Медицина коррупция

Коррупция в здравоохранении – распространенное явление, чему способствует сама специфика медицинской деятельности и многообразие форм коррупции. Расскажем о видах коррупции в медучреждениях, о том, как разработать грамотную политику, предупреждающую такие преступления.

Коррупция в здравоохранении

Особенности коррупции в здравоохранении – это злоупотребление должностным лицом медучреждения своими полномочиями для получения выгоды в виде материальных ценностей, денежных средств, имущества или каких-либо выгод неимущественного характера.

Коррупцией является дача или получение взятки, коммерческий подкуп или иное проявление злоупотребление полномочиями с указанными выше целями. Коррупция в медицине проявляется в разных формах и действиях должностных лиц: подкуп сотрудников медучреждений; фальсификация результатов клинических испытаний медпрепаратов; нецелевое использование бюджетных средств, а также других ресурсов; предоставление завышенных счетов страховым организациям; коррупция в сфере госзакупок.

Виды коррупции

Коррупция в медицине в России характеризуется самыми разными коррупционными явлениями.

1. Незаконная растрата и хищение финансовых средств, которые выделены организации из бюджетов всех уровней, а также получение доходов со стороны потребителей медуслуг.

2. Коррупция в сфере госзакупок. В этом направлении нередко встречаются сговоры, распространены системы «откатов», что приводит к завышению цен на получаемые организацией услуги и товары.

3. Коррупция путем подделки платежных документов. С этой целью фальсифицируются платежные и расходные документы, квитанции, предоставляются поддельные документы в страховые компании, оказываются услуги привилегированным клиентам.

4. Коррупция с поставками лекарственных средств и медизделий. Среди коррупционных преступлений, совершаемых должностными лицами можно встретить расхищение медпрепаратов на всех этапах их распределения между организациями. Чиновники разных уровней занимаются вымогательством, требуя от поставщиков денежные средства для разрешения продажи тех или иных препаратов, нередко выдаются разрешения на продажу поддельных или недоброкачественных медикаментов.

5. Коррупция в сфере здравоохранения при оказании медицинских услуг. В этом случае денежные средства вымогаются за предоставление тех медуслуг, которые должны предоставляться пациентам бесплатно и т.д.

Распространенные типы взяток в медицине

В рамках совершенствования мер противодействия коррупции в медицине были выделены наиболее распространенные типы взяток в медицинских учреждениях.

1. Незаконное оформление справок и больничных листок, например: об освобождении от физической нагрузки; о разрешении заниматься тем или иным видом спорта; о годности к получению водительских прав; о негодности к несению военной службы.

2. Одним из проявлений коррупции в медицине является дача взятки за качественное проведение медицинского вмешательства пациенту, например, проведение операции с индивидуальным подходом. Врачи за определенную плату обещают особый уход за пациентом до и после операции, гарантируют применение лучших перевязочных материалов, лекарственных препаратов, особой анестезии и т.д.

3. Взятки вымогаются за скрытие медработниками некоторых медицинских фактов, например, о факте наличия телесных повреждений и т.д.

4. Выписывание «нужного» рецепта на медпрепарат.

5. Коррупция в здравоохранении включает искажение выводов врача-патологоанатома о причинах смерти человека. Именно по этому направлению выявляются огромные суммы взяток, т.к. часто скорректированные выводы эксперта позволяют скрыть преступление или уйти преступнику от уголовной ответственности.

6. Продолжение госпитализации пациента за определенную плату или досрочная выписка из стационара.

Меры противодействия коррупции

Как мы видим, коррупция в здравоохранении имеет разные варианты проявлений. В связи с этим большое значение имеет противодействие коррупции в медицинских учреждениях. Один из элементов борьбы с коррупцией на уровне медучреждения – антикоррупционная политика.

Принципы антикоррупционной политики для учреждения здравоохранения

При составлении антикоррупционной политики организации следует ориентироваться на общие принципы:

1. Принцип соответствия мер по борьбе с коррупцией в организации общепринятым нормам и действующему законодательству. В частности, политика медучреждения по борьбе с коррупцией в медицине должна соответствовать Конституции РФ, международным договорам РФ, а также другим нормативным актам РФ.

2. Принцип личного примера руководства медучреждения. Руководитель медучреждения имеет ключевую роль в формировании антикоррупционной модели поведения на уровне организации. Она выражается в нетерпимости к коррупционным проявлениям, а также в создании в организации системы мер по эффективному противодействию и выявлении коррупции.

3. Принцип вовлеченности сотрудников медучреждения в меры по борьбе с коррупцией. Медработники должны понимать, что такое коррупция в здравоохранении, что это незаконно, знать основные положения законодательства о противодействии коррупции, а также принимать активное участие в формировании и соблюдении антикоррупционных процедур и стандартов.

4. Принцип соизмеримости. Этот принцип в отношении антикоррупционной политики медучреждения означает, что предпринятые меры по предотвращению коррупции должны быть соразмерны риску коррупции. Антикоррупционная политика медучреждения включает в себя формулирование и анализ рисков, которые существуют в организации с точки зрения вероятности возникновения коррупционных явлений. Следовательно, комплекс мер, предусмотренных политикой медучреждения, должен быть прямым образом нацелен на устранение и учет этих рисков.

5. Принцип эффективности антикоррупционных мер. Борьба с коррупцией в медицине должна включать такие меры, которые будут низкими по стоимости, значимыми, простыми в реализации и приносить положительный результат.

6. Принцип неотвратимой ответственности за коррупционные преступления. При применении мер юридической ответственности к нарушителям закона не имеет значение их должностное положение, стаж работы и условия совершения преступления. Руководитель медучреждения несет личную ответственность за реализацию антикоррупционных мер в медучреждении.

