращения нарушения антимонопольного законодательства мэрии г. Новосибирска необходимо внести изменения в Постановление мэрии г. Новосибирска от 05.12.2011 № 11567 «О создании муни­ципального казенного учреждения города Новосибирска «Центр управления городским автоэлектротранснортом», Устав МКУ «ЦУГАЭТ», исключив возможность предоставления услуги по обследованию пассажиропотока на платной основе.
  3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ № 49

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее — Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Трубникова А.И. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Мэрии г. Новосибирска прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в наделении МКУ «ЦУГАЭТ» правом оказания муниципальной услуги по обследованию пассажиропотока на платной основе на основании Постановления мэрии г. Новосибирска от 05.12.2011 № 11567 «О создании муни­ципального казенного учреждения города Новосибирска «Центр управления городским автоэлектротранснортом» (п. 1 Постановления мэрии г. Новосибирска от 05.12.2011 № 11567) и Устава МКУ «ЦУГАЭТ» (п. 2.3 Устава), утвержденного начальником департамента транспорта и дорожного-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
  2. С целью исполнения настоящего предписания мэрии г. Новосибирска необходимо в срок до 20.10.2015г. изменить Постановление мэрии г. Новосибирска от 05.12.2011 № 11567 «О создании муни­ципального казенного учреждения города Новосибирска «Центр управления городским автоэлектротранснортом», Устава МКУ «ЦУГАЭТ», исключив возможность предоставления услуги по обследованию пассажиропотока на платной основе.
  1. Об исполнении настоящего предписания мэрии г. Новосибирска сообщить в Новосибирское УФАС России до 27.10.2015г. приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

admin