Медицинская сестра стерилизационной штатные нормативы

О расчете должностей медицинского и другого персонала учреждений здравоохранения при различных режимах работы

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

ПИСЬМО

от 20 августа 1981 года N 02-14/32-14

О расчете должностей медицинского и другого персонала
учреждений здравоохранения при различных режимах работы

В связи с утверждением ряда новых штатных нормативов учреждений здравоохранения и запросами с мест о возможности применения методических указаний «О расчете должностей медицинского и другого персонала в учреждениях здравоохранения при различных режимах работы» для определения численности должностей работников поликлиник и других учреждений здравоохранения при полутора- и двухсменной работе Министерство здравоохранения СССР направляет для руководства методические указания «О расчете должностей медицинского и другого персонала учреждений здравоохранения при различных режимах работы» с внесенными в них дополнениями и уточнениями.
В целях обеспечения ими всех заинтересованных учреждений и организаций разрешается размножить их в необходимом количестве.
Методические указания «О расчете должностей медицинского и другого персонала в учреждениях здравоохранения при различных режимах работы», утвержденные Министерством здравоохранения СССР 03.07.80, считать утратившими силу.

Первый заместитель Министра
О.П.Щепин

Методические указания. О расчете должностей медицинского и другого персонала учреждений здравоохранения при различных режимах работы

УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель
министра здравоохранения СССР
О.П.Щепин
29 августа 1981 года

(Методические указания)

_______________
Методические указания разработаны Планово-финансовым управлением (Маргулис А.Л., Анискевич Д.И., Леонова С.А., Розова О.В.) и Отделом охраны труда и техники безопасности (Глущенко И.Я.) Министерства здравоохранения СССР и Отделом штатного нормирования ВНИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им.Н.А.Семашко (Роговой М.А., Петрушина 3.В., Холодкова В.В.).
Специфика деятельности учреждений здравоохранения предопределяет необходимость установления для них или для отдельных групп персонала, либо для некоторых работников различного режима работы (меньше или больше одной смены, круглосуточного, круглогодичного, в условиях пяти- или шестидневной рабочей недели и т.д.).
Штатные нормативы медицинского, фармацевтического персонала и работников столовых и кухонь и типовые штаты административно-управленческого и хозяйственно-обслуживающего персонала учреждений здравоохранения, по которым планируется численность должностей соответствующих работников, учитывают эту особенность. Однако, для определения числа должностей по той или иной группе персонала в конкретном учреждении необходимо проведение специальных расчетов. Это связано, во-первых, с тем, что в штатных нормативах и типовых штатах возможно, как правило, применение обобщенных, а в некоторых случаях укрупненных показателей (численность населения, пост, смена и т.д.). Во-вторых, определение режима работы (сменность и т.д.) производится на местах.

1. Расчет числа должностей для обеспечения работы любой продолжительности производится по следующей методике:

1.2. На основании данных об установленном режиме работы на каждом рабочем месте (количество смен и их длительность, в т.ч. в общеустановленные выходные и праздничные дни) и календаря (число календарных, предвыходных, выходных, предпраздничных и праздничных дней в году) определяется планируемое время работы в год на этом рабочем месте.

1.3. Исходя из установленной действующим законодательством продолжительности рабочего дня и отпуска и данных календаря определяется годовой баланс рабочего времени одного работника.

1.4. Делением продолжительности рабочего времени в планируемом году на годовой баланс рабочего времени одного работника (п.п.1.2 и 1.3) определяется число должностей, необходимое для обеспечения работы в заданном режиме (круглосуточно, в две смены и т.д.) в течение года на 1 рабочем месте.

1.5. Делением планируемого объема работы на расчетную нагрузку, определяемую по штатным нормативам или типовым штатам, устанавливается количество рабочих мест по одноименным должностям.

1.6. Умножением числа должностей, необходимого для каждого рабочего места, на количество рабочих мест (п.п.1.5 и 1.4) определяется общее число одноименных должностей для обеспечения работы на всех рабочих местах при заданном режиме.

