Коррекционные классы

Детский сад плюс начальная школа

Существуют так называемые начальные школы-детские сады компенсирующего вида, где малыши, имеющие особенности в развитии, сначала просто находятся в саду и социально адаптируются в обществе других малышей, а потом пребывание в садике плавно переходит к обучению в начальной школе. Потом, в зависимости о того, как ребенок справляется с программой, он поступает в 1-й или сразу во 2-й класс коррекционной школы.

Особенности в развитии слишком разные

Особенностей в развитии так много и они такие непохожие, что «особые дети» подчас не вписываются в «трафарет» того или иного диагноза. И главная проблема их обучения состоит как раз в том, что все ребятишки абсолютно разные и непохожие, и каждый – со своими странностями и проблемами здоровья. И все же специалисты установили основные проблемы в развитии или диагнозы, которые обозначаются такими аббревиатурами:

ДЦП – детский церебральный паралич;

ЗПР – задержка психического развития;

ЗРР – задержка речевого развития;

ММД – минимальная мозговая дисфункция;

ОДА – опорно-двигательный аппарат;

ОНР – общее недоразвитие речи;

РДА – ранний детский аутизм;

СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью;

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.

Как видите, из всего вышеперечисленного здесь разве что ДЦП, ММД и проблемы с опорно-двигательным аппаратом являются конкретными медицинскими диагнозами. В остальном же названия детских особенностей, странностей и проблем весьма и весьма условны. Что значит «общее недоразвитие речи»? И чем оно отличается от «задержки речевого развития»? И это «задержка» относительно чего – относительно какого возраста и уровня интеллекта? Что касается «раннего детского аутизма», то этот диагноз ставят настолько непохожим в поведенческих проявлениях детям, что, похоже, наши отечественные специалисты сами не сходятся во взглядах на аутизм, поскольку еще недостаточно хорошо изучили это заболевание. А уж «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» сегодня ставят едва ли не каждому второму непоседливому ребенку! Поэтому, прежде чем согласиться с тем, что вашему чаду припишут тот или иной диагноз, покажите его не одному, а как минимум десятку специалистов и добейтесь от них внятных аргументов и четких медицинских показаний, по которым ребенку будет присвоен диагноз. Такой диагноз как слепота или глухота очевиден. А вот когда шаловливому ребенку, доставляющему воспитателям и учителям больше хлопот, чем остальные дети, спешат присвоить «диагноз», лишь бы избавиться от него, переведя в детский сад или школу для «детей с особенностями», то тут за свое чадо можно и побороться. Ведь приклеенный с детства ярлык может основательно подпортить ребенку жизнь.

Специальные (коррекционные) школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают?

В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. Главное направление школы — исправление произношения, социально-бытовая ориентировка. В школах II вида учатся дети, имеющие частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи, но сохранившие самостоятельную речь. Воспитанникам обеспечивается активная речевая практика путём создания слухо-речевой среды с использованием звукоусиливающей аппаратуры, позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближённую к естественному звучанию. Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей. Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент – дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. Коррекционная школа VII вида занимается обучением детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, эмоциональная неустойчивость, В процессе занятий происходит активизация познавательной деятельности, формирование навыков и умений учебной деятельности. И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений – научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.

Коррекционная школа: стремиться в нее или ее избегать?

Этот сложный вопрос решать вам. Как мы знаем, и ДЦП имеет столь разные и непохожие формы – от глубокой умственной отсталости, при которой врачи выносят вердикт: «необучаем» – до совершенно сохранного интеллекта. У ребенка с ДЦП может страдать опорно-двигательная система и при этом быть совершенно светлой и умной голова!

Учитывая все индивидуальные особенности ребенка, прежде чем выбрать ему школу, сто раз посоветуйтесь с врачами, дефектологами, логопедами, психиатрами и родителями особых детей, у которых больше опыта в силу того, что их дети старше.

Скажем, обязательно ли ребенку с сильным заиканием находиться в среде таких же как он? Пойдет ли ему такое окружение на пользу? Не лучше ли пойти по пути инклюзивного образования, когда дети с диагнозами погружаются в среду здоровых сверстников? Ведь в одном случае коррекционная школа может помочь, а в другом… навредить. Ведь каждый случай настолько индивидуален! Вспомните первые кадры фильма Тарковского «Зеркало». «Я могу говорить!» – произносит подросток после сеанса гипноза, навсегда освобождаясь от угнетавшего его долгие годы сильного заикания. Гениальный режиссер таким образом показывает нам: в жизни случаются чудеса. И тот, на ком педагоги и медики ставили крест, порой может удивить мир незаурядным талантом или как минимум стать социально адаптированным членом общества. Никаким не особым, а обычным человеком.

Посетите школу лично!

Судить о способностях вашего ребенка будут прежде всего врачи. Они-то и направят его на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Посоветуйтесь с членами комиссии, какая школа вашего округа лучше других подойдет вашему ребенку, позволит раскрыться его способностям, скорректировать его проблемы и недостатки. Обратитесь в окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования: может, там помогут советом? Для начала обзвоните по телефону имеющиеся в вашем округе школы. Пообщайтесь на форумах с родителями детей, которые уже учатся. Довольны ли они образованием и отношением учителей? А лучше, конечно, лично познакомиться с директором школы, учителями и обязательно – с будущими одноклассниками! Вы должны знать, в каком окружении будет находиться ваш ребенок. Можно зайти на сайты школ, но там вы получите лишь минимум формальных сведений: в интернете можно изобразить красивую картинку, но будет ли она соответствовать действительности? Истинное представление о школе даст только ее посещение. Переступив порог здания, вы сразу поймете, есть ли здесь чистота, порядок, дисциплина, а главное – трепетное отношение педагогов к особым детям. Все это вы почувствуете прямо при входе!

