Мой код доступа

Чтобы стороны и иные участвующие в деле лица (далее стороны) смогли принять участие в деле, изложить свои доводы и представить доказательства, они должны узнать о начавшемся процессе, а также о времени и месте судебного заседания в арбитражном суде.

Существующий механизм судебного извещения участников арбитражного процесса по общему правилу состоит из двух этапов:

  • сначала арбитражный суд извещает стороны о том, что в арбитражном суде рассматривается дело с их участием,
  • после того как стороны получают информацию о начавшемся процессе, они обязаны самостоятельно отслеживать информацию о движении дела в сети Интернет. При этом если сторона получила копию судебного акта по делу, то своевременное размещение судом информации (о времени и месте судебного заседания или о совершении отдельных процессуальных действий) в сети Интернет равносильно извещению сторон об этом.

В этой рекомендации описано:

  • как арбитражный суд извещает стороны о начавшемся судебном процессе,
  • что нужно делать сторонам после того, как они узнают о начавшемся судебном процессе.

Если же сторона не была извещена о времени и месте судебного заседания, это будет являться безусловным основанием для отмены принятого судебного акта в вышестоящей судебной инстанции. О том, в каких случаях стороны считаются неизвещенными о судебном разбирательстве и могут обжаловать судебный акт, который нарушает их права, см. отдельную рекомендацию.

Как арбитражный суд извещает стороны о начавшемся судебном процессе

Стороны могут располагать информацией о судебном процессе еще до его начала. Очевидно, что истец знает о предъявленном им самим иске (исключением могут быть только редкие случаи ведения процессов в условиях корпоративных конфликтов). В свою очередь ответчик тоже может располагать информацией о возможной подаче иска, например он может узнать об этом из претензии истца.

Однако официально, в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ, стороны считаются извещенными о судебном процессе только после получения копии первого судебного акта по делу.

Первым судебным актом считается: Для кого:
определение о принятии искового заявления (заявления) к производству и возбуждении производства по делу для лица, которое изначально участвует в деле
определение об удовлетворении ходатайства о вступлении в дело или определение о привлечении к участию в деле для лица, которое вступает в дело позднее
Такое разъяснение содержится в абзаце 3 пункта 4 постановления Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. № 12 О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ ‘О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации’ (далее постановление Пленума ВАС РФ № 12)

Арбитражный суд направляет сторонам копию первого судебного акта следующими способами:

  • заказным письмом с уведомлением о вручении,
  • с помощью технических средств связи,
  • под расписку адресату или его представителю.

При этом для каждого из таких способов действуют свои правила.

1. Арбитражный суд обязан направить всем участвующим в деле лицам копию первого судебного акта заказным письмом с уведомлением о вручении не позднее чем за 15 дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия. Такие правила установлены в части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Организация не получила почтовые извещения, так как не находится по своему юридическому адресу. Будет ли она в таком случае считаться надлежаще извещенной?

По общему правилу будет.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, которые доставлены по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, который указан в Едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Такие правила установлены в пункте 3 статьи 54 Гражданского кодекса РФ.

Однако из этого правила есть одно исключение: если в ЕГРЮЛ внесены недостоверные сведения о местонахождении организации в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица. Например, налоговая инспекция изменила информацию о местонахождении организации в связи с тем, что от имени компании заявители представили поддельные документы. В таком случае организация может ссылаться на то, что не была извещена о судебном процессе.

Такие разъяснения изложены в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 61 О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица.

Арбитражный суд будет направлять заказное письмо на следующие адреса:

  • на юридический адрес организации,
  • на юридический адрес организации и по адресу филиала (представительства) юридического лица, если иск вытекает из деятельности такого филиала (представительства).

Такие правила установлены в абзаце 1 части 4 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

При этом организация будет считаться получившей судебное извещение только тогда, когда этот документ вручат ее сотруднику либо сотруднику филиала (представительства) организации, который уполномочен получать корреспонденцию (ч. 3 и 4 ст. 123 АПК РФ). Необязательно, чтобы эти полномочия были оформлены документально. Например, если извещение примет секретарь или сотрудник канцелярии, будет считаться, что полномочие такого лица на получение корреспонденции явствует из обстановки. Такие разъяснения содержатся в абзаце 2 пункта 9 постановления Пленума ВАС РФ № 12.

Гражданам, которые выступают сторонами в арбитражном процессе (включая индивидуальных предпринимателей), нужно иметь в виду, что арбитражный суд будет направлять заказное письмо по адресу их местожительства. При этом местожительство индивидуального предпринимателя определяется по выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Такие правила установлены в абзаце 2 части 4 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Судебное извещение, которое адресовано индивидуальному предпринимателю, вручается либо ему самому, либо лицу, уполномоченному индивидуальным предпринимателем на получение корреспонденции (абз. 3 п. 9 постановления Пленума ВАС РФ № 12).