2. В целях оказания практической помощи и сокращения объемов работы на местах по определению числа должностей, ниже, с использованием изложенной методики, приводятся расчеты годового баланса рабочего времени одного работника и числа должностей на один круглосуточный пост (одно рабочее место) при различной продолжительности рабочего дня и отпуска персонала, наиболее часто необходимых учреждениям здравоохранения.

2.1. В году 365 календарных дней, в том числе 52 выходных дня и 8 праздничных дней (1 января, 8 марта, 1, 2, и 9 мая, 7 октября, 7 и 8 ноября). Поскольку, как правило, один из праздничных дней в году совпадает с воскресным (выходным) днем, в расчетах учитываются 59 выходных и праздничных дней в году.
Действующим законодательством работникам здравоохранения в зависимости от условий их труда установлен в основном рабочий день продолжительностью от 5 до 7 часов, а продолжительность отпуска — от 18 до 42 рабочих дней.
В расчете также учитывается, что действующим законодательством предусмотрено сокращение рабочего дня в предпраздничные и предвыходные дни на 1 час для лиц, имеющих 7-часовой рабочий день, и на 0,5 часа для лиц с 6,5-часовым рабочим днем.
В связи с этим количество рабочих часов в год соответственно сокращено на 57 и 28,5 часа (учитывая, что перед 1-2 мая и 7-8 ноября по одному предпраздничному дню).
Таким образом, годовой баланс рабочего времени одного работника при разной продолжительности рабочего дня и отпуска в соответствии с п.1.3 составит:

а) 7 час288 (365 — 59 — 18) дней — 1 час57 дней) = 1959 час;

б) 7 час282 (365 — 59 — 24) дня — (1 час57 дней) = 1917 час;

в) 6,5 час288 (365 — 59 — 18) дней — (0,5 часа57 дней) = 1843,5 час;

г) 6,5 час282 (365 — 59 — 24) дня — (0,5 часа57 дней) = 1804,5 час;

д) 6,5 час276 (365 — 59 — 30) дней — (0,5 часа57 дней) = 1765,5 час;

е) 6 час282 (365 — 59 — 24) дня = 1692 час;

ж) 6 час276 (365 — 59 — 30) дней = 1656 час;

з) 6 час270 (365 — 59 — 36) дней = 1620 час;

и) 6 час264 (365 — 59 — 42) дня = 1584 час;

к) 5 час276 (365 — 59 — 30) дней =

1380 час.

2.2. Число должностей на 1 круглосуточный пост в соответствии с п.1.5 составит:

а) при 7-часовом рабочем дне и 18-дневном отпуске — 4,472 должности (8760:1959);

б) при 7-часовом рабочем дне и 24-дневном отпуске — 4,570 должности (8760:1917);

в) при 6,5-часовом рабочем дне и 18-дневном отпуске — 4,752 должности (8760:1843,5);

г) при 6,5-часовом рабочем дне и 24-дневном отпуске — 4,855 должности (8760:1804,5);

д) при 6,5-часовом рабочем дне и 30-дневном отпуске — 4,962 должности (8760:1765,5);

е) при 6-часовом рабочем дне и 24-дневном отпуске — 5,177 должности (8760:1692);

ж) при 6-часовом рабочем дне и 30-дневном отпуске — 5,290 должности (8760:1656);

з) при 6-часовом рабочем дне и 36-дневном отпуске — 5,407 должности (8760:1620);

и) при 6-часовом рабочем дне и 42-дневном отпуске — 5,530 должности (8760:1584);

к) при 5-часовом рабочем дне и 30-дневном отпуске — 6,348 должности (8760:1380).

