Контрольная закупка проводится

С контрольной закупкой может столкнуться любой индивидуальный предприниматель или любое юридическое лицо. Так как контрольная закупка проводится без предупреждения, подготовиться к ней практически невозможно, но если знать, как она проходит, чего ждать от проверяющих и как оспорить результаты проверки, шансы защитить свои права у предпринимателя возрастают в разы.

26 декабря 2018 года правительство утвердило порядок проведения контрольных закупок контролирующими органами в Постановлении от 21.11.18 № 1398.

Что такое контрольная закупка

Контрольная закупка, как плановые и внеплановые проверки, регулируется ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ и является одной из форм государственного контроля.

Постановление Правительства от 21.11.18 № 1398 о правилах проведения контрольных закупок вступило в силу с 1 декабря 2018 года. Проверить могут любое предприятие, которое продает какие-либо товары или услуги, вне зависимости от вида деятельности и доходов. Поводом для контрольной закупки может стать жалоба покупателя. Контрольная закупка, в отличие от других проверок, всегда проводится без предупреждения.

Контрольные закупки не нужно путать с проверочными. Проверочные закупки помогают полиции выявить места продажи товаров, которые нельзя продавать или продажа которых ограничена, — например, нелегального алкоголя.

Как проходит контрольная закупка

Проверяющий выглядит и действует как обычный клиент, но после совершения контрольной закупки он должен рассказать о своей истинной роли представителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю.

Закупка проводится в том случае, если по-другому оценить качество предоставления товаров и услуг невозможно. В иных случаях проводится внеплановая проверка. Контрольная закупка предполагает, что проверяющий действует так же, как обычный потребитель товаров и услуг или тот, кто совершает сделку с ИП или юридическим лицом.

При этом личный контакт между проверяющим и предпринимателем или его сотрудниками необязателен, проверяющий может связаться с компанией по почте, телефону или в мессенджере.

На какие документы обратить внимание

Контрольная закупка должна проводиться на основе приказа руководителя надзорного органа. В этом приказе должно быть указано, в частности, название органа государственного контроля, имя проверяющего, имя предпринимателя и адрес его работы, место и основания проведения контрольной закупки, сведения о согласовании контрольной закупки с прокуратурой, если она была согласована, и о проведении фото и видеосъемки.

Если контрольная закупка проводится лично, после ее завершения проверяющий должен рассказать представителю компании о проведении закупки, предъявить служебное удостоверение, приказ о проведении закупки и копию приказа о проведении закупки.

После этого товары и услуги возвращаются индивидуальному предпринимателю или представителю юридического лица, если их можно вернуть, а деньги возвращаются тому, кто проводил проверку, или переводятся на счет, с которого поступили.

Акт о проведении контрольной закупки составляется в течение трех часов после ее проведения, а если она проводилась дистанционно — на следующий день. Акт подписывается проверяющим, индивидуальным предпринимателем или представителем юридического лица и свидетелями, если они есть. В акте должны быть обозначены в том числе сведения о приобретенных товарах и услугах и о выявленных нарушениях, если они есть.

При проведении контрольной закупки проверяющий может запросить документы о товаре или услуге, которые предприниматель обязан представить потребителю по закону о защите прав потребителей, также он может снимать фото и видео.

Если при проведении контрольной закупки не было обнаружено никаких нарушений, то внеплановая проверка по тому же основанию проводиться не может. Контрольная закупка с личным присутствием проверяющего должна проводиться в присутствии двух свидетелей или с использованием видеозаписи.

Кто может проводить контрольные закупки

Контрольные закупки могут проводиться разными надзорными органами, например, Федеральной налоговой службой, Роспотребнадзором, Рособрнадзором, Сельхознадзором и антимонопольной службой. Скажем, Роспотребнадзор может проводить контрольные закупки для защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического контроля.

Какие нарушения можно выявить при контрольной закупке

Контрольная закупка проводится в том случае, если по-другому выявить нарушения невозможно. Примеры нарушений, которые можно выявить при контрольной закупке: вес товара не соответствует заявленному, покупателю не выдается чек или сдача, лекарственные препараты и алкоголь продают тем, кому их нельзя продавать, например, без рецепта, образовательные услуги предоставляют без лицензии.

Если представители надзорного органа обнаружили нарушение, они могут назначить внеплановую проверку или возбудить дело об административном правонарушении.

Чтобы потенциально оспорить результаты контрольной закупки, нужно проверить, имеют ли проверяющие право проводить закупки, могут ли они доказать, что по-другому выявить нарушения было невозможно, согласована ли закупка с прокуратурой и являются ли свидетели незаинтересованными лицами.

