Кутюмы во Франции

Кутюмы и их кодификация на севере Франции

Важнейшим источником права, придававшим ему особую пестроту, был обычай. К Х в. во Франции практически перестали действовать Салическая правда и другие варварские обычаи, которые применялись по персональному принципу. На смену им в условиях феодальной раздробленности пришли территориальные правовые обычаи (кутюмы) отдельных регионов, сеньорий и даже общин. В рамках крупных феодальных владений (Нормандия, Анжу,

Бретань и др.) они отличались большим разнообразием. Особенно велика была роль кутюмов в северной Франции, которую даже называли в связи с этим "страной обычного права".

Обычаи складывались в устной форме (отсюда север Франции носил название "страны неписаного права"); они формировались на основе обыкновений, признававшихся из поколения в поколение на какой-либо определенной территории, местного или регионального масштаба. Сила и авторитет обычного права определялись тем, что оно отражало реальные потребности территориальных коллективов феодального общества, возникало, как правило, из компромисса и не зависело всецело от произвола государственной власти. Поэтому и соблюдение кутюмов в большинстве случаев было добровольным, хотя они и приобретали обязательную силу, подкрепляемую прежде всего судебной властью.

Для признания обычаев в судах было необходимо, чтобы они были известны с "незапамятных времен", т.е. по крайней мере 40 лет. Начиная с XII в. отдельные кутюмы стали записываться, а к середине XIII в. в Нормандии был составлен сравнительно полный сборник обычного права — Большой кутюм Нормандии, который использовался в судебной практике. С этого времени появляется ряд частных записей местного обычного права, сделанных королевскими судьями и логистами. Одной из таких ранних записей стал "Совет другу" (1253 год), принадлежавший перу Пьера де Фонтена. Но наиболее известным и популярным в средневековой Франции,. стал сборник обычаев — Кутюмы Бовези (около 1283 года), автором которых был королевский бальи Филипп де Бомануар. Хотя этот сборник опирался прежде всего на запись кутюмов одного из судебных округов графства Клермонта (на северо-западе Франции), Филипп де Бомануар дал в своем сочинении более широкий обзор обычного права со ссылками на кутюмы других судебных округов и с добавлением ряда положений канонического и римского права. Сборник, состоявший из пролога и 70 глав, хотя и не давал системного и цельного изложения правового материала, описывал большое количество кутюмов по различным вопросам права (организация суда и процесс, правовой статус разных категорий лиц, юридический режим земельных владений и т.д.). Кутюмы Бовези подтверждали принцип непреложности правовых обычаев не только для местных жителей, но и для государственной власти: "Король должен сам соблюдать обычаи и заставлять других соблюдать эти обычаи".

БЕСПЛАТНАЯ ЮРКОНСУЛЬТАЦИЯ

Москва +74999384765, Санкт-Петербург: +78124256482, Общий: +78003332987

ГлавнаяЮридический словарь терминов

Кутюмы правовые обычаи в феодальной Франции

Перед тем как подгонять пример, как правило следует тщательно проверить напечатенные в нем ссылки постановлений. С течением времени они могли утратить свою актуальность. Надежный пример поможет в разрешении некомпетентности при написании письма. Это откроет способ сэкономить на услугах адвоката. Сохраненные деньги для всех приятны.

Кутюмы – правовые обычаи, существовавшие в некоторых отдельных провинциях, округах и регионах во Франции в феодальные времена. На севере Франции (в стране обычного права) кутюмы представлялись в устной форме, без юридических записей и отметок. И напротив, на юге (в стране писанного закона) правовые обычаи получили письменное оформление, где в качестве общего обычая существовало упрощенное римское право, дополненное местными кутюмами. Первые письменные сборники с кутюмами появились в 18веке, а их окончательная отмена, как действующего права, последовала после вступления в силу Французского гражданского кодекса в 1804 г.

Источники права феодальной Франции

Как территориально Франция делилась на север и юг, так она подразделялась и по праву. «Варварские» правды и королевские капитулярии потеряли свою силу. Решающая роль перешла к местному обычному праву – кутюмам . действия которых распространялось на все сословия. Север считался «страной неписаного права», а юг – «страной писаного права», т. к. кроме кутюмов в южных городах, основанных Римом, продолжало действовать римское муниципальное право.

