Медицинский стаж работы в здравоохранении

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
от 27 января 2006 года № 06-11/28
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
от 27 января 2006 года № 11/302
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
от 27 января 2006 года № 12-03-04/116а

РАЗЪЯСНЕНИЕ
по отдельным вопросам исчисления заработной платы работников
учреждений здравоохранения в соответствии с постановлением Кабинета
Министров Республики Узбекистан от 21 декабря 2005 года № 276

1. Сохраняется ли фонд материального стимулирования в размере 15% в медицинских учреждениях?

В соответствии с пунктом 3 Постановления Президента Республики Узбекистан от 1 декабря 2005 года № ПП-229 «О совершенствовании системы оплаты труда медицинских работников» Фонд материального стимулирования и развития медицинских организаций создается с 1 января 2006 года на базе Фонда развития медицинских организаций, который формировался согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 сентября 1999 года № 414 «О совершенствовании порядка финансирования бюджетных организаций».

Порядок формирования и использования средств Фонда материального стимулирования и развития медицинских организаций определен Положением об этом Фонде, утвержденным постановлением Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства финансов Республика Узбекистан от 31.12.05г. №06-3/436, №5083 и №107 (рег.№ 1537 от 14.01.2006г.).

2. Засчитывается ли в непрерывный трудовой стаж медицинских и фармацевтических работников время, когда работник не работал, но сохранял за собой место работы (должность) и получал пособия по государственному социальному страхованию?
Какие документы требуются для подтверждения непрерывного стажа работы по специальности?

1) «Порядком исчисления непрерывного стажа работы по специальности медицинским и фармацевтическим работникам» (приложение № 3 к Положению о порядке и условиях оплаты труда медицинских и фармацевтических работников государственных учреждений Республики Узбекистан, утвержденному 2 постановлением Кабинета Министров от 21.12.05 г. № 276) введено понятие «непрерывный стаж работы по специальности во всех учреждениях здравоохранения. Ранее непрерывный стаж работы учитывался только по отдельным должностям в отдельных учреждениях здравоохранения.

Исчисление продолжительности стажа непрерывной работы медицинских работников устанавливается только для определения размера надбавки.

В соответствии с вышеназванным Порядком периоды времени, когда работник не работал, но сохранял за собой место работы и получал пособие по государственному социальному страхованию, кроме периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 2 (3) лет, засчитываются в непрерывный стаж работы по специальности.

С 1 января 2006 года периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 2 (3) лет не будут учитываться в непрерывном стаже работы по специальности, однако эти периоды не прерывают стаж работы по специальности работника, который у него имелся до выхода в отпуск по уходу за ребенком.

2) Принимая во внимание, что в соответствии со статьей 27 Закона Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах» нормативно-правовые акты не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после
введения их в действие, периоды нахождения медицинских работников в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 2 (3) лет до 1 января 2006 года приравнивается к непрерывному стажу работы по специальности. Документом, подтверждающим непрерывный стаж работы по специальности, в этом случае, является Трудовая книжка, в которой, в соответствии с Инструкцией о ведении трудовых книжек (per. МЮ №402 от 29 января 1998г.), производятся записи о приеме на работу, с указанием профессии, должности и присвоенного разряда, переводе на другую постоянную работу и прекращении трудового договора.

Начиная с 1 января 2006 года, администрация учреждений здравоохранения должна вести учет трудового стажа работы по специальности на каждого медицинского и фармацевтического работника, выделяя в нем периоды
нахождения работника в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 2 (3) лет, и при прекращении трудового договора с работникам выдавать ему соответствующую справку. В справке указываются периоды работы по специальности и периоды нахождения работника в вышеуказанном социальном отпуске.

3. Как быть в тех случаях, когда до 1 января 2006 года отдельным категориям работников (врачам сельских врачебных пунктов (СВП), амбулаторий и участковых больниц, расположенных в сельской местности,
участковым терапевтам, подростковым врачам, участковым педиатрам и участковым медицинским сестрам территориальных участковых поликлиник, заведующим терапевтическими и педиатрическими отделениями в поликлиниках, старшим врачам, врачам и среднему медицинскому персоналу выездных бригад скорой помощи и санитарной авиации и в других 3 медучреждениях) устанавливалась надбавка за продолжительность стажа непрерывной работы?

Порядок исчисления непрерывного стажа работы по специальности медицинским и фармацевтическим работникам не имеет обратной силы, соответственно, стаж непрерывный работы по специальности, имевшийся по
состоянию на 1 января 2006 года у работников в отдельных учреждениях, подразделениях и должностях, учитывается как непрерывный стаж, полученный до указанной даты.

