Легитимность и легальность гос власти

Понятие государственной власти. Легитимность и легальность государственной власти.

Политическая власть в обществе может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, невидимой, нелегальной). Носителями последней могут быть неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафиозные организации и др.

Легальность характеризует правомерность существования власти с формально-юридической стороны, без ее этической оценки, а легитимность означает признание власти населением, принятие ее в качестве справедливого и политически оправданного явления.

Государственная власть – более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, общественными организациями и т.п.

Государственная власть – это публично – политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Государственная власть — разновидность общественной власти, осуществляемая государством как непосредственно, так и выступающими от его имени и по его поручению субъектами.

В науке давно возник спор, являются ли политическая и государственная власть синонимами.

Большинство ученых справедливо говорят о тождественности этих понятий. Политика, в переводе с греческого — искусство управления государством. Поэтому политическая власть в прямом смысле этого слова власть государственная.

Характерные черты государственной власти (признаки):

1.Государственная власть носит групповой, или классовый характер. Она выражает интересы определенной группы людей, а не всего общества. В родовом строе власть выражала интересы всех членов коллектива.

2.Носит публично – политический характер;

3.Государственная власть опирается на государственное принуждение. В отличие от других видов общественной власти, основанных на общественном мнении и подкрепляемых общественным принуждением, государственная власть опирается на основанное на законе государственное принуждение. Для этого государственная власть создает специальные карательные органы — аппарат принуждения.

4.Государственная власть осуществляется с помощью специального аппарата управления. Только государственная власть осуществляется через специально обученный профессиональный коллектив служащих, именуемый аппаратом управления, или государственным аппаратом.

5.Государственная власть в качестве материальной основы обладает бюджетом, пополняемым за счет налогов. Налоги не были известны власти родового строя и не являются основой для деятельности иных видов общественной власти. В качестве аналогии в некоторых социальных общностях используются взносы, НАПРИМЕР, партийные или религиозные. Но в отличие от налогов они носят добровольный характер.

6.Государственная власть распространяется на территориально организованное население. Территория является пространственным пределом распространения власти.

7.Легитимность и легальность государственной власти и т.п.

Свойства государственной власти:

1. Для государственной власти силой, на которой она базируется, является государство.

2. Государственная власть публична, осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным (отчужденным) от общества как объекта власти.

3. Государственная власть суверенна — независимость вовне и верховенство внутри страны.

4. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.

5. Государственная власть обладает прерогативой, т.е. исключительным правом, на издание общеобязательных правил поведения — юридических норм.

6. Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.

Важнейшими характерными чертами государственной власти являются легальность и легитимность. Оба эти термина рассматриваются как законность.

Легальность подразумевает, что государственная власть установлена законным путем, т.е. на основании действующего в момент его установления законом.

Таким образом, легальность – юридическое свойство власти; легитимность – фактическое свойство власти.

Власть может быть легальной, но не легитимной.

Власть считается легитимной в том случае, если народ исполняет ее веление, повинуясь государственной воли, т.е. власть поддерживается народом.

Легитимность стала означать не только законность происхождения и способ установления власти, но и такое состояние власти, когда граждане (подданные) государства признают (согласны, убеждены) право данной власти предписывать им тот или иной способ поведения.

Большой вклад в теоретическую разработку понятия легитимности внес немецкий ученый Макс Вебер. Согласно разработанной им и ставшей классической теории легитимность характеризуют два фундаментальных признака: признание власти, реализуемой существующими институтами государства, и обязанность индивидов ей подчиняться.

б) Легитимность и легальность государственной власти

Одновременно с этим сущностная характеристика легитимности состоит в том, что это именно представление (убеждение) граждан о государственной власти, присутствующее в их сознании.

