Медиация в исполнительном производстве

1. Каковы главные преимущества использования примирительных процедур?

1. ЭФФЕКТИВНО: договоренности, достигнутые сторонами в процессе проведения примирительных процедур, исполняются гораздо чаще, чем судебные решения.

2. НЕДОРОГО: использование примирительных процедур не влечет необходимость несения судебных расходов; в случае заключения сторонами мирового соглашения возвращается 50% госпошлины.

3. БЫСТРО: при желании можно урегулировать спор буквально за несколько часов.

4. СОХРАНЕНИЕ ДЕЛОВЫХ СВЯЗЕЙ: в случае примирения деловые отношения сторон не только сохранятся, но и станут еще крепче.

5. ЗАЩИТА «СЛАБОЙ» СТОРОНЫ, которая не всегда имеет возможность привлечь для защиты своих интересов высококвалифицированных юристов.

6. ВСЕ В РУКАХ СТОРОН: используя примирительные процедуры, стороны самостоятельно приходят к устраивающему их результату примирения, в отличие от судебного разбирательства, где решение принимается судом.

7. КОНФИДЕНЦИАЛЬНО: примирительные процедуры характеризуются отсутствием публичности, что позволяет избежать разглашения конфиденциальной информации.

8. ОРИЕНТАЦИЯ НА ИНТЕРЕСЫ СТОРОН: использование примирительных процедур позволяет удовлетворить действительные интересы сторон.

9. ВЫБОР ПОСРЕДНИКА (МЕДИАТОРА): при использовании некоторых примирительных процедур стороны вправе самостоятельно выбрать лицо, содействующее урегулированию спора, что вызывает доверие сторон к такому лицу и укрепляет авторитет результата примирения.

10. КОМФОРТ, ДОВЕРИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО: отсутствие необходимых элементов процессуальной формы и судебной атрибутики создает психологический комфорт для участников спора, атмосферу доверия и сотрудничества.

2. В какой момент стороны могут прибегнуть к процедуре медиации, если спор уже рассматривается судом?

Стороны могут примириться на любой стадии судебного процесса. В соответствии с ч. 2 ст. 138 АПК РФ стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение или применяя другие примирительные процедуры, в том числе процедуру медиации, если это не противоречит федеральному закону.

3. Как использовать примирительные процедуры в арбитражном процессе?

Для использования примирительных процедур в арбитражном процессе необходимо обратиться к судье с ходатайством об объявлении перерыва в судебном заседании (проведение переговоров) или об отложении судебного разбирательства (проведение переговоров или процедура медиации).

4. Обязательна ли письменная форма ходатайства об отложении судебного заседания в связи с обращением к посреднику (медиатору) в целях урегулирования спора?

Арбитражное процессуальное законодательство не содержит требования об обязательной письменной форме ходатайства об отложении судебного заседания в связи с обращением к посреднику (медиатору), поэтому такое ходатайство может быть заявлено устно с занесением в протокол судебного заседания в соответствии с ч.1 ст.159 АПК РФ.

5. Может ли суд отложить судебное заседание в связи с обращением к посреднику (медиатору) в целях урегулирования спора, если одна из сторон возражает против отложения, считая применение примирительных процедур нецелесообразными?

Действующая редакция ч.2 ст.158 АПК РФ в качестве необходимого условия для удовлетворения ходатайства об отложении судебного заседания предусматривает волеизъявление обеих сторон спора. В случае возражения одной из сторон в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания должно быть отказано, а рассмотрение дела продолжено.

6. Каковы сроки проведения медиации?

Согласно ч. 2 ст. 158 АПК РФ суд откладывает судебное разбирательство, если получит от обеих сторон ходатайство об обращении за содействием к медиатору в целях разрешения спора. В этом случае медиация может длиться максимум 60 дней, это предельный срок, на который суд может отложить разбирательство. Если процедура медиации не даст результатов, разбирательство в суде будет продолжено с того момента, с которого оно было отложено.

7. В чем отличие профессионального медиатора от непрофессионального? Имеет ли оно значение для урегулирования спора?

Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе (ч.1 ст.15 Закона о медиации). Профессиональный медиатор должен иметь высшее профессиональное образование и пройти курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.1 ст.16 Закона о медиации).

