Кутюмы бовези текст

История План семинарского занятия

Кутюмы Бовези. Великий мартовский ордонанс 1357 ᴦ.

(4 часа)

1. Источники права средневековой Франции. Общая характеристика Кутюмов Бовези.

2. Правовое регулирование имущественных отноше­ний. Понятие сейзины по Кутюмам Бовези.

3. Преступления и наказания по Кутюмам Бовези.

4. Суд и судебный процесс. Принципы королевской юстиции.

5. История создания и общая характеристика Велико­го мартовского ордонанса 1357 ᴦ.

6. Требования об ограничении произвольной власти короля и о полномочиях сословно-представительного органа.

Цель семинарского занятия

Данное занятие посвящено изучению двух важных правовых документов средневековой Франции: Кутюмов Бовези (около 1283 ᴦ.) и Великого мартовского ордонан­са 1357ᴦ.

Кутюмы Бовези — один из наиболее известных сбор­ников обычного права средневековой Франции. Состав­ленный около 1283 ᴦ. королевским бальи Филиппом де Бомануаром, данный документ отразил не только особен­ности развития институтов гражданского, уголовного, процессуального права средневековой Франции, но и важные социально-политические преобразования во французском обществе и государстве. XIII век был ознаменован началом централизации государства благодаря деятельности французских королей Филиппа II Августа и Людовика IX. Процесс централизации сопровождался усилением полномочий короля, который из верховного сеньора постепенно превращался в носителя высшей публичной власти (высшего суверена) и главного га­ранта права и правосудия во Франции. Этому во многом способствовало становление централизованной королев­ской юстиции, представленной на местах судами прево и бальи и созданным в 1260 ᴦ. Парижским парламентом в качестве высшего апелляционного суда страны. Кутю­мы Бовези отразили конкуренцию королевской и сень­ориальной юстиции, расширение категории «королевс­ких дел».

Цель занятия состоит в том, чтобы на основе изуче­ние Кутюмов Бовези выявить особенности правовой си­стемы и правовой мысли средневековой Франции, рас­смотреть наиболее характерные принципы и институты французского средневекового права.

Великий мартовский ордонанс 1357 ᴦ. — один из наи­более значимых конституционно-правовых документов средневековой Франции. Принятый в ходе Столетней войны, он отразил стремление сословий, и прежде всœе­го «третьего сословия», ограничить произвольную власть короля для реализации идеи «общего блага» и «государ­ственного интереса». В документе закрепляется целый ряд принципиально важных положений, касающихся сбора и расходования средств из государственной казны, дея­тельности королевских должностных лиц и др., которые свидетельствуют о высоком уровне развития правовой и политической мысли во Франции XIV в.

В отличие от английского парламента͵ который обла­дал реальными законодательными и финансовыми пол­номочиями, Генеральные штаты с самого начала пред­ставляли собой слабый политический орган, во многом зависящий от воли короля. Значение Великого мартовс­кого ордонанса состоит в том} что в нем впервые после­довательно определяется компетенция сословно-представительного органа во Франции, закрепляются принци­пы его деятельности, что способствовало бы превраще­нию Генеральных штатов в самостоятельный постоянно действующий орган.

Великий мартовский ордонанс 1357 ᴦ. был времен­ным документом, в силу целого ряда причин он так и не вступил в силу, однако закрепленные в нем требова­ния не теряли своей актуальности на протяжении не­скольких столетий. С новой силой они прозвучали уже в ходе Французской революции XVIII в.

1. Источники права средневековой Франции. Общая характеристика Кутюмов Бовези

Ответ на данный вопрос следует начать с рассмотрения исторической обстановки. В начале XIII в. при Филиппе II Августе (1180—1223 гᴦ.) по сути закладывались основы будущего политического и правового единства Франции. Благодаря брачным союзам и успешным завоеваниям в состав королевских владений вошли такие крупные тер­ритории, как Нормандия, части Пуату и Лангедока и др. В результате проведенной королем административной реформы всœе королевские владения были разделœены на равные административные округа— бальяжи (на севе­ре) и сенешалъства (на юге), во главе которых стояли королевские чиновники — бальи и сенешали с военны­ми, судебными и финансовыми полномочиями.

Эти преобразования были продолжены внуком Фи­липпа Августа — Людовиком IX (1226—1270 гᴦ.), осуще­ствившим военную, административную, финансовую и судебную реформы. Студенту крайне важно рассмотреть каждую из них.

Особое значение для развития права средневековой Франции имела судебная реформа Людовика IX, в ходе которой впервые в истории страны была создана выс­шая апелляционная судебная инстанция в лице Париж­ского парламента.

С его созданием начинается процесс постепенной унификации права Франции. Этот процесс был длительным и сложным благодаря тому, что в каждом француз­ском государстве существовала своя правовая система, действовали местные законы и правовые обычаи (кутюма или кутюмы). Яркой чертой развития права средневеко­вой Франции стало существование двух традиций кутюмного права, действовавших на Севере и Юге страны. Основными источниками права на Севере Франции яв­лялись обычаи германского происхождения, в отдель­ных областях продолжали действовать нормы Саличес­кой правды. Юг Франции (Лангедок, Прованс, Дофинœе, Лион и др.) называли «страной писаного права», так как местные обычаи здесь в значительной мере базиро­вались на нормах вульгаризированного римского права.

На фоне пестрой палитры местных правовых обычаев выделялись относительно единообразные правовые сис­темы канонического, городского и торгового права. Сту­дент должен дать краткую характеристику каждой из этих систем, определив специфику их действия во Франции и рассмотрев их основные источники.

В XII—XIII вв. во Франции всœе большее распростра­нение получают принципы и нормы реципированного римского права. Знатоками римского права были легисты — выпускники университетов (в XII в. во Франции был основан университет Монпелье, в XIII в. — Орлеа­на). Как отмечают исследователи, число легистов как в местном, так и в центральном государственном аппара­те, и прежде всœего в Парижском парламенте, в конце XIII в, было весьма велико.

Положения реципированного римского права часто использовались в качестве своеобразного эталона при унификации местных правовых обычаев, выработке принципов их классификации.

С усилением королевской власти во Франции возра­стает значение указов (ордонансов) короля как источника права. Далеко не последняя роль в королевском право-творчестве принадлежала Парижскому парламенту, ко­торый стал «институтом, представлявшим суверенитет короля в действии» (Н. А. Хачатурян). Заседавшие в нем легисты использовали римское право для разработки новой идеологии централизованного государства. Ими, в частности, был сформулирован принцип: чего хочет король — того хочет закон.