3. Указанная методика позволяет также рассчитать необходимое число должностей любых категорий персонала для обеспечения работы продолжительностью менее суток (полусменной, полуторасменной, двухсменной и т.д.).
Например, учреждению необходимо обеспечить ежедневную работу врача-хирурга в вечернее и ночное время, в общеустановленные выходные и праздничные дни. Для этих целей необходимо, согласно методике, 4,017 должности

4. В целях сокращения объема работы на местах по определению количества постов и должностей среднего и младшего медицинского персонала для обеспечения круглосуточной работы в палатах различного профиля стационаров лечебно-профилактических учреждений к настоящим методическим указаниям прилагаются специальные таблицы, в которых приведены соответствующие данные, полученные на основе расчетов по изложенной выше методике.
Таблица 1 позволяет определить без дополнительных расчетов число должностей палатного среднего и младшего медицинского персонала на любое число коек лишь при наличии данных о расчетной нагрузке, предусматриваемой для соответствующего профиля коек штатными нормативами, утвержденными Министерством здравоохранения СССР, о продолжительности рабочего дня и отпуска персонала.
В подлежащем таблицы приведено число коек от 1 до 5 и в дальнейшем до 100 кратное 5.
В сказуемом таблицы приведены расчетные нагрузки на 1 рабочее место (пост), продолжительность рабочего дня и отпуска работников и число должностей на один круглосуточный пост.
Расчетные нагрузки в сказуемом таблицы 1 отделены друг от друга в виде колонок. Каждая колонка разбита на графы, соответствующие вариантам рабочего дня и отпуска палатного персонала. В каждой графе в виде дроби показана продолжительность рабочего дня (числитель) и отпуска (знаменатель). Ниже в каждой графе приведено число должностей на один круглосуточный пост при указанных расчетной нагрузке, продолжительности рабочего дня и отпуска.
Число должностей на конкретное число коек определяется следующим образом:
— в сказуемом находится колонка, соответствующая расчетной нагрузке;
— в этой колонке находится графа, соответствующая продолжительности рабочего дня и отпуска, установленного для персонала;
— в подлежащем находится строка, соответствующая числу коек;
— на пересечении найденной строки подлежащего с графой сказуемого приведена искомая величина.
В тех случаях, когда фактическое число коек не соответствует показателям подлежащего, число должностей для него определяется путем суммирования данных по двум-трем строкам.
Например, в больнице имеется 132 койки определенного профиля, по которому расчетная нагрузка постового среднего медицинского персонала установлена в 15 коек. Для этих работников установлена длительность рабочего дня 6,5 часа, а продолжительность отпуска — 24 рабочих дня. Число должностей для обеспечения круглосуточной работы в таком отделении будет равно: 42,724 должности (для 100 коек 32,368 должности + для 30 коек 9,710 должности + для 2 коек 0,646 должности).
Следует иметь в виду, что все показатели в таблицах рассчитаны до тысячных долей целых чисел.
В штатное расписание могут вводиться только целые; 0,25; 0,5 или 0,75 должности.
Округление по одноименным должностям может производиться как по отдельным структурным подразделениям, так и по нескольким или на учреждение в целом в следующем порядке:
— итоговые цифры менее 0,13 отбрасываются, цифры 0,13-0,37 округляются до 0,25; цифры 0,38-0,62 округляются до 0,5; цифры 0,63-0,87 округляются до 0,75, а свыше 0,87 — до единицы.
В таком же порядке допускается округление по категориям персонала (врачи; средний медицинский персонал; младший медицинский персонал и др.), но лишь в целом по учреждению.
В таблице 2 приведено расчетное число постов при разном числе коек и разной расчетной нагрузке на один пост. В подлежащем указано число коек от 1 до 5 и в дальнейшем до 100 кратное 5, а в сказуемом — расчетные нагрузки на один пост, установленные по действующим штатным нормативам.
Порядок пользования таблицей 2 аналогичен порядку пользования таблицей 1. Например, в отделении имеется 125 коек. По действующим штатным нормативам в этом отделении расчетная нагрузка составляет 20 коек на один пост. Число постов будет равно: на 100 коек — 5 постов + 25 коек — 1,25 поста, всего 6,25 поста.
Умножением числа должностей, полагающихся на 1 пост, на количество постов, определенных по таблице 2, можно получить число должностей, необходимое для обеспечения работы на этих постах.
Таблица 3 является вспомогательной. Она содержит показатели, которые необходимы для пользования таблицами 1 и 2. В подлежащем таблицы приведены в алфавитном порядке все имеющиеся на 10 августа 1981 года стационарные структурные подразделения. Здесь же в скобках приведены приказы Министерства здравоохранения СССР, которыми утверждены расчетные нагрузки медицинского персонала (палатного).
В сказуемом таблицы приведены расчетные нагрузки, продолжительность рабочего дня и отпуска, а также число должностей соответствующего персонала на один круглосуточный пост.
Таблица 3 не является юридическим основанием для установления штатов, поскольку в ней не приведен порядок установления должностей палатного персонала в конкретном лечебно-профилактическом учреждении.