Надомное обучение – как вариант

Некоторым детям врачи предлагают надомное обучение. Но этот вариант годится опять же не для всех. Некоторые психологи вообще категорически против надомного обучения, потому что для детей с особенностями в развитии нет ничего ужаснее изоляции от общества. А надомное обучение – это и есть изоляция от сверстников. Тогда как общение с ними может благотворно сказаться на умственном и эмоциональном развитии ребенка. Даже в обычных школах педагоги говорят о великой силе коллектива!

Обратите внимание на то, что школ, например, VIII вида в каждом округе существует несколько, и даже есть выбор, а вот школы для слепых или глухих детей есть не в каждом округе. Что ж, придется далеко ездить, возить или… снимать квартиру там, где есть нужная вашему ребенку школа. Многие иногородние приезжают в Москву исключительно ради обучения и реабилитации своих особых детей, потому что в провинции коррекционное образование по большому счету попросту отсутствует. Так вот приезжим безразлично, в каком округе снимать жилье, поэтому сначала они находят подходящую для ребенка школу, а потом уже снимают квартиру поблизости. Может быть также поступить и вам в интересах собственного ребенка?

Согласно Конституции РФ все равны

Знайте, что согласно Конституции РФ и закону об образовании каждый имеет право на обучение, независимо от диагноза. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (статьи 7 и 43 Конституции РФ). Положения Конституции РФ разъясняются в Федеральном законе от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», в соответствии с п.3 ст.2 которого одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования, а также адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

Итак, для зачисления ребенка в первый класс Вы должны представить в общеобразовательное учреждение заявление о приеме, свидетельство о рождении, медицинскую карту по форме 0-26/У-2000, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2000 № 241, справку о регистрации ребенка (форма № 9). У родителей есть право не сообщать диагноз ребенка при приеме его в образовательное учреждение (ст. 8 Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 03.07.2016) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), а администрация школы не имеет права получать эту информацию ни от кого, кроме родителя (законного представителя) ребенка.

И если вы считаете, что права вашего ребенка ущемляют, приписывая ему ложный диагноз (ведь неугодных во все времена упрятывали в психиатрические клиники), смело вступайте в борьбу! Закон на вашей стороне. Помните, кроме вас защитить права вашего ребенка некому.

Список самых хороших, по мнению родителей и учащихся, коррекционных школ в столице по округам:

СКОШИ №17 — VI вида

Административный округ: Юго-Западный

Адрес: ул. Профсоюзная, 62

+7 (499) 128-7612

График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточным пребыванием

Режим работы: понедельник 07:30 — пятница 18:00

Учебное заведение находится в Обручевском районе, рядом со станцией метро Новые Черемушки. Школа предлагает двенадцатилетнее обучение, общеобразовательные, коррекционные классы, практикуется углубленное изучение отдельных предметов с 6 по 11 классы. Принимаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП с сохранным интеллектом. Предоставляется бесплатное проживание с пяти-разовым питанием. В школе имеется бассейн, различные секции и кружки: журналистика, макраме, роспись по дереву, переплетное дело, поэтический клуб, музыкальная студия, клуб радиолюбителей. Возможна также заочная форма обучения с проживанием дома.

СКШ №991 — VIII вида

Административный округ: Южный

Адрес: ул. Шипиловская, 59, корп. 2

+7 (495) 395-1212

График работы: пятидневная учебная неделя в одну смену

Режим работы: понедельник — пятница 08:00 — 18:00

Одна из самых известных столичных коррекционных школ VIII вида с двумя рабочими адаптированными образовательными программами в зависимости от степени умственной отсталости. Расположена за МКАД в шаговой доступности от станции метро Шипиловская.

Заведение рассчитано на 200 школьников, по окончании выдается справка о прослушанном базовом курсе школьной программы.

Много внимания уделяется кружковой работе по трем направлениям: художественное, социально-педагогическое, физкультурно-оздоровительное.

Платные услуги не оказываются, финансирование осуществляется полностью за счет бюджета округа.

В школе работают: дефектологи, психолог, логопед, социальный педагог. Имеется спортзал, библиотека, компьютерный, актовый залы, пять оборудованных мастерских для практических занятий.

СКШ №567 — VIII вида

Административный округ: Южный

Адрес: Черноморский бульвар, 8

+7 (499) 610-1930

График работы: пятидневная учебная неделя

Режим работы: понедельник — пятница, 08:00 — 17:40

Учреждение расположено в Нагорном районе столицы, недалеко от станций метро Чертановская, Варшавская.

Основные задачи школы: исправление поведения, социальная адаптация, трудовая подготовка.

Школа работает в одну смену, полный день, в режиме пятидневной учебной недели. Все кабинеты оснащены современным оборудованием. Возможно домашнее обучение.

Выпускники получают профессию по одной из рабочих специальностей: швея, слесарь, столяр, переплетчик.

СКОШИ №1 III — IV вида

Адрес: улица 3-я Мытищинская, 5

+7 (495) 687-5501

График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточным пребыванием

Режим работы: понедельник 07:30 — пятница 20:00.

Единственное в городе учреждение для обучения и реабилитации детей-инвалидов по зрению: полностью слепых, с глубокими нарушениями зрения, слабовидящих.

Двенадцатилетнее обучение ведется по основным образовательным программам, углубленных и профильных классов нет. Формирование навыков чтения и письма осуществляется с применением системы Брайля. На территории, помимо спортивных и игровых, обустроены сенсорные площадки для ориентировки в пространстве.

Работает кружок пластилиновой живописи, музыкально-вокальная студия.

Заведение функционирует в режиме пятидневки, с уходом на выходные домой. Большинство воспитанников ежедневно приезжают на уроки и возвращаются домой после занятий.

СКОШИ №2 — IV вида

Административный округ: Северный

Адрес: Большой Коптевский пр., 5

+7 (499) 152-7266

График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточным проживанием

Режим работы: понедельник 08:00 — пятница 22:00

Ежегодно в школе обучается около 300 человек по специальной программе для слабовидящих. Для каждого составляется индивидуальный учебно-коррекционный план. В классах не более 10 человек. Домой можно уйти сразу по окончании уроков или после продленки в 19.00. Есть школьники, остающиеся на пятидневку, в основном это жители Подмосковья и дальних районов города.