Отношения между местными обычаями и королевскими ордонансами складывались довольно сложно. Часто король прямо вторгался в сферу действия норм обычного права, внося в них изменения и дополнения, что также способствовало их унификации. Так возникли знаменитые «40 дней короля» (§ 1510, 1702 Кутюмов Бовези), королевские установления «о вдовьей доле» (§ 445, 692). Отныне бароны могли устанавливать кутюмы на вечный срок только с разрешения короля (§ 731). Будучи ранее ограничен обычаем, король теперь сам создавал нормы права. В ходе начатой при Людовике IX и продолженной его наследниками записи правовых обычаев были созданы сборники обычного права как на провинциальном, так и на общегосударственном уровне: Большой кутюм Нормандии, Кутюмы Тулузы, Большой кутюм Франции. К XV в. насчитывалось около 60 общегосударственных и около 200 местных сборников обычного права.

Около 1283 ᴦ. на северо-востоке Франции королевским бальи Филиппом Бомануаром были составлены знаменитые Кутюмы Бовези. За глубокие знания, в том числе в области римского и канонического права, и активную политическую позицию Филипп Бомануар был назван впоследствии «светочем своего времени» (Ш. Монтескье). Как отмечает автор в предисловии к своему трактату, он попытался собрать в нем не только «обычаи бовезийцев», но и, что очень важно, «правовые нормы, общие для кутюмов всœей Франции».

Общая характеристика документа предполагает изучение его структуры, выявление уровня его юридической техники. Студенту следует определить круг регулируемых им отношений.

Необходимо, прежде всœего, отметить, что в Кутюмах Бовези закрепляется целый ряд важных политико-правовых идей. Филипп Бомануар являлся сторонником сильной королевской власти. Об этом свидетельствует неоднок­ратно проводимая в документе мысль о верховном сувере­нитете короля. Наиболее ярко она проведена в § 1043 гл. 34 «О суверене», а также в § 1512. Примечательно, что для обоснования этой идеи автор сборника использует дого­ворную теорию происхождения государства. Ее содержа­ние раскрывается в § 1214—1215, 1453. Являясь верховным сувереном и носителœем идеи права в обществе, король активно вмешивается в сферу действия местных правовых обычаев и установлений. Об этом свидетельствует содер­жание § 958—959, а также положений, указанных выше.

В то же время конкретная политическая ситуация во Франции в конце XIII в. не позволяет автору Кутюмов забывать о том, что власть отдельных сеньоров остается достаточно сильной. Это нашло свое отражение в § 322, 731, 1043, 1165 и др.

Для Франции, как и для других европейских госу­дарств, в данный период чрезвычайно важной была про­блема взаимоотношений между светской властью и вла­стью католической церкви, римских пап, стремившихся к созданию всœемирной теократической державы. В Кутюмах Бовези эта проблема раскрывается через призму сло­жившейся в средневековой Европе в конце XII — нача­ле XIII в. теории «двух мечей», главным аспектом кото­рой стало разграничение светской и церковной юрисдикции. При рассмотрении этой важной политико-правовой теории студенту крайне важно проанализировать § 311, 1465, 1474-1475 сборника.

XIII век во Франции был ознаменован началом про­цесса постепенного отмирания серважа и перехода к иным видам экономической зависимости крестьян. Это­му вопросу в Кутюмах Бовези уделœено значительное ме­сто. В § 1452, 1453, 1457 не только рассматриваются раз­личные формы крепостной зависимости, но и приво­дится теория происхождения серважа во Франции, при этом Филипп Бомануар не скрывает своего явно нега­тивного отношения к данному институту.

2. Правовое регулирование имущественных отношений. Понятие сейзины по Кутюмам Бовези

«Феодальное право несравненно более сложное и труднее поддается пониманию, чем право буржуазное с его упрощенной логикой вездесущего денежного эквивалента» (С. Д. Сказкин). Для эпохи феодализма непри­менимы трактовки современного права, особенно если речь идет об отношениях собственности на землю.

Ярким примером этому служит один из наиболее важ­ных и специфических институтов вещного права сред­невековой Франции — сейзина (saisine). Сейзина пред­ставляет собой особое вещное право, регулирующее от­ношения между сеньором и вассалом. Главная особенность института сейзины состоит в том, что в ней как бы стираются грани между правом собственности и владением. С правом собственности сейзину сближает на­личие широкого спектра владельческих прав и способов исковой защиты. Владелœец сейзины мог владеть ею, по­лучать от нее плоды и распоряжаться ею (последнее — с некоторыми оговорками). Он пользовался исковой за­щитой не только против всœех третьих лиц, нарушающих его право, но в отдельных случаях даже против своего сеньора — верховного собственника земли. Правда, ком­плекс полномочий владельца сейзины, основанных на феодальных правах, часто варьировался в пределах од­ной и той же сеньории (о чем свидетельствует содержание § 963). В то же время владелœец сейзины нес службу в пользу своего сеньора (будь то вассальная служба или различные повинности и платежи). В этом состоит ус­ловный характер сейзины как собственности в рамках сеньории.

Отношения между сеньором и вассалом по поводу сейзины нашли свое теоретическое обоснование в ходе рецепции римского права, хотя само римское право не знало подобного института. На основе изучения и обра­ботки текстов римских юристов постглоссаторами была создана специфическая конструкция так называемой расщепленной собственности. По мнению постглоссато­ров, один и тот же участок земли мог находиться одно­временно в собственности двух лиц — сеньора и его вас­сала. В случае если первому принадлежало право «прямой соб­ственности» (dominium directum), то второй обладал правом «собственности полезной» (dominium utile). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, используя терминологию римского права, по­стглоссаторы создали особую юридическую конструкцию вещного права, которая могла обслуживать господству­ющие в обществе в то время вассально-ленные отноше­ния.

Отношения, связанные с сейзиной, возникали, как правило, в результате инвеституры, когда сеньор тор­жественно вводил своего вассала во владение феодом или в результате давностного владения землей в течение одного года и одного дня (см. § 685).

В Кутюмах Бовези рассматриваются различные слу­чаи нарушения владения сейзиной. При этом отмечает­ся, что подобные споры могли разрешаться как в судеб­ном порядке, так и просто с применением силы. Здесь ярко проявляется влияние на содержание Кутюмов Бовези норм рецепированного римского права. Студенту крайне важно проанализировать содержание § 955—960, 984 и другие параграфы гл. 32 «О захвате сейзины, о силе и т. д.» и на основе анализа назвать основные виды нарушений владения сейзиной и способы его защиты.

Вопрос о сейзинœе является наиболее важным при рас­смотрении правового регулирования имущественных отношений в Кутюмах Бовези. В то же время нельзя за­бывать о том, что здесь рассматриваются и некоторые виды договоров, содержащиеся главным образом в § 968—970, которые студенту также крайне важно изучить.

