Монополизация рынка

Монополизация рынка – ситуация, когда на кого-то из продавцов или покупателей приходится такая большая доля общего объема продаж или покупок на конкретном товарном рынке, что он может влиять на формирование цен и условий сделок в большей мере, чем остальные участники этого рынка.

Рыночный механизм сам по себе не может помешать той или иной фирме монополизировать рынок определенного товара. При этом такая монополизация рынка может возникать в силу:

1) экономического преимущества;

2) различных сговоров или вытеснения конкурентов.

Экономическое преимущество той или иной фирмы на рынке может возникнуть за счет того, что она смогла предложить покупателя наиболее выгодное им соотношение «цена-качество» по своим товарам. Основой такого преимущества обычно служит внедрение наиболее совершенных технологий производства или методов организации производства и сбыта товаров.

Если даже итогом такой деятельности фирмы становится захват подавляющей доли рынка, то в этом нет ничего опасного. Ведь здесь рыночный механизм успешно решает свою главную задачу – обеспечивает наилучшее распределение ограниченных ресурсов. Действительно, такой ситуации наибольшая доля ресурсов достается фирме, победившей в конкурентной борьбе за счет наилучшего использования ограниченных ресурсов и достижения на этой основе минимальных затрат.

Здесь оснований для вмешательства государства нет. Если такая фирма попытается использовать свое господство на рынке для завышения цен, то тем самым она создаст условия для выживания других фирм, даже имеющих более высокие затраты, за счет предложения более низ­ких цен.

Совсем иное дело – монополизация рынка, когда ситуации чистой монополии или олигополии возникают на нем не за счет наилучшей тех­нологии или организации производства, а за счет сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения или поглощения осталь­ных конкурентов.

В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наилучшее использование ограни­ченных ресурсов, И тогда эти ресурсы распределяются хуже, чем могли бы при немонополизированном рынке.

Развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства.

Именно в такой ситуации государству приходится вмешиваться, что­бы прекратить монополизацию рынка и восстановить нормальную кон­куренцию, когда рыночные механизмы снова смогут работать успешно.

Ограничить монополизацию может только государство с его возможностями законодательной и иной антимонополистической деятельности, использования силовых структур в случае необходимости.

Первый опыт организованной антимонопольной деятельности государства был положен принятием антитрестовского законодательства в США в 1890 г. (Закон Шермана). Позже аналогичные законы появились в других странах. Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание такой структуры производства, которая позволяла бы ему оставаться конкурентоспособной.

Монополизация Рынка

Расчеты показали, что одна компания не должна производить более 40 процентов того или иного вида продукции. Законодательство запрещает всякий сговор по искусственному поддержанию цен, не соответствующему реальному соотношению между спросом и предложением.

Дата добавления: 2015-04-23; просмотров: 2246; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:


Монополизация рынка – ситуация, когда на кого-то из продавцов или покупателей приходится такая большая доля общего объема продаж или покупок на конкретном товарном рынке, что он может влиять на формирование цен и условий сделок в большей мере, чем остальные участники этого рынка.

Рыночный механизм сам по себе не может помешать той или иной фирме монополизировать рынок определенного товара. При этом такая монополизация рынка может возникать в силу:

1) экономического преимущества;

2) различных сговоров или вытеснения конкурентов.

Экономическое преимущество той или иной фирмы на рынке может возникнуть за счет того, что она смогла предложить покупателя наиболее выгодное им соотношение «цена-качество» по своим товарам. Основой такого преимущества обычно служит внедрение наиболее совершенных технологий производства или методов организации производства и сбыта товаров.

Если даже итогом такой деятельности фирмы становится захват подавляющей доли рынка, то в этом нет ничего опасного. Ведь здесь рыночный механизм успешно решает свою главную задачу – обеспечивает наилучшее распределение ограниченных ресурсов. Действительно, такой ситуации наибольшая доля ресурсов достается фирме, победившей в конкурентной борьбе за счет наилучшего использования ограниченных ресурсов и достижения на этой основе минимальных затрат.

Здесь оснований для вмешательства государства нет. Если такая фирма попытается использовать свое господство на рынке для завышения цен, то тем самым она создаст условия для выживания других фирм, даже имеющих более высокие затраты, за счет предложения более низ­ких цен.

