Меры административного пресечения

Меры административно-правового пресечения

Меры административно-правового пресечения — способы, средства административного принуждения, направленные на принудительное прекращение совершаемых правонарушений или предотвращения наступления вредных последствии от их совершения, и могут быть применены только к лицам, их совершающим.

Следует выделить процессуальные меры пресечения, особая цель применения которых заключается в обеспечении нормального хода производства по делам об административных правонарушениях – не позволить виновному уклониться от ответственности, собрать необходимые доказательства, обеспечить исполнение постановления (доставление, привод, задержание, личный досмотр, досмотр вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, их задержание, арест имущества).

Пресечь можно только то деяние, которое находится в стадии совершения. Для совершенного деяния пресечение бессмысленно.

Применение мер пресечения предотвращает совершение новых правонарушений, не позволяет развиваться противоправному деянию.

Меры административно-правового пресечения не могут выступать в качестве наказания; применяются в период совершения правонарушения или покушения на его совершение.

Основанием применения мер административно-правового пресечения является совершение административного правонарушения.

Меры административного принуждения, предупреждения и пресечения.

Могут применяться для прекращения преступных действий. Основанием для указанных мер, по мнению Рябцева Л.М., может послужить совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий.

Отличием мер административного пресечения от иных мер административно-правового принуждения является то, что при применении мер административного пресечения установления вины не требуется. Их применение не влечет состояния наказанности для субъекта. Меры административного пресечения могут применяться для прекращения противоправных деяний, совершенных невменяемыми и душевнобольными.

Рассмотрим классификацию мер административно-правового пресечения.

Меры пресечения можно разделить на три вида:

1) меры, выражающиеся в принудительных действиях:

-административное задержание;

-помещение в медицинский вытрезвитель;

-контроль;

— освидетельствование;

— таможенная проверка;

-отстранение от управления транспортным средством;

-выдворение и другие);

2) меры, применяемые с использованием специальных средств:

-использование физической силы;

-использование специальных средств;

-применение огнестрельного оружия;

3)вынесение специальных правовых актов (предписаний):

-требование прекратить противоправное деяние (в устной или письменной форме);

-остановка работы предприятия;

-запрещение эксплуатации здания и др.

В зависимости от цели и способа воздействия меры административного принуждения делят на обычные и специальные.

К обычным мерам пресечения можно отнести:

-требование прекратить противоправное деяние;

-превентивное задержание: помещение в медицинский вытрезвитель, приемник – распределитель, неотложная принудительная госпитализация лица, нуждающегося в психиатрическом лечении и др.;

-принудительное лечение лиц, страдающих опасными заболеваниями;

-запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;

-запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по общественной безопасности;

-снос самовольно возведенных строений и другие меры.

Специальными мерами административного пресечения являются применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники.

При применении специальных мер могут использоваться:

-средства простого физического воздействия (боевые приемы, использование служебных собак);

-технические средства ( водометы, наручники, резиновые палки и др.);

-огнестрельное оружие.

Применению специальных мер предшествует предупреждение о намерении его использовать.

Специальные средства не применяются к женщинам с видимыми признаками беременности, малолетних, инвалидов с явными признаками инвалидности (за исключением случаев совершения ими вооруженного нападения или иных действий, угрожающих жизни и здоровью людей).

Огнестрельное оружие не может применяться к женщинам.

Административно-правовое пресечение может применяться в форме физического насилия, использования специальных средств и огнестрельного оружия.

1.являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как средство обеспечения и охраны общественного правопорядка, обеспечения общественной безопасности, борьбы с другими правонарушениями в сфере государственного управления.Функции административного принуждения: 1-Предупреждение, 2-Карательная функция

Особенности административного принуждения:

• основывается на нормах административного права;

• применяется как физическими, так и юридическими лицам;

• применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права;

• закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах;

• применяется широким кругом уполномоченных субъектов;

• применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке;

• порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами, создающими упрощенную процедуру;

• применяется как к лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения);

• законность применения обеспечивается системой гарантий;

• применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности.

Цели административного принуждения:

• предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, не связанных с правонарушением;

• пресечение правонарушений;

• восстановление нарушенного состояния;

• процессуальное обеспечение;

• наказание (ответственность) правонарушителя.

По характеру и специфике правонарушения: меры психического воздействия, меры физического воздействия, меры материального (имущественного) воздействия, меры организационного воздействия.

По субъекту применения: меры, применяемые индивидуальными субъектами и применяемые коллективными субъектами.

По нормативным основаниям: могут основываться на законах и подзаконных актах.

Применяются меры либо в административном (внесудебном), либо в судебном порядке.однако отдельные меры административного принуждения могут применяться только судьями.

МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ

Это относится к случаям назначения таких административных наказаний, как возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности. Судебный порядок рассмотрения соответствующих правонарушений и назначения перечисленных наказаний закреплен в КоАП РФ

Меры принуждения могут быть основаны на правонарушениях, на иных фактах (аномалии с правовым содержанием).

По сфере воздействия: внутриорганизационные и внешневластные меры.

2. Меры административного предупреждениянаправленны на предупреждение правонарушений и предотвращение обстоятельств, угрожающих безопасности личности, общества, государства. в целях предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, которые могут привести к нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, другим явлениям, вредным для режима управления государством.

Административное предупреждение может быть осуществлено в виде контрольной проверки, проверки документов, досмотра вещей, багажа, ручной клади, досмотра транспортных средств, личного досмотра, административного задержания, вхождения в дома граждан, введения карантина, закрытия участков государственной границы, участков дорог, улиц и т. п., принудительного выселения из домов, грозящих обвалом, реквизиции имущества, технического осмотра транспортных средств, принудительного медицинского освидетельствования, административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, надзора за соблюдением правил противопожарной безопасности, других мер.

3. Меры административного пресечения в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий.

Основание применения мер пресечения – противоправное деяние, указанные меры могут применяться только в момент его совершения.

1) меры пресечения, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (задержание, физическое воздействие, принудительное лечение, применение специальных средств и оружия и др.);

2) меры пресечения имущественного характера (изъятие имущества, незаконных средств охоты, рыбной ловли, снос самовольно возведенных строений и др.);

3) меры пресечения технического характера (приостановление работы предприятия в случае грубого нарушения правил охраны труда и техники безопасности, правил пожарной безопасности и др.);

4) меры пресечения санитарно-эпидемиологического характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания при нарушении санитарных норм и др.);

5) меры пресечения финансово-юридического характера (изъятие в фонд бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями, организациями путем нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, приостановление операций юридических и физических лиц по расчетам в случае непредставления (или отказа представить) государственным налоговым органам отчетов, балансов, расчетов, деклараций и др.).



admin