Читайте также

  • — ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

    ДЛЯ ИТОГОВОГО ОБОБЩЕНИЯ ПО ГЛАВЕ VI 1. Сравните Россию до эпохи Петра I и после его преобразова­ний. Заполните таблицу. Пункты для сравнения Россия до эпохи Петра I Россия после правления Петра I Территория   Экономическое развитие     …

  • — План семинарского занятия

    1. Общая характеристика Салической правды как од­ного из источников права Франкского государства. 2. Правовое положение основных групп населения. 3. Регулирование имущественных отношений. Право собственности на землю. 4. Преступления и наказания. 5. Суд и процесс в…

  • — План семинарского занятия

    1. История создания и общая характеристика Каро­лины. 2. Преступления и наказания. 3. Основные черты инквизиционного процесса. Методические рекомендации Целью семинарского занятия является изучение од­ного из самых значительных памятников уголовного и…

  • — План семинарского занятия

    Тема 1. 2. Государство и право Древней Греции Темы рефератов Государство и право Древнего Китая Темы рефератов 1. Варно-кастовый характер законодательства Древней Индии. 2. Артхашастра – источник древнеиндийского законодательства. 3. Школы индусского…

  • — План семинарского занятия

    Гражданский кодекс Франции 1804 г. и его последующие изменения Отражение в конституциях 1889 и 1947 гг. эволюции прав и свобод японцев Сравнительный анализ демократических прав и сво­бод по Конституции 1889г. и Конституции 1947г. даст студенту представление о процессе…

  • — План семинарского занятия

    1. Источники права средневекового Китая. Общая ха­рактеристика Танского кодекса. 2. Правовое положение основных групп населения. 3. Преступления и наказания. Цель семинарского занятия Правовой памятник средневекового Китая «Тан люй шу и» («Уголовные установления с…

  • — План семинарского занятия

    Кутюмы Бовези. Великий мартовский ордонанс 1357 г. (4 часа)1. Источники права средневековой Франции. Общая характеристика Кутюмов Бовези. 2. Правовое регулирование имущественных отноше­ний. Понятие сейзины по Кутюмам Бовези. 3. Преступления и наказания по Кутюмам…

  • — План семинарского занятия

    Веймарская конституция 1919 г. и ее крушение в условиях установления фашистской диктатуры. Законодательство фашистской Германии (2 часа)1. Веймарская конституция 1919г.: история создания, общая характеристика. 2. Государственный строй по Веймарской конституции 1919 г….

  • — План семинарского занятия

    Государство и право Древнего мира и Средних веков Тема 1 Законы Хаммурапи (4 часа)1. Источники и характерные черты Законов Хаммурапи. 2. Социальная структура и правовое положение основных групп населения Древнего Вавилона. 3. Правовое регулирование имущественных…

  • — План семинарского занятия

    Суд и процесс Судебный процесс носил обвинительный характер.

    17. ИСТОЧНИКИ ПРАВА ФРАНЦИИ. СБОРНИК ПРАВА КУТЮМЫ БОВЕЗИ

    Четких различий между уголовным и гражданским судо­производством не проводилось (ст. 9, 10 и др.). Добывать доказательства обязаны были не только обвинитель и обвиняемый, но и община в случае совершения…

  • Начальный этап: Партикуляризм – разобщенность правовых отношений (Свой феод – своя правовая система). Ключевая функция короля – обеспечение мира. Ключевой источник права – обычай (Кутюмы). На севереФранции складывается Кутюмное право. Наиболее известным и популярным в средневековой Франции стал сборник обычаев — Кутюмы Бовези(около 1283 г.). Его автором был королевский бальи Филипп де Бомануар. Хотя этот сборник опирался прежде всего на запись кутюмов одного из судебных округов графства Клермонта (на северо-западе Франции), Филипп де Бомануар дал в своем

    сочинении более широкий обзор обычного права со ссылками на кутюмы других судебных округов и с добавлением ряда положений канонического и римского права. Сборник, состоявший из пролога и 70 глав, хотя и не давал системного и цельного изложения правового материала, описывал большое количество кутюмов по различным вопросам права (организация суда и процесс, правовой статус разных категорий лиц, юридический режим земельных владений и т. д.). Кутюмы Бовези подтверждали принцип непреложности правовых обычаев.

    -создаются теории права;

    -он требует приведения доказательств по тому или иному преступлению;

    — он определяет 10 качеств, которыми должен обладать судья: справедливость, честность, быть мудрым, быть верным своему королю и т.д.;

    -определение степени тяжести преступления (наиболее тяжкие преступления будут входить в королевскую юрисдикцию: поджог, заблуждение в вере, кража, изготовление фальшивых денег);

    -он выражает свои собственные взгляды и требует, чтобы сеньоральный суд осуществлялся на основе законов.

    Во второй половине 15 в. появляется единый сборник Кутюмов для всей Франции. Он используется в Парижском парламенте.

    На юге Франции другие источники: это упрощенные труды римских юристов. Там появляются первые школы по изучению римского права.

    По мере усиления королевской власти появляются новые источники права – это разнообразные распоряжения короля.

    1. Право собственности. К XI в. наиболее характерной формой земельной собственностиво Франции становится феод.Право феодальной собственности на землю сочеталось с элементамиобщинного землепользования. Свободная крестьянская собственностьна землю полностью исчезла.Феодальная собственность на землю была неразрывно связана с владельческими правами крестьян — для феодала земля представляла ценность не сама по себе, а в соединении с работником, ее возделывающим. Эти права были ограниченными, но постоянными. Крестьянин немог отчуждать свой земельный надел без согласия сеньора, но и последний не мог произвольно сгонять с земли крестьянина.С XIII в. форма крестьянского землепользования меняется – серважвытесняется цензивой. Крестьянин-цензитарий освобождался от личныхповинностей и получил большую свободу распоряжения землей. С согласия феодального собственника и с уплатой особой пошлины он имелправо продавать, дарить, закладывать и иным путем переуступать своюцензиву при условии, что ценз исправно выплачивается.

    2. Обязательственное право. В период феодальной раздробленности договорные отношенияво Франции развивались медленно.При купле-продаже земли за сеньором всегда признавалось право преимущественной покупки продаваемого вассалом феода. Кроме того, он иродственники продавца в течение установленного срока имели правовыкупа проданной земли.В X — XI вв., когда купля-продажа имущества была редким явлением,получил развитие договор дарения. Часто этот договор маскировал сделку купли-продажи. Получатель подаренного имущества принимал на себяобязательство передать дарителю в знак благодарности определенноеимущество. Договор дарения использовался также для обхода ограничений на завещания.Крупные сделки купли-продажи с XII в. начинают составляться в письменном виде, а в последующем — утверждаться нотариусами.С XIIIв., с развитием торгового оборота, договор купли-продажи возникал с момента его заключения сторонами. Его объектом могли выступать вещи, которые еще не были изготовлены.В период абсолютизма получает распространение договор найма (аренды) земли.