На что обращают внимания проверяющие

Контрольная закупка проводится по тем же основаниям, что и внеплановая проверка, — чаще всего на основании заявления от потребителя, права которого были нарушены, при нарушении требований маркировки товаров или при причинении угрозы или вреда гражданам, животным, растениям, окружающей среде и объектам культурного наследия. Также закупка может проводиться, чтобы проверить, устранила ли компания нарушения, которые были выявлены ранее (Федеральный закон от 18.04.2018 № 81-ФЗ).

То, на что обращают внимания проверяющие, зависит от того, какие именно нарушения они должны выявить. Например, если ценники наклеены неправильно или если табачные изделия продают несовершеннолетним, проверять будут именно эти факты.

При этом нарушения должны быть такими, что их невозможно выявить с помощью других форм контроля. Например, товары в интернет-магазине стоят дороже, чем указано на сайте, или в магазине клиенту навязывают дополнительные услуги, например, страховку.

Проверять те нарушения, на которые потребитель не жаловался, представители надзорного органа не имеют права.

Возможные штрафы

Размер штрафов зависит от выявленных нарушений. При первом нарушении за год штраф можно заменить предупреждением, за исключением тех случаев, когда причинен имущественный ущерб или есть угроза причинения вреда жизни и здоровью людей или государственной безопасности. Надзорный орган не может проводить контрольную закупку по анонимному заявлению.

Например, отсутствие медицинской книжки у сотрудника будет стоить юридическому лицу до 20 000 руб. и до 1 000 руб. для ИП или повлечет за собой приостановление деятельности на срок до 90 суток. Продажа продуктов с истекшим сроком годности будет стоить юридическому лицу до 300 000 руб. и до 30 000 руб. для ИП, а введение потребителя в заблуждение по поводу потребительских свойств товара или услуги — до 500 000 руб. для юридического лица и до 15 000 руб. для ИП.

Штраф нужно оплатить в течение двух месяцев с момента выдачи постановления или в течение двух месяцев с того дня, как суд вынес распоряжение.

После контрольной закупки надзорный орган может назначить внеплановую проверку предприятия, если нужно собрать дополнительную информацию.

Когда проверка не нужна или признается недействительной

Контрольная закупка должны проводиться после того, как потребитель пожаловался на какое-либо нарушение и продавец или предприниматель, который оказывает услуги, не удовлетворил его требование или проигнорировал его жалобу. Тогда потребитель может обратиться в надзорный орган. Если своевременно удовлетворить претензию клиента, в контрольной закупке не будет необходимости.

По итогам проверки проверяющий должен отдать индивидуальному предпринимателю или представителю юридического лица акт, составленный по результатам проверки. Представителю компании или ИП следует также дать расписку о том, что он ознакомлен с актом, или о том, что он отказался с ним знакомиться. Если акт не отдали предпринимателю, это является грубым нарушением процедуры контрольной закупки, на основании чего ее результаты можно признать недействительными (ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ).

Также, чтобы результаты закупки были признаны действительными, дата проведения контрольной закупки в интернет-магазине должна совпадать с датой выдачи кассового или товарного чека покупателю. (ст. 493 ГК РФ)

На контрольную закупку не распространяется запрет проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц до 2020 года и непроведение проверок предпринимателей, которые зарегистрировали компанию менее трех лет назад.

Результаты проверки можно оспорить в течение 10 дней, написав жалобу в суд в свободной форме. Чаще всего основаниями для аннулирования результатов проверки служит неправильное оформление документов проверяющими или случаи, когда проверяющий спровоцировал сотрудника компании на нарушение. Уточнить правила оформления документов и процедуры проверки при контрольных закупках можно в Постановлении Правительства от 21.11.18 № 1398.

19 февраля в 09:30 (по Мск) состоится вебинар «Что изменится в розничной торговле табаком с 1 марта 2019, как подготовиться?». Успейте зарегистрироваться.

Tyler Olson / .com

С 29 декабря 2017 года Росалкогольрегулирование и органы исполнительной власти субъектов РФ, которые выдают лицензии на розничную продажу алкоголя, получили право проводить контрольные закупки – то есть анонимные, под видом покупателя, покупки с целью выявления нарушений при продаже товаров потребителям (Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. № 433-ФЗ).

Если таких нарушений при продаже товара не выявлено, то проверяющие могут удалиться, не раскрывая своего инкогнито. Если же нарушения налицо – проверяющие немедленно после завершения покупки предъявляют служебные удостоверения, приказ на проведение закупки и начинают составлять акт.

