Муниципальное предприятие

Содержание


Муниципальные предприятия

Статья 8. Учреждение унитарного предприятия

1. Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

2. Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 23.05.2016 N 149-ФЗ.

(см. текст в предыдущей )

Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 240-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3. Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства Российской Федерации.

Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

4. Государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными исключительно для государственных унитарных предприятий;

необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Казенное предприятие может быть создано в случае:

если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;

необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

5. Решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.

Порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также порядок утверждения устава унитарного предприятия и заключения с его руководителем устанавливается Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, в отношении федеральных государственных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", — Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", в отношении государственных унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", — Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос".

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, при его учреждении определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Муниципальное учреждение — учреждение, созданное муниципальным образованием.

Комментарий

Муниципальное учреждение — это один из видов некоммерческих организаций — учреждений, которые создаются собственником. В зависимости от типа собственника, учреждения бывают:

— частными (частное учреждение) — если собственник гражданин или юридическое лицо;

— государственными (государственное учреждение) — если собственник Российская Федерация или субъект Российской Федерации;

— муниципальными (муниципальное учреждение) — если собственник Муниципальное образование.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ (см. Право оперативного управления).

Муниципальное учреждение регулируется ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным (см. Автономное учреждение), бюджетным (см. Бюджетное учреждение) или казенным учреждением (см. Казенное учреждение).

Ответственность муниципального учреждения и его собственника регулируется ст. 123.22 ГК РФ:

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.

По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях: bus.gov.ru

Учредители

Учредителем муниципальных учреждений является муниципальное образование (п. 2 ст. 15 Федерального закона N 7-ФЗ, ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 174-ФЗ).

Учредителями одного государственного (муниципального) учреждения не могут быть публично-правовые образования различных уровней, а также несколько публично-правовых образований одного уровня.

Статьей 68 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена возможность учреждения межмуниципальных организаций. Однако указанные организации могут быть созданы исключительно в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036).

Виды деятельности государственных (муниципальных) учреждений. Планирование деятельности государственных (муниципальных) учреждений (п. 3 Письма Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036)

Поскольку целью создания государственных (муниципальных) учреждений является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов власти, виды деятельности учреждений должны соответствовать целям, для достижения которых они созданы.

Исчерпывающий перечень видов деятельности учреждений в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона N 7-ФЗ, частью 2 статьи 7 Федерального закона N 174-ФЗ должен быть определен в их уставах.

Кроме этого, цели создания государственных (муниципальных) учреждений и основные виды их деятельности должны корреспондироваться:

— с вопросами, решение которых законодательством Российской Федерации отнесено к ведению их учредителя — публично-правового образования;

— с полномочиями органа власти, осуществляющего функции и полномочия их учредителя.

По государственным (муниципальным) учреждениям, деятельность которых не соответствует полномочиям, возложенным на публично-правовое образование, которое является их учредителем, а также профилю органа власти, осуществляющего функции и полномочия их учредителя, целесообразно принять решение об их ликвидации, передаче в ведение иного органа власти либо передаче в собственность иного публично-правового образования.

Помимо основных видов деятельности государственные (муниципальные) учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность также указана в их учредительных документах (например, книгоиздательская деятельность, тиражирование, предоставление консультаций).

Информация об основных видах деятельности государственных (муниципальных) учреждений должна быть отражена не только в их уставах. Данные сведения должны также содержаться в одном из важнейших документов, регламентирующих деятельность бюджетных и автономных учреждений — плане финансово-хозяйственной деятельности.

В соответствии с пунктом 3.3 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетных или автономных учреждений, обязан самостоятельно установить порядок составления и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений в соответствии с Общими требованиями, определенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 N 81н (далее — Общие требования к плану, Приказ N 81н).

Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетных или автономных учреждений, определяя указанный порядок, вправе предусмотреть дополнительную детализацию показателей плана финансово-хозяйственной деятельности, установленных Общими требованиями к плану, в том числе утвердить типовую форму плана финансово-хозяйственной деятельности; установить предельные сроки утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности, которые должны обеспечить деятельность учреждений на основании утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности с самого начала очередного финансового года.

В соответствии с пунктами 9 и 17 Общих требований к плану план финансово-хозяйственной деятельности составляется на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период), после утверждения которого план финансово-хозяйственной деятельности при необходимости уточняется учреждением и направляется на утверждение органу, осуществляющему функции и полномочия его учредителя (либо по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, утверждается учреждением).

