Льготы семьям умерших военнослужащих

Для ветеранов труда предусмотрены следующие меры социальной поддержки:

— ежемесячная денежная выплата в размере 330 рублей;

— сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также оказание медицинской помощи в поликлиниках и других медицинских организациях по программам государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи;

— скидки в размере 50% на оплату жилого помещения либо денежная компенсация 50% расходов на оплату жилого помещения, в том числе нетрудоспособным членам семьи, совместно с ними проживающим, находящимся на их полном содержании или получающим от них помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;

— скидки в размере 50% на оплату коммунальных услуг либо денежная компенсация 50% расходов на оплату коммунальных услуг, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива, включая его доставку, при наличии печного отопления). Обеспечение топливом производится в первоочередном порядке;

— при достижении возраста, дающего права на пенсию по старости, — бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в медицинских организациях по месту жительства;

— бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных (внутрирайонных, внутриобластных) маршрутов;

— оплата в размере 50% стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения.

Вопрос:

Какие льготы есть у родителей погибших военнослужащих и есть ли льготный проезд к месту захоронения?

Ответ:

В соответствии со статьей 21 ФЗ «О ветеранах» членам семей погибших (умерших) военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная выплата в размере 927 рублей;

2) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством;

3) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года. Члены семей погибших (умерших) военнослужащих, вставших на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ;

5) сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены при жизни погибшего в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения в порядке, установленном Правительством РФ, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов РФ — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

6) оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе членами семьи погибшего, совместно с ним проживавшими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;

7) оплата в размере 50% коммунальных услуг, электрическая и тепловая энергия — в пределах нормативов потребления указанных услуг; лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом семей погибших производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда. Указанные меры социальной поддержки предоставляются независимо от того, кто из членов семьи погибшего является нанимателем (собственником) жилого помещения;

8) при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение по последнему месту работы погибшего путевками в санаторно-курортные организации;

9) первоочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому супруги погибшего. Кроме того, в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 2 августа 2005 года № 475 и от 2 мая 2006 года № 313 члены семей погибших военнослужащих имеют право на производство компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг и на обеспечение проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца.

В соответствии со статьей 20 ФЗ «О статусе военнослужащих» один из членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего — гражданина РФ и захороненного на территории РФ — один раз в год имеет право на бесплатный проезд к месту погребения и обратно.

Подготовила Татьяна Мегельбей.

Мать погибшего на Кавказе военнослужащего будет получать пенсию с учетом повышения

Пенза, 4 августа 2019. PenzaNews. Ленинский районный суд Пензы признал за матерью военнослужащего, погибшего на Северном Кавказе в мае 2004 года, права на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом ее повышения.

© Фото из архива ИА «PenzaNews» Купить фотографию

Ранее с иском в ее интересах обратился военный прокурор Пензенского гарнизона. Он просил обязать ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области» произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения на 32% за период с 19 апреля 2018 года по 18 апреля 2019-го включительно.

В обоснование своей позиции военный прокурор сослался на п. «г» ч. 1 ст. 45 закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

В Пензе открыт памятник воинам, погибшим на Северном Кавказе

При рассмотрении дела установлено, что женщина является получателем пенсии министерства обороны РФ по случаю потери кормильца с 8 февраля 2010 года, однако она выплачивалась ей без учета повышения. При обращении с соответствующей просьбой в военкомат матери погибшего военнослужащего было отказано со ссылкой на то, что указанные в законе меры соцподдержки носят личностный характер и распространение льгот на членов семьи погибшего ветерана боевых действий законодательством не предусмотрено.

Как сообщил ИА «PenzaNews» официальный представитель Ленинского районного суда Пензы, по результатам изучения материалов дела был сделан вывод о том, что повышение пенсий, предусмотренных ст. 45 федерального закона от 12 февраля 1993 года, производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семей в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.

«Судом принято решение об удовлетворении иска военного прокурора Пензенского гарнизона, действующего в защиту интересов женщины, к ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области» о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом ее повышения», — сказал собеседник агентства.

