Личный осмотр

Новость по теме В Петербург поступила опасная свинина

«Проведение досмотра и осмотра автомобиля по правилам — один из наиболее спорных моментов в законодательстве о дорожном движении, — считает заместитель президента адвокатской палаты, адвокат, специализирующийся на ДТП, Владимир Гарнин. — В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях и административным регламентом МВД, сотрудники полиции имеют право проводить досмотр и осмотр транспортного средства, личный досмотр, досмотр пассажиров и личных вещей. Основная цель этих действий — обеспечение безопасности дорожного движения. По своему значению, функционалу и особенностям осмотр и досмотр отличаются».

Осмотр

Визуальное обследование автомобиля и груза, который перевозится. При этом инспектор не может самостоятельно открывать дверь и разглядывать, что находится в салоне автомобиля.

Когда проводится:

  • в процессе спецоперации;
  • для сверки номеров из ПТС и специальных маркировок;
  • в случае обнаружения автомобильных неисправностей;
  • если дальнейшая эксплуатация автомобиля запрещена;
  • при несоответствии перевозимого груза сведениям о нем в сопровождающих документах.

Досмотр

Более серьезная процедура, ее цель — глубокое исследование транспортного средства. Сотрудник ГИБДД имеет право открывать капот, багажник и двери. Важно! При этом он не может прикасаться руками к вещам, которые находятся в досматриваемом автомобиле, особенно к сумкам, пакетам, барсеткам водителя и пассажиров. Такие действия уже считаются обыском, а для него нужны совершенно другие основания.

Особенности досмотра:

Досмотр должен проводиться в присутствии двух понятых и сопровождаться составлением протокола. Автолюбитель вправе узнать цель досмотра.

Основания для досмотра:

  • наличие ориентировки;
  • отказ водителя от проведения осмотра автомобиля и перевозимого груза;
  • проверка обоснованного предположения о наличии в авто оружия, боеприпасов, наркотических или психотропных веществ и других вещей, на владение которыми требуется специальное разрешение;
  • обоснованная проверка наличия в транспортном средстве орудий совершения или предметов административного правонарушения.

Чем отличается осмотр от досмотра?

Осмотр и досмотр – разные вещи.

Осмотр предполагает внешнее наблюдение и добровольность (за исключением ряда случаев, включая прохождение таможни, осмотра помещений и территорий, принадлежащих юридическому лицу). От осмотра можно отказаться.

Досмотр подразумевает обязательное и более тщательное обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности. Досмотр является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП РФ). При проведении досмотра в рамках расследования уголовного дела применяется процедура, предусмотренная КоАП.

Ни осмотр, ни досмотр не могут проводиться просто так – «из любопытства». Для проведения осмотра, а тем более досмотра всегда должна быть причина, о которой следует спросить представителя органа власти и которую вам должны назвать.

Как проводится осмотр?

При проведении осмотра личных вещей проверяющий не имеет права самостоятельно копаться в вещах, но может попросить вас добровольно продемонстрировать содержимое сумки или даже выложить и продемонстрировать какие-то предметы. Все это делается для обеспечения вашей безопасности, сохранности ваших вещей, так и охранника (чтобы его не заподозрили в подлоге или изъятии вещей).

Часто осмотр практикуется службами безопасности разных заведений и учреждений, к примеру, ночных клубов и кинотеатров. Возможность установления такой пропускной процедуры должна быть прописана в специальных приказах или положениях заведения.

От осмотра к досмотру

Иногда осмотр может дать причины для проведения досмотра. К примеру, при подготовке к авиаполету вещи пассажиров проходят осмотр, при помощи технических средств (рентгеновского аппарата, газового анализатора, металлоискателей и прочей аппаратуры). В процессе осмотра вас могут попросить открыть сумку и показать предмет, вызывающий сомнение. А если у сотрудников службы безопасности полета или таможни появятся основания, они могут провести досмотр с соблюдением определенной процедуры и в присутствии понятых.

