Льготы инвалидам ВОВ

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

А. Гридин, главный налоговый консультант

ТОО «Налоговое агентство Турегельдин и Партнеры»

КТО ОТНОСИТСЯ К ЛИЦАМ, ПРИРАВНЕННЫМ К УЧАСТНИКАМ ВОВ, ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ДОХОДОВ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ?

Применение корректировок при определении доходов, не подлежащих налогообложению и предусмотренных подпунктом 13) пункта 1 статьи 156 Налогового Кодекса Республики Казахстан — участников Великой Отечественной Войны и приравненных к ним лиц. Применимо ли данное положение к лицам, приравненным по льготам и гарантиям к участникам войны, в соответствии со статьей 9 (Другие категории лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны) Закона Республики Казахстан от 28 апреля 1995 года № 2247 «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны лиц, приравненных к ним». Либо к таким лицам следует относить только лиц, предусмотренных статьей 6 (Лица, приравненные по льготам и гарантиям к участникам Великой Отечественной войны) указанного Закона.

Согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса, из доходов участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, подлежащих налогообложению, исключаются доходы за год в пределах 55-кратного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на начало соответствующего финансового года.

Категории физических лиц признаваемых участниками Великой Отечественной войны и лицами, приравненными к ним, закреплены в Законе РК «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним» «далее — Закон».

В законе, в том числе определены, лица, приравненные по льготам и гарантиям к участникам Великой Отечественной войны (статья 6) и другие категории лиц, приравненные по льготам и гарантиям к участникам войны (статья 9).

На основании выше изложенного, положения подпункта 13 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса распространяются, в том числе, на лиц приравненных к участникам Великой Отечественной войны определенный статье 6 и (или) статьей 9 Закона.

При этом, в соответствии со статьей 10 Закона, статус участника, инвалида войны и лиц, приравненных к ним по льготам и гарантиям, устанавливается на основании справки, военного билета, подтверждающих участие в действующей армии в годы Великой Отечественной войны, во время боевых операций по защите бывшего Союза ССР, участие в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения, а также участие непосредственно в ядерных испытаниях и учениях, справки о ранениях, инвалидности, судебно-медицинского заключения.

На основании этих документов выдается удостоверение участника войны органами Министерства обороны Республики Казахстан, а удостоверение инвалида войны — органами социальной защиты населения Республики Казахстан. Лицам, приравненных к ним по льготам и гарантиям, проставляется отметка в пенсионных документах.

УДК (47+57)

Д.Г. Хаяров

СГГ А, Новосибирск

ИНВАЛИДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ПЕРВЫЕ МИРНЫЕ ГОДЫ. (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

В ходе Великой Отечественной войны все больше бойцов и командиров Красной Армии и других военизированных структур становились инвалидами. После завершения курса лечения в госпиталях 30 % раненых отчислялись в запас или увольнялись с военной службы с назначением определенной группы инвалидности . По последним данным, за военные годы по ранению и болезни из РККА было демобилизовано около 3,8 млн. чел., из них 2,6 млн. стали инвалидами. После окончания Великой Отечественной войны и разгрома Японии, в первые послевоенные годы продолжали проходить стационарное лечение военнослужащие, получившие тяжелые травмы и ранения. В 1945 г. в госпиталях находилось на лечении более 1 млн. чел. За весь военный период через различные лечебные учреждения прошло свыше 30 млн. военнослужащих .

В послевоенный период государственным учреждениям разного уровня во всех регионах страны, в том числе в Западной Сибири, предстояло на начальном этапе обустроить жизнь инвалидов Отечественной войны. Предполагалось дифференцировано, с учетом заболевания и травм, подбирать место работы, лечения и отдыха в санаториях и интернатах. Стояла труднейшая задача обслуживания людей, получивших травмы и заболевания разных форм тяжести на полях сражений.

По оценкам специалистов экспертизы труда, ранения верхних конечностей в годы Великой Отечественной войны были наиболее распространенными и составляли до 85% от всех видов боевых травм. Несмотря на удачно сделанные операции, раненые бойцы часто становились

инвалидами из-за нарушений сопутствующих функций организма . По данным исследований Центрального Института ортопедии и травматологии Наркомздрава, в 1945 г. 30 — 50% увольняющихся из армии и флота нуждались в оперативном лечении опорно-двигательного аппарата .

Проблемы инвалидов Отечественной войны, несмотря на драматические реалии послевоенной поры, были в центре внимания местных партийных и государственных учреждений. Они рассматривались как важное политическое дело.

