Многоженство в исламе

Согласно исламским законам, мужчина должен в равной степени обеспечивать имуществом и вниманием каждую из своих жен. Российские законы запрещают многоженство, однако в Татарстане заключение второго или третьего брака в религиозной среде не является чем-то диковинным. «Idel.Реалии» побеседовали с имамом мечети «Туган авылым» в Казани Ильнаром Зиннатуллиным ​о том, как заключается второй и последующий никахи, что он думает о правах жен в полигамном браке и в каких случаях женщины решаются «быть второй».

— Вы читаете никах при заключении брака со вторыми женами?

— Да, такие случаи были. Разные пары разного возраста, были и 35-40-летние, и старше 50 лет, но моложе 30 не было. Люди по разным причинам это делают. Например, в одном случае первая жена или не может, или не хочет рожать ребенка. Вторая причина банальна — мужчина влюбился в другую женщину, или не хотел прелюбодействовать и просил прочитать никах. Еще одна причина касается мусульман, которые пришли к вере недавно, и раньше имели связи с женщинами. Будучи правоверными, они чувствуют себя обязанными тем женщинам и просят прочитать с ними никах.

— Когда к вам приходят такие мужчины, они сразу говорят, что берут вторую или третью жену?

— Нет. При первом контакте со мной они просто говорят, что хотят прочитать никах. При второй встрече я спрашиваю, вступали ли они в религиозный брак до этого. Имам всегда спрашивает у женщины, согласна ли она быть второй женой. Мы объясняем им их права и обязанности в отношениях, имуществе и других вопросах. Еще всегда спрашиваем, знает ли первая жена о новом браке. Как правило, мужчины скрывают это. Некоторые предпочитают рассказать первой жене об этом уже после никаха. А кто-то вообще не говорит.

По Шариату мужчина должен сообщить первой супруге о никахе с другой женщиной, хотя если он этого не сделает, религиозный брак все равно будет считаться действительным

Первая жена, как правило, против: муж где-то пропадает, появляются слухи, и в доме — скандал. Хотя есть мусульманские семьи, где первая супруга знает о втором браке мужа. Обычно так случается, если родители хотят сохранить семью ради детей, даже если супружеских отношений уже нет.

«ЕСЛИ ЖЕНА ПРОТИВ ВТОРОГО БРАКА, ОНА ПРОТИВ АЛЛАХА»

— Первая жена должна дать согласие? Письменно, лично или по телефону?

— На самом деле, ее согласия не требуется. Ни одна нормальная женщина не даст согласие своему мужу на заключение второго брака. По Шариату мужчина должен сообщить первой супруге о никахе с другой женщиной, хотя если он этого не сделает, религиозный брак все равно будет считаться действительным.

Но есть нравственные принципы, уважение. Согласно им, нужно обговорить все с женщиной. А вообще — то, что разрешено Аллахом, не может быть запрещено женщиной. В Коране сказано, что мусульманин может иметь до четырех жен. Если женщина не согласна со вторым браком своего мужа, получается, она идет против того, что написано в Коране — идет против воли Аллаха. Это ставит под сомнение ее веру. Появление новой жены — как раз испытание для женщины перед Аллахом.

То, что разрешено Аллахом, не может быть запрещено женщиной

На самом деле, многоженство появилось не в исламе. Даже у христиан оно было. У арабов до ислама было неограниченное количество жен, но Коран сделал ограничение — до четырех. В те времена это было настоящей революцией.

Сейчас, конечно, это немного странно выглядит. С другой стороны, по моим данным, больше 90% мужчин изменяют своим законным женам! Огромная цифра, и она не исключает и религиозных мужчин. Это часть их природы — любить нескольких женщин. Ко мне часто приходят мусульманки и рассказывают, как супруги им изменяют. Даже среди тех, кто постоянно ходит в мечеть, есть те, кто спрашивают: нужно ли рассказывать женам о прошлых изменах. Мне кажется, никах со второй или третьей женой — это хороший выход из ситуации. Так мужчина берет ответственность на себя.

«ВТОРЫЕ ЖЕНЫ ЗНАЮТ, ЧТО ОНИ ВТОРЫЕ»

— Вы верите на слово тем, кто приходит в мечеть? Не просите их предоставить какие-то документы о том, что брак первый?

— Имаму это неважно. Если человек не пятую жену берет, то никах в любом случае будет действительным. К тому же мы верим, что мусульманин, который пришел в мечеть, не лжет. Раз человек честно пришел и просит прочитать никах со второй женой, он не хочет совершать прелюбодеяние — он честен с ней. Вторые жены всегда знают, что они вторые.

— А бывало в вашей практике, чтобы женщина не знала о первой жене?

— Лично у меня такого не было. Конечно, бывают и аферисты Возможно, женщина ставит условие, что выйдет замуж только за неженатого человека, а мужчина ее обманывает.

Обычно вторая жена и без никаха согласна быть с мужчиной, но лучше все-таки заключить брак

— Почему женщины все-таки соглашаются быть второй или третьей женой?