Совсем иное дело – монополизация рынка, когда ситуации чистой монополии или олигополии возникают на нем не за счет наилучшей тех­нологии или организации производства, а за счет сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения или поглощения осталь­ных конкурентов. В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наилучшее использование ограни­ченных ресурсов, И тогда эти ресурсы распределяются хуже, чем могли бы при немонополизированном рынке.

Развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства.

Именно в такой ситуации государству приходится вмешиваться, что­бы прекратить монополизацию рынка и восстановить нормальную кон­куренцию, когда рыночные механизмы снова смогут работать успешно.

Ограничить монополизацию может только государство с его возможностями законодательной и иной антимонополистической деятельности, использования силовых структур в случае необходимости.

Первый опыт организованной антимонопольной деятельности государства был положен принятием антитрестовского законодательства в США в 1890 г.

Что такое монополизация и как она влияет на экономику?

(Закон Шермана). Позже аналогичные законы появились в других странах. Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание такой структуры производства, которая позволяла бы ему оставаться конкурентоспособной. Расчеты показали, что одна компания не должна производить более 40 процентов того или иного вида продукции. Законодательство запрещает всякий сговор по искусственному поддержанию цен, не соответствующему реальному соотношению между спросом и предложением.

Дата добавления: 2015-04-23; просмотров: 2247; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:


Монополизация рынков

Абсолютная монополия и экономические последствия монополизации рынка

Введение………………………………………………………………………….3

1.Основные черты абсолютной или чистой монополии. Эффективность абсолютной монополии………………………………………………………….6

2.Положительные и отрицательные последствия монополизации рынка….17

2.1 Положительные стороны монополизации экономики……………….17

2.2. Отрицательные факторы монополизации экономики……………….20

3.Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в России……………………..23 Заключение………………………………………………………………….…..30

Список использованных источников и литературы…………………………32

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

На конкурентных рынках множество фирм предлагают существенно однородную продукцию, так что каждая фирма оказывает ничтожное влияние на цену, которую она принимает как данное. Напротив, монополияне имеет непосред­ственных конкурентов, следовательно, она воздействует на рыночную цену про­дукции. В то время как конкурентная фирма является принимающей цену, моно­полия назначает цену на предлагаемую рынку продукцию.

Особого рассмотрения требуют так называемые абсолютные или чистые монополии, существование которых серьезнейшим образом влияет на экономику того или иного государства или даже целого региона.

В данной работе будут рассматриваться последствия установления власти фирмы над рынком. Власть над рынком приводит к изменению соотношения цены продукции и издер­жек фирмы. Конкурентная фирма принимает цену на произведенную продукцию как данное, после чего выбирает такой объем предложения, при котором цена продукции равна ее предельным издержкам. Напротив, цена, назначаемая монопо­лией, превышает ее предельные издержки.

Практика установления монополией высокой цены на продукцию вряд ли вы­зывает удивление. Может показаться, что у покупателей нет иного выбора, кроме как приобретать товар по той цене, которую установит единственный поставщик. Монополии не имеют воз­можности достичь любого желаемого ими уровня дохода, так как высокая цена ведет к снижению количества товара, приобретаемого покупателями. Хотя монопо­лия и управляет ценой на товары, но ее прибыли ограниченны.

Изучая решения монополий об объеме выпуска и назначении цены, будут рассмотрены последствия существования монополий для общества в целом. Фирмы-монополии, так же как и конкурентные фирмы, преследуют цель максимизации прибыли. Но движение к одной и той же цели влечет весьма разные последствия. Преследующие исключительно эгоистические интересы покупатели и продавцы на конкурентных рынках независимо от их воли направляются “невидимой рукой” к обеспечению всеобщего экономического процветания. Но поскольку моно­полии удалось избежать контроля конкуренции, результат деятельности рынка в случае монополии часто не соответствует интересам всего общества.

Правительство иногда имеет возможность улучшить результаты деятельности рынка. Анализ, который будет производиться в этой работе, расширит наши знания о “видимой руке государства”. Изучая возникающие в связи с деятельностью монополий проблемы, мы обсудим различные способы, которыми политики, находящиеся у власти, реагируют на их появление.