Это мероприятие – с применением видеозаписи или в присутствии не менее двух свидетелей – проводится в порядке и по основаниям Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ). А результаты контрольной закупки заносятся в Единый реестр проверок.

Контрольные закупки проводятся, естественно, без предварительного предупреждения проверяемых продавцов, но зато их необходимо согласовать с прокуратурой.

Примечательно, что Росалкогольрегулирование – это первый и единственный на данный момент в РФ орган федеральной власти, который получил подобное право; например, Роспотребнадзор или Роздравнадзор пока еще не вправе проводить контрольные закупки: проблема реализации алкоголя в обход ЕГАИС является для России более ощутимой по сравнению с продажей просроченных продуктов или фальшивых лекарств.

Помимо Росалкогольрегулирования, проверочные закупки будут проводить и те органы субъектов РФ, которые выдают лицензии на розничную продажу алкоголя. Никакие иные региональные органы в стране подобным полномочием не наделены.

Кроме того, контрольные закупки проводят налоговые органы – однако они делают это исключительно с целью проверки применения ККТ, в рамках финансового контроля, и не подчиняются правилам Закона № 294-ФЗ о проверках юридических лиц и предпринимателей.

Следует также разграничивать контрольные закупки и проверочные закупки: последние, как следует из названия, организуются для проверок оперативной информации о преступлении. В рамках проверочной закупки оперативно-разыскные (но не контрольно-надзорные) органы, например полиция или ФСБ, могут закупать оружие, наркотики, услуги лиц «с низкой социальной ответственностью» и прочие запрещенные к обороту блага. На практике полиция проводит и проверочные закупки алкоголя – например, от лица несовершеннолетнего покупателя (повторная продажа алкоголя ребенку уголовно наказуема). Однако проводить проверочную закупку по подозрениям в совершении административного правонарушения все же незаконно.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ) с 04.01.2017 введено новое мероприятие по контролю — контрольная закупка.

В соответствии со ст. 16.1 Закона № 294-ФЗ контрольная закупка представляет собой мероприятие, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, если оценка соблюдения обязательных требований, установленных законами и иными нормативными правовыми актами при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг потребителям может быть осуществлена только в рамках проведения контрольной закупки, в том числе в зависимости от отнесения деятельности хозяйствующего субъекта и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

В иных случаях принимается решение о проведении внеплановой проверки.

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Контрольная закупка, проводимая по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, проводится по согласованию с органами прокуратуры, за исключением отдельных случаев:

— контрольной закупки продукции при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора,

— контрольной закупки товаров (работ, услуг) при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей,

— государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности,

— государственного контроля за обращением медицинских изделий и государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств

В указанных случаях контрольная закупка может быть проведена органом государственного контроля (надзора) незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры.

Порядок принятия решения о проведении контрольной закупки либо внеплановой проверки, особенности и порядок проведения контрольной закупки установлен Правительством РФ.

Так, с 01.12.2018 года вступили в действие Правила организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора), утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.11.2018 № 1398 (далее – Правила).

Согласно названных Правил, контрольная закупка проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении контрольной закупки, типовая форма которого установлена Министерством экономического развития РФ.

В случае если контрольная закупка проводится с осуществлением расчета наличными денежными средствами, должностному лицу органа государственного контроля (надзора), уполномоченному на проведение контрольной закупки, выдаются денежные средства, которые подлежат описи с указанием номеров банкнот.

При проведении контрольной закупки путем безналичных расчетов в приказ о проведении контрольной закупки включаются сведения об используемом способе безналичного расчета, а также о способе идентификации средства платежа.

Контрольная закупка (за исключением контрольной закупки, осуществляемой дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий) должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи. В случае необходимости при проведении контрольной закупки применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации.

В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена представителю юридического лица, индивидуального предпринимателя незамедлительно после ее завершения.

Акт о проведении контрольной закупки (в соответствии с утвержденной типовой формой) должен быть составлен не позднее чем через 3 часа после завершения контрольной закупки, а в случае проведения дистанционной контрольной закупки — не позднее следующего рабочего дня после ее проведения.

Акт о проведении контрольной закупки подписывается должностным лицом органа государственного контроля (надзора), проводившим контрольную закупку, и свидетелями (в случае их присутствия), а также представляется для подписи представителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю либо его представителю. В случае их отказа от подписания акта о проведении контрольной закупки в акт вносятся сведения об отказе от совершения подписи.

