Метод социологического исследования.

Федеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Московский государственный гуманитарныйуниверситет им. М.А.Шолохова»Шадринский филиалкафедра «Социологии»

Виды и методы социологических исследований.

Научный руководитель:

Чичайкин Юрий Викторович

Исполнитель:

Студент

Потапов Олег Валентинович

Юр. фак, ГМУ, 5 семестр.

г.Шадринск

Содержание:

Введение.

Цели и задачи социологического исследования.

Программа социологического исследования.

Этапы социологических исследований.

Виды социологических исследований и их методы.

Выбор вида социологического исследования.

Заключение.

Литература.

Введение.

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем, все общество. Что же и как изучает социология? Социология (фр. sociologie, латин. Societas — общество и греч.— Logos — наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. И для того, чтобы понять и изучить основные закономерности общественных явлений, развитие и функционирование социальных общностей, необходимы социологические исследования.

Цели и задачи социологических исследований.

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.Основные задачи исследования — поиск ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы?

Программа социологического исследования.

Программа содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Только глубоко продуманная во всех своих составных частях программа социологического исследования — необходимое условие его проведения на высоком качественном уровне. Не случайно программу называют стратегическим документом, где выражены концепция исследования проблемы, те вопросы, которые особо заинтересовали организаторов и побудили их предпринять попытку осуществить научный анализ.

Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов:

-методологическая часть — формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования;

— методическая часть — определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки.

Этапы социологических исследований:

Социологическое исследование включает четыре сменяющих друга этапа: 1.Подготовка исследования;

2.Сбор первичной информации;

3.Подготовка собранной информации к обработке и ее обработку;

4. анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировка выводов и рекомендаций.

Виды социологических исследований и их методы.

Несмотря на то, что каждое социологическое исследование, претендующее на цельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем, не существует.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: 1.Разведывательное;

2.Описательное;

3.Аналитическое.

Методы сбора информации определяются задачами и направленностью исследования. Вот некоторые из них:

1. Наблюдение — это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включенным и не включенным. Научное наблюдение доказывается на практике. Включенное наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри».

2. Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.

3. Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:

вводная часть (введение в проблему),

основная часть (вопросы по проблеме),

заключительная часть (социальная).

4. Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента. Бывает свободное и стандартизированное.

5. Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка.

1.Разведывательное.

Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.

Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем.

Под первичной социологической информацией принято понимать полученные в ходе социологического исследования в различной форме необобщенные сведения методом:

— ответов опрашиваемых на вопросы анкеты;

— интервью;

-записей исследователя в карточках наблюдения и др.;

подлежащих дальнейшей обработке и обобщению.

Выполняя вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных данных. В этом смысле можно говорить о таком методе , как:

— экспресс-опрос , цель которого состоит в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя в данный момент.

С помощью оперативных опросов определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения), а также степень эффективности только что проведенных мероприятий. Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода и результатов различных общественно-политических кампаний.

Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации, дающий возможность сделать это в короткие сроки.

2. Количественные и качественные методы социологического исследования

Кроме того, если речь идет об уточнении предмета или объекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлен анализ специальной литературы, а также проведен опрос компетентных специалистов (экспертов) либо лиц, хорошо знающих характерные черты и особенности объекта исследования.

2.Описательное.

Описательное исследование — более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.

Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария.

Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным использовать метод:

— группировки;

— классификации и др.

элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., или население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Сочетание различных методов повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, а следовательно, позволяет дать более обоснованные выводы и рекомендации.

3.Аналитическое.

Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.

Методы социологического исследования

Социология, как самостоятельная отрасль научного знания, использует для изучения своего предмета совокупность специфических методов. Все методы социологии можно подразделить на теоретические и эмпирические. В качестве инструмента теоретического исследования в социологии, как и в философии, используется рефлексия (от лат. обращение назад) — процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения. В процессе исследований социология использует такие теоретические методы, как системный, структурно-функциональный, синергетический, методы логической интерпретации, моделирования. Особую группу составляют методы математической статистики.Они позволяют осуществлять анализ и интерпретацию первичной социологической информации, а также верифицировать уже полученные данные.