Целью работы является установление признаков абсолютной монополии и рассмотрение экономических последствий монополизации рынка

В связи с этим в работе были поставлены следующие задачи:

1.Рассмотреть понятие монополии и выявить признаки абсолютной или чистой монополии

2.Выявить положительные и отрицательные факторы монополизации рынка

3.Рассмотреть государственное регулирование и антимонопольную политику в мире и на примере России.

Источниковую базу составили документы по антимонопольной политике в Российской федерации, схемы и графики, показывающие последствия монополизации рынка

Степень изученности данной темы , несмотря на большое количество источников остается невысокой.

В работе были использованы труды как российских так и зарубежных авторов, проводящих макроэкономический анализ монополизации рынка.

1.Основные черты абсолютной или чистой монополии. Эффективность абсолютной монополии.

Модель рынка совершенной конкуренции исходит из многих предпосылок, которые не всегда реализуются на практике. Более же адекватной реальности является модель рынка несовершенной конкуренции.

Суть механизма рынка несовершенной конкуренции наиболее полно раскрывается критериями, определяющими типы рыночных структур. Важнейшие из них: количество фирм, входящих в отрасль; характер производимой продукции; входные барьеры при вступлении в отрасль; степень контроля или власти над ценой.

Наиболее серьезным препятствием, затрудняющим доступ новым фирмам на рынок, где хозяйствуют «старожилы» отрасли, выступают входные барьеры:

1. Правительство наделяет фирму исключительными правами на определенные виды деятельности посредством выдачи дипломов, лицензий, проведения конкурсов, аттестаций.

2. Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы. Так, институт частной собственности используется монополией как средство самой эффективной преграды для потенциальных клиентов.

3. Авторские права и патенты.

4. Эффект масштаба, т.е. преимущества крупного производства, позволяющие наращивать объемы производства и снижать издержки.

5. Нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами (антиреклама, демпинговые цены, давление на поставщиков сырья, переманивание сотрудников, угрозы мафиозных структур и др.).

Анализ входных барьеров помогает понять, почему так различна концентрация рынка в различных сферах экономики, а также причины отклонения от идеальной модели рынка совершенной конкуренции, где действует множество атомизированных фирм.

В настоящее время экономическая теория выделяет в рамках несовершенной конкуренции ее три разновидности:

1. Чистую или абсолютную монополию (от греч. «monos» – один, единственный, «polio» – продаю);

2. Олигополию (от греч. «oligos» – немногий, немногочисленный);

3. Дифференциацию продукции, благодаря которой складывается многочисленная конкуренция.

В первом варианте (сугубо монополистическая конкуренция) на каком-либо определенном рынке устанавливается господство одного производителя (продавца) или одного покупателя (в этом случае используют термин «монопсония»), что порождает абсолютную власть такого монополиста (монопсониста) над ценами.

К примеру, если в небольшом городке единственное «серьезное» предприятие, скажем, маслосырзавод, то оно может оказаться монополистом на местном рынке молочных продуктов и монопсонистом на рынке труда как самый крупный покупатель рабочей силы.

Подобный феномен несовершенной конкуренции, почти не встречающийся на практике, означает полное отсутствие конкуренции и вправе рассматриваться как еще одна чисто абстрактная модель рынка.

Таким образом, в производстве и на рынке основными признаками монополизма являются: высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм; доминирующее, т.е. преобладающее положение этих фирм на рынке конкретных экономических благ; установление монопольных цен (завышенных при продаже и/или заниженных при покупке товаров) и благодаря этому получение для себя сверхприбылей. Суть конкретных действий монополиста сводится к тому, что, намеренно сокращая количество своих продаж и создавая тем самым искусственный дефицит на рынке, он добивается повышения цены. Монопсонист же, напротив, уменьшает закупки у своих поставщиков (к примеру, зерна, молока, картофеля у фермера), создает для них искусственные трудности сбыта продукции, вынуждая тем самым снижать цены.