Осуществляется внеклассная работа по направлениям: техническое, физкультурно-спортивное, естественнонаучное, социально-педагогическое, туристическо-краеведческое, художественное. Все занятия проводятся бесплатно.

У заведения благоустроенная территория с отличным озеленением, на которой расположены спортивные площадки, детский игровой городок.

СКШ №532 — VIII вида

Административный округ: Центральный

Адрес: улица Пятницкая, 46 стр.3

+7 (495) 953-5832

График работы: пятидневная учебная неделя

Режим работы: понедельник — пятница 09.00 — 14.10

Образовательное учреждение компенсирующего типа для детей с дефектами интеллекта находится в районе Замоскворечье рядом со станциями метро Третьяковская, Новокузнецкая.

Система воспитательной и коррекционной работы включает в себя: занятия по адаптации в социуме, уроки общесоматического развития, краеведческую деятельность. Большое внимание уделяется урокам труда.

СКШИ №108 — VIII вида

Административный округ: Юго-Западный

Адрес: Ленинский проспект, 97 корпус 2

+7 (499) 132-5538

График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточным пребыванием

Режим работы: понедельник 7:30 — пятница 21:00

В школу принимаются дети с нарушением интеллекта в возрасте шести с половиной лет. За девять лет обучения усваивается программа начальной школы, профильные трудовые навыки.

В коррекционные занятия включаются обязательные элементы: развитие сенсорных процессов, психомоторика, логопедия.

Школа-интернат №626 имени Н.И.Сац (корпус №5) — V вида

Административный округ: Юго-Западный

Адрес: ул. Нагорная, 22

+7 (499) 127-4614

График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточным пребыванием

Режим работы: понедельник — пятница 07:00 — 21:00

Образовательное заведение для детей с тяжелыми нарушениями речи работает в режиме пятидневного круглосуточного пребывания. Качественная подача учебного материала сочетается с проведением эффективных занятий для будущей полноценной интеграции в социуме.

По желанию воспитанники круглосуточно пребывают в интернате или уходят после продленки домой. В школе работают различные кружки и секции. При проведении логопедических занятий используются развивающие методики, что позволяет компенсировать и исправлять даже сложные расстройства речи.

Школа -интернат IV вида № 38 г. Ростова-на-Дону

Ростовская обл, Ростов-на-Дону г, пр. Стачки, 235/2, —

+7(863) 222-18-77

Школа -интернат VIII вида № 41 г. Ростова-на-Дону

Ростовская обл, Ростов-на-Дону г, Днепровский, 119, —

+7(863) 223-42-55

Школа -интернат VIII вида № 42 г. Ростова-на-Дону

Ростовская обл, Ростов-на-Дону г, Леваневского, 34, —

+7(863) 252-01-51

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся; воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интер

Ростовская обл, Ростов-на-Дону г, Суворова, 127/27, —

+7(863) 263-31-30

Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 41 г. РостованаДону

Ростовская область, Ростов-на-Дону, Днепровский переулок, 115

Конец формы

ГКОУ РО ГУКОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 11

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат VIII вида

+7 (86361) 55696

Гуково, Герцена ул, 115

ГКОУ РО КАЗАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

+7 (8636) 431462

Вёшенская, Трудовая ул, ДОМ 6А

ГКОУ РО «ТАЦИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

+7 (86397) 30107

Тацинская, Г.Волковаул, 67

ГКОУ РО ОРЛОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

+7 (86375) 32923

Пролетарск, Октябрьский пер, ДОМ 119

ГКОУ РО РОСТОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 42

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

+7 (863) 254-89-33

Ростов-на-Дону, Леваневскогоул, 34

ГКОУ РО ДОНЕЦКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

+7 (8636) 827926

Донецк, Некрасова ул, 1

ГКОУ РО НИКОЛАЕВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

+7 (86393) 51181

Константиновск, Гагарина ул, 43

ГКОУ РО НОВОЧЕРКАССКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №1

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

+7 (86352) 32324

Новочеркасск, Спортивная ул, 111/29

ГКОУ РО ВОЛГОДОНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 14

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат VIII вида

+7 (86392) 56886

Волгодонск, Маршала Кошевого ул, 8

ГКОУ РО РОСТОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 41

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат VIII вида

+7 (863) 223-42-55

Ростов-на-Дону, Днепровский пер, 119

ГКОУ РО НОВОЧЕРКАССКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №33

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

+7 (86352) 68002

Новочеркасск, Тополиная ул, ДОМ 60

ГКОУ РО «РОСТОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 38»

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

+7 (863) 223-08-76

Ростов-на-Дону, Стачки пр-кт, ДОМ 235/2

ГКОУ РО «РОСТОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 48»

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

+7 (863) 263-31-35

Ростов-на-Дону, Суворова ул, 81

ГКОУ РО ПРОЛЕТАРСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

+7 (863) 749-96-16

Пролетарск, Рокоссовского ул, 11

ГКОУ РО ГРУШЕВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

+7 (86350) 44789

Новочеркасск, Советская ул, ДОМ 191

Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение»

+7 (8639) 21-25-44

Волгодонск, Первомайский пер, ДОМ 75

ГКОУ РО «КАМЕНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

+7 (86365) 73914

Каменск-Шахтинский, Кирова ул, 98

ГКОУ РО КРАСНОСУЛИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1

Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

+7 (86367) 57111

Ростовская область, Красный Сулин, Фондовый пер, 16

ГКОУ РО КРАСНОСУЛИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Ростовская область, Шахты, Школьный пер, ДОМ 4