Он уточнил, что решение пока не вступило в силу и может быть обжаловано в установленный законом срок.

10 Октябрь 2018

Родителей погибшего при исполнении служебных обязанностей военнослужащего, проходившего военную службу по призыву, необходимо отнести к членам его семьи

Наверное, нет ничего страшнее в нашей жизни как потеря близких людей. Труднее всего осознавать гибель родных людей родителям погибших военнослужащих. Такая категория граждан, потерявших своих сыновей, должна иметь, на взгляд автора данной статьи, особый социальный статус. И особенно важно, чтобы они могли практически реализовать социальные гарантии, обусловленные их социальным статусом. Отмеченные в последние годы высокие темпы законотворчества по широкому спектру вопросов социального обеспечения таких граждан свидетельствуют о некоторой стабильности и проработанности действующих законодательных норм. Однако справедливости ради следует признать и другое: назрела необходимость серьезного пересмотра мер социальной защиты, предоставляемых родителям погибших в связи с исполнением обязанностей военной службы военнослужащих, проходивших военную службу по призыву.

В настоящей статье автор предлагает рассмотреть обстоятельства, при которых в одной ситуации родители погибшего военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеют право на льготы, независимо от того находились ли они на иждивении военнослужащего или нет, и в другой ситуации, чтобы воспользоваться своим правом на определенную льготу у указанной категории граждан существует необходимость быть признанными находившимися на иждивении у сына-военнослужащего. Когда такие ситуации связаны с военнослужащими, проходившими военную службу по контракту, на взгляд автора статьи, все предельно ясно: перечислял денежные средства, приобретал медицинские препараты (и т.д.) своим родителям погибший военнослужащий, проходивший военную службу по контракту, родители в судебном порядке смогут доказать, что они находились на его иждивении. А как быть с военнослужащими, погибшими при исполнении обязанностей военной службы и проходившими военную службу по призыву, которые в силу своего маленького денежного довольствия не могли оказывать действенную помощь своим родителям? Ведь совершенно ясно, что здесь у родителей возникнут огромные трудности при представлении в суд доказательств, что они находились на иждивении у военнослужащего. Не каждый из родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, способен при таком горе, постигшим его семью, обратиться в суд за защитой своих прав.
Например, совершенно непонятно почему родители погибшего при исполнении служебных обязанностей военнослужащего, проходившего военную службу по призыву в районе боевых действий, не отнесены федеральным законодателем к членам семьи военнослужащего пунктом 5 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих»? Родители, воспитавшие достойных сыновей своего Отечества, которые с оружием в руках до последней капли крови защищали свою Родину, не имеют права быть признанными членами его семьи? Это не только не логично, но и социально необоснованно. Молодые граждане мужского пола от 18 до 27 лет, призванные на военную службу, не успев создать свои семьи, зачастую не имея своих детей, погибая на поле брани, защищая свое Отечество, уже не могут обеспечить достойную старость своих родителей, принося своей гибелью лишь вечное горе и чувство несправедливости в этом мире. И не отнести родителей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших при исполнении служебных обязанностей, к членам его семьи не просто не разумно, а на взгляд автора, и социально опасно для общества и социального государства в целом.