Учитывая те обстоятельства, в силу которых одна фирма может стать единственным продавцом экономического блага на рынке, в экономической теории выделяют такие виды монополии: закрытая, открытая, естественная, организационная, простая.

Закрытая монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений (патенты, государственные лицензии, разрешения института авторских прав и т.п.). Так, в большинстве стран государство обладает исключительным правом на производство медицинских препаратов, продажу оружия и т.д.

Открытая или случайная монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо экономического блага, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В такой ситуации часто оказываются фирмы, впервые появившиеся на рынке с новой продукцией.

Естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает полностью весь рынок. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок (или даже превосходит) то количество, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточный для покрытия издержек производства.

Монополизация рынка

В таком случае разукрупнение фирмы приведет к потере эффективности и экономии от эффекта масштаба. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.

Простая монополия – монополия, которая продает в каждый конкретный момент времени свою продукцию по одной и той же цене всем покупателям.

Организационная (рукотворная) монополия представляет собой крупные межотраслевые объединения, создаваемые с целью поддержания какого-либо уровня цен или дележа совместно полученной прибыли. Такие объединения создаются намеренно путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственно-управленческой деятельности. При этом для получения сверхприбылей и усиления рыночной власти сильные компании либо подавляют своих конкурентов (с помощью демпинга или бойкота); либо осуществляют так называемое враждебное поглощение соперников (скупая их акции, иногда анонимно); либо добровольно объединяются друг с другом (чаще путем взаимного обмена акциями) в различные союзы, чтобы не конкурировать, а упорядоченно и выгодно совместно владеть рынком; либо создают так называемые аффилированные компании, свои филиалы. Исторически сложились три главные формы монополистических союзов: картели, синдикаты и тресты. Основные различия между ними заключаются в широте соглашений между участниками и «плотности» их объединения Такая классификация видов монополий весьма условна. Некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий. К их числу, например, можно отнести фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (поскольку присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой (поскольку существуют барьеры для конкуренции). Классификация монополий может быть проведена с учетом временных интервалов. К примеру, патентное свидетельство делает фирму закрытой монополией в краткосрочном временном интервале, но такая монополия может оказаться открытой на долгосрочном интервале из-за ограниченности срока действия патента, а также из-за того, что конкуренты могут изобрести новые экономические блага.

2.1. Положительные стороны монополизации экономики

Отношение общества и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике страны. С одной стороны, монополии могут ограничить выпуск продукции и установить более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения за счет более высоких цен. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере возможности для обеспечения НТП. Дело в том, что монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, т.к. нет конкуренции.

С другой же стороны, существуют очень весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке (кроме, однако, "естественных монополий", не всегда по праву получающих доступ к той или иной деятельности на рынке). Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения научных исследований и разработок.

Вместе с тем не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении научных исследований и опытно — конструкторских разработок. Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в науке и технике осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми венчурными (англ. venture — рискнуть) компаниями. На этой основе могут возникнуть крупные фирмы (великолепный пример — Microsoft, имевшая в 1981 году численность 100 сотрудников в США, ныне имеющую 16400 сотрудников в 49 странах, рыночную стоимость порядка $40 млрд. и годовой оборот $5 млрд.).

Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы. Так, повышение цен на нефть в результате действий стран ОПЕК крайне негативно сказалось на издержках во многих отраслях американской промышленности. Лишь использование крупными компаниями результатов научных исследований позволило перейти к топливосберегающим технологиям и снизить издержки.

Не следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения (особенно межотраслевые, такие как металлургический завод, мгновенно ставший известным завод холодильников "Стинол", сборочный завод бытовой электроники) в случае экономического кризиса держатся дольше всех и раньше всех начинают выходить из кризиса, тем самым сдерживая спад производства и безработицу.

Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства всех стран с капиталистически ориентированной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.

Может показаться, что монополия и конкуренция совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополия способна устранить свободную конкуренцию, а конкуренция подрывает чье-либо господство на рынке.

Монополия находится в сложной противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество – стремление других бизнесменов получить тот же выигрыш. С другой стороны, если какой-то предприниматель стремиться победить своих соперников, то он добившись своей цели, начинает господствовать на рынке. Вывод: монополия порождает конкуренцию, а конкуренция – монополию.