Непрофессиональный медиатор должен соответствовать общим требованиям, установленным ч.2 ст.15 Закона о медиации. Статус медиатора имеет значение для разрешения спора в следующем случае: процедура медиации по спорам, переданным на рассмотрение суда или третейского суда до начала проведения процедуры медиации, может проводиться только медиаторами, осуществляющими свою деятельность на профессиональной основе (ч.3 ст.16 Закона о медиации).

8. Каким образом проверить квалификацию профессионального медиатора?

Для проверки квалификации профессионального медиатора следует ознакомиться со свидетельством или иным документом об успешном прохождении курсов обучения по программе подготовки медиаторов.

9. Каковы формы взаимодействия медиатора со сторонами?

Медиатор вправе встречаться как с обеими сторонами сразу, так и с каждой из них в отдельности. При рассмотрении спора в арбитражном суде медиатор, который содействовал сторонам в урегулировании спора, не может быть допрошен в качестве свидетеля (часть 5.1 ст. 56 АПК РФ). Поэтому ему можно доверить самые конфиденциальные сведения о финансово-хозяйственной деятельности, если они могут помочь разрешить конфликт. Это прямо закреплено в ст. 5 Закона о медиации.

Однако при наличии согласия обеих сторон медиатор вправе нарушить свою профессиональную тайну. Закон также запрещает истребовать от медиатора и от организации, обеспечивающей проведение медиации, информацию, которой они располагают в связи с проведенными процедурами. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены только федеральными законами или договоренностью между сторонами.

10. Несет ли организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации ответственность за деятельность медиаторов?

Законом о медиации установлено, что медиаторы и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, несут ответственность перед сторонами за вред, причиненный сторонам вследствие осуществления указанной деятельности, в порядке, установленном гражданским законодательством (ст.17 Закона о медиации). Иных видов ответственности действующим законодательством не устанавливается.

11. Несет ли профессиональный медиатор ответственность за причинения вреда в процессе медиации?

Профессиональный медиатор несет ответственность за причинения вреда в процессе медиации в порядке, установленном гражданским законодательством (ст.17 Закона о медиации).

12.Как найти медиатора?

В настоящее время в нашей стране в целях проведения процедуры медиации могут быть привлечены как конкретные медиаторы, так и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, одним из основных видов деятельности которых является деятельность по организации проведения процедуры медиации (п. 4 ст. 2 Закона о медиации).

На сайте Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) размещен реестр профессиональных медиаторов, практикующих в г. Якутске.

Также можно обратиться в организацию, осуществляющую деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, которая может рекомендовать кандидатуру медиатора или нескольких медиаторов или назначить их в случае, если стороны направили соответствующее обращение в указанную организацию на основании соглашения о проведении процедуры медиации (ч.3 ст.9 Закона о медиации)

Кроме того, профессиональные медиаторы осуществляют в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) ежедневное консультирование сторон по вопросам мирного урегулирования споров.

13. Осуществляет ли арбитражный суд контроль за проведением процедуры медиации?

В соответствии с ч.4 ст.5 Закона о медиации истребование от медиатора и от организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, информации, относящейся к процедуре медиации, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны не договорились об ином. Однако данное положение не исключает возможность контроля арбитражного суда за сроками проведения процедуры медиации.

14. Чем должна завершиться процедура медиации?

Если стороны пришли к общему знаменателю, процедура медиации заканчивается подписанием медиативного соглашения. При согласии обеих сторон документ можно заверить нотариально.

В зависимости от порядка принятия соглашения есть существенные различия в дальнейшем правовом режиме. Если медиативное соглашение достигнуто сторонами уже после передачи спора на рассмотрение суда, оно может быть утверждено судом как мировое соглашение в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Соответственно на него распространяют действие нормы, применяемые к мировым соглашениям. Такой документ приобретает силу исполнительного листа.

Если медиативное соглашение по возникшему спору достигнуто сторонами без передачи спора на рассмотрение суда, то к соглашению применяются нормы Гражданского кодекса РФ. В этом случае медиативное соглашение приравнивается к гражданско-правовой сделке (договору), направленной на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства о возмещении вреда, а также о прекращении обязательства отступным (ст. 409 ГК РФ), новацией (ст. 414 ГК РФ), прощением долга (ст. 415 ГК РФ), зачетом встречного однородного требования (ст. 410 ГК РФ).

