Места общего пользования в многоквартирном

Очень часто сегодня возникает вопрос о понятии «нежилое помещение» в многоквартирном доме.

Многие путают его с помещениями, входящими в состав общего имущества, или местами общего пользования (МОП), и от этого вопросов по расчету размера платы за коммунальные услуги становится ещё больше.

В этой статье мы разъясним, что же относится к нежилым помещениям в многоквартирном доме, и каким образом для них рассчитывается плата за коммунальные услуги.

Нежилые помещения в многоквартирном доме

Итак, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Постановление № 354) нежилое помещение в многоквартирном доме – это помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения.

К нежилым помещениям приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).

Нежилые помещения можно условно обозначить как коммерческие – различные магазины, офисы, аптеки, кафе, которые расположены в доме и, естественно, являются его частью.

У нежилых помещений также имеются собственники, на них также должны быть оформлены свидетельства регистрации права собственности конкретным юридическим или физическим лицом, впрочем, как и для обычных квартир.

Так как собственники нежилых помещений в многоквартирном доме имеют такие же права и обязанности, как и собственники квартир, расчет размера платы за коммунальные услуги производится для них на общих основаниях.

Они обязаны нести расходы на оплату коммунальных услуг по отоплению, согласно занимаемой общей площади, газоснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению по показаниям индивидуальных приборов учета или по объемам, выявленным расчетным способом. Также за ними сохраняется обязанность по оплате коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.

В формулах расчета размера платы за коммунальные услуги Постановления № 354 применяется понятие общей площади всех жилых и нежилых помещений, и здесь используется именно площадь помещений, за которыми закреплены собственники или пользователи помещений, помещения общего пользования, входящие в состав общего имущества, в эту площадь не включаются.

Следует отметить, что вопросы с правильным определением площади стали возникать в связи с необходимостью оборудования многоквартирных домов общедомовыми приборами учета, ведь на тех домах, где такие приборы отсутствуют, совершенно все равно какую площадь занимают, допустим, магазины, расположенные на первом этаже, расчет производится для квартир по нормативам, для нежилых помещений определенный объем коммунальной услуги рассчитывает ресурсоснабжающая организация, учитывая, что в этом помещении находится, какая у него площадь и другие параметры.

Когда же на доме установлен общедомовой прибор учета на какую-нибудь коммунальную услугу очень важно учитывать все помещения, а не только квартиры, например. Ведь если в расчет не брать нежилые помещения, доля расходов по оплате за коммунальные услуги, предоставленных на общедомовые нужды, существенно возрастет для собственников и пользователей квартир.

Бдительные граждане в многоквартирных домах совсем недавно стали обращать на это внимание, так как эта проблема касается как новостроек, так и старых домов. Сегодня становится популярным выкупить в многоквартирном доме квартиру, расположенную на первом этаже, перевести в нежилое помещение и открыть в нем магазин, например. Если в дальнейшем это помещение учитывается при расчете размера платы за коммунальные услуги, ничего плохого в этом нет, а вот если расчет производится без учета таких помещений, это уже неправильно.

Хотя вопросы возникают и с другой стороны – от собственников нежилых помещений, которые согласно формулам должны оплачивать, например, отопление или электроснабжение, используемые в подъездах многоквартирного дома, хотя они такими помещениями не пользуются, так как имеют отдельный выход на улицу. Но исключение нежилых помещений из общего расчета было бы нарушением как самого Постановления № 354, так и принципов всего жилищного законодательства.

Бывают случаи, когда некоторые помещения, входящие в состав общего имущества, такие как подвалы или цоколи, переходят в категорию нежилых помещений. Говорить о том насколько это законно мы не будем, а вот по порядку расчета размера платы за коммунальные услуги будет вырисовываться следующая картина. Если некоторые помещения в подвале или цоколе оформлены юридически как нежилые помещения, то есть на них оформлены свидетельства регистрации права собственности, то расчет будет производиться как для нежилых помещений.

А вот если такие помещения не зарегистрированы как нежилые помещения, то подвалы и цоколи будут относиться к помещениям, входящим в состав общего имущества многоквартирного дома, соответственно и плата за коммунальные услуги, потребляемые в этих помещениях будет распределяться на собственников и пользователей жилых и нежилых помещений этого дома.

Если же подвал или цоколь, например, сдаются в аренду (такое тоже очень часто используется) для этого нужно решение общего собрания собственников помещений, на котором и определяется порядок сдачи в аренду таких помещений, стоимость оплаты, а также порядок использования средств, полученных от сдачи в аренду таких помещений. Обязанность по оплате коммунальных услуг для арендатора возникнет, только если такое решение будет принято общим собранием и предусмотрено договором аренды.

