Лицензия на природопользование

Договор и лицензия на комплексное природопользование

Основными законодательными актами по охране природы в нашей стране являются Законы России «Об охране окружающей природной среды», «О плате за землю», «О недрах». Эти законы определяют регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека.

Закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ)

  • Раздел I. Общие положения

  • Раздел II. Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду

  • Раздел III. Экономический механизм охраны окружающей природной среды

  • Раздел IV. Нормирование качества окружающей природной среды

  • Раздел V. Государственная экологическая экспертиза

  • Раздел VI. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов

  • Раздел VII. Экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности

  • Раздел VIII. Чрезвычайные экологические ситуации

  • Раздел IХ. Особо охраняемые природные территории и объекты

  • Раздел Х. Экологический контроль

  • Раздел ХI. Экологическое воспитание, образование, научные исследования

  • Раздел ХII. Разрешение споров в области охраны окружающей природной среды

  • Раздел ХIII. Ответственность за экологические правонарушения

  • Раздел ХIV. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением

  • Раздел ХV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды

Законодательно регламентированный экономический механизм охраны природы предполагает следующие элементы.

1. Обязательность учета и социально-экономической оценки природных ресурсов государственными органами статистики и природопользования.

2. Система планирования, финансирования и материально-технического обеспечения экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды.

Финансирование экологических программ и мероприятий по охране природной окружающей среды производится за счет: бюджетов федерации и регионов; средств предприятий, учреждений, организаций; экологических фондов; кредитов банков; добровольных взносов населения.

3. Механизм договоров и лицензий на комплексное природопользование.

Договор заключается между природопользователем и соответствующим территориальным исполнительным органом. Он предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности пользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, а также ответственность сторон, возмещение вреда, порядок разрешения споров.

Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование определяет виды, объемы и лимиты хозяйственной деятельности, экологические требования и последствия их несоблюдения.

4. Система экологических ограничений по территориям, устанавливаемая предприятиям-природопользователям по предельным объемам использования природных ресурсов, выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещению отходов производства. Сроки достижения нормативных объемов природопользования и лимиты по годам устанавливаются в соответствии с утвержденными показателями государственных и региональн. экологических программ.

5. Платность использования природных ресурсов. Плата взимается за право пользования ресурсами в пределах установленных лимитов, сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов, на воспроизводство и охрану природных ресурсов, за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов производства и другие виды загрязнения в пределах или сверх установленных лимитов.

Плата за загрязнение окружающей природной среды перечисляется предприятиями-плательщиками на специальный счет внебюджетных государственных экологических фондов (90%) и в доход республиканского бюджета финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей среды (10%).

6. Отчисления от увеличения налогов на прибыль предприятий, выпускающих и применяющих оборудование с повышенными удельными расходами топлива и энергии.

В сфере экологической деятельности применяют лицензии на право выбросов в окружающую среду и на право разработки месторождения природных ресурсов.

Экологическая лицензия (ЭЛ) на выбросы — ценная бумага, дающая право на выбросы конкретного загрязняющего вещества на конкретный промежуток времени. Общее количество ЭЛ предприятия должно соответствовать фактическому уровню совокупных выбросов. На одно загрязняющее вещество цена ЭЛ изменяется в зависимости от сезона, времени суток и ситуации в регионе (нормальная, экстремальная). Использование ЭЛ вместо налогов позволяет систему государственного регулирования перевести в систему рыночного управления. Рынок ЭЛ, определяя их цены, управляет интересами предприятий по инвестиции и составу продукции.

Торговля квотами на загрязнения является наиболее гибким из всех известных методов экономического регулирования качества природной среды. Предприятие — источник вредных выбросов — имеет различные мотивы для заключения экологической сделки. Оно может проводить такую политику, чтобы уменьшить платежи за необеспеченные разрешениями выбросы, чтобы создать запас разрешений на выбросы, ожидая повышения цен, чтобы обеспечить свое предполагаемое развитие.

Дополнением к экологической лицензии является страхование экологической неопределенности. Денежная сумма страхователя условно депонируется на счете страховой фирмы. Если компания в течение оговоренного срока не причинила ущерба окружающей среде, то ее платежи возвращаются с выплатой процента. В противном случае ликвидация последствий ущерба происходит за счет страховой фирмы. У фирмы в этом случае появляется дополнительный стимул к использованию более надежных технических систем и предотвращению случайных выбросов.

Отдельные виды деятельности, прямо не указанные в законах, подлежат лицензированию на основании постановления Федеральный закон от 8 августа 2001 года, N 128-ФЗО ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;

Статья 17. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии деятельность по производству элитных семян (семян элиты); производство табачных изделий;осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений; деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки;

Лицензия на комплексное природопользование устанавливает экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды, условия природопользования для предприятий. Под комплексным природопользованием понимается такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возможное воздействие на окружающую природную среду.

