Куда идти учиться после коррекционной школы?

Сейчас появился очень модный формат постов в соцсетях (в основном в твиттере) – тред, когда информация подаётся короткими частями, по пунктам. Эту статью я написала именно в таком формате.

1. Вы никогда не встречали и не встретите столько вежливых детей сразу нигде, кроме коррекционной школы. Здесь вас практически на каждом шагу будут встречать искренние «здравствуйте!» и «проходите, пожалуйста!».

2. Большинство учеников коррекционной школы – вполне адекватные дети, мало чем отличающиеся от учеников обычных школ.

3. Но в обычной школе учиться они не могут, т.к. не в силах справиться с той образовательной программой даже на «троечку».

4. В коррекционной школе учатся дети с умственной отсталостью.

5. УО (умственная отсталость) и ЗПР (задержка психического развития) – вещи совершенно разные.

6. ЗПР при активной работе преодолевается (проходит) к концу 4 класса, и дальше ребёнок способен учиться с теми же успехами, как у всех.

7. Умственная отсталость – это стойкое состояние на всю жизнь.

8. Тем не менее, дети с умственной отсталостью тоже развиваются и многие, вырастая, способны жить не хуже других – с работой, семьёй, детьми.

10. Дети с лёгкой умственной отсталостью внешне практически ничем не отличаются от остальных, и «что-то не то» можно заподозрить, только когда заговоришь с ними на интеллектуальные темы.

11. Большинство учеников коррекционных школ – именно такие.

12. Детей с умеренной умственной отсталостью легко отличить и при простом разговоре на бытовые темы, а часто и просто по поведению. Ну, не такие они, как все. Их намного меньше.

13. У детей с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, что называется, «всё на лице написано». Их с обычными детьми точно не спутаешь.И да, их очень мало. К счастью, конечно.

14. Такие дети, как правило, учатся на дому, потому что среди них много неходячих, несидячих, слабовидящих, слабослышащих и с другими сопутствующими нарушениями развития разной степени тяжести.

15. Забавный факт: при ссорах среди учеников коррекционных школ часто можно услышать, как они говорят друг другу: «Ты что, дебил?» Это грустно и смешно, и так и есть.А педагоги, работающие со слабослышащими детьми, рассказывают, что те, сердясь на сверстника, спрашивают его: «Ты что, глухой?»

16. У детей с умственной отсталостью, как правило, проблемы не только с мышлением, но и с самоконтролем, вниманием, речью, памятью, восприятием, и часто – с поведением и общением с окружающими.

17. Среди учеников коррекционных школ мальчиков примерно в 3 раза больше, чем девочек.

18. В коррекционной школе всё как в обычной: и линейки, и праздники, и уроки, и кружки, и первый, и последний звонок, и экзамен по окончании школы, и выпускной вечер, и документ об образовании.

19. Только документ об образовании – особого образца. Свидетельство, а не аттестат.

20. В коррекционной школе тоже бывают отличники. Потому что образовательная программа составлена с учётом возможностей и особенностей учеников.

21. Т.е. в неё включены лишь те требования и знания, с которыми ученики точно смогут справиться. Как правило, это уровень 5-6 класса обычной школы к концу 9 класса коррекционной.

22. А вот двоечников в этой школе не бывает и быть не может. Второгодников – тоже.Потому что если ребёнок не справляется с программой, значит, она ему просто не подходит, и тогда для него составляется другая, попроще, соответствующая его возможностям.

23. Например, если ребёнку не под силу научиться писать под диктовку, то его учат просто списывать текст, и отметку ставят за то, насколько качественно он его списал. Совсем плохо – 2, очень хорошо – 5.

24. Некоторые дети с умеренной умственной отсталостью к концу 9 класса могут научиться только списывать, при этом зачастую и не понимая смысла. И если они будут делать это без ошибок, то в свидетельстве об окончании школы у них по предмету «письмо» может быть даже пятёрка.

25. Потому что большего, того, что им не под силу, для них программа не предусматривает. Так же и с другими учебными предметами.

26. В коррекционной школе не изучаются такие учебные предметы, как: алгебра, геометрия (только математика вместо них), физика, химия, иностранный язык, черчение, информатика.