— Они видят любовь и заботу мужчины — вот почему. У меня был такой случай: знакомый рассказал, что изменяет своей жене и очень переживает по этому поводу. Я ему посоветовал прочитать никах, раз эта женщина имеет какое-то значение в его жизни. Обычно вторая жена и без никаха согласна быть с мужчиной, но лучше все-таки заключить брак. Мы стараемся приводить к людей к тому, чтобы они жили жизнью правоверного, а ислам запрещает отношения без никаха.

— Мужчину перестает привлекать первая жена, он устает от быта и детей, влюбляется в другую женщину и заключает религиозный брак. Со временем то же самое происходит и во второй семье. Будете ли вы его уговаривать прочитать никах с третьей женщиной?

— Имам не может быть против. В исламе можно иметь четыре жены. Но у нас очень мало таких семей. Конечно, они есть, но их мало.

«БЕЗ НИКАХА ОН ПРОСТО ХОДИЛ БЫ КАК К ПРОСТИТУТКЕ, А ТАК — ЗАКОННАЯ ЖЕНА»

— В Татарстане много мужчин, живущих с двумя женами? Их становится больше?

Есть и такие жены, которые сами просят своих мужей взять вторую супругу. Для них важно, чтобы мужчина чувствовал себя сильным в сексуальном плане.

​— Таких семей действительно становится больше. Тяжело сказать, сколько именно. Конечно, не 50%. Есть и такие жены, которые сами просят своих мужей взять вторую супругу — для них важно, чтобы мужчина чувствовал себя сильным в сексуальном плане. Когда мужчины скрывают второй никах от первой жены, почти всегда возникают проблемы. Приходят женщины и говорят, что не хотят жить со своим мужем, потому что он так поступил, не сказал ей о второй жене. Бывает, что такие пары разводятся. Надо все хорошо обдумывать заранее, и даже если супруга против второго никаха, надо все равно ей сказать. Она может передумать, и такое бывает. У женщин ведь настроение сегодня так, а завтра — по-другому. Бывает, что и вторые жены ревнуют к первым.

— Когда первая жена приходит и просит развести ее с мужем, что вы говорите?

Первая жена не могла родить ребенка, мужчина прочитал никах со второй, а спустя несколько лет первая супруга родила сына. И другая жена подала на развод.

​— Я пытаюсь уговорить, чтобы не разводились. Спрашиваю: если бы муж просто изменял, было бы легче? Некоторые говорят, что да — если бы не знали, им было бы легче. Потом я говорю, что без никаха он ходил бы к женщине как к проститутке, а так она — законная жена. Следующий аргумент против развода — имущественные споры: в случае развода все останется второй жене. В большинстве случаев развода удается избежать. Отношения меняются, но жить вместе они продолжают. Был у меня такой случай, что первая жена не могла родить ребенка, мужчина прочитал никах со второй, а спустя несколько лет первая супруга родила сына. И другая жена подала на развод. Я всегда агитирую не разводиться.

— Вы говорите, что вторые жены влюбляются в своих мужей и согласны даже на то, чтобы проводить с ним только один день в неделю. Есть ли среди них такие, которые согласны быть второй женой от безысходности? От нехватки денег, страха остаться бездетной или незамужней?

— Конечно, и такие есть. Особенно в возрасте после 40 лет — там уже сложно представить, что кто-то может безумно влюбиться. Обычно зрелые женщины думают более практично. Некоторые из них соглашаются быть второй женой из-за одиночества, кто-то нуждается в защите. Был еще случай, когда разведенная женщина с пятью детьми стала второй женой.

«МУЖЧИНА СО СРЕДНИМ ДОХОДОМ НЕ МОЖЕТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ВТОРУЮ ЖЕНУ»

— Понимают ли вторые жены, что у них по светским законам нет никаких прав?

По светским законам первая супруга имеет куда больше прав — например, после смерти супруга. Вторая, как правило, просто верит, что муж поступит честно.

​— Это вопрос чести мужчины. По Шариату мусульманин должен делить поровну и время, и имущество между всеми женами. Если вторая жена сама согласна видеть его меньше, чем первая, они могут договориться. Конечно, по светским законам первая супруга имеет куда больше прав — например, после смерти супруга. Вторая, как правило, просто верит, что муж поступит честно.

— Чем больше жен, тем больше мужчина должен зарабатывать. Мужчины, у которых несколько жен — кто они? Чем занимаются? Какие у них доходы?

— В основном это бизнесмены, успешные мужчины. Есть среди них и имамы. Мужчина даже со средним доходом, не говоря о низком, не может себе позволить взять вторую жену. Не имеющие средств на содержание второй супруги мужчины просто банально изменяют своим женам.

— Есть ли в вашей практике мужчины, которые действительно покупают обеим женам квартиры, машины, все в равном количестве?

Еще ни разу ко мне не приходили женщины с жалобами на нехватку денег. Обычно они жалуются на мужей из-за нехватки внимания или из ревности.