Таким образом, врачам сельских врачебных пунктов (СВП), амбулаторий и участковых больниц, расположенных в сельской местности, участковым терапевтам, подростковым врачам, участковым педиатрам и участковым
медицинским сестрам территориальных участковых поликлиник, заведующим терапевтическими и педиатрическими отделениями в поликлиниках, старшим врачам, врачам и среднему медицинскому персоналу выездных бригад скорой помощи и санитарной авиации, работникам противочумных учреждений и структурных подразделений учреждений по борьбе с особо опасными инфекциями, работникам лепрозорных учреждений и структурных подразделений учитывается непрерывный стаж работы, который у них был по состоянию на 1 января 2006 года.

Для вновь принятых на работу (после 1 января 2006 года) в указанные учреждения будет действовать Порядок, приведенный в приложении № 3 к Положению о порядке и условиях оплаты труда медицинских и фармацевтических работников государственных учреждений здравоохранения, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 декабря 2005 года № 276.

4. Как поступать в случаях, если при введении новых условий оплаты труда у работника выявляется снижение размера заработной платы?

В соответствии с общей практикой применения законодательства введение новых условий оплаты труда не должно ухудшать индивидуальных условий оплаты труда работника, несмотря на то, что трудовым законодательством (ст. 156 Трудового кодекса) случаи изменения оплаты труда в неблагоприятную для работника сторону не исключаются.

В связи с этим, в целях сохранения контингента работников и защиты их интересов, допускается сохранение за работником на момент введения новых условий имевшейся ранее более высокой заработной платы, чем это предусмотрено новыми условиями. Указанный размер заработной платы сохраняется вплоть до прекращения с работником трудовых отношений в порядке, предусмотренном законодательством. В этом случае источником сохранения данным категориям работников заработной платы являются средства бюджета. Данный размер оплаты труда будет действовать до момента, когда в соответствии с новыми условиями оплаты труда размер заработной платы не превысит ранее установленный размер оплаты труда.

5. Как устанавливаются надбавки за продолжительность стажа непрерывной работы по специальности и доплаты медицинским и фармацевтическим работникам в связи с опасными для здоровья и особо 4
тяжелыми условиями труда работникам, работающим более или менее 1 ставки?

Надбавки за продолжительность стажа непрерывной работы по специальности медицинским и фармацевтическим работникам исчисляются ежемесячно только по основной должности (работе), исходя из должностного
(месячного) оклада (ставки).

Исключение существует только для врачей и среднего медперсонала выездных бригад станций (отделений) скорой медицинской помощи, где надбавки за продолжительность непрерывной работы по специальности исчисляются как по основной, так и по совмещаемой должности.

Медицинским и фармацевтическим работникам доплаты в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда исчисляются как по основной, так и по совмещаемой работе (должности).

6. Распространяются ли доплаты в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда в размере 25 процентов на обслуживающий персонал, в том числе на работников бухгалтерий туберкулезных больниц?

Специалисты и служащие, в том числе библиотечные и клубные работники, эвакуаторы туберкулезных больниц получают доплаты за вредные условия труда в размере 25%. Работники бухгалтерий, расположенных на территории туберкулезных больниц, также получают доплаты за вредные условия труда в размере 25%.

7. Учитывается ли при установлении надбавок за продолжительность стажа непрерывной работы по специальности время работы работника в других медицинских учреждениях по специальности?

Если да, тогда учитывается ли непрерывный стаж работы медицинских работников по специальности в учреждениях другого профиля (например, в учреждениях просвещения и т.д.)?

Порядок исчисления непрерывного стажа работы по специальности медицинским и фармацевтическим работникам определен приложением № 3 к Положению о порядке и условиях оплаты труда медицинских и фармацевтических работников государственных учреждений Республики Узбекистан, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 декабря 2005 года № 276. Данный порядок исчисления непрерывного стажа работы по специальности распространяется на все медицинские должности в учреждениях, независимо от их подведомственности.

8. Согласно Перечню учреждений и их подразделений, а также должностей, работа в которых дает право работникам на доплаты к тарифным ставкам в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, утвержденному постановлением Кабинета Министров от 21 декабря 2005 года № 276, врачам-неонатологам учреждений родовспоможения устанавливается доплата в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда в размере 25 процентов. Распространяется ли данная 5 доплата на врачей-неонатологов, работающих в других учреждениях, например, в отделениях новорожденных центральных районных больниц?

Распространяется на врачей неонатологов, работающих в отделениях для новорожденных детей.

9. К какой группе учреждений относятся учреждения санаторного типа (туберкулезные, инфекционные), финансируемые по разделу 200 «Просвещение». Применяются ли поправочные коэффициенты к тарифным ставкам медицинских работников данного типа?