Налогообложение и бухгалтерский учет

На муниципальные учреждения распространяются требования налогового законодательства, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), а также требования Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Учреждения владеют имуществом на праве оперативного управления. В бухгалтерском учете такое имущество учитывается также, как другие организации учитывают имущество на праве собственности. План счетов и иные нормативные документы не предписывают особого порядка учета имущества на праве оперативного управления.

С юридической точки зрения право оперативного управления есть разновидность вещных прав, близкая по своей сути к праву собственности (различия конечно же есть, но они юридические и не влияют на бухгалтерский учет).

Автономные учреждения для бухгалтерского учета используют План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкцию по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.

Бюджетные учреждения для бухгалтерского учета используют План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцию по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.

Казенные учреждения для бухгалтерского учета используют План счетов бюджетного учета и Инструкцию по его применению, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Основные различия Бюджетных, Автономных и Казенных государственных и муниципальных учреждений

Источник бюджетного финансирования:

Автономное — субсидии

Бюджетное — субсидии

Казенные — на основе бюджетной сметы

Основной документ:

Автономное — План финансово-хозяйственной деятельности

Бюджетное — План финансово-хозяйственной деятельности

Казенные — Смета доходов и расходов

Поступающие доходы:

Автономное — в самостоятельное распоряжение

Бюджетное — в самостоятельное распоряжение

Казенные — зачисляются в бюджет

Денежные счета:

Автономное — В кредитных организациях и в органах федерального казначейства

Бюджетное — в органах федерального казначейства (финансовых органах)

Казенные — в органах федерального казначейства (финансовых органах)

Различия в функциях между казенными, бюджетными и автономными государственными (муниципальными) учреждениями.

Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 «О Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ» (п.

1)

«… казенные учреждения могут выполнять как государственные (муниципальные) функции, так и оказывать государственные (муниципальные) услуги (выполнять работы) физическим и юридическим лицам. В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения могут быть созданы исключительно для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Создание муниципальных предприятий, учреждений, организаций

Осуществление государственных (муниципальных) функций — не их задача.

Следует отметить, что федеральное законодательство не содержит прямой нормы, позволяющей установить отличие государственной (муниципальной) услуги от государственной (муниципальной) функции. Вместе с тем, исходя из содержания отдельных правовых актов (например, пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"), можно сделать вывод, что главное отличие заключается в том, что исполнение функции связано с властными полномочиями (например, контролем, надзором, лицензированием, выдачей разрешений и пр.).

Государственными (муниципальными) казенными учреждениями, выполняющими государственные (муниципальные) функции, являются, например, учреждения (управления капитального строительства), осуществляющие контроль за ходом проектирования и строительства объектов адресных инвестиционных программ».

Статья 9.1 "Государственные, муниципальные учреждения" Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях":

"1. Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

2. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

3. Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя)".

Дополнительно

Учреждение — унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Муниципальное образование

Право оперативного управления

Бюджетное учреждение

Государственное учреждение

Автономное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Казенное учреждение — государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Внешние ссылки

Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 «О Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ» (minfin.pnzreg.ru)

Учреждения — некоммерческие унитарные организации

Основные положения об учреждениях

  • Государственные и муниципальные учреждения

  • Частные учреждения

  • Полезны ссылки

  • Понятие и основные положения об учреждении

    Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит в § 7 "Некоммерческие унитарные организации" Гражданского кодекса РФ целый раздел 2 "Учреждения" (статьи 12321 — 12323), в том числе — понятие и основные положения о основные положения об учреждении:

    Статья 12321. Основные положения об учреждениях

    (по состоянию на 01.07.2018)

    1. Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

    2. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

    3. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

    4. При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

    5. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.

      Унитарное предприятие

      При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 — 6 статьи 12322 и пунктом 2 статьи 12323 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

    6. Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.

    7. По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения.

    Комментарий к статье12321 ГК

    Из данного в статье 120 ГК понятия (которое ничего нового не содержит) следует, что учреждение — это унитарная (не имеющая членства) некоммерческая организация, созданная собственником гражданами и (или) юридическими лицами и преследующая управленческие, социально-культурные или иные цели некоммерческого характера.

    Из приведенного понятия видно, что в отличие от иных видов некоммерческих организаций, учреждение:

    • может быть создано как публично-правовыми образованиями, так и любыми юридическими лицами и гражданами;

    • не обладает правом собственности на принадлежащее ему имущество;

    • закреплению переданного учреждению его собственником имущества посвящено специальное правило статьи 306 ГК.

    Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

    Наименование учреждения должно содержать указание на характер их деятельности.

    С учетом специальной правоспособности некоммерческих организаций (статья 49 ГК) и согласно статье 52 ГК в уставе учреждения должны определяться также и место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также предмет деятельности юридического лица.

    Правоспособность учреждения, как любой другой некоммерческой организации, ограничена целью реализации функций некоммерческого характера, среди которых могут быть не только управленческие, социально-культурные, но и образовательные, спортивные и иные. Не случайно учреждения широко распространены в сфере образования: в их числе школы, высшие учебные заведения и т.д.

    Создавая учреждения, собственник имущества преследует, как правило, цель обслуживания собственных потребностей. Так, выполняя свои функции в сфере образования, государство учреждает и финансирует школы, вузы; в сфере исполнения наказаний — колонии, изоляторы; в сфере обороны — воинские части и т.д.

    Государственные и муниципальные (автономные бюджетные, казенные) учреждения

    Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит отдельную статью о государственных и муниципальных учреждениях:

    Статья 12322. Государственное учреждение и муниципальное учреждение

    (по состоянию на 01.07.2018)

    1. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

    2. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

    3. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.

    4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

    5. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

    6. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения

    7. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества. Автономное учреждение обязано ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.

    8. По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

    9. Государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом.

    10. Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.

    Комментарий к статье12322 ГК

    По сути в ГК сведены все последние изменения, которые ранее были разбросаны по разным законам.

    Все учреждения законодатель разделил на государственные, муниципальные и частные. В свою очередь, государственные и муниципальные — на автономные, бюджетные и казенные.

    По целям деятельности учреждения можно разделить на:

    • органы управления;

    • благотворительные учреждения;

    • образовательные учреждения;

    • учреждения культуры (по видам деятельности подразделяются на музеи, библиотеки, театры и т.п.);

    • медицинские учреждения;

    • научные учреждения;

    • социальные учреждения.

    Этот перечень не является исчерпывающим, поскольку могут создаваться учреждения с иными целями деятельности.

    Бюджетное учреждение является относительно новым типом учреждений. Его появление обусловлено тем, что существовавшая ранее в России система бюджетных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и не отвечала современным требованиям, поскольку была чрезмерно затратной. По существу, органы публичной власти осуществляли содержание бюджетных учреждений вне зависимости от объема и качества оказываемых ими услуг, оплачивая их деятельность по смете. При этом бюджетные учреждения активно занимались предпринимательской деятельностью, оказывая дополнительные платные услуги, но не производя соответствующие отчисления в бюджет. Правовой статус доходов от такой деятельности не был четко определен.

    Статус казенного учреждения, по сути, совпадает с закрепленным в ранее действовавшем законодательстве статусом бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления с 2011 г. всех доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, в соответствующий бюджет.

    Автономия (от греч. autos — сам и nomos — закон) — самоуправление, в данном случае означает большую степень самостоятельности автономных учреждений в отличие от бюджетных и тем более казенных учреждений.

    Автономному учреждению предоставляется большая свобода и имущественная самостоятельность. Автономному учреждению предоставляется также более широкая свобода в привлечении наряду с бюджетными иных средств за счет деятельности, не выходящей за рамки специальной правоспособности, а также в распоряжении указанными средствами. При этом в отличие от казенного учреждения его учредитель (собственник) не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.

    Для бюджетных учреждений предлагается восстановить, а для автономных учреждений — ввести субсидиарную ответственность их учредителей (публично-правовых образований) по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда жизни и здоровью граждан, ибо при ее отсутствии граждане, здоровью или жизни которых был причинен вред, могут не получить удовлетворения своих обоснованных требований, поскольку реальная имущественная база самостоятельной ответственности бюджетного учреждения по действующему законодательству ограничена денежными средствами и малоценным движимым имуществом

    Частное учреждение

    Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит статью о частном учреждении:

    Статья 12323. Частное учреждение

    (по состоянию на 01.07.2018)

    1. Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества.

    2. Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

    3. По обязательствам собственника частного учреждения взыскание может быть обращено на имущественный комплекс такого учреждения в целом, что в случае отчуждения имущественного комплекса влечет замену собственника-учредителя.

    4. Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд.