Ссылки
Кодекс Российской Федерации об Административных Правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001

(с) АСК

Прокуратура разъясняет: «Правомерны ли действия охранников магазина, требующих показать содержимое сумки гражданина»
Posted on25.06.201924.06.2019CategoriesНовости
4 комментария
Согласно ч. 1 ст. 27.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 КоАП РФ, к числу которых сотрудники охраны не относятся.
Деятельность охранников регулируется Законом Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной охранной и детективной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон РФ «О частной охранной и детективной деятельности в Российской Федерации»).
Согласно указанному Закону, личный досмотр граждан и досмотр их вещей охранник производить не вправе. Кроме того личный досмотр и досмотр вещей граждан противоречит ст. 55 Конституции, устанавливающей право на свободу и личную неприкосновенность.
Также частные охранники не осуществляют публичные функции, в связи с чем не вправе подменять собой правоохранительные органы и проводить досмотр, даже если гражданин подозревается в совершении противоправного действия.
Согласно абзацу 6 ст. 12 Закона РФ «О частной охранной и детективной деятельности в Российской Федерации», лицо, посягнувшее на охраняемое имущество, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в полицию.
Уважаемые коллеги, хотелось бы высказать свое мнение по существу данного разъяснения прокуратуры. Содержание разъяснения не соответствует формулировке поставленного вопроса. Суть поставленного вопроса – вправе ли охранник магазина требовать показать содержимое сумки гражданина, а ответ – вправе ли охранник осуществлять досмотр. Как известно, осмотр содержимого сумки и досмотр суть разные вещи. То, что охранник не вправе осуществлять досмотр очевидно и не требует разъяснения. А вот разъяснение по поводу того, вправе ли охранник требовать у посетителя показать содержимое сумки действительно требует разъяснения и системного толкования законодательства. Согласно пункту 3 части 1 статьи 12.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности» охранник при осуществлении пропускного и внутриобъектового режима вправе производить осмотр вносимого и выносимого имущества. При этом законодатель не раскрывает правовую природу этого действия и правовые последствия отказа владельца имущества от предъявления имущества (в данном случае сумки) для осмотра. Учитывая, что указанные термины отличаются всего лишь одной буквой, то на практике нередко полагают, что досмотр и осмотр это одно и то же. Поэтому попытаюсь пояснить, в чем разница между двумя этими действиями.
В законодательстве, юридической литературе и в быту нередко одним и тем же термином обозначаются действия различные по своей правовой природе, целям, задачам, назначению и порядку осуществления. Это зачастую приводит на практике к непониманию того, о чем в данном конкретном случае идет речь, применению норм права к действиям, на которые они не распространяются, либо, наоборот, совершаются действия без соблюдения порядка, установленного соответствующим законодательством. Иногда фактическое осуществление таких действий настолько внешне похоже, что без тщательного анализа различить их довольно сложно. К числу таких действий относится досмотр, производимый субъектами охранной деятельности и субъектами обеспечения транспортной безопасности, а также осмотр, осуществляемый частными охранниками на основании статьи 12.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности». Поэтому целью данного комментария является определение четких критериев для разграничения указанных действий, что позволит устранить на практике ряд недоразумений и будет способствовать единообразию в применении законодательства в этой части.
Прежде всего, следует различать административный досмотр (личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства), от досмотра, производимого в соответствии с законодательством в области транспортной безопасности (досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр). Основные отличия состоят в следующем.
1. Административный досмотр и досмотр, предусмотренный законодательством в области обеспечения транспортной безопасности, представляют собой два отдельных, самостоятельных вида досмотра, обозначаемых одним и тем же термином.
Согласно статьям 27.1, 27.7, 27.9 Кодекса об административных правонарушениях административный досмотр является одной из мер обеспечения производства по делу об административных правонарушениях и заключается в обследовании вещей, транспортных средств без нарушения их конструктивной целостности.
Досмотр, предусмотренный Федеральным законом «О транспортной безопасности» (ст. 12.2), никакого отношения к административному досмотру не имеет и заключается в обследовании физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц и осуществляется для обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть, а также выявления лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности или ее часть.
2. Административный досмотр регулируется нормами Кодекса об административных правонарушениях, досмотр, проводимый на транспорте — законодательством в области транспортной безопасности.
3. Административный досмотр производится в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения, досмотр на транспорте осуществляется в целях обеспечения транспортной безопасности.
4. Административный досмотр производится должностными лицами государственных органов, указанных в статье 27.3 КоАП, а также старшим в месте расположения охраняемого объекта должностным лицом ведомственной охраны при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ею объектам или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону.
В соответствии с частью 9 статьи 12.2 ФЗ «О транспортной безопасности» досмотр на транспорте проводится уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, куда, как представляется, необоснованно включена и ведомственная охрана. Вследствие этого является нелогичным и противоречащим ФЗ «О ведомственной охране» предоставление работникам ведомственной охраны права на производство указанного досмотра. Статья 11 ФЗ «О ведомственной охране» (Права работников ведомственной охраны) не предоставляет им такого права. Согласно статье 27.3 КоАП они вправе производить лишь административный досмотр. Поэтому получить право на осуществление досмотра, предусмотренного статьей 12.2 ФЗ «О транспортной безопасности», они могут лишь в случае внесения соответствующего дополнения в статью 11 ФЗ «О ведомственной охране».
Организация досмотра на транспорте возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лица, являющихся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующих их на ином законном основании) и (или) перевозчиков (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, принявших на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).
Правила проведения указанного досмотра устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