Гражданин считается извещенным надлежащим образом, если судебное извещение вручено ему лично или совершеннолетнему лицу, проживающему совместно с этим гражданином, под расписку на подлежащем возврату в арбитражный суд уведомлении о вручении либо ином документе с указанием даты и времени вручения, а также источника информации (ч. 2 ст. 123 АПК РФ). При этом факт совместного проживания совершеннолетнего лица, которому вручено судебное извещение, с гражданином, которому адресовано данное судебное извещение, может подтверждаться документом с указанием регистрации по местожительству либо явствовать из обстановки, в которой вручается такое судебное извещение (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ № 12).

Кроме того, вне зависимости от статуса стороны арбитражный суд также направит судебное извещение по следующим адресам (при их наличии в материалах дела):

  • местонахождение или местожительство представителя стороны, если сторона ведет дело через представителя (абз. 3 ч. 4 ст. 121 АПК РФ),
  • адрес, по которому сторона попросила направлять ей корреспонденцию (абз. 4 ч. 4 ст. 121 АПК РФ).

Может ли сторона заявить об извещении ее по иному адресу и указать в ходатайстве несколько таких адресов?

Да, может. Однако в этом нет смысла, поскольку суд будет уведомлять сторону только по первому адресу из указанных в ходатайстве.

Дело в том, что если в ходатайстве о направлении судебных извещений по иному адресу указаны два или более адреса, то под иным адресом, по которому нужно направлять судебные извещения, понимается первый из адресов, указанных в ходатайстве стороны.

Такие разъяснения содержатся в абзаце 2 пункта 7 постановления Пленума ВАС РФ № 12.

Если судебная корреспонденция была доставлена хотя бы по одному из описанных выше адресов, то сторона считается надлежаще извещенной о судебном процессе. Такие разъяснения содержатся в пунктах 6 и 7 постановления Пленума ВАС РФ № 12.

2. Копия судебного акта может быть вручена адресату или его представителю под расписку по их местонахождению или непосредственно в арбитражном суде.

3. Копия судебного акта может быть направлена адресату телефонограммой, телеграммой, по факсу или электронной почте либо с использованием иных средств связи и способов доставки корреспонденции. Например, когда срок рассмотрения дела составляет не более 15 дней. В таком случае на копии переданного текста, которая остается в арбитражном суде, указывается фамилия лица, передавшего этот текст, дата и время его передачи, а также фамилия лица, его принявшего. Такие правила установлены в частях 2 и 3 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса РФ и разъяснены в пункте 12 постановления Пленума ВАС РФ № 12.

Исходя из приведенных выше правил, сторона будет считаться извещенной о том, что в арбитражном суде рассматривается дело с ее участием, после того как она либо ее представитель лично, по почте или путем использования электронных средств связи получит копию первого судебного акта по делу.

В то же время из описанных выше правил уведомления стороны о процессе вытекает, что возможны ситуации, когда лицо будет считаться надлежаще извещенным, даже если на самом деле копия судебного акта у него отсутствует. Вот полный перечень таких случаев (ч. 4 ст. 123 АПК РФ):

  • адресат отказался от получения копии судебного акта и этот отказ зафиксировал орган почтовой связи или арбитражный суд (п. 1 ч. 4 ст. 123 АПК РФ),
  • адресат, несмотря на почтовое извещение, не явился за получением копии судебного акта в течение семи дней с момента, когда письмо поступило в отделение почтовой связи и адресат получил почтовое извещение, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд (п. 2 ч. 4 ст. 123 АПК РФ),

Обоснование

Дело в том, что доставка судебных актов, судебных извещений и повесток осуществляется по правилам, которые установлены в приказах ФГУП Почта России от 31 августа 2005 г. № 343 О введении в действие ‘Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда ‘Судебное’ (далее Особые условия) и от 17 мая 2012 г. № 114-п Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений (далее Порядок приема и вручения почтовых отправлений). Эти акты устанавливают порядок пересылки, доставки и вручения судебных повесток, судебных актов, а также порядок и сроки возврата этих документов.

Основные правила состоят в следующем:

  • заказное письмо разряда судебное доставляется и вручается адресату лично под расписку в извещении. При отсутствии адресата в ячейке абонентского почтового шкафа или в почтовом абонентском ящике адресату оставляется извещение, в котором он приглашается на объект почтовой связи для того, чтобы получить почтовое отправление (п. 3.2, 3.3 Особых условий),
  • если адресат не явился за почтовым отправлением разряда судебное в течение трех рабочих дней после доставки первичного извещения, орган почтовой связи направляет ему и вручает под расписку вторичное извещение (п. 3.4 Особых условий, п. 20.17 Порядка приема и вручения почтовых отправлений),
  • если заказное письма разряда судебное не было вручено адресату, оно возвращается по обратному адресу по истечении семи дней со дня, когда оно поступило на объект почтовой связи (п. 3.6 Особых условий).

Это означает, что если заказное письмо из арбитражного суда пришло в отделение почтовой связи и представитель организации не получил его в течение семи дней, то письмо будет возвращено в суд, а сама организация будет считаться извещенной о судебном процессе.