В частности, пунктом 2 статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» родители военнослужащего отнесены к членам семьи, имеющим право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) военнослужащего; пунктом 4 статьи 24 этого Закона родителям военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, предоставлено преимущественное право на социальное и медицинское обслуживание. Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлены льготные условия назначения пенсии по случаю потери кормильца родителям военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения службы по призыву.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации. Например, 26 июня 2008 года был издан Указ Президента Российской Федерации N 996 «О дополнительных социальных гарантиях родителям военнослужащих», предоставивший родителям погибшего (умершего) военнослужащего право на бесплатный проезд к месту его захоронения и обратно один раз в год независимо от даты гибели (смерти) военнослужащего и независимо от использования этого права другими лицами, указанными в абзацах шестом-десятом пункта 5 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Напомним, что в указанных абзацах к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, компенсации, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих» относятся:
супруга (супруг);
несовершеннолетние дети;
дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В частности пункт 2 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не изменяет перечень лиц, относящихся к членам семей военнослужащих. В этом Законе, как и в других федеральных законах, отсутствуют нормы, распространяющие социальную льготу по ремонту индивидуальных жилых домов на родителей, не находившихся на иждивении погибшего (умершего) военнослужащего.
В тех случаях, когда граждане перестали находиться на иждивении военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) определение их статуса членов семьи возможно только на основе отношений, существовавших при жизни военнослужащего. Особого внимания заслуживает позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в решении от 13 марта 2008 г. N ГКПИ07-1650. В частности, Верховный Суд указал, что пунктом 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» установлены меры социальной поддержки для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и определен перечень этих мер. Ремонт индивидуальных жилых домов за счет средств федерального бюджета не упомянут в названной статье, такая мера социальной защиты предусмотрена другим федеральным законом и для иной категории граждан — для членов семей военнослужащих, потерявших кормильца.
Из указанной правовой нормы следует, что родители военнослужащего, не состоящие на его иждивении, не отнесены к числу членов семей военнослужащих, на которых распространяются установленные социальные гарантии и компенсации, если иное не предусмотрено федеральными законами применительно к конкретным социальным льготам.*(1)
В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки, предусмотренные этим Законом, предоставляются:
1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;
2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
Исходя из правового смысла этого пункта и его места в системе норм права, закрепленное в нем положение распространяется на те категории граждан и относится к тем мерам социальной поддержки, которые указаны в пункте 1 этой же статьи, и не может применяться в отношении социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных иными федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» установлены меры социальной поддержки для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и определен перечень этих мер. Ремонт индивидуальных жилых домов за счет средств федерального бюджета не упомянут в названной статье, такая мера социальной защиты предусмотрена другим федеральным законом и для иной категории граждан — для членов семей военнослужащих, потерявших кормильца.
По мнению автора, изложенное свидетельствует о том, что родителям погибших при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, не предусмотрен полный пакет социальных гарантий, который предоставляется членам семей указанных военнослужащих.
Это актуализирует настоятельную необходимость внесения серьезных корректив в законодательство о социальной защите членов семей погибших при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих, проходивших военную службу по призыву.
Представляется целесообразным дополнить пункт 5 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» абзацем следующего содержания: «родители погибших при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих».
Указанное дополнение позволит распространить предусмотренные указанным Законом социальные гарантии на родителей погибших при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих, как проходивших военную службу по призыву, так и по контракту.

А.В. Ефремов,
начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики

«Право в Вооруженных Силах», N 2, февраль 2011 г.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) См. Определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N КАС08-225

Другие новости и статьи

» Роль авторитета и личного примера командира (начальника) в предупреждении нарушений уставных взаимоотношений между военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации

Формирование личности Ф.Ф. Ушакова «

Запись создана: Среда, 10 Октябрь 2018 в 18:33 и находится в рубриках Новости, Современность.

метки: гибель, военнослужащий, семья

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

Семьям погибших военнослужащих предоставят новые льготы: близкие родственники не будут платить взносы за капитальный ремонт квартир. Также преференции коснутся и семей военнослужащих-контрактников, отслуживших двадцать и более лет, но скончавшихся уже на пенсии. Соответствующие поправки в закон «О статусе военнослужащих» (есть у «Известий») разработало Минобороны. В настоящее время документ находится на стадии ведомственных согласований и проходит антикоррупционную экспертизу. Как сказано в законопроекте, Минобороны рассчитывает, что поправки будут утверждены к октябрю этого года. По мнению экспертов, новая льгота очень важна для семей, лишившихся кормильца.

