Лишение права занимать определенные должности

УК РФ Статья 47. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2009 N 215-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

4. В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 377-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Ст. 47 УК РФ. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания .

3. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
4. В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

Комментарий к статье 47 УК РФ

1. Комментируемая статья регламентирует два самостоятельных наказания:

1) лишение права занимать определенные должности;

2) лишение права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности на государственной службе или в органах местного самоуправления. Конкретный вид таких должностей должен быть указан в приговоре.

При назначении наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью в приговоре конкретизируется вид такой деятельности (фармацевтическая, педагогическая, управление транспортными средствами, оказание юридических услуг и т.д.). Одна и та же по характеру деятельность в зависимости от обстоятельств может быть и профессиональной, и иной (например, управление транспортным средством).

2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. В качестве основного оно назначается, если этот вид наказания закреплен в санкции применяемой статьи Особенной части УК, а также при наличии исключительных смягчающих обстоятельств (ст.

§ 4. Лишение права занимать определенные должности

64 УК).

Суд вправе применить к лицу, совершившему преступление в связи с занимаемой должностью или при занятии определенной деятельностью, рассматриваемое наказание в качестве дополнительного независимо от того, что оно не предусмотрено санкцией закона, по которому осужден виновный, приведя в описательно-мотивировочной части приговора мотивы принятого решения. При этом не имеет значения, выполняло ли лицо соответствующие обязанности постоянно или временно, по приказу или распоряжению должностного лица.

3. При назначении дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортными средствами при наличии к тому оснований и с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, необходимо обсуждать вопрос о целесообразности его применения в отношении лица, для которого управление транспортным средством является профессией (п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 "О практике назначения Судами Российской Федерации уголовного наказания").

4. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не может быть назначено одновременно и в качестве основного, и в качестве дополнительного. Также следует иметь в виду, что за одно и то же преступление осужденному не может быть назначено одновременно лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.

То обстоятельство, что к моменту вынесения приговора лицо не занимало определенной должности или не занималось определенной деятельностью, не лишает суд права назначить данное наказание.

5. В комментируемой статье определены минимальные и максимальные сроки данного вида наказания. Если лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается в качестве основного наказания, его продолжительность составляет от одного года до пяти лет; если в качестве дополнительного — от шести месяцев до трех лет. Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ перечень видов наказаний, к которым может присоединяться лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, дополнен принудительными работами.

В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, данный вид наказания назначается на срок до 20 лет в качестве дополнительного наказания (например, ч. 3 ст. 131, ч. 3 ст. 230 УК).

6. Способы исчисления сроков зависят от порядка назначения наказания. В случае, если оно назначено в качестве дополнительного и присоединяется к наказаниям, не связанным с лишением свободы, его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу, т.е. сроки основного и дополнительного наказания начинают исчисляться одновременно. Если же оно присоединяется к наказаниям, связанным с лишением свободы, то распространяется на все время отбывания основного наказания, но его срок начинает исчисляться только с момента отбытия основного наказания.

В срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности или занимался запрещенной для него деятельностью (ст. 36 УИК РФ).

Другой комментарий к статье 47 Уголовного Кодекса РФ

1. Комментируемая статья фактически предусматривает две разновидности наказания: лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью, которые не могут быть назначены одновременно за совершение одного преступления.

Лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности только на государственной службе или в органах местного самоуправления. Конкретный вид таких должностей должен быть указан судом в приговоре. При этом, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 14 Постановления от 29.10.2009 N 20 "О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания", при назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности в качестве основного или дополнительного вида наказания суду следует исходить из того, что данное наказание не предполагает запрет занимать какую-либо конкретную должность (например, главы органа местного самоуправления, начальника штаба воинской части). Поэтому в приговоре должен быть указан не перечень, а определенная конкретными признаками категория должностей, на которую распространяется запрет (например, должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий).

