Кто наблюдает за исполнением законов?

Разъяснение законодательства

Согласно Указу Президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина от 29 декабря 1995 года «Об установлении Дня работника прокуратуры Российской Федерации» профессиональный праздник работников и служащих прокуратуры отмечается в России ежегодно, 12 января, начиная с 1996 года.

Указанная дата выбрана неслучайно: именно в этот день (12 января) в 1722 году указом императора Российской империи Петра Великого при Правительствующем сенате впервые был учрежден пост генерал-прокурора и возник институт российской прокуратуры.

18 января 1722 года Петр I назначил на должность первого Генерал-прокурора своего сподвижника Павла Ивановича Ягужинского. Представляя его Сенату, император сказал: «Вот мое око, коим я буду все видеть».

Действительно, во время во время правления Петра Великого прокуроры занимали исключительное положение в аппарате государства. Они были независимы от тех учреждений, при которых состояли, контролировали их деятельность, обращали внимание на недостатки, волокиту, нарушения закона, воровство и растрату денег, наблюдали за собиранием казенных доходов, за правильностью финансовой отчетности.

В последующие годы функции прокурора были довольно широкими, хотя и видоизменялись. Так, после образования Министерства юстиции (1802 г.) прокурор стал одновременно министром юстиции. Тем не менее, основным назна­чением прокуратуры практически на всех этапах её существования (вплоть до 1864 г.) был надзор за исполнением законов государственными и обще­ственными органами.

Существенно изменились основные направления многосторонней деятельности прокуратуры после Судебной реформы 1864 г., проведенной Александром II. От всеобщего блюстителя законности к выполнению одной основной функции – обеспечения уголовного преследования на следствии и в суде. Таким образом, функциональным предназначением прокуратуры стал надзор за законностью в уголовно-процессуальной сфере и реализация судебной ответственности лиц, совершивших преступления, тем самым, прокуратура превратилась в правоохранительный орган Российской Империи.

Однако правоохранительный механизм, созданный в результате этих реформ, был ликвидирован новой властью, победившей в результате Октябрьской революции 1917 года.

Опыт последующих лет показал необходимость воссоздания независимого органа, осуществляющего от имени государства надзор за законностью.

Советская (российская) прокуратура была воссоздана 28 мая 1922 года, посредством утверждения Положения о прокурорском надзоре в РСФСР. Первым прокурором республики стал Нарком юстиции РСФСР Д.И. Курский. При этом, с момента своего воссоздания прокуратура не была самостоятельным органом. В течении длительного времени она находилась в составе органов юстиции, а затем, вплоть до 1933 г., при Верховном Суде СССР.

Важное событие в истории прокуратуры – принятие 20 июня 1933 г. постановления ЦИК и СНК СССР «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР», а также принятие Конституции 1936 года, которая придала прокуратуре конституционный статус с компетенцией высшего надзора за точным исполнением законов и принципом независимости от местных органов.

Современный этап развития российской прокуратуры ведет отсчет от 17 января 1992 г. с принятия Верховным Советом РФ Закона «О прокуратуре Российской Федерации», который с изменениями и дополнениями действует до сих пор.

В настоящее время прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, а также выполняющих иные функции, установленные федеральным законом.

Система прокуратуры Российской Федерации согласно Закону о прокуратуре включает в себя три основных звена — Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. В систему органов прокуратуры также входят научные и образовательные учреждения, а также редакции печатных изданий.

Высшим органом, осуществляющим руководство нижестоящими прокурорами и контроль за их деятельностью, является Генеральная прокуратура Российской Федерации, возглавляемая Генеральным прокурором. Пост Генерального прокурора в настоящее время занимает действительный государственный советник юстиции Юрий Яковлевич Чайка.

Основная функция прокуратуры — это надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов. По своей природе эта деятельность многообразна, направления названной деятельности, имеющие собственный предмет надзора, принято называть отраслями прокурорского надзора.

Закон о прокуратуре определяет полномочия прокурора применительно к каждой из отраслей прокурорского надзора, регламентирует меры прокурорского реагирования на нарушение закона.

Для устранения выявленных нарушений прокурором могут быть приняты меры реагирования – протест, представление, постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, а в целях предупреждения нарушений – объявление предостережения о недопустимости нарушений закона.

Выбор того или иного средства реагирования относится к компетенции прокурора и зависит от характера нарушений закона, необходимости достижения стоящих перед прокуратурой задач по эффективному их устранению.

