Методы борьбы с бедностью

Борьба с бедностью в зарубежных странах

Итак, для начала следует разобраться, какими механизмами пользуются правительства других стран, чтобы избавиться от такой актуальной проблемы, как нищета и бедность.

Очень многие страны в 21 веке ведут успешную борьбу с этими явлениями. Особо следует отметить скандинавские страны. Например, если бедность касается молодого населения, то для него она временная: молодому человеку предоставляются гранты со стороны государства, которые уходят на их дальнейшее обучение. Также пособиями обеспечиваются дети, которые рождаются в молодых семьях. Для старших возрастов государство гарантирует пенсионные выплаты, доплаты к ним.

Замечание 1

Отметим, что доплаты к пенсионным выплатам производятся тогда, когда сама пенсия может обеспечить лишь самый низкий уровень благосостояния.

Любое правительство, чья деятельность исходит из программы своего развития, должно выбирать между масштабами программы по перераспределению доходов для борьбы с нищетой и теми программами, которые стимулируют трудовую деятельность. Таким образом, встает проблема: или обеспечивать человека выплатами до конца жизни, и при этом не стимулировать его к выполнению трудовой деятельности, или мотивировать его пойти работать для того, чтобы он самостоятельно обеспечивал свою жизнь. При этом государство все же вносит свой вклад, и человеку заранее обеспечивается свободное рабочее место, которое будет предназначено лишь для него.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Методы борьбы с бедностью 480 руб.
  • Реферат Методы борьбы с бедностью 240 руб.
  • Контрольная работа Методы борьбы с бедностью 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Так, для того, чтобы искоренить нищету и бедность, а также уменьшить масштабы этих пагубных явлений, международным сообществом были предложены следующие меры:

  1. Разработка комплексных стратегий для борьбы с нищетой и проявлениями бедности;
  2. Обеспечение для бедных общин доступности к производственным ресурсам и инфраструктуре наравне с остальными категориями населения;
  3. Удовлетворение основных потребностей человека во всех социальных категориях, не только бедных или богатых. Так, каждый имеет право получить доступное образование, обеспечение в области медицины;
  4. Укрепление и последующее расширение законодательства. Эта мера необходима для усиления сферы социальной защиты и, как следствие, для уменьшения уязвимости определенных категорий граждан.

Борьба с бедностью в России

Все вышеперечисленные меры в такой же степени относятся и к стратегическому курсу, которые был установлен российским правительством. Международное сообщество декларировало острую необходимость в создании государства, чья экономика будет носить социально-ориентированный характер.

Замечание 2

Российская экономика на данный момент – переходная, что позволяет вносить в нее изменения как раз для создания той самой «новой России».

Центром в такой стране становится человек, и решение его проблем – это наиболее актуальная задача. Она требует решения нехватки средств для роста уровня жизни, улучшения ее качества. Также следует соблюдать права и свободы человека, причем независимо от того, в каком положении он находится (инвалид, безработный, сирота, пенсионер). Достижение целей социального развития уходит на второй план в сравнении с целями экономического развития.

Борьба с бедностью происходит не только на общегосударственном уровне. Современная социальная сфера в России – это достаточно тугой узел острых социальных проблем. и истоки этих проблем заложены вовсе не в экономической сфере, а в мировоззрении и менталитете людей, в их массовой сознании и психологическом настроении. Это значит, что положительные сдвиги в сфере социального обслуживания и защиты возможны лишь в долговременной перспективе, ведь перенастроить человека и то, что закладывалось в нем долгие годы – процесс очень кропотливый и долгосрочный.

Сегодня государство оказывает заметную поддержку малообеспеченным и многодетным семьям. Одно из направлений помощи – бесплатное школьное питание, дополнительные курсы по различным школьным направлениям. Что касается помощи безработным, то от государства поступают денежные выплаты в случае потери работы (например, профессиональное заболевание или травма, что вынудили человека оставить место работы). Происходит выплата денежных средств в связи с временной нетрудоспособностью, сюда же входят материнский капитал, детские пособия, пенсионные выплаты по старости, по ситуации с потерей кормильца, инвалидности. Пенсионные выплаты имеют и военнослужащие, сюда же следует отнести и иные социальные пособия (льготы, субсидии, гранты).

Также среди мер по преодолению бедности в России можно выделить следующие:

  1. Ввод прожиточного минимума отдельно для различных категорий населения (для городского, сельского населения, а также города-миллионника). Это позволит разработать более конкретные программы, которые будут направлены на поддержку конкретных социальных категорий населения;
  2. Ужесточение уголовной ответственности за выплату заработной платы, которая не соответствует установленному прожиточному минимуму;
  3. Ведение достаточно жесткой ценовой политики со стороны государства. Так, очень важно фиксирование цен на те продукты, которые входят в продовольственную корзину жителя страны и нужны ему для поддержки жизнедеятельности;
  4. Увеличение пенсионных выплат до размера прожиточного минимума (при этом льготы не учитываются);
  5. Увеличение стипендиальных выплат как минимум до размера стоимости продуктовой корзины, чтобы студент мог проживать и не бояться, что останется ни с чем в случае отсутствия поддержки от родителей или родственников.

Также очень важно создать общероссийскую программу, чья цель – борьба с безработицей. Данная программа должна включать в себя создание совершенно новых рабочих мест в перспективных профессиональных областях, помощь в поиске работы. Только так, при содействии всех структур власти возможен выход из имеющегося кризиса и создание наиболее благоприятных условий для процветания населения, а не его вымирания из-а отсутствия средств к существованию.