​ — Конечно. Но есть и такие семьи, в которых мужчины живут со второй женой у ее родителей. И родители знают, что их дочь является второй женой. Еще ни разу ко мне не приходили женщины с жалобами на нехватку денег. Обычно они жалуются на мужей из-за нехватки внимания или из ревности.

— Как проходят вторые никахи? Присутствуют ли при этом родственники, друзья? Ведь обычно первый религиозный брак заключают в торжественной обстановке.

— Обычно второй и последующие никахи проходят очень скромно. Присутствует либо только пара, либо еще кто-то из близких друзей. Вторые жены редко бывают молодыми женщинами, выходящими замуж впервые. Обычно для них это второй или третий брак. Им не нужен большой праздник. Кто-то надевает красивое, праздничное платье, кто-то самое обычное.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

Хвала Аллаху, Господу миров, установившему идеальные законы, отвечающие интересам всех категорий людей во все времена. Мир и благословение Его посланнику, указавшему нам срединный путь и предостерегшему нас от любых крайностей. Мир и благословение его пречистому роду и всем праведным сподвижникам!

Многоженство известно с давних времен, и на протяжении многих веков было устоявшейся формой общественных и семейных отношений. Ислам ограничил многоженство и определил рамки, в которых эта форма отношений способствует семейному счастью и общественному благополучию. Многие библейские пророки и цари имели более одной жены, а царь Соломон, согласно 3-й Книге царств, имел аж семьсот жен и триста наложниц.

Когда пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, начал проповедовать Коран, арабы тоже практиковали неограниченное многоженство, но после хиджры в Медину Всевышний запретил иметь больше четырех жен. В Коране на этот счет сказано: «Женитесь на женщинах, которые нравятся вам и дозволены для вас: на двух, трёх, четырёх» (сура 4 «Женщины», аят 3). Когда сподвижник по имени Гейлан ас-Сакафи принял ислам, у него было десять жен, но ему было приказано оставить четырех из них и развестись с остальными (ат-Тирмизи и Ибн Маджа).

Почему же ислам не запретил многоженство полностью, а лишь ограничил его? Имеет ли данное предписание социальную значимость или же оно связано с физиологическими особенностями и потребностями мужчин? Разумеется, верующие принимают Божий устав без обсуждения и не сомневаются в том, что Божьи заповеди превосходят любые другие законы. Однако это не мешает нам рассуждать над смыслом этих заповедей и находить в них то, что усиливает убежденность верующих и разрушает доводы сомневающихся.

Мы не будем говорить о том, что во многих обществах, где культивируется негативное отношение к многоженству, многие супруги имеют любовников и любовниц на стороне. Мы не будем вспоминать, что в некоторых западных странах каждый четвертый новорожденный рождается вне брака. На эту тему написаны целые исследования и монографии. Вместо этого мы рассмотрим несколько ситуаций, когда многоженство оказывается единственным способом разрешения семейных и социальных проблем.

Средняя продолжительность жизни мужчин короче, чем у женщин, и в большинстве стран численность женщин старше 35 лет значительно превосходит численность мужчин того же возраста. Это соотношение еще больше растет в пользу женщин в тех регионах, которые пострадали от войн и вооруженных конфликтов. В результате десятки тысяч разведенных женщин, вдов с малолетними детьми и даже девушек лишаются возможности создать семью и сталкиваются с материальными и психологическими трудностями. А ведь многие женщины согласны стать второй или третьей женой, чтобы обрести опору в лице мужчины, даже если он не может подарить им себя целиком.

С другой стороны, единственная и любимая жена по какой-то причине может не иметь детей, что подтачивает основы супружеских отношений и порой приводит к разводу. В такой ситуации второй брак становится решением, которое вполне может устроить даже требовательную жену. Ведь разделить любимого человека с женщиной, которая может родить ему ребенка и сделать его счастливым, лучше, чем потерять семью и, возможно, провести остаток жизни в одиночестве. Примерно в такую же ситуацию попадают супруги, если жена оказывается неспособна выполнять свои обязанности по причине неизлечимого заболевания.

Есть и другие обстоятельства, которые подталкивают мужчин к созданию второй семьи, например, если муж по работе вынужден подолгу оставаться в другой стране, где он сталкивается с многочисленными искушениями. Как правило, жена не имеет возможности сопровождать его в длительных командировках, и в таких ситуациях некоторые мужчины довольствуются случайными связями, некоторые заводят постоянные отношения, а мусульмане имеют возможность создать вторую семью.

Безусловно, мы не будем обобщать сказанное и далеки от мысли о том, что каждый мусульманин в таких ситуациях помышляет о втором браке. Но ведь люди разные, и вокруг немало примеров, подтверждающих сказанное выше. Наконец, бывают случаи, когда мужчина не может полностью удовлетворить свою потребность в близости с женой или не испытывает к ней прежних чувств. В западных обществах это часто становится причиной разводов или супружеских измен, а ислам предлагает в качестве решения ограниченное многоженство.