Выполнению надзорной функции призваны содействовать и другие функции, возложенные на прокуратуру – уголовное преследование, координация правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участие в соответствии с процессуальным законодательством в рассмотрении дел судами (арбитражными судами), участие в правотворческой деятельности, международное сотрудничество.

Таким образом, Прокуратура России имеет богатый опыт своего исторического развития, изучение и познание которого подтверждает восстребованность института прокуратуры в современной России именно в качестве самостоятельного, независимого, централизованного органа государственной власти с функциями надзора за исполнением законов и уголовного преследования.

Прокурорский надзор осуществлялся «при судебных местах» – при уголовных судебных палатах (на одну или несколько губерний) и при окружных судах соответственно обер-прокурорами, прокурорами и их товарищами под общим руководством министра юстиции – генерал-прокурора. К полномочиям прокуроров было отнесено наблюдение за работой судебных следователей, присутствие при производстве отдельных следственных действий, право давать необходимые указания о их проведении, контроль за обоснованностью ареста обвиняемых и некоторые другие функции. По окончанию следствия прокурор, на основе поступивших к нему от следователей материалов, составлял обвинительный акт и поддерживал обвинение в суде. Оценивая приговор суда, имел право на принесение кассационных и апелляционных протестов. Советский период истории прокуратуры начался с ее ликвидации. Декретом «О суде» № 1 от 27 ноября 1917 г. ранее существовавший институт прокурорского надзора был упразднен и до 1922 г. некоторые функции прокуратуры осуществлялись в рамках Наркомата юстиции РСФСР. Советская (российская) прокуратура была создана 28 мая 1922 года. В соответствии с Положением о прокурорском надзоре в РСФСР на прокуратуру возлагалось : осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания за раскрытием преступлений , а также наблюдение за деятельностью органов ГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. Как известно, до 1933 г. прокуратура не была самостоятельным органом и длительное время находилась в системе органов юстиции, а затем при Верховном Суде СССР, что предопределяло особенности ее деятельности в связи с общими задачами последних . После обретения автономного функционирования, в соответствии с Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 г. «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР» и утвержденному 17 декабря 1933 г. Положению о Прокуратуре Союза ССР, прокуратура стала самостоятельным органом. Были определены ее функции и порядок их осуществления, а также отрасли прокурорского надзора: общий надзор, надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ и милиции, надзор за предварительным расследованием, надзор (наблюдение) за правильным и единообразным применением законов судебными органами, надзор за законностью и правильностью деятельности исправительно-трудовых учреждений . Отмеченные направления деятельности сохранились, путем их определенного реформирования, и до наших дней. Серьезный урон законности, правам граждан был нанесен в период репрессий, когда деятельность правоохранительных органов была деформирована и на первый план вышли карательные органы (ОГПУ, НКВД, МГБ), приоритет которых признавался и использовался в своих интересах высшими органами государственной власти. Отказ от сталинской уголовной политики, в период так называемой «хрущевской оттепели», ознаменовался принятием 24 мая 1955 г. нового Положения о прокурорском надзоре в СССР. В нем были законодательно закреплены и получили развитие идеи о значении законности в советском государстве и о роли органов прокуратуры в ее обеспечении . После принятия Конституции СССР 1977 г., 30 ноября 1977 г. была утверждена новая редакция Закона «О прокуратуре СССР», в котором нашли развитие некоторые демократические идеи того времени, хотя объем и характер полномочий прокуратуры существенных изменений не претерпели . Оценивая в историческом разрезе формирование правовых основ деятельности прокуратуры в советский период, отметим следующее: длительное пребывание прокуратуры непосредственно в системе органов исполнительной власти подрывало основы ее самостоятельности и независимости, реальным образом, в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и установленными процедурами, ориентировало осуществление прокурорского надзора с учетом так называемой целесообразности, в интересах требований местных властей, в ущерб укреплению законности; мало что изменилось по существу и с принятием Конституции 1936 г. и законов, формально декларирующих независимость прокуратуры. Партийно-государственный механизм, ставивший целью любыми средствами укрепить режим абсолютной власти, серьезно деформировал деятельность прокуратуры, поставил ее в один ряд с другими карательными органами, осуществлявшими репрессии в период сталинского террора; реформы так называемой «хрущевской оттепели» способствовали устранению в актах, регулирующих правовые основы деятельности прокуратуры, наиболее одиозных положений тоталитарной эпохи, однако реликты старых подходов до конца устранены не были. Реальное реформирование прокурорского системы началось после распада СССР и создания новых политических и социально-экономических условий жизнедеятельности государства и общества. Закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» внес новые подходы в прокурорскую практику. Так называемый прокурорский надзор за судом был заменен участием в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, изменился характер общенадзорной деятельности: исключался надзор за гражданами, сами проверки могли иметь место только в случаях поступления информации о нарушении закона и ряд других нововведений . Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. потребовало внесения существенных изменений в действующий закон о прокуратуре и, прежде всего, уточнения полномочий, определяющих ее место в системе государственных органов. В соответствии со ст.129 Конституции прокуратура – единая централизованная система, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. Установлено, что структура и полномочия прокуроров относятся к регулированию специальным законом. Отсутствие конституционного решения породило попытки отказаться от формирования новой прокуратуры как прокуратуры смешанного типа, т.е. осуществляющей надзор за исполнением законов и уголовное преследование, и свести ее функции только к поддержанию уголовного преследования в суде, в качестве одной из сторон процесса. Победили сторонники создания прокуратуры смешанного типа, что и было реализовано в Федеральном законе от 17 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», в редакции от 22 августа 2004 года. . Новый закон определил цели и основные направления деятельности прокуратуры – единой федеральной и централизованной системы, осуществляющей от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории страны. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов. С учетом изложенного, оценивая исторические этапы развития Российской прокуратуры, можно определить ее место в системе государственно-правовых институтов, что имеет принципиальное значение для выяснения сущности прокурорского надзора, его организационно-правовых основ, форм и методов деятельности. Правовой статус дореформенной (петровской) прокуратуры в конечном итоге устанавливал ее прямое подчинение главе государства – императору. Пореформенная прокуратура входила в систему исполнительных органов государства и возглавлялась руководителем одного из центральных органов исполнительной власти – министром юстиции. Советская прокуратура формально была подчинена высшему законодательному органу – Верховному Совету страны и его Президиуму, ими контролировалась и выполняла их решения. В теоретических исследованиях последних лет просматривается два направления подходов, уточняющих правовой статус современной прокуратуры. Одно связано с идеей создания новой самостоятельной ветви власти – контрольной власти, куда наряду с прокуратурой можно было бы отнести институт уполномоченного по правам человека, Счетную палату и некоторые другие контрольные органы. Другое – реанимирует идею Петра I о подчинении прокуратуры Главе государства – Президенту Российской Федерации. Как Глава государства, Президент принимает на себя ответственность за состояние правовой системы и правопорядка, а прокуратура становится опорой власти в деятельности по укреплению законности в стране. Место прокуратуры новой России в системе органов государства не нашло четкого определения в Конституции Российской Федерации 1993 года. Правовые положения, определяющие функции фундаментальных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), не содержат указания на непосредственное участие в их деятельности прокуратуры. В российских условиях прокуратура, не входя ни в одну из систем власти, выполняет функцию одного из элементов системы сдержек и противовесов и путем применения мер к устранению нарушений закона обеспечивает деятельность каждой ветви власти в рамках своего конституционного поля.