Повестка дня на XXI век

Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года

Раздел I. Социальные и экономические аспекты

Глава 3. Борьба с нищетой

Программная область
Обеспечение бедным слоям населения возможности для устойчивого получения средств к существованию

Основа для деятельности

3.1. Проблема нищеты — это сложная многоплановая проблема, причины возникновения которой носят как национальный, так и международный характер. Невозможно найти универсального решения этой проблемы, которое можно было бы применить на глобальном уровне. Для ее решения решающее значение скорее имеют программы для конкретных стран, направленные на борьбу с нищетой, и международные усилия в поддержку мер, принимаемых на национальном уровне, а также параллельное осуществление процесса создания международных условий, способствующих ее решению. Искоренение нищеты и голода, обеспечение более справедливого распределения дохода и развитие людских ресурсов по-прежнему повсеместно являются основными задачами. Все страны несут совместную ответственность за принятие мер по борьбе с нищетой.

3.2. В призванной обеспечивать рациональное использование ресурсов политике в области охраны окружающей среды, главным образом сосредоточенной на сохранении и охране ресурсов, необходимо должным образом учитывать интересы тех людей, для которых эти ресурсы являются источником средств к существованию. В противном случае она может оказать негативное воздействие как с точки зрения решения проблемы нищеты, так и с точки зрения вероятности достижения в долгосрочном плане успешных результатов в области сохранения ресурсов и охраны окружающей среды. Аналогичным образом политика в области развития, сосредоточенная главным образом на наращивании производства товаров без учета фактора рационального использования ресурсов, которые являются основой производства, рано или поздно приведет к снижению производительности, что также может привести к усугублению проблемы нищеты. Поэтому одним из основных условий для обеспечения устойчивого развития является наличие конкретной стратегии по борьбе с нищетой. В эффективной стратегии по одновременному решению проблем нищеты, развития и охраны окружающей среды внимание прежде всего должно сосредоточиваться на аспектах, связанных с ресурсами, производством и людьми, и она должна охватывать демографические проблемы, вопросы улучшения медицинского обслуживания и просвещения, прав женщин, роли молодежи и коренных народов и местных общин, а также вопросы, связанные с процессом обеспечения участия на демократической основе в сочетании с более совершенным управлением.

3.3. Неотъемлемой частью такой деятельности, наряду с международной поддержкой, является содействие экономическому росту в развивающихся странах, который должен быть постоянным и устойчивым, и принятию непосредственных мер по искоренению нищеты путем укрепления программ в области обеспечения занятости и возможностей для получения дохода.

Цели

3.4. Достижение долгосрочной цели обеспечения всем людям возможности для устойчивого получения средств к существованию должно создать комплексную основу, позволяющую направлять политику на одновременное решение проблем развития, рационального использования ресурсов и искоренения нищеты. Цели этой программной области заключаются в следующем:

a) в незамедлительном порядке обеспечить всем людям возможность зарабатывать на устойчивой основе средства к существованию;

b) осуществлять политику и стратегии, содействующие обеспечению адекватного объема финансирования и сосредоточенные на комплексной политике в области развития людских ресурсов, включая возможности для получения дохода, усилении местного контроля за использованием ресурсов, укреплении местных учреждений и наращивании потенциала, а также более широком вовлечении неправительственных организаций и местных органов управления в качестве механизмов осуществления;

c) разрабатывать для всех районов, где существует проблема нищеты, комплексные стратегии и программы, направленные на экологически безопасное и рациональное использование окружающей среды, мобилизацию ресурсов, снижение остроты проблемы и искоренение нищеты, обеспечение занятости и возможности для получения дохода;

d) в рамках национальных планов и бюджетов в области развития сосредоточивать внимание на инвестициях в «человеческий» капитал, при этом специальная политика и программы должны быть направлены на решение проблем сельских районов, городских неимущих, женщин и детей.

Деятельность

3.5. Деятельность, которая будет направлена на комплексное содействие обеспечению устойчивого получения средств к существованию и охрану окружающей среды, охватывает множество разнообразных секторальных мероприятий с участием целого ряда участников, начиная с местного и кончая глобальным уровнем, и имеет важное значение на всех уровнях, особенно на общинном и местном уровнях. На национальном и международном уровнях необходимо будет принять меры при всестороннем учете региональных и субрегиональных условий по обеспечению возможности для оказания содействия применению подхода, основанного на местной инициативе и учете особенностей данной страны. В целом программы должны:

a) сосредоточиваться на предоставлении полномочий местным и общинным группам на основе принципа передачи полномочий, ответственности и ресурсов на наиболее приемлемый уровень, с тем чтобы обеспечить в программе учет конкретных географических и экологических условий;

b) содержать неотложные меры, направленные на обеспечение этим группам населения возможности для снижения остроты проблемы нищеты и устойчивого развития;

c) содержать долгосрочную стратегию, направленную на создание наилучших возможных условий для устойчивого развития на местном, региональном и национальном уровнях, что позволит ликвидировать нищету и сократить разрыв между различными группами населения. В ней должно предусматриваться оказание помощи группам населения, находящимся в наиболее неблагоприятных условиях, — особенно женщинам, детям и молодежи в рамках этих групп — и беженцам. Эти группы населения включают малоимущих владельцев небольших земельных участков, скотоводов, ремесленников, рыболовецкие общины, лиц, не владеющих землей, местные общины, мигрантов и городской неформальный сектор.

3.6. В этой связи внимание сосредоточивается на осуществлении конкретных всеобъемлющих мер, в частности, в области базового образования, первичного медико-санитарного обслуживания/охраны материнства и улучшения положения женщин.