Я подчеркиваю «ограниченное» не только потому, что мужчина не имеет права иметь больше четырех жен или жениться одновременно на двух сестрах или на женщине и ее тетке. Об этом мы уже подробно говорили в главе «Как заключается брак в исламе». Но есть еще два условия, ограничивающие желание мужчин обзавестись второй семьей. Первое — мужчина должен быть в состоянии материально обеспечивать каждую из семей. В хадисе сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «С человека довольно греха, если он не заботится о тех, кто находится на его иждивении» (Ахмад и Абу Давуд). Между законоведами нет разногласия по поводу того, что муж обязан обеспечивать свою семью жильем, едой, одеждой и всем необходимым. И если мужчина не в состоянии достойно обеспечить одну семью, то он должен не подумывать о втором браке, а сделать все возможное для выполнения своих первейших обязанностей перед своей женой и детьми, поскольку об этом он будет спрошен в день воскрешения.

Второе условие — одинаково справедливое отношение ко всем женам. Всевышний сказал: «Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на тех женщинах, которые нравятся вам и дозволены для вас: на двух, трёх, четырёх. Если же вы боитесь, что не будете справедливы к ним, то довольствуйтесь одной» (сура 4 «Женщины», аят 3). Всевышний требует от мужей не просто одинакового, а одинаково справедливого отношения к женам. Это распространяется и на распределение времени между ними, и на обеспечение их жильем, продуктами и всем необходимым. Если муж отдает предпочтение одной из жен, оказывая ей больше внимания или делая ей более дорогие подарки, то он совершает грех. В «Сунанах» приводятся следующие слова посланника, мир ему и благословение Аллаха: «Кто имеет двух жен, но склоняется к одной из них, тот в Судный день предстанет с кривым боком» (ан-Насаи, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа).

Однако в душе мужчина может любить одну жену больше другой, на что указывают слова Всевышнего: «Вы не сможете относиться к жёнам справедливо даже при сильном желании» (сура 4 «Женщины», аят 129). Здесь речь идет не о распределении внимания и не об удовлетворении материальных нужд, а о чувствах, над которыми человек не властен. И если муж одинаково хорошо заботится о своих женах, то он не будет спрошен за то, что испытывал к ним разные чувства. В одном из хадисов сообщается, что посланник поочередно навещал своих жен и относился к ним одинаково, но говорил: «Аллахумма, так я распределяю то, чем владею. Не порицай же меня за то, что неподвластно мне» (ан-Насаи, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа). Иснад этого хадиса имеет недостатки, но его смысл вполне правильный. Известно, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, испытывал особые чувства к Аише и перед смертью даже попросил разрешения у других жен провести последние дни рядом с ней.

Мы рассмотрели некоторые преимущества многоженства, но было бы неправильно умолчать и о недостатках этой формы семейно-брачных отношений. Прежде всего, одинаково справедливо относиться к двум или более женам трудно, и удается это далеко не каждому мужчине. Разрываясь между работой и несколькими домами, он не имеет возможности уделять достаточно внимания своим женам и детям, что так или иначе отражается на их воспитании и на супружеских отношениях. Нередко бывает, что жены враждуют между собой и эта вражда передается их детям. В результате сыновья или дочери одного отца не поддерживают родственные связи должным образом, ослушиваясь Всевышнего Аллаха.

Еще больше сложностей возникает в тех странах, где многоженство запрещено законом. Поскольку второй брак не признается государством, вторая семья, по сути, оказывается беззащитной перед произволом мужчины, если тот откажется выполнять свои обязанности перед семьей или решит развестись. Даже если он будет справедливо относиться ко второй семье, в случае его смерти вторая жена и ее дети фактически не смогут предъявить права на его наследство. Женщины, которые соглашаются стать второй женой без регистрации брака в соответствующих органах государственной власти, должны понимать, что они полагаются только на порядочность мужчины и в конфликтных ситуациях не смогут добиться восстановления своих прав через суд.

Поэтому некоторые богословы считают, что единобрачие лучше многоженства и является основной формой семейно-брачных отношений. Известный сирийский законовед Шараф ад-Дин аль-Хаджжави в «Зад аль-мустакни‘» пишет: «Желательно жениться на одной женщине». Комментируя его высказывание, шейх Мухаммад ибн Салих ал-‘Усаймин отмечает, что это самое распространенное мнение в ханбалитском мазхабе.