27. Зато музыка и ритмика – аж до конца 9 класса. И обязательно есть профильные предметы – например, швейное дело, или цветоводство, или штукатурно-малярное дело, или овощеводство и животноводство…

28. После школы дети могут учиться дальше: во многих училищах и даже колледжах есть группы для выпускников коррекционных школ. Учат на швей, поваров, штукатуров-маляров, каменщиков-печников, механиков и трактористов…

29. А потом – диплом как у всех, работа как у всех, и зачастую никто даже не вспомнит, какую школу ребёнок закончил.

30. С вузом, конечно, ничего не светит: попросту не поступить (уровень знаний 5-6 класса, помните?) Да и в этом ли счастье?

31. А вот выпускникам с умеренной и более серьёзной умственной отсталостью, к сожалению, профессию не получить. По окончании школы им дают инвалидность, пожизненно.

32. Ну, и учиться дальше, даже в самом простом училище, они не смогут (см п. 21-25), даже если у них в свидетельстве в основном 4 и 5. И, соответственно, работать тоже. Потому что серьёзные проблемы как со здоровьем, так и с самоконтролем.

33. Выпускникам коррекционной школы чаще всего «не светят» ни армия, ни водительские права. Потому что почти все они на учёте у психиатра (не как «психи», а как люди с умственной отсталостью).

34. Хотя бывают и исключения. В школе, в которой я работала, был ученик, который не просто потом в армии служил, да ещё и в «горячей точке», но и был представлен к награде за совершение подвига. Посмертно, к сожалению.

35. Есть выпускники, впоследствии благополучно получившие водительские права (правда, любительские, не профессиональные) и гордо рассекающие на собственном автомобиле.

36. Но это всё, конечно – люди, отличающиеся адекватным поведением и более-менее сообразительные в умственном плане. Согласитесь: тому, у кого явные проблемы даже с пространственной ориентировкой, не говоря уж об общем интеллекте, и с самоконтролем, нельзя в руки давать ни руль, ни оружие.

37. Как и в обычной школе, в коррекционной дети разные: есть адекватные и неуправляемые, послушные и не очень, старательные и «шаляй-валяйцы», добрячки и агрессивные, ответственные перфекционисты и разгильдяи и прогульщики.

38. Много детей с очень странными странностями. Есть такие, которые ни за что и слова не вымолвят при учителе ни на уроке, ни на перемене, все задания выполняют только письменно, вплоть до стихов наизусть (не читают, а пишут на листочке).

39. Один мальчик с учительницей только через свою маму общался: учитель спрашивал, он отвечал шёпотом маме, мама вслух повторяла.

40. Зато с родными и с друзьями – ну просто рот не закрывается! И просто диву даёшься: это ж какое самообладание надо иметь, чтобы ни разу не проговориться и не ответить вслух!

41. Причём со звукопроизношением у них всё в порядке, так что это не комплексы по поводу неправильной речи. Избирательный мутизм называется такое нарушение.

42. Была у нас девочка, и среди прочих странностей у неё была такая: она многократно без связи с ситуацией повторяла какое-нибудь слово или фразу. Кроме того, требовала, чтобы те, кто рядом с ней, тоже их повторяли. К примеру, замкнуло её на фразе «не розовый», и вот она её без конца долдонит: «Не розовый! Не розовый!» И, требовательно заглядывая в лицо тому, кто возле неё находится: «Не розовый! Говори: не розовый!»

43. Некоторые дети в начальных классах путаются в употреблении личных местоимений (я, ты, вы, он, она) и речевых конструкций с ними.

44. Курьёзный случай: ученик 2 класса поднимает руку на уроке и говорит учительнице: «Светлана Александровна хочет в туалет». Она ему отвечает: «Ваня, Светлана Александровна не хочет, а ты – иди!»

45. У детей в этой школе бывают большие трудности в понимании времени: час, минута, месяц, год, время по часам, возраст.

46. По этому поводу тоже есть смешная история. У меня был день рождения (на то время 43-й по счёту), и один из учеников 5 класса, увидев меня на переменке, решил поздравить, а потом спрашивает: «А сколько Вам исполнилось? 85, да?» Выгляжу я, если что, заметно моложе своих лет…

47. Как ни страшно об этом говорить, но от появления в семье ребёнка с умственной отсталостью не застрахован никто. Совсем никто.