Нужна поддержка

Согласно поправкам, семьи погибших или умерших военнослужащих будут освобождены от уплаты взносов за капитальный ремонт в многоквартирных домах. Также льготы коснутся семей, проживающих в жилищных кооперативах: они не будут платить за содержание и ремонт объектов общего пользования. На компенсации могут рассчитывать и члены семей офицеров, прапорщиков и мичманов, отслуживших более двадцати лет и умерших уже после увольнения со службы.

Специфика служебной деятельности военных сопряжена со значительным риском для жизни и здоровья, поэтому они обладают особым правовым статусом, сказал «Известиям» учредитель российской ассоциации юристов силовых ведомств «Гвардия» Олег Жердев.

— Для семей погибших военнослужащих правовая и социальная поддержка от государства имеет большее значение. Для них законом предусмотрен определенный набор льгот, которые прописаны в законе «О статусе военнослужащих», — напомнил он. — Среди наиболее действенных мер первое место занимают права на компенсацию по оплате жилой площади, в том числе содержания, найма и капитального ремонта. Эти суммы не являются большими, но носят постоянный характер и являются хорошим подспорьем для семей, оставшихся без кормильца.

До последнего времени в законодательстве существовали пробелы: пользуясь тем, что льготы по капремонту не были четко прописаны, некоторые управляющие компании выставляли семьям погибших военнослужащих счета, которые приходилось оспаривать в суде, отметил Олег Жердев.

Немного сэкономить

Сейчас взнос на капремонт входит в состав платы за жилье. Минимальные выплаты за один метр общей жилплощади в каждом субъекте Федерации свой. В Москве с нового года берут за эти услуги 18 рублей 19 копеек в месяц, получается, что за капремонт стандартной двухкомнатной квартиры площадью 54 кв. м в столице надо выплатить 982 рубля с копейками.

Платеж за капремонт в среднем по России составляет ориентировочно 400 рублей в месяц с квартиры, подсчитал председатель комиссии ОП по ЖКХ, строительству и дорогам Игорь Шпектор. Однако в зависимости от региона сумма может меняться в разы, причем как в большую, так и в меньшую сторону.

В свою очередь председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы Gradient Alpha Павел Гагарин считает, что в среднем по России корректнее говорить о платеже за капремонт в 500 рублей в месяц. По его оценке, мера поддержки коснется от 20 тыс. до 70 тыс. семей, соответственно, речь идет о сумме 10–35 млн рублей ежемесячно.

Особая специфика

Сейчас близкие родственники погибших военнослужащих (к ним приравниваются и пропавшие без вести во время боевых действий) получают единовременное пособие в три миллиона рублей, а в дальнейшим им назначают пенсию по потери кормильца. Такие семьи не могут быть выселены из предоставленной военным ведомством по договору социального найма квартиры без безвозмездного предоставления благоустроенного жилья. В случае, если погибший военнослужащий был признан нуждающимся в жилье, его семья может рассчитывать на получение квартиры или денежных средств для ее приобретения.

Семьи погибших солдат и офицеров нуждаются в систематической поддержке, считает доцент кафедры политологии и социологии РЭУ им. Плеханова, член экспертного совета общественной организации «Офицеры России» Александр Перенджиев.

— Важно это и для военнослужащих, — отметил он. — Они, идя в бой, должны знать, что Родина, отправившая их на войну, не забудет их жен и детей. Это сильно влияет на боеспособность воинских частей.

Минобороны уделяет особое внимания родственникам погибших военнослужащих. В апреле 2019 года министр обороны Сергей Шойгу потребовал, чтобы семьям героев Сирии льготы и компенсации были предоставлены без судебных тяжб. Ситуацию, когда родственники погибших участников боевых действий вынуждены через суд добиваться льгот, которые им полагаются по праву, глава военного ведомства назвал вопиющей и приказал военкомам покончить с формализмом.

Министр поручил своему первому заместителю Руслану Цаликову совместно с Генштабом детально разобраться в каждом случае «проявления бездушия должностными лицами военного ведомства при работе с людьми и принять жесткие меры к бюрократам».

admin