При отказе исполнить или ненадлежащем исполнении одной из сторон условий медиативного соглашения другая сторона вправе защищать свои нарушенные права способами, которые ей предоставляет Гражданский кодекс РФ. Вот некоторые из них:

1. восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

2. требовать признать соглашение недействительным (ничтожным);

3. самозащита права;

4. присуждение исполнить обязанность в натуре;

5. возмещение убытков;

6. взыскание неустойки;

7. компенсация морального вреда;

8. прекращение или изменение правоотношения.

К СВЕДЕНИЮ

Урегулировать конфликт посредством медиации логичнее всего, когда:
− стороны не заинтересованы в публичном рассмотрении спора;
− стороны не хотят, чтобы их спор рассматривал суд (слишком велики сроки рассмотрения спора, большой размер государственной пошлины и других судебных издержек);
− судебное решение по спору наверняка будет обжаловано;
− спор затрагивает деликатные вопросы;
− судебное разбирательство спора для сторон бесперспективно;
− в будущем стороны хотят иметь (сохранить) тесные деловые (личные) отношения

15. В каких случаях может быть прекращена процедура медиации?

Основания для прекращения процедуры медиации установлены ст.14 Закона о медиации. Процедура медиации прекращается в связи со следующими обстоятельствами:
1) заключение сторонами медиативного соглашения — со дня подписания такого соглашения;

2) заключение соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям — со дня подписания такого соглашения;

3) заявление медиатора в письменной форме, направленное сторонам после консультаций с ними по поводу прекращения процедуры медиации ввиду нецелесообразности ее дальнейшего проведения, — в день направления данного заявления;

4) заявление в письменной форме одной, нескольких или всех сторон, направленное медиатору, об отказе от продолжения процедуры медиации — со дня получения медиатором данного заявления;

5) истечение срока проведения процедуры медиации — со дня его истечения с учетом положений ст. 13 Закона о медиации.

16. Подлежит ли возврату государственная пошлина, уплаченная при подаче искового заявления (апелляционной или кассационной жалобы) в случае утверждения судом медиативного соглашения?

Учитывая то, что медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение арбитражного суда, может быть утверждено судом в качестве мирового соглашения, вопрос о возврате государственной пошлины разрешается судом в соответствии с п.1 ст.333.40 НК РФ.

В силу данной нормы при заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины. Однако указанное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

17. Возможно ли принудительное исполнение медиативного соглашения?

В случае утверждения медиативного соглашения судом в качестве мирового соглашения, его принудительное исполнение возможно по правилам раздела VII АПК РФ на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом по ходатайству лица, заключившего мировое соглашение.

При заключении медиативного соглашения без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством, поскольку такое соглашение представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон (п.4 ст.12 Закона о медиации).

18. В чем отличие медиативного соглашения от мирового соглашения?

По смыслу действующего законодательства мировое соглашение заключается самими сторонами спора после обращение в арбитражный суд. В свою очередь, медиативное соглашение может быть заключено как до обращения в суд, так и после начала судебного разбирательства на любой стадии процесса. При этом медиативное соглашение заключается в процессе проведения процедуры медиации.

19. Сколько стоит медиативная услуга?

В Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) консультирование лиц, участвующих в деле, по вопросам медиации, ее преимуществах и возможностях урегулирования конфликта мирным путем, а также непосредственное проведение процедуры проходит на безвозмездной основе. При определенных условиях не исключена возможность оказания платных услуг медиаторов по соглашению сторон, но уже за рамками суда.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

образования — одна из гарантий ограничения власти населением на местном уровне. Список использованной литературы:

1. Трофимова Г.А. Проблемы правовой регламентации института отзыва // Государственная власть и местное самоуправление. — 2014. — № 8. СПС «КонсультантПлюс».

3. Сазонникова Е.В. Наука конституционного права России и концепт «культура»: вопросы теории и практики: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук / Российский государственный торгово-экономический университет. — Москва, 2012. — 46 с.