    Open Library — открытая библиотека учебной информации

    Такая форма эксплуатации крестьян давала дворянству большую выгоду, так как размер арендной платы не был определен обычаем и мог повышаться. Кроме того, в отличие от цензивы земля, сданная в аренду, по окончании срока договора возвращалась в распоряжение сеньора.

    3. Брак и семьяво Франции до XVI в. регулировались исключительно церковными правилами. Лишь в XVI — XVII вв. королевская власть, стремясь усилить государственное воздействие на брачно-семейные отношения, отступила от церковных норм, относящихся к заключению брака. Брак стал рассматриваться как акт гражданского состояния. Было пересмотрено правило, согласно которому при вступлении в брак не требовалось согласия родителей. В XVII в. родители получили право обращаться в Парижский парламент с жалобой на действия кюре, заключившего брак без их согласия.

    Личные отношения супруговопределялись каноническим правом — главенство мужа, подчинение ему жены, совместное проживание и т. п. Дети не могли совершать юридические акты без согласия родителей. Отец имел право просить у королевской администрации заключения в тюрьму непокорных детей.

    4. Наследственное право. При наследованиипо законунаиболее характерным институтом во Франции был майорат, то есть передача по наследству земельного имущества умершего старшему сыну, позволявшая избегать дробления феодальных сеньорий и крестьянских хозяйств. На наследника возлагаласьобязанность помогать своим несовершеннолетним братьям и выдаватьзамуж сестер.Наследование но завещаниюполучило распространение сначала на югеФранции. Под воздействием церкви завещание стало проникать и в обычное право.

    5. Уголовное право. В начале периода феодальной раздробленности, в IX — XI вв., преступлениево Франции рассматривалось как действие, затрагивающее интересы отдельных лиц. Наказаниясводились к компенсации за вред,причиненный частным лицам. К концу этого периода, в XI — XII вв.,когда воцаряется сеньориальная юрисдикция, преступление перестаетбыть частным делом, а выступает как нарушение утвердившегося феодального правопорядка. Получают развитие такие качества уголовногоправа, как уголовная ответственность без вины, жестокость наказаний, неопределенность составов преступлений.

    В период сословно-нредставительной монархии, в XIIIXVвв., с централизацией государства и усилением королевской власти сеньориальная юрисдикция ослабляется и возрастает роль законодательства королей в развитии уголовного права. В королевском законодательстве наказания не были четко определены, их применение во многом зависело от усмотрения суда, от сословного положения обвиняемого. Целью наказаниястали возмездие и устрашение. Приговоры приводились в исполнение публично, с тем чтобы страдания осужденного вызывали страх у всех присутствующих.

    Видами наказаниябыли:

    • смертная казнь в разнообразных формах (разрывание на части лошадьми, четвертование, сожжение и т. д.);

    • членовредительские и телесные наказания;

    • широко применялось тюремное заключение;

    • конфискация имущества — в качестве основного и дополнительного наказания.

    6, Судебный процессдо конца XII в. носил обвинительный характер. Большое распространение имели ордалии, в том числе судебный поединок, который проводился при взаимном согласии на то сторон или же в случае, когда одна из них обвиняла противника во лжи. С XIIIв. утверждается розыскная, инквизиционная форма процесса. Судебное дело возбуждалось на основании обвинения королевского прокурора, а также доносов и жалоб. Первой стадией розыскного процесса было дознание, то есть сбор предварительной и тайной информации о преступлении и преступнике. Затем судебный следователь собирал письменные доказательства, допрашивал свидетелей и обвиняемого, проводил очные ставки. Судебное рассмотрение дела проходило в закрытом заседании, решающее значение придавалось материалам, собранным в ходе следствия. Доказательством вины обвиняемого были, кроме собственного признания, показания свидетелей, письма обвиняемого, протоколы, составленные на месте преступления, и т. д. При розыскном процессе виновность обвиняемого подразумевалась, поэтому показаний одного свидетеля было достаточно для применения пытки. Цель ее состояла в том, чтобы получить признание обвиняемого.

    Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 7967 | Нарушение авторского права страницы

    1. ИСТОЧНИКИ ПРАВА  СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФРАНЦИИ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  КУТЮМОВ БОВЕЗИ

    В истории французского права нашли свое наиболее полное отражение типические черты средневекового права Западной Европы. В течение  всей эпохи средневековья множественность  и партикуляризм источников права, отражавшие разобщенность самого феодального  общества, препятствовали образованию  во Франции единой национальной правовой системы.

    В IХ-ХI веках во Франции устанавливается принцип территориального действия права, т.е. население подчинялось тем нормам права, которые сложились на территории его проживания.

    Система преступлений и наказаний

    Появление этого  принципа объяснялось:

    1) господством  натурального хозяйства, обособлением  отдельных феодальных сеньорий;

    2) сосредоточением  в руках сеньоров политической, судебной власти.

    2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. ПОНЯТИЕ СЕЙЗИНЫ  ПО КУТЮМАМ БОВЕЗИ

    Феодальная основа права Франции наиболее ярко проявилась в том, что оно закрепляло исключительные привилегии дворянства и духовенства, на землю. Основой экономических  отношений феодальной Франции являлось право собственности как институт вещного права.

    К XI в. полностью исчезает свободная крестьянская собственность на землю, а также иные формы аллодиальных владений, которые дольше сохранялись на юге страны. Феод утверждается в качестве основной и практически единственной формы поземельной собственности. В результате развития процесса субинфеодации складывается правило, что каждый держатель земли должен иметь сеньора по принципу "нет земли без сеньора". Это правило, возникшее первоначально на севере, к XIII в. распространяется по всей территории Франции. С усилением власти короля легисты и королевские судьи стали исходить из того, что все земли в стране держатся от имени короля.

    3. ПРЕСТУПЛЕНИЯ И  НАКАЗАНИЯ ПО КУТЮМАМ  БОВЕЗИ

    В IX-XI вв. во Франции  в основном продолжала существовать система преступлений и наказаний, восходящая к раннему средневековью. Преступление рассматривалось как  действие (частная обида), затрагивающее  интересы отдельных лиц, а наказания, которые еще не были отмечены печатью  жестокости, сводились прежде всего к компенсации за вред, причиненный частным лицам. Однако к XI—XII вв. феодальные черты уголовного права раскрываются достаточно полно. Преступление перестает быть частным делом, а выступает как "нарушение мира", т.е. утвердившегося феодального правопорядка. Получают развитие такие качества уголовного права, как уголовная ответственность без вины, жестокость наказаний, неопределенность составов преступлений. Если еще в среде самих феодалов вопрос о преступлениях и наказаниях рассматривался в "суде равных", исходя из правовых обычаев и представлений о феодальной чести, то по отношению к подвластному крестьянскому населению сеньор в уголовных делах был по существу одновременно и законодателем и судьей. Он мог применять уголовную репрессию против крестьян за самые различные проявления неповиновения, вплоть до невыполнения сеньориальных повинностей.