ГКОУ РО МАТВЕЕВО-КУРГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

+7 (86341) 32559

Ростовская область, Покровское, 40 лет Пионерии ул, ДОМ 3

ГКОУ РО ШАХТИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 16

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

+7 (8636) 225939

Ростовская область, Шахты, Тюменский пер, 72

ГКОУ «СЛАЩЕВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат VIII вида

+7 (84462) 66340

Ростовская область, Вёшенская, Свободы ул, 13

ГКОУ РО ГУКОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 12

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

+7 (86361) 58611

Ростовская область, Гуково, Комсомольская ул, 75

ГКОУ РО «КОЛУШКИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

+7 (863) 863-77-34

Ростовская область, Белая Калитва, Лесная ул, 8/А

ГКОУ РО РАЗВИЛЕНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

+7 (86373) 92241

Ростовская область, Сальск, Первомайская ул, 56 А

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ 8 ВИДА

+7 (86397) 22664

Ростовская область, Тацинская, Г.Волкова улица, 67

В этом году в подмосковных школах впервые появились специальные первые классы, где «особенные» дети будут учиться в обычных муниципальных школах. Речь пока не идет об инклюзивном обучении, но это первый шаг к нему. В федеральном проекте в числе первопроходцев участвуют 5 подмосковных школ: из Домодедова, Электростали, Реутова, Щелкова и Красногорска. Именно в красногорской школе на торжественной линейке в День знаний побывали корреспонденты «МК».

«Дети могут быть очень жестоки, — рассказывает Наталья. — Моя дочка заикается, плюс не все звуки выговаривает, когда мы попытались отдать ее в подготовительный класс в Павшинской пойме, по соседству с домом, там над ней стали смеяться. Я не знала, что делать. Страшно переживала… Врачи посоветовали отдать дочку в логопедический класс, но в области таких нет совсем, да и в Москве считаные единицы. Например, в Печатниках, но ездить туда из Павшинской поймы — это даже взрослому не под силу».

У семилетней Лизы проблемы с речью плюс дальнозоркость. В принципе ничего ужасного, но даже таких небольших отклонений в здоровье вполне достаточно, чтобы ребенок почувствовал себя неуверенно среди сверстников, стеснялся отвечать у доски. А потом одна проблема наслаивается на другую — и вот уже первоклашка теряет интерес к учебе, и на него навешивают ярлык «отстающий».

На самом деле, по свидетельству специалистов, почти каждый второй начинающий ученик имеет те или иные проблемы со здоровьем, которые мешают ему адаптироваться в школе. Задержка речевого и психического развития, слабое зрение и слух, низкие адаптивные способности — проблемы разные, поэтому каждому малышу нужен свой особый подход, индивидуальная методика обучения. Но возможно ли это в классе, где занимаются 30–40 учеников?

— В нашем экспериментальном классе с детьми на уроке помимо учителя всегда находится помощник, тьютер, например, если какому-нибудь ребенку срочно потребуется в туалет, помощник его проводит, а учитель продолжит урок, — рассказывает Ирина Кулешова. — Еще с ними занимаются логопед, дефектолог, психолог и социальный педагог. Причем с каждым по 6 часов в неделю по индивидуальным программам коррекционно-развивающих занятий.

Многие родители, конечно, в шоке, когда узнают, что их ребенок попал в коррекционный класс, но учитель первоклашек Оксана Борисовна спешит их успокоить: никакой трагедии здесь нет, просто вашим детям нужно немного больше времени и усилий, чтобы догнать в развитии своих сверстников. Она уверена, что с помощью такого мощного коллектива специалистов к окончанию начальной школы детки выровняются, тем более никаких записей об учебе в «особом» классе в личном деле школьников не останется.

— У нас пока не будет оценок, дневников и домашних заданий. Это сделано для того, чтобы защитить ребенка от родительской критики, но совсем без мотивации тоже нельзя, — рассуждает Оксана. — Иначе пропадает интерес к учебе, поэтому обязательно придумаем свою систему поощрений для них. Возможно, это будут конкурсы с призами.

Таких школ, как в Красногорске, в Подмосковье всего 5, да и по всей России — меньше сотни.

– Мы не инклюзивная школа, — подчеркивает директор. — У нас обычное общеобразовательное учреждение, но мы участвуем в апробации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Каждая такая школа — это отдельная творческая площадка, когда апробация методики закончится, мы поделимся своим опытом с коллегами, думаю, коррекционные классы нужно создавать во всех школах.

Школа получила 2 млн руб на обустройство безбарьерной среды, еще около 9 миллионов будет потрачено на различное коррекционное оборудование — это развивающие тренажеры, наборы для конструирования, дети смогут заниматься танцами, лепкой, росписью по дереву, пескотерапией и так далее.

«Мне кажется, мы нашли свою нишу, — рассуждает Ирина. — По соседству с нами находится медико-педагогический центр и центр социальной реабилитации несовершеннолетних. К нам часто попадают их воспитанники, матерей и отцов этих детей нередко лишают родительских прав. Это трудный контингент, но мы научились с ним работать. С другой стороны, у нас есть дети, которые из-за проблем со здоровьем находятся на удаленном обучении, и тут тоже есть свои успехи. Например, у Севы из 11-го класса снижен иммунитет, он не может посещать школу, но учится мальчик хорошо, победитель многих олимпиад. В этом году мы вновь номинировали его на губернаторскую стипендию».

Есть еще один очень важный аспект этой темы — совместное обучение здоровых и больных детей идет на пользу и тем и другим. Одни учатся толерантности, другие — правильно вести себя в социуме. В конце прошлого учебного года в этой школе педагоги и родители провели круглый стол о возможности перехода на инклюзивное обучение, тогда некоторые родители восприняли идею в штыки, грозили забрать своих детей, но пока еще никто из школы не ушел. Учителя верят, что постепенно сознание родитей изменится, они перестанут ограждать своих детей от инвалидов и видеть в них особых людей.

О классах коррекции

В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, и адаптации к школе и к социальному окружению.

В резолюции Всероссийской научно-практической конференции «Компенсирующее и коррекционно-развивающее обучение: опыт, проблемы, пути решения», проходившей в г. Москве 15-16 февраля 2000 года, рекомендовано органам управления образованием рассматривать коррекционно-развивающее образование детей с трудностями в обучении как приоритетное направление современной образовательной практики.