Лицензия на комплексное природопользование для предприятий, хозяйственная деятельность которых связана с использованием природных ресурсов и объектов, имеющих в соответствии с действующим законодательством федеральное значение, выдается органами системы Минприроды РФ.

Экологический ущерб — это изменение полезности окружающей среды вследствие ее загрязнения. Он оценивается как затраты общества, связанные с изменением окружающей среды. Он складывается из следующих затрат:

— дополнительные затраты общества в связи с изменениями в окружающей среде;

— затраты на возврат окружающей среды в прежнее состояние;

— дополнительные затраты будущего общества в связи с безвозвратным изъятием части дефицитных природных ресурсов.

Для оценки ущерба окружающей среде используют следующие базовые величины:

— затраты на снижение загрязнений;

— затраты на восстановление окружающей среды;

— рыночная цена;

— дополнительные затраты из-за изменения качества окружающей среды;

— затраты на компенсацию риска для здоровья людей;

— затраты на дополнительный природный ресурс для разбавления сбрасываемого потока до безопасной концентрации загрязняющего вещества.

Ущерб обществу от загрязнения окружающей среды проявляется на деятельности отдельных объектов, оказывающихся под его воздействием:

— население;

— объекты жилищно-коммунального и промышленного хозяйства;

— сельскохозяйственные угодья;

— водные ресурсы;

— лесные ресурсы.

Устанавливаются три норматива платы за выбросы:

— в пределах допустимых объемов выбросов;

— в пределах установленных лимитов выбросов;

— сверх максимально допустимого объема выбросов.

Размер второго норматива в 5 раз выше первого, а третьего — в 5 раз выше второго.

Например, на 1993 г. Норматив платы за выброс в атмосферу 1 т оксида азота составлял 275 руб, за сброс в водный объект азота аммонийного — 5545 руб.

Правительством РФ установлены следующие источники платежей за загрязнение окружающей природной среды: платежи за выбросы в пределах допустимых нормативов осуществляются за счет себестоимости продукции; платежи за выбросы сверх допустимых нормативов осуществляются за счет прибыли предприятия.

В себестоимость продукции включаются текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, по оплате услуг за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов и сточных вод.

Размер платежей предприятия за загрязнение окружающей среды может уменьшаться на величину расходов по разработке и внедрению природоохранных мероприятий.

Перечень таких мероприятий устанавливается территориальным органом Минприроды РФ на основании международных соглашений по охране природы и региональных экологических программ.

Не подлежат зачету текущие затраты на газопылеулавливающие установки, дымососы, газоотходы, являющиеся элементами технологических процессов.

Общество оценивает затраты на возврат окружающей среды в прежнее состояние как штраф организации, допустившей ущерб объектам природы, или затраты на общегосударственные программы по восстановлению территорий, подвергнувшихся заражению.

Например, в США с 1972 по 1987 г. Выделялось ежегодно 24,3 млрд. долл. На очистку рек, ручьев и заливов, а общая сумма средств, выделенных на охрану окружающей среды за этот период, составила приблизительно 1 трлн. Долл.

>6. Лицензирование природопользования

Экологическое лицензирование и его природоохранное значение

Лицензирование является способом регулирование и контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Лицензия — разрешение на ведение определенного вида деятельности по использованию природных ресурсов, например, заготовку древесины, добычу полезных ископаемых, сельскохозяйственную разработку земель, осуществление охоты

В каждой сфере природопользования применяются свои виды лицензий или приравненных к ним разрешительных документов: при использовании лесов — лесорубочный и лесной билеты, вод — лицензии на водопользование и разрешительные лицензии

Виды лицензий, их форма и содержание, а также порядок и условия выдачи регулируются законодательством: ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О животном мире», Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Законом РФ «О недрах»

В содержание лицензий входят:

  1. сведения о предоставляемом природном объекте

  2. субъекте права природопользования

  3. о целях

  4. способах использования природного объекта

  5. его пространственных границах

  6. сроках

  7. объемах

  8. условиях пользования

  9. требованиях по рациональному использованию и охране окружающей природной среды

Лицензии выдаются специально уполномоченными федеральными органами экологического управления и их территориальными подразделениями. Правами по выдаче лицензий, в частности, обладают органы системы Федеральной службы лесного хозяйства России и др.