48. Да, большая часть учеников коррекционной школы из семей, в которых у мамы или у папы (а часто – у обоих) тоже умственная отсталость. Т.е. наследственный фактор – налицо.

49. Ещё значительная часть детей – из семей алкоголиков, наркоманов и других асоциальных личностей, которые своими детьми практически не занимаются ни до их рождения, ни после.

50. Но почти в каждом классе есть ученик из хорошей семьи, с нормальной наследственностью, часто с очень образованными родителями. И совершенно непонятно, почему вдруг на этом ребёнке природа решила «отдохнуть».

51. А вообще, причин, способных вызвать нарушения интеллекта у детей, очень много. Тяжёлое течение беременности у мамы, её хронические и острые заболевания в этот период,сложные роды, болезни ребёнка в первый год жизни, различные инфекции (токсоплазмоз, цитомегаловирус и пр.), хромосомные аномалии, эпилепсия и много чего ещё.

52. То есть умственная отсталость у ребёнка – это ни в коем случае не каприз его, не блажь и не придурь. Он в этом не виноват.

53. Одна мама, когда узнала, что у её 8-летней дочери умственная отсталость, на вопрос педагогов «Что Вы собираетесь делать теперь?», ответила так: «Сейчас домой придём, отлуплю её как следует, да и всё!»

54. Пришлось ей объяснять, что девочка не нарочно такая, а причина в том, что родилась она, туго обвитая пуповиной за шею. Т.е. у неё внутриутробно была асфиксия (удушье), поэтому значительная часть нервных клеток головного мозга погибла. А как известно, нервные клетки не восстанавливаются(((

55. Собственно, и мама, если она специально не вредила будущему ребёнку, тоже ни в чём не виновата. Просто так случилось, так бывает… К большому сожалению…

56. А вот когда в медицинской карте ребёнка читаешь диагноз при рождении «хроническая внутриутробная никотиновая и алкогольная (либо наркотическая) интоксикация», то не винить маму в проблемах её сына или дочери очень сложно…Т.е. ребёнок ещё только родился, а уже и курильщик, и алкоголик (или наркоман).Попробуйте отгадать, в какой школе он будет учиться?

57. Врачи детские неврологи и психиатры говорят, что за последние 3-4 года резко возросло количество детей с разными нарушениями в развитии. А связывают это с принятым несколько лет назад решением выхаживать недоношенных детей с весом от 500 грамм.

58. Вы представьте: ребёнок в 500 грамм – это как булка хлеба, по размеру чуть больше ладони… Это в норме на 23 неделе беременности, т.е. меньше половины! Какая у него степень сформированности даже только самых важных жизненных функций, не говоря уж про высшие?Подозреваю, что многие из них потом станут учениками коррекционных школ…

59. И очень сложный вопрос: что гуманнее – всё же выхаживать таких сильно недоношенных детишек или нет?

60. А может, вообще не стоит стараться во что бы то ни стало сохранить уже изначально проблемную беременность, ибо в этом случае большая опасность, что и ребёнок будет проблемным как в плане физического, так и в плане психического здоровья? Кажется, этот вопрос не менее труден, чем предыдущий…

62. Вопрос только в том, чему именно и как обучать. Кто-то способен освоить решение задачи в 4 действия, а кому-то доступно лишь научиться держать ложку и относительно правильно ею пользоваться.

63. Одни дети могут освоить умение за 3-4 раза, другим для этого нужно несколько недель и даже месяцев постоянных повторений.

64. Многие родители боятся переводить своего ребёнка в коррекционную школу: мол, ему там плохо будет. Можно подумать, в обычной ему зашибись как хорошо…

65. На самом деле за 8 лет работы я ни разу не видела ребёнка, который бы, попав в коррекционную школу после общеобразовательной, чувствовал бы себя обиженным, униженным, оскорблённым или ещё как угодно плохо.

66. Наоборот, все они раскрываются, как бутончики, и постепенно становятся увереннее, спокойнее, открытее, раскрепощённее, а многие начинают просто блистать своими способностями и талантами. Ну и что, что не в учёбе? Ну, не всем же быть академиками!

67. Например, Кристина пришла к нам из 2 класса обычной школы, на уроках в которой никогда не отвечала (если вызывали, то молча стояла или начинала плакать), читала, писала и считала на 2. Учительница называла её «волчонком» и никак не могла (или не хотела) найти к ней подход.