В соответствии с пунктом 14 Положения о порядке и условиях оплаты труда медицинских и фармацевтических работников государственных учреждений Республики Узбекистан тарифные ставки медицинских работников врачебно-трудовых экспертных комиссий, домов-интернатов для инвалидов и престарелых, пансионатов, учебных заведений для инвалидов, реабилитационных центров для инвалидов, а также детских дошкольных учреждений, школ-интернатов всех типов, детских домов «Мехрибонлик уйи», санаторно-лесных школ устанавливаются по первой группе учреждений, для которых применение поправочного коэффициента
не предусмотрено.

10. Какой максимальный размер надбавки за непрерывный стаж работы устанавливается для работников противочумных учреждений и структурных подразделений по борьбе с особо опасными инфекциями в
учреждениях санэпидемнадзора?

Можно ли применить для работников отделений «по борьбе с особо опасными инфекциями» «Санэпиднадзора» абзац пятый пункта 24 -надбавки за непрерывный стаж работы по специальности до 80%?

Максимальные размеры надбавок за непрерывный стаж работы устанавливаются:

— для медицинских работников противочумных учреждений -80%;

— для специалистов, служащих и работников противочумных учреждений -60%;

— для медицинских работников отделов особо опасных инфекций учреждений санитарно-эпидемиологического надзора -40%

11. Областной филиал республиканского центра экстренной медицинской помощи существует всего 5 лет. Работник с 20-летним стажем работы в «Санэпиднадзоре» перешел на работу в экстренную больницу на
должность зав. отделом санавиации. Как исчисляется его непрерывный стаж работы по специальности?

Порядок исчисления непрерывного стажа работы по специальности медицинским и фармацевтическим работникам определен приложением № 3 к Положению о порядке и условиях оплаты труда медицинских и фармацевтических работников государственных учреждений Республики Узбекистан, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 декабря 2005 года № 276.

Данный порядок исчисления стажа работы по специальности распространяется на все медицинские учреждения независимо от профиля медицинского учреждения. В данном примере, заведующему отделом санавиации
областного центра экстренной медицинской помощи будет засчитываться время работы в службе «Санэпиднадзора» и надбавка за продолжительность непрерывного стажа работы по специальности будет исчисляться в размере: за первые три года стажа непрерывной работы и за каждые последующие два года по 10 % от тарифной ставки, максимальный размер надбавки-30%.

12. Как устанавливать доплату за работу, связанную с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, заведующим бактериологическими, вирусологическими, противоэпидемиологическими и паразитологическими отделениями учреждений санитарно-эпидемиологического надзора?

В соответствии с пунктом 1.19 «Перечня учреждений и их подразделений, а также должностей, работа в которых дает право работникам на доплаты к тарифным ставкам в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда» приложения №2 к «Положению о порядке и условиях оплаты труда медицинских и фармацевтических работников государственных учреждений Республики Узбекистан» постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 декабря 2005 года № 276, заведующим бактериологическими, вирусологическими, противоэпидемиологическими и паразитологическими отделениями учреждений санитарно-эпидемиологического надзора устанавливается доплата в размере 15% от тарифной ставки.

В соответствии с пунктом 3.16 вышеуказанного «Перечня» врачам бактериологам, врачам вирусологам лабораторий санитарно-эпидемиологического надзора при работе с живыми возбудителями инфекционных заболеваний (или больными животными), с вирусами, вызывающими заболевания, при анализе крови, кала и мочи устанавливается доплата в размере 25% от тарифной ставки.

13. Устанавливается ли надбавка за продолжительность непрерывного стажа работы по специальности руководителям медицинских учреждений и их заместителям?

Руководителям медицинских учреждений и их заместителям (врачам) по лечебной работе устанавливается надбавка за продолжительность непрерывного стажа работы по специальности.

14. Как производится оплата труда главного врача и его заместителя республиканской противотуберкулезной больницы №2 на 75 коек? В данной больнице внедряется пилотный проект «ДОТЦ». Больные находятся на лечении 2 года. Отсутствует число пролеченных больных. К какому типу учреждений относится эта больница?

Для медицинских учреждении стационарного типа в обязательном порядке в смете учреждения утверждается показатель «число пролеченных больных». Исходя из числа пролеченных больных, определяется тип учреждения по оплате труда его руководителей. Данный порядок отнесения учреждений здравоохранения к 7 группам по оплате труда руководящих работников действовал и до 1 января 2006 года. Разница состоит лишь в том, что вместо термина «группа» теперь используется термин «тип учреждения».

15. Как определяется должностной оклад заведующего внутрибольничной аптеки?

Должностной оклад заведующего аптекой медицинских учреждений определяется как провизора соответствующей категории. За заведование ему доплачивается в зависимости от штатной численности провизоров, т.е. в
соответствии с абзацем 4 пункта 16 раздела V Приложения № 2 к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 декабря 2005 года № 276.