Приведенные данные, взятые из разных архивных материалов, не являются полными. Реальное число бывших военнослужащих-инвалидов было гораздо больше. Многие демобилизованные не оформляли инвалидность. Некоторая часть фронтовиков с тяжелым повреждением здоровья проживала в отдаленных сельских районах и не учитывалась военными отделами при райкомах ВКП(б) и органами социального обеспечения. Быстрый рост количества инвалидов пришелся на второе полугодие 1945 г.

25 сентября 1945 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О демобилизации второй очереди личного состава». В документе отмечалось, что прежде всего должны увольняться военнослужащие, получившие в годы войны по три и более ранений или отслужившие семь и более лет4. Командование воинских соединений в условиях мирного времени было заинтересовано увольнять в первую очередь именно такие категории военнослужащих, большинство из которых занимали рядовые и сержантские должности. Значительная часть бойцов за время войны прошла не раз лечение в госпиталях, перенесла тяжелые психологические и физические нагрузки. В сокращавшейся армии оставались служить военнослужащие молодого возраста, имевшие хорошее здоровье. Массовое увольнение солдат и офицеров вызвало рост медицинских освидетельствований по всей стране, в том числе в Западной Сибири. В начале 1946 г. в Новосибирской обл. военными отделами и органами соцобеспечения было зарегистрировано 29,9 тыс. инвалидов войны, в первые месяцы 1947 г. их число достигло 32 тыс. чел. В Алтайском крае в начале 1946 г. проживали 39 500, в 1947 г. — 40 130 инвалидов войны соответственно . Можно предположить, что при подсчете количества инвалидов также учитывались нетрудоспособные граждане из числа участников гражданской войны, военных конфликтов 1930-х гг., советско-финской войны 1939 — 1940 гг. Среди вернувшихся к мирной жизни на начальном этапе демобилизации было немало людей в возрасте 50 лет и старше. Некоторую часть из них призывали с пометкой в документах «годен к нестроевой службе», т. е. с ограничениями по состоянию здоровья. Значительная часть этих лиц все же служила в боевых подразделениях. Только в 1944 — 1945 гг. они стали призываться во вспомогательные части. В целом в 1946 — 1947 гг. число освидетельствований на инвалидность, в том числе неоднократных, выросло почти в 5 раз по сравнению с довоенным временем и в 2 раза по отношению к 1944 г. . Для менее болезненной адаптации инвалидов войны к реалиям послевоенной жизни центральным и местным властям предстояло решить ряд неотложных задач: наладить работу медицинских учреждений, прежде всего систему ВТЭК, разработать систему пенсионного обеспечения, учитывающую юридические особенности демобилизации военнослужащего. Организация выплаты пенсий инвалидам Отечественной войны возлагалась на Управление по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих. Но постановлением Совета Министров СССР № 1759 от 13.08.1946 г. это управление передавалось Министерству социального обеспечения. Предполагалось, что данная реорганизация значительно улучшит работу по обустройству жизни нетрудоспособных демобилизованных. В соответствии с постановлением исполкомы местных Советов обязывались в срочном порядке предоставить органом соцобеспечения лучшие, надлежаще оборудованные помещения в центральных районах, чтобы обеспечить наибольшие удобства для обращающихся в эти органы инвалидов Отечественной войны и членов семей погибших воинов .

Особенность пенсионного законодательства первых послевоенных лет состояла в том, что наряду с принятием новых законов также перерабатывались и дополнялись нормативные акты военного времени. В постановлении СНК СССР № 1545 от 30.06.1945 г. «О пенсиях и пособиях лицам высшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава и их семьям» устанавливалось, что время пребывания военнослужащего на излечении в лечебных учреждениях по случаю боевых ранений, контузий и увечий, а также вследствие полученных на фронте заболеваний, засчитывается при назначении пенсии как служба в составе действующей армии, т. е. каждый месяц нахождения в лечебном учреждении приравнивается к трем. Учитывались также общий довоенный трудовой стаж и время пребывания в партизанских отрядах . Важное значение имело постановление СНК СССР № 231 от 28.01.1946г. «О повышении пенсий инвалидам войны I группы», касавшееся категории лиц, которым было наиболее тяжело адаптироваться реалиям послевоенной жизни по состоянию здоровья. По этому постановлению устанавливался минимальный размер пенсий для военнослужащих рядового состава, ставших инвалидами первой группы вследствие ранений, контузий, увечий, полученных в боях при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболеваний, связанных с пребыванием на фронте. Этот минимум равнялся 300 руб. в месяц, а для занятых в сельском хозяйстве — 250 руб. Если военнослужащий стал инвалидом I группы вследствие несчастного случая, не связанного с боевыми действиями, то размер пенсии устанавливался на 20 % ниже (в масштабе цен до денежной реформы 1947 г.) .