  • адресат отсутствует по указанному адресу (например, организация не находится по своему юридическому адресу), о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд с указанием источника информации (п. 3 ч. 4 ст. 123 АПК РФ),
  • судебное извещение было вручено уполномоченному лицу филиала или представительства юридического лица (п. 4 ч. 4 ст. 123 АПК РФ),
  • судебное извещение получила не сама сторона, а ее представитель (п. 5 ч. 4 ст. 123 АПК РФ).

В этих случаях стороне не имеет смысла ссылаться на то, что у нее отсутствует копия судебного акта. Дело в том, что в таких случаях в соответствии с частью 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ лицо все равно будет считаться извещенным.

Что нужно делать сторонам после того, как они узнают о начавшемся судебном процессе

С момента, когда сторона получит информацию о начавшемся процессе, она обязана самостоятельно отслеживать информацию о движении дела на сайте арбитражного суда, который рассматривает дело, или через Картотеку арбитражных дел. В настоящее время этот сервис работает и участники арбитражного процесса могут им воспользоваться.

Арбитражный суд размещает информацию о времени и месте каждого судебного заседания, а также о совершении отдельных процессуальных действий в сети Интернет. Эту информацию можно найти в Картотеке арбитражных дел. Такая информация по общему правилу должна быть опубликована в сети Интернет не позднее чем за 15 дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия. Исключения составляют случаи, когда для данной категории дел в законе установлен сокращенный срок рассмотрения или арбитражный суд отложил разбирательство дела на срок менее 15 дней.

Такие правила установлены в абзаце 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ и в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ № 12.

Это означает, что стороны, получив информацию о том, что в арбитражном суде начался судебный процесс с их участием, не могут полагаться на то, что перед каждым судебным заседанием арбитражный суд будет извещать их заказным письмом либо с помощью иных средств связи. После окончания каждого судебного заседания стороны должны самостоятельно отслеживать состояние дела в сети Интернет. Если стороны не будут этого делать, они несут риск того, что дело будет рассмотрено без их фактического участия, они не смогут донести до суда свои доводы и представить доказательства в их подтверждение. При этом стороны и не смогут сослаться в вышестоящем суде на то, что у них не было информации о данном судебном заседании. Дело в том, что у них была информация о деле и по его номеру они могли узнать о времени и месте судебного заседания в Картотеке арбитражных дел. Разумеется, это не касается случаев, когда стороны не могли предпринять меры по получению информации о движении дела в силу чрезвычайных и непредотвратимых (т. е. независящих от самих сторон) обстоятельств (абз. 2 ч. 6 ст. 121 АПК РФ).

Аналогичная обязанность лежит на сторонах и после окончания рассмотрения дела в суде первой инстанции. Это означает, что после вынесения решения (иного итогового судебного акта) стороны также обязаны отслеживать состояние дела в Картотеке арбитражных дел. Дело в том, что после окончания рассмотрения дела могут быть поданы:

  • заявление о возмещении судебных расходов,
  • заявление о принятии дополнительного решения,
  • заявление о разъяснении решения,
  • заявление об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок,
  • апелляционная жалоба,
  • кассационная жалоба в арбитражный суд округа,
  • кассационная жалоба в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ,
  • надзорная жалоба в Президиум Верховного суда РФ,
  • заявление о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

О возбуждении производства по каждому из вышеуказанных заявлений (жалоб) можно узнать в Картотеке арбитражных дел.

В настоящее время действуют следующие правила. Если сторона получила копию первого судебного акта по делу от суда первой инстанции и арбитражный суд размещает информацию о движении дела в Картотеке арбитражных дел, то сторона считается надлежащим образом извещенной при рассмотрении судом первой инстанции вопроса о возмещении судебных расходов, а также при рассмотрении дела судами апелляционной, кассационной и надзорных инстанций. При этом тот факт, что у стороны отсутствует копия заявления о возмещении судебных расходов, апелляционной, кассационной или надзорной жалобы, значения не имеет. Это объясняется тем, что при наличии у стороны номера дела она может найти всю необходимую информацию о деле в Картотеке арбитражных дел, в том числе отследить поступление новых заявлений и жалоб.

Однако из этого правила есть ряд исключений. Дело в том, что даже при наличии у стороны первого судебного акта по делу от суда первой инстанции и при размещении арбитражным судом информации о движении дела в сети Интернет сторона не будет считаться надлежащим образом извещенной в следующих случаях:

  • если по делу поступило заявление о взыскании судебных расходов с пропуском срока на его подачу вместе с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока и сторона не получила копию определения о принятии заявления к производству. В этом случае сторона будет надлежащим образом извещена о процессе, если она получила копию определения о принятии к производству заявления по вопросу о судебных расходах либо в случаях, которые указаны в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
  • если по делу поступила апелляционная жалоба с пропуском срока на обжалование вместе с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока и сторона не получила копию определения о принятии апелляционной жалобы к производству. В этом случае сторона будет надлежащим образом извещена о процессе, если она получила копию определения о принятии к производству апелляционной жалобы либо в случаях, которые указаны в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
  • если по делу поступила кассационная жалоба в арбитражный суд округа с пропуском срока на обжалование вместе с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока и сторона не получила копию определения о принятии кассационной жалобы к производству. В этом случае сторона будет надлежащим образом извещена о процессе, если она получила копию определения о принятии к производству кассационной жалобы либо в случаях, которые указаны в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
  • если по делу поступила кассационная жалоба в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ с пропуском срока на обжалование вместе с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока и сторона не получила копию определения о передаче жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Коллегии. В этом случае сторона будет надлежащим образом извещена о процессе, если она получила копию определения о передаче кассационной жалобы вместе с делом для пересмотра в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ либо в случаях, которые указаны в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
  • если по делу поступила надзорная жалоба в Президиум Верховного суда РФ с пропуском срока на обжалование вместе с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока и сторона не получила копию определения о передаче жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума. В этом случае сторона будет надлежащим образом извещена о процессе, если она получила копию определения о передаче надзорной жалобы вместе с делом для пересмотра в Президиум Верховного суда РФ либо в случаях, которые указаны в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
  • арбитражный суд принял к производству заявление о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и сторона не получила копию определения о принятии заявления к производству. В этом случае сторона будет надлежащим образом извещена о процессе, если она получила копию определения о принятии к производству заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам либо в случаях, которые указаны в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Такие разъяснения вытекают из пункта 5 постановления Пленума ВАС РФ № 12.

Все из указанных случаев, за исключением последнего, объединяет то обстоятельство, что соответствующие документы поступили в суд с пропуском срока на их подачу. По этой причине стороны, которые добросовестно отслеживали информацию о движении дела в течение сроков, установленных в законе, о возбуждении производства могут не знать. В связи этим для того, чтобы стороны были извещены о поступивших процессуальных документах и о возбуждении производства по ним, суд должен вручить сторонам копию соответствующего судебного акта о принятии заявления (жалобы) к рассмотрению.

Производство по пересмотру судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам само по себе является редким явлением. А потому за поступлением подобного рода документов и о возбуждении по ним производства стороны не обязаны следить самостоятельно.

Отдельно стоит коснуться вопроса получения информации о судебном процессе, который рассматривается в порядке упрощенного производства. Дело в том, что подобные дела рассматриваются без вызова сторон и проведения судебного заседания (ч. 5 ст. 228 АПК РФ). Для того чтобы стороне ознакомиться с аргументами и доказательствами своего процессуального оппонента, все копии материалов дела выкладываются в Картотеке арбитражных дел. Однако доступ к этим материалам дела имеет лишь лицо, которое получило копию определения арбитражного суда о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства. В этом определении содержится специальный пароль (данные, которые необходимы для идентификации сторон), который нужен для того, чтобы получить доступ к материалам дела в электронном виде. В этом же определении суд устанавливает сроки для предоставления сторонами доказательств и доводов по представленным документам (ч. 2 ст. 228 АПК РФ).

Если сторона не получила такое определение по почте, она может получить копию определения лично. Для этого стороне или ее представителю нужно явиться в суд, который рассматривает дело, и предъявить паспорт (представителю стороны также нужно предъявить доверенность).

Кроме того, сторона (или ее представитель) может заявить ходатайство о повторном направлении определения суда по почте или о получении кода доступа к материалам по электронной почте.

Если сторона направила ходатайство о получении кода доступа к материалам дела в электронном виде, то к такому ходатайству нужно приложить электронные копии паспорта заявителя, а если ходатайство подает представитель стороны то и электронную копию доверенности. В таком случае определение, которое содержит код доступа, будет направлено в электронном виде на адрес электронной почты заинтересованного лица.

Таким образом, если дело рассматривается в порядке упрощенного производства и сторона не получила соответствующее определение суда, то необходимо заявить ходатайство о повторном направлении такого определения по почте либо лично или в электронном виде получить код доступа к материалам дела. Кроме того, при необходимости нужно заявить ходатайство о продлении срока для представления доказательств и дополнительных объяснений по представленным документам.

Источник Система Юрист

Архив новостей

При рассмотрении дела в упрощенном порядке отсутствие в судебных актах информации о коде доступа к материалам дела в kad.arbitr.ru является ненадлежащим извещением сторон. Это может повлечь отмену решения.

В справке об обобщении судебной практики, подготовленной Двенадцатым арбитражным апелляционным судом, анализируются дела, рассмотренные в порядке главы 25 АПК РФ (дела об административных правонарушениях). Затронут и вопрос о порядке извещения сторон по делам, рассматриваемым в упрощенном порядке. Он имеет свои особенности.

По общему правилу, извещение является надлежащим, если в материалах дела имеются документы, подтверждающие направление судом лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта (п. 15 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 12).

В ч. 2 ст. 228 АПК РФ указаны требования к информации, которая должна содержаться в определении о принятии заявления к производству по делам, рассматриваемым в упрощенном порядке, и информация, направляемая одновременно с ним. К такой информации относятся данные, необходимые для идентификации сторон в целях доступа к материалам дела в электроном виде.

Тем самым, при рассмотрении дел в порядке упрощенного производства ненаправление предусмотренной законом информации следует рассматривать как отсутствие надлежащего извещения. Это связано с тем, что судебное заседание по данной категории дел не проводится. То есть в такой ситуации имеет место принятие судебного акта в отсутствие участвующих в деле лиц, не извещённых надлежащим образом.