По данным Министерства образования РФ (1997 г.), среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35% имеют очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе детского сада. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза и составило 30% и более.

Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья, интенсивного развития и многие другие – все эти организационные формы свидетельствуют о поисках условий, адекватных психическим и физическим возможностям учащихся.

Опросы учителей, работающих в названных выше классах, показали, что они не удовлетворены своим трудом: не знают психологических особенностей детей, которых учат; существующая ныне диагностика отклонений в развитии обучающихся специалистами МПК или школьного Консилиума не помогает им понять причины неуспеваемости и выбрать соответствующие методы работы; специальные методики, новые технологии коррекционно-развивающего обучения недостаточно активно осваиваются школьной практикой.

Следует подчеркнуть, что изменения в сфере образования в связи с новыми приоритетами социального развития общества также имели для таких учащихся негативные последствия. В результате, безусловно, положительного фактора – развития гимназий, лицеев происходит отток наиболее способных учащихся в эти учебные заведения. И, наоборот, наблюдается приток детей с проблемами психического развития (главным образом, интеллектуального и речевого) в общеобразовательную школу, в результате чего она неизбежно превратилась в полифункциональную: обучающую, воспитывающую, развивающую (традиционные функции) – и в психокоррекционную, оздоровительную (совершенно новые функции).

Успешная деятельность общеобразовательной школы и образовательного учреждения вообще становится немыслимой без организации системы коррекционно-развивающего обучения, основанной на результатах комплексной диагностики и новых научно обоснованных организационных и методических формах работы.

Система коррекционно-развивающего обучения (КРО) – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. Эта форма дифференциации возможна при обычной, традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных классов КРО, позволяющих обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами в соматическом и нервно-психическом здоровье.

Система КРО широко внедряется во многих регионах России с 1994 года. Она основана на комплексных исследованиях, проведенных в Институте дефектологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО) в течение 30 лет, начиная с 1967 года. Анализ практики обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) и «группы риска», теоретическое обоснование классификации детей с трудностями в обучении (К.С. Лебединская, 1982; И.Ф. Марковская, 1990; А.О. Дробинская, 1993; М.Н. Фишман, 1989), определение психолого-педагогических основ обучения детей указанной категории (В.И. Лубовский, 1981; Н.А. Никашина, 1984; Р.Д. Триггер, 1986; Г.М. Капустина, 1986; С.Г. Шевченко, 1990; Н.А. Цыпина, 1992; Г.И. Жаренкова, 1989 и др.) позволили разработать в 1993 году Концепцию коррекционно-развивающего обучения детей с трудностями в обучении в условиях общеобразовательных учреждений. Концепция была рекомендована Министерством образования Российской Федерации для внедрения во всех регионах России.

Недостаточное внимание педагогических коллективов к проблемам каждого конкретного ученика, непонимание причин этих проблем способствует тому, чо образовательные учреждения осуществляют перестройку процессов обучения вне связи с образовательными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями обучающихся.

Так, на протяжении десяти последних лет в общеобразовательных школах повсеместно открываются специальные коррекционные классы с различными наименованиями: классы адаптации, здоровья, педагогической поддержки, выравнивания, интенсивного развития, компенсирующего обучения и многие другие.

Не определив основного назначения таких классов, контингента обучающихся, содержания технологий обучения, общеобразовательные школы увеличивают их количество независимо от эффективности обучения в них.

Вместе с тем, наряду с поиском новых подходов в общей педагогике к обучению неуспевающих школьников, в специальной педагогике, начиная с 1965-1967 годов, велось комплексное изучение проблем и причин неуспеваемости силами специалистов разного профиля: клиницистами, физиологами, психологами, дефектологами, педагогами-экспериментаторами. Это способствовало рождению в 70-е годы нового направления в специальной психологии и педагогике – психологии и педагогики детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Тридцать лет (1967-2000 гг.) развития теории и практики обучения детей с ЗПР в НИИ дефектологии АПН СССР (с 1993 г. Институт коррекционной педагогики РАО) позволили сформулировать классификацию задержки психического развития у детей, определить содержание их обучения в 1-9 классах, разработать методики отдельных дисциплин.

К началу 90-х годов было установлено, что даже при органической природе задержки психического развития школьники, обучающиеся в специальных коррекционных школах для детей с ЗПР или в классах выравнивания в общеобразовательной школе, могут успешно освоить образовательный стандарт (нижнюю границу требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся) в объеме неполной средней школы и продолжить обучение после 9-го класса в техникумах, училищах, других учреждениях, дающих среднее профессиональное образование.

В этих случаях можно говорить о достаточно успешной социализации детей с задержанным развитием, прошедших коррекционное обучение в условиях специального образования.

Следует подчеркнуть, что в специальные коррекционные учреждения VII вида и в классы выравнивания на основании Приказа № 103 Министерства просвещения СССР (1981 г.) принимаются преимущественно дети с ЗПР церебрально-органического генеза. Детей с другими видами задержки (конституционального, соматогенного, психогенного происхождения) рекомендовалось оставлять в обычных условиях общеобразовательного класса, т.к. временный характер этого состояния позволял прогнозировать выравнивание темпа развития этой категории учащихся через 1-2 года и их успешное обучение.

Традиционная педагогическая система, являясь частью культуры общества, в 90-е годы стала развиваться в парадигме гуманизации образования. Образовательная практика, приняв личностно-ориентированный подход к учащимся как приоритетное направление в деятельности школы, начала поиск новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса в интересах учащихся.

Один из таких подходов – дифференцированное обучение школьников с разными образовательными возможностями и потребностями разделил учащихся на три потока. В общеобразовательной школе появились классы с углубленным изучением ряда учебных предметов, гимназические и лицейские классы для наиболее способных учащихся, традиционные классы для обычных учеников и классы компенсирующего обучения для всех остальных, для так называемых «детей группы риска».