Во второй половине 1940-х гг. в отношении инвалидов Отечественной войны III группы продолжали действовать законы, постановления, инструкции, разработанные разными ведомствами в военное время. Приказом наркома соцобеспечения РСФСР № 8 от 28.01.1943 г. все инвалиды этой категории, вернувшиеся с фронта, обязывались трудоустроиться в трехмесячный срок. В противном случае они лишались пенсии, а снабжение продуктами питания приравнивалось к нормам иждивенцев . Типичной для того времени была инструкция «О порядке выплат и начислений пенсий инвалидами войны и труда III группы» от 2.02.1948 г., разработанная в Алтайском краевом отделе соцобеспечения. Пенсия выплачивалась с учетом заработка или стипендии, ее размер не мог превышать 50 % от их величины. Например, инвалид III группы, являвшийся учащимся ФЗУ, имел право получать только половину стипендии, так как ему выдавалась еще и пенсия. Она не выплачивалась инвалидам войны III группы, проживавшим в сельской местности, а также бывшим военнослужащим, работавшим некооперированными кустарями, и лицам свободных профессий . Подобные меры были вынужденными и определялись крайней ограниченностью финансовых средств, выделявшихся на социальные цели. Тем не менее, согласно приказу министра соцобеспечения РСФСР № 636 от 11.10.1948 г. «О порядке выплаты пенсий инвалидам Отечественной войны и

труда», пенсия назначалась в полном объеме инвалидам войны I и II групп без учета размера заработной платы и дополнительных доходов .

В первые послевоенные годы к первой группе относились лица, полностью утратившие трудоспособность и нуждающиеся в постороннем уходе; ко второй — потерявшие способность к профессиональному труду как по своей, так и по какой-либо другой специальности; к третьей -неспособные к труду по своей профессии, но способные трудиться на нерегулярной работе при сокращенном рабочем дне со значительным понижением квалификации .

При всех недоработках и проблемах медицинское обеспечение инвалидов войны постепенно улучшалось. С большими трудностями и организационными издержками была восстановлена и укреплена материально-техническая база здравоохранения. Постепенно решалась проблема медицинских кадров, в начале 1950-х гг. в ряде городов Западной Сибири открылись новые мединституты. В больницы и поликлиники пришли новые для региона специалисты — нейрохирурги, онкологи и др. В информационных отчетах органов социального обеспечения сибирских областей отмечалось значительное улучшение организации лечения инвалидов Отечественной войны с 1948 г. по сравнению с предыдущими годами .

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Исупов В.А. Демографические катастрофы и кризисы в России в первой половине XX века. — Новосибирск, 2000. С. 167.

2. Гриф секретности снят. Потери Вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Статистическое исследование. М., 1993. С. 140, 141.

3. Носкова 0.1″. История психологии труда в России. М., 1997. С. 279.

4. Ростоцкий И.Б. Тыловые эвакогоспитали. М., 1969. С. 65.

5. Правда. 1945. 26 сент.

6. ГАНО. Ф. П-4. Оп. 10. Д. 527. Л. 12; Д. 542. Л. 13.

7. ЦХАФАК. Ф. П-1. Оп. 30. Д. 254. Л. 2.; Д. 55. Л. 76.

8. Врачебно-трудовая экспертиза в РСФСР: Сборник, посвящ. советской ВТЭК. М.,1948. С. 4.

9. Собрание постановлений и распоряжений Совета Министров СССР. М., 1946. № 12. С. 211.

10. Собрание постановлений и распоряжений правительства СССР. М., 1945. № 5. С.

11. 11 .Собрание постановлений и распоряжений Совета Народных Комиссаров СССР. М., 1946. № 2. С. 47.

12. Социальная работа в России в прошлом и настоящем. М., 1998. С. 234.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. ЦХАФАК. Ф. Р-223. Оп. 1. Д. 6. Л. 7-8.

14. Там же. Л. 9.

16. ГАНО. Ф. Р-1866. Оп. 1. Д. 11. Л. 35.

17. Там же. Л. 16.