Поэтому в многоквартирных домах, где помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений используется в коммерческих целях, а также имеются нежилые помещения необходимо четко знать, на каком основании такие помещения занимаются, и каким образом рассчитывается для них плата за коммунальные услуги.

В связи с этим напоминаем, что подпунктом р) пункта 31 Постановления № 354 в обязанность исполнителя коммунальных услуг входит предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.

Поэтому потребителям коммунальных услуг не нужно стесняться, а необходимо своевременно обращаться к исполнителю за разъяснением при возникновении вопросов по оплате за коммунальные услуги. Может чувство контроля со стороны потребителей заставит исполнителей более серьезно и ответственно подходить к своим обязанностям.

11.05.2017 10:46:00

В органы прокуратуры периодически поступают обращения граждан о нарушении правил проживания со стороны соседей, в том числе на загромождение лестничных площадок посторонними предметами, перекрытие путей эвакуации мебелью и т.д. В этой связи разъясняем следующее.

В соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 4 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме — помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме.

По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Согласно п. 6 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 № 25 пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с настоящими Правилами.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Таким образом, использование мест общего пользования (общего имущества дома) в личных целях, затрагивающих интересы других соседей, без соответствующего решения собственников помещений, принятого на общем собрании, не допускается.

Таким образом, при злоупотреблении правом со стороны соседей, граждане вправе направлять обращения для разрешения в Государственную жилищную инспекцию Республики Коми и подразделения надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Коми.

Кроме того, в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 ЖК РФ).

Под недопустимостью произвольного лишения жилища понимается лишение жилища во внесудебном порядке и по основаниям, не предусмотренным законом. Это ограничение действует в отношении любых лиц, вселившихся в жилое помещение.

Таким образом, в случае систематического нарушения жилищных прав со стороны соседей, граждане также вправе обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением об их выселении.

Печорская межрайонная прокуратура

Возврат к списку

Портал Domik.ua выяснил, как совладельцы вправе использовать имущество многоквартирного дома, в котором создано ОСМД.

В нынешнем году в Украине вопросы использования имущества жилого дома с ОСМД регулируются Гражданским кодексом Украины и статьями Закона Украины:

— «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» №2866-14 последняя редакция от 19.07.2017 ;

— «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» №417-19 последняя редакция от 23.07.2017 .

Что относится к общему имуществу многоквартирного дома

В ст. 1 закона №417-19 прописано, что в перечень общего имущества многоквартирного дома входят:

  • помещения общего пользования, в том числе и вспомогательные;
  • несущие, ограждающие и несущее-ограждающие конструкции дома;
  • механическое, электрическое, сантехническое и другое оборудование внутри или за пределами дома, обслуживающее более одного жилого или нежилого помещения;
  • здания и сооружения, предназначенные для обеспечения потребностей совладельцев жилого дома и расположенные на придомовой территории;
  • права на земельный участок, на котором расположен жилой дом, а также здание и сооружения, которые относятся к многоквартирному дому.

Аналогичный список общего имущества многоквартирного дома утвержден и в ст. 382 Гражданского кодекса Украины (ГКУ). К такому имуществу относятся и приобретения, совершенные за счет взносов и платежей совладельцев.

Общее имущество многоквартирного дома запрещено разделять между совладельцами. Им не предоставляется право на выделение в натуре части из общего имущества — такая норма утверждена в ст. 5 закона №417-19.

Читайте также: Полный список прав и обязанностей совладельцев жилого дома с ОСМД

Кто и как вправе использовать общее имущество жилого дома с ОСМД

Как сообщила в эксклюзивном комментарии Domik.ua начальник управления развития ЖКХ Департамента жилищно-коммунальной инфраструктуры КГГА Вера Радченко, совладельцам разрешено принимать решение о правилах и способах использования общего имущества жилого здания. Такие вопросы должны обсуждаться и утверждаться на общем собрании совладельцев жилого здания с внесением соответствующего решения в протокол собрания.

Также совладельцы могут сдавать в аренду вспомогательные помещения, отдельно стоящие здания, которые относятся к общему имуществу дома, и внешние стены многоквартирного дома. Это право подтверждается в ст. 21 Закона Украины №2866-14: средства объединения состоят, в том числе из средств, полученных ОСМД в результате сдачи в аренду вспомогательных помещений и другого общего имущества многоквартирного дома.