Таблица 1. Число должностей палатных медицинских сестер и санитарок при разной нагрузке в отделениях (палатах) определенной мощности для обеспечения круглосуточной работы

Таблица 1

Продолжение таблицы 1

Приказ

В целях дальнейшего улучшения медицинской помощи населению, рациональной расстановки и использования кадров, на основании постановления Совета Министров СССР от 17 июля 1968 года N 548,

1. Утверждаю:

Штатные нормативы медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь онкологических диспансеров, диспансерных отделений и кабинетов (приложение).

2. Приказываю:

2.1. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, руководителям органов здравоохранения устанавливать штаты медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь онкологических диспансеров, отделений, кабинетов согласно штатным нормативам, утвержденным настоящим приказом, в пределах плана и бюджета здравоохранения. Обеспечить проведение расчета числа должностей, полагающихся указанным учреждениям (подразделениям), в соответствии с общими положениями и методикой, определенными методическим письмом Министерства здравоохранения СССР от 8 января 1969 года N 02-14/4, выдачу каждому диспансеру справки о плановых показателях и заполнение в соответствующих случаях ведомости замены должностей применительно к формам, установленным для больниц и поликлиник.

2.2. Размножить настоящий приказ в необходимом количестве и довести его до сведения соответствующих органов и учреждений здравоохранения.

2.3. Считать утратившими силу:

2.3.1. Приказ Министерства здравоохранения СССР от 15 декабря 1972 года N 1020 «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь городских и областных (краевых, республиканских) онкологических диспансеров, отделений, кабинетов».

2.3.2. Индивидуальные разрешения по штатам медицинского, фармацевтического персонала онкологических диспансеров.

Министр
здравоохранения СССР
Е.И.ЧАЗОВ

Приложение

Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения СССР
от 6 апреля 1987 г. N 500

ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ МЕДИЦИНСКОГО, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА И РАБОТНИКОВ КУХОНЬ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ ДИСПАНСЕРОВ, ДИСПАНСЕРНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ И КАБИНЕТОВ

1. Штатные нормативы медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь онкологических диспансеров.

1.1. Врачебный персонал.

1.1.1. Должности врачей-онкологов амбулаторного приема устанавливаются из расчета:

1.1.1.1. 0,2 должности на 10 тыс. человек прикрепленного городского населения (городов с населением свыше 25 тыс. человек).

1.1.1.2. 0,15 должности на 10 тыс. человек прикрепленного городского населения (городов с населением менее 25 тыс. человек) и сельского населения.

1.1.1.3. 0,25 должности на 100 тыс. человек населения области (края), республики в одном из диспансеров области (края), республики для обеспечения консультативной и организационно-методической работы.

1.1.2. Должности врачей-онкологов для работы в стационаре устанавливаются из расчета:

1.1.2.1. 1 должность на 25 коек.

1.1.2.2. 1 должность на 20 коек в диспансерах, в которых устанавливаются должности по п. 1.1.1.3., а также во всех диспансерах городов с населением свыше 300 тыс. человек.

1.1.3. Должности врачей-терапевтов устанавливаются из расчета 1 должность на 200 коек (без учета коек торакальных отделений).