а) Обеспечение полномочий общин

3.7. Устойчивое развитие должно быть достигнуто на всех уровнях общества. Общественные организации, женские группы и неправительственные организации являются важным источником новаторской мысли и действий на местном уровне, и они глубоко заинтересованы в содействии обеспечению устойчивого получения средств к существованию и подтвердили свою способность к этому. Правительствам в сотрудничестве с соответствующими международными и неправительственными организациями следует поддерживать применение основанного на инициативе общин подхода к обеспечению устойчивого развития, что включает, в частности:

a) предоставление женщинам полномочий путем обеспечения всестороннего участия в процессе принятия решений;

b) обеспечение уважения культурной самобытности и прав коренных народов и их общин;

c) содействие созданию или создание механизмов на низовом уровне, с тем чтобы обеспечить возможность для обмена опытом и знаниями между общинами;

d) обеспечение широкого участия общин в процессе рационального использования и охраны местных природных ресурсов с целью повышения их производительного потенциала;

e) создание сети общинных учебных центров в целях наращивания потенциала и обеспечения устойчивого развития.

b) Деятельность, связанная с управлением

3.8. Правительствам при содействии и в сотрудничестве с соответствующими международными, неправительственными и местными общинными организациями следует принять меры, которые прямо или косвенно позволят:

a) обеспечить возможности для доходного занятия и занятия производительным трудом, сопоставимые с конкретным набором факторов производства в данной стране, в масштабах, достаточных для учета возможного увеличения в будущем рабочей силы и обеспечения устранения отставаний;

b) создать, при необходимости при международной поддержке, надлежащую инфраструктуру, системы сбыта, технологические системы, кредитные системы и т.д. и развивать людские ресурсы, необходимые для оказания содействия в осуществлении вышеупомянутых мер и обеспечения более широких возможностей для лиц, располагающих недостаточными ресурсами. Первостепенное значение должно придаваться вопросам базового образования и профессиональной подготовки;

c) обеспечить существенное увеличение рентабельного производства ресурсов и принятие мер по обеспечению того, чтобы выгоды, получаемые местным населением, были адекватны объему используемых ресурсов;

d) предоставить общинным организациям и населению полномочия, которые бы позволили им обеспечить устойчивое получение средств к существованию;

e) создать эффективную систему первичного медико-санитарного обслуживания и охраны материнства, доступную для всех;

f) рассмотреть возможности укрепления/развития правовых основ землепользования, доступа к земельным ресурсам и землевладения, особенно в том, что касается женщин, а также защиты арендаторов;

g) восстанавливать истощенные ресурсы, насколько это возможно, и принимать меры в области политики, направленные на содействие рациональному использованию ресурсов для удовлетворения основных потребностей человека;

h) создавать новые механизмы на общинном уровне и укреплять существующие механизмы в целях обеспечения общинам возможности для получения стабильного доступа к ресурсам, которые необходимы бедным слоям населения для того, чтобы избавиться от нищеты;

i) задействовать механизмы обеспечения участия широких слоев населения, особенно бедных слоев населения, прежде всего женщин, в местных общинных группах в целях содействия устойчивому развитию;

j) осуществить в неотложном порядке и с учетом конкретных условий и правовых систем стран меры по предоставлению женщинам и мужчинам одинакового права свободно и ответственно принимать решение в отношении количества детей и регулирования деторождения и доступа к информации, системе просвещения и средствам, позволяющим им осуществлять это право в соответствии с принципом уважения свободы, достоинства и индивидуальной системы ценностей с учетом этических и культурных соображений. Правительствам следует предпринять активные шаги по осуществлению программ, направленных на создание и укрепление профилактических и лечебных медицинских учреждений, включая надежные и эффективные службы гигиены репродуктивности, отвечающие интересам женщин и управляемые женщинами, и обеспечение, по мере необходимости, доступного во всех отношениях, ответственного планирования семьи и соответствующих услуг в соответствии с принципом уважения свободы, достоинства и индивидуальной системы ценностей с учетом этических и культурных соображений. Программы должны быть сосредоточены на обеспечении комплексной медико-санитарной помощи, включая медицинское обслуживание беременных, просвещение и информирование по вопросам здравоохранения и ответственного отношения к родительским обязанностям, и обеспечивать всем женщинам возможность для полноценного грудного вскармливания, по крайней мере в течение первых четырех месяцев после родов. Программы должны в полной мере содействовать укреплению производительной и репродуктивной роли женщин и их благосостоянию, при этом особое внимание должно уделяться необходимости обеспечения равного и улучшенного медицинского обслуживания для всех детей, а также необходимости снижения риска материнской и детской смертности и заболеваемости;

k) принять комплексную политику, направленную на обеспечение устойчивого управления городскими районами;

l) осуществлять мероприятия, направленные на содействие обеспечению продовольственной безопасности и, там где это необходимо, самообеспеченности продовольствием в рамках устойчивого сельского хозяйства;

m) содействовать проведению исследований, касающихся традиционных методов производства, которые, как показывает практика, экологически безопасны, а также использованию таких методов;

n) активно добиваться признания и интегрирования деятельности неформального сектора в экономику путем отмены положений и устранения препятствий, которые создают дискриминационные условия в отношении деятельности в этом секторе;

o) рассмотреть возможность предоставления кредитов и других средств для неформального сектора и улучшения доступа к земельным ресурсам неимущих, не владеющих землей, с тем чтобы они могли приобретать средства производства и получить надежный доступ к природным ресурсам. Во многих случаях необходимо особо учитывать интересы женщин. Заемщикам необходимо проводить тщательную оценку целесообразности, с тем чтобы избегать возникновения задолженности;

p) обеспечить бедным слоям населения возможность для пользования пресной водой и санитарно-гигиеническими услугами;

q) обеспечить бедным слоям населения возможность для получения начального образования.