7. Принцип открытости. Сведения об антикоррупционных стандартах медучреждения должны быть доступны общественности, контрагентам и партнерам.

8. Принцип постоянного мониторинга и контроля. Этот принцип предполагает, что реализация антикоррупционных процедур и стандартов подлежит постоянному мониторингу, а также контролю со стороны ответственных лиц.

Ответственные за противодействие коррупции

За противодействие коррупции в медицинских учреждениях персональную ответственность несут главные врачи. В свою очередь, главврачи назначают ответственных специалистов, которые непосредственно подчиняются главному врачу и занимаются реализацией антикоррупционной политики. В сферу обязанностей такого специалиста входят следующие:

  • разработка проектов локальных актов по противодействию коррупции, которые предоставляются на утверждение главному врачу. К таким локальным актам относится кодекс этики и служебного поведения медработника, антикоррупционная политика и т.д.;
  • проведение мероприятий, направленных на пресечение и выявление коррупционных преступлений;
  • оценка коррупционных рисков в медучреждении;
  • рассмотрение сообщений о склонении специалистов медучреждения к получению взятки, в том числе со стороны контрагентов, пациентов, страховых компаний;
  • рассмотрение и заполнение деклараций о конфликте интересов;
  • обучение сотрудников медучреждения по профилактике коррупционных явлений, консультирование медперсонала, разъяснение понятия «коррупция в здравоохранении»;
  • содействие надзорным и правоохранительных органам при противодействии коррупции, помощь в проведении оперативно-розыскных мероприятий; предоставление отчетных и аналитических материалов по итогам работы главному врачу.

Как оценить коррупционные риски в здравоохранении

Коррупция в здравоохранении может быть пресечена, если медучреждение оценит существующие коррупционные риски и разработает меры по их пресечению. Коррупционные риски – это конкретные деловые операции в деятельности медицинской организации, при осуществлении которых вероятность совершения сотрудниками коррупционных преступлениях в целях личной или иной выгоды наиболее высока. Оценка таких рисков имеет большое значение, эта процедура позволяет решить следующие задачи:

  • обеспечить реализацию антикоррупционных мероприятий с учетом специфики деятельности медицинской организации;
  • рационально и эффективно использовать имеющиеся ресурсы для работы по профилактике коррупции.

Проводить оценку следует как на этапе разработки антикоррупционной политики, так и в дальнейшем, на регулярной основе, поскольку коррупция в здравоохранении имеет разные формы проявления, в том числе не учтенные ранее.

Порядок проведения оценки коррупционных рисков:

1. Разложить деятельность медучреждения на отдельные деловые операции (процессы), выделить их составные подпроцессы.

2. Определить для каждой деловой операции «критические точки», то есть те подпроцессы, при осуществлении которых с наибольшей вероятностью могут возникнуть коррупционные правонарушения.

3. Описать каждый подпроцесс, который выделен на первом этапе, с точки зрения возможных коррупционных преступлений. Это описание включает:

  • характеристику тех преимуществ и выгод, которые может получить организация или конкретный медработник при совершении преступления;
  • выделение должностей специалистов, которые могут иметь ключевое значение в совершении коррупционного правонарушения. То есть это те должностные лица, которые могут своими действовать поспособствовать тому, чтобы преступление совершилось;
  • возможные формы получения денежных средств, имущества и иных видов при совершении коррупционного преступления.

4. На основе предыдущей аналитической работы составляется карта коррупционных рисков – это сводное описание возможных коррупционных правонарушений и «критических точек».

5. Формируется перечень должностей, замещение которых связано с высокими рисками коррупции. Учитывая, что коррупция в здравоохранении может проявляться на самых разных уровнях, этот перечень может быть обширным. Для некоторых должностей могут устанавливаться специальные антикоррупционные требования и процедуры, например, периодическое заполнение декларации о конфликте интересов

6. На заключительном этапе формируется комплекс мер, которые необходимы для того, чтоб устранить или минимизировать коррупционные риски. На каждую «критическую точку» составляется своя мера. Какие мероприятия могут проводиться с этой целью:

  • детальное описание или алгоритм действий медработников, находящихся в «критических точках»;
  • перераспределение функций между специалистами с целью минимизации коррупционных рисков;
  • противодействие коррупции в медицинских учреждениях может включать расширение внешнего взаимодействия медработников с представителями органов госвласти или контрагентами, например, с помощью информационных технологий;
  • установление дополнительных форм отчетов руководителей о результатах принятых решений;
  • введение ограничений, которые затрудняют процесс получения потенциально коррупционных платежей и т.д.

Конкретный перечень таких мероприятий устанавливается медицинской организацией.