В современных условиях крупные капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, существуют вместе с ней, это обостряет соперничество.

Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство с ними. В каждой стране монополии встречают в числе конкурентов иностранные компании, приникающие на внутренний рынок.

Конкуренция (лат. «конкурро» — сталкиваться) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его полной зависимостью от коньюктуры рынка, противоборством со всеми другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание — экономический закон товарного хозяйства.

Высокие цены, по которым в монопольной отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовать свои изделия по столь выгодным ценам. А в итоге соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению отраслевых цен.

В США мелкими и средними фирмами производится около половины валового национального продукта (ВНП), они создают больше половины рабочих мест. Их продукцию закупают крупные монополии, предпочитающие не рисковать при освоении новинок науки и техники. Таким образом, монополии содействуют развитию малых предприятий.

2.2. Отрицательные факторы монополизации экономики

Без ликвидации монополии в сфере производства и обращения ни о каком рынке речь идти не может, так как монополизм и рынок — вещи взаимоисключаимые.

В условиях чистой монополии все проводимые рыночные меры гипертрофируются, а иногда приносят результаты, абсолютно противоположные ожидаемым. Так, в недалеком прошлом, либерализация цен свелась к простому их повышению, укреплению позиций предприятий-монополистов, которые даже при сокращении объемов производства решают свои проблемы за счет конечных потребителей. В монополизированной экономике отсутствует корректная конкуренция, саморегуляция, а стало быть, и рыночная среда.

Монополизация тормозит структурную перестройку, поскольку отсутствует мотивация к труду, накоплению, расширению, обновлению, к технической реконструкции производства, что в конечном итоге приводит к физическому и моральному старению фондов и их «проеданию». Монополия тормозит научно-технический прогресс, приводит к застою во всех областях жизнедеятельности общества, к полной беззащитности потребителя.1

Потери от несовершенной конкуренции можно проиллюстрировать графически (рис. 2.1) и таблично (табл. 2.1).

Рис. 2. 1. Последствия монополизации рынка

Таблица 2.11

Чистый убыток общества в результате монополизации рынка — это потери потребителя в результате сокращения объема производства ниже равновесного.

По подсчетам некоторых экономистов, убыток, возникающий в силу монополистического нерационального распределения ресурсов, в США достигает 2% валового национального продукта страны.

Таким образом, монополии, назначая цену выше равновесной, устанавливают объем производства ниже эффективного, что приводит к безвозвратным потерям общества. Деятельность монополий усиливает неравномерность распределения доходов, что может иметь негативные социально-политические последствия.

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.

3.Антимонопольноезаконодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в России

Под антимонопольным регулированием (регулированием в области конкуренции) понимается целенаправленная деятельность государственных органов управления по ослаблению рыночной власти, ее ограничению, предотвращению ее приобретения и злоупотребления ею экономическими субъектами, которая реализуется через систему соответствующих экономических, административных и законодательных мер. Основой антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство – совокупность законов и правовых норм, устанавливающих права, обязанности и ответственность экономических субъектов, возникающие в связи с их деятельностью по поводу ослабления конкуренции и злоупотребления рыночной властью.

Основные направления антимонопольного регулирования определяются антимонопольной политикой, к направлениям которой относятся: ограничение монополизации рынка; контроль слияний и поглощений, ценовой дискриминации и других методов нечестной конкуренции; защита прав потребителя; защита и поддержка малого и среднего бизнеса.

Антимонопольное регулирование впервые возникло в США в конце XIX века с принятием серии федеральных законов, названных антитрестовскими. В настоящее время оно направлено преимущественно на профилактику монополизации, то есть действий, противозаконных по своей сути и действий, законность которых определяется правилом разумности. В первом случае достаточно наличия факта незаконных действий или соглашений, подрывающих конкуренцию, чтобы вина фирмы была доказана. К ним относятся: горизонтальное фиксирование цен; горизонтальный сговор о доле рынка; согласованный отказ торговать; договоренность о взаимных продажах и закупках; связанные продажи (в ассортименте, установленном поставщиком). Во втором случае, по правилу разумности, все действия и соглашения, способные оказать антиконкурентное воздействие, должны подвергаться тщательному анализу, на основании чего и выносится решение.