18. ЦХАФАК. Ф. Р-233. Он. 1. Д. 10. Л. 9.

19. ГАНО.Ф.Р-1866.0П. 1.Д. 11. Л. 35.

20. ЦХАФАК. Ф. П-1. Оп. 30. Д. 257. Л. 88.

21. ГАНО.Ф.Р-1866. 0п. 1.Д. 15. Л. 2.

22. Война — книга народа // Российская газета. 2000. 24 марта.

23. Харитонова К. Была задача — вернуть в строй! (Сражались за Родину сибиряки). Новосибирск, 1994. С. 294.

24. Госпиталю ветеранов полвека. 1945 — 1995: Опыт работы Ульяновского госпиталя для инвалидов войны. М.. 1995. С. З.

Люди, защищавшие нашу Родину в самый сложный для нее период — Великую Отечественную Войну — свое неоспоримое право на государственную помощь заслужили кровью, годами лишений и тягостей. Фронтовики и труженики тыла уже давно стали символами патриотизма и гражданской воли, на чьем примере воспитано не одно поколение. Фронтовики не просто люди старшего поколения, нуждающиеся в материальной поддержке, но люди — носители исторической памяти народа, которых с каждым годом остается с нами все меньше. Какие же льготы и меры социальной поддержки положены этим уважаемым людям?
Ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица
К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:
• участники ВОВ;
• лица, работавшие на военных объектах непосредственно в зоне боевых действий, члены экипажей судов, интернированные в начале ВОВ в портах других государств;
• лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» (далее – жители блокадного Ленинграда);
• труженики тыла, а также лица, награжденные орденами и медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период ВОВ (ч. 1 ст. 2 закона о ветеранах).
Лица, составляющие категорию участников Великой Отечественной войны, подразделяются на девять подгрупп (проходившие службу в действующей армии, проходившие службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, труженики тыла, жители блокадного Ленинграда и др.), что в значительной мере влияет на объем и состав социальной поддержки.
К особо защищаемой группе ветеранов закон относит инвалидов Великой Отечественной войны. Им социальная поддержка оказывается в несколько большем объеме по сравнению с другими участниками войны.
Значительную часть мер социальной поддержки ветеранов, предусмотренных различными правовыми актами, получают приравненные к ним лица – члены семей умерших ветеранов, узники концлагерей и т. д.
Закрепление прав тружеников тыла на социальную поддержку и их реализация относятся к компетенции субъектов РФ (ст. 20 Федерального закона «О ветеранах»).
В жилищной сфере данной категории граждан выплачиваются компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг и жилья, а также на покупку или постройку жилых помещений.
Для получения сертификата на жилье необходимо обратиться в органы местного самоуправления с заявлением, приложив к нему установленный перечень документов.
В области медицины ветераны обеспечиваются протезами и получают бесплатное лечение в медицинских госучреждениях.
При наличии заключения специалиста, ветеранам предоставляется санаторное лечение и компенсируется проезд в санаторий.
Дополнительные льготы затрагивают обслуживание вне очереди в различных заведениях, приоритет вступления в различные организации.
Частные случаи предполагают льготы вдовам, детям ветеранам ВОВ и труженикам тыла.
Рассмотрим конкретные меры поддержки ветеранов.
Поддержка ветеранов в жилищной сфере и сфере ЖКХ
Ветераны ВОВ имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (подп. 3 п. 1 ст. 15, подп. 3 ч. 1 ст. 18 и подп. 6 п. 1 ст. 19 Федерального закона «О ветеранах»). Право на эту льготу имеют также члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года (подп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах»). Получить жилье можно только один раз, независимо от имущественного положения ветерана. Военнослужащие, непосредственно не принимавшие участия в боевых действиях, а также награжденные орденами или медалями СССР, и лица, работавшие на военных объектах в зоне боевых действий, обеспечиваются жильем только в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений (подп. 4 ст. 17 Федерального закона «О ветеранах»).
В дополнение к этим мерам, Президент поручил Правительству Российской Федерации и органам государственной власти регионов капитально отремонтировать жилье инвалидов и ветераны войны, обеспечение жильем которых не запланировано (перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 июля 2013 года № Пр-1831 по итогам 34-го заседания Российского организационного комитета «Победа»).
Ветеранам войны и нетрудоспособным членам семей умерших инвалидов и участников войны также предоставляется преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, а также садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан (подп. 7 п. 1 ст. 14, подп. 9 п. 1 ст. 15, п. 3 ст. 17, подп. 5 п. 1 ст. 18 и подп. 3 п. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах»). Однако для лиц, работавших на военных объектах непосредственно в зоне боевых действий, это право ограничивается вступлением в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан (подп. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О ветеранах»).
Еще одной мерой социальной поддержки инвалидов и участников войны, а также членов их семей является уменьшение платы за жилье и коммунальные услуги на 50% (подп. 8-9 п. 1 ст. 14, подп. 5-6 п. 1 ст. 15, подп. 9-10 п. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах»). При этом учитываются и проживающие совместно с ветеранами члены их семей. Ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, оплачивается 50% стоимости приобретаемого ими топлива. Обеспечение топливом ветеранов Великой Отечественной войны производится в первоочередном порядке. Эта мера распространяется и на нетрудоспособных членов семей умерших инвалидов и участников войны. Военнослужащие, непосредственно не принимавшие участия в боевых действиях, не имеют такой льготы. Жителям блокадного Ленинграда оплачивают жилье и коммунальные услуги только при условии наличия у них инвалидности (подп. 2- 3 п. 2 ст. 18 Федерального закона «О ветеранах»).