Лицензия предоставляется на основании заявления лица, желающего стать природопользователем. Предусмотрена обязательная государственная регистрация лицензий и договоров на природопользование

Государственный орган, компетентный выдавать лицензию, имеет право приостановить или аннулировать ее действие при наличии оснований, установленных законом. Аннулирование лицензии влечет прекращение права природопользования

Что же касается специального природопользования, то оно осуществляется гражданами и другими субъектами права лишь на основе специальных разрешений (лицензий) соответствующих органов. Лицензирование природопользования является одним из эффективнейших способов гос. регулирования природопользования. В Законе «Об охране окружающей природной среды» (ст. 18) предусмотрена выдача лицензий на комплексное природопользование, под которым понимается пользование природными комплексами в определенных территориальных границах. Лицензии на комплексное природопользование выдаются специально уполномоченными на то гос. органами РФ в области охраны окружающей природной среды с указанием:

1)видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов;

2)экологических требований, при которых опускается их использование и последствий несоблюдения этих требований.

3) включение земли как недвижимости в гражданский оборот, что влечет за собой участие ее в сделках купли-продажи, аренды, мены, ипотеки, залога и т. п.;

4) переход титула права собственности на недвижимость, какой явля­ется строение или сооружение. Вместе с этими объектами переходят и права на земельный участок, если иное не предусмотрено законодательством.

Лицензия выдается на каждый вид деятельности. Срок ее действия один год. По отдельным видам в силу экологических требований, местоположения и других факторов количество лицензий может ограничиваться.

Лицензии выдаются по заявкам соискателей, в том числе и на конкурсной основе. Несоблюдение порядка пользования лицен­зией, передача ее другим лицам, нарушение санитарных, эколо­гических, торговых правил влекут за собой лишение лицензии до постановлению органа, который выдал лицензию.

1. Экологическое право — это отрасль… права

+: публичного

-: гражданского

-: конституционного

-: частного

2. Особенная часть экологического права включает в себя правовые институты, определяющие:

-: экологический контроль

+: правовой режим особо охраняемых природных территорий

+: охрану земель и недр

+: правовой режим лесопользования

-: экологическую экспертизу

3. Основной источник экологического права

+: Конституция РФ

4. Основанием возникновения, изменения и прекращения эколого-правового отношения

является…

+: юридический факт (действие, событие)

-: решение трудового коллектива

-: материальные ценности, вещи, предметы

-: собрание политической партии

-: решение научно-практических конференций

5. Субъектами права собственности на природные ресурсы могут быть:

+: Российская Федерация, субъекты РФ

+: муниципальные образования

-: орган исполнительной власти в Российской Федерации

-: иностранные граждане

-: совокупность должностных лиц, предусмотренных законодательством Российской

Федерации

6. Обязательным условием специального водопользования для забора (изъятия) водных

ресурсов из поверхностных водных объектов является…

+: наличие договора водопользования

-: лицензия на право водопользования

-: сертификация водопользования

-: регистрация в качестве юридического лица

-: недопустимость использования технических средств в ходе деятельности

7. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды разрабатывается и

распространяется…

+: ежегодно

-: ежемесячно

-: ежеквартально

-: по мере необходимости в зависимости от изменения состояния окружающей природной

среды

8. Система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды и

его изменений называется…

+: мониторинг

-: регистр

-: кадастр

-: аудит

9. Видами экологической экспертизы в соответствии с законом являются:

+: государственная

+: общественная

-: предварительная

-: производственная

-: муниципальная

10. Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится:

+: федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы

+: органами государственной власти субъектов Российской Федерации

-: общественными организациями

-: предприятиями и учреждениями

11. Требование к эксперту при производстве экологической экспертизы исходить из того,

что реализация деятельности может влечь вредные воздействия на окружающую природную

среду, составляет содержание принципа…

+: презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной

и иной деятельности

-: обязательности проведения государственной экологической экспертизы

-: обязательности учета требований экологической безопасности

-: ответственности за достоверные результаты за проведение экологической экспертизы

12. Общественная экологическая экспертиза в соответствии с законодательством может

проводиться…

+: до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней

-: только после проведения государственной экологической экспертизы

-: одновременно с проведением государственной экологической экспертизы или после нее. 14

-: после разрешения специально уполномоченного органа в области экологической

экспертизы

13. Предельный срок действия лицензии на комплексное природопользования составляет…

+: 5 лет

-: 3 года

-: 10 лет

-: 1 год

14. Закон запрещает включать в лицензии право деятельности на территории…

+: заповедников, заказников

-: участков недр в виде горного отвода

-: участков недр в виде геологического отвода

-: населенных пунктов

15. Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется

+: знаком соответствия

-: товарным знаком

-: фирменным наименованием

-: знаком экологической безопасности

16. Независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности требований в

области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций по ее улучшению – это …