Так, в документе приводится информация о том, что по ряду дел в актах суда первой инстанции не указаны данные, необходимые для идентификации сторон, в целях доступа к материалам дела в электронном виде (постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2013 по делу №А06-4146/2013, от 14.11.2013 по делу №А06-374/2013, от 19.11.2013 по делу № А06-1868/2013, от 18.11.2013 по делу №А06-2115/2013, от 18.11.2013 по делу № А06-1436/2013, от 18.11.2013 по делу №А06-1434/2013).

А именно, не представлен код доступа к материалам дела на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» что лишило их гарантированной законом возможности с электронными материалами дела. При этом текст направленных сторонам определений не содержал указания на то, что одна из трёх размещённых на полях его первого листа комбинация цифр может служить кодом доступа к материалам дела. При таком направлении кода обязанность, предусмотренную ч. 2 ст. 228 АПК РФ, нельзя считать исполненной.

Код Доступа Mail.ru создаёт одноразовые коды для входа в Почту и другие сервисы, которые поддерживают двухфакторную аутентификацию. Никто кроме вас не сможет войти в вашу почту, если у него нет доступа к вашему мобильному устройству. Это сводит риск кражи почтового ящика к минимуму.
ВАЖНО!
Для корректной работы приложения необходимо выставить точное время на устройстве! При ошибках авторизации убедитесь что включено «Автомат. дата и время» («Использовать время сети») в разделе настроек «Дата и время» устройства.
Когда надо подключить двухфакторную аутентификацию?
— к вашей почте «привязан» Steam, Origin или игровые аккаунты, которыми вы дорожите;
— ваша почта – логин для входа в App Store;
— вам приходят рассылки от банков;
— через вашу почту можно восстановить данные платёжных систем (PayPal, Robokassa и др.);
— вы дорожите письмами в своей почте.
Как работает двухфакторная аутентификация?
Помимо логина и пароля при первом входе в почту с нового устройства надо ввести код, чтобы подтвердить, что это точно вы.
Как включить двухфакторную аутентификацию?
Включить двухфакторную аутентификацию можно в настройках безопасности почты в веб-версии Почты Mail.ru.
Где используется приложение Код Доступа Mail.ru?
Приложение Код Доступа Mail.ru служит генератором одноразовых кодов на базе алгоритма TOTP (Time-based One-time Password) для сервисов, поддерживающих двухфакторную аутентификацию. Помимо Почты и других продуктов Mail.ru приложение совместимо с крупнейшими мировыми интернет-сервисами, включая Facebook, Google, Dropbox, Evernote, GitHub и многие другие.
Где взять 32-значный ключ?
32-значный секретный ключ генерируется в вашем аккаунте на этапе активации приложения.
В почте Mail.ru активация доступна в настройках «Пароль и безопасность» — настройки «Двухфакторная аутентификация» — «Мобильное приложение» — кнопка «Подключить».
Синхронизировать приложение можно двумя способами:
— отсканировать QR с экрана с помощью камеры телефона;
— ввести 32-значный секретный ключ вручную.

Вначале заполняются разделы 1-4, после чего производится расчет суммы платежей в бюджет. Титульный лист оформляется в последнюю очередь.

Внимание! Порядок заполнения расчета в системе «СБИС» имеет особенности:

  • вместо привычных разделов 1-4 необходимо заполнить следующие разделы, расположенные в главном меню формы:
    • для раздела 1 – «Выбросы» и «Вещества»,
    • для раздела 2 – «Транспорт» и «Топливо»,
    • для раздела 3 – «Сбросы» и «Вещества»,
    • для раздела 4 – «Размещение отходов» и «Вещества»;
  • в разделе «Разрешения и лимиты» указываются разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, а также лимиты на размещение отходов;
  • в разделе «Объекты НВОС» заполняются сведения по всем объектам негативного воздействия на окружающую среду;
  • в разделе «Муниципальные образования» указываются данные по муниципальному образованию, в котором расположены источники загрязнения (ОКТМО, регион, коэффициенты экологической значимости для воздуха и почвы и др.).

Внимание! При заполнении расчета следует обратить внимание на следующее:

  • если организацией в отчетном периоде направлялись средства на природоохранные мероприятия, то их сумма указывается в соответствующей строке раздела «Муниципальные образования»;
  • если расчет заполняется организацией социальной и культурной сферы или бюджетной организацией, имеющей льготы, то сумма этих льгот указывается в соответствующей строке раздела «Муниципальные образования»;
  • если расчет заполняется организацией, сбрасывающей загрязняющие вещества в составе сточных вод из системы канализации населенных пунктов в водные объекты и имеющей льготы, то сумма этих льгот указывается в соответствующей строке раздела «Муниципальные образования».

Порядковый номер страницы и дата заполнения расчета указываются автоматически.