Наряду с теоретическими методами, социология использует эмпирические. Исходным материалом которых служат различные мнения, суждения, социальные факты, явления или процессы, которые социолог пытается получить и систематизировать с использованием специальных методов сбора и обработки первичной соц. информации.

Эмпирические методы подразделяются на количественные (классические) и качественные.

К числу количественных методов сбора социологической информации относятся:

  • опросные методы;
  • анализ документов;
  • наблюдение;
  • социологический эксперимент.

Результаты количественных исследований представляются в виде шкал, таблиц, гистограмм, а содержание выражается в процентах и коэффициентах. В качестве объекта социологического анализа выступают определенные социальные общности, выбранные социологом в соответствии с целями и задачами исследования.

Количественные социологические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные. Цельфундаментального исследования — получение нового научного знания, а цельприкладного исследования — решение конкретной социальной проблемы. Таким образом, если фундаментальное исследование позволяет открыть законы того или иного явления, то прикладное — выработать конкретные способы преобразования социальной ситуации.

Результаты фундаментальных исследований адресованы научному сообществу, а прикладных – конкретному заказчику.

Ко второй группе методов получения социологической информации относятся качественные методы исследования. Объектом социологического анализа выступают индивиды как исполнители социальных ролей. Основная целькачественных методов – изучение социальных явлений и процессов с точки зрения действующего индивида.

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Социолог должен понять мотивы людей, и цели их поступков, чтобы затем конструировать теорию. Теоретической основой этих методов являются воззрения М. Вебера и его «понимающей» социологии. К числу качественных методов социологического исследования относят:

  • «кейс-стади» (исследование случая);
  • исследования этнографического типа;
  • «устная история» (oral history);
  • «grounded theory» (обоснованная теория);
  • «история жизни» (life story).

«Кейс-стади»- качественный метод, направленный на изучение отдельной общности, уникального объекта в совокупности его взаимосвязей. Дословный перевод: "исследование случая". Термин, возможно, пришел из судебной практики, где кейс- судебное разбирательство. Объектом чаще всего бывает замкнутая общность, труднодоступная для анализа другими методами. Рассматривая школу-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в качестве такого случая, мы можем увидеть, как относятся к инвалидам в нашем обществе, откуда рекрутируются взрослые инвалиды в дом престарелых, а рассматривая социальную политику в отношении инвалидов, мы анализируем ресурсы и барьеры современной ситуации в этой области.

Между двумя группами методов нет непреодолимых границ. Некоторые методы эмпирического социологического исследованияиспользуются как в количественных, так и в качественных подходах. К числу таких методов относятся:

  • интервью, которое бывает формализованным (количественным) и или углубленным (качественным).
  • наблюдение, подразделяется на невключенное структурированное (количественное) и включенное бесструктурное (качественное).
  • анализ документов, количественными разновидностями которого являются статистический, информативно-целевой и контент-анализ; качественными разновидностями – углубленный (стилистический) и метод изучения человеческих документов.

В некоторых исследованиях ученые прибегают к параллельному, либо к последовательному использованию качественного и количественного подходов.

Дата добавления: 2016-10-06; просмотров: 325 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Главная » Полезные статьи » Методы социологического анализа

Методы социологического анализа

Вернуться назад на Социологический метод

При сборе социологических данных используют четыре основных метода, каждый имеет по две основные разновидности:

• Опрос (анкетирование и интервьюирование);
• Анализ документов (качественный и количественный);
• Наблюдение (не включенное и включенное);
• Эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами.

Социолог, опрашивающий множество людей, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения — если их обработать статистически — взаимопогашаются. В результате социолог получает усреднённую картину реальности.