+: экологический аудит

-: экологический контроль

-: экологическая экспертиза

-: экологический мониторинг

17. Субъектом государственного специального (надведомственного) экологического

контроля является…

+: Министерство природных ресурсов и экологии РФ

-: Президент РФ

-: Правительство РФ

-: Федеральное собрание

18. Дисциплинарным взысканием за экологические проступки является…

+: замечание

-: лишение специального права, предоставленного физическому лицу

-: дисквалификация

-: арест имущества

-: штраф

19. Вина правонарушителя – признак… экологического правонарушения

+: субъективной стороны

-: объективной стороны

-: объекта

-: предмета

20. Обязанность работника возместить имущественный ущерб называется…ответственностью

+: материальной

-: гражданско-правовой

-: эколого-правовой

-: административной

21. Условная единица оценки ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание

хозяйства (лесного, рыбного, охотничьего), а также необходимости наказания виновного

называется…

+: таксой

-: штрафом

-: неустойкой

-: размером упущенной выгоды

22. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное

пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы,

являются …

+: государственной собственностью

-: федеральной собственностью

-: совместной собственностью государства и лиц, добывающих полезные ископаемые

-: государственной и муниципальной собственностью

23. Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических,

морфометрических и других особенностей подразделяются на… водные объекты

+: поверхностные и подземные

-: чистые и сточные

-: замкнутые и открытые

-: ледники и жидкие

24. Водные объекты по общим правилам находятся в собственности…

+: Российской Федерации (федеральной собственности)

-: совместной собственности РФ и ее субъектов

-: в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований

-: любых субъектов водных правоотношений

25. Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании

договора водопользования не может составлять более чем ……. лет.

+:20 лет

26. Систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, об их

использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах – это…

+: государственный водный реестр

-: водный кадастр

-: государственный водный регистр

— водный мониторинг

27. Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование, водопользование

подразделяется на … водопользование

+: совместное

+: обособленное

-: частное

-: приватизированное

-: общественное

28. Территория, примыкающая к акваториям поверхностных водных объектов, на которой

устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности, называется… 16

+: санитарно-защитной зоной

-: округом санитарной охраны

-: водоохранной зоной

-: зоной экологического благополучия

29. Систематическое определение в установленном порядке количества и качества водных

ресурсов называется …

+: государственным учетом поверхностных и подземных вод

-: мониторингом водных объектов

-: нормированием в области использования и охраны водных объектов

-: экологическим контролем

30. Совокупность диких растений (наземных и водных), произрастающих в состоянии

естественной свободы на территории государства, а также в пределах его континентального

шельфа называется…

+: растительным миром

-: лесной растительностью

-: памятниками природы

-: деревьями и кустарниками

31. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению

подразделяются на … леса:

+: защитные

+: эксплуатационные

+: резервные

-: первой группы

-: второй группы

32. Недра предоставляются для добычи подземных вод …

+: на срок до 25 лет

-: на неопределенный срок

-: на пять лет

-: до пятидесяти лет

-: на один год

33. Объект животного мира – это:

+: организм животного происхождения

+: дикое животное

+: популяция диких животных

-: дикие и домашние животные

-: все живые организмы, обитающие на Земле

34. Виды лицензий, связанных с использованием и охраной объектов животного мира:

+: долгосрочная

+: именная разовая

+: распорядительная

-: краткосрочная

-: бессрочная

35. Животный мир в пределах территории Российской Федерации является …

собственностью

+: государственной

-: исключительно федеральной

-: государственной, муниципальной и частной

-: государственной и муниципальной

-: как федеральной, так и муниципальной

36. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в:

+: Красную книгу Российской Федерации

+: Красные книги субъектов Российской Федерации

-: Государственный реестр диких животных

-: Государственный кадастр животного мира

-: Государственный регистр исчезающих животных

37. Объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти

юридическим лицам в … пользование на основании лицензии

+: долгосрочное

-: бессрочное

-: краткосрочное

-: разовое

38. Объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти

гражданам в … пользование на основании лицензии

+: краткосрочное

-: бессрочное

-: долгосрочное

-: разовое

39. Национальные парки…

+: находятся исключительно в федеральной собственности

-: находятся только в собственности субъектов РФ

-: могут находиться как в собственности субъектов РФ, так и в федеральной

-: могут принадлежать субъектам РФ и муниципальным образованиям

-: могут находиться в государственной и муниципальной собственности

40. Природные парки создаются в форме…

+: государственных учреждений

-: товариществ

-: государственных унитарных предприятий

-: государственных корпораций

41. Наиболее строгий правовой режим охраны установлен законодательством для…

+: заповедников

-: ботанических садов

-: заказников

-: национальных парков

42. Функциональная зона национального парка, в которой запрещается любая

хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории, называется…

+: заповедной зоной

-: особо охраняемой зоной

-: зоной хозяйственного назначения

-: рекреационной зоной

-: зоной познавательного туризма

43. Участки территории РФ, где происходят устойчивые отрицательные изменения в

окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических

систем, признаются зонами…

+: экологического бедствия

-: отчуждения

-: чрезвычайной экологической ситуации

-: экологической опасности

44. Решение об учреждении государственного природного заповедника принимается…

+: Правительством РФ

-: Президентом РФ

-: Федеральным Собранием РФ

-: Специально уполномоченным органом исполнительной власти

-: Законом субъекта РФ

45. Правила, установленные международным договором РФ в области охраны

окружающей среды, противоречат правилам Федерального закона «Об охране окружающей

среды» — в этом случае применяются правила и нормы…

+: международного договора

-: Федерального закона

-: Конституции РФ

-: в зависимости от территории, на которой они применяются

46. Естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной

окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают

этого предела – это …

+: континентальный шельф

47. Наиболее авторитетной международной организацией в области охраны окружающей

среды является …

+: Организация Объединенных Наций

-: Международный валютный фонд

-: Всемирная организация охраны дикой природы и фауны

-: Гринпис

-: Организация всемирного культурного наследия

48. Региональными договорами в области международной охраны окружающей среды

являются:

+: Африканская конвенция по охране природы и природных ресурсов (1968 г.)

+: Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.)

+: Соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением Северного моря нефтью (1969

г.)

-: Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (1979 г.)

-: Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (

49. Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или

водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую

катастрофу, — это…

+: экоцид

50. Экологическое право относится к числу:

+: самостоятельных отраслей российского права

-: неосновных отраслей

-: институтов административного права

-: подотрасли конституционного права

51. Предметом экологического права являются отношения по:

+: природопользованию

+: охране окружающей среды

-: использованию земельных участков различных категорий

-: взаимодействию общества и государства

52. Общая часть экологического права включает в себя правовые институты, определяющие:

+: экологический контроль

+: экологическую экспертизу

-: правовой режим особо охраняемых природных территорий

-: охрану земель и недр

-: правовой режим лесопользования

53. Методы эколого-правового регулирования…

+: императивные предписания, разрешения и запреты на совершение определенных действий

-: формально-юридические методы

-: сравнительно-правовые методы

-: убеждение и принуждение

-: гипотеза, диспозиция, санкция

54. Объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не

обладающий свойствами природных объектов– это…

+: антропогенный объект

-: природно-антропогенный объект

-: природный ландшафт

-: искусственный ландшафт

55. Основным конституционным правом человека является право …

+: каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее

состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим

правонарушением

-: граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды

-: граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, на радиационную безопасность

-: на обеспечение экологической безопасности, охрану окружающей среды и рациональное

использование природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений

56. Эколого-правовые норма, определяющая права и обязанности участников экологического правоотношения, делятся на…

+: материальные нормы

-: процессуальные нормы

-: срочные нормы

-: исполнительные

57. Экологические правоотношения могут возникнуть между:

+: органом исполнительной власти и гражданином

+: гражданином и общественным объединением

-: политическими партиями7

-: органом исполнительной власти и окружающей средой

-: предприятием и окружающей природной средой

58. Субъектом экологического права выступают:

+: государственные органы исполнительной власти

+: общественные объединения

+: граждане

-: чрезвычайная ситуация природного характера

-: земля, животный и растительный мир

59. Наиболее полно определяет экологические права и обязанности субъектов экологического права…

+: Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

-: Конституция РФ

-: Гражданский кодекс РФ

-: Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды»

-: Федеральный закон «О проведении экологической экспертизы»

60. Граждане и юридические лица могут иметь в собственности …

+: земельные участки

-: леса, расположенные на землях лесного фонда

-: реки и озера

-: недра

-: животный мир в естественной среде обитания

61. Природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и экономической

зоны РФ отнесены к …

+: федеральной собственности

-: собственности Федерации и субъектов РФ

-: государственной и муниципальной собственности

-: граждан

-: юридических лиц

62. Изъятие у собственника имущества с выплатой ему его стоимости в интересах

общества по решению государственных органов при обстоятельствах, носящих чрезвычайный

характер, называется…

+: реквизицией

-: конфискацией

-: национализацией

-: приватизацией

63. Комплексное природопользование является формой…

+: специального природопользования

-: общего природопользования

-: особого водопользования

-: коллективного природопользования

64. Субъектами специального природопользования могут выступать…

+: юридические лица и индивидуальные предприниматели

-: любые физические и юридические лица

-: только юридические лица.

