Кредитно денежная политика России

Статья 155. Бюджетные полномочия Банка России


1. Банк России совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики.

§ 1. Денежно-кредитная политика государства и ее правовое регулирование

2. Банк России обслуживает счета бюджетов.

Об открытии органам государственной власти субъектов РФ или органам, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов РФ, включая органы федерального казначейства Минфина РФ, счетов для учета средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, полученных учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ, в учреждениях ЦБР или кредитных организациях (филиалах) см. Указание ЦБР от 28 июня 2004 г. N 1459-У

3. Банк России осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.

Ранее было сказано о том, что ЦБР является единственным органом денежно-кредитного регулирования РФ. В рамках данного правового статуса ЦБР проводит денежно-кредитную политику РФ в целом, основные направления которой ежегодно изменяются. В связи с этим согласно п. 1 комментируемой статьи БК РФ ЦБР совместно с Правительством РФ ежегодно разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики и представляет их на рассмотрение Государственной Думы РФ. При разработке основных направлений денежно-кредитной политики государства должны быть приняты во внимание изменения, происшедшие в экономическом развитии страны за истекший год или планируемые в ближайшее время.
Общими для всех экономических ситуаций в стране направлениями денежно-кредитной политики являются следующие семь направлений.
1. Процентная политика заключается в том, что ЦБР определяет учетную ставку Банка России. Основной задачей процентной политики является оказание целенаправленного воздействия на рыночные процентные ставки, установленные кредитными организациями.
2. Политика минимальных резервов (резервная политика) — это утверждение и изменение нормативов минимальных резервов (обязательных нормативов). Под обязательными нормативами подразумеваются вклады коммерческих банков в ЦБР, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении к размерам банковских обязательств. Резервная политика направлена на обеспечение постоянного уровня ликвидности и кредитоспособности кредитных организаций.
3. Политика открытого рынка заключается в купле-продаже ЦБР ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача ЦБР при проведении политики открытого рынка заключается в регулировании спроса и предложения на выпущенные в обращение ценные бумаги.
4. Рефинансирование — это кредитование кредитных организаций, осуществляемое ЦБР в целях их финансового оздоровления.
5. Валютное регулирование — это комплекс мер, осуществляемых ЦБР путем валютных интервенций, а также валютный контроль. При этом под валютными интервенциями ЦБР понимаются купля-продажа иностранной валюты на валютном рынке, определение официального курса российской валюты, публикация официальных котировок иностранных валют к российской.
6. Установление прямых количественных ограничений — это установление лимитов рефинансирования банков, а также лимитов на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Прямые количественные ограничения ЦБР с согласия Правительства РФ.
7. Установление ориентиров роста денежной массы.
Важно отметить существенные особенности правового положения ЦБР как участника бюджетного процесса.
Во-первых, ЦБР — это главный банк в банковской системе РФ, средства которого являются федеральной собственностью. Таким образом, ЦБР как любая другая кредитная организация является юридическим лицом. Однако в отличие от иных кредитных организаций, являющихся коммерческими юридическими лицами, ЦБР не может осуществлять деятельность, направленную на извлечение прибыли. Вместе с тем ЦБР является самостоятельным кредитным учреждением и находится на самофинансировании, т.е. погашает расходы за счет собственных доходов. РФ и ЦБР не несут ответственности по обязательствам друг друга, однако средства ЦБР находятся в федеральной собственности. Несмотря на это, существует тесная взаимосвязь между ЦБР и государством: с одной стороны, ЦБР обязан направлять 50% полученных доходов в федеральный бюджет, с другой стороны — освобожден от уплаты налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, установленных на территории Российской Федерации. При рассмотрении ЦБР в качестве звена банковской системы наиболее ярко проявляется его финансовая независимость от бюджетных средств.
Во-вторых, ЦБР — это орган государственного управления, обладающий бюджетными полномочиями в области денежно-кредитного регулирования. В продолжение этого установлена независимость ЦБР от иных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вместе с этим ЦБР подотчетен в своей деятельности Государственной Думе РФ, Председатель ЦБР назначается и освобождается от должности по решению Государственной Думы РФ.