16. Как устанавливается доплата за заведование СВП?

Доплата за заведование СВП устанавливается в соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 16 Приложения № 2 к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 декабря 2005 года № 276.

17. Как производится оплата труда медицинских и фармацевтических работников при совмещении профессий (должностей)?

В соответствии со статьей 160 Трудового Кодекса Республики Узбекистан размер оплаты труда работников за совмещение профессий(должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ,
выполнение наряду с основной работой обязанностей временно отсутствующих работников, а также при совместительстве (выполнение работником помимо своей основной другой оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время) определяется по соглашению сторон трудового договора за фактически выполняемую работу.

Пункт 4 Приложения № 2 к постановлению Кабинета Министров от 21.12.05г. №276 предусматривает, что если работнику приказом по медицинскому учреждению установлены дополнительные обязанности в виде совмещения, замещения другой должности, расширения зоны обслуживания относительно установленной нормативами, то выполнение этих работ оплачивается раздельно от оплаты по основной должности в данном учреждении.

Например, врач приказом руководителя медицинского учреждения зачислен на должность (ставка) заведующего терапевтическим отделением в городской поликлинике. Кроме того, при наличии вакантной должности в данной поликлинике он может быть зачислен по приказу на 0,5 ставки врача-терапевта. В данном случае размер заработной платы определяется раздельно по основной и совмещаемой должностям.

Применение данного положения не ущемляет права работодателя и работника на установление договорных отношений.

18. Сохраняются ли ранее действовавшие льготы для лиц, которым предоставляются ежемесячные компенсационные денежные выплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с приложением к Указу Президента Республики Узбекистан от 13.04.2005г. № УП- 3596.

В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Республики Узбекистан от 13.04.2005г. №УП — 3596 утвержден обновленный перечень льготных категорий лиц, которым предоставляются ежемесячные компенсационные денежных выплаты по оплате жилищно — коммунальных услуг в размерах дифференцированных от минимальной заработной платы, в том числе:

Пенсионерам из числа врачей, провизоров, среднего медицинского и фармацевтического персонала, работавших в сельской местности, рабочих поселках, имеющих стаж работы в этой сфере не менее 10 лет — 45%;

Инвалидам, участникам Второй Мировой войны 1941-1945 годов и приравненных к ним лица — 45%;

Героям Советского Союза, Героям Социалистического труда и лицам, награжденным орденами «Славы Ш степеней», бывшим несовершеннолетним узникам фашистах концлагерей, гражданам, работавшим в период блокады города Ленинграда, гражданам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы, лицам пенсионного возраста, проходившим военную службу на ядерных полигонах и других радиационных ядерных объектах-45%;

Участникам Трудового фронта в годы Второй мирвой войны 1941-1945 годов -18%.

По мнению большинства юристов, трудовой стаж — это суммарная продолжительность трудовой, иной общественно-полезной деятельности и других, указанных в законодательстве периодов, с которыми связаны определенные правовые последствия. Причем эти последствия могут быть учтены в различных отраслях российского права. Существует стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, стаж для получения процентной надбавки к заработной плате, стаж работы по юридической специальности, необходимый для приобретения статуса адвоката, стаж работы по юридической профессии для занятия должности судьи и т.д.

Фактически понятие «трудовой стаж» — собирательное для нескольких разновидностей трудового стажа. На сегодняшний день в праве социального обеспечения выделяют следующие виды трудового стажа:

1. Страховой стаж:
а) общий страховой стаж;

б) специальный страховой стаж;

2. Трудовой стаж:
а) общий;

б) специальный (выслуга лет);

3. Непрерывный.
Правовые последствия каждого из указанных видов трудового стажа различны, так же как перечень и условия включения каких-либо периодов в каждый из них.

НЕПРЕРЫВНЫЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ

Непрерывный трудовой стаж — это учитываемая при определении размера пособия по временной нетрудоспособности продолжительность последней непрерывной работы у данного работодателя либо работы у нескольких работодателей, если при переходе с одной работы на другую перерыв не превысил установленных сроков.

Данный вид стажа учитывается при определении размера пособий по временной нетрудоспособности от общего заболевания (100, 80 или 60 % от заработка работника в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа)и до настоящего времени регулируется Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 252 (далее — Правила).

При переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца, если иное не установлено нормами действующего законодательства.

При увольнении после 1 сентября 1983 г. по собственному желанию без уважительных причин непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил трех недель. Однако, на наш взгляд, данная норма противоречит Конституции РФ и по смыслу определения Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 г. № 138-0 не может применяться как необоснованно ущемляющая права работников в зависимости от причины увольнения. Тем не менее, Фонд социального страхования РФ может продолжать настаивать на применении указанной нормы, так как Конституционный Суд РФ не упоминает ее в своем определении.