-: субъекты РФ 8

65. Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами осуществляется их

собственниками свободно, если это не…

+: наносит ущерба окружающей среде

+: нарушает прав и законных интересов иных лиц

-: вредит интересам других лиц

-: нарушает интересов государства

66. Совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий,

направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде,

рационального природопользования представляет собой…

+: управление

-: наблюдение

-: мониторинг

-: аудит

-: экспертизу

67. Органы специальной компетенции в сфере управления природопользованием – это …

+: Министерство природных ресурсов и экологии РФ

-: Федеральное Собрание РФ

-: Правительство РФ

-: Государственный комитет экологии

-: Министерство охраны окружающей среды

68. Целью Государственного доклада о состоянии окружающей природной среды как

официального документа является…

+: обеспечение государственных органов управления и населения объективной

систематизированной информацией о качестве окружающей природной среды

-: оценка особых видов воздействия на окружающую среду с учетом климатических

особенностей года, природных катастроф и стихийных бедствий

-: нормативное обеспечение деятельности в области охраны окружающей среды

-: разработка плана действий для улучшения состояния окружающей природной среды и

повышения качества жизни населения на территории Российской Федерации

69. Санитарно-гигиеническое нормирование относится к задачам…

+: Министерства здравоохранения и социального развития РФ

-: Министерства природных ресурсов РФ

-: Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности

-: Министерства сельского и лесного хозяйства

70. Установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих

намечаемую хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям – это ###

+: экологическая экспертиза

+: экспертиза

71. Членами экспертной комиссии государственной экологической экспертизы могут быть:

+: внештатные эксперты

+: штатные сотрудники федерального органа исполнительной власти в области

экологической экспертизы

+: штатные сотрудники органов государственной власти субъектов Российской Федерации

-: представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической

экспертизе

-: разработчик объекта государственной экологической экспертизы

72. Финансирование государственной экологической экспертизы объектов государственной

экологической экспертизы осуществляется за счет средств…

+: заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе

-: федерального бюджета

-: бюджета субъекта РФ

-: экспертов государственной экологической экспертизы

73. Финансирование общественной экологической экспертизы не вправе осуществлять за счет…

+: заказчика документации на проведение государственной экологической экспертизы

-: собственных средств общественных организаций (объединений)

-: общественных экологических и других фондов

-: целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций

-: средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного

самоуправления

74. Решение о выдаче лицензии в сфере природопользования должно быть принято в срок

не превышающий…

+: 45 дней

-: 30 дней

-: 10 дней

-: 3 месяца

-: 6 месяцев

75. Экологическая сертификация может быть…

+: обязательной и добровольной

-: только обязательной

-: только добровольной

-: общественной и государственной

76. Законодательство РФ предусматривает возможность проведения экологической аудита…

+: только добровольного

-: только обязательного

-: добровольного и обязательного

-: некоммерческого

77. Основанием возникновения страховых отношений в сфере экологического страхования

выступает…

+: договор страхования

-: акт государственного органа исполнительной власти

-: приказ директора предприятия

-: протест прокурора

78. Стадия ввода объектов в эксплуатацию, подлежащих экологическому контролю, предусматривает проведение … экологического контроля

+: предупредительного

-: текущего

-: последующего

-: общественного

79. Виновное противоправное деяние, нарушающее природоохранительное

законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека

является…

+: экологическим правонарушением

-: экологическим правоотношением

-: экологической ответственностью

-: мерами пресекающего характера

80. Административная ответственность за совершение экологических правонарушений

может устанавливаться…

+: как на федеральном, так и на региональном уровне

-: только на уровне субъектов РФ

-: исключительно на федеральном уровне

-: на уровне субъектов РФ в соответствии с природоохранным законодательством

81. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением

законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение ….

лет.

+: двадцати

82. Нормативный правовой акт, не являющийся источником отрасли экологического права, — это…

+: Воздушный кодекс РФ

-: Водный кодекс РФ

-: Лесной кодекс РФ

-: Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

-: Градостроительный кодекс

83. Зоны экологического бедствия – это участки территории, где в результате

хозяйственной или иной деятельности…

+: произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды

-: наблюдается повышенная антропогенная нагрузка на окружающую среду

-: выявлен хронически повышенный уровень загрязнения

-: происходит сильное загрязнение окружающей среды, многократно превышающим

экологические нормативы

-: нарастают процессы разрушения экологических систем, истощаются природные

ресурсы, увеличивается заболеваемость и смертность населения

84. Территории, призванные создать барьер между застройкой и предприятиями и иными

объектами, являющимися источниками вредных воздействий на состояние окружающей среды,

называются…

+: санитарно-защитными зонами

-: зонами отчуждения

-: особо охраняемыми природными территориями

-: санитарными зонами

-: санитарно-гигиеническими зонами

85. Предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ являются:

+: природопользование

+: охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности

+: особо охраняемые природные территории

-: регулирование и защита прав человека и гражданина

-: обеспечение государственной безопасности

86. Совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных

объектов, а также антропогенных объектов – это…

+: окружающая среда

-: природная среда

-: природный объект

-: природа

87. Эколого-правовые отношения – это…

+: урегулированные нормами экологического права общественные отношения,

складывающиеся в области взаимодействия общества и природы

-: общественные отношения в сфере власти-подчинения

-: общественные отношения в области природоохранной деятельности предприятия

-: общественные отношения в области управления сельским хозяйством

88. Государственной собственностью на природные ресурсы управляет:

+: Администрация области

+: Правительство РФ

-: Совет Федерации Федерального Собрания

-: Федеральное министерство

-: Совет Безопасности РФ

89. Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется…

+: правом природопользования

-: правом собственности на природные ресурсы

-: правом окружающей среды

-: сервитутом

Экологическое лицензирование, разрешения в сфере природопользования.

НПА: ФЗ «Об охране окружающей среды» Статья 30. Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды;

ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Понятие: Экологическое лицензирование — это одна из функций государственного управления в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности граждан.

Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Суть лицензирования как одной из форм государственного регулирования хозяйственной и иной деятельности заключается в создании гарантий безопасного и квалифицированного выполнения отдельных видов работ, оказания услуг, производства продукции. Лицензирование осуществляется применительно к тем видам деятельности, которые с точки зрения законодателя, при их ненадлежащем осуществлении, могут принести вред интересам общества и государства. Предоставление лицензии следует рассматривать как подтверждение со стороны государства наличия у субъекта, осуществляющего ту или иную деятельность, соответствующих возможностей (речь идет о технических, ресурсных, организационных, образовательных, финансовых и других необходимых возможностях), необходимых такому субъекту для безопасного осуществления такой деятельности.

Ст.12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» требует получения лицензии для осуществления следующих видов деятельности, связанных с охраной окружающей среды и природопользованием: выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления; деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, а также деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности; оружие, боеприпасы, пиротехнические изделия; эксплуатация взрывоопасных и химически опасных производственных объектов; использование возбудителей инфекционных заболеваний человека и ГМО 3-й и 4-й степени опасности.

В сфере природоресурсных отношений предусмотрена выдача разрешений для следующих видов деятельности:

-охота (гл.5 ФЗ «об охоте и сохранении охотничьих ресурсов»)

-рыболовство (фз о рыболовстве и сохранение водных биоресурсов, ст.34)

-лицензия на пользование недрами

Понятие и роль экономического механизма обеспечения природопользования и охраны окружающей среды. Цели, задачи, содержание.

Понятие: экономический механизм охраны окружающей природной среды и обеспечения природопользования — правовой институт, который включает в себя совокупность правовых норм, регулирующих условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на неё воздействия, финансирование природоохранных мер и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путём применения налоговых и иных льгот.

Значение: 1)функционирование экономического механизма является источником финансирования мероприятий по охране окружающей среды, аккумулирования денежных средств 2) применение соответствующих экономических мер реально воздействует на природопользователей и иных хозяйствующих субъектов, стимулируя их выполнять экологические требования, содержащиеся в законодательстве.

Цель: экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Задачами экономического механизма охраны окружающей природной среды являются:

· планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;

· установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

· установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

· предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

· возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Далее, в моих вопросах, по сути, раскроется содержание (44, 45, 46).

Необходимость получения лицензии

Нормативное регулирование

Отсутствие разрешительной документации подразумевает полный запрет заниматься деятельностью, входящей в предмет регулирования лицензии. Перечень таких видов деятельности может устанавливаться только федеральным законодательством и, в настоящее время, регламентирован нормами:

  • Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ;
  • Водным кодексом РФ;
  • Законом № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • Законом № 2395-1 «О недрах», а также иными нормативными правовыми актами.

О том, что не входит, а что входит в содержание лицензии природопользования, расскажем ниже.

Лицензия на работу с опасными отходами

Типы деятельности

Разрешительная документация выдается строго на определенные виды природопользования, которые могут быть классифицированы по следующим категориям:

  • на деятельность, связанную со сбором, использованием, обезвреживанием и размещением отходов (лицензия на отходы);
  • на деятельность, связанную с разработкой, изучением или использованием полезных ископаемых (лицензия недропользования);
  • на деятельность, связанную с использованием подземных водных ресурсов (лицензия на водные ресурсы);

Оформление разрешительной документации на каждое из указанных направлений деятельности происходит по отдельным правилам и через отдельные уполномоченные органы.