© Кротова А.А., 2016

УДК 347.964.1

Е.Ф. Лукьянчикова

К.ю.н., доцент Юридический институт НИУ «БелГУ» Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Г. Белгород, Российская Федерация Е.А. Верещагина студентка 4 курса Юридический институт НИУ «БелГУ» Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Г. Белгород, Российская Федерация

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Аннотация

В статье роль института медиации рассматриваются плюсы и минусы применения данного института в рамках исполнительного производства. Правовое регулирование медиации осуществляется на основе Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участником посредника (процедуре медиации)», в котором прямо не закреплено использования данного института на стадии исполнительного производства.

Ключевые слова

Медиация, медиатор, исполнительное производство, судебный пристав-исполнитель, взыскатель, должник.

В последнее десятилетие в юридическом обществе актуальным является вопрос о существовании, функционировании и развитии института медиации. На сегодняшний день, хотя понятие медиации и является сравнительно молодым институтом, но в нашей стране он стал получать признание, о нем стали говорить все чаще, ему посвящено немало научных статей, книг, ведь он дает определенные преимущества участникам процесса и помогает справиться с загруженностью судов.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

Медиация — это способ разрешения споров, конфликтующих сторон, при помощи третьей независимой и беспристрастной стороны (медиатора) в целях заключения взаимовыгодного решения для обеих сторон.

Правовое регулирование института медиации в рамках исполнительного производства, главным образом, осуществляется на основе принятого 27 июля 2010 года Федерального Закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участником посредника (процедуре медиации)» и Федерального закона, принятого 2 октября 2007 года «Об исполнительном производстве».

В соответствии с данным законодательством использование медиации в настоящее время на стадии исполнительного производства прямо не закреплено. Ведь изначально процедура медиации была предназначена для урегулирования споров в досудебном порядке и на стадии судебного разбирательства с целью разгрузки судебной системы от многочисленных обращений граждан. Однако законодатель не исключает возможности применение процедуры медиации после вступления в силу судебного решения.

Культура урегулирования споров — важная часть правовой культуры государства. Несмотря на отсутствие законодательного закрепления, сегодня процедура медиации широко используется в исполнительном производстве России. Однако ее применение возможно по общим правилам, закрепленным в гражданском и арбитражном процессах в случаях, когда это может помочь завершить исполнительное производство фактическим исполнением.

По сути, на стадии судебного разбирательства суд редко полностью устраняет конфликт между сторонами и принимает решение, которое бы полностью устраивало обе стороны. Но в рамках исполнительного производства у спорящих сторон остается право на заключение мирового соглашения. Они вправе урегулировать свои разногласия на условиях, которые, несмотря на различия с резолютивной части судебного решения, будут способствовать достижению взаимопонимания между участниками конфликта, что позволит им прийти к обоюдному взаимовыгодному решению. Также на стадии исполнительного производства между участниками нередко появляются разногласия по поводу методов и способов исполнения судебного акта. И в обоих случаях процедура медиации, которая направлена на мирное и взаимовыгодное решение существующей проблемы, будет как нельзя кстати.

Но сама по себе процедура медиации в рамках исполнительного производства не является заменой деятельности судебных приставов, а является дополнительной возможностью для урегулирования разногласий, не прибегая к принудительным методам.

Следует выделить ряд преимуществ медиативной процедуры на стадии исполнительного производства:

Во-первых, это самостоятельность решений. Обе стороны самостоятельно решают вступать им в переговоры или нет, прибегать к процедуре медиации или нет. При этом именно у должника, в большей степени, медиация должна вызывать неподдельный интерес, так как к нему могут быть применены меры принудительного характера и ограничены его личные и имущественные интересы. И медиативная процедура является для него хорошей возможностью решить дело мирным путем и избежать все негативно-принудительные меры.

Также самостоятельность выражается в том, что стороны самостоятельно могут выбрать медиатора (посредника), который будет вызывать у них доверие, что будет способствовать более быстрому и эффективному решению конфликта. Каждая из сторон может в любой момент прекратить переговоры и отказаться от услуг медиатора.