  • Титульный лист
  • Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет
  • Раздел 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»
  • Раздел 2 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами»
  • Раздел 3 «Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты»
  • Раздел 4 «Размещение отходов производства и потребления»

Титульный лист

На титульном листе отражаются следующие данные:

  • отчетный квартал и год, за который подается расчет;
  • в поле «Вид документа» в первичном расчете проставляется «0», в уточненном за соответствующий период необходимо указать номер корректировки (например, «1», «2» и т. д.);
  • в поле «Расчет представляется в…» — наименование территориального органа Росприроднадзора, в который подается расчет;
  • в поле «Наименование организации, ФИО иностранного физического лица» — полное название организации (в т.ч. иностранной) в соответствии с учредительными документами или ФИО иностранного физического лица;
  • код города и номер телефона руководителя и главного бухгалтера организации либо иного контактного лица;
  • ИНН и КПП организации (ИНН иностранного физического лица);
  • юридический адрес (либо адрес местонахождения иностранной организации, адрес местожительства иностранного физического лица) организации в соответствии с учредительными документами.

Внимание! На титульном листе указываются дополнительные сведения, необходимые для формирования XML-файла и которые не выводятся на печать: ОГРН, ОКПО, ОКОПФ, основной номер в ЕГРЮЛ и дата внесения в ЕГРЮЛ, дата регистрации, размер и численность, адрес электронной почты, факс, код ИСКИ, банковские реквизиты.

В поле «Подтверждающие документы или их копии на__листах» отражается количество листов подтверждающих документов и (или) их копий (при их наличии), например, оригинал (или заверенная копия) доверенности, подтверждающей полномочия представителя организации (если расчет подает представитель организации).

На титульном листе также указываются ФИО представителей организации.

Внимание! Если плательщик зарегистрирован в системе «СБИС», то почти все поля титульного листа заполняются автоматически.

Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет

Данный раздел заполняется автоматически на основе сведений, отраженных в разделах 1-4. Для того, чтобы его заполнить, нужно кликнуть по полю «Рассчитать суммы по введенным данным».

Внимание! Т.к. плата за загрязнение окружающей среды от различных источников вносится по разным КБК, то по каждому источнику загрязнений заполняется отдельный расчет. Кроме того, раздел заполняется отдельно и по каждому муниципальному образованию (ОКТМО).

В разделе «Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет» автоматически отражаются:

  • по строке 010 — код бюджетной классификации (КБК) платы за загрязнение окружающей среды;
  • по строке 020 – код ОКТМО;
  • по строке 030 — сумма платы, исчисленная по всем производственным территориям, объектам размещения отходов и передвижным объектам негативного воздействия, расположенным на территории данного муниципального образования, без учета льгот и зачетов:
    стр. 030 = стр. 031 + стр. 032 + стр. 033 + стр. 034 + стр. 035 + стр. 036 + стр. 037 + стр. 038 + стр. 039
  • по строкам 031-039 — составляющие суммы платы по всем видам негативного воздействия по данному муниципальному образованию.
    Внимание! Значение строк 031-033 автоматически переносится из раздела 1, строки 034 – из раздела 2, строк 035-037 – из раздела 3 и значение строк 038-039 – из раздела 4;
  • по строке 040 – сумма средств на выполнение природоохранных мероприятий, которая принимается к зачету в счет платы;
  • по строке 050 – сумма льгот для организаций социальной и культурной сферы, а также организаций, которые финансируются за счет бюджетных средств;
  • по строке 060 – сумма льгот, установленных региональными нормативными актами для организаций, сбрасывающих загрязняющие вещества в составе сточных вод из системы канализации населенных пунктов в водные объекты.
    Внимание! Строки 040-060 заполняются автоматически на основе сведений, указанных в разделе «Муниципальные образования»;
  • по строке 070 – сумма платы, подлежащая уплате в бюджет:
    стр. 070 = стр. 030 – стр. 040 – стр. 050 – стр. 060

Раздел 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»

Раздел 1 заполняют организации, которые имеют стационарные объекты – источники загрязнения атмосферного воздуха.

Для того, чтобы сформировать раздел 1, необходимо заполнить в следующей последовательности сведения в разделах главного меню формы:

1) В разделе «Разрешения и лимиты», кликнув по полю «Новая запись», заполнить реквизиты разрешения на выброс: номер, дату выдачи и срок действия разрешения.

2) В разделе «Объекты НВОС», кликнув по полю «Новая запись», указать сведения о производственной территории (наименование, адрес местонахождения, ОКТМО, характеристики местонахождения).

Внимание! Сведения о производственной территории в разделе «Объекты НВОС» заполняются только в случае, если плата рассчитывается отдельно по производственной территории, а не в целом по организации.

3) В разделе «Муниципальные образования» указываются следующие данные:

  • код по ОКТМО, который выбирается из справочника. Узнать свой код ОКТМО можно с помощью электронных сервисов ФНС «Узнай ОКТМО» или «Федеральная информационная адресная система» (http://nalog.ru, раздел «Все сервисы»);
  • регион, который выбирается из соответствующего перечня. Это поле заполняется для того, чтобы определить региональные значения коэффициентов экологической значимости;
  • коэффициент экологической значимости для воздуха, который определяется автоматически.