с) Данные, информация и оценка

3.9. Правительствам следует улучшить систему сбора информации о группах населения, в интересах которых осуществляется деятельность, и районах, на которые она направлена, с тем чтобы содействовать разработке целенаправленных программ и мероприятий, отвечающих требованиям и чаяниям групп населения, на которые ориентирована деятельность. Оценка таких программ должна производиться с учетом интересов женщин, поскольку женщины относятся к группе населения, находящейся в особо неблагоприятных условиях.

d) Международное и региональное сотрудничество и координация

3.10. В рамках системы Организации Объединенных Наций посредством ее соответствующих органов, организаций и учреждений в сотрудничестве с государствами-членами и соответствующими международными и неправительственными организациями осуществление мер по снижению остроты проблемы бедности должно стать одним из основных приоритетных направлений деятельности, а также следует:

a) оказывать правительствам по их просьбе помощь в разработке и осуществлении национальных программ действий по снижению остроты проблемы бедности и обеспечению устойчивого развития. В этой связи особое внимание следует уделять ориентированным на принятие конкретных мер видам деятельности, которые имеют отношение к вышеупомянутым целям, в частности к искоренению нищеты, проектам и программам, дополняемым, где это целесообразно, продовольственной помощью, и поддержке в обеспечении занятости и получения дохода, а также принятию специальных мер в этом направлении;

b) содействовать техническому сотрудничеству между развивающимися странами в целях осуществления деятельности по искоренению нищеты;

c) укреплять существующие структуры в рамках системы Организации Объединенных Наций в целях координации действий, связанных с искоренением нищеты, включая создание координационного центра по обмену информацией и разработку и осуществление предназначенных для последующего распространения экспериментальных проектов по борьбе с нищетой;

d) в процессе осуществления Повестки дня на ХХI век придавать первостепенное значение анализу прогресса, достигнутого в области искоренения нищеты;

e) изучать международную экономическую базу, включая потоки ресурсов и программы структурной перестройки, в целях обеспечения решения социальных и экологических проблем и в этой связи провести обзор политики международных организаций, органов и учреждений, включая финансовые учреждения, в целях обеспечения постоянного предоставления основных услуг неимущим и нуждающимся;

f) содействовать развитию международного сотрудничества в целях устранения коренных причин нищеты. Процесс развития не наберет надлежащих темпов, если развивающиеся страны будут находиться под бременем внешней задолженности, если не будет обеспечено достаточного финансирования процесса развития, если барьеры будут препятствовать доступу на рынки и если цены на сырьевые товары в развивающихся странах будут по-прежнему низкими, а условия торговли в них — неблагоприятными.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

3.11. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993–2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 30 млрд. долл. США, включая примерно 15 млрд. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Она частично совпадает со сметами в других разделах Повестки дня на XXI век. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Создание потенциала

3.12. Укрепление национального потенциала для осуществления вышеупомянутой деятельности имеет решающее значение, и этому вопросу следует придавать первостепенное значение. Особенно важно сосредоточивать укрепление потенциала на местном общинном уровне, с тем чтобы оказывать содействие применению основанного на общинной инициативе подхода к обеспечению устойчивого развития и создавать и укреплять механизмы, позволяющие осуществлять обмен опытом и знаниями между общинными группами на национальном и международном уровнях. Потребности для осуществления такой деятельности значительны, и они связаны с различными соответствующими разделами Повестки дня на ХХI век, в которых содержится призыв к оказанию необходимой международной финансовой и технической помощи.

Методы и способы борьбы с бедностью

Для начала следует ознакомиться с тактикой других стран по борьбе с бедностью среди населения. Многие зарубежные страны, прежде всего скандинавские, ведут эффективную борьбу с бедностью. Для борьбы с бедностью у молодых, хотя она и является временным явлением, во многих странах существуют гранты на обучение и пособия на детей молодым семьям, а для старших возрастов — доплаты к пенсии, если ее размер и доход пенсионера обеспечивают лишь низкий уровень благосостояния.

Любое правительство, исходя из программы своей деятельности, должно выбирать между масштабами программы по перераспределению доходов для борьбы с бедностью и программами по, стимулированию трудовой деятельности и экономии расходов бюджетных средств. Так, в США в 1960-1970 гг. социальная политика была направлена на создание благоприятных возможностей для бедных, а с 1980 г. стали существенно урезаться средства, направляемые из бюджета на предоставление продовольственных купонов, школьных обедов, бесплатной медицинской помощи и другие меры, направленные на снижение масштабов бедности.

Для искоренения нищеты и уменьшения масштабов бедности международным сообществом было предложено в середине 1990-х гг. национальным правительствам:

1. разработать комплексные стратегии.

2. улучшить для бедных общин (социальных групп) доступ к производственным ресурсам и инфраструктуре.

3. стремиться к удовлетворению основных потребностей человека во всех слоях населения.

4. укреплять и расширять законодательство для усиления социальной защиты и уменьшения уязвимости определенных категорий людей.

В общей постановке все эти вопросы имеют непосредственное отношение к стратегическому курсу российского правительства. Международное сообщество декларировало необходимость создания в новой России государства с социально ориентированной экономикой.

В таком государстве в центр развития ставится, разумеется, человек, решение его проблем при постоянном росте уровня и улучшении качества жизни, безусловном соблюдении прав каждой личности, а достижение целей социального развития не является вторичным по отношению к целям экономического развития.

Социальная сфера сегодня – тугой узел острых социальных проблем. Истоки их, как видно, лежат не только в экономике, но и в массовом сознании, психологии людей. А это значит, что глубокие положительные сдвиги в данной сфере – задача долговременной перспективы. Но вместе с тем очевидно, что достижения или просчеты именно в этой области во многом решат судьбу реформ в России. Поэтому уже сейчас социальная политика становится приоритетной в деятельности государства.

Необходимые правовые предпосылки для решения социальных проблем создает Конституция РФ, а также законы, конкретизирующие ее положения. Каждому гражданину республики Конституция предоставляет широкие социальные права. Однако механизм социальной защиты населения в стране на сегодняшний день четко не отлажен. Немалые средства выделаются государством для адресной помощи определенным группам населения, но зачастую они не доходят до адресата, простого гражданина. Следует более систематизировано и грамотно подойти к решению проблем бедности, к созданию программ социального и экономического развития, к распределению денежных средств для разработанных программ. Четко скоординированная направленная помощь нужна сегодня многим сферам нашей жизни. Программы развития должны скрупулезно разрабатываться совместно со многими специалистами разных областей, должны учитывать, в первую очередь, интересы обычных граждан страны. Финансовая поддержка со стороны государства должна направляться напрямую на решение поставленных задач.