Непрерывный трудовой стаж сохраняется, если перерыв в работе не превысил двух месяцев, при поступлении на другую работу:

  • лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, после увольнения с работы по истечении срока трудового договора;

  • в Российской Федерации (СССР, РСФСР) после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях Российской Федерации (СССР, РСФСР) за границей или в международных организациях;

  • в Российской Федерации (СССР) граждан, переселившихся из стран, с которыми Российская Федерация (СССР) заключила соглашения или договоры о социальном обеспечении, после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях этих стран. Двухмесячный период в этом случае исчисляется начиная со дня приезда в Российскую Федерацию (СССР).

Непрерывный трудовой стаж сохраняется, если перерыв в работе не превысил трех месяцев, при поступлении на работу:

  • лиц, высвобождаемых c предприятий, из учреждений и организаций в связи с их реорганизацией или ликвидацией либо осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников;

  • после окончания временной нетрудоспособности, повлекшей в соответствии с действующим законодательством увольнение с прежней работы, а также при поступлении на работу после увольнения с работы в связи с инвалидностью либо после увольнения инвалидов по другим основаниям, по которым не установлены более льготные условия сохранения непрерывного трудового стажа. Трехмесячный период в этих случаях исчисляется начиная со дня восстановления трудоспособности;

  • после увольнения вследствие обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе по состоянию здоровья, препятствующему продолжению данной работы (согласно медицинскому заключению, вынесенному в установленном порядке);

  • учителей начальных классов общеобразовательных школ, освобожденных от работы в школе в связи с переводом IV классов на систематическое преподавание основ наук и временным сокращением числа учащихся начальных классов.

При расторжении трудового договора беременными женщинами и матерями, имеющими детей (в том числе усыновленных или находящихся под опекой или попечительством) в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу до достижения ребенком указанного возраста.

Непрерывный трудовой стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе при поступлении на работу:

  • после увольнения по собственному желанию в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность;

  • после увольнения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по старости либо после увольнения пенсионера по старости по другим основаниям. Это правило распространяется также на пенсионеров, получающих пенсии по другим основаниям (например, за выслугу лет), если они одновременно имеют право на пенсию по старости.

Непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора по следующим основаниям:

1. Совершение работником виновных действий, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы. Согласно п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» увольнение работника за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, а также за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей; за совершение виновных действий, дающих основание для утраты доверия, или совершение аморального проступка, если виновные действия, дающие основание для утраты доверия, либо аморальный проступок совершены работником по месту работы или в связи с исполнением им трудовых обязанностей; увольнение руководителя организации (филиала, представительства), его заместителей или главного бухгалтера за принятие необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации; увольнение руководителя организации (филиала, представительства), его заместителей за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей (пп. 5–10 ст. 81 ТК РФ) является мерой дисциплинарного взыскания.

2. Непрерывный трудовой стаж не сохраняется в случае повторного увольнения после 13 декабря 1979 г. по собственному желанию без уважительных причин, если со дня предшествующего увольнения по такому же основанию не прошло 12 месяцев. Однако согласно определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 г. № 138-0 указанное нормативное положение, содержащееся в подп. «и» п. 7 Правил и абз. 2 п. 16 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. № 1117 «О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве», не подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как противоречащее ч. 1, 2 ст. 19, ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 39 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Предусмотренное этими нормами правило о том, что непрерывный трудовой стаж, учитываемый при назначении пособий по временной нетрудоспособности, не сохраняется при повторном увольнении по собственному желанию без уважительных причин, если со дня предшествующего увольнения по такому же основанию не прошло 12 месяцев, препятствовало свободному выбору места работы и существенно, почти в два раза, уменьшало размер указанного пособия, полагающегося к выплате в случае временной нетрудоспособности.

Оспариваемое нормативное положение, введенное постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. № 1117, в условиях социалистической системы хозяйствования было призвано способствовать решению задач формирования стабильных трудовых коллективов, сокращению текучести кадров, укрепления трудовой дисциплины. Перечень причин, признаваемых уважительными при увольнении по собственному желанию, был определен постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 9 июля 1980 г. № 12-21 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения пункта 16 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. № 1117 «О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве”».

Сохранение такого правового регулирования, которое связывает с реализацией работником права на прекращение трудового договора по собственному желанию указанные негативные последствия, является, по сути, нарушением закрепленных ч. 1ст. 37 Конституции РФ в числе основных прав и свобод человека и гражданина свободы труда, права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и противоречит целям и содержанию трудового договора как договора двухстороннего, в котором реализуются перечисленные конституционные права.