Не вдаваясь в анализ и оценку системы дифференцированного обучения в условиях общеобразовательной школы, подчеркнем, что педагогические коллективы стремились направлять свои усилия на организацию такого учебно-воспитательного процесса, в котором каждому ребенку уделялось бы достаточное внимание, и каждый получал помощь со стороны обучающих взрослых для нормального роста и развития.

Коррекционно-развивающее обучение в условиях общеобразовательных учреждений является педагогической системой, реализующей принципы единства диагностики и коррекции недостатков развития, развития общих способностей к учению на основе личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего индивидуализацию обучения детей с трудностями в обучении.

Характерными особенностями системы коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР являются:

  1. Наличие диагностико-консультативной службы, работающей на основе междисциплинного взаимодействия. Эта служба представлена тремя уровнями:
  • межведомственные постоянно действующие ПМПК (комиссии);
  • окружные (кустовые) ПМПК на базе образовательных учреждений общего и коррекционного типов;
  • психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений (школьных и дошкольных).
  1. Вариативность образования: обеспечение вариативными учебными планами, образовательными и коррекционными программами, в том числе разноуровневыми по содержанию и срокам обучения.
  2. Активная интеграция учащихся в общеобразовательные традиционные классы их коррекционно-развивающих дошкольных групп или классов после одного-двух лет обучения, а также по окончании начальной ступени обучения.
  3. Пролонгированние коррекционно-развивающего обучения на II ступени (5-9 классы). При необходимости начало коррекционно-развивающей работы может приходиться на 5-е классы.
  4. Максимальная социально-струдовая адаптация учащихся классов коррекционно-развивающего обучения в подростковом возрасте к своевременным социальным условиям (в том числе в условиях рынка труда).

Существенное внимание должно быть уделено профилактике школьных трудностей. В дошкольных учреждениях или в школе могут создаваться группы для детей с задержкой психического развития с целью подготовки их к школе. Примерное положение

о специальных (коррекционных) классах VII вида

в общеобразовательных учреждениях

I. Общие положения

1. Настоящее Примерное положение регулирует деятельность специальных (коррекционных) классов VII вида (для детей с нарушением психологического развития) в общеобразовательных учреждениях.

2. Специальные (коррекционные) классы VII вида создаются в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Областным законом «Об образовании в Свердловской области», постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении», постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.97 г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2000 г. № 212 «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», приказом Министерства Просвещения СССР от 03.07.81 г. № 103 «О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей с задержкой психического развития», инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.97 г. № 48 «»О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов».

3. Специальные (коррекционные) классы VII вида в своей деятельности руководствуются действующим законодательством в сфере образования, здравоохранения, защиты прав детей и настоящим Положением.

4. Специальные (коррекционные) классы VII вида являются формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной помощи детям с трудностями в обучении. Деятельность этих классов строится в соответствии с принципами гуманизации, свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования.

5. Специальные (коррекционные) классы VII вида создаются в общеобразовательных учреждениях с целью обеспечения педагогических условий образования детей с нарушением психологического развития церебрально-органического происхождения.

Система работы в специальных (коррекционных) классах VII вида направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего образования, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.

Работа по формированию общих способностей к учению, коррекции психического развития и эмоционально-волевой сферы детей, активизации их познавательной деятельности, а также лечебно-профилактическая работа должны обеспечить детям с нарушениями психологического развития образование в соответствии с государственным образовательным стандартом.

6. Важнейшей задачей специальных (коррекционных) классов VII вида является охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей, их позитивная социализация.

II. Организация и функционирование

специальных (коррекционных) классов VII вида

1. Специальные (коррекционные) классы VII вида могут быть организованы в общеобразовательных учреждениях, располагающих специально подготовленными кадрами (педагоги, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги), необходимым учебно-методическим обеспечением (образовательные программы, дидактический материал коррекционно-развивающего характера), соответствующими материально-техническими условиями для организации образовательного процесса (помещения для занятий в первую смену, для отдыха, для осуществления коррекционно-развивающей деятельности) и лечебно-профилактической помощи детям с нарушениями психологического развития.

2. Специальные (коррекционные) классы VII вида открываются приказом директора образовательного учреждения по согласованию с муниципальным органом управления образованием при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии.

3. Основанием для зачисления детей в специальные (коррекционные) классы VII вида является заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), имеющей сертификат Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. Зачисление производится только с согласия родителей (законных представителей) на основании их письменного заявления на имя директора образовательного учреждения (с указанием вида класса).

4. Образовательный процесс в специальных (коррекционных) классах VII вида осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:

· I ступень – начальное общее образование (подготовительный класс, 1-4 классы);

· II ступень – основное общее образование (5-9 классы).

Перевод детей в специальные (коррекционные) классы VII вида второй ступени осуществляется при условии обязательного обследования ребенка специалистами психолого-медико-педагогической комиссии и получения соответствующего заключения ПМПК.

5. Подготовительный (0-й) класс комплектуется из детей, не получивших дошкольное образование, и детей, диагноз которых требует уточнения.

6. С целью обеспечения диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся для получения ими образования в соответствии с их особенностями и возможностями в образовательном учреждении создается психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Консилиум осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом образовательного учреждения и положением, разработанным на основании Примерного положения о психолого-медико-педагогическом консилиуме (письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 29.11.2002 г. № 171).

7. При существенном уменьшении или ликвидации отклонений в развитии дети переводятся в общеобразовательные классы по заключению психолого-медико-педагогической комиссии только с согласия родителей (законных представителей) на основании письменного заявления на имя директора образовательного учреждения.

8. Перевод учащихся из специального (коррекционного) класса VII вида в другие специальные (коррекционные) образовательные учреждения, классы производится с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения ПМПК.

9. Наполняемость специальных (коррекционных) классов VII вида, групп продленного дня – до 12 человек.

10. Образовательный процесс в специальных (коррекционных) классах VII вида организуется с учетом повышенной утомляемости обучающихся: учебные занятия в первую смену, продолжительность уроков не более 40 минут, группа продленного дня, дневной сон (по возможности), бесплатное двухразовое питание, оздоровительные мероприятия; в классах первой ступени вводится дополнительное каникулярное время в феврале продолжительностью до семи календарных дней.