1.1.4. Должности врачей-стоматологов устанавливаются — 0,5 должности на 200 и более коек (при наличии оборудованного зубоврачебного кабинета).

1.1.5. Должности врачей-лаборантов для проведения всех видов лабораторных исследований, включая цитологические, устанавливаются из расчета 1 должность на:

1.1.5.1. 150 коек.

1.1.6. Должности врачей-рентгенологов устанавливаются из расчета 1 должность на:

1.1.6.1. 200 коек.

1.1.6.2. 3,0 должности врачей-онкологов амбулаторного приема.

1.1.7. Должности врачей — функциональной диагностики устанавливаются из расчета 0,5 должности на 500 коек.

1.1.8. Должности врачей-диетологов устанавливаются 0,5 должности на 150 коек и более.

1.1.9. Должности заведующих отделениями стационара устанавливаются при наличии в отделении не менее 40 коек. В отделениях до 60 коек должность заведующего вводится вместо 0,5 должности врача-онколога, а в отделениях с числом коек 60 — сверх должностей врачей. В диспансерах с числом коек менее 90 может устанавливаться только 1 должность заведующего отделением.

1.1.10. Должности заведующих отделениями по диспансерному разделу работы устанавливаются в зависимости от числа должностей врачей-онкологов амбулаторного приема:

— при наличии 5-8 должностей — вместо 0,5 должности врача;

— при наличии более 8 должностей врачей — сверх этих должностей.

1.1.11. Должности заведующих лабораторией, рентгеновским кабинетом (отделением) устанавливаются вместо должностей соответственно — врача-лаборанта, врача-рентгенолога.

1.1.12. Должность заведующего организационно-методического кабинета — врача-методиста устанавливаются в диспансерах, в штаты которых вводятся должности врачей по пункту 1.1.1.3., а также в одном из диспансеров города с населением 500 и более тысяч человек при наличии в нем двух и более онкологических диспансеров.

1.1.13. Должность заместителя главного врача по медицинской части устанавливается при наличии в штате диспансера не менее 30 врачебных должностей, включая должность главного врача.

1.2. Средний медицинский персонал.

1.2.1. Должности медицинских сестер врачебных кабинетов устанавливаются соответственно должностям врачей-онкологов амбулаторного приема и дополнительно 0,25 должности на каждую должность врача-онколога, полагающуюся в соответствии с п.п. 1.1.1.1., 1.1.1.2.

1.2.2. Должности медицинских сестер (палатных) устанавливаются из расчета 1 круглосуточный пост на 20 коек для онкологических больных при 2-степенной системе обслуживания или на 25 коек при 3-степенной системе обслуживания больных.

1.2.3. Должности медицинских сестер для организации индивидуального ухода за тяжелобольными дополнительно вводятся при 3-степенной системе обслуживания больных — 0,5-1 должность на отделение, имеющее 50 и более коек; 2-степенной системе обслуживания больных — 0,5-1 должность на отделение до 60 коек, а в отделениях на 60 и более коек — 1-2 должности.

1.2.4. Должности операционных медицинских сестер устанавливаются из расчета 1 должность на:

— 30 коек хирургического цикла;

— 15 должностей врачей-онкологов, полагающихся в соответствии с пп. 1.1.1.1., 1.1.1.3.

1.2.5. Должности диетических медицинских сестер устанавливаются из расчета 1 должность на 200 коек.

1.2.6. Должности медицинских сестер перевязочных устанавливаются из расчета 1 должность на перевязочную, при наличии не менее 40 коек хирургического цикла в диспансере.

1.2.7. Должности медицинских сестер приемного отделения устанавливаются из расчета 1 должность на 400 коек.

1.2.8. Должности медицинских сестер процедурного кабинета устанавливаются из расчета 1 должность на:

1.2.8.1. 50 коек при 2-степенной системе обслуживания больных.

1.2.8.2. 10 должностей врачей-онкологов амбулаторного приема, но не менее одной должности.

1.2.9. Должности лаборантов устанавливаются из расчета 1 должность на:

1.2.9.1. 50 коек.