4) В разделе «Вещества» указываются следующие данные:

  • код по ОКТМО — отражается автоматически;
  • из перечня выбирается загрязняющее вещество и его код;
  • единица измерения;
  • предельно допустимый выброс (ПДВ) загрязняющего вещества, установленный в разрешении на выброс;
  • разница между временно согласованным выбросом (ВСВ) и ПДВ в соответствии с разрешением на выброс;
  • нормативы платы в пределах ПДВ и ВСВ – указываются автоматически при выборе вещества;
  • поправочные коэффициенты к нормативам платы, учитывающие экологические факторы и природно-климатические особенности территорий:
    • повышающий коэффициент за сверхлимитные сбросы, значение которого всегда равно 5;
    • коэффициент экологической значимости, который автоматически переносится из раздела «Муниципальные образования»;
    • дополнительный коэффициент 2. Обычно он равен 1. Для особо охраняемых природных территорий (в т.ч. лечебно-оздоровительных местностей и курортов), а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним районов, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия значение коэффициента составляет 2;
    • дополнительный коэффициент 1,2. Значение коэффициента равно 1,2, если происходит выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов. В других случаях он равен 1;
    • коэффициент, учитывающий инфляцию, — устанавливается на год и отражается автоматически;
  • фактический выброс вещества в пределах ПДВ (не должен превышать ПДВ в соответствии с разрешением), ВСВ (не должен превышать ВСВ в соответствии с разрешением) и сверхлимитный выброс;
  • сумма платы за негативное воздействие данного вещества, всего и в т.ч. в пределах ПДВ, ВСВ и сверх лимита – рассчитывается автоматически как произведение норматива платы на поправочные коэффициенты и фактический сброс. Эта сумма автоматически переносится в раздел «Выбросы».

В разделе «Вещества» также отражаются сведения из разрешения на выброс и данные по производственной территории (если расчет заполняется по отдельной территории, а не по организации в целом).

5) В разделе «Выбросы» все сведения отражаются автоматически после заполнения раздела «Вещества».

Внимание! Сумма платы за загрязнение атмосферного воздуха от стационарных источников автоматически из раздела «Выбросы» переносится в строки 031-033 расчета суммы платежей в бюджет.

Раздел 2 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами»

Раздел 2 заполняют организации, которые имеют передвижные объекты – источники загрязнения атмосферного воздуха.

Внимание! В соответствии с письмом Минприроды России от 23.07.2015 г. № 02-12-44/17039 с 01.01.2015 г. взимание платы за загрязнение окружающей среды от передвижных источников не предусматривается. В этой связи раздел 2 не заполняется.

Для того, чтобы сформировать раздел 2, необходимо заполнить в следующей последовательности сведения в разделах главного меню формы:

1) В разделе «Муниципальные образования» указываются следующие данные:

  • код по ОКТМО, который выбирается из справочника;
  • регион, который выбирается из соответствующего перечня. Это поле заполняется для того, чтобы определить региональные значения коэффициентов экологической значимости;
  • коэффициент экологической значимости для воздуха, который определяется автоматически.

2) В разделе «Топливо» указываются следующие данные:

  • код по ОКТМО — отражается автоматически;
  • из перечня выбирается вид топлива;
  • единица измерения;
  • фактическое количество израсходованного за отчетный период топлива;
  • норматив платы по данному виду топлива — указывается автоматически при выборе вида топлива;
  • поправочные коэффициенты к нормативам платы (см. порядок заполнения коэффициентов в разделе 1);
  • сумма платы – рассчитывается автоматически как произведение норматива платы на поправочные коэффициенты и фактический расход топлива. Эта сумма автоматически переносится в раздел «Транспорт».

3) В разделе «Транспорт» все сведения отражаются автоматически после заполнения раздела «Топливо».

Внимание! Сумма платы за загрязнение атмосферного воздуха от передвижных источников автоматически из раздела «Транспорт» переносится в строку 034 расчета суммы платежей в бюджет.

Раздел 3 «Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты»

Раздел 3 заполняют организации, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в водные объекты, а также сбросы на водосборные территории.

Для того, чтобы сформировать раздел 3, необходимо заполнить в следующей последовательности сведения в разделах главного меню формы:

1) В разделе «Разрешения и лимиты», кликнув по полю «Новая запись», заполнить реквизиты разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты: номер, дату выдачи и срок действия разрешения.

2) В разделе «Объекты НВОС», кликнув по полю «Новая запись», указать сведения о выпуске или производственной территории (наименование, адрес местонахождения, ОКТМО, характеристики местонахождения).

3) В разделе «Муниципальные образования» указывается код по ОКТМО, который выбирается из соответствующего справочника.