Феодальное право Франции характеризуется необычной пестротой, т. к. число кутюмов исчислялось сотнями. Они жили в устной традиции, потому многочисленные и разнообразные кутюмы нуждались

в специальном судебном доказательстве, которое производилось опросом знающих людей («дознание у толпы »). «Толпа» состояла из десяти, а потом из двадцати свидетелей.

С ХIII в. делаются попытки записи кутюмов в виде сборников.

Около 1255 г. появляется «Большой сборник обычаев Нормандии ». В 1273 г. выходят «Учреждения Святого Людовика », в которых были записаны кутюмы городов Орлеана, Оверни и Анжу, а также ордонансы

Людовика IХ и отрывки из римского и канонического права. Большой известностью пользовались «Кутюмы Бовези » (1282 г.), автором которых был Бомануар . считающийся первым теоретиком французского права.

В 1389 г. бальи Жак д / Аблейг составил «Большой сборник обычаев Франции». В 1453 г. Карл VII приказал записать кутюмы каждой провинции. Появляется большое количество официальных сборников кутюмов. Наибольшей известностью пользовались кутюмы Парижа. Страна жила по кутюмам вплоть до Французской буржуазной революции, во время которой появились общегосударственные законы.

С усилением королевской власти возрастает роль ордонансов – королевских указов, имеющих силу государственных законов. В период абсолютизма королевские ордонансы оказали заметное влияние на гражданское право, в особенности в области торгового права. Наряду

с ними продолжали существовать и распоряжения крупных сеньоров – ассизы .

В эту правовую пестроту единство и общность вносило римское частное право. начавшееся преподаваться в Парижском университете

с 1219 г. и ставшее одним из важных источников права Франции. В ХVI в. происходит расцвет изучения римского права, появляется «историческая школа». Однако авторитет римского права не устранил деление страны на области обычного и писаного права.

Наряду с римским правом такое же единство вносило и каноническое (церковное) право. которое наряду с принципами регулирования вопросов организации и деятельности церкви, содержало положения, оказавшие известное влияние на гражданское право (запрет брать проценты) и семейно-брачное право (запрет разводов).

Источники феодального права Франции

Читайте также:

Основным источником феодального права Франции являлись местные правовые обычаи (кутюмы) отдельных общин, сеньорий, территорий. Наибольшее распространение этот источник права получил на севере Франции. Обычаи носили характер неписанного права. Их авторитет основывался на традиции и социальном ком­промиссе, обязательная сила поддерживалась судебными решениями. Соответственно, кутюмы отличались пестротой, запу­танностью. С XII в. кутюмы стали записываться королевскими су­дьями и легистами для практического применения в судах (Кутюмы Тулузы, Древний кутюм Бретани, Большой кутюм Фран­ции). В XV в. Парижский парламент составил единые сборники кутюмов. Они были санкционированы королевской властью.

Наибольшую известность приобрели Кутюмы Бовези (1283 г.), созданные королевским бальи Филиппом де Бомануаром. Кутюмы отражают манориальное прабо (регулировало отношения меж­ду зависимыми крестьянами и феодалами) городские обычаи, правила судопроизводства. В Кутюмах содержится описание видов крестьянских держаний и личной крепостной зависимости. Вилланское (крестьянское) держание обусловливалось натуральным оброком (шампар) или денежными выплатами (чинш). Личная крепостная зависимость носила наследственный характер. Раздел о правах городских коммун фиксировал, что город может стать коммуной только на основании королевской хартии. При этом права коммун не должны ущемлять права церкви и дворянства. Ус­танавливалось право контроля сеньора над городским самоуправ­лением. Кутюмы закрепляли суд равных. Формулировалось поло­жение о своеобразной презумпции невиновности: преступник не может быть приговорен к смерти, пока его преступление не дока­зано. Кутюмы определяли роль адвокатов в судебном разбиратель­стве. Они помогали тяжущимся пользоваться правовыми обычая­ми, представляли интересы сторон в суде.