Оспариваемое нормативное положение также не согласуется с основными принципами обязательного социального страхования работающих граждан на случай временной нетрудоспособности, его предназначением, поскольку страховое обеспечение, призванное возместить работнику временно утраченный заработок, по существу, ставилось в зависимость от причины увольнения по собственному желанию, а не от среднего заработка застрахованного работника, его трудового (страхового) стажа. Применение указанного положения не только наделяет обязательное социальное страхование не свойственными ему функциями, но и существенно снижает объем страхового обеспечения при наступлении временной нетрудоспособности по сравнению с тем, который предоставляется работникам с таким же средним заработком и трудовым (страховым) стажем при иных обстоятельствах увольнения по собственному желанию. Тем самым нарушается равенство прав и свобод человека и гражданина, поскольку ограничение права застрахованных лиц на получение пособия по временной нетрудоспособности по основанию, предусмотренному оспариваемым нормативным положением, несовместимо с целями, для достижения которых ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допускает ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, с 4 марта 2004 г. повторное в течение года увольнение по собственному желанию без уважительных причин больше не влечет за собой автоматического прерывания непрерывного стажа. Кадровым службам необходимо незамедлительно перепроверить и заново рассчитать продолжительность непрерывного трудового стажа всех работников с учетом указанного определения Конституционного Суда РФ.

В непрерывный трудовой стаж помимо работы в качестве рабочего или служащего засчитывается также:

  • служба в составе Вооруженных Сил СССР, в органах Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел СССР, в народном ополчении и партизанских отрядах, если перерыв между днем освобождения от службы и днем поступления на работу или учебу в высшее или среднее специальное учебное заведение (в том числе на подготовительное отделение), в аспирантуру, клиническую ординатуру, на курсы, в училище или школу по повышению квалификации, переквалификации и подготовке кадров не превысил трех месяцев;

  • время работы или производственной практики на оплачиваемых рабочих местах и должностях в период обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении, пребывания в аспирантуре и клинической ординатуре независимо от продолжительности перерывов, вызванных обучением;

  • время обучения в училищах и школах профессионально-технического образования (технических, профессионально-технических училищах, мореходных школах, школах фабрично-заводского обучения и т.д.), если перерыв между днем окончания училища или школы и днем поступления на работу не превысил трех месяцев;

  • время обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров, если направлению на курсы или в школу непосредственно предшествовала работа в качестве рабочего или служащего либо поступлению на эти курсы или в школу предшествовала служба в составе Вооруженных Сил СССР, в органах Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел СССР, в народном ополчении и партизанских отрядах;

  • время вынужденного прогула при неправильном увольнении, если работник восстановлен на работе.

Не прерывает трудового стажа, но не засчитывается в него:

  • время обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении (в том числе на подготовительном отделении) либо пребывания в аспирантуре или клинической ординатуре, если перерыв между днем освобождения от работы и днем зачисления на учебу не превысил сроков, установленных Правилами в зависимости от причины увольнения, а перерыв между днем окончания учебы либо досрочного отчисления из учебного заведения (аспирантуры, клинической ординатуры) и днем поступления на работу не превысил трех месяцев;

  • время пребывания за границей членов семей рабочих, служащих и военнослужащих, направленных для работы в учреждениях, организациях и на предприятиях СССР за границей или в международных организациях, если перерыв между днем возвращения в СССР и днем поступления на работу не превысил двух месяцев;

  • межсезонный перерыв, если работник на данном предприятии, в учреждении, организации проработал предыдущий сезон полностью, заключил трудовой договор о работе в следующем сезоне и возвратился на работу в срок, установленный договором. Настоящее правило применяется в тех отраслях народного хозяйства, где действующим законодательством допускается суммирование периодов сезонной работы при исчислении непрерывного трудового стажа;

  • время отбывания исправительных работ без лишения свободы по месту работы.

Во всех случаях, когда при переходе с одной работы на другую меняется место жительства, допускаемый перерыв в работе удлиняется на время, необходимое для переезда на новое место жительства.

Если в течение срока поступления на новую работу, которым обусловлено сохранение непрерывного трудового стажа, работник был временно нетрудоспособен и представил справку об этом, выданную лечебным учреждением, с подписями лечащего и главного врачей, удостоверенными печатью, то этот срок удлиняется на число дней нетрудоспособности.

Продолжительность непрерывного трудового стажа рабочих и служащих устанавливается работодателем в соответствии с записями в трудовых книжках или на основании других надлежаще оформленных документов.

В соответствии со ст. 183 ТК РФ размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом. Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 508 «О размере пособия по временной нетрудоспособности» (в ред. от 31.07.2002) действующий порядок исчисления непрерывного трудового стажа граждан при назначении пособий по временной нетрудоспособности сохранен впредь до принятия соответствующего федерального закона. Действие в настоящее время Правил подтверждается решениями Верховного Суда РФ от 15, 20 августа 2002 г.