5. Административный досмотр существенно отличается от досмотра на транспорте и порядком проведения. Он носит принудительный характер и вследствие этого согласия лица на досмотр не требуется. Производство административного досмотра требует наличия понятых и составления протокола, копия которого вручается лицу, подвергнутому досмотру.
Досмотр на транспорте носит добровольный характер и поэтому производится с согласия лица. В соответствии с частями 11 и 12 статьи 12.2 ФЗ «О транспортной безопасности лица, отказавшиеся от досмотра, в зону транспортной безопасности не допускаются. Кроме того, отказ пассажира от досмотра является основанием для расторжения договора перевозки в одностороннем порядке. При осуществлении досмотра на транспорте не требуется наличия понятых и составления какого-либо протокола.
В случае идентификации в ходе досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения либо в случае выявления лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности или ее часть, силы транспортной безопасности в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства незамедлительно информируют об этом уполномоченные подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации для принятия мер реагирования в соответствии с их компетенцией.
Правовой режим, установленный для досмотра на транспорте, распространяется и на предполетный и послеполетный досмотр, предусмотренный статьей 85 Воздушного кодекса и осуществляемый уполномоченными лицами служб авиационной безопасности с участием сотрудников органов внутренних дел. По существу он представляет собой частный случай досмотра на транспорте.
От административного досмотра и досмотра на транспорте следует отличать производимый частными охранниками в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 12.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности» осмотр транспортных средств и имущества. Несмотря на то, что совершаемые при этом действия имеют внешнее сходство, по существу они имеют различную природу и их также не следует смешивать.
Осмотр, осуществляемый частным охранником, производится в целях недопущения неправомерного ввоза и вывоза, вноса и выноса имущества на охраняемый объект или с охраняемого объекта. По существу указанный осмотр является одной из мер, направленных на защиту права собственности заказчика. Такое право предоставлено охраннику только при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке грузов, денежных средств и иного имущества. Осмотр производится на добровольной основе. В случае несогласия лица предъявить для осмотра вносимое, ввозимое или выносимое, вывозимое имущество охранник соответственно не впускает на объект таких лиц или, наоборот, не выпускает их с объекта и сообщает об этом незамедлительно в орган внутренних дел для принятия мер в соответствии с их компетенцией (производят административный досмотр).
Учитывая, что право охраннику на осмотр предоставлено при осуществлении пропускного и внутриобъектового режимов, возникает вопрос, а вправе ли владелец магазина устанавливать пропускной и внутриобъектовый режимы и соответственно заключить договор на оказание такой услуги. Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» не содержит каких-либо ограничений по данному вопросу. Однако, если проанализировать содержание Федерального закона «О правах потребителей», то получается, что в магазинах и других аналогичных местах пропускной режим не может быть установлен. В указанных местах владелец может заключить договор лишь на охрану имущества, а в том случае законодательство в сфере охраны не наделяет охранника правом производства осмотра вносимого выносимого имущества.
При производстве охранником осмотра, как и при досмотре на транспорте, не требуются понятые и не нужно составлять какой-либо процессуальный документ (акт, протокол).
В связи с внесением изменений в часть 6 статьи 11 Закона «О частной детективной и охранной деятельности», в соответствии с которыми частным охранным организациям предоставлено право оказывать охранные услуги в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, возникает вопрос, получили ли они вследствие этого право на досмотр, предусмотренный частью 9 статьи 12.2 ФЗ «О транспортной безопасности».
Представляется, что таким правом они не обладают, поскольку досмотр на транспорте проводится уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, к числу которых указанная статья не относит частные охранные организации. Более того, такое право им и не нужно. В случае заключения договора с субъектом транспортной инфраструктуры на охрану объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств путем обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов они вправе осуществлять осмотр транспортных средств и имущества, который по своей сути мало чем отличается от досмотра, производимого работниками подразделений транспортной безопасности.
ВЫВОДЫ:
1. Административный досмотр, досмотр на транспорте и осмотр, производимый частным охранником, различные по своему характеру и правовому регулированию действия.
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 27.3 КоАП из числа субъектов, входящих в подразделение транспортной безопасности, правом производства административного досмотра наделено только старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам, либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону.
Однако, как об этом свидетельствует практика, ведомственная охрана по существу не реализуют предоставленное ей право на административный досмотр, а фактически осуществляют осмотр. Более того, она и не может реализовать это право практически, поскольку административный досмотр требует наличия понятых, составление в каждом случае проведения досмотра (независимо от его результатов) составление протокола досмотра. Чтобы выполнить данное требование закона ведомственная охрана, например, при осуществлении пропускного режима должна иметь штатных понятых, при этом старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо должно постоянно находиться в помещении, где непосредственно производится личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств и составлять соответствующие протоколы досмотра, выдавать их копии досматриваемым лицам. Поэтому фактически ведомственная охрана осуществляет не досмотр, а осмотр вносимого, выносимого имущества и осмотр транспортных средств, который ничем не отличается от осмотра, производимого частными охранниками в соответствии со статьей 12.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности» с той лишь разницей, что Федеральный закон «О ведомственной охране» им такого права не предоставляет.
3. Досмотр, производимый в целях обеспечения транспортной безопасности, не относится к административному досмотру и регулируется законодательством в области транспортной безопасности. Он проводится уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности.
4. Частные охранники не наделены правом на осуществление как административного досмотра, так и досмотра, проводимого в целях обеспечения транспортной безопасности. При оказании охранных услуг в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства они вправе осуществлять осмотр транспортных средств и имущества на основании статьи 12.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности».