Медицинское обслуживание
Эти меры поддержки являются особенно ценными для ветеранов, учитывая их преклонный возраст. Ветераны Великой Отечественной войны имеют право на сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию (подп. 11 п. 1 ст. 14, подп. 10 п. 1 ст. 15, подп. 6 ст. 17, подп. 6 п. 1 ст. 18, подп. 7 п. 1 ст. 19,подп. 7 п. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах»). Кроме того, ветеранам положено внеочередное оказание медицинской помощи по полису обязательного медицинского страхования. А инвалиды войны, инвалиды боевых действий и бывшие узники концлагерей имеют право на ежегодную бесплатную диспансеризацию (подп. 11 п. 1 ст. 14, подп. 1 п. 2 ст. 18 Федерального закона «О ветеранах», подп. 3 п. 4 Порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения), которая, по общему правилу, проводится один раз в три года. Инвалиды войны обеспечиваются также протезами и протезно-ортопедическими изделиями, за исключением зубных протезов (подп. 13 п. 1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах»).
Ветераны Великой Отечественной войны также имеют право на получение набора социальных услуг:
• обеспечение лекарствами и медицинскими изделиями по рецептам врача;
• санаторно-курортное лечение;
• бесплатный проезд на пригородном железнодорожном и междугородном транспорте к месту лечения и обратно (ст. 6.1-6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Если ветеран изъявил желание получать этот набор, то его стоимость вычитается из ежемесячных денежных выплат.
Еще одной мерой социальной поддержки инвалидов войны является внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания и обслуживание отделениями социальной помощи на дому (подп. 29 п. 1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах»).
В сфере трудовых отношений
Со стороны работодателя ветеранам предоставляется ежегодный отпуск. При этом трудящийся имеет право самостоятельно выбрать период для отдыха. Данная категория льготников может использовать 35 дней в году в качестве отпуска без сохранения заработка.
Иные меры социальной поддержки
Законом предусмотрена внеочередная установка ветеранам Великой Отечественной войны квартирного телефона (подп. 5 п. 1 ст. 14, подп. 8 п. 1 ст. 15, подп. 5 ст. 17, подп. 4. п. 1 ст. 18, подп. 5 п. 1 ст. 19 Федерального закона «О ветеранах»).
Также ветеранам предоставляется право на преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта и внеочередное обслуживание магазинами и предприятиями бытового обслуживания (подп. 19 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах»).
Помимо названных льгот, ветераны Великой Отечественной войны, и иные приравненные к ним категории граждан не платят налог при получении помощи (в денежной и натуральной формах), а также подарков в части их стоимости, не превышающей 10 тыс. руб. в год (п. 33 ст. 217 Налогового кодекса РФ). Также они освобождены от уплаты государственной пошлины при регистрации на свое имя программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральной микросхемы (подп. 14 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ). Не оплачивают ветераны государственную пошлину и в случае обращения в Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции, к мировым судьям за защитой своих специальных прав (подп. 3 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ). Им предоставляется налоговая льгота при расчете земельного налога – налоговая база уменьшается на 10 тыс. руб. (подп. 4 п. 5 ст. 391 Налогового кодекса РФ). Освобождаются они и от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении одного объекта налогообложения по выбору (подп. 4 п. 1 ст. 407 Налогового кодекса РФ).
Ветераны Великой Отечественной войны будут также освобождены от возмещения издержек, связанных с рассмотрением административного дела в порядке вновь принятого Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с момента введения его в действие 15 сентября 2016 года (п. 3 ст. 107 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Отдельной строкой следует также упомянуть близких родственников (вдов и детей), погибших или умерших ветеранов Великой Отечественной Войны. В соответствии с Законом они также имеют ряд привилегий.
После смерти ветерана ВОВ, родственники и другие лица, которые понесли затраты на его погребение, имеют право получить компенсацию. Размер выплат определяется региональными властями. Для их получения необходимо обратиться с заявлением и документами в органы соцзащиты.
Порядок назначения и выплаты пособия прописан в Федеральном законе «О погребении и похоронном деле». В 2017 году величина пособия составляет 5562,25 руб. Данная сумма может увеличиться за счет региональных коэффициентов, действующих в определенных субъектах РФ.
После смерти участника ВОВ статус его вдовы соответствует статусу погибшего супруга. Поэтому данная категория имеет право на льготы и компенсации, которые также полагаются ветеранам войны.
Льготы вдовам ветеранов Великой Отечественной войны включают следующие меры соцподдержки:
• Пенсия в определенном размере.
• Субсидия на приобретение жилья.
• Оплата в размере 50% стоимости проживания и коммунальных услуг.
• Право на медицинскую помощь.
• Предоставление путевок для санаторного лечения.
• Первоочередной прием в организации социального обслуживания.
Если у ветерана ВОВ состояли на иждивении нетрудоспособные дети, то после его смерти им полагаются определенные льготы:
• ежемесячное пособие и набор соцуслуг;
• компенсация 50% от оплаты жилья и ЖКУ;
• получение медицинской помощи в государственных учреждениях;
• приоритет во время приема в интернаты, службы социального обслуживания, включая услуг соцработников на дому.
Прокуратура Тернейского района