    4. СУД И СУДЕБНЫЙ  ПРОЦЕСС

    Вплоть до конца XII в. судебный процесс, как это было ранее у франков, сохранял в основном обвинительный характер. Большое  распространение получает судебный поединок, который проводился при  взаимном согласии на то сторон или  же в случае, когда одна из них  обвиняла противника во лжи. Правовые обычаи детально регламентировали процедуру  судебной дуэли.

    При рассмотрении дел крестьян в сеньориальных  судах наряду с традиционными  доказательствами еще в XI в. стали  применяться пытки, и процесс  утрачивал свой былой состязательный характер. К этому времени розыскная (инквизиционная) форма процесса, называвшаяся еще римско-католической, утверждается в церковных судах, а с XIII в. постепенно вводится в судах короля и крупных феодалов.

    Вплоть до XV в. розыскной и обвинительный процессы существовали как бы параллельно, но последний постепенно начал выходить из употребления в связи с отменой важных традиционных видов доказательств ("божьего суда") — ордалий и судебного поединка.

    Начальный этап: Партикуляризм – разобщенность правовых отношений (Свой феод – своя правовая система). Ключевая функция короля – обеспечение мира. Ключевой источник права – обычай (Кутюмы). На севереФранции складывается Кутюмное право. Наиболее известным и популярным в средневековой Франции стал сборник обычаев — Кутюмы Бовези(около 1283 г.). Его автором был королевский бальи Филипп де Бомануар. Хотя этот сборник опирался прежде всего на запись кутюмов одного из судебных округов графства Клермонта (на северо-западе Франции), Филипп де Бомануар дал в своем

    сочинении более широкий обзор обычного права со ссылками на кутюмы других судебных округов и с добавлением ряда положений канонического и римского права. Сборник, состоявший из пролога и 70 глав, хотя и не давал системного и цельного изложения правового материала, описывал большое количество кутюмов по различным вопросам права (организация суда и процесс, правовой статус разных категорий лиц, юридический режим земельных владений и т. д.).

    Источники права во в Франции

    Кутюмы Бовези подтверждали принцип непреложности правовых обычаев.

    -создаются теории права;

    -он требует приведения доказательств по тому или иному преступлению;

    — он определяет 10 качеств, которыми должен обладать судья: справедливость, честность, быть мудрым, быть верным своему королю и т.д.;

    -определение степени тяжести преступления (наиболее тяжкие преступления будут входить в королевскую юрисдикцию: поджог, заблуждение в вере, кража, изготовление фальшивых денег);

    -он выражает свои собственные взгляды и требует, чтобы сеньоральный суд осуществлялся на основе законов.

    Во второй половине 15 в. появляется единый сборник Кутюмов для всей Франции. Он используется в Парижском парламенте.

    На юге Франции другие источники: это упрощенные труды римских юристов. Там появляются первые школы по изучению римского права.

    По мере усиления королевской власти появляются новые источники права – это разнообразные распоряжения короля.

    1. Право собственности. К XI в. наиболее характерной формой земельной собственностиво Франции становится феод.Право феодальной собственности на землю сочеталось с элементамиобщинного землепользования. Свободная крестьянская собственностьна землю полностью исчезла.Феодальная собственность на землю была неразрывно связана с владельческими правами крестьян — для феодала земля представляла ценность не сама по себе, а в соединении с работником, ее возделывающим. Эти права были ограниченными, но постоянными. Крестьянин немог отчуждать свой земельный надел без согласия сеньора, но и последний не мог произвольно сгонять с земли крестьянина.С XIII в. форма крестьянского землепользования меняется – серважвытесняется цензивой. Крестьянин-цензитарий освобождался от личныхповинностей и получил большую свободу распоряжения землей. С согласия феодального собственника и с уплатой особой пошлины он имелправо продавать, дарить, закладывать и иным путем переуступать своюцензиву при условии, что ценз исправно выплачивается.

    2. Обязательственное право. В период феодальной раздробленности договорные отношенияво Франции развивались медленно.При купле-продаже земли за сеньором всегда признавалось право преимущественной покупки продаваемого вассалом феода. Кроме того, он иродственники продавца в течение установленного срока имели правовыкупа проданной земли.В X — XI вв., когда купля-продажа имущества была редким явлением,получил развитие договор дарения. Часто этот договор маскировал сделку купли-продажи. Получатель подаренного имущества принимал на себяобязательство передать дарителю в знак благодарности определенноеимущество. Договор дарения использовался также для обхода ограничений на завещания.Крупные сделки купли-продажи с XII в. начинают составляться в письменном виде, а в последующем — утверждаться нотариусами.С XIIIв., с развитием торгового оборота, договор купли-продажи возникал с момента его заключения сторонами. Его объектом могли выступать вещи, которые еще не были изготовлены.В период абсолютизма получает распространение договор найма (аренды) земли. Такая форма эксплуатации крестьян давала дворянству большую выгоду, так как размер арендной платы не был определен обычаем и мог повышаться. Кроме того, в отличие от цензивы земля, сданная в аренду, по окончании срока договора возвращалась в распоряжение сеньора.

    3. Брак и семьяво Франции до XVI в. регулировались исключительно церковными правилами. Лишь в XVI — XVII вв. королевская власть, стремясь усилить государственное воздействие на брачно-семейные отношения, отступила от церковных норм, относящихся к заключению брака. Брак стал рассматриваться как акт гражданского состояния. Было пересмотрено правило, согласно которому при вступлении в брак не требовалось согласия родителей. В XVII в. родители получили право обращаться в Парижский парламент с жалобой на действия кюре, заключившего брак без их согласия.

    Личные отношения супруговопределялись каноническим правом — главенство мужа, подчинение ему жены, совместное проживание и т. п. Дети не могли совершать юридические акты без согласия родителей. Отец имел право просить у королевской администрации заключения в тюрьму непокорных детей.

    4. Наследственное право. При наследованиипо законунаиболее характерным институтом во Франции был майорат, то есть передача по наследству земельного имущества умершего старшему сыну, позволявшая избегать дробления феодальных сеньорий и крестьянских хозяйств. На наследника возлагаласьобязанность помогать своим несовершеннолетним братьям и выдаватьзамуж сестер.Наследование но завещаниюполучило распространение сначала на югеФранции. Под воздействием церкви завещание стало проникать и в обычное право.