Год памяти и славыВ целях информирования граждан о событиях, проектах и мероприятиях Года памяти и славы в сети интернет функционирует официальный сайт: https://год2020.рф.Общероссийское голосованиеНаша страна, наша Конституция, наше решение!75-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Музей памяти 75-летия ПобедыСоциальный калькуляторУзнайте о мерах социальной поддержки.Министерство здравоохранения РФ Сайт министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Всемирный день безопасности пациентов 17 сентября 2020 г. Минздравом России совместно с Росздравнадзором и при взаимодействии с представительством ВОЗ в России запланированы мероприятия, посвященные Всемирному дню безопасности пациентов. Добровольцы России 2018 год — год добровольца (волонтера) в России Здравоохранение Урала 2019 Международная специализированная выставка-форум медицинского оборудования, инструментария, расходных материалов, фармацевтических препаратов, а также медицинских и санаторно-курортных услуг. 25-летие принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря — юбилейная дата принятия Конституции Независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями УЧАСТВОВАТЬ В ГОЛОСОВАНИИ Правительство Свердловской области Официальный сайт «Горячая линия» по вопросам зарплаты бюджетников Телефон Колл-центра: 8-800-1000-153. «Горячая линия» по вопросам доступности и качества бесплатной медицинской помощи» Бесплатный федеральный номер: 8-800-1000-153 День пенсионера 2019 План мероприятий по проведению месячника, посвященного Дню пенсионера в Свердловской области, в августе — октябре 2019 года. Сведения из сводного единого федерального реестра лицензий Росздравнадзора Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения ТФОМС Свердловской области Сайт территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области Диспансеризация взрослого населения Официальный сайт ГБУЗ СО «Свердловский областной центр медицинской профилактики» Президентские гранты Об обеспечении государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина Государственные услуги Портал государственных и муниципальных услуг Дом Медика Общественные медицинские объединения Свердловской области Работа в России Общероссийская база вакансий. портал «Медицинская наука» . Узнать номер очереди на ЭКО КДЦ «Охрана здоровья матери и ребенка» Профсоюз работников здравоохранения Российской Федерации Свердловская областная организация профсоюза Защита прав потребителей Свердловской области Сайт содержит базу данных результатов проведенных проверок, на предмет нарушения прав потребителя, а также обеспечивает возможность оперативного поиска необходимой информации по заданным параметрам (по объектам, организациям, производителям). Бесплатная юридическая помощь Официальный сайт Департамента по обеспечению деятельности мировых судей Свердловской области Информация для граждан УкраиныИнформация для граждан Украины, вынужденно покинувших территорию Украины, по организации медицинской помощи на территории Свердловской области Заключение соглашений о социально-экономическом сотрудничестве Типовое соглашение о социально-экономическом сотрудничестве и Порядок заключения и выполнения соглашения о социально-экономическом сотрудничестве. Инвестиционный портал Официальный сайт Сплошное федеральное статистическое наблюдение Сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2015 год. Опрос: Удовлетворенность качеством товаров и услуг и конкуренцией на территории Свердловской области 111 Меры по недопущению задолженности по заработной плате в негосударственных медицинских организациях МЗ СО просит принимать необходимые меры по недопущению просроченной кредиторской задолженности по заработной плате перед работниками организаций сферы здравоохранения, включая организации негосударственных форм собственности. Вестник Избирательных комиссий Свердловской области 10 сентября 2017 года состоятся выборы Губернатора Свердловской области. Телефон горячей линии для ветеранов учреждений здравоохранения Свердловской области Телефон горячей линии 8-(343)-371-34-17. Время работы с 10:00 до 12:00 часов ежедневно в рабочие дни недели. Победим гепатит вместе Федеральная горячая линия. Взаимодействие с СО НКО и волонтерскими организациями Информация о взаимодействии с СО НКО и развитии волонтерского движения в сфере здравоохранения Маркировка лекарственных препаратов Информация по внедрению ФГИС «Мониторинг движения лекарственных препаратов» и центрах компетенции Свердловской области Опрос в целях оценки уровня «деловой» коррупции Для Вас с 1 по 30 ноября 2019 года проводится социологический опрос в целях оценки уровня «деловой» коррупции! Государственная информационная система в сфере защиты прав потребителей Доступ к ГИС ЗПП осуществляется по ссылке http://zpp.rospotrebnadzor.ru Информация для родителей по расстройствам аутистического спектра Анкета для родителей по выявлению нарушений психического (психологического) развития, риска возникновения расстройств аутистического спектра у детей раннего возраста (до 2 лет) Горячая линия по вопросам стимулирующих выплат работникам, оказывающим помощь пациентам с COVID-19 Бесплатный федеральный номер: 8-800-1000-153 Опросный модуль ИАС МКГУ Опросный модуль автоматизированной системы «Информационно-аналитической системы мониторинга качества государственных услуг»

Коррупция в здравоохранении — это повторяющееся и находящееся в постоянном развитии комплексное негативное социально-правовое явление, которое выражается в корыстном использовании медицинскими работниками своего служебного положения в государственной (муниципальной) и частной системах здравоохранения с целью неправомерного получения материальных, нематериальных благ и преимуществ, а также в незаконном предоставлении таких преимуществ физическим или юридическим лицам, причинившее или способное причинить существенный вред интересам общества и государства в области охраны здоровья населения, а также разрушающее нормальные общественные отношения в сфере реализации прав граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи.

Уровень совершения коррупционных правонарушений в данной области может варьироваться от исключительно высокого (уровень правительств государств), до низкого (система «врач-пациент»).

Можно выделить несколько наиболее типичных видов коррупции в здравоохранении:

1. Растрата и расхищение средств, выделенных на здравоохранение, или доходов, полученных за счет платежей со стороны потребителей. Это может происходить как на государственном и местном уровнях, так и непосредственно в медицинских учреждениях, получающих такие средства. Лекарства, другие ресурсы и оборудование медицинского назначения расхищаются для личного пользования, использования в частной практике или в целях дальнейшей перепродажи.

2. Коррупция в сфере государственных закупок. Вовлеченность в различные сговоры, взяточничество и получение «откатов» в сфере государственных закупок приводит к переплатам за получаемые товары и услуги или к невозможности обеспечения качества, обусловленного контрактами для таких товаров и услуг. Также расходы больниц могут включать значительные затраты на капитальное строительство и приобретение дорогостоящего оборудования.

3. Коррупция в платежных системах. Здесь коррупционные действия могут включать бесплатное обслуживание, подделку страховых документов или использование средств медицинских учреждений в интересах тех или иных привилегированных пациентов; выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам или пациентам, не входящим в соответствующие перечни или вовсе не оказанных услуг в целях максимизации доходов; подделка счетов, квитанций, расходных документов или учет фиктивных пациентов. Кроме того, возможны и такие формы коррупции, как: развитие собственного бизнеса за счет создания финансовых стимулов или выплаты «откатов» врачам за направление пациентов в ту или иную организацию; неправомерное направление врачами пациентов государственных медицинских учреждений на обслуживание в собственные частные структуры; проведение неоправданного медицинского вмешательства в целях увеличения собственных доходов.