По приговору суда администрацией указанных в части первой комментируемой статьи органов прекращается трудовой договор с осужденным, а в трудовую книжку осужденного должна быть внесена запись о том, на каком основании, на какой срок и какие должности он лишен права занимать.

Лишение права заниматься определенной деятельностью состоит в запрете на занятие профессиональной или иной деятельностью лицом, совершившим преступление, характер которого связан с этой деятельностью (например, педагогической, врачебной, адвокатской деятельностью, управлением транспортом, охотой). При назначении наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью в приговоре следует конкретизировать вид такой деятельности.

То обстоятельство, что к моменту вынесения приговора лицо не занимало определенной должности или не занималось определенной деятельностью, не исключает возможности назначения данного вида наказания.

2. Данный вид наказания может быть применен и в качестве основного, и в качестве дополнительного. Как основное наказание лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается в случаях, когда это указано в санкции применяемой статьи УК. Как дополнительное наказание лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться судом вне зависимости от того, предусмотрено ли оно соответствующей статьей Особенной части УК, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранить за ним право занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Однако суд в описательной части приговора обязан привести мотивы принятого решения. При этом не имеет значения, выполняло ли лицо соответствующие обязанности постоянно или временно, по приказу или распоряжению соответствующего должностного лица.

3. Сроки данного вида наказания установлены в части 2 комментируемой статьи и составляют от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. Однако для случаев, специально предусмотренных статьями Особенной части УК, законодатель оговорил, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания может устанавливаться на срок до двадцати лет (см., например, статьи 131, 132, 134, 230 УК и др.).

Срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы, а также при условном осуждении, если при этом исполнение дополнительного вида наказания не отсрочено, исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В срок указанного наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью.

3. При назначении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы срок указанного наказания исчисляется соответственно со дня освобождения осужденного из исправительного центра, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения.

4. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью регулируется шестой главой УИК РФ. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы, а также при условном осуждении исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных. В случае назначения этого наказания в качестве дополнительного к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного вида наказания уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных.

В настоящее время судебные органы используют дисквалификацию, как способ наказания за деятельность управляющего в то время, когда компания стала банкротом. Незаконная деятельность руководства при несостоятельности компании являются своего рода поводом снятия с главной должности. Сейчас это основание набирает большую известность. Органы государственной власти и лица, имеющие интерес зачастую обращаются в судебные органы, чтобы в отношении обанкротившегося была применена такая мера наказания, как дисквалификация.

О главном должностном лице:

  • Что покажет на незаконное использование прав генерального директора;
  • Ответственность главного должностного лица;
  • Причинение убытков руководством;
  • Спорные решения генерального директора.

Дополнительная ответственность руководствующих лиц при разорении фирмы

Основательную важность вызывает собой практическое применение лишения занимать руководствующую должность, как способ наказания по ч.8 ст. 14.13 Кодекса об Административных Правонарушениях, которая была введена в действие с 29.12.2015 Федеральным законом от 29.12.2015 № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В том случае, когда неплательщик объявлен обанкротившимся в связи с действиями или бездействия руководствующего над неплательщиком лица, данные лица понесут дополнительную ответственность по обязательствам фирмы (п. 4 ст. 10 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Пока не имеет доказательств прочее, принято считать, что заемщик является обанкротившимся в ходе активности и (или) пассивности руководствующего над неплательщиком лица, если имеется следующее: руководствующее лицо отказывается от выполнения определения органов суда о субсидиарной ответственности или от компенсирования убытков.

Вследствие проверки заявления о том, чтобы руководствующее над должником лицо было привлечено к данному виду ответственности или о том, чтобы лицо было привлечено к ответственности в виде компенсации убытков, органами суда выносится определение, обжаловать его можно только в порядке, установленным законом. Величина ответственности определяется в данном определении о привлечении названных лиц к дополнительной ответственности, в решении о компенсировании должнику убытков определяется величина взыскиваемых убытков. На основании решения дается судебный приказ об исполнении в соответствии с п. 7 ст. 10 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Ответственность главного должностного лица при несостоятельности фирмы

В соответствии с частью 8 ст. 14.13 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ предусмотрена ответственность генерального директора компании за отказ от исполнения определения органов арбитражного суда о привлечении к дополнительной ответственности контролирующих неплательщика лиц. Налоговые органы вправе составить админпротокол по данному правонарушению. Органы арбитражного суда в ходе результатов осуществленной проверки налоговой инспекцией способны лишить должности лицо, которое отвечало за реализацию исполнения решения судебных органов.