Российские учёные-правове­ды включили прокурора в уголовное судопроизводство, устранив инквизиционный процесс, но вместе с ним — и так называемый общий надзор, осуществляемый прокуратурой в дореформенный период. Прокуратура в России в таком виде просуществовала до ее упразднения Декретом о суде № 1, принятом СНК РСФСР 24 ноября 1917 г.

Опыт последующих лет показал необходимость воссоздания независимого органа, осуществлявшего от имени государства надзор за законностью. В ход дискуссии по вопросу о статусе прокуратуры вмешался В. И. Ленин, написавший письмо «О «двойном» под­чинении и законности» . В этом письме изложены принципы организации и деятельности советской про­куратуры, реализованные в Положении о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 г. В Положении нашли последо­вательное закрепление принципы единства и централи­зации прокурорской системы и её независимости от местных влияний.

С момента своего воссоздания прокуратура не была самостоя­тельным органом. В течение длительного времени она находилась в составе Наркомюста РСФСР, а затем, вплоть до 1933 г., при Верховном Суде СССР осу­ществляла надзор за законностью в стране во взаимо­действии с органами юстиции. Народный комиссар юстиции являлся одновременно и прокурором респуб­лики.

Важное событие в истории прокуратуры — принятие 20 июня 1933 г. постановления ЦИК и СНК СССР «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР», в котором определялись полномочия Прокурора Союза ССР.