4. Коррупция в системе поставок лекарственных препаратов. Препараты могут расхищаться на различных уровнях системы распределения. Государственные чиновники могут требовать «вознаграждение» за выдачу разрешений на продажу продукции или работу тех или иных структур, за проведение таможенной очистки или установление выгодных цен. Нарушение кодексов поведения на рынке приводит к тому, что врачи вынуждены отдавать предпочтение определенным лекарствам при выписке рецептов. У поставщиков могут вымогаться различные уступки при условии выписки рецептов на их продукцию. Еще одной возможной формой коррупционных действий является выдача разрешений на торговлю поддельными или некачественными лекарственными препаратами.

Кроме того, коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги, может принимать и другие формы. Так, например, самыми распространенными видами «взяток» являются следующие:

— за получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта;

— за качественное проведение операции пациенту (т.е. не «как всем», а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов;

— за подтверждение либо сокрытие тех, или иных медицинских фактов (чаще всего побоев и иных телесных повреждений);

— за выписку «нужного» рецепта;

— за искажение истинной причины смерти (размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений);

— за досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, за продление нахождения пациента в больнице.

При этом речь идет не столько о мелких взятках в виде «подношений» врачам за лечение, сколько об участившихся в последние годы более опасных коррупционных проявлениях:

— искусственном создании «дефицита» оказания медицинских услуг, когда люди, остро нуждающиеся в определенных медицинских исследованиях, вынуждены ждать их месяцами. В то же время за определенную плату эти исследования проводятся более оперативно. При этом вынужденная оплата медицинских услуг далеко не всегда гарантирует их качество;

— постепенном превращении лечебных заведений в «торговые», в которых происходит замена честных квалифицированных врачей на коммерсантов от медицины.

Коррупция в здравоохранении, подрывает доверие граждан к представителям медицинского сообщества, ведь изначально в сознании людей медицинский работник — это человек, призванный помогать людям, нередко дающий последнюю надежду, когда жизнь и здоровье висят на волоске. Однако в реальности все обстоит иначе: грубость, халатность, неверно поставленные диагнозы и зачастую прямой намек на дачу взятки. Такое отношение вызывает отвращение к людям в белых халатах.

Несомненно, существуют врачи, работающие «за идею», и их немало, но именно взяточники составляют предвзятое мнение людей о медиках. Это приводит к снижению моральных устоев населения. Многие перестали верить в то, что борьба с коррупцией принесет видимые результаты, и само ее проявление стало обычной нормой жизни.

В статье 41 Конституции РФ предусмотрено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В статье 80 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ указано, что при оказании медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;

3) размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов — по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

4) создание условий пребывания в стационарных условиях, включая предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше указанного возраста — при наличии медицинских показаний;

5) транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований — при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту;

6) транспортировка и хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, и утилизация биологического материала.

Статья 51 ФЗ закрепляет право одного из родителей (члена семьи или законного представителя) на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка.

Работники здравоохранения, как и все остальные несут ответственность за свою деятельность, в том числе за коррупционные преступления.

Согласно УК РФ, возможно привлечение работников здравоохранения к уголовной ответственности за совершение преступлений, которые можно назвать должностными: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), превышение должностных полномочий (ст. 286), получение взятки (ст. 290), служебный подлог (ст. 292), халатность (ст. 293).

В практике встречаются случаи привлечения медицинских работников к уголовной ответственности за преступления против правосудия, например, за заведомо ложное заключение эксперта (ст.307 УК РФ), а также за преступления в сфере экономики (например, за вымогательство по ст. 163 УК РФ).

К медицинским работникам, совершившим профессиональные преступления, могут применяться различные виды наказаний — от штрафа до лишения свободы. В качестве основного или дополнительного наказания медицинские работники могут быть лишены права заниматься профессиональной деятельностью.

По данным международных сообществ, прослеживается прямая зависимость уровня детской смертности от коррупции в стране. Отсутствие лекарств и распространение поддельных, не соответствующих стандартам лекарств приводят к страданиям пациентов и представляют прямую угрозу для их жизни. Коррупция напрямую подрывает доверие общественности к государственным институтам.

Государственные органы России принимают ряд важных актов, призванных противодействовать коррупции в целом. Однако актов по противодействию коррупции именно в сфере здравоохранения очень мало. Поэтому, ни существующее законодательство, ни правоприменительная практика пока не могут эффективно противостоять коррупции в сфере здравоохранения.

Людмила Солдатова, референт отделения информации

Менеджмент в здравоохранении

Д.В. Пивень,

д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования, г. Иркутск, Россия, zdravirk@mail.ru

КОРРУПЦИЯ

В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

УДК 614.2

Пивень Д.В., Кицул И.С. Коррупция в медицинской организации: механизмы противодействия

(Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, г. Иркутск, Россия)

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации работы по противодействию коррупции в медицинской организации. Авторы анализируют существующие сложности в решении этой задачи и показывают пути их преодоления. В статье подчеркнуто, что антикоррупционные меры в медицинской организации должны быть не только самостоятельным направлением работы ее руководства, но и важнейшим компонентом системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, качество и безопасность медицинской деятельности, медицинская организация.

Данный материал, как и большинство других, опубликованных нами в 2013 г. в журнале «Менеджер здравоохранения» , напрямую связан как с вопросами организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, так и с вопросами обеспечения прав пациента в каждой медицинской организации независимо от ее организационно-правовой формы.