Основания (источники) легитимности власти:

  • идеологические принципы и убеждения граждан в справедливом и передовом характере государственной власти (политического строя);
  • привязанность к структурам (механизму) и нормам государственной власти, которая базируется на доверии к традиционной и устоявшейся системе власти (НАПРИМЕР, традиции парламентаризма в Великобритании);
  • преданность власти благодаря положительной оценки личных качеств субъектов власти (президента, премьер-министра);
  • политическое (или государственное) принуждение; оно существует при любом политическом режиме, но, очевидно, чем ниже уровень легитимности, тем сильнее принуждение; в то же время есть граница в использовании силы, перейдя которую государственная власть обретает силу не как источник легитимности, а наоборот как фактор ее неминуемого падения.

Легитимность власти характеризуется следующими основными чертами (признаки легитимности):

1)Формальная легальность;

2)Истинная легитимность, т.е. поддержка народа;

Приемущественность власти, т.е. власть должна устанавливаться законным путем, а не путем переворотов.

Три теории легитимности:

1 – Традиционная легитимность – народ поддерживает власть, потому что он привык к ней. Власть носит длительный устойчивый характер. Она в большей мере характеризует государство с абсолютной монархической формой правления.

2 – Харизматическая легитимность – в данном случае власть поддерживается народом, так как народ верит в личностные характеристики руководителя. Такая форма легитимности характерна для государств с авторитарными политическими режимами (Сталин).

3 – Рационально – правовая легитимность – («рациональность»разумность) характеризуется тем, что народ поддерживает власть, считая ее справедливой, так как она установлена законным путем.

Достоинство государственной власти – является то, что она определенным способом прогнозирует общественные отношения.

Недостатки государственной власти – стремление его к абсолютизации и централизации государственной власти.

В широком смысле легитимность — это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.

Следует отличать легитимиость первоисточника власти и легитимность органов государственной власти. Легитимность первоисточника власти (властвующего субъекта) находит отражение и юридическое закрепление в конституции страны. Так, п. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации гласит: «Носителем суверенитета и единст-

венным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Значит, Конституция провозглашает и определяет многонациональный народ России первоносителем и первоисточником государственной власти, тем самым подчеркивая ее легитимность.

Государственные органы приобретают свойство леги-тимности по-разному. Представительные органы становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов. Эти органы получают властные полномочия непосредственно от первоисточника власти. Органы управления приобретают легитимность путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке, предусмотренном законом.

Легитимными должны быть и осуществляемые органами государства властные полномочия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения.

Нелегитимная власть признается узурпаторской. В узком смысле слова узурпация — насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий.

§ 5. Легитимность и легальность государственной власти

Узурпацией признается, например, нарушение правовых процедур при проведении выборов или их фальсификация.

Узурпировать можно и ле-гитимно образованную власть, если ею злоупотреблять, т. е. использовать в противозаконных целях во зло обществу и государству, превышать властные полномочия, и т. д. В п. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации сказано: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».

Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т. е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать & рамках законности. В обществе возможна и нелегальная, например мафиозно-преступная власть, тяготеющая к жестким формам принуждения, насилия. Если легальная власть опирается на официально признанные, документально закрепленные и известные обществу нормы, то преступная, нелегальная — на неписаные, известные лишь определенному

кругу людей правила поведения. Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нем порядок, нелегальная же подобна раковым клеткам, поражающим и уничтожающим здоровую ткань социума.

Легитимность и легальность государственной власти

Государственная власть может быть средством достижения компромисса только при условии легитимности.

Легитимация – процедура общественного признания какого-либо действия, действующего лица, события или факта; в политике – ее признания, объяснения, оправдания. Легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности, ее не следует смешивать с легальностью, т.е. законностью.

Легитимность и легальность государственной власти

Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом.

Легитимность утверждает политику и власть, объясняет и оправдывает политические решения, создание политических структур. Она призвана обеспечивать повиновение, согласие, политическое участие без принуждения, а если оно не достигается, — оправдание такого принуждения, использование силы и всех других средств, которыми располагает власть. Легитимность призвана располагать к доверию, легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.