Сегодня государство пытается поддержать малообеспеченные и многодетные семьи. Одним из направлений помощи является бесплатное школьное питание всех учеников 1-2 классов начального звена, детей из малообеспеченных и многодетных семей. В нашей школе такое питание получили 513 учеников, что составляет около 34 % от общего количества учащихся. Статистика малообеспеченных семей по школе дает результат в 305 семей, т. е. 30 % от всех учащихся. Полученная цифра малообеспеченных семей по одной только нашей школе чрезвычайно высока.

В настоящее время государством налажена поддержка безработного населения страны, подразумевающая денежные выплаты по потере работы. Происходит выплата денежных пособий по безработице в связи с временной нетрудоспособностью из-за болезни, материнский капитал, детское пособие, пенсии по старости, по случаю потери кормильца, по инвалидности, пенсии военнослужащим и ряд других социальных пособий. Другое дело, что суммы этих выплат весьма невелики.

Однако можно с большой уверенностью говорить о постепенной стабилизации положения уровня жизни населения как по стране в целом, так и по Удмуртии. Здесь денежные доходы в среднем на жителя республики увеличились с 1514 рублей в 2000 году до 7370 рублей в 2007, или в 4, 9 раза. На социальную поддержку ветеранов войны и труда направлено 3 млрд. 357 млн. рублей, на выплату детских пособий – 2 млрд. 75 млн. рублей, на отдых и оздоровление детей-инвалидов и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, — 113 млн. рублей. За три последних года малоимущим многодетным семьям было выделено 23 млн. рублей безвозмездных субсидий на улучшение жилищных условий, 2486 молодых семей получили льготные кредиты и жилищные займы на сумму 959 млн. рублей. Но не будем забывать, что это лишь статистика. Реальное же положение мы с вами ощущаем на себе. Кто-то уверен в завтрашнем дне, кто-то ожидает помощи от государства.

На мой взгляд, говоря более конкретным языком, правительству страны на сегодняшний день для решения проблем бедности к тем направлениям, которые уже сейчас им проводятся, необходимо добавить следующие пункты:

1. ввести прожиточный минимум отдельно на сельское, городское население и города-миллионеры. Таким образом, мы сможем устанавливать более объективные цифры, нежели сейчас. И как следствие этого, сможем разрабатывать более конкретные программы для поддержки той или иной группы населения;

2. ужесточить уголовную ответственность за выплату зарплаты ниже уровня, установленного государством, за задержку выплаты заработной платы;

3. проведение жесткой ценовой политики со стороны государства, фиксированные цены хотя бы на продукты, входящие в продовольственную корзину;

4. увеличение пенсий до размера прожиточного минимума, без учета льгот;

5. увеличение стипендий как минимум до размера стоимости продуктовой корзины;

6. создание общероссийской программы по борьбе с безработицей, включающей в себя создание новых рабочих мест в перспективных отраслях хозяйства и промышленности, помощи в поиске работы по всей стране и переезде на новое место жительства в другую область по нахождении там вакансии;

7. отладить четкий и слаженный механизм работы всех структур власти, слежения за выделяемыми средствами по той или иной программе.

Итак, социальная и экономическая политика должна быть точно сориентирована на центральную фигуру всей системы – человека, на его потребности, для обеспечения нормального уровня жизни.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Александров Е.Л. 1 Александрова О.Е. 1 1 ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Калужский филиал Признавая проблему бедности как одну из острейших глобальных проблем современности, распространение которой порождает неустойчивость развития национальных экономик, авторы статьи задаются целью поиска оптимальных мер борьбы с этим социальным злом при изучении зарубежного и отечественного опыта. Проводимый в исследовании анализ комплекса мероприятий, осуществляемых по линии международных финансовых организаций и направленных на сокращение численности беднейшего населения в развивающихся странах, показывает в целом их низкую результативность. Установлено, что большего эффекта в преодолении нищеты и голода удается достичь в Китае и Индии, как следствие созданных там условий для экономического роста, взаимодействия государства и бизнеса и последовательно реализуемой системы адресной социальной помощи. Показаны отличия в измерении бедности и борьбы с ней в экономически развитых странах ЕС. Выявлены особенности методики определения, социальная структура российской бедности и комплекс мер по предупреждению и уменьшению ее в национальном и региональном масштабах. 303 KB бедность система социальной защиты социальное предпринимательство прожиточный минимум ГЧП 1. Александров Е.Л. О мерах социальной поддержки малообеспеченного населения в Калужском регионе / Международные подходы к измерению бедности и ее сокращению в условиях глобализации: сб. науч. тр. – М.: Финансовый университет. 2014. – 256 с. 2. Александров Е.Л., Турсунмухамедов И.Г. Создание ОЭЗ как фактор привлечения инвестиций в региональную экономику // Экономические и социальные науки: прошлое, настоящее и будущее: сб. докл. – М.: ИД «Экономическая газета», 2013. – 508 с. 3. Опыт развития социального предпринимательства в Бельгии. Ежемесячный обзор для банка социальных идей № 6. . URL: http://www.social-idea.ru/montlyNews/Opyht-razvitiya-social-nogo-predprinimatel-stva-v-Bel-gii-Ezhemesyachnyhj-obzor-dlya-Banka-social-nyhkh-idej-6 (дата обращения: 12.07.15). 4. Почему предоставление международной финансовой помощи не приносит результатов? 04.04.2014. Истерли Уильям. . URL: http://r-e-e-d.com/international-aid-fail/ (дата обращения: 12.07.15). 5. Стиглиц Дж. Цена неравенства. Чем расслоение общества грозит нашему будущему: . – М.: Эксмо, 2015. – 512 с. 6. Суслякова О.Н., Сергиенко Н.С. Инвестиционная политика Калужской области //Северный регион: наука, образование, культура. – Сургут. – 2015. – № 1. – C. 62–65. 7. Топорнин Н. Статистика безработицы в ЕС за март 2015г. 01.05.2015. Факты и цифры/Facts and figures. . URL: http://topornin.com/?p=405 (дата обращения: 12.07.15).