Поскольку последние изменения и дополнения в Правила вносились в 1991 г., то применять их следует с учетом принятого в последующем законодательства РФ, а также международных соглашений (договоров) с участием Российской Федерации.

В связи с этим вопросы исчисления непрерывного трудового стажа при назначении пособий по временной нетрудоспособности в настоящее время регулируются не только Правилами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (СССР, РСФСР).

Так, в соответствии с п. 14 постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» за работниками, высвобождаемыми в связи с реорганизацией, ликвидацией объединений, предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в районах и местностях, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, определенных постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. № 255 «О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР И Коми АССР», непрерывный трудовой стаж сохраняется на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев.

Согласно п. 2 ст. 28 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» время, в течение которого гражданин в установленном порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывают непрерывного трудового стажа, но в непрерывный трудовой стаж не засчитываются.

Согласно ст. 7 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» за работниками предприятий и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, непрерывный трудовой стаж сохраняется на период трудоустройства, но не более чем на 6 месяцев.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 5 ноября 1992 г. № 1335 «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций» беременным женщинам и женщинам с детьми в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, у которых отсутствуют правопреемники, в случае невозможности подбора им подходящей работы и оказания помощи в трудоустройстве органами службы занятости время со дня их увольнения до достижения ребенком возраста трех лет включается в непрерывный трудовой стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию.

На основании ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж по специальности на следующих льготных условиях: один год службы за полтора года трудового стажа. При этом сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел и поступившим на работу или учебу, стаж не прерывается, если со дня увольнения, не считая времени переезда к месту работы или службы, не прошло свыше трех месяцев.

В соответствии со ст. 51 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г. № 4991-1, сотрудникам, уволенным со службы в органах налоговой полиции и поступившим в течение трех месяцев на работу или учебу (не считая времени переезда к постоянному месту жительства в случае его изменения), время их службы в органах налоговой полиции засчитывается в непрерывный трудовой стаж при назначении пенсии и пособий по государственному социальному страхованию.

Согласно п. 5.8 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 3 октября 1994 г. № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации», в случае освобождения главы администрации от занимаемой должности за ним сохраняется непрерывный трудовой стаж, если перерыв между днем прекращения работы в должности главы администрации и днем поступления на новое место работы не превысил одного года.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» за одним из родителей или иным законным представителем ВИЧ-инфицированного несовершеннолетнего в случае увольнения по уходу за ним и при условии поступления на работу до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет непрерывный трудовой стаж сохраняется.

Статья 16 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» предусматривает, что при увольнении в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением штата государственному служащему выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев (без зачета выходного пособия). В случае непредоставления государственному служащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией государственный служащий остается в реестре государственных служащих (с указанием в резерве) с сохранением в течение года непрерывного трудового стажа государственной службы.

Согласно пп. 13, 14 и 16 Положения об организации общественных работ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 875, с лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор. На них распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании. Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудовой стаж и засчитывается в общий трудовой стаж.

В соответствии с п. 3 ст. 10 и п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в непрерывный трудовой стаж из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву — один день военной службы за два дня работы.

При этом непрерывный трудовой стаж гражданам, уволенным с военной службы, сохраняется при условии, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполняющим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, — независимо от продолжительности перерыва со дня увольнения с военной службы и до поступления на работу.

В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона № 76-ФЗ супругам военнослужащих, проходящих службу по контракту, в непрерывный трудовой стаж, необходимый для получения пособий по социальному страхованию, не засчитывается, но и не прерывает его весь период проживания с супругами до 1992 г. вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 г. — в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению учреждения здравоохранения их дети нуждались в постороннем уходе.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 5 июля 1999 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии его поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения депутатских полномочий.

Супругу депутата Государственной Думы (на основании п. 5 ст. 25 Федерального закона № 3-ФЗ), уволенному в связи с переездом депутата для осуществления им своих полномочий в Государственной Думе, перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж работы (службы).

В соответствии со ст. 256 ТК РФ отпуск женщине по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается в непрерывный трудовой стаж.

«Медицинский вестник», 2009, N 5

Статья заместителя заведующего отделом правовой и социальной защиты, правового инспектора ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ Балькиз Хасяновны Фаткиевой, посвященная вопросам льготного пенсионного обеспечения за выслугу лет, является продолжением публикации на эту тему в предыдущем номере газеты.

Отдельного разговора требуют изменения правил исчисления (стажа) выслуги лет в связи с назначением льготной пенсии. Вступление в силу Постановления Правительства РФ N 1066 от 22.09.1999 г. «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» подвергло серьезным изменениям как порядок назначения данного вида досрочной трудовой пенсии, так и правила исчисления самой выслуги.