Легитимность политики непременна и распространяется на все ее аспекты и факторы – власть, ее цели, средства и методы, формы и действия, решения. Пренебрегать легитимностью может до известных, весьма ограниченных пределов только чрезмерно уверенная в себе, обычно деспотическая, тираническая власть авторитарного или тоталитарного типа либо власть обреченная, временная и слабая. Власть, функционирующая в демократическом режиме, напротив, уделяет легитимности своих действий самое пристальное внимание, которое определяется не ее доброй волей, а насущной политической и социальной необходимостью править с согласия народа.

Условия легитимности:

ü Власть легитимна, если она согласуется с правом, справедливостью, нравственными ценностями, которые разделяются большинством, на которые опирается государственная власть.

ü Преемственность, длительный и естественный характер формирования власти, соответствующей духу и генотипу народа.

ü Доверие народа, авторитет в силу уважения, а не под влиянием психического и физического давления.

ü Законность формирования государственной власти.

Немецкий социолог и юрист М. Вебер классифицировал легитимность на три вида:

§ Традиционная, т.е. основанная на неписаных законах традиций, обычаев, культуры.

§ Харизматическая, эмоционально-волевая (греч. charisma – милость, призвание, божественный дар) – увлечение яркой, привлекательной идеей, личностью лидера, олицетворяющей справедливость, чаяния народа, отождествление политических ориентаций и концепций с личностью их автора, политического лидера. Харизматический лидер – личность, наделенная в глазах последователей авторитетом, источник которого – ее исключительные качества.

§ Рациональная, основанная на принятых в государстве порядках и законах, разумных суждениях. Поддержка власти большинством населения в силу самих ее действий.

Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 748;

Похожие статьи:

На основании учения М. Вебера о легитимных типах господства можно дать следующее определение легитимности власти.

Положение, при котором люди считают себя должными подчиняться, а власть считают имеющей право приказывать, называется легитимностью власти.

Другими словами, легитимность власти – это

а) признание власти населением;

б) принятие власти как правомерной и справедливой;

в) наличие у власти авторитета в глазах населения.

Термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» власти. Это неверно. Для определения законности власти во французском языке сеть другой термин – легальность власти.

Легальность власти означает, что

а) власть имеет законное происхождение;

б) власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.);

в) власть сама подчиняется закону.

Отсюда видно, что легитимность и легальность власти – это близкие, но не тождественные понятия.

Легитимность – это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.).

Легальность же – это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.

Различие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти. Он определяется по результатам социологических опросов и составляет 30% населения. Это означает, что если по результатам социологических опросов больше 30% населения выражает доверие существующей власти, она считается легитимной; если же по результатам социологических опросов доверие существующей власти выражает меньше 30% населения, она считается нелегитимной. Поскольку общественное мнение в странах западной демократии рассматривается как один из политических институтов общества, то политик с рейтингом меньше 30%, как правило, уходит в отставку. Претенденты на должность президента США накануне выборов имеют рейтинг, значительно превышающий 50% (порядка 60-70%) и постоянно следят за тем, чтобы в течение их президентства он оставался достаточно высоким, т.е. не опускался ниже отметки в 50%.

Для понимания различия указанных характеристик власти представляется важным введение еще одного понятия – подчинение власти.

Подчинение власти – это юридический акт, он означает, что я не нарушаю закон. А вот подчиняюсь я, признавая или не признавая существующую власть – это уже этическая, оценочная характеристика власти. Другими словами, не всякое мое подчинение власти означает признание этой власти, или – люди подчиняются не только легитимной власти.

Когда власть становится нелигитимной в глазах населения, возрастает вероятность противодействия этой власти. Одной из распространенных в демократической практике форм сопротивления власти, выражения ей своего недоверия являются акции гражданского неповиновения как средство ненасильственной борьбы.

2.3 Проблемы легитимности и легальности государственной власти

Об эффективности этого средства свидетельствует, например, обретение в 1950 году Индией независимости в результате массовых кампаний неповиновения колониальным британским властям.

Купить дизайнерские детские английские наручные часы в магазине в г. Тернополь. .