На юге Франции важнейшим источником права становится римское право в изложении французских юристов. Это было свя­зано с рецепцией римского права средневековой Европой. Римс­кое право не применялось в судебной практике, но короли часто ссылались на римские формулы, использовали достижения фран­цузских глоссаторов для юридического оформления верховенства королевской власти. В начале XIV в. римское право было призна­но разновидностью «писаного обычая» на юге Франции.

Важным источником стало каноническое право. Наибольшее распространение оно получает в XII—XIII вв. в практике церков­ных трибуналов. По мере укрепления королевской власти сфера действия канонического права уменьшается: в середине XVI в. из церковной юрисдикции изымаются дела в отношении светских лиц. Нормы канонического права стали применяться в королевс­ких судах только после официального одобрения королем.

Значимым источником феодального права являлось городское право. Оно регламентировало права-привилегии горожан (право на неприкосновенность личности и жилища, право на имущество, правосудие), торговую и ремесленную деятельность. С XII в.

Кутюмы Бовези историко-правовой анализ

нор­мы торгового, морского права начинают записываться и система­тизироваться (Реестр торговых и морских обыкновений).

Королевское законодательство во Франции оформляется рано. Впервые королевские ордонансы были кодифицированы в 1587 г.

— Кодекс Генриха III. На рубеже XVII—XVIII ни королевскими законами производится кодификация правовых норм в сфере уго­ловного, процессуального, торгового, морского, наследственного права.

Другие проекты

КУТЮМЫ (фр. coutume — обычай) — в феодальной Франции правовые обычаи отдельных провинций, округов, городов и т.д. На севере Франции (так называемая страна обычного права> К. существовали в устной форме, без каких бы то ни было общих юридических записей. К. представляли собой смесь старого германского права.позаимствованного из варварских правд и соответственно переработанного, канонического права, грамот, регулировавших отношения сеньоров и городов, практики мест-‘ ных судов, приобретшей значение прецедента. и др. На юге Франции (так называемая страна писаного закона) в качестве общего обычая действовало упрошенное римское право, которое дополнялось местными К. получившими письменное оформление. В XIII в. появились первые писаные частные сборники К. Окончательная отмена К. как действующего права последовала в результате вступления в силу Французского гражданского кодекса 1804 г. (кодекса Наполеона>.

, , ,

Следующие статьи:

Источники права средневековой Франции

После распада империи Карла Великого на территории Франции по Верденскому договору образовалось Западнофранкское королевство, доставшееся его внуку — Карлу II Лысому(840-877 гг.).

Общий обзор права Средневековой Франции. Кутюмы Бовези

С этого времени Франция существует как самостоятельное государство.

Во Франции в течение ряда столетий не было единой системы права. Развитие феодальных отношений постепенно привело к тому что источники права действовавшие в VI-IX вв. в частности «варварские правда» потеряли свою силу. Эта роль перешла к обычному праву. Во Франции эти местные обычаи носили название кутюмов. Их количество исчислялось сотнями, но они сильно различались по отдельным положениям и деталям.

В отношении выражения и изложения юридических норм Франция делилась на две части. Юг оставался страной писаного права, север — обычного. Во второй половине XV-XVI вв. появилось большое количество официальных сборников — кутюмов. Наибольшей известностью пользовались «Кутюмы Парижа», но они имели ограниченное местное применение.

С усилением королевской власти начали приобретать возрастающее значение ордонансы(от фр. — приказывать)указы королей, действовавшие на всей территории королевства. Наряду с ними существовали распоряжения крупных синьоров — ассизы.

Наиболее известными частными кодификациями во Франции того времени были «Большой сборник обычаев Нормандии» 1255 г.; «Большой сборник обычаев Франции» 1389 г.; а также наиболее известный сборник «Кутюмы Бовези» 1283 г. составителем, которого является Филипп де Реми Бомануар(1250-96 гг.) первый теоретик французского права.