    5. Уголовное право. В начале периода феодальной раздробленности, в IX — XI вв., преступлениево Франции рассматривалось как действие, затрагивающее интересы отдельных лиц. Наказаниясводились к компенсации за вред,причиненный частным лицам. К концу этого периода, в XI — XII вв.,когда воцаряется сеньориальная юрисдикция, преступление перестаетбыть частным делом, а выступает как нарушение утвердившегося феодального правопорядка. Получают развитие такие качества уголовногоправа, как уголовная ответственность без вины, жестокость наказаний, неопределенность составов преступлений.

    В период сословно-нредставительной монархии, в XIIIXVвв., с централизацией государства и усилением королевской власти сеньориальная юрисдикция ослабляется и возрастает роль законодательства королей в развитии уголовного права. В королевском законодательстве наказания не были четко определены, их применение во многом зависело от усмотрения суда, от сословного положения обвиняемого. Целью наказаниястали возмездие и устрашение. Приговоры приводились в исполнение публично, с тем чтобы страдания осужденного вызывали страх у всех присутствующих.

    Видами наказаниябыли:

    • смертная казнь в разнообразных формах (разрывание на части лошадьми, четвертование, сожжение и т. д.);

    • членовредительские и телесные наказания;

    • широко применялось тюремное заключение;

    • конфискация имущества — в качестве основного и дополнительного наказания.

    6, Судебный процессдо конца XII в. носил обвинительный характер. Большое распространение имели ордалии, в том числе судебный поединок, который проводился при взаимном согласии на то сторон или же в случае, когда одна из них обвиняла противника во лжи. С XIIIв. утверждается розыскная, инквизиционная форма процесса. Судебное дело возбуждалось на основании обвинения королевского прокурора, а также доносов и жалоб. Первой стадией розыскного процесса было дознание, то есть сбор предварительной и тайной информации о преступлении и преступнике. Затем судебный следователь собирал письменные доказательства, допрашивал свидетелей и обвиняемого, проводил очные ставки. Судебное рассмотрение дела проходило в закрытом заседании, решающее значение придавалось материалам, собранным в ходе следствия. Доказательством вины обвиняемого были, кроме собственного признания, показания свидетелей, письма обвиняемого, протоколы, составленные на месте преступления, и т. д. При розыскном процессе виновность обвиняемого подразумевалась, поэтому показаний одного свидетеля было достаточно для применения пытки. Цель ее состояла в том, чтобы получить признание обвиняемого.

    Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 7968 | Нарушение авторского права страницы

    Филипп Бомануар

    КУТЮМЫ БОВЕЗИ

    Cм. библиографию.

    Бомануар (Beaumanoir) Филипп де Реми (1250-1296), средневековый французский юрист. Один из первых теоретиков права во Франции, составитель одного из крупнейших сборников обычаев средневековой Франции (кутюмы Бовуази). Соч.: Les coutumes du Beauvoisis, ed. par A. Salmon, , 1899-1900.

    Глава 1 О должности бальи

    § 12. По нашему мнению, человек, желающий быть справедливым и честным бальи, должен обладать десятью добродетелями, из которых одна является главной и госпожей над всеми другими, и без нее не могут существовать другие добродетели правителей. И эта добродетель называется мудростью, что означает быть мудрыми. Поэтому скажем прямо, что тот, кто хочет стать бальи и вершить правосудие, должен быть мудрым, иначе он не справится с обязанностями бальи.

    § 13. Вторая добродетель, которую должен иметь бальи, это, то что он должен сильно любить Бога — нашего Отца и Спасителя, а также из любви к Богу святую церковь. И речь идет не о любви, которую некоторые слуги питают к своим сеньорам, любви, основанной на страхе и боязни, а о подлинной любви, той, которой сын должен любить отца…

    § 14. Третья добродетель, которой должен обладать бальи, — это спокойствие и доброта; ему должны быть чужды свирепость и жестокость. Но он не должен быть добр ни к изменникам, ни к жестоким, ни к совершающим преступления, потому что к такого рода людям он должен показать себя строгим и даже суровым, чтобы положить конец их злодеяниям. Ведь так же, как врач позволит болезни из жалости к ней свалить больного, которого он должен лечить, добрый к злоумышленникам бальи подвергает угрозе смерти людей, жаждущих жить в покое. И нет большего блага для бальи, как выкорчевывать зло при помощи скорого суда. И так, когда мы говорим, что бальи должен быть добр, это значит, что он должен быть добр к тем, кто желает блага и к простому народу, а также в тех случаях, которые произошли больше по несчастью, чем по злому умыслу…

    § 15.

    Суд и процесс в государстве франков

    Четвертая добродетель, которой должен обладать бальи, — это терпение и умение внимательно выслушивать, способность не выходить из себя ни в каком случае, ибо бальи, который спешит с выводами или терзает и гневается, не может уяснить себе всего, что предлагают ему в суде. А если он не может всего этого себе уяснить и не может ничего хорошо запомнить, он не может надлежаще осуществить свою должность. Итак, бальи должен быть терпелив и внимательно выслушивать таким образом, чтобы предоставить тем, которые находились перед ним в суде, (возможность) высказать в суде все, что покажется необходимым одной стороне против другой, не прерывая их слов. Только в этом случае бальи сможет наилучше и наиболее мудро судить или заставить судить, если это суд (двор), где судят вассалы. Так же, как мы говорили, что доброта бальи не должна простираться на злоумышленников, мы говорим, что на них не должно простираться его сострадание; но он должен очень внимательно их выслушать, так как часто таким путем он может узнать, что скрывают они в своих сердцах… Мы также не считаем, что бальи должен быть чересчур сострадателен в делах об оскорблении его сеньора или причинении его сеньору или ему. самому ущерба. Если вред или оскорбление нанесено его сеньору или ему, он должен быстро и мудро наказать за это сообразно тому, что требует содеянное, подавая самим наказанием другим пример того, как следует себя вести в отношении своих сеньоров или своих бальи, потому что бальи, находясь в своей должности, представляют своего сеньора, и потому преступление против бальи является преступление против сеньора…

    § 16. Пятая добродетель, которой должен обладать бальи, — это смелость и энергичность без всякой лени. Ленивый бальи упускает множество обязанностей, которые следует осуществлять, предоставляя другим делать массу таких дел, которые должны быть сделаны им самим и откладывает по своей лени решение таких вопросов, разрешение которых незамедлительно. О смелости же мы говорим потому, что без этой добродетели бальи не может делать то, что относится к его должности, ибо, если он труслив, он не сможет обвинить богатого человека, который совершил что-либо против бедняка, не посмеет осудить того, кто заслужил смерти, из страха за свою семью, и он не посмеет арестовать преступников, ни схватить их из страха, что (злоумышленники) могут оказать сопротивление. И все, что он не сделает из трусости, надлежит сделать ему. Итак, он должен быть смелым и бесстрашным, ничего не бояться и не колебаться, иначе он не сможет совершить то, что надлежит ему по своему положению. Но всегда, когда ему надлежит действовать решительно (смело), он должен делать это разумно. Ведь есть два рода смелости: одна мудрая, другая сумасбродная. Мудрая смелость состоит в том, чтобы проявлять ее после зрелого размышления и разумно. Сумасброд же, желая проявить свою смелость, поступает, никогда не подумав о результатах…