Метки: бесплатно, Вебер, курсовая, легальность власти, легитимность власти, общественное явление, политическая наука, реферат, скачать

Шпаргалка: Легальность и легитимность

1. Вступление

2. Понятие «власть» и сущность политической власти

3. Основные характеристики власти: легальность и легитимность

4. Соотношение легальности и легитимности

5. Заключение

6. Список литературы

Вступление.

Дееспособность власти во многом зависят от ее легитимности (от лат. legitimus — законный). Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитетность власти — явления в определенной мере совпадающие.

Легитимность означает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.

От легитимности следует отличать легальность власти. Это юридическое понятие, означающее соответствие власти действующему позитивному праву. Например, власть президента легальна, т.к. он избран в соответствии с законом и в осуществлении своих полномочий опирается на закон. Между легитимностью и легальностью может быть противоречие. Не все законы могут оцениваться населением как справедливые, наконец, законно избранная власть в случае невыполнения своих обещаний, неудачного экономического курса, приведшего к резкому падению уровня жизни, может утратить доверие со стороны общества. В этом случае наблюдается процесс делегитимации власти.

Понятие «власть» и сущность политической власти.

Понятие «власть» относится к числу широко употребляемых: «власть родителей», «власть семьи», «власть старших», «власть денег», «судебная власть, „партийная власть“ и т. д. При всей разнородности и неоднозначности этих понятий можно, однако, отметить одну объединяющую их характеристику: все они отражают отношения, в которых воля и действия одних господствуют над волей и действиями других.

Политическая власть – способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами.

Власть – это не только политика. Она является одним из фундаментальных начал человеческого общества. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в производственном коллективе, в организациях, в государстве, в семье… Что же такое власть?

Существует много определений власти, каждое из которых акцентирует внимание на той или иной стороне, на отдельных проявлениях власти. Вот некоторые важнейшие направления в трактовке власти.

Телеологическое: власть – способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов.

Бихевиористические трактовки, согласно которым власть – особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие – подчиняются.

Структурно-функционалистская трактовка: власть – способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и подчинения. Без власти невозможно коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей.

Психологическая интерпретация, согласно которой стремление к власти и обладание ею – это компенсация физической и духовной неполноценности. Власть возникает при взаимодействии, когда одни готовы к властвованию, а другие – к подчинению.

Любая власть, в том числе и родителей над детьми, старших над младшими, начальников над подчиненными и т.п., отражает определенные отношения, при которых воля и действия одних господствует над волей и действиями других Властные отношения объективно присущи общественной жизни.

В самом обобщенном виде можно предложить следующее определение власти: власть – право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определенное влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.

Итак, власть в общесоциологическом понимании предполагает способность отдельного индивида или группы людей с помощью различных средств и методов утверждать в сфере социальных отношений собственную волю. Без властных отношений невозможно функционирование общества в целом, а также его элементов, их организация и взаимодействие.

Политическая власть является одной из разновидностей власти. В отличии от нравственной, семейной власти политическая власть имеет не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. Для политической власти имеют значения не столько интересы частных лиц, сколько общие интересы всех групп и социальных слоев общества. Политическую власть можно определить как реальную способность индивида, группы людей к проявлению своей воли в политике на основе осмысленного политического интереса. Политической властью является всякая основанная на принуждении власть группы в отношении другой группы людей, если это взаимодействие имеет политический характер.

Основные характеристики власти: легальность и легитимность.

Важными характеристиками власти являются легитимность и легальность.

Легальность власти – это её нормативно-правовая закрепленность, узаконенность в соответствующих государственных документах.

Политическая легитимность – это общественное признание власти и её права на управление.

С понятием легитимности отождествляют оценочный, этический характер власти, с легальностью – юридический.

Понятие легитимности впервые ввел в социологию М.Вебер; им обозначен такой порядок, который представлял значимость для индивидов и которому они подчинялись в силу его рационально признанной ценности. М.Вебер разработал концепцию о трех типах легитимности власти, отражающих особенности мотивов подчинения или отторжения индивидами определенных типов социального порядка в виде норм, правил, обычаев, законов.