Тема коррупции в здравоохранении постоянно во все большем объеме привлекает к себе не только внимание государственных органов, о чем мы постоянно слышим, но и многочисленных исследователей, институтов гражданского общества, неправительственных организаций. Серьезная озабоченность данной проблемой в российском здравоохранении отмечалась и Общественной палатой Российской Федерации , и неправительственной международной организацией по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции во всем мире Трансперенси Интернешнл . Достаточно часто вопросы коррупции в системе оказания медицинской помощи рассматриваются в связи с необходимостью совершенствования уголовного законодательства , системы платных медицинских услуг , подробно анализируются ее сложные и многообразные причины, правовые аспекты . В средствах массовой информации периодически появляются материалы о тех или иных громких коррупционных «медицинских» скандалах . На многих сайтах органов управления здравоохранением размещены планы, программы, концепции, стратегии антикоррупционной работы. Таким обра-

© Д.В. Пивень, И.С. Кицул, 2014 г.

Менеджмент в здравоохранении

зом, проблема не только у всех на слуху, но и, можно сказать, в центре внимания.

Между тем уверены, что предлагаемая сегодня к обсуждению (да-да, именно к обсуждению) тема в повседневной деятельности не рассматривается в контексте обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности не только подавляющим большинством руководителей медицинских организаций, но и зачастую надзорными органами в сфере здравоохранения. Со своей стороны считаем, что это ни в коей мере не является следствием массового пренебрежения требованиями, установленными законодательством. Да и не могут же почти все главные врачи игнорировать собственную безопасность. В этой связи полагаем, что здесь правильнее говорить о наличии серьезных сложностей в проведении работы по предупреждению и предотвращению коррупции в медицинской организации.

Для того, чтобы предмет разговора и авторами, и читателями воспринимался в едином ключе, напомним два основных определения, данных в статье 1 закона РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:

«1) Коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

2) Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государ-

ственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений».

В данном случае мы не собираемся обсуждать качество понятийного аппарата, представленного в законе, однако полагаем, что после внимательного прочтения такого определения ни один руководитель медицинской организации в случае, если в возглавляемой им организации не создана система антикоррупционных мер, не может быть уверен, что в его личной деятельности и тем более в его организации (подчеркнем — независимо от организационно-правовой формы) нет коррупции. Очевидно, что уже только это отражает сложность определения и формирования комплекса мер, которые сегодня в обязательном порядке должны реализовываться в каждой медицинской организации в части противодействия и предупреждения коррупции. В данной публикации мы и постараемся хотя бы частично разобраться:

— в причинах указанной сложности;

— в определении тех шагов и действий, которые обязан предпринять руководитель каждой медицинской организации по противодействию и предупреждению коррупции;

— во взаимосвязи антикоррупционных мер и мер по обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности.

Говоря о причинах сложностей в организации работы по предупреждению и противодействию коррупции в медицинской организации, остановимся только на трех важных и взаимосвязанных причинах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№2 Менедже1

2014 здравоохранения ,

Менеджмент в здравоохранении

Первая причина. Несмотря на то, что разговоры о вреде коррупции и, как следствие, о необходимости повсеместной борьбы с ней все мы в последние годы слышим буквально с утра до вечера, следует констатировать, что нормативная база по данному направлению работы в Российской Федерации в целом и в отечественном здравоохранении, в частности, только-только формируется, и речь здесь отнюдь не идет об устрашающих нормах Уголовного кодекса.

Следует отметить, что, за исключением уже упомянутого Уголовного кодекса, к нормативным документам, регламентирующим работу медицинских организаций в сфере противодействия и предупреждения коррупции, в том числе относятся следующие:

— Закон РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

— Закон РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Основы);

— Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КОАП РФ) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;

— Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ;

— Закон РФ от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Перечень представленных нормативных актов по предупреждению и противодействию коррупции, безусловно, не является исчерпывающим, но вполне достаточным для того, чтобы свидетельствовать о сложности проведения данной работы в любой медицинской организации. Ведь чтобы соответствующая работа была организована системно и надолго, все указанные документы должны быть проанализированы и проработаны в едином ключе антикоррупционных действий, дабы потом составить основу для появления необходимых локальных нормативных актов в медицинской организации.

Следует отметить, что в отраслевом законодательстве до недавнего времени не было вообще ничего, что если и не побуждало, то

хоть как-то настораживало руководителей медицинских организаций на предмет необходимости конкретных действий по противодействию и предупреждению коррупции. Первым шагом в ликвидации этого пробела следует назвать появление положений в Основах об ограничениях, налагаемых на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности, и о конфликте интересов при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности. Не сомневаемся, что указанные положения, которые регулируют только лишь отдельные фрагменты антикоррупционной деятельности, вызывают вопросы в части их реализации практически у всех руководителей медицинских организаций, но первый шаг в Основах все-таки сделан. Ясно и другое, что отраслевое законодательство, а именно, Основы, нуждается в дополнении и конкретизации этих и иных положений в части предупреждения и противодействия коррупции в медицинских организациях, в более четком обозначении механизмов их формирования и реализации.

Вторая причина сложностей в организации работы по предупреждению и противодействию коррупции в медицинской организации, которая, несомненно, тесно связана с первой, это только-только формирующиеся элементы подготовки кадров руководителей медицинских организаций по вопросам предупреждения и противодействия коррупции. И действительно, откуда руководитель будет знать о конкретных системных действиях по предупреждению и противодействию коррупции в возглавляемой им медицинской организации, если соответствующая подготовка как система мер еще и не появилась.