В Правилах исчисления сроков выслуги для назначения пенсии досрочно в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения было впервые выдвинуто важное условие. Оно гласит, что в стаж работы засчитывается профессиональная деятельность, выполняемая медицинскими работниками в течение полного рабочего дня в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала, предусмотренных Списком постановления N 1066. Это условие действует с 1 ноября 1999 г. Под полным рабочим днем понимается не менее 80% рабочего времени (разъяснение Минтруда РФ N 5 от 22.05.1996, утвержденное постановлением Минтруда РФ N 29 от 22.05.1996).

Был изменен порядок исчисления периодов работы с применением так называемого льготного коэффициента 1,3 (1 год и 3 месяца) за работу в сельской местности, поселке городского типа (п.г.т.), рабочем поселке (р.п.).

«Льготный коэффициент 1,6 (1 год и 6 месяцев) применим при подсчете стажа работы врачей и среднего медицинского персонала, работавших в должностях в структурных подразделениях, поименованных в Перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев. Кроме того, в Перечне упомянута каждая должность медицинского работника, имеющего право на льготное исчисление стажа в полуторном размере. В частности, отныне работа в отделениях хирургического профиля учитывается в льготном порядке при занятии должности медицинского работника с указанием слова «оперируюший(ая)». Тем самым данное постановление (N 1066) законодательно определяет условие принятия медицинскими работниками указанных отделений участия в проведении операций.

Обращаем внимание на особый порядок льготного исчисления стажа работы медицинских работников. Он установлен в п. 5 Правил исчисления стажа, утвержденных постановлением Правительства РФ N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Речь идет об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Возьмем для примера группу медицинских работников. Допустим, что они осуществляли лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения и в должностях согласно перечню, утвержденному постановлением N 781 (в отделениях хирургического профиля, анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии, патологоанатомических, отделах всех наименований судебно-медицинской экспертизы и т.д.), в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности, в п.г.т., р.п. и в городе (смешанный стаж). В таких случаях работа за календарный год засчитывается на наиболее выгодных для работника условиях: один год работы надо считать за один год и 9 месяцев. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к полному календарному периоду работы.

Б.Х.ФАТКИЕВА

Подписано в печать

В Магаданской области проживает более 45 тысяч пенсионеров, из них 516 человек являются получателями пенсий в связи с лечебной и иной деятельностью в учреждениях здравоохранения по охране здоровья населения. Для работников, которым пенсия назначается не по достижении пенсионного возраста, а после приобретения необходимой выслуги лет (специального стажа), сохраняется право досрочного выхода на пенсию. Право на досрочную пенсию дает стаж работы в учреждениях здравоохранения. Российское законодательство указывает, что:

— не менее 25 лет необходимо проработать в учреждениях здравоохранения в сельской местности;

— не менее 30 лет — в городах и поселках городского типа.

Помимо стажа, медработникам необходимо набрать и определенное количество баллов (не менее 30 к 2025 году).

При этом следует учитывать, что не все категории медицинских работников могут рассчитывать на досрочное пенсионное обеспечение. Существует Список должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, утвержденные постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года.

Периоды работы в учреждениях здравоохранения подсчитываются календарно. Вместе с тем, действующее законодательство предусматривает льготный порядок исчисления при наличии «смешанного» стажа (работа на селе и в городах). Год работы в сельской местности засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца. Медицинским работникам, работавшим в стационаре в отделениях «хирургического профиля», в отделениях анестезиологии-реанимации, патологоанатомических отделениях и отделах судебно-медицинской экспертизы согласно Перечню, год работы засчитывается за 1 год и 6 месяцев. Если же, например, оперирующий врач – хирург работал в хирургическом отделении в больнице, которая находится в селе, и пенсия ему назначается при «смешанном» стаже, то 1 год работы будет включаться в специальный стаж как 1 год и 9 месяцев.

Вместе с тем с 1 января 2019 года досрочная пенсия медицинским работникам может быть назначена не ранее чем через определенный период времени после выработки необходимого стажа. Данный период составляет в 2020 году 24 месяца (ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 году 60 месяцев). Однако, если такие лица приобретут стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии, в переходный период до 31 декабря 2020 года, пенсия им может быть назначена на полгода раньше. Возраст медицинского работника для назначения пенсии значения не имеет. Например, врач, стаж которого в первой половине 2020 года достигнет 25 лет (30 лет), сможет выйти на пенсию через шесть месяцев, то есть уже во второй половине 2020 года. Если необходимый стаж будет выработан в 2021 году, право на пенсию возникнет через три года, то есть не ранее 2024 года.

admin