1.2.9.2. 2 должности врачей-онкологов амбулаторного приема.

Должности фельдшеров-лаборантов могут устанавливаться в пределах норматива должностей лаборантов в соотношении с лаборантами 2:1 (в диспансерах, которым полагается 0,25:0,5; 0,75 или 1-1,25 должности лаборанта, может вводиться соответственно 0,25; 0,5; 0,75 или 1 должность фельдшера-лаборанта).

1.2.10. Должности рентгенолаборантов устанавливаются соответственно должностям врачей-рентгенологов, включая должность заведующего кабинетом (отделением).

1.2.11. Должности медицинских сестер кабинета функциональной диагностики устанавливаются из расчета 1 должность на 500 коек.

1.2.12. Должности медицинских статистиков устанавливаются в зависимости от числа должностей врачей-онкологов амбулаторного приема — при наличии 5 должностей врача — 0,5 должности, свыше 10 должностей — 1 должность.

В диспансерах, имеющих в своем составе организационно-методический кабинет, может при наличии объема работы устанавливаться дополнительно 1 должность медицинского статистика.

1.2.13. Должности медицинских регистраторов устанавливаются из расчета 1 должность на 8 должностей врачей-онкологов амбулаторного приема, а также в диспансерах со стационаром на 100 и более коек, дополнительно устанавливается 1 должность медицинского регистратора справочного бюро и из расчета 1 должность медицинского регистратора на 500 коек для работы с медицинским архивом.

1.2.14. Должности дезинфекторов устанавливаются из расчета 1 должность на 200 коек в диспансерах с числом коек 100 и более для обслуживания функционирующей дезустановки.

1.2.15. Должность старшей операционной медицинской сестры устанавливается при наличии не менее 3-х должностей операционных медицинских сестер и медицинских сестер перевязочной вместо должности одной из них.

1.2.16. Должности старших медицинских сестер отделений стационара устанавливаются соответственно должностям заведующих отделениями, предусмотренными п. 1.1.9.

1.2.17. Должность главной медицинской сестры устанавливается в диспансерах, отнесенных к I-X группам по оплате труда руководящих работников учреждений здравоохранения.

В диспансерах, отнесенных к XI группе по оплате труда руководящих работников учреждений здравоохранения, вводится должность старшей медицинской сестры диспансера.

1.3. Младший медицинский персонал.

1.3.1. Должности младших медицинских сестер по уходу за больными или санитарок (палатных) при 3-степенной системе обслуживания больных устанавливаются из расчета 1 круглосуточный пост на 25 коек.

1.3.2. Должности санитарок-уборщиц (палатных) при 2-степенной системе обслуживания больных устанавливаются из расчета 1 круглосуточный пост на 30 коек.

1.3.3. Должности санитарок операционных и перевязочных устанавливаются соответственно должностям операционных медицинских сестер и медицинских сестер перевязочной, включая должность старшей операционной медицинской сестры.

1.3.4. Должности санитарок-буфетчиц устанавливаются из расчета 1 должность на 30 коек.

1.3.5. Должности санитарок-уборщиц устанавливаются из расчета 1 должность на 50 коек.

1.3.6. Должности санитарок-ваннщиц устанавливаются из расчета 1 должность на 80 коек.

1.3.7. Должности санитарок приемного отделения устанавливаются из расчета 1 должность на 200 коек, но не менее 0,5 должности.

1.3.8. Должности санитарок процедурного кабинета устанавливаются соответственно должностям медицинских сестер указанного кабинета.

1.3.9. Должности санитарок врачебных кабинетов устанавливаются из расчета 1 должность на 3 должности врачей-онкологов амбулаторного приема.

1.3.10. Должности санитарок стоматологического кабинета устанавливаются соответственно должностям врачей-стоматологов, но не более 1 должности.

1.3.11. Должности санитарок лаборатории устанавливаются соответственно должностям врачей-лаборантов, включая должность заведующего лабораторией.