Понятно, что незнание закона (или как в нашем случае многих законов) не освобождает от ответственности, и очень многие руководители за это сегодня расплачиваются, в том числе и уголовным преследованием. Поэтому в данном случае мы имеем в виду

А8

1енеджер №2

здравоохранения 3014

Менеджмент в здравоохранении

не банальные знания о том, что коррупция в медицинской организации это плохо и вредно, а системную информацию, которая с учетом отраслевой специфики и задач единой государственной политики в сфере здравоохранения должна доводиться до обучающихся на всех этапах подготовки по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».

Весьма показательна ситуация с пониманием содержания антикоррупционных мер руководителями медицинских организаций. Так, на часто задаваемый нами руководителям вопрос: «Какие направления работы в своей медицинской организации они считают наиболее коррупционно-опасными?» Ответ в большинстве случаев был стандартный: «Первое направление — закупки. Второе — все, что связано с непосредственным оказанием медицинской помощи (назначение врачами лекарственных препаратов, лоббируемых теми или иными фирмами, неформальные платежи за медицинские вмешательства, выдачу б/л, справок и т.д.». А на вполне закономерный следующий вопрос: «А какие предупредительные антикоррупционные меры Вы реализуете, чтобы минимизировать указанные риски?». Ответ тоже звучал стандартный: «Соблюдаем установленную законодательством процедуру госзакупок и стараемся контролировать медицинский персонал». В общем на этом перечень антикоррупционных мер и знаний о них, естественно, там, где они вообще были, и заканчивался. Понятно, что за утешительной для руководителя фразой «стараемся контролировать персонал» никаких конкретных антикоррупционных действий чаще всего не стоит.

Очевидно, что по такому направлению работы, как противодействие и предупреждение коррупции в медицинской организации, необходима постоянная подготовка руководителей медицинских организаций. Для начала можно взять пример с подготовки по данному разделу государственных и муниципальных служащих. Это, конечно, весьма схе-

матично, но все же лучше чем то, что мы имеем сейчас в отрасли, то есть ничего.

Предвидим возражения, что сегодня руководитель медицинской организации уже перегружен самой разной информацией и при его подготовке итак не хватает времени на рассмотрение минимума вопросов непосредственно по организации медицинской деятельности. Наши возражения на это следующие.

• И раньше, и сегодня деятельность любой медицинской организации регулировалась и регулируется не только отраслевыми законами, но и многочисленными немедицинскими нормативными актами. И эта тенденция, как показывает практика не только в России, но и в мире, нарастает и будет нарастать. В полной мере это относится и к антикоррупционному законодательству. Значит, соответствующие знания и умения жизненно необходимы для руководителя.

• В условиях, когда работа по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности законодательно определена как важнейшее направление деятельности медицинской организации, необходимо и работу по противодействию и предупреждению коррупции рассматривать не как некую дополнительную нагрузку на руководство медицинской организации, а как неотъемлемую часть работы по обеспечению и внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности.

Еще раз повторим. Работа по противодействию и предупреждению коррупции является неотъемлемой частью работы по обеспечению и внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности.

Иными словами, формула предельно проста, если в медицинской организации не организована работа по противодействию и предупреждению коррупции, то и говорить о каком-либо качестве и безопасности медицинской деятельности тоже не приходится.

Ну, а решение проблем, связанных с подготовкой руководителей медицинских органи-

№2 Менедже1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2014 здравоохранения ,

Менеджмент в здравоохранении

заций, сводится к ответу на достаточно простые и в то же время весьма сложные вопросы: «Чему обучать конкретно? И кто сегодня готов это делать?». Ответы на указанные вопросы и, как можно оперативнее, должна дать система медицинского образования.

И, наконец, третья причина сложностей в организации антикоррупционной деятельности в медицинской организации, также, безусловно, связанная с двумя предыдущими.

К таковой считаем необходимым отнести практически полную изоляцию от данного вопроса частной системы здравоохранения. Опыт постоянного профессионального общения с руководителями частных медицинских организаций показывает, что данная категория руководителей, чаще всего пребывая в «счастливом неведении», совершенно искренне считает, что тема коррупции касается только государственных и муниципальных служащих, а также государственных и муниципальных медицинских организаций.

Схожее отношение у большинства руководителей медицинских бизнес-структур и к вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности, и к вопросам конфликта интересов при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности. То есть если в государственном и муниципальном здравоохранении эти положения Основ пусть пока еще в крайне редких случаях и то только частично, но все же пытаются выполняться, то в частной системе здравоохранения они уверенно не работают.

В этой связи хотелось бы обратить внимание читателей на статью 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции», название которой говорит само за себя — «Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции». А часть 1 данной статьи звучит совершенно конкретно, чем далеко не всегда отличается наше законодательство:

«Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции». Следовательно, любая организация независимо от направления деятельности и организационно-правовой формы обязана разрабатывать и реализовывать антикоррупционные меры. В свою очередь часть 2 названной статьи обозначает конкретный перечень антикоррупционных мер, которые могут быть приняты в той или иной организации.

В общем с руководителями организаций частной системы здравоохранения в части обеспечения антикоррупционной деятельности медицинских организаций необходимо работать в большем объеме и органам управления здравоохранением, и надзорным структурам, и медицинской образовательной системе. В противном случае процесс «обучения» сведется только к штрафам, судам, уголовным делам, при этом будет мучительно долгим и, скорее всего, малоэффективным.

Что же должно быть в медицинской организации, чтобы в минимальном объеме, подчеркнем, хотя бы в минимальном, обеспечить выполнение требований статьи 13.3 Закона РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также статей 74, 75 Основ? Последние, как известно, содержат положения об ограничениях, налагаемых на медицинских и фармацевтических работников, и об урегулировании конфликта интересов при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности.

Отвечаем: «В первую очередь в каждой медицинской организации независимо от ее организационно-правой формы должны быть разработаны соответствующие документы, регламентирующие деятельность медицинской организации по противодействию коррупции». Как следует из приведенных выше положений законодательства, это — прямая обязанность руководства каждой медицинской организации.