Основы антитрестовского законодательства в США

Акт Шермана (1890). Запрещает контракты и объединения в форме треста (либо в иной форме), ограничивающие торговлю, тайную мо­нополизацию торговли или отрасли, единоличный контроль в той или иной отрасли, сговор о ценах.

Акт Клейтона (1914). Запрещает и предупреждает ограничительную деловую практику сбыта, ценовую дискриминацию (когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), горизонтальные слияния путем частичного или полного приобретения акционерного капитала компании-конкурента, ведущие к ограничению конкуренции и др.

Закон о Федеральной торговой комиссии (1914). Направлен на предотвращение и пресечение недобросовестных методов конкуренции и установление контроля за коммерческой этикой компаний. Федеральная торговая комиссия имеет право издавать инструкции и правила регулирования торговли, запретительные предписания, осуществлять контроль за деятельностью той или иной компании и при необходимости расследовать ее действия.

Акт Робинсона-Патмана (1936). Запрещает ограничительную деловую практику в сфере политики ценообразования в торговле: «ножницы цен», ценовая дискри­минация и др.1

Поправка Уилера-Ли к закону «О Федеральной торговой комиссии» (1938). Расширила права Федеральной торговой комиссии в отношении компаний, наносящих вред не только конкурентам, но и потребителям и обществу в целом, а также в отношении ложной или вводящей в заблуждение рекламы и искаженной информации о качестве продуктов.

Поправка Селлера-Кефовера к Акту Клейтона (1950). Уточняет понятие незаконного слияния, запрещает слияния путем скупки активов, в отличие от акта Клейтона, ограничивает горизонтальные слияния путем приобретения неакционерного капитала компании и вертикальные слияния, ведущие к ограничению конкуренции.

Акт Харта-Скотта-Родино (1976). Ужесточает требования по предотвращению слияний, ориентированных на создание монополий или ослабление конкуренции, расширяет полномочия агентств по обеспечению выполнения антитрестовского законодательства.

Акт Таннея и Декрет согласия (1995). Приняты в связи с деятельностью компании Майкрософт и требуют, чтобы до введения какого-либо соглашения между компаниями суд определил, насколько отвечает это соглашение общественному интересу. Ужесточают контроль над отношениями между корпорациями и Правительством, над коррупцией, лоббированием корпорациями своих интересов в ущерб общественным. Роль суда заключается в тщательной проверке не только экспертного заключения Правительства о наличии нарушений антитрестовского законодательства, но и его беспристрастности.

Страницы: ← предыдущаяследующая →

1234Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Монополия и конкуренция в российской экономике

    Реферат >> Экономика

    монополия, её сущность и виды, чем отличаются российские монополисты от зарубежных, каковы экономическиепоследствиямонополизациирынка … , стихийный рынок. Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынкаабсолютное преобладание на …

  2. Монополия. Проблемы антимонопольного регулирования

    Реферат >> Экономическая теория

    … или ослабление отрицательных последствиймонополизациирынков. Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая … исполнением. Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает абсолютно недопустимым их дробление …

  3. Монополии в экономике

    Реферат >> Экономическая теория

    экономической мощи навязывать наиболее выгодные для себя условия сделок остальным участникам рынка. Монополиямонополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютнаямонополиямонополизации распространяется …

    Что такое "Монополизация рынка? К чему она приводит? От чего происходит?

  4. Монополия. Определение монопольной цены. Диверсификация цен. Монопольная власть. Показатели мон

    Реферат >> Финансы

    абсолютнаямонополия). 2. В зависимости от характера и причин возникновения выделяют естественные монополии … естественных монополий – невозможность или экономическая нецелесообразность … обзор негативных последствиймонополизациирынка, остановимся еще …

  5. Монопольная власть источники,показатели и экономическиепоследствия

    Курсовая работа >> Экономика

    … . Абсолютнаямонополия государства формирует естественную, искусственную, организационную, технологическую и экономическуюмонополии. … показатели и экономическиепоследствия», следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики …

Хочу больше похожих работ…

admin