Большинство законоведов, однако, считают, что иметь двух или более жен лучше, чем довольствоваться одной. В качестве аргумента они апеллируют к кораническому повелению жениться на двух, трех или четырех женщинах и довольствоваться одной в том случае, если опасаешься несправедливости по отношению к ним. Однако эти слова Всевышнего неправильно понимать как приказ жениться на двух, трех или четырех женщинах. Данный аят был ниспослан по поводу мужчины, который женился на сироте и даже не вступал с ней в близость. Он удерживал ее только потому, что она владела некоторой собственностью, о чем сообщается в хадисе ‘Аиши, переданном имамом ал-Бухари. Всевышний сказал: «Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на тех женщинах, которые нравятся вам и дозволены для вас», то есть если вы опекаете сироту, у которой есть какое-то имущество, то не мешайте ей выйти замуж, чтобы самостоятельно управлять ее собственностью, ведь у вас есть возможность жениться на другой женщине и даже на двух, трех или четырех. Иными словами, этот аят указывает не на предпочтительность женитьбы на четырех женщинах, а лишь на дозволенность такого поступка при определенных условиях. Именно так объясняют его богословы, считающие единобрачие основной и предпочтительной формой брачных отношений.

Согласимся, что разногласия на этот счет представляют больше теоретический интерес, поскольку на практике для мужчины предпочтительнее то, что сделает его счастливее и позволит ему лучше выполнять обязанности перед Аллахом и перед людьми. Но шариат Аллаха учитывает интересы как мужчин, так и женщин. И если у мужчины есть право иметь четыре жены, то у женщины есть право потребовать, чтобы муж не брал вторую жену, пока состоит в браке с ней. Она должна поставить такое условие до вступления в брак, и многие законоведы считают это условие действительным. По мнению шафиитов и ханафитов, муж не обязан выполнять это условие, так как в хадисе ‘Амра ибн ‘Ауфа аль-Музани сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мусульмане должны выполнять условия соглашений, если только эти условия не запрещают то, что дозволено, и не разрешают то, что запрещено» (ат-Тирмизи). По их мнению, если невеста требует от жениха не брать вторую жену, то она запрещает дозволенное Аллахом и требует то, что не в интересах их брака. Однако Умар ибн ал-Хаттаб, Сад ибн Абу Ваккас, Муавийа ибн Абу Суфйан, Амр ибн ал-Ас, Умар ибн Абд ал-Азиз, Джабир ибн Зейд, аль-Аузаи, Исхак ибн Рахавейх, Ахмад ибн Ханбал и многие другие считали, что муж обязан выполнить это условие; в противном случае жена получает право добиваться расторжения брака через суд. По их мнению, данное требование не запрещает дозволенное Аллахом, а лишь дает жене право требовать расторжения брака, который не удовлетворяет ее или не отвечает ее интересам. Тем более что пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Более всего заслуживают соблюдения условия, на которых вы получаете право на половую близость» (ал-Бухари и Муслим). Этому же мнению отдал предпочтение шейхульислам Ибн Теймиййа.

Известно, что, когда зять посланника, мир ему и благословение Аллаха, ‘Али ибн Абу Талиб собрался жениться во второй раз, его жена Фатима воспротивилась этому. Тогда посланник, мир ему и благословение Аллаха, поднялся на минбар и сказал: «Сыны Хишама ибн ал-Мугиры попросили у меня позволения выдать свою дочь за ‘Али ибн Абу Талиба. Так вот, я не позволяю им, не позволяю им, не позволяю им! Разве что если сын Абу Талиба пожелает развестись с моей дочерью и жениться на их дочери. Поистине, моя дочь — плоть от меня: меня смущает то, что смущает её, и мне неприятно то, что неприятно ей». Он также сказал: «Разумеется, я не запрещаю дозволенное и не разрешаю запрещенное, но клянусь Аллахом, что дочь посланника Аллаха и дочь врага Аллаха никогда не пребудут в одном месте». Эта история упоминается в «Сахихах» ал-Бухари и Муслима. Из нее не следует, что жена или тесть могут запретить мужу вступить во второй брак, однако она заслуживает нашего внимания.

Опираясь на эту историю, Ибн ал-Каййим в трактате «Зад ал-ма‘ад» (5/107-108) пишет, что если невеста потребовала от жениха не жениться второй раз, пока он состоит в браке с ней, то муж должен выполнить это требование, а если он нарушит его, то жена может потребовать расторжения брака (фасх). По его словам, совершенно очевидно, что Фатима вышла замуж за Али при условии, что он не будет обижать ее и заставлять ее сомневаться, и даже если это условие не было озвучено при заключении брака, оно подразумевалось само собой. Потом Ибн ал-Каййим выводит из этого хадиса важное правило о том, что условия, предусматриваемые обычаями, равносильны условиям, обговоренным устно. Это правило широко используется законоведами ханбалитского мазхаба при разрешении спорных ситуаций.

Таким образом, если в обычаях какого-либо общества нет многоженства и невеста не ставит перед мужем условие не брать вторую жену, то понимается, что муж не должен вступать во второй брак без согласия жены, ибо в противном случае она получает право потребовать расторжения брака. Это вытекает из слов Ибн ал-Каййима и фетв ханбалитского мазхаба. Но если многоженство входит в обычаи какой-либо страны и невеста не поставила перед женихом такое условие, то для вступления во второй брак согласие и даже информирование первой жены необязательны. Однако у данной ситуации, как это часто бывает, есть не только правовая, но и этическая сторона.