Он опросил 100 инженеров и выявил средне типичного представителя данной профессии. Вот почему в социологической анкете не требуют указывать свою фамилию, имя и отчество, адрес. Она анонимная. Итак, социолог получая статистическую информацию, выявляет социальные типы личности.

Никто в мире не изобрёл более совершенного способа соединить несоединимое, огонь и воду, лёд и пламень. Это маленькое чудо научного познания совершает математическая статистика. Правда, она требует за это дорогую цену — совершенное владение методикой и техникой социологического исследования, все тонкости которых можно познать только за долгие годы непрерывной работы.

Вид социологического исследования определяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса.

Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. Идет обработка методических документов: анкеты, бланк-интервью, опросного листа. Программа такого исследования упрощена. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек.

Разведывательное исследование обычно предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе его уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка.

Описательное исследование — более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. В описательном исследование возможно применение одного или нескольких методов сбора эмпирических данных.

Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обоснованные рекомендации.

Самый серьезный вид социологического исследования — аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины лежащие в его основе. Главное назначение такого исследования — поиск причинно-следственных связей.

Аналитическое исследование завершает разведывательное и описательное исследования, в ходе которых собираются сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.

Подготовка социологического исследования непосредственно начинается не с составления анкеты, а с разработки его программы, состоящей из дух разделов — методологического и методического.

В методологический раздел программы входят:

а) формулировка и обоснование объекта и предмета социальной проблемы;

б) определение объекта и предмета социологического исследования;

в) определение задач исследователя и формулировка гипотез.

Методический раздел программы предполагает определение изучаемой совокупности, характеристику методов сбора первичной социологической информации, последовательность применения инструментария для ее сбора, логическую схему обработки собранных данных.

Существенной частью программы любого исследования является прежде всего глубокое и всестороннее обоснование методологических подходов и методических приемов изучения социальной проблемы, под которой следует понимать "социальное противоречие", осознаваемое субъектами как значимое для них несоответствие между существующим и должностным, между целями и результатами деятельности, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей между различными субъектами деятельности, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей.

Важно различать объект и предмет исследования. Выбор объекта и предмета исследования в определенной мере уже заложен в самой социальной проблеме.

Объектом исследования могут любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию.

Предмет исследования — те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению. Другие свойства, черты объекта остаются вне поля зрения социолога.

Анализ любой проблемы можно провести в теоретическом и прикладном направлениях в зависимости от цели исследования.

Социологическое исследование

Цель исследования может быть сформулирована как теоретическая. Тогда при подготовке программы основное внимание уделяется теоретическим и методологическим вопросам.

Объект исследования определяется только после того, как выполнена предварительная теоретическая работа.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………3

1. ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ……….4

2. ВЫБОРКА………………………………………………………..6

2.1. ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ ВЫБОРКИ.

3. МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ…………………………8

3.1. ОПРОС

3.2. АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ

3.3. НАБЛЮДЕНИЕ

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………26

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..27

ВВЕДЕНИЕ

В структуре социологии выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории и социологические исследования. Их называют еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.

Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д.

Второй этап – сбор первичной социологической информации (записи исследователя, выписки из документов).

Третий этап – подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке, составление программы обработки и сама обработка.

Заключительный, четвертый этап – анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендации для заказчика, субъекта.

1. ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Вид социологического исследования определяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса.

Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. Идет обработка методических документов: анкеты, бланк-интервью, опросного листа. Программа такого исследования упрощена. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек.

Разведывательное исследование обычно предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе его уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка.

Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. В описательном исследование возможно применение одного или нескольких методов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обоснованные рекомендации.

Самый серьезный вид социологического исследования – аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины лежащие в его основе. Главное назначение такого исследования – поиск причинно-следственных связей.

Аналитическое исследование завершает разведывательное и описательное исследования, в ходе которых собираются сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.