1.3.12. Должности санитарок рентгеновского кабинета (отделения) устанавливаются из расчета 1 должность на кабинет (отделение) в смену.

1.3.13. Должности санитарок кабинета функциональной диагностики устанавливаются соответственно должностям врачей указанного кабинета.

1.3.14. Должности санитарок регистратуры устанавливаются из расчета 1 должность на регистратуру в смену.

1.3.15. Должности санитарок для перевозки и сопровождения больных устанавливаются из расчета 1 должность на 100 коек.

1.3.16. Должности сестер-хозяек устанавливаются соответственно должностям заведующих отделений стационара.

1.3.17. В пансионатах для приезжих больных, организуемых в составе диспансеров, устанавливаются 1 должность сестры-хозяйки и 1 круглосуточный пост санитарок.

1.4. Персонал для оформления медицинской документации.

1.4.1. Должности медицинского персонала для оформления медицинской документации с применением звукозаписывающей аппаратуры (магнитофонов, диктофонов и т.п.) устанавливаются по штатным нормативам, предусмотренным для указанных целей.

1.5. Персонал централизованной стерилизационной.

1.5.1. Должность старшей медицинской сестры и должности санитарок централизованной стерилизационной устанавливаются в зависимости от объема работы в пределах общей численности должностей медицинского персонала, полагающейся диспансеру.

1.6. Медицинский персонал патологоанатомических отделений (прозекторских) устанавливается в порядке и по штатным нормативам указанных отделений.

1.7. Персонал аптеки (вводится, если диспансер не обслуживается хозрасчетной аптекой).

1.7.1. Должность заведующего-провизора устанавливается в диспансере на 100 и более коек.

1.7.2. Должности провизоров-технологов или фармацевтов устанавливаются из расчета 1 должность на 120 коек (сверх 100).

1.7.3. 0,5 должности провизора-аналитика устанавливается в диспансере при наличии не менее 240 коек.

1.7.4. Должности санитарок-мойщиц устанавливаются из расчета 0,4 должности на каждую должность провизора-технолога и фармацевта.

1.8. Персонал кухонь.

1.8.1. Должности служащих и профессии рабочих кухонь устанавливаются по действующим штатным нормативам указанных подразделений.

2. Штатные нормативы медицинского персонала онкологических диспансерных отделений (кабинетов) в составе городских поликлиник и многопрофильных больниц в городах с населением свыше 25 тыс. чел.

2.1. Врачебный персонал.

2.1.2. Должности врачей-онкологов для обеспечения консультативной и организационно-методической работы при отсутствии онкологического диспансера в области (крае, республике), осуществляющего указанную работу, устанавливаются в штате одной из многопрофильных больниц области (края), республики в соответствии с п. 1.1.1.3.

2.1.3. Должность заведующего онкологическим диспансерным отделением устанавливается при наличии не менее 2,5 должности врачей-онкологов амбулаторного приема вместо 0,5 должности врача.

2.1.4. Должность заведующего организационно-методическим кабинетом — врача-методиста устанавливается в штате диспансерного отделения, в котором установлены должности врачей-онкологов в соответствии с п. 2.1.2., с разрешения Министра здравоохранения союзной республики. Если диспансерное отделение организовано в многопрофильной больнице, в составе которой есть организационно-методический отдел, вместо этой должности в указанном порядке устанавливается должность врача-методиста.

2.2. Средний медицинский персонал.

2.2.1. Должности среднего медицинского персонала устанавливаются в соответственно с п.п. 1.2.1., 1.2.8.2., 1.2.9.2., 1.2.10.

2.2.2. Должность старшей медицинской сестры устанавливается при наличии не менее 5 должностей врачей-онкологов амбулаторного приема.

2.2.3. В штате диспансерного отделения, в котором установлены должности врачей в соответствии с п. 2.1.2. может устанавливаться должность медицинского статистика. Если диспансерное отделение организовано в многопрофильной больнице, в которой есть организационно-методический отдел, должность медицинского статистика может быть установлена в штате отделения медицинской статистики организационно-методического отдела этой больницы.