68. Через месяц учёбы в коррекционной школе хвасталась бывшим одноклассницам, что у неё теперь в дневнике и тетрадках только 4 и 5, а через несколько месяцев уже выступала на школьных праздниках.

69. Кирилл пришёл к нам в первом классе. На предварительном обследовании на ПМПК он почти всё время плакал и отказывался выполнять задания, потому что они казались ему трудными и он боялся не справиться.

70. Через несколько дней учёбы в коррекционной школе он с удовольствием занимался на уроках и всем улыбался. Проходя мимо нашего кабинета, каждый раз открывал дверь и громко здоровался. Бывало, что и по несколько раз за день.

71. А вот Наташа пришла в нашу школу уже в 7 классе. В своей школе была замкнутой и тревожной, а у нас почти сразу нашла подружек и стала звездой школьных концертов. Школу закончила на 4 и 5, в областном центре поступила в техникум, училась и работала, закончила, а сейчас уже и замуж вышла.

72. Это, конечно, не все. Можно ещё долго рассказывать про «энерджайзера» Настю, которая ни минуты не сидела на месте, и про Диму, который сам с собой разговаривал, и про второго Диму, который ни с кем не разговаривал и ни на кого не смотрел…

73. А ещё про хохотушку Дашу, про серьёзную Олю, про Алёшу, который классно лепил динозавров. Про каждого. Во всех открылось что-то такое, что помогло – нет, не стать как все, но влиться в окружающий социум – да.

74. Когда в школу пришёл Алёша, он попал уже в 5 класс, т.е. в сложившийся детский коллектив. Внешне он был очень… своеобразен, так скажем, по характеру скромный, и классный руководитель боялась, что дети могут его не принять.

75. Но она, поговорив с его мамой, узнала, что Алёша очень любит лепить динозавров, и они у него замечательно получаются. Тогда она решила устроить персональную выставку его работ.

76. Одноклассники с восхищением рассматривали его творения и с интересом отнеслись к нему самому. Вскоре у Алёши появились друзья в классе, он успешно учился и с удовольствием ходил в школу.

77. Почти половинувсего учебного времени в коррекционной школе занимает трудовое обучение и социально-бытовая ориентировка.

78. Мальчиков учат работать с инструментами – молотком, пилой, топором, отвёрткой и другими; штукатурно-малярному делу – замазать, покрасить, побелить; и выполнять простую мужскую работу – чистить снег зимой, вскапывать грядки весной…

79. Девочек обучают готовить, шить простые вещи, вязать и вышивать, ухаживать за растениями, содержать в порядке дом и вещи (стирать, гладить, убирать, пылесосить и мыть), а также основам ухода за младенцем.

80. Обычные дети с нормальным интеллектом всему этому обучаются в ходе наблюдений за делами родителей и участия в них, т.к. им достаточно 2-3 повторений действия, чтобы выполнять его достаточно правильно.

81. Ученикам коррекционной школы требуется повторять одно и то же много-много раз, подробно проговаривать то, что они делают. К примеру, просто накрывать на стол они учатся в течение нескольких уроков.

82. К тому же, часто в своей семье научиться этому они просто не в состоянии по нескольким причинам: потому что родители ни к каким делам их не привлекают (типа они бедненькие, слабенькие, их и так жалко); потому что у них не хватает терпения и умений, чтобы научить – ведь объяснять, показывать и повторять нужно десятки раз.

83. Либо, что тоже очень часто – родители и сами практически никогда ничего по дому не делают плюс дома просто нет таких вещей, с помощью которых ребёнок смог бы хотя бы попробовать выполнить какое-то дело.

84. Скажем, девочка никогда не научится гладить бельё, если дома не только нет утюга, а и в принципе нечего даже стирать – постельное бельё отсутствует как таковое, а запачкавшаяся одежда просто выбрасывается, т.к. семья привыкла, что другие люди всегда отдадут им ставшие ненужными вещи.

85. Коллега рассказывала: приехала она, как классный руководитель, домой к одному из учеников, зашла в дом, а там – полный кавардак, мебели самый минимум и она вся обшарпанная; ни штор, ни постельного белья нет в принципе, пол такой грязный, что его не видно под слоем притоптанного мусора и земли, но у одной из стен заметно, что не хватает нескольких досок – скорее всего, они пошли на разжигание печи. И в довершение всего посреди комнаты собака решила… гм, как бы поприличнее выразиться… сходить в туалет.