Глава II. СТАТУС УЧАСТНИКА, ИНВАЛИДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ЛИЦ, ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ ПО ЛЬГОТАМ И ГАРАНТИЯМ

Лицами, приравненными по льготам и гарантиям к участникам Великой Отечественной войны, признаются:

военнослужащие, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и государственной безопасности бывшего Союза ССР, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывалось до 1 января 1998 г. в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно — Морского Флота, войск и органов внутренних дел государственной безопасности бывшего Союза ССР, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах, учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо находившиеся в соответствующие периоды в городах, участие в обороне которых засчитывалось до 1 января 1998 г. в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

лица, которые в период Великой Отечественной войны находились в составе частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии и флота в качестве сыновей (воспитанников) полков и юнг; и флота в качестве сыновей (воспитанников) полков и юнг;

лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в годы второй мировой войны на территории зарубежных стран в составе партизанских отрядов, подпольных групп и других антифашистских формирований;

работники спецформирований Народного комиссариата путей сообщения, Народного комиссариата связи, плавающего состава промысловых и транспортных судов и летно — подъемного состава авиации , Народного комиссариата рыбной промышленности бывшего Союза ССР, морского и речного флота, летно — подъемного состава Главсевморпути, переведенных в период Великой Отечественной войны на положение военнослужащих и выполняющих задачи в интересах действующей армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов, оперативных зон флотов, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

граждане, работавшие в период блокады в городе Ленинграде на предприятиях, в учреждениях и организациях города и награжденные медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Житель блокадного Ленинграда»;

бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания , созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны;

участники боевых действий на территории других государств, а именно:

военнослужащие Советской Армии, Военно — Морского Флота, Комитета государственной безопасности, лица рядового и начальствующего состава Министерства внутренних дел бывшего Союза ССР (включая военных специалистов и советников), которые в соответствии с решениями правительственных органов бывшего Союза ССР принимали участие в боевых действиях на территории других государств; военнообязанные, призывавшиеся на учебные сборы и направлявшиеся в Афганистан в период ведения боевых действий; военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан для доставки грузов в эту страну в период ведения боевых действий; военнослужащие летного состава, совершавшие вылеты на боевые задания в Афганистан с территории бывшего Союза ССР; рабочие и служащие, обслуживавшие советский воинский контингент в Афганистане, получившие ранения, контузии или увечья, либо награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за участие в обеспечении боевых действий;

лица, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 — 1987 годах, других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения, а также участвовавшие непосредственно в ядерных испытаниях и учениях.

Примечание

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

admin