III. Организация образовательного процесса

в специальных (коррекционных) классах VII вида

1. Образовательный процесс в специальных (коррекционных) классах VII вида регламентируется учебным планом, составленным на основе Примерного учебного плана общего образования детей с нарушениями психологического развития (приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 03.06.03 г. № 552-И) с учетом требований СанПиН для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов, и обеспечивает оптимальные условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В данной системе обязательны диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления деятельности.

2. Образовательные программы специальных (коррекционных) классов VII вида разрабатываются на основе государственного образовательного стандарта общего образования с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.

3. С целью коррекции отклонений в развитии детей, ликвидации пробелов в знаниях проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия (не более трех учащихся). Основные направления коррекционной работы: совершенствование движений и сенсомоторного развития; коррекция отдельных сторон психической деятельности; развитие основных мыслительных операций; развитие различных видов мышления; коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы; развитие речи, овладение техникой речи; расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

4. Обучающиеся, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь на специально организуемых логопедических занятиях (индивидуально или в группе из 2-4 человек). В штаты образовательного учреждения вводится должность учителя-логопеда из расчета не менее одной единицы на 15-20 детей с нарушением речи.

5. Для оказания психологической поддержки учащимся специальных (коррекционных) классов VII вида в штаты образовательного учреждения вводится должность педагога-психолога.

6. При проведении занятий по трудовому обучению, факультативных занятий класс делится на две группы. При делении класса на группы учитывается профиль трудового обучения для девочек и мальчиков.

7. Итоговая аттестация проводится в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации и рекомендациями Минобразования России, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области о проведении итоговой аттестации в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, классах.

Выпускники 9-го класса, успешно усвоившие курс основной школы, получают документ государственного образца.

8. Ставки заработной платы (должностные оклады) работников образовательных учреждений, которые по характеру своей работы непосредственно общаются с учащимися специальных (коррекционных) классов (групп), повышаются на 15-20 %. Перечень работников и конкретный размер повышения заработной платы устанавливается администрацией образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом в зависимости от степени и продолжительности общения с обучающимися, имеющими нарушения в развитии.

Психологическое сопровождение классов компенсирующего обучения и классов коррекционного обучения VII вида

Коррекционно-развивающее обучение – форма организации образовательного процесса для детей с задержкой психического развития в образовательных учреждениях, предполагающая создание специальных условий для освоения детьми данной категории программы основного общего образования.

Цель организации классов КРО VII вида – создание в общеобразовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для детей с задержкой психического развития в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.

В классы компенсирующего обучения зачисляются дети, которые не имеют медицинских противопоказаний к обучению в общеобразовательной школе, но характеризуются в силу различных причин социального и биологического свойства дисгармоничным развитием, обуславливающим трудности в обучении и воспитании, имеющие по результатам дошкольной (школьной) диагностики низкий уровень школьной зрелости, признаки социально-педагогической запущенности, а также слабо выраженные симптомы органической недостаточности, соматической ослабленности

Цель организации классов компенсирующего обучения – создание для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий обучения и воспитания, компенсация и коррекция имеющихся недостатков развития, укрепление физического, психологического и нравственного здоровья, ранняя профориентация и на этой основе – предупреждение школьной и социально-психологической дезадаптации указанной категории обучающихся.

Именно для разития у учащихся высших психических функций в программу обучения включены занятия психолога и логопеда.

Психологами школы были разработаны коррекционно-развивающие программы для учащихся классов компенсирующего обучения и учащихся классов коррекционного обучения VII вида:

«Школа Знайки» — для учащихся 1-4-х классов

«Остров сокровищ» — для учащихся 5-х классов

«Я — тинейдженр» — для учащихся 6-7-х классов

«Школа жизни» — для учащихся 7-8-х классов

Разработанные программы ориентированы на выполнение следующих задач:

Целенаправленное развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной адаптации их в школьных условиях (осознание каждым ребенком своей социальной роли – роли ученика и возлагаемых этой ролью обязанностей и ответственности, умения строить свое поведение в соответствии с правилами школьной жизни, адекватно вести себя в учебной ситуации).

Формирование содержательной учебной мотивации, последовательное замещение первоначального внешнего интереса к школе, формальных мотивов учения, отличающих большинство детей «группы риска» на начальном этапе их обучения, интересами познавательными.

Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность: фонематического слуха, артикулярного аппарата, мелких мышц руки, пространственной ориентации, координации в системе глаз-рука.

Обогащение кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего детям включиться в учебный процесс, общаться в соответствии с его логикой и сознательно воспринимать учебный материал.

Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной активности, самостоятельности, преодоление характерной для большинства детей «группы риска» интеллектуальной пассивности, безынициативности).

Формирование до необходимого уровня и последующее целенаправленное развитие учебных умений – общедеятельностных (умений выделять и осознавать учебную задачу, строить гипотезу решения, план деятельности на основе сознательной ориентировки в условиях; выбирать адекватные средства; удерживать учебную задачу на протяжении всего цикла деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку) и интеллектуально-перципативных (умение вычислять и логически перерабатывать на основе анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления закономерных и причинно-следственных связей, учебную информацию, воспринимаемую зрительно и на слух из различных источников знаний).

Рекомендации по отбору детей в классы

компенсирующего и коррекционного обучения

Основными медицинскими показателями к отбору детей в классы компенсирующего обучения являются:

Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью:

а) астеническое состояние у соматически ослабленного ребенка (например, хронические заболевания внутренних органов, аллергия, хронический тонзиллит, постинфекционная аллергия и др.);

б) церебрастенические состояния (компенсирования и субкомпенсирования, гидроцефалия, цереброэндокрионные состояния, постсоматическая и посттравматическая церебрастения) без нарушения интеллектуального развития;

в) атсено-невротические состояния соматогенной и церебрально-органической природы (нарушение сна, аппетита, вегето-сосудистая дистония);

г) астенические состояния на фоне не резко выраженных сенсорных дефектов.