86. Тем, у кого дома хотя бы относительный порядок, представить это трудно, а у кого почти всегда чистота – просто невозможно. Вот и пятилетние дочки моей коллеги, когда она делилась дома своими впечатлениями с семьёй и дошла до того, что делала собачка, с изумлением спросили её: «Что, прямо на палас???»Но скорее всего, в семье того ученика палас не то что в глаза никогда не видели, но даже и слова такого не слыхивали…

87. Безусловно, это – крайности, и их не так уж много даже среди семей учеников коррекционных школ. Но бывает, бывает…(((Так что уроки – для некоторых учеников иногда единственная возможность чему-то научиться.

88. Ещё есть уроки социально-бытовой ориентировки. На них ребят учат тем важным вещам, которые понадобятся им при самостоятельной жизни: начиная от состава своей семьи и имён-отчеств родителей и до умения написать заявление о приёме на работу.

89. Если подробнее, то это: обустройство жилища (мебель, посуда и прочие вещи); где можно купить продукты, одежду и т.д.; как обменять некачественный или неподошедшийпо размеру товар; где купить лекарства; как поехать в другой город на автобусе или поезде, как и где платить за коммунальные услуги; как заварить чай; чем можно мыть посуду; как записаться к врачу на приём; как пользоваться микроволновкой, стиральной машиной и другими бытовыми приборами; о разных профессиях и прочее, прочее…

90. Может показаться, что всё это – проще простого и зачем тратить учебное время, но, повторюсь, ученикам коррекционной школы зачастую негде больше этому научиться и не у кого спросить (или бесполезно спрашивать).Учатся они всему этому на практике – идут с учителем в магазин, аптеку, едут на вокзал, пишут заявление на листе бумаги и т.д.

91. По окончании 9 классов все обучающиеся сдают один выпускной экзамен по трудовому обучению. Это, конечно, совсем не похоже на ЕГЭ или ОГЭ, но тоже требует серьёзной подготовки.

92. Экзамен проводится по билетам, с вопросами к которым дети знакомятся заранее – за полгода, чтобы успеть всё выучить (как раньше в обычной школе было).

93. Экзамен принимает экзаменационная комиссия: учитель по предмету, директор школы и завуч. Всё как положено.

94. В каждом билете 2 вопроса – один теоретический (нужно рассказать), второй – практический (нужно сделать).

95. Примеры теоретических вопросов: рассказать про виды посуды; про типы тканей; про моющие средства и т.п. (для девочек); виды столярных инструментов; свойства древесины (для мальчиков).

96. Примеры практических заданий: сервировать стол на 4 человек; погладить мужскую сорочку; запеленать «ребёнка» (куклу); вымыть окно (девочки). Изготовить ручку для молотка; выпилить контур разделочной доски (мальчики).

97. Для получения отметки «отлично» нужно не только качественно выполнить задание, но и рассказать, что, как, почему и в каком порядке нужно делать.

98. Экзамен сдают даже те дети, которые учатся на дому по самой простейшей индивидуальной программе.

99. Только, естественно, у них экзаменационные задания куда проще и охватывают лишь те знания и умения, которые им доступны.

100. Учился на дому один мальчик с тяжёлой умственной отсталостью, который за всё время смог научиться лишь манипулировать предметами: брать их в руки, держать, стучать, причём назначение большинства этих предметов он, конечно, практически не понимал.Для него экзамен заключался только в том, чтобы попить из кружки, воспользоваться ложкой. Он с этим худо-бедно справился – следовательно, экзамен сдал.

101. Я нигде не видела более терпеливых и творческих педагогов, чем в коррекционной школе. Ну, разве что только в ясельных группах детского сада. Я считаю, им всем памятники при жизни ставить надо.

102. Ученики коррекционных школ (естественно, под очень чутким (я бы даже сказала — неусыпным) руководством своих учителей) участвуют во множестве конкурсов и соревнований как творческого, так и спортивного характера. И часто становятся призёрами.

103. Была у нас Настя – победительница российских соревнований по лёгкой атлетике. И Коля – победитель соревнований в лыжных гонках и по теннису.