Осмотр и досмотр. Одно ли и тоже

Когда на дороге водителя останавливает инспектор ГИБДД, устным диалогом дело может не ограничиться. Экипаж полиции вправе захотеть обследовать машину изнутри. Поэтому многих автовладельцев интересует, осмотр и досмотр это не одно ли и тоже? Разберемся с этим подробно.

Немного правовых норм

Чтобы понять, чем отличается осмотр от досмотра, следует рассмотреть некоторые положения законодательства. Нам помогут пункты статьи 27.9 КоАП, а также содержание административного регламента, одобренного приказом российского МВД № 664 от 23.08.2017 г.

Главное отличие осмотра от досмотра состоит в глубине исследования автомобиля. Если при осмотре инспектор только внешне изучает машину, перевозимый на ней груз, то досмотр предполагает знакомство с салоном, содержимым багажника, физический контакт с предметами, имеющимися в транспорте. Следует также учесть, что законодательством процедура осмотра не прописана.

Процессуальные моменты

Существенная разница между осмотром и досмотром состоит в фиксации двух упомянутых действий. На осмотр не приглашаются понятые, отдельный протокол инспектор ГИБДД также не оформляет. Не используется также видеозапись.

Другое дело досмотр. Его проводят тогда, когда есть обоснованные (подчеркнем это слово) подозрения в том, что водитель причастен к совершению преступления, иным противоправным действиям (перевозка оружия, наркотиков, иных запрещенных в обиходе предметов). Кроме того, досмотр применяется часто тогда, когда автомобиль подпадает под описание из ориентировок

Если инспектор настаивает на досмотре, твердо следует настаивать на том, чтобы были озвучены основания для проведения соответствующих действий.