Подготовка социологического исследования непосредственно начинается не с составления анкеты, а с разработки его программы, состоящей из дух разделов – методологического и методического.

В методологический раздел программы входят:

а) формулировка и обоснование объекта и предмета социальной проблемы;

б) определение объекта и предмета социологического исследования;

в) определение задач исследователя и формулировка гипотез.

Методический раздел программы предполагает определение изучаемой совокупности, характеристику методов сбора первичной социологической информации, последовательность применения инструментария для ее сбора, логическую схему обработки собранных данных.

Существенной частью программы любого исследования является прежде всего глубокое и всестороннее обоснование методологических подходов и методических приемов изучения социальной проблемы, под которой следует понимать «социальное противоречие», осознаваемое субъектами как значимое для них несоответствие между существующим и должностным, между целями и результатами деятельности, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей между различными субъектами деятельности, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей .

Важно различать объект и предмет исследования. Выбор объекта и предмета исследования в определенной мере уже заложен в самой социальной проблеме.

Объектом исследования могут любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию.

Предмет исследования – те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т. е. то, что подлежит непосредственному изучению. Другие свойства, черты объекта остаются вне поля зрения социолога.

Анализ любой проблемы можно провести в теоретическом и прикладном направлениях в зависимости от цели исследования. Цель исследования может быть сформулирована как теоретическая . Тогда при подготовке программы основное внимание уделяется теоретическим и методологическим вопросам. Объект исследования определяется только после того, как выполнена предварительная теоретическая работа.

2. ВЫБОРКА.

Объект исследования чаще всего насчитывает сотни, тысячи, десятки сотни тысяч людей. Если объект исследования состоит из 200-500 человек, они все могут быть опрошены.

К методам проведения социальных исследований относятся

Такой опрос будет сплошным. Но если объект исследования насчитывает более 500 человек, то единственно верным способом будет применение выборочного метода.

Выборка – это совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащая непосредственному изучению .

Выборка должна учитывать взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов, говоря проще, единицы опроса выбираются на основании учета важнейших признаков социального объекта – образования, квалификации, пола. Второе условие: при подготовке выборки необходимо, чтобы отобранная часть являлась микромоделью целого, или генеральной совокупности . В определенной степени генеральная совокупность есть объект исследования, на который распространяются выводы социологического анализа.

Выборочная совокупность – это определенное число элементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу. Элементы выборочной совокупности, подлежащие изучению, есть единицы анализа . Ими могут выступать как отдельные люди, так и целые группы (студенческие), рабочие коллективы.

2.1 ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ ВЫБОРКИ.

На первом этапе выбираются какие-либо трудовые коллективы, предприятия, учреждения. Среди них отбираются элементы, имеющие типичные для всей группы признаки. Эти отобранные элементы называются – единицами отбора , а среди них выбираются единицы анализа. Данный метод называют механической выборкой. При такой выборке отбор может быть произведен через 10, 20, 50 и т. д. человек. Промежуток между отбираемыми называется – шагом отбора.

Довольно популярен метод серийной выборки . В нем генеральная совокупность делится по заданному признаку (полу, возрасту) на однородные части. Затем отбор респондентов идет отдельно из каждой части. Число респондентов, отбираемых из серии, пропорционально общему числу элементов в ней.

Иногда социологи используют метод гнездовой выборки . В качестве единиц исследования отбираются не отдельные респонденты, а целые группы и коллективы. Гнездовая выборка дает научно обоснованную социологическую информацию, если группы максимально схожи по важнейшим признакам, например по полу, возрасту, видам обучения.

Также в исследованиях применяется целенаправленная выборка . В ней чаще всего используются методы стихийной выборки, основного массива и квотной выборки. Метод стихийной выборки – обычный почтовый опрос телезрителей, читателей газет, журналов. Здесь заранее невозможно определить структуру массива респондентов, которые заполнят и отправят анкеты по почте. Выводы такого исследования можно распространять лишь на опрошенную совокупность.