Счастливая семья не может быть построена на соблюдении обязанностей и требовании своих прав. Поэтому лучше поставить жену в известность о намерении создать вторую семью, чтобы сохранить открытость и доверительность во взаимоотношениях и избежать негативных последствий. А такие последствия часто возникают, когда жена внезапно узнает о втором браке своего мужа. Обстановка в семье нагнетается, жена чувствует себя обманутой и устраивает сцены ревности. С другой стороны, если жена достаточно умна, то, узнав о намерении мужа, она постарается окружить его большим вниманием и, возможно, сумеет отговорить его от второго брака.

Разумеется, дальнейшие взаимоотношения между супругами могут сложиться по-разному, и зависит это как от темперамента и самооценки женщины, так и от поведения мужчины. Иногда жена входит в положение мужа и соглашается разделить его с другой женщиной, а иногда выяснение отношений заканчивается размолвкой и требованием развода. С точки зрения шариата второй брак не является основанием для такого требования со стороны жены. Сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не почувствует благоухания рая женщина, потребовавшая развод от мужа, если ей не причиняли вреда» (Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа).

Но если второй брак мужа подвигает жену на грех, неуважительное отношение к мужу или серьезно сказывается на ее психоэмоциональном состоянии, то она имеет право требовать развод у мужа или обратиться с иском в суд. Шариат принимает во внимание не только желание мужчины, который может быть не удовлетворен близостью с одной женщиной, но и желание женщины, если существование соперницы наносит ей серьезную психологическую травму. Однако требовать развода или обращаться с иском в суд рекомендуется только в крайнем случае и только при наличии описанной выше уважительной причины. Разумная жена и заботливая мать не станет разрушать семью из-за второго брака своего мужа, не посовещавшись с родными и не взвесив все за и против.

Следует отметить, что в последнее время женщины, соглашающиеся занять место не первой жены, нередко отказываются от своих прав для того, чтобы не упустить возможность выйти замуж. При заключении такого брака стороны соблюдают все необходимые условия, но жена добровольно отказывается от материального обеспечения или от права проводить часть ночей со своим мужем. Раньше таких жен называли «дневными», потому что мужья посещали их днем и не оставались на ночь. Теперь такие браки получили название мисьяр, что на арабском языке означает «посещение”. Мисьяр не следует путать с временным браком, который заключается на определенное время с согласия обеих сторон. Временный брак был распространен среди арабов до ислама, но был запрещен при освобождении Хейбара и на все времена — после освобождения Мекки (Муслим). Между суннитскими богословами нет никаких разногласий по этому поводу. Что же касается мисьяра, то мнения улемов на этот счет разделились.

Прежде всего, мы должны различать две ситуации: когда женщина отказывается от своих прав при вступлении в брак и когда она соглашается на это после вступления в брак. В первом случае жених и невеста вступают в брак на обычных условиях, после чего жена в силу каких-то обстоятельств добровольно отказывается от некоторых из своих прав, чтобы сохранить семью. По мнению большинства улемов, подобное соглашение между супругами дозволено, поскольку именно так поступила мать правоверных Сауда бинт Зам‘а, когда уступила свою ночь ‘Аише (ал-Бухари и Муслим).

Второй случай — когда невеста заранее отказывается от некоторых из своих прав, и здесь ситуация сложнее. По мнению Ибн Хазма, подобное условие недопустимо и делает сам брачный договор недействительным (фасид), потому что касается его сути. Шафииты и некоторые ханбалиты считают такое условие недействительным, но не влияющим на законность брака. Этого же мнения был имам ас-Саури. Наконец, ханафиты и некоторые ханбалиты не видят в этом ничего плохого, если все условия бракосочетания соблюдены, но отмечают, что впоследствии женщина может потребовать восстановления в правах. Большинство современных улемов, в том числе покойные шейхи ‘Абд ал-‘Азиз Ибн Баз и ‘Абдуллах ибн ‘Абд ар-Рахман ал-Джибрин, также разрешают такой брак, хотя некоторые считают такую форму отношений нежелательной.

Среди наиболее известных противников мисьяра можно назвать шейхов Мухаммада Насир ад-Дина ал-Албани и ‘Умара Сулаймана ал-Ашкара. Аргументы этой стороны сводятся к тому, что мисьяр разрушает семейные ценности, пагубно влияет на воспитание детей, унижает женщину и противоречит целям шариата, достигаемым в полноценном браке. Кроме того, зачастую брак на стороне не разглашается и дети от одного отца не знают о существовании у них братьев или сестер, что в будущем может привести даже к кровосмешению. И хотя формально все условия бракосочетания при мисьяре соблюдаются, неправильное намерение делает такую форму отношений недозволенной, как и в случае женитьбы на разведенной женщине с целью развестись с ней, чтобы она могла вернуться к своему прежнему мужу.