Безусловно, одним из основных документов, но при этом далеко не единственным,

1енеджер №2

здравоохранения 3014

Менеджмент в здравоохранении

должно быть Положение о мерах по предупреждению и противодействию коррупции в конкретной медицинской организации. В соответствии с Законом РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в данном Положении могут быть прописаны следующие антикоррупционные меры:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов;

6) предотвращение и урегулирование конфликта интересов.

Что касается таких разделов антикоррупционной деятельности, как соблюдение ограничений, налагаемых на медицинских и фармацевтических работников, и урегулирование конфликта интересов при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности, то это требует разработки и принятия в каждой медицинской организации отдельных внутренних регламентов — локальных нормативных актов. Наличие указанных

актов проверяется органами по надзору и контролю в сфере здравоохранения в соответствии с требованиями Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2012 № 1152.

Помимо всего перечисленного выше, должностные инструкции медицинских и фармацевтических работников медицинской организации должны также содержать соответствующие положения.

Таким образом, работа по предупреждению и противодействию коррупции, с одной стороны, является самостоятельным направлением деятельности медицинской организации, в то же время, с другой стороны, это неотъемлемый компонент работы по обеспечению и внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности. Ранее мы уже неоднократно отмечали необходимость законодательного раскрытия и закрепления понятия безопасность медицинской деятельности . Целесообразно, чтобы законодатель отразил в этом определении и его антикоррупционную составляющую. Данный шаг, безусловно, оптимизировал бы работу и медицинских организаций всех организационно-правовых форм, и органов управления здравоохранением, и надзорных органов в части противодействия и предупреждения коррупции в отрасли.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Тихомиров А.В. Коррупция в здравоохранении/Длавный врач: хозяйство и право. — 2009. — № 6. — С. 32-37.

3. Российская коррупция: мы видим, платим и молчим. Пресс-релиз Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р»// www.transparency.org.ru. — 2009.

4. Червонных Е.В. Коррупция в российской медицине: масштабы и пути противодействия ей//Следователь. — 2010. — № 4 (144). — С. 55-58.

№2 Менедже1

2014 здравоохранения ,

Менеджмент в здравоохранении

5. МасюкЕ. Оборотни в белых халатах//Московский комсомолец №25 419 от 06.08.2010.

6. Общественная палата//Доклад об эффективности проводимых в Российской Федерации антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики РФ. — 2011.

7. Пивень Д.В, Кицул И.С. О формировании новой системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности в здравоохранении Российской Федерации//Менеджер здравоохранения. — 2013. — №2. — С. 16-26.

8. Пивень Д.В, Кицул И.С. Обеспечение прав пациента и необходимость разработки в медицинской организации соответствующих внутренних регламентирующих документов//Менед-жер здравоохранения. — 2013. — № 4. — С. 6-12.

9. Пивень Д.В, Кицул И.С. О проблеме реализации права пациента на выбор врача и о путях ее решения в медицинской организации//Менеджер здравоохранения. — 2013. — № 7. — С. 15-20.

10. Пивень Д.В., Кицул И.С. О праве пациента на проведение консультаций врачами-специа-листами по его требованию или по требованию его законных представителей//Менеджер здравоохранения. — 2013. — № 10. — С. 12-17.

11. Пивень Д.В., Кицул И.С. О некоторых проблемах реализации закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»//Менеджер здравоохранения. — 2013. — № 12. — С. 6-13.

! UDC 614.2

j Keywords: corruption, anti-corruption, the quality and security of medical activities, the medical organization.

Инновации в медицине и здравоохранении

ВОЗ ОБНОВИЛА ОПИСОК САМЫХ СМЕРТОНОСНЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Всемирная организация здравоохранения обновила список самых смертоносных заболеваний в мире. В числе десяти наиболее опасных болезней: ишемическая болезнь сердца, инсульт, инфекции нижних дыхательных путей, хроническая обструктивная болезнь легких, диарея и ВИЧ/СПИД.

А вот «тихий убийца» туберкулез покинул десятку главных причин смертности, но при этом сохранил свои позиции в числе 15 самых коварных болезней, погубив миллион человек в 2011 году.

По свидетельству ВОЗ, несмотря на продолжающееся развитие биомедицинских технологий и все меры, принимаемые для борьбы с хроническими болезнями, количество смертей от них по всему миру по-прежнему растет. Так, в том же 2011 году рак легких унес полтора миллиона жизней, а диабет — 1,4 миллиона, что на 2% больше, чем в 2000 году.

1енеджер №2

здравоохранения 3014

УДК 34

КОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

№18, 17.03.2019

Юридические науки

Курбанова Гульназ Халиловна

Ключевые слова: ЗДРАВООХРАНЕНИЕ; КОРРУПЦИЯ; ВЗЯТКИ; ПРЕСТУПЛЕНИЯ; ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ; HEALTH CARE; CORRUPTION; BRIBES; CRIME; CRIME PREVENTION. Аннотация: Сфера здравоохранение занимает лидирующее место среди социальных сфер российского общества, пораженных коррупцией. Общественная опасность данных преступлений очень велика. В данной статье рассматриваются виды данных преступлений, основные причины, перспективы, анализируется статистика.

Коррупция на сегодняшний день остается глобальной проблемой, как в России, так и за рубежом, тем самым ослабляя систему социальных институтов. Коррупция, в свою очередь оказывает негативное влияние на развитие общественных отношений, как на государственной службе, так и в обществе в целом. На сегодняшний день, состояние государственной службы Российской Федерации характеризуется неэффективной работой органов государственной власти и местного самоуправления по профилактике коррупционных преступлений. Связано это с тем, что механизмы и меры противодействия коррупции остаются непродуктивными и слабо разработанными.