Кандидатура на должность Председателя ЦБР представляется Президентом РФ. Кроме того, в рамках денежно-кредитного регулирования ЦБР участвует в разработке экономической политики Правительства РФ, координирует направления своей деятельности с деятельностью Правительства РФ. При рассмотрении ЦБР в качестве органа денежно-кредитного регулирования наиболее ярко проявляется его взаимосвязь с иными органами, обладающими бюджетными полномочиями.
В соответствии с п. 2 комментируемой статьи БК РФ ЦБР осуществляет некоторые полномочия на стадии исполнения бюджета, а именно обслуживает счета федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. ЦБР реализует данное бюджетное полномочие в рамках организации системы безналичных расчетов.
Согласно п. 3 комментируемой статьи БК РФ при выпуске в обращение и реализации государственных ценных бумаг функции генерального агента выполняет ЦБР (ст. 119 БК РФ). В случаях, установленных законом, функции генерального агента могут быть переданы кредитным организациям. При этом выполнение ЦБР функций генерального агента по государственным ценным бумагам осуществляется на безвозмездной основе.

Денежно-кредитная политика РФ

Денежно-кредитная политика является составной частью эко­номической политики государства, главные стратегические цели которой — повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. Исходя из этой долгосрочной стратегии, основными ориентирами макроэкономической политики прави­тельства обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение ин­фляции.

Цели денежно-кредитной политики. Ее конечные цели формули­руются в соответствии с принятыми на текущий год целями макро­экономической политики. Основным направлением денежно-кре­дитной политики как составной части современной экономической политики России является постепенное снижение уровня инфля­ции и поддержание ее на определенном уровне. Ко­нечной целью денежно-кредитной политики в предстоящие 10 лет должно быть снижение, а в дальнейшем, при достижении низких значений, — сохранение инфляции на уровне, обеспечивающем ус­ловия для устойчивого экономического роста.

Разработка денежно-кредитной политики. Ее осуществляет непосредственно Банк России. Этот процесс организован следую­щим образом.

Разработанный Банком России проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоя­щий год передается на рассмотрение Национальному банковскому совету, который дает по нему заключение.

Осуществление единой государственной денежно-кредитной политики

Далее уточненный по ре­комендациям Банковского совета проект представляется Президен­ту РФ и Правительству РФ. Не позднее 1 октября Банк России пред­ставляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоя­щий год и не позднее 1 декабря.

Инструменты и методы денежно-кредитной политики. Основ­ные инструменты и методы, которыми может пользоваться Банк России при разработке и реализации денежно-кредитной полити­ки, определены Законом «О Центральном банке Российской Феде­рации (Банке России)». К ним относятся:

• ставки процента по операциям Банка России;

• нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

• операции на открытом рынке;

• рефинансирование кредитных организаций;

• валютные интервенции;

• установление ориентиров роста денежной массы,

• прямые количественные ограничения;

•эмиссия облигаций от своего имени.

. Процентная политика Центрального банка РФ используется для воздействия на рыночные ставки процента. Банк России может ус­танавливать одну или несколько ставок процента по различным видам операций или проводить процентную политику без их фик­сации. Ставки процента Центрального банка РФ — это минималь­ные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Важной особенностью процесса регулирования ставок процен­та в экономике в настоящее время является то, что Центральный банк РФ не оказывает непосредственного воздействия на рыночные ставки процента. Влияние на уровень ставок процента осу­ществляется в основном посредством регулирования денежного предложения и принятия мер по повышению устойчивости и эф­фективности банковской системы.

Политику резервных требований Банк России использует как механизм регулирования общей ликвидности банковской системы и для контроля денежных агрегатов посредством снижения денеж­ного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются для ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обраще­нии.

Центральный банк РФ, устанавливая и изменяя нормативы обя­зательных резервов, воздействует на объем и структуру привлечен­ных кредитными организациями ресурсов, а следовательно, оказы­вает влияние на их кредитную политику.

Операции на открытом рынке — это операции по купле-прода­же Банком России государственных облигаций, казначейских век­селей и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные опе­рации с ценными бумагами с совершением позднее обратной сдел­ки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров Банка России. Покупая у коммерческих банков ценные бумаги, Центральный банк РФ высвобождает их ликвидность и расширяет возможности для кредитования. При продаже ценных бумаг, наоборот, происходит сокращение свободных резервов бан­ковской системы и уменьшается ее потенциал для кредитования экономики.

Составной частью проводимой Банком России политики рефи­нансирования являются его депозитные операции с кредитными организациями. Цель этих операций — изъятие излишней ликвид­ности банковской системы путем привлечения на депозитные сче­та в Банке России свободных денежных средств кредитных органи­заций.