    Комментарий к статье12323 ГК

    Частным учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Имущество частного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

    Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

    Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

    Статья написана и размещена 24 июня 2012 года. Дополнена — 05.01.2013, 16.05.2014

    ВНИМАНИЕ!

    Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

    Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2018

    Полезные ссылки по теме "Изменения в Гражданский кодекс — Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ: Учреждения"

    1. Краткий обзор всех существенных изменений в ГК РФ

    2. Изменения в статьи 1 — 10 ГК РФ (Закон № 302-ФЗ от 30.12.2013):

    3. Изменения в статьи 48 — 12328 ГК РФ — положения о юридических лицах (Закон № 99-ФЗ от 05.05.2014)

    4. Изменения в Гражданский кодекс РФ, внесенные Законом № 100-ФЗ от 07.05.2013 и Законом № 142-ФЗ от 02.07.2013:

    5. Изменения в ГК РФ, внесенные Законом № 367-ФЗ от 21.12.2013 (статьи 334 — 3922 ГК)

    6. Изменения в статьи 307 — 395 ГК РФ в части обязательственного права (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

    7. Изменения в общие положения о договоре (статьи 4291 — 4491) (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

    8. Изменение и расторжение договора (статьи 450 — 453) (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

    9. Создание организации

    10. Юридическое лицо — понятие и виды

    11. Подготовка и оформление документов для регистрации

    12. Регистрация организации или ИП в налоговой инспекции

    13. Постановка на учет юридического лица или ИП в ПФР, ФОМС, ФСС, Росстате

    14. Печать организации

    15. Открытие расчетного счета в банке

    16. Регистрация изменений в уставе, учредительных документах, ЕГРЮЛ

    17. Смена директора и внесение изменений в ЕГРЮЛ о его паспортных данных

    18. Реорганизация юридического лица

    19. Способы ликвидации организации

    Tags: фонд, некоммерческая, унитарная, организация, унитарные организации, некоммерческие унитарные организации, государственные, муниципальные, частные, казенные, бюджетные, автономные

    Казённое предприятие несёт самостоятельную ответственность по своим обязательствам не только денежными средствами как бюджетные учреждения а всем объёмом переданного ему имущества. Это даёт основания считать их самостоятельными участниками хозяйственного оборота . Однако ответственность собственника имущества казённого предприятия не ограничивается пределами уставного фонда (как у предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения). При недостаточности имущества казённого предприятия собственник несёт субсидиарную ответственность по всем его обязательствам.

    Муниципальные предприятия и учреждения: порядок образования и функционирования

    Поэтому уставный фонд у данного вида предприятий не формируется. Риск субсидиарной ответственности собственника компенсируется высокой степенью контроля всех хозяйственных операций предприятия.

    Собственник казённого предприятия в лице уполномоченного органа (органа исполнительной власти, координирующего сферу деятельности предприятия) осуществляет тотальный контроль его финансово-хозяйственной деятельности, и это находит своё отражение в особенностях планирования и финансирования деятельности данного хозяйствующего субъекта . Главный предмет деятельности казённого предприятия – производство продукции и выполнение поставок для государственных и муниципальных нужд. Продукция (работы, услуги), производимая в соответствии с заказом уполномоченного органа и не относящаяся к области государственного ценового регулирования, реализуется казённым унитарным предприятием по ценам и тарифам. Цены и тарифы устанавливаются уполномоченным органом управления в порядке и на условиях корректировки, определяемой Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством финансов РФ (для федеральных казённых предприятий).

    Казённое предприятие вправе также осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, но только с разрешения уполномоченного органа. Продукция (работы, услуги), производимая в результате самостоятельной хозяйственной деятельности реализуется по свободным ценам и тарифам. Самостоятельное использование казённым предприятием доходов от подобной деятельности допускается только в порядке и объёмах, согласованных с уполномоченным органом.

    Все затраты предприятия (капитальные, текущие, социальные) должны покрываться доходами от реализации продукции. Казённое предприятие в процессе своей деятельности уплачивает налоги, установленные Налоговым кодексом РФ. Поэтому основой самофинансирования предприятия является чистая прибыль после уплаты налогов. Чистая прибыль используется в первую очередь на финансирование всех мероприятий, связанных с обеспечением развития производственной деятельности предприятия, а также его социальным развитием. Неиспользованная прибыль подлежит изъятию в бюджет соответствующего уровня в полном объёме.