Постановлени­ем ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1933 г. было утверждено Положение о Прокуратуре Союза ССР. В нём были определены функции Прокуратуры СССР и порядок их осуществления, а также отрасли прокурор­ского надзора: общий надзор, надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ и милиции, надзор за предварительным расследованием, надзор (наблюде­ние) за правильным и единообразным применением законов судебными органами, надзор за законностью и правильностью деятельности исправительно-трудовых учреждений.

В период так называемой «хрущёвской оттепели», знаменующей отказ от сталинской уго­ловной политики, очередным важным этапом в разви­тии прокуратуры стало принятие 24 мая 1955 г. Поло­жения о прокурорском надзоре в СССР. В нём были законодательно закреплены и получили развитие идеи о значении законности в Советском государстве и о роли прокуроров в его обеспечении. В Поло­жении были определены задачи, полномочия прокуро­ров, средства прокурорского реагирования на обнару­женные нарушения законов в уголовном и гражданском судопроизводстве.

Принятие Конституции СССР 1977 г. обусловило необходимость подготовки Закона о прокуратуре СССР, который был принят 30 ноября 1979 г. В нём нашли закрепление и правовую регламентацию основополагающие принципы органи­зации и функционирования органов советской проку­ратуры, основные направления их деятельности.

Распад СССР, новые политико-правовые и эконо­мические условия развития нашей страны, связанные с реальным разделением законодательной, исполнительной и судебной властей, ростом разногласий во взаимоотношениях между Российской Федерацией и её субъектами, развитием рыночных отношений, обусловили необходимость принятия Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре), в который 17 ноября 1995 г. были внесены существенные изменения. По сути можно говорить о принятии в 1995 г. нового Закона о прокуратуре. В законе сохранены и усилены положения, учитывающие преем­ственность отечественного правового опыта, в том числе направленность деятельности прокуратуры на обеспечение реальных га­рантий прав и свобод человека и гражданина.

Система прокуратуры Российской Федерации согласно Закону о прокуратуре включает в себя три основных звена -Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. В систему органов прокуратуры также входят научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами.

К числу специализированных прокуратур относятся военные прокуратуры, транспортные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, природоохранные прокуратуры, прокуратуры за исполнением законов на особо режимных объектах, работа которых построена не по территориальному, а по предметному (функциональному) принципу.

Например, с учетом особенностей организации и управления в Вооруженных силах Российской Федерации (межрегиональный характер размещения войск, особый характер взаимоотношений органов военного управления с органами государственной власти и местного самоуправления) надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов органами военного управления, соответствие законам издаваемых или правовых актов, соблюдением прав военнослужащих и членов их семей осуществляется военными прокуратурами.

Возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации.

В систему прокуратуры Российской Федерации с 2007 года входит Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, который возглавляется Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации – Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Законом о прокуратуре определены цели и принципы организации и деятельности прокуратуры. Прокуратура осуществляет свою деятельность в целях обеспечения: 1) верховенства закона; 2) единства и укрепления законности; 3) защиты прав и свобод человека и гражданина; 4) защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

Принципами организации и деятельности прокуратуры являются:

· принцип законности;

· принцип единства;

· принцип централизации или принцип подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим;

· принцип независимости;

· принцип гласности;

· принцип «внепартийности» прокурорских работников.

Основная функция прокуратуры — это надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов. По своей природе эта деятельность многообразна, направления названной деятельности, имеющие собственный предмет надзора, принято называть отраслями прокурорского надзора. Закон выделяет четыре отрасли прокурорского надзора:

· надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

· надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

· надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

· надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Закон о прокуратуре определяет полномочия прокурора применительно к каждой из отраслей прокурорского надзора, регламентирует меры прокурорского реагирования на нарушение закона.

Например, при осуществлении надзора за исполнением закона (первая отрасль) и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (вторая отрасль) в целях выявления нарушения закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

· по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

· требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

· вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Для устранения выявленных нарушений прокурором могут быть приняты меры реагирования – протест, представление,постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, а в целях предупреждения нарушений – объявление предостережения о недопустимости нарушений закона.

Применение актов реагирования отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.

Выбор того или иного средства реагирования относится к компетенции прокурора и зависит от характера нарушений закона, необходимости достижения стоящих перед прокуратурой задач по эффективному их устранению.

В ходе профилирующей надзорной деятельности наиболее ярко проявляется правозащитный потенциал прокуратуры, направленность ее деятельности на обеспечение верховенства закона и защиту прав человека и гражданина.

Выполнению надзорной функции призваны содействовать другие функции, возложенные на прокуратуру – уголовное преследование, координация правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участие в соответствии с процессуальным законодательством в рассмотрении дел судами (арбитражными судами), участие в правотворческой деятельности, международное сотрудничество.