К акту о проведении контрольной закупки прилагаются документы, подтверждающие факт приобретения товаров (работ, услуг), включая кассовые чеки и приравненные к ним бланки строгой отчетности.

В случае направления товаров, приобретенных в ходе контрольной закупки, для проведения исследований (испытаний) в акте о проведении контрольной закупки делается соответствующая запись с описью этих товаров.

Перевозка (транспортирование) и хранение приобретенных для последующих исследований (испытаний) товаров осуществляются в соответствии с требованиями к перевозке (транспортированию) и хранению продукции, установленными соответствующими техническими регламентами Таможенного союза (Евразийского экономического союза) или в случае их отсутствия нормативными правовыми актами РФ.

Результаты таких исследований (испытаний) товаров, приобретенных в ходе контрольной закупки, направляются юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю не позднее следующего рабочего дня после их оформления.

В случае выявления при проведении контрольной закупки нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностное лицо органа государственного контроля (надзора):

а) если требуется дополнительная оценка соблюдения обязательных требований юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивает организацию проведения внеплановой выездной проверки по тому же основанию в порядке, установленном Законом № 294-ФЗ;

б) если выявлены основания для возбуждения дела об административном правонарушении, принимает меры по привлечению лиц, допустивших нарушения обязательных требований, к административной ответственности, за исключением случая, предусмотренного п. «а».

Информация о контрольной закупке и результатах ее проведения подлежит внесению в единый реестр проверок в соответствии с правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 415.

Такую проверку проводят ФНС, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, Россельхознадзор и антимонопольная служба. Правила проведения утвердило постановление Правительства № 1398 от 21.11.2018 года.

Контрольные закупки не нужно путать с проверочными, которые проводит полиция. Цель таких закупок — выявить, где продают запрещенные товары или товары, продажа которых ограничена.

По итогам закупки надзорный орган может выписать компании штраф или назначить внеплановую проверку. Чтобы защитить свои права, предпринимателю нужно знать, как проходит контрольная закупка, чего ждать от проверяющих и как оспорить результаты.

Когда проводят контрольную закупку

Контрольные закупки проводят по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 закона № 294-ФЗ. К ним относятся:

  • необходимость проверить, устранила ли компания ранее выявленные нарушения;

  • жалоба потребителя на нарушение его прав;

  • нарушение требований к маркировке товаров;

  • распоряжение прокуратуры или надзорного органа;

  • причинении вреда гражданам, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия и угроза причинения вреда.

По второму основанию проверять можно только те нарушения, на которые потребитель пожаловался. Кроме того, надзорный орган не должен проводить закупку по анонимному заявлению.

Проверку проводят, когда по-другому оценить качество предоставления товаров и услуг невозможно. Таких случаев много:

  • товары в интернет-магазине стоят дороже, чем указано на сайте;

  • в магазине вес товара не соответствует заявленному;

  • покупателям не выдают чек или сдачу

  • лекарственные препараты продают без рецепта;

  • образовательные услуги предоставляют без лицензии и т.д.

Теперь рассмотрим, по какому алгоритму должна проходить закупка.

Проверяющий ничем не отличается от обычного клиента. Он может запросить у предпринимателя или его сотрудников документы о товаре или услуге, которые любой покупатель вправе потребовать по закону о защите прав потребителей. Также он может вести фото и видеосъемку.

Закупка может быть дистанционной — через интернет–магазин, при совершении сделки по почте, по телефону или в мессенджере. Если же это контактная закупка, проверяющий обязан проводить ее в присутствии двух свидетелей или с использованием видеозаписи. Это регулирует пункт 5 статьи 16.1 закона № 294-ФЗ.

После совершения закупки проверяющий рассказывает о своей роли представителю компании. Он должен предъявить служебное удостоверение и приказ о проведении закупки, а также передать копию приказа представителю компании.

Важно: проверку должен проводить именно тот человек, который указан в приказе о ее проведении.

Проверяющий составляет в двух экземплярах акт о проведении закупки, подает документы на подпись представителю компании и оставляет у него один экземпляр.

Если по итогам закупки не обнаружено нарушений, то внеплановая проверка по тому же основанию проводиться не может. Если же проверяющий обнаружил нарушение, надзорный орган может назначить внеплановую проверку или возбудить дело об административном правонарушении и оштрафовать компанию.

Товары и услуги проверяющий возвращает, если их не нужно арестовать или направить на дополнительные исследования в соответствии с требованиями пункта 18 правил организации и проведения контрольной закупки.