    § 17. Шестая добродетель, которая должна быть присуща бальи, — щедрость…

    § 18. Седьмая добродетель, необходимая бальи, состоит в том, что он должен повиноваться приказам своего сеньора…

    § 19. Восьмая добродетель необходимая тому, кто взял на себя должность бальи, — быть настоящим знатоком (своего дела)…

    § 20. Девятая добродетель, которая должна быть у того, кто взял на себя (должность) бальи, состоит в том, чтобы он был способным, сообразительным и умел хорошо исполнять (свои обязанности), не причиняя вреда другим, а также хорошо считать. Хорошо исполнять (свои обязанности) означает, что доходы, земли сеньора не должны уменьшаться по небрежности бальи, но, напротив, должны всегда расти, благодаря его разумным действиям…

    § 21. Десятая добродетель, которая должна быть у того, кто взял на себя (должность) бальи, — лучшая из всех, без которой ни одна ничего не стоит, потому что она озаряет все остальные. Эта добродетель называется верностью…

    § 22. Мы говорили о десяти добродетелях, которые должны быть у того, кто взял на себя (должность) бальи. И тот, который бы обладал ими, заслужил бы любовь Бога и своего сеньора. Но так как очень трудно обладать всеми добродетелями, то, по крайней мере, бальи должен следить за тем, чтобы у него не было недостатка в верности. Если же он может быть мудрым и верным, он имеет все остальное…

    § 47. Ни один преступник, каковы бы ни были его преступления, до тех пор пока они не доказаны и недостаточно известны, не должен быть приговорен к смерти. Прежде следует спросить бальи, хочет ли он дожидаться законных доказательства и если он этого не хочет, пусть держит его (преступника) в тюрьме, т.к. его плохая репутация свидетельствует против него.

    Глава 2. О вызове в суд

    § 58. Если сеньор хочет вызвать в суд дворянина, сидящего на его фьефе, он должен взять двух людей, являющихся пэрами тому, кого он хочет вызвать; а если таковых не имеется, он должен одолжить их у своего сеньора, а сеньор, от которого они держат фьеф, обязан ему их предоставить. И тогда он должен им сказать, чтобы они пошли и вызвали в суд этого человека и чтобы они сопровождали его в надлежащее место, а также должен им поручить, чтобы они ему сказали, по какой причине он вызван в суд. И тогда, когда следует вызывать в суд, вызов должен быть сделан по меньшей мере за 15 дней.

    Глава 30. О преступлениях

    § 823. Самое главное для всех тех, кто вершит правосудие, — это умение различать проступки, каковы они — велики или малы, и знание того, какого наказания они заслуживают. Ибо так же, как неодинаковы проступки, неодинаковы и наказания. Есть такие преступления, которые должны караться смертью как подлежащие королевской юрисдикции, независимо от того, каким путем злоумышленник их совершил. Другие же преступления должны быть наказаны долголетним тюремным заключением с конфискацией имущества, но не одинаково во всех случаях, а в той степени, в какой это требуется. Третьи же преступления должны быть наказаны конфискацией имущества без смертной казни, без увечья и без тюремного заключения; (для наказания преступников, их совершивших) достаточно штрафа, так как они не равны тем, о которых мы говорили выше. Мера наказания должна зависеть от проступка, а также от того, кто его совершил и кому нанесен ущерб. А для того, чтобы простые люди знали, какое их ожидает наказание, если кто-либо из них совершит преступление, и чтобы каждый человек в отдельности знал это, также чтобы сеньор знал, какое наказание следует за каждое преступление, мы расскажем в этой главе о преступлениях, которые могут быть совершены, и о том наказании, которое должно последовать за каждым из них.

    § 825. Убийство (murtres) состоит в том, что один (человек) умышленно убивает или заставляет кого-нибудь убить другого человека во время между заходом и восходом солнца, причем убийство это совершается наверняка.

    § 826. Предательство состоит в том, что кто-нибудь, не высказывая явно признаков ненависти, смертельно ненавидит кого-либо и из ненависти убивает его, или заставляет другого человека его убить, либо избивает его, или заставляет другого человека его избить до того, что тот, кого он ненавидит и предает, становится калекой.

    § 827. Никакое убийство не может быть совершено без предательства, но предательство может быть совершено без убийства во многих случаях; ведь убийство не может быть без смерти человека, а предательство выражается и в избиении, и в нанесении увечий во время перемирия в то время, как (человек) чувствует себя в полной безопасности… Предательство заключается и в лжесвидетельствовании, ведущем к чьей-либо смерти, или к лишению кого-либо наследства, или к ссылке, или к тому, что сеньор (данного человека) возненавидит его или к другим подобного рода последствиям.

    § 828. Убийством (homicide) называется и тот случай, когда кто-либо убивает другого (человека) в пылу спора: возникает ссора, во время ссоры произносятся безобразные слова, после безобразных слов возникает драка, кончающаяся часть смертью одного из спорящих.

    § 829. Изнасилованием женщины называется акт, совершаемый плотской компанией, овладевающей женщиной против ее воли и не взирая на то, что она делает все возможное для своей защиты.

    § 830. Все четыре вышеуказанные преступления должны быть наказаны и отомщены одинаково… Но имеются другие дела, подлежащие королевской юрисдикции, которые должны быть наказаны по-иному. Послушайте о каждом из них и о наказаниях, которые за них следуют.

    § 831. Тот, кто поджег дом, должен быть повешен, и его имущество должно быть конфисковано, как это указывалось выше.

    § 832. Тот, кто крадет чужие вещи, должен быть повешен, и его имущество должно быть конфисковано, как это указывалось выше.

    § 833. Тот, кто заблуждается в вере, не верит и не хочет вернуться на истинный путь, или тот, кто занимается содомией, должен быть сожжен и лишен всего имущества, как это указывалось выше.

    § 834. Фальшивомонетчики должны быть посажены под замок и затем повешены; имущество их подлежит конфискации, как это указывалось выше.

    Глава 45. Об отказах, сервитутах и т. д.