Ежегодно 2 сентября отмечается День патрульно-постовой службы полиции. О своей службе нам рассказал командир первого взвода ОБ ППСП УМВД России по городу Дзержинску старший лейтенант полиции Дмитрий Юдин.

«Я всегда гордился своим отцом, который работал в милиции, наблюдал за его службой и мечтал бороться с преступностью», – говорит Дмитрий. Он считает, что среди подразделений органов внутренних дел, призванных защищать права граждан, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность, важное место занимают строевые подразделения патрульно-постовой службы. Именно поэтому старший лейтенант полиции Дмитрий Юдин выбрал это направление.

На сегодняшний день патрульно-постовая служба насчитывает в своих рядах более 150 человек, которые выполняют основной объем работы по обеспечению правопорядка на улицах и в других общественных местах.

В 2019 году ими было раскрыто 111 преступлений и пресечено более 6 400 административных правонарушений.

Каждый день Дмитрий Юдин провит большую работу с личным составом. Его рабочий день начинается в одиннадцать часов утра, а заканчивается в двенадцать часов ночи. В начале дня Дмитрий Николаевич вооружает сотрудников, проводит с ними инструктаж, а в течение дня следит за качеством выполнения ими обязанностей и за тем, как раскрываются преступления и административные правонарушения.

Дмитрий Николаевич признается: «В свой нерабочий день я невольно слежу за порядком в городе даже тогда, когда иду в магазин за продуктами». Он вспоминает, как однажды, возвращаясь после службы домой, ему навстречу попался мужчина, который был похож на человека, совершившего открытое хищение женских сумок. В итоге злоумышленник был задержан, а похищенное вернули потерпевшим.

Сотрудники патрульно-постовой службы первыми реагируют на незаконные действия, прилагая максимум усилий для поимки преступников и предотвращения их намерений. Работу полицейских можно назвать круглосуточной, ведь, как известно, большинство правонарушений совершается именно в вечерние и ночные часы. Справиться с такой сложной и небезопасной для жизни и здоровья работой старшему лейтенанту полиции Дмитрию Юдину помогает его семья. Дома он – любящий муж и заботливый отец. Свободного времени на общение с семьей при таком тяжелом графике работы остается совсем мало, но жена и сыновья, которые мечтают пойти по стопам отца, с пониманием относятся к его профессии и поддерживают его.

Командир первого взвода ОБ ППСП УМВД России по городу Дзержинску Дмитрий Юдин поздравляет своих коллег с профессиональным праздником: «Желаю вам стойкости, выдержки, силы и мужества. Пусть будет порядок в обществе, пусть граждане города будут в безопасности благодаря вашим стараниям».

Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2007 — 11 ) B3 Установите соответствие между различными значениями понятия «экономика» и их существенными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ А) исследование мотивов поведения 1) экономика как наука субъектов экономики Б) изучение национальной экономики 2) экономика как хозяйство во взаимосвязи с внешним миром В) создание и распределение материальных благ Г) разработка путей повышения эффективности экономических процессов Д) распределение доходов Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов). А Б В Г Д B4 Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие социальную природу человека, и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) интересы 2) мировоззрение 3) задатки 4) умения 5) наследственность 6) идеалы Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: _______________________________________________ © 2007 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2007 — 12 ) B5 Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1)В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3)Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей. Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. 1 2 3 4 © 2007 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2007 — 13 ) B6 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Прокуратура – это орган, наблюдающий в районе за исполнением и соблюдением ________ (1) всеми гражданами, должностными лицами, частными, общественными, муниципальными и государственными ________ (2). Районного прокурора назначает на должность Генеральный ________ (3) Российской Федерации сроком на пять лет. Районный прокурор не подчиняется никаким органам местного самоуправления или власти, он подчиняется только вышестоящему прокурору. Прокуратура проводит ________ (4) на основе поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушении закона. По факту нарушения закона прокурор может вынести ________ (5), внести представление, вынести протест. Протест приносится на незаконные правовые ________ (6), принятые органом власти или должностным лицом». Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. А) прокурор Б) закон В) организация Г) присяга Д) расследование Е) постановление Ж) благодарность З) правопорядок И) акт В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. 1 2 3 4 5 6 Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1. © 2007 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2007 — 14 ) Часть 3 Для ответов на задания этой части (С1 – С8) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Количество баллов, выставляемых за задания части 3, зависит от полноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будет и полный правильный, и частично правильный ответ. Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4. Социальная мобильность Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна социальная мобильность. Социальная мобильность – это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: вертикальном – движение вверх и вниз, горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности. Маргинальность – понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы… Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал – это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью… Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону. (Минаев В.В., Архипова Н.И., Безбородов А.Б., Косякова Н.И.) © 2007 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2007 — 15 ) C1 Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А. Сорокину) основные направления социальной мобильности? C2 При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий. C3 Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера маргинальности. C4 В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите любые три проявления положительной стороны маргинальности. C5 Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «многопартийность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о многопартийности. C6 Раскройте на трех примерах глобальный характер экологических проблем современного мира. C7 Проанализируйте данные о государственном финансировании научно- исследовательских и опытно-конструкторских разработок в России и США в 1991 и 1994 гг. Год Россия США 1991 9,6 млрд долл 161 млрд долл 1994 6,0 млрд долл 173 млрд долл Сделайте два возможных вывода из данной таблицы и объясните, почему в России в 2000-2006 годах увеличивается государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. © 2007 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2007 — 16 ) Выполняя задание С8, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний. C8 Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. C8.1 Философия «Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека). C8.2 Социальная «Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий). психология C8.3 Экономика «В коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому» (И.Т. Посошков). C8.4 Социология «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность – национализм» (И.Н. Шевелев). C8.5 Политология «Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители» (Ш.-Л. Монтескье). C8.6 Правоведение «Что есть право и в чем состоит правонарушение, это должен определить закон» (Латинское юридическое изречение). В бланке ответов 2 запишите полный номер задания (например, С8.5), выбранное высказывание, а затем развёрнутый ответ. © 2007 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2007 — 17 ) Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по обществознанию Часть 1 Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается одним баллом. № задания Ответ № задания Ответ А1 3 А16 2 А2 2 А17 2 А3 1 А18 2 А4 4 А19 3 А5 3 А20 3 А6 2 А21 4 А7 2 А22 1 А8 4 А23 2 А9 4 А24 3 А10 3 А25 1 А11 1 А26 4 А12 2 А27 1 А13 2 А28 2 А14 2 А29 1 А15 1 А30 1 Часть 2 Задания части 2 оцениваются: (В1 – В2) – один балл, (В3 – В6) – два балла (2 балла: нет ошибок; 1 балл: допущена одна ошибка; 0 баллов: допущены две и более ошибок). В1 правительство В2 право В3 11212 В4 1246 В5 АААБ В6 БВАДЕИ © 2007 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2007 — 18 ) Часть 3 КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0» . Задания части 3 оцениваются от двух до четырех баллов. За правильное выполнение заданий С1, С2, С5 присваивается 2 балла; С3, С4, С6, С7 – 3 балла, С8 – 4 балла. Максимально возможный балл за всю работу – 62. Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4. Социальная мобильность Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна социальная мобильность. Социальная мобильность – это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: вертикальном – движение вверх и вниз, горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности. Маргинальность – понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы… Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал – это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью… Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение © 2007 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2007 — 19 ) противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону. (Минаев В.В., Архипова Н.И., Безбородов А.Б., Косякова Н.И.) © 2007 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2007 — 20 ) C1 Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А. Сорокину) основные направления социальной мобильности? Ответ: Содержание верного ответа и указания к оцениванию Балл (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) В ответе должны присутствовать следующие элементы: 1) указана черта – изменение социальной позиции (или перемещение по социальной лестнице); 2) названы два направления (по П. А. Сорокину): вертикальная и горизонтальная. Указана черта, названы два направления 2 Указана черта, названо одно направление 1 Названы одно-два направления без черты, 0 ИЛИ указана одна черта без направлений, ИЛИ ответ неправильный Максимальный балл 2 C2 При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий. Ответ: Содержание верного ответа и указания к оцениванию Балл (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) В ответе должны присутствовать следующие элементы: 1) названы два условия: − стабильный период развития общества; − структурная перестройка экономики; 2) дано объяснение, например: структурная перестройка экономики приводит к появлению новых рабочих мест, требующих от работников высокой квалификации; растет спрос на специалистов новых профессий, которые невозможно получить без образования. Может быть приведено другое объяснение. Названы два условия, и дано верное объяснение 2 Названо одно условие, и дано верное объяснение 1 Названы одно-два условия, объяснение не дано, 0 ИЛИ дано объяснение, условия не названы, ИЛИ ответ неправильный Максимальный балл 2 © 2007 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3

admin