Во-вторых, конфиденциальность. Когда стороны обращаются в суд, то там о конфиденциальности в полной мере, так или иначе, речи даже не идет, раскрываются детали конфликта спорящих сторон. А если конфликт затрагивает коммерческие интересы, интересы личного характера, то в случае их разглашения могут повлечь убытки, причинить вред деловой репутации, а также иные неблагоприятные последствия. Но в процедуре медиации стороны конфликта и посредник заключают договор о конфиденциальности. Все, что обсуждается с медиатором, не может быть передано огласке, медиатор не может раскрывать информацию третьим лицам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

В-третьих, медиация сэкономит ваши временные затраты. Это действительно так, медиация не обременена сложными установленными законом процедурами. Время разрешения спора в медиации зависит исключительно от самих сторон, а не от работы третьих лиц.

В-четвертых, решения, достигнутые в процессе медиативных переговоров, исполняются охотнее и чаще, чем решения принятые судом. Ведь решения, которые приняли сами участники с помощью посредника, наиболее полно отражают интересы спорящих сторон.

Но наряду с плюсами также существуют проблемы применения медиативной процедуры.

Прежде всего, отсутствие обеспечительного механизма исполнения решений. Принятые сторонами решения являются необязательными к исполнению. Ведь, процедура медиации — это добровольное волеизъявления граждан. Как никто не может заставить гражданина обратиться за помощью к медиатору, так и никто не может заставить его исполнить решение, достигнутое сторонами. Потратив немалое количество времени, денег, сил, стороны могут вернуться к тому, с чего начинали, никак не решив свою проблему, а в некоторых случаях конфликт может разгореться с новой силой.

Следующий минус — данный способ урегулирования споров не может быть применен в том случае, если затрагиваются публичные интересы, а также затрагиваются интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации.

Также одной из главных проблем, тормозящих применения медиативной процедуры, является отсутствие профессиональных и компетентных медиаторов. На сегодняшний день нет достаточного количества профессионалов своего дела, которые смогли бы качественно и эффективно провести примирительные переговоры на стадии исполнительного производства. Доверие к посреднику — это одно из самых главных условий для разрешения спорных ситуаций. Очень важно, чтобы медиатор обладал специальными знаниями, навыками, правовой компетенцией, имел профессиональное образование и опыт, был порядочен и независим и имел достаточно зрелый возраст. Все это необходимо закрепить законодательно, как сделало это уже ряд стран.

Следующая проблема состоит в оплате за услуги медиатора. Стадия исполнительного производства является заключительным этапом судебного спора. И до этой стадии и взыскатель, и должник, как правило, уже понесли денежные расходы, и они могут не иметь средств на оплату услуг медиатора, что также является препятствием для применения медиативной процедуры.

Помимо вышесказанного, нужно обратить внимания на еще один момент. В России совершенно отсутствует информированность о медиации для граждан, не входящих в юридическое общество, вследствие чего, «обычный» гражданин не знает понятия медиации, не понимает механизм данной процедуры, он не знает, что помимо судебного разбирательства, можно решать проблемы иным мирным способом. Нужно заниматься просвещением населения посредством размещения информации о медиации, об ее сущности, о процедуре ее проведения, об организациях, занимающихся данной деятельностью в доступных местах для всех граждан.

Несомненно, перечисленные проблемы не столь катастрофичны и достаточно легко решаемы путем совершенствования законодательства о медиации, об исполнительном производстве.

На сегодняшний день процедура медиации становится все более распространенной и хотелось бы думать, что в будущем она станет более востребованной в рамках исполнительного производства. Ведь факт того, что судебное решение вступило в законную силу, еще не означает полного устранения конфликта между спорящими сторонами, не означает, что стороны полностью удовлетворены принятым судебным решением, что должник не станет препятствовать реальному исполнению судебного решения. Поэтому альтернативный способ урегулирования спорных ситуаций, конфликтующих сторон, который полностью удовлетворит интересы обеих сторон, сможет стать необходимым элементом не только исполнительного производства, но и всего судебного процесса в целом, относимого ко всем сферам жизни общества.

Список использованной литературы: 1. Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-Ф3 (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (с изм. и доп., вступающими в силу с

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

© Лукьянчикова Е.Ф., Верещагина Е.А., 2016

УДК 342

Н.К. Маматазизова

к.ю.н., доцент Академии МВД КР г. Бишкек, Кыргызская Республика

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КРИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КОДЕКСА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Аннотация

В статье делается критический анализ отдельных аспектов Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности.