Как видим, многие вопросы, связанные с многоженством, не имеют однозначного решения и преломляются в моральных устоях и представлениях самого человека. То, что одни считают выходом из положения, другим кажется совершенно неприемлемым. Шариат учитывает интересы всех людей без исключения, и установленные им рамки дозволенного достаточно широки для того, чтобы каждый верующий обрел и земное счастье, и вечное блаженство. Нашедший счастье пусть возблагодарит Господа, а лишившийся его пусть упрекает самого себя, но не теряет надежды. Милость Аллаха недалека от творящих добро, и отчаиваются в ней только заблудшие!

Многоженство в Исламе

Многоженство в Исламе является разрешенным, но данное положение обладает различными степенями свободы исходя из ситуаций, связанных с человеком, когда он желает жениться больше чем на одной. Иногда оно бывает желательным, нежелательным, а иногда и запретным.

Сколько жен разрешено в исламе

Ислам разрешает мужчине иметь только до четырех жен. В доисламские времена имелась неограниченная полигамия, когда можно было иметь неограниченное число жен. У некоторых мужчин их были сотни. Однако ислам ставит жесткое ограничение – мужчина может иметь не более четырех и то с условием, что он будет справедлив к ним, одинаково относиться к ним, а это бывает довольно затруднительно.

В результате на практике лишь немногие мусульмане имеют свыше одной жены. Можно сказать, что многоженство – это исключение из правила.

Почему было разрешено многоженство в исламе

Причиной легализации многоженства является не стремление удовлетворить желание мужчины в биологическом смысле, а предоставить ему возможность обеспечить, взять «под свое крыло» и защиту разведенных, одиноких женщин-вдов.

В некоторых ситуациях, особенно в послевоенные времена, иногда и в мирное время образуется сильный демографический дисбаланс, при котором многие женщины не могут найти супруга. А так как у женщин все равно имеется желание реализоваться, раскрыть биологическое женское начало, то они стремятся заиметь хотя бы ребенка, если не получается завести полноценную семью. В результате в обществе появляются негативные явления – разводы, драмы, адюльтеры и дети, растущие без отцов.

Многоженство в исламе имеет исключительно одну цель – защиту прав детей, сохранение института семьи, защиту общества от разложения и аморальных явлений.

Мудрость и польза многоженства в исламе

Необходимо отметить, что многоженство – не обязанность, а дозволенное решение, которое позволяет разрешить множество моральных и социальных проблем в обществе. Дозволение исламом многоженства принесло большую мудрость и пользу для людей:

  1. Защита мужчины от прелюбодеяний.
  2. Оберегание от греха тех, кто не способен удовлетвориться лишь одной женой.
  3. Оберегание женщины, за которой присматривают любители страстей.
  4. Возможность увеличения потомства.
  5. Сохранность народа от болезней и нечестия.

Исламом разрешено жениться мужчине несколько раз, однако в каждом случае должны соблюдаться и иметься полное признание прав каждого из супругов. Должен соблюдаться основной принцип Ислама: мужчины ответственны за их отношение к женщинам, как и женщины – ответственны за их отношение к своим мужьям.

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Ассаляму аляйкум, дорогой читатель. Видя сегодняшнее отношение мусульман и немусульман к теме многоженства, мы решили немного раскрыть эту тему, привести доказательства на его дозволенность и разъяснить ситуации, когда оно бывает желательным, нежелательным или же запретным. А также рассказать о мудрости предписания многоженства.

Доказательство дозволенности многоженства в Исламе

Аллах в Коране говорит «..то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной» (Сура «Женщины», аят 3). Прочитав аят, мы видим, что изначально речь идет о двух трех и четырех супругах, а одна жена предполагается в случае, если мужчина не может быть справедливым ко всем женам.

Справедливость

Что же подразумевается под справедливостью, которая требуется в Священном Писании от мужчины, желающего жениться более чем на одной женщине? И в чем она должна проявляться?

• Равное обеспечение

Муж должен предоставить каждой жене равное обеспечение в еде, питье, одежде, жилье, мебели и т.д. Понятие «равное» не подразумевает, что каждой супруге всё должно быть предоставлено в одинаковом количестве. «Равное» значит обеспечить каждую тем, что ей необходимо.

• Предоставление отдельного жилья для жен

На мужчине лежит обязанность предоставления отдельного жилья каждой из жен, если только они сами не согласятся жить в одном доме, но в разных комнатах. Имам Ибн К’удама сказал: «Человек не должен объединять двух жен в одном доме, кроме как с их соизволения. И нет разницы между молодыми женами и старыми, поскольку в этом может быть для них вред, который станет причиной ревности и вражды. Нахождение жен в одном доме может привести к спорам и баталиям». См. «Аль-Мугъни” 7/229.

А также, муж не имеет права предоставить роскошный дом одной из жен, а другую поселить в старую хибарку.