Какие есть лимиты, как создается договор и подписывается лицензия на комплексное природопользование, и что такое решение о выдачи лицензии в сфере природопользования, расскажем ниже.

Порядок лицензирования природопользования

Статьей 9 Федерального закона № 99-ФЗ установлено, что для реализации права на получение разрешительного документа заявитель должен отвечать лицензионным требованиям и условиям. Про лимитирование и условия лицензирования природопользования узнаем ниже.

Условия

Общими и частными требованиями и условиями для получения лицензии на любой из видов деятельности в сфере природопользования являются:

  • соблюдение нормативно-правовой базы РФ, а также санитарных, экологических, противопожарных и иных правил, стандартов и регламентов;
  • соблюдение норм о лицензировании конкретных видов деятельности в области природопользования;
  • соответствие квалификационным требованиям к соискателю документа: по наличию квалифицированного обученного персонала, специальному оборудованию и помещениям для ведения лицензируемой деятельности.

Помимо этого, к каждому конкретному направлению природопользования могут предъявляться специфические требования. Проверка соблюдения условий будет проводиться когда органы возьмутся проверить заявки на оформление лицензии природопользования, в том числе путем выездной проверки контрольных и надзорных органов в адрес соискателя.

Необходимые документы

Точный перечень документов, направляемых в составе заявки на получение лицензии, может отличаться в зависимости от вида деятельности. Тем не менее, можно выделить стандартный список, который требуется представить в любом случае. Так, вам потребуются следующие бумаги:

  • заявка, оформленная в соответствии с рекомендациями лицензирующего органа;
  • учредительные документы предприятия (решение о создании, устав);
  • свидетельства ОГРН, ИНН;
  • актуальная выписка из ЕГРЮЛ, а в отношении предпринимателя – из ЕГРИП;
  • сведения о статистических кодах;
  • документы об утверждении органов управления компании;
  • доказательства наличия у руководителя организации профессионального образования;
  • документы, подтверждающие квалификацию персонала соискателя лицензии;
  • подтверждение законного права владения объектом недвижимости, используемого для размещения управленческого состава и по основной деятельности (договор аренда или выписка из ЕГРН);
  • техническая документация на оборудование, необходимое для работы по лицензируемой деятельности в сфере природопользования;
  • карта-анкета соискателя.

Для каждого вида деятельности при подаче заявки требуется подтвердить документами наличие особых условий и требований.

Полный пакет документации будет использован для проведения проверки, в ходе которой особое внимание уделяется наличию обученного персонала и специализированного имущества.

Пошаговая процедура

Процедуру получения разрешительной документации можно представить в виде пошаговой инструкции, в ходе которой необходимо выполнить обязательные процессуальные действия:

  1. учреждение юридического лица или регистрации ИП для ведения предпринимательской деятельности в сфере природопользования, либо принятие такого решения в отношении действующего предприятия;
  2. на подготовительном этапе собирается необходимая документация для подачи заявки;
  3. принимается на работу трудовой персонал, который обладает квалификацией в лицензируемой сфере деятельности (подтверждается документами о профильном образовании, а также о прохождении курсов повышения квалификации);
  4. оформляются законные права на объекты недвижимости путем их приобретения или аренды;
  5. приобретается или оформляется в аренду имущественные активы, необходимые для конкретного вида природопользования;
  6. заполняется бланк заявки;
  7. заявка с полным комплектом документов направляется в лицензирующий орган;
  8. осуществляется проверка представленных документов и условий деятельности соискателя;
  9. по истечении установленных сроков на оформление лицензии, разрешительная документация выдается заявителю.

Давайте узнаем, кто имеет право выдавать лицензию на право природопользования.

Ответственные органы

Приемом заявок от соискателей, проверкой документов и оформлением разрешительной документации занимаются следующие уполномоченные органы и службы:

  • Федеральная служба Росприроднадзор РФ;
  • Федеральное агентство Роснедра;
  • Федеральное агентство водных ресурсов;

Подача заявок осуществляется в территориальные подразделения указанных служб, а в определенных случаях – в главное управление. Помимо этого на региональном уровне могут выдаваться отдельные виды разрешительной документации в сфере природопользования.

Оформление и подачей заявок субъекты предпринимательской деятельности могут заниматься самостоятельно, либо через представителей. Ввиду сложности подготовки документов и возможных проблем на стадии проверки наиболее оптимальным вариантом станет сопровождение процесса получения лицензии на деятельность природопользования со стороны опытных специалистов юридических или консалтинговых компаний.

Лицензирование природопользования и охраны окружающей среды — важные мероприятия в жизни нашего государства.

Данное видео расскажет об экономических аспектах природопользования, в том числе и о получении лицензии:

admin