Ключевые слова

Административное право, Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности,

административные правонарушения.

Развитие науки и отрасли административного права за последние два десятилетия в Кыргызстане претерпело кардинальные изменения. Теория и законодательство о государственном управлении стало развиваться в соответствии с тенденциями построения и развития независимого государства.

Рыночные инструменты серьезно потеснили старую систему государственного управления, внедрив более гибкие инструменты регулирования, поставив государство в один ряд с иными собственниками и хозяйствующими субъектами.

Появились новые институты административного права, такие как институт государственных услуг. На развитие административного законодательства все большее влияние оказывают финансовые интересы государства. Административные методы и основания из применения все больше подстраиваются под экономические обстоятельства, чему примером является современная политика привлечения иностранных инвестиций, или политика развития собственных внутренних ресурсов зарабатывания денег (местный туризм, сфера услуг и пр.)

Определенной константой в кардинальной реформе административного права продолжает оставаться институт административной ответственности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В условиях развитого рынка, государственное принуждение продолжает оставаться эффективным инструментом обеспечения законности. И в системе юридической ответственности важное место продолжает занимать институт административной ответственности.

Что особо важно в современных экономических отношениях, где важную роль играет деятельность юридических лиц и предпринимателей как основных субъектов товарных, финансовых, производственных и иных отношений. Вместе с тем, они и становятся одним из непосредственных субъектов административных

С 1 июля 2020 г. до подачи в суд иска по спорам между юридическими лицами и (или) ИП нужно предъявлять претензию или воспользоваться медиацией. Иной порядок досудебного урегулирования спора может устанавливать ГК, другие законодательные акты или договор. Эти изменения, а также некоторые новшества применения медиации в суде предусматривает Закон от 18.12.2019 N 277-З.

Медиация в хозяйственном процессе

Передать экономический спор для урегулирования сторонами с участием медиатора можно будет до удаления суда в совещательную комнату для принятия окончательного решения по делу. Сделать это смогут не только стороны по письменному соглашению, но и суд по своей инициативе с их согласия. Сейчас спор стороны передают на урегулирование с участием медиатора лишь до начала рассмотрения судом дела по существу <*>.

Возможность привлечения медиатора к разрешению спора суд будет разрешать при подготовке дела к судебному разбирательству. Если стороны не будут возражать, он вынесет определение о передаче спора для урегулирования с участием медиатора. Оно и станет основанием для оставления искового заявления без рассмотрения. Сейчас таким основанием служит заявление сторон о намерении урегулировать спор в соответствии с соглашением о применении медиации<*>.

С 1 июля 2020 г. при обращении за исполнительным документом на принудительное исполнение медиативного соглашения к заявлению нужно будет приложить еще и документ, подтверждающий уплату госпошлины.

На заметку
Напомним, что госпошлина за рассмотрение заявления о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение медиативного соглашения составляет 10 БВ <*>.

Оснований для отказа суда в выдаче исполнительного документа станет больше. Это не только несоответствие медиативного соглашения требованиям о мировом соглашении, но и его заключение с участием медиатора, у которого нет свидетельства Минюста. Однако, как и прежде, отказ суда не помешает стороне обратиться вновь в суд для разрешения спора <*>.

Медиация в гражданском процессе

С 1 июля 2020 г. стороны смогут заключить письменное соглашение о применении медиации до удаления суда в совещательную комнату для принятия окончательного решения по делу. Оно, как и прежде, будет основанием для суда приостановить производство по делу <*>. При этом стороны смогут ходатайствовать, чтобы суд оставил заявление без рассмотрения в связи с заключением ими соглашения о применении медиации.

В случае неисполнения добровольно медиативного соглашения сторона сможет обратиться в суд за выдачей исполнительного листа на принудительное исполнение. Для этого нужно будет уплатить госпошлину (2 БВ). Порядок такого обращения и рассмотрения его судом будет регулировать глава 35-1, которая дополнит раздел IX ГПК.

Закон о медиации также претерпел некоторые изменения. В частности, уточнена сфера применения медиации при урегулировании семейных споров – примирение супругов при расторжении брака. Кроме того, введено понятие «информационная встреча с медиатором», которой стороны смогут воспользоваться до проведения медиации.

admin