В «Кутюмах Бовези» содержался перечень преступлений и наказаний, обсуждались вопросы правосудия, моральные и юридические аспекты, говорилось об ответственности за тяжкие преступления (убийство, измена, лжесвидетельство, кража, изнасилование, поджог, кражу женщины, вероотступничество, фальшивомонетничество и т.д.). В качестве наказания применялись — сожжение, казнь через повешение. Дополнительной мерой была конфискация имущества. В них впервые затрагивались вопросы о соотношении преступления и наказания.

Бомануар различал три вида преступлений: тяжкие, средние и легкие. К первым он относил: ересь, измену, убийство, изнасилование, поджог, кражу и др. эти преступления наказывались весьма строго нередко смертью или изувечением. Средние преступления и легкие наказывались в основном штрафом, но судья мог присоединить к нему и заключение в тюрьму.

Помимо перечисленных источников права Средневековой Франции необходимо сказать и о каноническом праве, которое регулировало вопросы организации, и деятельности католической церкви, но вместе с тем содержало ряд положений оказавших большое влияние на развитие гражданского права, особенно в области семейных отношений.

Несмотря на усилия королевской власти во Франции в период абсолютизма преодолеть множественность источников права, где каждая область сохраняла собственные кутюмы(от фр. coutume — обычай). Для единого государства, каковым стала Франция, это было большим недостатком.

Окончательно кутюмы утратили силу как источник права с принятием Гражданского кодекса Франции 1804 года называемым по-другому Кодекс Наполеона.

49) Средневековая Германия. Реформа Генриха Птицелова. «Золотая Булла»1356г.

В 843году по Верденскому договору Германия выделилась из состава Франкской империи в самостоятельное государство.

В результате реформы Генриха I Птицелова(Х в.), германское общество было поделено на два сословия. Все способные сражаться в конном строю, были зачислены в военное(рыцарство), а остальные в податное(крестьянство). Податное сословие в свою очередь делилось на свободное и несвободное(крепостные, холопы), основу которого составляли колоны и полусвободные крестьяне(литы) и наиболее угнетенные — сервы.

Феодальные сословия, которым принадлежала большая часть земли, в основном оформилось только к XII веку. Крупными землевладельцами после короля были герцоги, маркграфы и пфальцграфы, графы, фогты, рыцари, а также представители церкви — архиепископы, епископы и аббаты, взаимоотношения между которыми были основаны системой — вассалитета.

В IX-X вв. в Германии назрела необходимость сильной королевской власти, с целью захвата общинных земель и закрепощения свободных общинников феодалами. В 962 году римский папа Иоанн XII после захвата Италии возложил корону на Оттона I провозгласив его императором «Священной римской империи германской нации». Центром власти стал королевский двор, всеми делами короля ведал — канцлер, а также дворецкий — майордом. В начале XI века при короле был создан совет из представителей власти — гофтаг.

Особенностью политического развития Германии в Средние века является феодальная раздробленность при наличии, казалось бы, сильной королевской власти. Этому способствовали политические и экономические условия развития Германии, где власть короля оказалась крайне слабой и не смогла предотвратить внутренней политической концентрации в княжествах, тогда как в других западноевропейских государствах наоборот шел процесс политического сплочения.

Феодальная раздробленность Германии была официально закреплена Золотой Буллой 1356 года изданной при императоре Карле IV. Отныне император избирался коллегией курфюрстов(от лат. cura — забота и нем. furst — князь) от трех духовных земель(Майнц, Кельн и Трир) и четырьмя светскими(Богемия, Пфальц, Сиксен-Виттенберг и Бранденбург). Император признавал самостоятельность курфюрстов в их владениях и не вмешивался в их внутренние дела. Узаконилось право князей вести войны друг против друга. Запрещались войны вассалов против сеньоров. Князья имели право чеканки денег. Городам запретили претендовать на самостоятельность и объединение в союзы городов.

Все важные решения принимались коллегией курфюрстов, которая созывалась ежегодно. Она имела право суда над императором и его смещения взимание пошлин, право высшей юрисдикции — являлось прерогативой курфюрстов. Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупных феодалов, сложившаяся еще до Золотой Буллы.

Конец XV — первая половина XVI века в Германии — период экономического расцвета. Реформация ко всем условиям, разъединявшим Германию, прибавило еще одно — вероисповедание: она раскололась на протестантскую(север) и католическую(юг) части.