104. Настя за свои спортивные достижения и за успехи в учёбе даже ездила в Москву на Кремлёвскую ёлку.

105. После окончания школы, по статистике, около 70 % детей продолжают обучение в профтехучилищах (а некоторые – в техникумах) и получают профессию.

106. Много случаев, когда девочки – выпускницы коррекционной школы – очень удачно выходят замуж (к примеру, за помощников машиниста).

107. Бывает, что и мальчики находят неплохую пару из «обычных» девушек.

← Профориентация школьников

Индивидуальная консультация для 8, 9, 10, 11 классов с кандидатом психологических наук, знатоком профессий Эльмирой Давыдовой: обоснованный и точный выбор профессии, подбор вузов и колледжей.

12 лет работы, 10 000 человек прошли профориентацию здесь.

Консультация одноразовая, продолжительность 1,5—2 часа.
Оплата наличиными или картой.

  • +7 (495) 505-24-68
  • +7 (926) 381-39-87
  • Skype: elmyra582

В поисках ответа на вопрос куда пойти учиться после школы обычно люди думают про институт. Часто они не знают, что в России хорошо обстоит дело с государственными колледжами. И в целом ряде случаев имело бы смысл начать профессиональный путь именно с колледжа, и уже после него переходить в институт.

В каких случаях целесообразно поступать в колледж после школы, а не сразу в вуз?

Прежде всего, если у ребёнка после 11 класса получились низкие баллы ЕГЭ или у 9-классника нет мотивации учиться в школе дальше.
Уважаемые родители и школьники! Ни в коем случае не пренебрегайте колледжами. Колледж — это техникум, а не ПТУ. Колледж учит хорошо, по-настоящему. У вашего ребёнка будет настоящая специальность. Если он захочет учиться дальше, он пойдёт в вуз, и учиться по данной специальности в вузе ему будет значительно проще. Как вы знаете, есть колледжи при вузах; и переход из колледжа в вуз происходит по внутренним экзаменам, а не по ЕГЭ. В частности, это касается детей, закончивших художественную, музыкальную, кадетскую — любую специальную школу.

Поступление в вуз после школы

Многие идут ошибочным путём и выбирают вуз, а не специальность. По нашему мнению, нужно исходить из специальности. Потому что потом придётся работать. Следовательно, нужно выбирать профессию. А вуз — это всего лишь средство получить профессию.

Куда поступать после коррекционной школы

После коррекционной школы, т.е. после школы 8 вида, можно поступить в колледж. Существуют специальные колледжи для детей с особенностями. Тут детям дают профессию, с которой они могут реально трудоустроиться.

Куда поступить в твоём случае?

Тебе нужно поступить туда, где тебе дадут нужную тебе профессию. А на кого учиться? Ответ на этот вопрос даёт профориентация. Это важная работа, которую люди очень редко могут качественно проделать сами.

Ведь они могут не знать профессий и их требований к человеку. Примером могут послужить профессии системный инженер и системный аналитик, которые относятся к одной области, но в сущности являются совершенно разными профессиями, и изучают их на разных факультетах.

Кто проведёт для вас профориентацию

Профориентацию провожу я, Эльмира Халимовна Давыдова.

Вот что надо обо мне знать заранее:
Я директор центра профориентации «ПрофГид», выпускница МГУ им. М.В. Ломоносова (1984), кандидат психологических наук (1995), сертифицированный специалист Института Экзистенциальной психотерапии (Сан-Франциско, США, 1997), преподаватель МГУ (2008–2011), директор кадрового агентства (1998–2008), консультант по профориентации с 2006 года, автор методики «Живая профориентация”.

Профориентация — дело архисложное.

Но я это делаю хорошо. Почему?

Потому что я 11 лет подбирала персонал для очень разных компаний, и в результате я знаю современные профессии и рынок труда.

И еще потому, что я психолог.

Что же ты получишь?

Конечно, ты способен к нескольким профессиям (я тебе их назову), но надо же сделать выбор, ведь ты не можешь пойти несколькими путями одновременно. И мы делаем этот выбор, точный выбор, обоснованный выбор одной профессии.

И еще ты получишь список учебных заведений, в которых обучают выбранной профессии. После консультации ты и твои родители можете звонить мне и задавать уточняющие вопросы.