Во-первых, власть может обрести легитимность согласно традиции, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность веками существующих порядков. Например, переход власти по наследству в странах с монархическим режимом осуществляется в соответствии с традицией.

Во-вторых, политическая власть приобретает законность в глазах членов общества вследствие особой популярности государственного деятеля, достигающей масштабности культа его личности. Такой тип власти М.Вебер назвал харизматическим.

В-третьих, легальная и рационально-правовая легитимность. Люди признают такую власть потому, что она опирается на целесообразные, добровольно принимаемые ими законы. Этот тип легитимности основан на доверии граждан не к отдельным личностям, лидерам, а к устройству государства и характерен для демократических государств.

С этой классификацией М.Вебер связывает и типологию власти: государственной, при её рациональном обосновании, и личной, когда она основана на традиционных и харизматических легитимирующих началах. Эта типология и в современной западной политической науке.

Слово «легитимность» происходит от лат. «легитимус» — законный, однако легитимность политического явления не означает юридически оформленной законности, и поэтому легитимность не следует смешивать с легальностью, т.е. законностью. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом.

Население может покорится власти, но в душе презирать её, смеяться над ней, при малейшей возможности уклоняться от неё. В этом случае власть прибегает к принуждению, применению силы.

Власть, основанная на страхе, не может быть легитимной. Легитимация означает повиновение, согласие, политическое участие без принуждения. Легитимная власть авторитетна и эффективна, она характеризуется как правомерная и справедливая. Каковы же признаки легитимности политической власти?

Первейшим признаком является доверительное отношение к ней подавляющего большинства населения, основанное на вере в то, что существующий порядок является наилучшим для данной страны, а власть способна решить важные для общества и индивидов проблемы.

Другим признаком легитимности власти является признание обществом значимости, ценности как самой власти, так и её организации. Власть воспринимается не как зло, с которым неизбежно нужно уживаться, а как фактор, обеспечивающий порядок в обществе, охраняющий жизнь людей. Легитимность власти утверждается тогда, когда она проводит политику, отвечающую интересам, пониманию граждан.

Еще одним, не менее важным признаком легитимности власти является одобрение массами политики, проводимой политическим и государственным руководством, выражающееся в согласии с их основными целями, методами и средствами.

Этот признак раскрывает субъективное отношение людей к конкретному правительству, лидеру. Массы с пониманием относятся к использованию даже непопулярных средств и методов, в том числе и насильственных.

Все перечисленные признаки тесно связанны между собой и в рамках реальной жизни неразделимы.

11. Легитимность и легальность государственной власти: понятие соотношение. Виды легитимности.

Легитимным является тот политический режим, который может обеспечить стабильность и развитие общества, не прибегая к массовому насилию. Американский теоретик-политолог Девид Истон писал: «То правительство легитимно, которое соответствует сложившимся в народе представлениям о справедливости и социальном назначении этого института».

Легитимность политической власти сочетается с противоположным ей явлением делегитимации – утраты доверия, лишения политики и власти общественного кредита. Разочарование в идеалах, концепциях политики, в её целях и методах, людях, которые её представляют, — один из аспектов политической жизни общества, такая же движущая сила развития политики, как и сама легитимация. Делегитимация может происходить вследствие следующих причин:

— противоречие между ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты, результатом чего является отсутствие поддержки власти народом;

— противоречие между демократией и социально-политической практикой, когда многие проблемы решаются не демократическим, а силовым путем, нажимом на средства массовой информации, ограничением прав и свобод граждан;

— растущее социальное неравенство, массовое обнищание большинства населения, в результате чего формируется оппозиция власти (как правило, из интеллектуалов);

— рост бюрократизации и коррумпированности при нулевом контроле процесса «снизу» и чрезвычайно слабом «сверху»;

— во многонациональном государстве – национализм, этнический сепаратизм, когда местные власти отвергают правомочность федеральной власти.

Соотношение легальности и легитимности.