При проведении пилотажного, или разведывательного, исследования обычно применяют метод основного массива . Он практикуется при зондаже какого-либо контрольного вопроса. В подобных случаях опрашивается до 60-70% респондентов, попавших в отборочную совокупность.

Метод квотной выборки часто применяется при опросах общественного мнения. Им пользуются в случаях, когда до начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках элементов генеральной совокупности. Число признаков, данные о которых выбираются в качестве квот, обычно не превышает четырех, так как при большем числе показателей отбор респондентов становиться практически невозможным.

3. МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ

При выборе метода социологического исследования учитываются условия, время и место, цели и задачи исследования, а также его вид. Существуют три основных метода сбора социологической информации:

Изучение документов в социологическом исследовании

⇐ Предыдущая567891011121314

Анализ документов – это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений для решения определенных исследовательских задач.

В социологии принято различать два главных вида анализа документов: качественный (или традиционный) и количественный анализ (контент-анализ).

Первый способ включает все многообразие операций, связанных с отбором и оценкой документов, восприятием и интерпретацией их содержания. Такой метод основан на интуитивном понимании, анализе и обобщении содержания документов, а также на логическом обосновании выводов.

Контент-анализ (от английского content analysis – анализ содержания) – количественный анализ текстов и текстовых массивов с последующей содержательной интерпретацией выявленных числовых закономерностей.

Док-т – специально созданный предмет для передачи и хранения инфы. Док-ты бывают: письмен. (рукописн., машинописн., печатн.), фонетич. (звуков., магнитофон. записи), иконографич. (рисунки, фото и кино док-ты), док-ты на машиночитаем. носителях инфы (на дискетах, дисках). Выделяют также офиц. и неофиц.; первичн. (напр., протоколы) и вторичн.(справки); личн. и безличн. док-ты.Сущ-ют 2сп. анализа док-ов: а) традицион.; б) колич. (метод контент-анализа), когда инфа переводится в колич.показатели. Достоинства метода изучения док-тов в том, что он позволяет оперативно получить необход. данные и не требует затрат. Недостатки этого метода в том, что: 1) инфа не всегда бывает достоверной; 2) в док-ах, как правило, не содержится инфы о внутр. мире, о состоянии сознания работников.

Правила работы исследователя с документом:

Определиться, к.о. док-ы будут исп-ны в ис-нии, чтобы отдать предпочтение опред. их виду.

Отличать описания событий от их оценки

3. Выявить намерения составителя документа.

4. Уяснить общую установку, кот. была при составлении док-а.

5. Знать метод получения первичных данных.

6. Помнить, что офиц. док-ы более достоверны, чем неофиц.; личн. более надежны, чем безличн.; первичные надежнее вторичных.

48. Выборочный метод и его использование. Репрезентативность выборки.

Выборочный метод основывается на законе больших чисел и сущность его состоит в построении математической модели, которая применима на практике, когда есть определенные условия. Он предполагает, что опрашиваются или наблюдаются не все люди, имеющие отношение к предмету исследования (их называют генеральной совокупностью), а только часть (выборочная совокупность). Выборочная совокупность может совпадать по величине с генеральной, если объем последней невелик или, например, во время переписи населения (что бывает нечасто). Такие исследования называются сплошными.

Выборочная совокупность, как правило, строится таким образом, чтобы при минимуме опрашиваемых людей удалось с необходимой степенью гарантии представить генеральную совокупность. Другими словами, структура выборочной совокупности в основном должна совпадать со структурой генеральной. Выборка и генеральная совокупность в идеале соотносятся между собой как подобные фигуры.

Репрезентативность (представительность) выборки означает, что с некоторой заранее заданной или вычисленной погрешностью можно отождествлять установленное на выборочной совокупности распределение изучаемых признаков с их действительным распределением в генеральной совокупности. Другими словами, репрезентативность (достоверность) выборки – это ее способность отражать наиболее значимые характеристики генеральной совокупности.