Подавляющее большинство стран мира независимо от уровня и особенностей хозяйственного развития выдвигают в качестве приоритетной задачи достижение стабильного роста их экономик. Реализация этой задачи возможна на принципах добрососедства, широкого участия стран в международном разделении труда, использования конкурентных преимуществ. В условиях позитивной динамики национальных хозяйств возрастают доходы населения, формируется средний класс; в обществе утверждается культура равенства и солидарности.

Современная мировая экономика, однако, характеризуется учащением валютно-финансовых, сырьевых кризисов, введением экономических санкций и ответных контрмер, ведущих к свертыванию хозяйственных связей между ее субъектами. Как следствие, прослеживается замедление темпов роста ВВП многих национальных экономик, падение реальных доходов населения, углубление социальной дифференциации, увеличение бедности.

Наиболее заметны различия в уровне жизни населения, его обеднение в развивающихся странах и ряде стран с переходной экономикой, включая Россию. Доля 10 % наиболее обеспеченных россиян составляет более 30 % от общего объема реальных доходов населения, а доля 10 % наименее обеспеченных – около 2 %. За 2014 г. численность россиян с доходами ниже прожиточного уровня составила 16,1 млн человек или 11,2 % от всего населения страны. В экономически развитых странах нет подобных социальных контрастов, тем не менее и там велика доля малообеспеченного населения. Так, на начало 2015 г. в Германии за чертой бедности проживают 12,5 млн человек.

Наличие 1,2 млрд людей, живущих в условиях крайней бедности во всем мире – это трудноразрешимая гуманитарно-экономическая проблема, порождающая такие опасные явления, как межнациональная и расовая рознь, экстремизм. В дезинтегрированном обществе, по мнению нобелевского лауреата, американца Дж. Стиглица, «бедность как фактор «способствует» снижению вертикальной мобильности, особенно в долгосрочной перспективе, и снижает производительность всего населения» . Вполне очевидны усилия мирового сообщества по поиску путей решения данной проблемы, ведь устойчивое социально-экономическое развитие государств возможно в условиях консолидации, благополучия наций. Это предопределяет задачу настоящей работы – изучение зарубежного и отечественного опыта борьбы с бедностью в целях ее профилактики и возможного сокращения.

Бедность как социально-экономическое явление, ее сущность и истоки исследовались еще классиками политэкономии А. Смитом, Д. Рикардо, Т. Мальтусом. В духе сложившейся в то время социал-дарвинистской модели они связывали возникновение бедности в индустриальном обществе с неспособностью индивида побеждать в борьбе за существование. Примечательно, что либеральные идеи о том, что бедность играет позитивную роль в личностном развитии и что она необходима для общественного блага, получили продолжение и в более поздний период в трудах Ф. Хайека, А. Сена. В противовес неолибералам, предлагающим ограничить государственное участие в сокращении бедности, представители других направлений западной экономической мысли – Дж.М. Кейнс, Дж. Стиглиц, П. Таунсенд – обращают внимание на необходимость разработки и реализации государством действенных социальных программ в целях поддержки малообеспеченного населения.

Проблема бедности в России становится предметом изучения отечественных экономистов в последнюю четверть века. На начальном этапе трансформационных преобразований реформаторы-неолибералы, будучи приверженцами рыночных свобод, в своих теоретических построениях отводили небольшую роль институциональным мерам предотвращения обеднения населения страны. Спонтанность, непродуманность хозяйственных реформ привели к резкому увеличению людей с низкими доходами. Большинство исследователей – О. Белокрылова, Т. Заславская, Н. Волгин, А. Махмутов, Н. Римашевская – наряду с характеристикой бедности, ее разновидностей приводят аргументы в пользу осуществления государственной политики по повышению доходов населения, высказывают предложения по мерам социальной защиты наиболее уязвимых слоев.

При существующих различиях в подходах к определению понятия «бедность» можно заключить, что оно характеризует экономическое положение индивида, семьи, не имеющих достаточных ресурсов для полноценного существования. К числу бедных относят не только домохозяйства, группы людей, но и государства, регионы в целом. По данным ПРООН наиболее широкий масштаб абсолютной, многомерной бедности в развивающихся странах Южной Азии и Африки. Большая часть населения стран этих континентов проживают на 1,25 долл. в день на душу населения (уровень чрезвычайной бедности). Одной из самых острых проблем развивающихся стран является проблема недоедания. Из примерно 800 млн чел. голодающих в мире 240 млн проживают в Африке.

Воспрепятствовать тенденции к увеличению нищеты в странах третьего мира была призвана Декларация тысячелетия ООН (2000 г.). В этом документе содержится призыв сократить вдвое к 2015 г. долю населения планеты с доходом, не превышающим 1,25 долл. в день, а к 2020 г. обеспечить существенное улучшение жизни 100 млн обитателей трущоб. Реализации поставленной задачи способствует предоставление наименее развитым странам финансовой помощи в виде кредитов, грантов, инвестиций в акционерный капитал международными экономическими организациями, банками развития и ведущими странами. Так, страны ОЭСР ежегодно выделяют им 15 млрд долл. на оказание базовых социальных услуг. В 2013 г. Всемирный банк выделил рекордную сумму в 53 млрд долл. преимущественно для поддержки инвестиционных проектов, реализуемых в странах Африки к югу от Сахары. Помощь крупнейших экономик мира развивающимся странам возросла с 0,44 % их ВНП до 0,54 % в 2015 г. Кроме того, ведущие страны открыли свои рынки для импорта продукции из беднейших стран, что способствовало развитию у последних различных секторов производства, в первую очередь сырьевого и сельскохозяйственного (Мали, Нигерия, Эфиопия). Комплекс указанных мер борьбы с бедностью в развивающихся странах дополняет реструктуризация и списание им долгов, как по линии МВФ, ВБ, так и отдельных стран – Китай, Франция, Япония. В группу стран-лидеров по списанию долгов бедным странам входит и Россия, которая в рамках программ «долг в обмен на развитие» за последние два десятилетия простила своим должникам (Афганистан, Вьетнам, Ирак, Куба, Никарагуа, страны Африки и СНГ) около 140 млрд долл.