Налоговая инспекция интенсивно включит ч. 8 ст. 14.13 КоАП РФ и воспользуется обращением в органы арбитражных судов с просьбой о применимости мер наказания в виде лишения права занимать руководящие должности лиц, занимающих посты директоров организации. В действительности множество случаев подтверждает то, как органы арбитражного суда одобряют требования налогового органа по данным обращениям.

В действительности.

Генеральный директор ООО во время не заявил в органы арбитражного суда о признании организации неплатежеспособной (обанкротившейся). Отсутствием своих действий руководством была не соблюдена ст. 9 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». По решению АС Пермского края от 10.04.2015 по делу № А50-23478/2013 главное должностное лицо было привлечено к такому виду ответственности, как субсидиарная. В судебные органы поступило исковое заявление от МИФНС с просьбой о том, чтобы руководство компании было привлечено к административной ответственности по ч.

Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью

8 ст. 14.13 КоАП РФ. Главному должностному лицу АС Пермского края от 08.04.2016 по делу № А50-3686/2016 был вынесен обвинительный приговор наказание в виде лишения права занимать руководящую должность сроком на двенадцать месяцев. Аналогично органами суда производится рассмотрение ситуации и по делу № А36-2584/2016.

Дисквалификация генерального директора ООО зачастую используется в виде меры административного наказания.

Важно обратить внимание на то, что судебная практическая деятельность, касающаяся дисквалификации генерального директора ООО, по мимо всего прочего по новоявленным административным составам, растёт. Следовательно, предпочтительнее воспользоваться предохранительными способами, которые ликвидируют возможность лишения права занимать директивные должности руководствующего лица. Немаловажно, не допустить, чтобы способ наказания, как дисквалификация, не послужил препятствием в функционировании организации, не останавливал ее деятельность.

Дисквалификация директора ООО за удержание заработной платы и недостоверную информацию

В действительности.

Главное должностное лицо открытого акционерного общества было привлечено к ответственности по ст. 5.27. Со стороны генерального директора отсутствовала своевременная выплата зарплаты персоналу компании. До окончания срока, в течение которого лицо является подверженным административной ответственности. Был составлен второй акт инспектора на том же основном принципе. Это значит, что данное правонарушение было совершено неоднократно. Решением Тульского областного суда от 05.06.2015 № 4а-147/2015 генеральный директор ОАО был привлечен к административному наказанию в виде лишения права занимать данную должность в течение полутора лет.

В действительности.

Руководство органа исполнительной власти управляющей компании общества не один раз передавал в органы налоговой инспекции ложную информацию. Данные представлялись при регистрации изменений информации о юридическом лице. Фирма меняла регистрацию своего местонахождения. Инспекцией был проведен обход здания организации по тому адресу, который был указан лицом, занимающим главное должностное положение. Юридическое лицо по указанному адресу отсутствовало. Ни гарантийные письма, ни письменное соглашение, которые были предоставлены, не свидетельствовали о действительной возможности владельца помещения юридическим лицам помещения в соответствии с гарантийной документацией. Постановлением Астраханского областного суда от 03.02.2016 по делу № 4а-5/2016 руководство данной компании было привлечено к административной ответственности в виде лишения права занимать руководящую должность.

Квалифицированные специалисты Адвокатского бюро "Честь и Закон" готовы оказать вам помощь в прояснении и решении вопросов по дисквалификации директора при банкротстве фирмы и по другим случаям несостоятельности юридических лиц.

admin