• Справедливость в делении дней и ночей

Муж обязан одинаково делить дни и ночи, которые проводит со своими супругами, кроме случая, когда одна из жен дает разрешение, проводить у нее меньше времени, чем у другой. Имам Аш-Шафии сказал: «Сунна посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и все ученые говорят о том, что человек обязан делить поровну между женами дни и ночи. Он должен быть справедливым и не имеет права ущемлять их в этом”. См. «Аль-Умм” 5/110.

Что же касается любви, то Шариат не обязывает испытывать ее в равной степени к каждой из супруг, так как это невозможно. Аллах в Коране говорит: «Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании», так как это выше способностей человека, и такое чувство как любовь ему не подвластно, а, как известно, «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (Корова,286). Даже сам Пророк, мир ему и благословение Аллаха, имея в виду справедливость между женами, сказал: «О Аллах, это мое деление, в том, что мне подвластно. Не порицай меня в том, что мне не подвластно”.

Шариатские решения относительно многоженства

Положение многоженства в Исламе различается в зависимости от ситуаций, связанных с человеком, который желает жениться больше чем на одной женщине. Иногда оно бывает желательным, порой нежелательным, а порой и запретным. Рассмотрим каждую из ситуаций более подробно.

• Если мужчина нуждается в двух супругах по причине того, что одна жена не оберегает его целомудрия, или его первая жена тяжело больна, бесплодна и так далее, а муж желает ребенка. Это при условии, что он предполагает, что сможет проявлять справедливость между ними. В таком случае, ему желательно женится на другой, как были женаты многие из сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, более чем на одной женщине.

• Если мужчина желает жениться на другой женщине без нужды, или же для увеличения почета в обществе или же для него это просто предмет роскоши, а при этом он еще и сомневается в том, что сможет проявлять справедливость между ними, то в этом случае многоженство является для него нежелательным. Как говорится в хадисе Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Оставь то, что внушает тебе сомнения и обратись к тому, что сомнений у тебя не вызывает” (Ат-Тирмизи, Ан-Насаи).

• Если мужчина уверен в том, что не сможет проявлять справедливость между женами, по причине его бедности или слабости или по каким-нибудь другим причинам, то в этом случае, многоженство для него является греховным делом. Всевышний Аллах сказал в Коране: «Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной» (Сура «Женщины», аят 3).

Мудрость предписания многоженства

Ислам дозволил многоженство, так как в этом есть большая мудрость и польза для людей, даже если это и не очевидно на первый взгляд. Рассмотрим эту мудрость через ситуации, которыми переполнена наша реальность. Мы увидим, как Шариат решает эти ситуации и как сегодняшнее мировое сообщество зачастую поступает в этих случаях.

• Оберегание мужчины от прелюбодеяния

Природное естество многих мужчин таково, что одна жена зачастую не может сохранить его целомудрие и поэтому они прибегают к супружеским изменам, что в свою очередь ведет к распространению венерических заболеваний, абортов и увеличению разводов, число которых, например, в России около 50% . Исходя из этого, возникает вопрос: что лучше? Запретить мужчине многоженство, и тем самым подтолкнуть его на удовлетворение своих потребностей запретным путем, либо дозволить ему женится еще на одной женщине?

• Защита женщины

На сегодняшний день мы наблюдаем такую статистику, что количество женщин в мире во многом превосходит количество мужчин. В США, к примеру, соотношение полов 1:4 в пользу женщин. В Советском Союзе это соотношение равнялось 1:5, в Йемене 1:6, а в некоторых округах Китая это соотношение доходит до 1:10, в части стран Африки 1:5. К тому же во всех странах смертность среди мужчин выше, чем среди женщин. Так что же лучше, чтоб все эти женщины оставались вдовами, сохраняли свою девственность до конца жизни, стали причиной внебрачных половых связей, на которые они идут зачастую в надежде на замужество, или же лучше будет разрешить им стать законными, пусть и не единственными, женами и находиться под опекой и обеспечением мужа?

• Потомство

Также, одной из мудростей многоженства является увеличение потомства, так как оно является одним из основных факторов процветания нации. Как сказал английский философ Г.Спенсер: «Многожёнство является необходимым для тех народов, в которых погибают мужчины на войне, и на выжившего мужчину была только одна жена. Если же поражает общину война, уничтожая их мужчин, то остаётся много женщин без мужей, и в итоге от этого уменьшается рождаемость в народе. Когда сражаются две группы друг с другом, то война не приносит пользу тому народу, в котором не требуется от женщин, чтобы они рожали, так как народ не в состоянии сопротивляться народу, в котором требуется от женщин, чтобы они рожали им мужчин, посредством многоженства».

• Сохранение народа от нечестия и болезней

Нет сомнений в том, что с запретом многоженства, в обществе появляется множество недугов, как физических, так и социальных. Это и распространение разврата, венерических заболеваний, увеличение количества абортов и рост числа беспризорных. Дозволенность же многоженства, способствует излечению общества от этих болезней.
То, что было упомянуто в этой статье это всего лишь малая часть из всех тех мудростей, явных и скрытых, которые содержатся в многоженстве.

admin