Нарушение работоспособности в связи с расстройствами поведения:

а) ситуационные реакции с нарушение поведения (патохарактерологические реакции и патохарактерологическое развитие);

б) невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикания, не требующее обучения в условиях речевой школы, энурез, энкопрез);

в) психогенное патологическое формирование личности;

г) синдром истинной невропатии;

д) избирательный мутизм на этапе реабилитационных мероприятий;

е) синдром гармонического психического (психофизического) инфантилизма;

ж) синдром раннего детского аутизма (негрубые проявления, нормальный уровень интеллектуального развития);

з) психопатические синдромы (по типу аффективной возбудимости, неустойчивости, истероидности, психастении);

и) некоторые психические заболевания в стадии ремиссии (шизофрения, эпилепсия);

к) легкие проявления двигательной патологии церебрально-органической природы (без нарушений интеллектуального развития), не требующие направления в специальную школу.

Показанием к приему в классы компенсирующего обучения является также педагогическая запущенность детей с нормальным интеллектом, обусловленная воспитанием в неблагоприятной микросоциальной среде, трудностями адаптации в дошкольных учреждениях. Противопоказанием для направления детей в классы компенсирующего обучения является наличие следующих клинических форм и состояний:

а) задержка психического развития церебрально-органического генеза;

б) олигофрения;

в) деменция органического, шизофренического и эпилептического генеза;

г) наличие выраженных нарушений органов слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата.

Программы коррекционного образования предназначены для обучения детей с отклонениями в поведении, замедленным умственным развитием, проблемами со здоровьем. В АНО «НИИДПО» учат работать с такими детьми на курсах переподготовки и повышения квалификации. Обучение длится от 5 недель до 6,5 месяцев.

Давайте разберемся, чем именно занимается коррекционный педагог, какими качествами он должен обладать и куда может устроиться на работу.

В чем заключается работа специального педагога

Предмет коррекционной педагогики — процесс воспитания и обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), замедленным интеллектуальным развитием, эмоциональными нарушениями, а также поиск и создание лучших методов работы с такими отклонениями и профилактики их возникновения. Соответственно, специалист, который работает по этому направлению:

  • определяет, почему и в каких условиях возникают отклонения в поведении и развитии детей;
  • разрабатывает и использует коррекционные программы;
  • отслеживает развитие каждого ребенка в динамике и меняет подход, если требуется;
  • постоянно взаимодействует со специалистами смежных сфер, при создании программ опирается на исследования в области медицины, коррекционной педагогики и психологии образования;
  • анализирует особенности обучения детей с отклонениями в обычных школах;
  • создает учебно-методическую базу для подготовке учителей к работе с особыми детьми;
  • помогает в воспитании и адаптации детей в обществе;
  • изучает историю развития специальной коррекционной педагогики и новые методики.

Но это лишь общие обязанности. Полный перечень зависит от направления, которое выбрал специалист: например, олигофренопедагогика, логопедия, работа с детьми с нарушениями слуха или зрения и пр.

Какое направление предпочесть — решать вам. Вы можете пройти общую профессиональную переподготовку и получить квалификацию «специальный педагог», либо выбрать более узкую специализацию: например, научиться работать с детьми и подростками с эмоциональными нарушениями. Если вас интересует коррекционная педагогика в начальном образовании, обратите внимание на курс переподготовки с присвоением квалификаций «логопед» и «учитель начальных классов».

Какими качествами должен обладать коррекционный педагог

Часто именно от такого специалиста зависит вся дальнейшая жизнь ребенка — и это не преувеличение. Высокие компенсаторные возможности мозга сохраняются до 3-5 лет: качественная работа педагога с детьми, особенно этого возраста, помогает сгладить и даже полностью убрать отклонения, либо как минимум избежать усугубления ситуации в будущем. Именно поэтому готовность к полной самоотдаче очень важна для коррекционного психолога.

В этой работе необходимы и другие качества:

  • Ответственность, умение работать с большими объемами информации. Специалист может использовать только те методики и технологии педагогической науки, которые уже прошли многократную проверку и хорошо себя показали. Работа с особыми детьми — не поле для бездумных экспериментов.
  • Терпеливость, способность к состраданию и доброжелательность.
  • Высокая стрессоустойчивость. Работа специального педагога предполагает огромную эмоциональную нагрузку, не все способны ее выдерживать.
  • Настойчивость. Нельзя опускать руки и признавать, что ребенку невозможно помочь, даже если обучение дается ему гораздо труднее, чем остальным.
  • Наблюдательность. Важно уметь замечать даже самые маленькие сдвиги в развитии ребенка.
  • Аналитические способности. Без них будет сложно подбирать подходящие методы работы и оценивать результаты.
  • Тактичность. Коррекционному педагогу нужно уметь общаться не только с детьми, но и с их родителями — и всегда быть осторожным в прогнозах и сдержанным в выборе фраз.

Это сложная работа — именно поэтому хороших специалистов всегда не хватает, а опытным профессионалам не приходится долго искать подходящую вакансию.

Куда пойти работать коррекционному педагогу?

Для такого специалиста есть три основных направления деятельности.

Первый вариант — непосредственно работа с детьми. После окончания обучения вы сможете работать в спецшколах, коррекционных классах, реабилитационных, социальных и медицинских центрах, детских садах и пр. Опытный специалист также может открыть частную практику, чтобы проводить индивидуальные и групповые занятия с детьми. Наконец, если со временем вы станете широко известны как профессионал, сможете открыть собственный центр помощи детям.

Второй вариант — преподавать коррекционную педагогику как дисциплину, обучать специалистов на курсах переподготовки и повышения квалификации, вести лекции и семинары для студентов в вузах.

Третий вариант — дополнительно заняться наукой. Можно участвовать в работе методических объединений, проводить исследования, совершенствовать методы работы с детьми, которым обучение дается сложнее, чем их сверстникам.

Подберем программу для Вас!

Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

admin