Рассмотрим соотношение легальности и легитимности. Легальность и легитимность власти – однопорядковые, но не тождественные понятия. Власть, имеющая законные основания на господство в обществе, в результате своей неэффективной политики может утратить доверие граждан и стать нелегитимной. Так, законно избранный в 1996г. Президент России Б.Ельцин в конце 1999г. пользовался доверием не более 10% российских граждан, т.е. полностью утратил свою легитимность. И напротив, власть, не имеющая законных оснований, в результате эффективной политики может обрести доверие народа и стать легитимной. Например, пришедший к власти в Чили в результате военного переворота в 1973г. генерал А.Пиночет в результате эффективной экономической политики впоследствии стал вполне легитимным и законным президентом страны.

Легитимная, но не легальная власть как бы получает карт-бланш (полномочия) от народа на то, чтобы сделать жизнь людей лучше, а уже потом установить законные основания власти. Законная, но не легитимная власть лишается поддержки своего народа и в дальнейшем может прибегнуть к незаконным средствам в политике.

Любая политическая власть (даже самая реакционная) стремится выглядеть в глазах своего народа и мирового сообщества как эффективная и легитимная. Поэтому процесс легитимизации власти является предметом особой заботы правящей элиты. Одним из самых распространенных приемов в этом процессе является замалчивание негативных результатов своей политики и всяческое «выпячивание» реальных и мнимых успехов. Нередко помехой в такой подмене негативных факторов на позитивные становятся независимые средства массовой информации. Поэтому неэффективная и нелегитимная власть всеми способами стремится ограничить их деятельность и/или поставить под свой контроль.

Другой прием заключается в том, что власть на словах признает ценности, желания и чаяния своих граждан, декларирует свои намерения бороться с коррупцией, наркоманией, преступностью и д.р., а на деле преследуют свои корпоративные цели, нередко «покрывая» преступность в собственных рядах.

Иногда люди, наделенные властью или стремящиеся к власти, искренне верят в то, что они являются основными выразителями общественных интересов и что граждане одобряют и поддерживают их политическую деятельность, хотя это не соответствует действительности. Такое самомнение политиков называется легитимным самозванством.

Заключение.

Легитимная власть характеризуется обычно как правомерная и справедливая. Легитимность связана с верой подавляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны. Сам термин «легитимность» переводят с французского как «законность». Но перевод не совсем точен. Законность отражается термином «легальность» «Легитимность» и „легальность“ — близкие, но не тождественные понятия. Первое носит более одиночный, этический характер, а второе — юридический. Исторически сформировались несколько типов легитимности: легальный тип легитимности — узаконенность власти конкретными правовыми нормами, конституцией, подкрепленная деятельностью соответствующих институтов, включая принудительные санкции; Основа – общее понимание норм, установленных законом; идеологический тип легитимности – признание власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью; Основа – идеологические ценности; традиционная легитимность – признание власти легитимной, поскольку она действует в соответствии с традициями и традиционными ценностями масс; Основа – традиции, традиционное сознание; структурная легитимность – правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения; Основа – специфические политические структуры; персональная (харизматическая) легитимность – признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя; Основа – личный авторитет правителя; политическая целесообразность – соглашение или навязывание обществу власти, где мотивацией является политическая целесообразность. Характерна для переходных периодов, связанных с формированием новой политической системы.

Список литературы.

1. Г.И. Козырев. «Основы политологии и социологии». Москва., 2005.

2. Е.В.Коровина. «Политология. Комплекс учебно-методических материалов.» Нижний Новгород, 2006.

3. Политология. Учебник для вузов. 2002.

4. Мухаев Р.Т. «Политология». Москва., 2005.

5. Пугачёв В. П., Соловьёв А. И. «Введение в политологию»: учебник для студентов вузов – 3 издание, переработанное и дополненное – М.: Аспект Пресс, 2001.

6. Соловьёв А. И. «Политология: политическая теория, политические технологии»: учебник для студентов вузов – М.: Аспект Пресс, 2000.

Скачать реферат

admin