2.3. Младший медицинский персонал.

2.3.1. Должности младшего медицинского персонала устанавливаются в соответствии с п. 1.3.9.

Примечания.

1. Должности медицинского персонала отделений (групп) анестезиологии-реанимации, радиологических, гематологических, торакальных отделений, гамма- и рентгенотерапевтических установок в онкологических диспансерах устанавливаются по штатным нормативам этих подразделений.

2. Установление должностей медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь сверх полагающихся по настоящим штатным нормативам не допускается.

3. Численность населения, в зависимости от которой рассчитываются отдельные должности медицинского персонала по настоящим штатным нормативам, определяется по данным органов ЦСУ. При этом к взрослому населению относятся лица в возрасте 15 лет и старше.

Численность прикрепленного к диспансеру населения для оказания онкологической помощи исключается при расчете должностей медицинского персонала по этому разделу работы других учреждений здравоохранения, что отражается в справках о плановых показателях для расчета их штатов.

В таком же порядке допускается округление по категориям персонала (врачи, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал и др.).

При расчете числа должностей врачей в диспансерах, являющихся клиническими учреждениями, их число сокращается на 0,5 должности за счет каждого ассистента, ведущего лечебную работу. При выполнении ассистентами в установленном порядке систематической консультативной работы из расчетного числа должностей врачей за счет каждой должности ассистента исключается 0,25 должности врача.

6. Усиление отдельных структурных подразделений, введение должностей, не предусмотренных настоящими нормативами, может при необходимости производиться в порядке, установленном письмом Министра здравоохранения СССР от 15 апреля 1967 г. N 01-23/3 «О расширении прав руководителей учреждений здравоохранения». При этом не допускается введение должностей таких наименований, которые не предусмотрены действующими штатными нормативами лечебно-профилактических учреждений, а для врачебного персонала, кроме того, действующей номенклатурой врачебных должностей. Не допускается также использование не по назначению должностей, вводимых в зависимости от объема работы.

7. Для проведения больным высококвалифицированных консультаций разрешается приглашение специалистов из других учреждений. Необходимые средства для оплаты консультантов должны предусматриваться в смете диспансера.

8. Врачебное обслуживание больных в стационаре в вечернее и ночное время, общие выходные и праздничные дни должно, как правило, обеспечиваться врачами, должности которых предусмотрены настоящими штатными нормативами, в пределах их рабочего времени за учетный период.

При организации указанной работы следует руководствоваться действующими специальными указаниями Министерства здравоохранения СССР.

9. При расчете должностей операционной медицинской сестры и медицинской сестры перевязочной не должны учитываться койки торакальных и радиологических отделений диспансера.

10. Настоящие штатные нормативы предназначены для расчета максимального числа должностей, полагающегося диспансеру для оказания медицинской помощи населению и проведения организационно-методической работы. Методы и формы организации медицинской помощи, конкретные наименования врачебных и других должностей и их число по отдельным специальностям определяются руководителями органов и учреждений здравоохранения в зависимости от местных условий и в пределах предоставленных им прав.

Показатели (численность населения, число коек на 1 должность, 1 пост и т.д.), которые используются в нормативах для расчета числа должностей персонала, не являются нормами нагрузки (обслуживания) работников. Последние устанавливаются руководителями учреждений по согласованию с профсоюзными органами с учетом тяжести больных, времени работы (днем, ночью), обращаемости населения за амбулаторно-поликлинической помощью и других конкретных условий.

Например, врачам, которые не могут привлекаться к работе (дежурства) в стационаре в вечернее и ночное время по состоянию здоровья и другим уважительным причинам, нормы нагрузки (обслуживания) должны увеличиваться против расчетных норм, предусмотренных нормативами, медицинским сестрам и санитаркам (палатным) — уменьшаться в дневное время и увеличиваться в вечернее и ночное время суток.

Начальник
Планово-финансового
управления Минздрава СССР
Л.П.КИЩЕНКО

admin