Осмотр, досмотр автомобиля в 2018 году проходит по ранее существовавшим правилам. Так, для досмотра необходимо наличие не менее двух понятых. Альтернативой им является полная фиксация всего процесса.

При досмотре всегда оформляется протокол. Требования к его содержанию перечислены в частях 6 и 7 статьи 27.9 КоАП. Водителю нужно обратить внимание на то, что в протоколе всегда должны быть зафиксированы сведения о предметах или документах, имеющих признаки нарушения законодательства.

В протоколе досмотра фиксируются индивидуальные особенности каждой вещи. Ошибки в указании наименования, других характеристик груза способны поставить законность досмотра под сомнение. Соответственно, собранные доказательства правоохранительные органы, суд при принятии решения по эпизоду вправе посчитать ненадлежащими.

Отказ водителя от досмотра: последствия

Если хозяин автомобиля категорически откажется пройти осмотр, досмотр транспортного средства (при условии, что сотрудники ГИБДД действуют в рамках полномочий), это будет подпадать под нарушение правил дорожного движения.

Более того, если водитель категорически против того, чтобы провести осмотр и досмотр автомобиля, ему будет грозить серьезное административное наказание. Выражается оно в штрафе от 500 до 1000 рублей либо же аресте на 15 суток (в особо серьезных случаях).

Могут ли обыскать водителя

С точки зрения законодательства следует различать личный досмотр и осмотр от изучения автомобиля. При досмотре машины инспектор ГИБДД не имеет права интересоваться собственностью владельца. Это теоретически возможно, например, в ходе обыска. Он происходит на основании постановления следователя и по другой процедуре.

В рамках производства по административным проступкам осмотр и досмотр сидящего за рулем человека также возможен. Процедура описана в статье 27.7 КоАП. Важно, что досмотр должен быть проведен лицом того же пола.

Происходит ли вследствие досмотра лишение прав

Сами по себе осмотр и досмотр автомобиля изъятием водительского удостоверения не чреваты. Однако протокол и материалы по административному нарушению (если таковое было) передаются в суд.

Тогда уже сидевший за рулем вынужден отстаивать собственную правоту. Он может, например, утверждать, что процедура обследования транспорта происходила с нарушениями.

Основные итоги

При осмотре, досмотре не запрещена запись действий служителей правопорядка. Съемку на мобильный телефон, видеорегистратор проводят водитель, пассажиры. Иногда на место общения с правоохранительными органами автолюбители привлекают своих знакомых.

Вкратце было рассказано, чем отличается осмотр от досмотра автомобиля. Автолюбителю важно понять разницу двух понятий для эффективного отстаивания собственных прав, интересов.

Пока осмотр и досмотр в 2018 году осуществляется по существующим нормативным предписаниям. Кроме того, понять, по осмотру и досмотру в чем разница, помогут консультации юриста. Он все доступно расскажет с позиции опыта, судебной практики.

Презентация – В чем разница между осмотром и досмотром

Юристы по теме В чем разница между осмотром и досмотром?

Тараскин Иван Сергеевич (14 лет стажа) Опытный и профессиональный юрист. Один из самых лучших специалистов в этой области. Берется даже за самые сложные дела и находит точки для решения проблем в пользу клиента. Имеет богатую практику в решении подобных вопросов. Бесплатная консультация по тел. +7 (499) 408-21-03Сергеев Александр Геннадиевич (14 лет стажа) Опытный, профессиональный юрист, специализирующийся на решении проблем в этой области. Один из лучших в Москве и Московской области. Доводит дела клиентов до победного конца. Бесплатная консультация по тел. +7 (499) 408-21-03Чужанов Кирилл Леонидович (более 10 лет) Профессиональный юрист с богатой практикой в решении подобных проблем. В совершенстве владеет информацией о законодательных базах, знает подводные камни, что позволяет ему находить решения в сложных юридических вопросах. Сопровождает дела во всех судебных инстанциях. Бесплатная консультация по тел. +7 (499) 408-21-03

Видео В чем разница между осмотром и досмотром? с презентацией

Оставьте заявку на бесплатную консультацию

Оставьте заявку и получите скидку на услуги 5%+ бесплатную консультацию

Звоните нам по телефону +7 (499) 408-46-03

admin