    Если же доходов предприятия недостаточно для покрытия всех расходов, то из соответствующего бюджета выделяются средства на следующие нужды:

    — реализацию плана развития, в т.ч. осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке, государственных инвестиционных программ, выполнение НИОКР;

    — содержание объектов социальной инфраструктуры;

    — компенсацию убытков от выполнения плана-заказа.

    Средства, выделяемые на финансирование казённых предприятий, предусматриваются в соответствующем бюджете отдельной строкой. Решение о выделении предприятию средств на федеральном уровне принимается Правительством РФ по представлению Минэкономразвития РФ и Минфина РФ, подготовленного на основании обращения уполномоченного органа, контролирующего казённое предприятие. Выделение средств производится только после представления указанным министерствам сведений о расходовании бюджетных средств и об общих результатах деятельности предприятия за предыдущий период. Помимо отчёта о целевом использовании бюджетных ассигнований казённое предприятие представляет уполномоченному органу также отчёт о формировании и использовании амортизационного фонда.

    Бюджетные средства казённым предприятиям предоставляются в форме субсидий. Особенности выделения бюджетных средств в 2006 году можно проследить на примере предприятий, подведомственных Министерству промышленности и энергетики РФ .

    Субсидии предоставляются предприятиям на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов по итогам хозяйственной деятельности за отчетный период действующих предприятий, а также расходов, связанных с созданием федеральных казённых предприятий, в том числе :

    — на компенсацию убытков в соответствии с утвержденной в установленном порядке сметой доходов и расходов;

    — на расчеты с персоналом по заработной плате (с начислениями);

    — на расчеты с кредиторами;

    — для передачи и объектов социальной инфраструктуры и др.

    Вновь создаваемым предприятиям средства могут также предоставляться для покрытия расходов, связанных с организационно-правовыми вопросами создания предприятия.

    Объемы субсидий по каждому предприятию утверждаются министром на основании проекта распределения субсидий, формируемого комиссией по подготовке предложений по объёмам и направлениям расходования субсидий, предоставляемых федеральным казённым предприятиям. При установлении объёма субсидии комиссия учитывает размер прибыли (убытка) по видам деятельности, объём и структуру кредиторской задолженности, в том числе просроченной по заработной плате и налогам и сборам размер дебиторской задолженности и уровень заработной платы на предприятии.

    Объёмы субсидий действующим предприятиям определяются на основании обращения предприятия с приложением следующих документов:

    1) отчётов о выполнении утвержденной программы деятельности предприятия и финансовых результатах предприятия за отчетный период;

    2) копии годового бухгалтерского отчёта предприятия за отчетный период, сданной в территориальный налоговый орган;

    3) отчёта о расходовании выделенных в отчетном периоде средств федерального бюджета;

    4) отчёта предприятия по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период с расшифровками смет доходов и расходов по видам деятельности;

    5) заключения Федерального агентства по промышленности о результатах деятельности предприятий за отчётный период и соответствующих предложений по предоставлению субсидий в соответствующем финансовом году.

    Перечисление денежных средств с лицевого счета Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации в территориальном органе федерального казначейства на расчетные счета предприятий, открытые им в кредитных организациях осуществляет Департамент бюджетной политики и финансов. Предприятия отвечают за целевое использование субсидий и представляют в установленном порядке ежеквартальные и годовые отчёты об их фактическом использовании .

    Казённые предприятия вправе при осуществлении своей деятельности привлекать заёмные средства в виде кредитов банков, выдачи векселей. При этом все заимствования не только в обязательном порядке одобряются уполномоченным органом, но и, как правило, осуществляются под гарантии органов государственной власти и местного самоуправления. Таким образом, казённые предприятия можно считать с позиции кредитора более надёжными заёмщиками по сравнению с предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения.

    Вопросы для самоконтроля:

    1. Каковы источники финансирования затрат казённого предприятия?

    2. Каков порядок использования прибыли казённого предприятия

    3. На какие цели казённому предприятию выделяются средства из бюджета на безвозвратной и безвозмездной основе?

    4. Какие документы обязано представить казённое предприятие для обоснования потребности в бюджетном финансировании?

    5. Какой орган составляет проект распределения субсидий по федеральным казённым предприятиям Минпромэнерго?

    6. В чём заключается специфика заимствований у казённого предприятия?

    Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1811 | Нарушение авторского права страницы

    admin