Узнать, какие решения разрешено принимать совладельцам на общем собрании можно .

Читайте также: Какие документы должны передать управляющие компании ОСМД в 2018 году

Как получить и потратить доход от использования общего имущества многоквартирного дома

Объединение совладельцев многоквартирного дома выступает неприбыльной организацией и не ставит цели получения дохода для его разделения между совладельцами. «Хозяйственное обеспечение деятельности объединения может осуществляться его собственными силами (путем самообеспечения) или привлечения на договорных началах субъектов хозяйствования», — значится в ст. 4 Закона Украины №2866-14.

В типовом уставе ОСМД, который утвержден указом Государственного комитета по вопросам ЖКХ №141 от 27.08.2003 , прописано: «Запрещено распределение полученных объединением доходов или их части среди совладельцев, работников объединения (кроме оплаты их труда, начисления единого социального взноса), членов органов управления и других, связанных с ними лиц». Доходы ОСМД разрешено использовать только для финансирования расходов на его содержания и реализацию цели объединения, прописанной в уставе.

По словам Веры Радченко, сдача жилых помещений в аренду позволит совладельцам уменьшить расходы на содержание многоквартирного дома. «Чтобы сдать помещение в аренду, совладельцам необходимо принять решение и прописать его в протоколе общего собрания. В решении также должно быть указано целевое назначение полученных средств — например, отчисления в ремонтный фонд. Глава правления подписывает договор с арендатором. Важно, что договорные отношения оформляются не как договор аренды, а как участие арендатора в общих расходах на содержание многоквартирного дома. В таком случае ОСМД не будет платить налог на прибыль», — отметила чиновник.

Узнать, кто и как должен управлять имуществом многоквартирного дома, в котором создано ОСМД можно .

Детальней ознакомиться с правилами организации деятельности объединения совладельцев многоквартирных домов, можно на форуме все о создании ОСМД в многоквартирном доме .

Содержание мест общего пользования в многоквартирном доме может осуществляться собственниками помещений или иными лицами с учетом выбранного способа управления. Перечень работ, условия их выполнения и финансирования устанавливаются на общем собрании собственников помещений.

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

Перечень мест общего пользования

· помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме. Например, это межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, коридоры, колясочные, технические этажи, чердаки и подвалы;

· иные помещения, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в доме;

· земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома и расположенные на указанном земельном участке.

Лица, обязанные содержать места общего пользования

Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту мест общего пользования или привлекать иных лиц (п. 12 Правил № 491).

В зависимости от способа управления многоквартирного дома содержание мест общего пользования может осуществляться (п. п. 12, 16Правил № 491; п. 8 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290):

1) управляющей организацией;

2) ТСЖ, ЖК, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) застройщиком (в отношении помещений в доме, не переданных иным лицам по передаточному акту, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию);

4) лицом, принявшим от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в доме по передаточному акту;

5) иными лицами, с которыми заключен договор о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме;

6) привлекаемыми специализированными организациями — в части выполнения работ в целях содержания в надлежащем техническом состоянии лифтового хозяйства и противопожарных систем многоквартирного дома.

Порядок содержания мест общего пользования

Содержание мест общего пользования включает в себя, в частности (п. 11 Правил № 491):

1) осмотр помещений в целях выявления несоответствия их состояния требованиям законодательства, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;

2) поддержание в помещениях необходимой температуры и влажности;

3) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

4) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ о пожарной безопасности;

5) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

6) текущий и капитальный ремонт.

Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании утверждают перечень услуг и работ по содержанию мест общего пользования, условия их оказания и выполнения, а также размер финансирования (п. 17 Правил № 491).

По общему правилу периодичность оказания услуг и выполнения работ определяется с учетом установленных законодательством требований, но собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении более частой периодичности (п. 5 Правил № 290).

Периодичность видов работ

· сухая уборка и мойка пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. — не реже чем через пять дней;

· сухая уборка и мойка стен — не реже двух раз в год;

· мокрая уборка всех поверхностей лестничных клеток — не реже раза в месяц;

· ремонт подъездов — раз в пять лет или раз в три года в зависимости от классификации зданий и физического износа;

· планово-предупредительный текущий ремонт мусоропроводов — раз в пять лет;

· уборка теплых чердачных помещений — не реже раза в год;

· побелка дымовых труб, стен, потолка и внутренних поверхностей вентиляционных шахт — раз в три года.

Бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений в этом доме (ст. 210 ГК РФ; ч. 1 ст. 39 ЖК РФ).

admin