Запись

Профориентация проводится очно или по скайпу.

Продолжительность всей консультации 2 часа. А профессия — на всю жизнь.

Ольга Геннадьевна Аверкина рассказывает, в какие организации может обратиться выпускник коррекционной школы 8 вида, чтобы получить среднее образование.

Один из самых частых вопросов нам — может ли выпускник коррекционного интерната получить среднее образование? Если коротко — да. Если по-настоящему — это действительно сложный вопрос. Есть ли у молодого человека поддержка? Для чего ему нужно образование? Ведь это не волшебная палочка, которая сразу решает все проблемы… Всё это можно обсудить с нашим специалистом, Ольгой Геннадьевной Аверкиной, которая работает в специальной службе «Большой Перемены” — «Первый звонок”.

Сегодня речь пойдёт о выпускниках детских домов, окончивших коррекционную школу 8 вида. Некоторые из них очень хотят и чувствуют в себе силы получить основное общее образование (9 классов). Задача эта сложная и многогранная, и сегодня мы поговорим только о формальной, организационно-законодательной стороне вопроса.

Ребята до 18 лет могут:

  • попробовать договориться с общеобразовательной школой, чтобы их зачислили на форму семейного образования (учатся дома, договариваются со школой о режиме аттестаций) или в класс (но это бывает редко) на очную, очно-заочную, заочную форму;
  • обратиться в частную школу;
  • присоединиться к школам семейного образования;
  • обратиться за поддержкой в благотворительный фонд, который помогает воспитанникам и выпускникам детских домов получить образование (позже мы надеемся составить комментированный список таких организаций).

После 18 лет можно:

  • поступить в вечернюю школу;
  • договориться со школой о зачислении на форму самообразования или в экстернат, т.к. вечерних школ сейчас мало. Это значит, что молодые люди будут сами организовывать свою учебу, учиться вне школы, не в классе. Между ними и школой будут договорённости о режиме явок и сдачи работ, но учатся они самостоятельно.

Законодательная база
Из ответов Департамента образования г.Москвы на наши запросы:
На основании ч. 3 ст. 34 Федерального закона лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования и осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Для организации и проведения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестаций обучающемуся необходимо выбрать любую общеобразовательную организацию, подведомственную Департаменту образования города Москвы. На основании личного заявления выбранная образовательная организация приказом зачисляет заявителя в организацию только для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестаций и несёт ответственность за качество проведения аттестаций и обеспечение соответствующих академических прав обучающихся.
Для прохождения промежуточной аттестации за курс … класса Вам необходимо подать заявление в образовательную организацию, где указать форму получения образования и заключить договор на прохождение промежуточной аттестации по программам основного общего образования.

У нас были случаи в нескольких регионах, когда ребятам и помогающим им людям удалось убедить школы взять ребят на такие формы обучения. Сами учреждения сейчас находятся в переходном периоде и не очень ориентируются, как правильно с этим работать. Конечно, большинство не хотят рисковать, но часть удаётся убедить.
Теоретически, школа может сделать адаптированную общеобразовательную программу, но из описывающих её документов пока неясно, что станет итогом таких программ, какой конкретно результат и какой документ получит выпускник.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”

! Если у вас возникают какие-то вопросы, можно подать запрос в электронную приёмную департамента образования.
В Москве ответы приходят в течение месяца.
! Также вы можете обратиться в наш центр обращений «Первый звонок”, и мы постараемся помочь вам найти ответы на вопросы, связанные с образованием приёмных детей, воспитанников и выпускников детских домов.
Не могу не сказать о том, что, по моему опыту, самостоятельно пройти такой образовательный путь могут только очень мотивированные выпускники детских домов с высокоразвитыми навыками самоорганизации или ребята с высокой мотивацией и хорошими навыками самоорганизации, у которых есть очень плотная и качественная семейная или дружеская поддержка. Среднему выпускнику детского дома практически невозможно разобраться во всех требованиях да ещё и самостоятельно освоить школьную программу, поэтому ребята и приходят в «Большую Перемену” и другие подобные организации.
Больше полезных материалов вы можете прочитать на наших страницах в соцсетях — ВКонтакте, Фейсбук.
Поддержать нас, чтобы больше выпускников детских домов смогли получить образование

admin