Оценивая в целом положительно предпринимаемые усилия со стороны мирового сообщества по сокращению численности беднейшего населения в развивающихся странах, следует все же отметить инертность их правительственных кругов в построении отлаженной системы распределения адресной социальной помощи крайне нуждающимся жителям, в формировании эффективных институтов развития малого и среднего предпринимательства. Авторы разделяют точку зрения эксперта по проблемам развития, американца У. Истерли, размышляющего над проблемой безрезультативности предоставляемой международной финансовой помощи беднейшим странам. Он, в частности, пишет: «Экономическое развитие происходит не за счет финансовой помощи, а за счет усилий предпринимателей и политических реформаторов на местах. В то время как Запад мучился над проблемой предоставления нескольких десятков миллиардов долларов финансовой помощи, жители Индии и Китая увеличили свои доходы на 715 миллиардов долларов своими собственными силами в условиях рынка» .

Приводимые цифры роста доходов людей, проживающих в двух самых крупных азиатских странах, свидетельствуют о рациональном сочетании успешно реализуемой там государственной социальной политики и частнопредпринимательской инициативы. Еще с 1990-х гг. руководство Китая выстраивает систему социальной защиты, охватывающую уязвимые категории населения страны – детей из бедных сельских семей (целевая программа «Надежда»), одиноких женщин, имеющих детей (программа «Счастье»), одиноких престарелых граждан («Пять видов обеспечений»). В целях повышения уровня жизни сельского населения, по данным на 2013 г., вдвое до 2300 юаней (360 долл.) увеличен годовой официальный прожиточный минимум. Государство принимает энергичные меры по развитию производительных сил в условиях рыночных отношений: создает в западных и центральных провинциях страны практически заново производственную и социальную инфраструктуру, открывает на востоке ряд свободных экономических зон – центров экономического роста и притока инвестиций, поощряет ведение бизнеса. В конечном итоге социальная политика китайских властей направлена на достижение в ближайшей перспективе уровня страны со среднезажиточным населением.

В Индии позитивные изменения в сокращении бедности наметились сравнительно недавно, когда среднегодовой рост экономики составил около 6 %. В немалой степени экономический прогресс и этой страны обусловлен тесным взаимодействием государства и бизнес-сообщества, что проявилось в создании особых экспортных зон в штатах Гуджарат, Керала, Махарашатра. На вновь созданных предприятиях зон созданы сотни тысяч рабочих мест, экспорт из них составил 63 млрд долл. Крупные иностранные и внутренние инвестиции пришли в автомобилестроение, металлургию, нефтепереработку и фармацевтику. Ускорение хозяйственного развития Индии привело к пополнению доходных статей бюджета. На основе этого реализуются широкомасштабные социальные проекты – программа гарантированного трудоустройства для сельских домохозяйств, закон о бесплатном обязательном образовании для детей, закон о национальной продовольственной безопасности. В соответствии с последним с 2014 г. до 800 млн индийских бедняков получают ежемесячно по пять килограммов дотационного зерна. Создание системы адресной продовольственной, медицинской, образовательной помощи является основной формой поддержки индийцев, значительная доля которых живет менее чем на 60 долл. в месяц.

Другой подход к измерению бедности и борьбы с ней выработан в экономически развитых странах. В обществе с высокими жизненными стандартами принято говорить об ином качестве бедности – не об абсолютной, а относительной бедности. Согласно статистике Евросоюза по уровню дохода и материально-бытовых условий (EU-SILC), в группу малоимущих или живущих на грани бедности зачисляются люди, чьи доходы составляют менее 60 % от средней заработной платы по стране. В этой группе находятся матери-одиночки, люди без образования, пенсионеры, мигранты, безработные. По данным Евростата на начало 2015 г., общая численность безработных в странах ЕС составила 23,7 млн чел. (9,8 %), что на 1,5 млн чел. меньше, чем в предыдущем году. Наивысший уровень безработицы отмечен в Греции – (25,7 %) и Испании (23,0 %) . Вполне понятно, что индивид, потерявший или долгое время находящийся в поисках работы, потенциально может пополнить ряды малоимущих граждан. Все большую озабоченность лидеров Евросоюза вызывает проблема мигрантов. Евростат приводит данные о том, что только в 2014 г. примерно 4 млн чел. иммигрировали в страны ЕС. Рост иммигрантов, а их общее количество в странах ЕС составляет 34 млн чел., усиливает конкуренцию на национальных рынках труда, требует увеличения расходных статей на выплату им социальных пособий.

Нестабильность современного хозяйственного развития, вызываемая рецессией, высокой задолженностью отдельных стран ЕС, политикой экономических санкций, порождает бедность, усиливает неравенство европейцев. Из более чем 500 млн жителей 85 млн чел. (16,8 %) живут на грани бедности. Наиболее высокий уровень малообеспеченных людей в Болгарии – 49 %, Румынии – 42 %, Латвии – 37 %. Рассматривая бедность как препятствие на пути экономического и социального прогресса, руководство Союза в качестве приоритетного направления в рамках стратегии «Европа – 2020» планирует снизить долю людей с низким уровнем жизни на 20 млн чел.

Реализации этой сложной задачи в немалой степени способствуют действующие национальные программы социальной защиты граждан. Назначение этих программ – выравнивать уровень доходов различных категорий населения; они дополняют трудовые доходы, личные сбережения. Программы социальной защиты финансируются преимущественно из бюджетных средств, а также за счет работодателей и наемных работников. Одна из наиболее успешных – программа социальной защиты скандинавских стран, представляющая собой стандартные денежные, натуральные пособия и услуги всем слоям населения независимо от дохода и трудового участия. При этом сами граждане осуществляют контроль за тем, чтобы социальные стандарты и выплаты не были сокращены.