4) В разделе «Вещества» указываются следующие данные:

  • код по ОКТМО — отражается автоматически;
  • из перечня выбирается загрязняющее вещество и его код;
  • единица измерения;
  • ПДВ загрязняющего вещества, установленный в разрешении на сброс;
  • разница между ВСВ и ПДВ в соответствии с разрешением на сброс;
  • нормативы платы в пределах ПДВ и ВСВ – указываются автоматически при выборе вещества;
  • повышающий коэффициент за сверхлимитные сбросы, значение которого всегда равно 5;
  • коэффициент экологической значимости, значение которого выбирается из справочника в зависимости от местонахождения водного объекта;
  • коэффициент для взвешенных веществ, который определяют как величину, обратную сумме фоновой концентрации взвешенных веществ в воде и допустимого увеличения содержания взвешенных веществ при сбросе к фону водоема. Если же норматив предельно допустимых сбросов взвешенных веществ установлен не был, коэффициент считают равным 1;
  • коэффициент, учитывающий инфляцию – устанавливается на год и отражается автоматически;
  • дополнительный коэффициент 2. Обычно он равен 1. Для особо охраняемых природных территорий (в т.ч. лечебно-оздоровительных местностей и курортов), а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним районов, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия значение коэффициента составляет 2;
  • фактический сброс вещества – всего, который автоматически распределяется на составляющие: ПДВ, ВСВ и сверхлимитный сброс;
  • сумма платы за негативное воздействие данного вещества, всего и в т.ч. в пределах ПДВ, ВСВ и сверх лимита – рассчитывается автоматически как произведение норматива платы на поправочные коэффициенты и фактический сброс. Эта сумма автоматически переносится в раздел «Сбросы».

В разделе «Вещества» также отражаются сведения из разрешения на сброс и данные по выпуску или производственной территории.

5) В разделе «Сбросы» все сведения отражаются автоматически после заполнения раздела «Вещества».

Внимание! Сумма платы за загрязнение водных объектов автоматически из раздела «Сбросы» переносится в строки 035-037 расчета суммы платежей в бюджет.

Раздел 4 «Размещение отходов производства и потребления»

Раздел 4 заполняют организации, деятельность которых приводит к образованию бытовых отходов.

Для того, чтобы сформировать раздел 4, необходимо заполнить в следующей последовательности сведения в разделах главного меню формы:

1) В разделе «Разрешения и лимиты», кликнув по полю «Новая запись», заполнить номер, дату выдачи и срок действия лимита на размещение отходов.

2) В разделе «Объекты НВОС», кликнув по полю «Новая запись», указать сведения об объектах размещения отходов (наименование, адрес местонахождения, характеристики объекта).

3) В разделе «Муниципальные образования» указываются следующие данные:

  • код по ОКТМО, который выбирается из справочника;
  • регион, который выбирается из соответствующего перечня. Это поле заполняется для того, чтобы определить региональные значения коэффициентов экологической значимости;
  • коэффициент экологической значимости для почвы, который определяется автоматически.

4) В разделе «Вещества» указываются следующие данные:

  • код по ОКТМО — отражается автоматически;
  • код отхода по ФККО — выбирается из справочника. Выбрав код, автоматически указываются: наименование отходов, единица измерения, класс опасности для окружающей среды;
  • установленный лимит на размещение отходов;
  • фактическая масса отходов, размещенных собственником нарастающим итогом с начала года в пределах и сверх установленного лимита;
  • показатели по движению отходов: масса собственных фактически образованных за отчетный период отходов; количество поступивших отходов от других организаций; использованных, обезвреженных и переданных другим организациям отходов;
  • количество размещенных в отчетном периоде отходов – рассчитывается автоматически:
    размещено отходов в отчетном периоде = образовалось отходов в собственном производстве + поступило отходов от других организаций — использовано отходов в отчетном периоде — обезврежено отходов в отчетном периоде — передано другим организациям с переходом права собственности — передано отходов другим организациям для размещения
  • количество размещенных отходов в пределах и сверх установленного лимита, сумма которых должна соответствовать общему количеству размещенных в отчетном периоде отходов;
  • фактическая масса использованных в течение 3 лет с момента размещения в собственном производстве отходов;
  • норматив платы за размещение отходов в пределах установленного лимита – указывается автоматически при выборе вида отходов;
  • повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение, значение которого всегда равно 5;
  • коэффициент экологической значимости для почвы, который переносится автоматически из раздела «Муниципальные образования»;
  • дополнительный коэффициент 2. Обычно он равен 1. Для особо охраняемых природных территорий (в т.ч. лечебно-оздоровительных местностей и курортов), а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним районов, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия значение коэффициента составляет 2;
  • коэффициент, учитывающий инфляцию – устанавливается на год и отражается автоматически;
  • коэффициент места расположения объекта размещения отходов. Если объект находится в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия и является специализированным полигоном, то значение коэффициента равно 0,3. В противном случае указывается 1;
  • сумма платы за размещение отходов, всего и в т.ч. в пределах и сверх лимита – рассчитывается автоматически как произведение норматива платы на поправочные коэффициенты и количество размещенных отходов. Эта сумма автоматически переносится в раздел «Размещение отходов».

В разделе «Вещества» также отражаются сведения по лимитам и по объектам размещения отходов.

5) В разделе «Размещение отходов» все сведения отражаются автоматически после заполнения раздела «Вещества».

Внимание! Сумма платы за размещение отходов автоматически из раздела «Размещение отходов» переносится в строки 038-039 расчета суммы платежей в бюджет.

admin