    § 1451. Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое — знатное. Второе — состояние свободных по происхождению людей, рожденных свободной матерью; тех, которые могут и должны были бы по праву называться дворянами. Но не все свободные люди — дворяне, и между правами дворян и других свободных людей существуют большая разница, т.к. дворянами называют тех, которые по прямой линии происходят от королей, герцогов, графов или рыцарей; и эта знатность идет по прямой отцовской, но никак не материнской линии; ведь совершенно ясно, что никто, даже если его мать и дворянка, не может стать дворянином, (если только не будет на то особой королевской милости), если только его отец не дворянин. Но по-иному дело со свободным состоянием, т.к. это состояние идет от матери, и всякий человек, рожденный свободной матерью, — свободен…

    § 1452. Мы говорили о двух состояниях — о знатном и свободном; 3-е состояние людей — крепостное. И в этом состоянии не все люди находятся в одинаковом положении: имеются различные условия крепостной зависимости. Ибо одни из крепостных так подчинены своим сеньорам, что эти сеньоры могут распоряжаться всем их имущество, имеют (над ними) право жизни и смерти, могут держать их в заключении как им будет угодно — за вину или без вины — и ни перед кем за них не несут ответственности, кроме как перед богом. С другими обращаются более мягко, ибо при их жизни сеньоры не могут ничего от них требовать, если только они не провинятся, кроме их чиншей, рент и повинностей, обычно платимых ими за их крепостное состояние (servitude). И (лишь) когда они умирают или женятся на свободных женщинах, все их имущество — движимое и недвижимое — переходит к сеньорам. Ибо тот, кто женится на свободной или на женщине из другой сеньории должен платить выкуп по усмотрению сеньора. И если (крепостной) умирает, нет у него иного наследника, кроме сеньора, а дети крепостного ничего не получают, если не заплатят выкупа сеньору, как это делали бы люди посторонние. Этот последний обычай, о котором мы говорили, носит у крепостных Бовези название мертвой руки и брачного выкупа (formariages). О других крепостных состояниях в чужих землях мы умолчим, ибо наша книга рассказывает об обычаях в Бовези.

    § 1457. Наш обычай более мягок (courtoise) в отношении к крепостным, нежели во многих других странах, ибо во многих других странах сеньоры могут распоряжаться жизнью и смертью своих крепостных когда и как им угодно, а также принуждать их вечно жить на своих землях. В Бовези же с ними обращаются более человечно, ибо при условии уплаты своим сеньорам положенных обычаем ренты и специального налога, собираемого с каждой семьи, (chevages), они могут идти служить и жить вне юрисдикции своих сеньоров. Но нигде они не должны отказываться платить следуемый сеньору брачный выкуп (formariages), за исключением мест, пребывание в которых может дать им свободу, как, например, в некоторых городах, всякий житель которых свободен в силу привилегии или обычая. Ибо, как только кто проведает, что его крепостной поселился в таком месте, он может потребовать его возвращения, если заявит на него свои права в течение одного года и одного дня или в течение того срока, который действителен для этих мест, согласно их обычаям. Многие крепостные, таким образом тайно ушедшие от своих сеньоров на жительство в другие места, получили свободу.

    Глава 67. Как следует судить

    § 1883. Согласно нашим кутюмам, никто не может быть судьей в своем суде и по своему делу по двум причинам: первая — та, что никакой человек никогда не может быть судьей в собственном деле…; вторая — что, согласно кутюмам Бовези, сеньор не судит в своем суде. Судят в его суде только его люди.

    § 1884. Если какой-либо человек с весом (a poi) собирается судить в суде своего сеньора, он должен просить последнего представить его его пэрам, и тот должен это сделать…

    § 1910. Всякий раз, когда выносится приговор в отсутствие сторон, когда стороны не вызываются, чтобы выслушать решение, его следует повторить в присутствии сторон, с тем, чтобы они могли впоследствии апеллировать в совет.

    § 1914. Как мы уже сказали, решение суда ничего не стоит, если оно было вынесено в отсутствие сторон; оно также ничего не стоит в том случае, если оно было вынесено против несовершеннолетнего, и если этот несовершеннолетний не сможет апеллировать при достижении совершеннолетия.

    § 1920. Да знают все, что никто не имеет права отказаться от обязанности судьи, которые он несет по оммажу; но если у него на то есть какие-то законные основания, он может послать вместе себя (в суд) человека, могущего по своему положению его представлять.

    Пред.ОглавлениеСлед.

    В IX–XI вв. устанавливается принцип территориального действия права. Племенные обычаи заменяются местными – кугюмами. В период феодальной раздробленности государства кутюмы являлись основным источником права. В зависимости от источников права вся страна делилась на две части «страна писаного права» и «страна обычного права»

    В XIV–XV вв. появляются сборники кутюмов отдельных селений, городов и феодальных сеньорий (землевладений).

    Источники права средневековой Франции

    Наиболее известен сборник «Кутюмы Бовези» (сборник обычного права провинции Бовези), а также Парижские кутюмы. Сборники кутюмов. составленных как по королевскому повелению, так и в частном порядке, не создавали общего права для всего государства. Право продолжало сохранять свой партикулярный характер, обусловленный феодальной раздробленностью государства.

    Источником права было также рецепиированное римское частное право. Интерес к римскому праву объяснялся прежде всего потребностями средневекового города в нормах права, которые регулировали бы торговлю, морские перевозки, кредит, денежные отношения, охраняли бы собственность горожан В университетах с XI в. появляются глоссаторы – комментаторы и толкователи римского права. Римское право нашло поддержку и у королевской власти, которая широко использовала универсальный принцип постклассического римского права: «То, что угодно государю, имеет силу закона».

    Своеобразным источником права во Франции служили решения городских судов и муниципалитетов. Новообразованные города нередко заимствовали готовые своды норм, созданные юристами других городов. Источниками городского права были также хартии вольностей городов, выдаваемые феодалами или королем и устанавливавшие их особый правовой статус.

    Нормы, выработанные Вселенскими соборами христианской церкви (каноны), акты папства (энциклики, буллы) составляли основу канонического (церковного) права. Возникшее изначально на основе изъятия из-под юрисдикции общих судов оно затем распространилось на все казусы, связанные с «грехом», – от ереси до брака, наследования и клятвенных обязательств. Наиболее известная кодификация канонического права – Свод канонического права была осуществлена в 1582 г.

    Писаными источниками права являлись акты королевской власти: указы, эдикты, ордонансы. Первоначально акты королевской власти имели реальную силу только на территории королевского домена, но по мере централизации государственной власти их общеобязательное значение распространяется на всю территорию страны. Особенно возросла роль королевских актов в период абсолютной монархии В XVII–XVIII вв. был издан ряд ордонансов в области уголовного права и процесса (ордонанс 1670 г.) гражданского права (ордонанс 1731 г. – о дарениях).

    admin