Валютные интервенции — это операции Банка России по покуп­ке-продаже иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынках для воздействия на курс рубля и суммарный спрос и пред­ложение денег. Осуществление интервенций на валютном рынке может преследовать различные цели, в том числе: удержание кур­са на заданном уровне (в диапазоне), сглаживание его резких коле­баний, обеспечение требуемой динамики курса, пополнение валют­ных резервов Банка России

Исходя из основных направлений единой государственной де­нежно-кредитной политики, Банк России может устанавливать ори­ентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. В настоящее время Банк России в каче­стве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики ис­пользует денежный агрегат М2.

Прямые количественные ограничения могут применяться Банком России в исключительных случаях в целях проведения единой го­сударственной денежно-кредитной политики после консультаций с Правительством РФ. Они представляют собой административные методы, к которым относятся:

• установление кредитным организациям лимитов на предостав­ление кредитов и привлечение средств, определение видов обеспе­чения активных операций банков, ограничения на осуществление кредитными организациями отдельных банковских операций;

• введение предельных размеров ставок процента по предостав­ляемым банками кредитам, определение размера комиссионного вознаграждения и тарифов за оказание отдельных видов банков­ских услуг. Эта мера практиковалась Центральным банком РФ в 1991 г., когда для коммерческих банков была установлена предель­ная ставка по выдаваемым ими кредитам в размере 25% годовых;

•установление фиксированного соотношения ставок процента коммерческих банков и официальных ставок, прямое ограничение размера кредитной маржи (разницы между ценой приобретения ресурсов и их последующей перепродажи в виде кредита или раз­ницы между средними ставками процента по активным и пассив­ным операциям банков).

Валютная политика. В рамках своей компетенции, определен­ной законами «О Центральном банке Российской Федерации (Бан­ке России)» и «О валютном регулировании и валютном контроле», Банк России совместно с Правительством РФ определяют текущую политику государства в области обменного курса национальной валюты — курсовую политику. Валютная политика предполагает также управление валютными резервами Задача Центрального банка РФ заключается в определении и поддержании того значения курса национальной валюты, которое в данный момент в наибольшей степени отвечает текущим целям экономической политики государства.

Для воздействия на динамику валютного курса Банк России ис­пользует широкий арсенал методов, которые условно можно под­разделить на две группы.

1. Рыночные методы — проведение операций по покупке-прода­же иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынках (ва­лютные интервенции) для воздействия на курс рубля.

2. Административные методы — применение мер, основанных на принуждении участников рынка к действиям, направленным на изменение спроса и предложения иностранной валюты на рынке.


Заключение

Подводя итог изложенному в курсовой работе, можно точно сказать:

В первой главе были рассмотрены основные теоретические вопросы, связанные с банками, их функционированием, ролью, банковской системой, откуда можно сделать вывод. Что банки — одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности — необходимое условие реального создания рыночного механизма.

Что современная банковская система — это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам.

Во второй главе рассматривались особенности банковской системы в Российской Федерации, откуда становится ясно, что банковская система России основана на принципе двухуровневой структуры на верхнем уровне которой находится Центральный банк, и выполняет функции денежно-кредитного регули­рования, банковского надзора и управления системой платежей и расчетов в стране. На нижнем уровне коммерческие банки, которые действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении.

Современная банковская система — это сфера многообразных услуг своим клиентам — от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами.

Но не смотря все эти факты у отечественная банковской системы остаются еще много проблем.

Список используемой литературы

1. Инструкция ЦБ РФ № 1 от 30.04.1991 “ О порядке регулирования деятельности коммерческих банков”

2. О Банках и банковской деятельности в РСФСР: Федеральный закон от 7 июля 1995г. №395-1(в ред. 21.03.02)

3. О Центральном Банке Российской Федерации: Федеральный закон от

10 июля 2002г. №86-ФЗ(в ред. От 10.01.03)

4. Балабанов И.Т./Банки и банковское дело. -Спб., 2005г.

5. Банковское дело / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. М.. 2006.

6. Деньги, кредит, банки: Учебник/ Под ред. О.И. Лаврушина. М, 1998.

7. Кидуэля Д., Петерсон Р., Блзкуэяя У./Финансовые институты, рын­ки и деньги: Пер. с англ. СПб., 2000.

8. Максютов А.А./ Основы банковского дела.-М., 2005г.

Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 48; Нарушение авторских прав

admin