Принято различать несколько основных методов формирования выборки:

1. Случайная выборка – это выборка, которая формируется на основе опроса случайно встреченных людей в месте опроса в данное время.

2. Вероятностная выборка – это выборка, которая формируется на основе того факта, что при опросе определенного числа респондентов в данное время в данном месте возникает совокупность, достаточно близко совпадающая со структурой генеральной совокупности.

Среди вероятностных выборок применяется и гнездовой метод. Его сущность в том, что он предполагает сплошной опрос в специально выделенных по случайному методу группах (гнездах) респондентов. Здесь единицы отбора представляют собой статистические серии: например, семья, школьный класс, студенческая группа, коллектив предприятия и т. д. Гнездами можно считать, например, места компактного проживания мигрантов или пункты торговли спиртными напитками. Выбор гнезд в данном случае осуществляется по правилам случайной выборки, а отобранные гнезда подвергаются сплошному обследованию.

3. Целевая выборка – это выборка, формирующаяся по специальным заранее заданным признакам генеральной совокупности. Примером такой выборки является метод квотной (пропорциональной) выборки, когда респонденты выбираются целенаправленно, с соблюдением параметров квот, изначально заданных по модели генеральной совокупности, т. е. пропорции, существующие в генеральной совокупности, соблюдаются и в выборочной. Однако следует иметь в виду, что таких пропорциональных соотношений может быть не более пяти, так как в противном случае формирование выборки значительно усложнится.

1. Объект и предмет социологической науки.

2. Основные категории и закономерности социологической науки.

3. Структура и уровни социологического знания.

4. Функции социологии.

5. Социология в системе социально-гуманитарных наук.

6. Понятие «общество» в истории социальной мысли.

7. Общество как система: сущность и характеристики.

8. Типология обществ.

9. Важнейшие подсистемы общества.

10. Социологический подход к изучению личности.

11. Социальный статус и социальные роли личности.

12. Социализация личности.

13. Социальная структура общества.

14. Понятие и типология социальных групп

15. Теории социальной структуры и социальной стратификации

16. Социальная стратификация: понятие, критерии и виды.

17. Исторические типы социальной стратификации.

18. Социальная стратификация в современном обществе.

19. Социальная структура современного белорусского общества.

20. Социальная мобильность: понятие и виды.

21. Проблема формирования среднего класса и предпринимательского слоя в современном постсоветском обществе.

22. Теории социальных изменений.

23. Социологические школы о развитии общества и культуры.

24. Технократические концепции общества.

25. Социологический анализ культуры.

26. Понятие социального развития. Прогресс и регресс.

27. Кризис как стадия развития социальных систем: понятие и типология.

28. Социальное управление: понятие и структура. Особенности социального управления в Республике Беларусь.

29. Структура и содержание социальной политики.

30. Социальные институты: понятие и типология.

31. Семья как социальный институт.

32. Семья и брак: историческое разнообразие форм семьи и брака.

33. Социальные функции семьи.

34. Современная семья: тенденции развития.

35. Молодая семья: особенности, проблемы функционирования.

36. Социально-демографическая ситуация в Республике Беларусь и пути ее улучшения.

37. Религия как тип мировоззрения и социальный институт.

38. Структура и социальные функции религии.

39. Конфессиональное разнообразие Беларуси: история формирования и современное состояние.

40. Государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь и механизмы их регулирования.

41. Виды социологических исследований.

42. Этапы социологического исследования.

43. Программа социологического исследования.

44. Методы сбора социологической информации.

Методы социологических исследований

Опрос в социологическом исследовании и его виды.

46. Социологическое наблюдение.

47. Изучение документов в социологическом исследовании.

48. Выборочный метод и его использование. Репрезентативность выборки.

⇐ Предыдущая567891011121314

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 374 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


admin