Тридцатилетняя война(1618-1648 гг.) между католиками и протестантами решила политические задачи Германии. Сословно-представительные учреждения в большинстве княжеств прекратили свое существование.

В XVII веке в германских княжествах установился абсолютизм, отличавшийся от централизованных абсолютных монархий Запада. Наиболее крупными абсолютистскими государствами империи были Пруссия и Австрия.

В Пруссии, в конце XVIII века управление было централизованным. Высшим органом был — Тайный совет, состоявший из трех департаментов — иностранных дел, юстиции и внутренних дел. Кроме них действовали ландратыземские советы и домениальные палаты, ведавшие делами своего сословия, взиманием налогов, рекрутским набором, полицейскими делами. Городские советы(магистраты) учреждались правительством. В крестьянских общинах управляли избираемые сходом старосты, иногда они занимали свои должности по имущественному цензу или наследственно.

50) «Каролина» и уголовный процесс общегерманского законод-ва

Наиболее известным правовым памятником, освещающим вопросы уголовного права и процесса средневековья, является общегерманское Уголовное уложение 1532 г. — так называемая Каролина, названная в честь германского императора Карла V.

Она предусматривает довольно многочисленный круг преступлений: государственные, против религии, против личности, нравственности, собственности, а также некоторые другие виды преступных деяний.

В основе наказаний, предусмотренных Каролиной, лежал принцип устрашения. Карательные меры Каролины отличались жестокостью, особенно за посягательство против императорской власти и собственности. Многие преступления наказывались смертной казнью: колесование, четвертование, закапывание живым в землю, утопление, сожжение, вырывание языка и отсечение руки.

Большая часть статей Каролины посвящена вопросом судопроизводства. Обвинение предъявлялось судьей от лица государства «по долгу службы». Следствие велось по инициативе суда, и не было ограничено сроками.

Процесс делился на три стадии: дознание, общее расследование и специальное расследование. Дознание заключалось в установлении факта совершения преступления и подозреваемого в нем лица. Общее расследование состояло в кратком допросе арестованного об обстоятельствах дела и имело целью уточнить некоторые данные о преступлении. Специальное расследование, основывавшееся на теории формальных доказательств, представляло собой подробный допрос обвиняемого и свидетелей, сбор доказательств для окончательного изобличения и осуждения преступника.

51) Австрийский просвещенный абсолютизм.

В XVIII веке в Западной Европе под влиянием трудов Вальтера, Руссо, Дидро и др. получило развитие «просветительское движение» Распространение идей Просвещения пришлось на период абсолютизма в Австрии, которая являлась многонациональным государством.

После смерти Карла VI наследницей престола стала его дочь Мария-Терезия. Германские законы запрещали наследование лицами женского пола, что привело к войне с Пруссией и Баварией. Победив в ней, она провела всеобщую перепись населения и реформы, с одновременной централизацией государственного аппарата. Армия комплектовалась из рекрутов, офицеров готовили в военных академиях, было ограничено крепостное право, сокращена барщина, введен контроль государства за судебной властью помещиков, созданы сборники гражданского и уголовного права, ввели всеобщий, подоходный налог. Кроме этого, за счет государства были созданы школы и специальные учебные заведения.

Сын Марии-Терезии Иосиф II ставший в 1765 году императором Германии продолжил дело матери. Он отменил крепостное право, создал свод законов, отменил судебные пытки и ограничил применение смертной казни. Кроме этого были ограничены привилегии католической церкви и принят эдикт о веротерпимости.

Государство оказывало поддержку сельскому хозяйству и правительству; были уничтожены многие внутренние торговые пошлины, увеличены пошлины на ввозимые товары. Также было введено строго централизованное управление, уничтожены различия между областями.

Реформы Иосифа II получили сильное сопротивление как социальных, так и национальных сил вплоть до массовых выступлений. Перед смертью Иосиф II отменил все свои реформы. Но те нововведения, которые успели дать результаты, значительно продвинули Австрию в развитии и создали почву для становления капиталистических отношений.

52) «Салическая правда»

admin