Важно отметить усилия стран ЕС по внедрению программ поддержки социальных инноваций для социально незащищенных слоев населения. В этой связи вызывает определенный интерес опыт социального предпринимательства Бельгии – страны с наименьшим уровнем бедности среди участников Евросоюза. Основными типами для социальных организаций, в соответствии с законодательством этой страны, являются кооперативы, общества с социальной конечной целью, предприятия интеграции. Цель социальных предприятий, функционирующих на принципах служения обществу, выше финансовых целей, принятия демократических решений, устойчивости развития, – гарантировать достойное существование малообеспеченным гражданам. Региональные власти оказывают широкую финансовую поддержку социальному предпринимательству. Так, в Валлонии помощь оказывается социальным предприятиям интеграции, нанимающих инвалидов, безработных, лиц с низкой профессиональной квалификацией. В регионе Брюссель в рамках проекта BRUSOC предоставляются дешевые микрокредиты, свободные оборотные средства (от 5 до 75 тыс. евро). Социальные предприятия осуществляют деятельность как в производственной сфере – сельское хозяйство, пищевая промышленность, так и в сфере услуг – страхование, туризм, торговля, образование. В Бельгии в социальных организациях насчитывается 15,7 % от всего работающего населения страны .

Охарактеризуем далее способы разрешения проблемы бедности в России. Критерием оценки уровня абсолютной бедности в стране является прожиточный минимум или определенный набор наиболее значимых благ и услуг на минимально приемлемом уровне, необходимом для поддержания активного физического состояния различных возрастных групп населения. Расчет прожиточного минимума осуществляется в законодательном порядке; его величина на первое полугодие 2015 г. составляет 9662 руб. Вследствие трудностей геополитического, финансового характера на данном этапе возрастает численность россиян, находящихся за порогом минимально приемлемой жизни. Социальный состав наших малоимущих граждан примерно тот же, что и в других индустриальных странах мира – безработные, пенсионеры, инвалиды, неполные семьи. Вместе с тем в общем количестве бедных отмечается значительный удельный вес работающих людей (свыше 30 %) – бюджетники, неквалифицированная рабочая сила, а также те, кто не получает вовремя заработную плату. Это дает основания говорить о существовании «трудовой бедности» в современной России.

В целях снижения уровня бедности среди работающего населения в нашей стране предусматриваются как традиционные институциональные меры – повышение МРОТ (5965 руб. в настоящее время) и уровня оплаты труда работников бюджетных организаций, особенно сферы здравоохранения, культуры и образования, так и специфические, например инвестирование средств в обучение либо переквалификацию взрослых членов домохозяйств. Остальные из указанных малообеспеченных групп населения вправе рассчитывать на комплексную систему социальной защиты, а именно индексацию пенсий, выдачу пособий на детей и по безработице, предоставление бесплатных или льготных услуг в здравоохранении, на транспорте, в коммунальном обслуживании. Объективными условиями реального осуществления названных мероприятий как факторов создания общества без бедности в РФ являются экономический рост, развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) по привлечению инвестиций в объекты инфраструктуры, созданию новых рабочих мест, антиинфляционная политика.

В текущем рейтинге российских регионов с наименьшим числом бедных семей на лидирующих позициях находятся Ямало-Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский автономные округа, Москва, Магаданская и Сахалинская области, Санкт-Петербург.

Сравнительно недалеко от них по этому показателю расположилась Калужская область. Основными факторами, обусловившими решение задачи повышение качества жизни населения этого региона, явилось привлечение иностранных и отечественных инвестиций в объеме 107,8 млрд руб. (на 2014 г.), создание девяти индустриальных парков и особой экономической зоны как центров автомобильного, фармацевтического, логистического и строительного кластеров, внедрение новых технологий и оборудования, повышение производительности труда. Политика импортозамещения стимулировала количественный рост малых предприятий в торговле, пищевой промышленности, сельском хозяйстве. Согласно прогнозным оценкам, оборот малых предприятий в 2017 г. достигнет 242,3 млрд рублей, что в 1,4 раза больше уровня 2013 г. В регионе один из самых низких среднегодовых уровней (0,5–0,6 %) регистрируемой безработицы по стране. Соответственно, невелика доля работающих лиц (15 %) в общем количестве бедного населения. Укрепление налогооблагаемой базы позволяет местному руководству направлять большую часть доходов на финансирование социальной сферы. В области функционирует разветвленная система социальной защиты, позволяющая малоимущим гражданам лучше адаптироваться к сложным рыночным условиям. В ряду инновационных мер борьбы с бедностью следует выделить заключение социальных контрактов, использование механизма ГЧП в организации и поддержке социальных предприятий, развитие благотворительности .

Таким образом, в ходе анализа постранового опыта борьбы с бедностью были выявлены различия в мерах ее предупреждения и уменьшения. Как представляется, бедность как глобальная проблема может быть разрешима. Подтверждением тому являются высокие жизненные стандарты, достигнутые группой ведущих европейских стран с низким уровнем малоимущих граждан. Очевидно, что для устранения данной проблемы необходимы совместные усилия всего человечества.

Рецензенты:

Ерохина Е.В., д.э.н., профессор кафедры «Экономика и организация производства», Калужский филиал МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Калуга;

Круглов В.Н., д.э.н., доцент, профессор кафедры «Экономика», Институт управления, бизнеса и технологий, г. Калуга.

Библиографическая ссылка

Александров Е.Л., Александрова О.Е. МЕРЫ БОРЬБЫ С БЕДНОСТЬЮ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 9-1. – С. 101-105;
URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38973 (дата обращения: 25.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

admin