Обратимся к статистике. Например, согласно данным, взятым из официального сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации, за десять месяцев 2018 года был зафиксирован 3171 случай получения взятки (ст.290 Уголовного кодекса Российской Федерации) (далее УК РФ), данная цифра на 9,4% больше чем, за этот же период 2017 года (2899 случаев). Всего преступлений коррупционной направленности за 2018 год -27143 преступления, это на 1,9 % больше, чем за 2017 год. Опираясь на данные Следственного комитета Российской Федерации, преступления, связанные с коррупцией, совершались работниками, состоящими на государственной службе. Например, за 2018 год, 178 работников сферы здравоохранения стали причастными к делам о коррупции.

Рассмотрим Республику Башкортостан. С января по ноябрь 2018 года было зафиксировано 80 преступлений коррупционной направленности. Если проанализировать динамику по показателям, это на 10,4 % больше, чем в предыдущие годы .

Согласно ст. 41 Конституции РФ за медицинской помощью в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения гражданин может обратиться бесплатно, за счет средств бюджета, страховых взносов и других поступлений. Но иногда получить качественную медицинскую помощь бывает проблемно, либо затруднительно, поскольку начинает выявляться коррупционный фактор .

Исходя из смысла Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ, а именно ч.2 ст.9 органы государственной власти несут ответственность в пределах своих полномочий за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, которые установлены законодательством Российской Федерации .

Коррупционный фактор в действиях работников медицинских учреждений выражается в том, что медработники, пользуясь своим служебным положением, совершают преступления. Например, получение взятки за действия, которые запрещены законом, а также совершение таких действий. Данные деяния суд квалифицирует как по совокупности, так и за получение взятки за незаконные действия.

Приведем пример из практики. Приговором Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан участковый врач (далее В.) была признана виновной по ч.2 ст290, ч.1 ст.292 УК РФ. В целях получениях денежных средств для личного обогащения, В. через посредника получила взятку именно за внесение данных в амбулаторную карту пациента о диагнозе, который предоставляет право пациенту открыть лист нетрудоспособности. По указанию врача деньги были оставлены в кабинете, после получения вознаграждения (незаконного) В. выдала пациенту лист нетрудоспособности. Данные действия участкового врача судом квалифицировались в совокупности как за совершение незаконного действия (фальсификация диагноза пациента), так и за получение взятки за незаконные действия .

Необходимо, отметить, что коррупционные действия в сфере здравоохранения носят высокую общественную опасность. Например, из вышеуказанного примера можно сделать вывод, что деньги, полученные незаконно могли бы спасти чью-либо жизнь, либо пойти на приобретение высокотехнологичного медицинского оборудования, лекарств.

Если обобщить судебную практику, то наиболее частые коррупционные деяния, в действиях медработников это: взятки (незаконное получение денежных средств за выполнение услуги); мошенничество (требование от пациента оплатить за неоказанные услуги, навязывание услуг, хищение при госзаказах), фальсификация результатов клинических исследований пациентов, подлоги документов пациента.

Если обратиться к зарубежной практике, например, в Китае некоторые семьи используют страховые карты члена семьи с наилучшими страховыми услугами. В Южной Африке люди требуют возмещения за услуги, которые они не получали, а в таких странах, как США, где провайдеры выставляют счета напрямую страховым компаниям, мошенничество в области здравоохранения может принимать форму завышения стоимости, то есть указываются коды услуг с более высокой стоимостью, чем стоимость реально оказанных услуг.

Несмотря на то, что действует большое количество нормативно-правовых актов, один из самых главных Федеральный закон «О противодействии коррупции» , а также программ, нацеленных на противодействие коррупции, законодательство не может противостоять коррупции в целом. Обратимся также к нормам международного права. «Конвенция ООН против коррупции» ; «Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию» . Эти и другие нормативно-правовые акты, которые затрагивают проблему коррупции, содержат ряд норм, которые направлены на предупреждение пресечение коррупции, однако их нормативный и организационный потенциал используется, к сожалению, не всегда и не в полном объеме.

Существует также международные организации, основной целью которых является противодействие коррупции. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) единственная международная организация, в которой состоит Россия. Центр противодействия мошенничеству при Портсмутском университете Великобритании; Европейская сеть по борьбе с мошенничеством и коррупцией в сфере здравоохранения . Интересный факт высказал Президент данной организации Пол Винке (Paul Vincke): «В Норвегии действует компьютерная программа, используемая провайдерами медицинских услуг в Норвегии, которая позволяет предотвратить мошеннические платежи до их выхода из системы. В результате этого было выявлено предположительно 60% злоупотреблений в системе здравоохранения Норвегии» .

Теперь рассмотрим причины и условия, которые являются так называемым «фундаментом», порождающим преступления, связанных с коррупцией среди работников здравоохранения:
-низкая заработная плата работников;
-низкое финансирование сферы здравоохранения (на закупку медицинского оборудования, лекарств)
-латентность коррупционных преступлений;
-сокрытие фактов коррупции среди медработников;
-пробелы в законодательном регулировании данной сферы и др.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что вопрос о коррупционной направленности в Российской системе здравоохранения остается открытым. Работа по предупреждению и пресечению преступлений в сфере коррупции должна продолжаться. Меры о пресечении должны приниматься как на нормативном, так и на организационном уровне. Разработка программ, способствующих увеличению финансирования данной сферы на всех уровнях, формирования ответственного поведения работников здравоохранения (разработка Кодексов профессионального поведения медработников), усиление государственного контроля, прозрачность и подотчетность системы здравоохранения, создание специальных подразделений по борьбе с коррупцией в сфере здравоохранения.

Список литературы

admin