Если товар вернули и он сохранил свои потребительские свойства, бизнес должен вернуть деньги проверяющему или перевести на счет, с которого они поступили. Если к моменту завершения закупки компания не выполнила работы и услуги, которые оплатил проверяющий, выполнять их не нужно.

Как оформляют контрольную закупку

Контрольную закупку проводят на основе приказа руководителя надзорного органа. Согласно пункту 8 правил, в приказе должны быть указаны:

  • название органа государственного контроля и вид надзора, в рамках которого проводится проверка;

  • основание проведения контрольной закупки;

  • дата и место проведения контрольной закупки;

  • ФИО и должность проверяющего;

  • ФИО предпринимателя или наименование юрлица;

  • регистрационный номер записи о создании юрлица или номер записи о госрегистрации физлица в качестве ИП;

  • обязательные требования, соблюдение которых будет оценивать проверяющий;

  • сведения о товарах, работах или услугах, подлежащих приобретению в ходе контрольной

  • сведения о применении фото- и киносъемки, а также видеозаписи в ходе контрольной закупки;

  • сведения о согласовании проведения контрольной закупки с органами прокуратуры либо об извещении органов прокуратуры о ее проведении (с указанием даты и номера письма о согласовании либо извещения).

Акт о проведении контрольной закупки составляется в течение трех часов после ее проведения. Акт о проведении дистанционной закупки составляют на следующий день.

Типовые формы актов устанавливают сами надзорные органы, однако они обязательно указывают в документе:

  • дату, время и место составления акта;

  • наименование органа государственного контроля;

  • дату и номер приказа о проведении контрольной закупки;

  • ФИО и должность должностного лица или должностных лиц, проводивших контрольную закупку;

  • наименование юрлица или ФИО индивидуального предпринимателя,

  • место где непосредственно была проведена контрольная закупка.

Акт о проведении закупки, за исключением дистанционной контрольной закупки, должен подписать и проверяющий, и представитель компании. Если представитель отказался подписать документ, проверяющий вносит в него сведения об этом. Проверяющий дает представителю расписку о том, что последний ознакомлен с актом или отказался с ним знакомиться.

Экземпляр акта о проведении закупки незамедлительно после составления проверяющий вручает представителю компании. В акте должны быть указаны сведения о приобретенных товарах и услугах и о выявленных нарушениях, если они есть.

Какие могут быть штрафы

При первом нарушении за год контролеры могут заменить штраф предупреждением. Исключение: причинен имущественный ущерб покупателю или есть угроза причинения вреда жизни и здоровью людей или государственной безопасности.

За отсутствие медкнижки у сотрудника юрлицо могут оштрафовать на сумму до 20 000 рублей, ИП — на сумму до 1 000 рублей по статье 6.3 КоАП. Деятельность компании могут приостановить на срок до 90 суток.

За продажу продуктов с истекшим сроком годности юрлицо поплатится суммой до 30 000 рублей, а ИП — суммой до 20 000 рублей по .

Обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара может обойтись юрлицу в 50 000 рублей, предпринимателю — в 30 000 рублей по статье 14.7 КоАП.

Штраф нужно оплатить в течение двух месяцев с момента получения постановления или в течение двух месяцев с того дня, как суд вынес распоряжение. Но прежде, чем платить, убедитесь, что закупка проведена и оформлена по закону.

Когда можно оспорить результаты контрольной закупки

Когда надзорные органы запланировали контрольную закупку по жалобе потребителя, но до приказа о ее проведении компания удовлетворила претензию клиента, проводить закупку контролеры не должны.

Результаты закупки можно признать недействительными в соответствии со статьей 20 закона № 294-ФЗ, если проверяющий не отдаст представителю компании акт о проведении закупки. Также проверьте, чтобы проверяющие составили акт именно о проверке товаров, которые указаны в приказе о закупке.

Основания, чтобы оспорить результаты контрольной закупки:

  • закупка прошла с нарушением правил, установленных постановлением Правительства № 1398;

  • закупка прошла с нарушением закона № 294-ФЗ;

  • закупка не согласована с прокуратурой;

  • проверяющие не имеют право проводить закупки;

  • проверяющий неправильно оформил документы;

  • свидетели проверяющего являются заинтересованными лицами;

  • проверяющий спровоцировал сотрудника компании на нарушение.

Возражения нужно направлять в течение 15 дней после проверки в госорган, который провел закупку. Если он не согласится с возражениями, можно обратиться в вышестоящий орган или в суд. Жалобу можно написать в свободной форме.

Внимание: мошенники могут притвориться проверяющими и вымогать взятку. Проверяйте документы закупщиков и обращайте внимание на их поведение. Если сомневаетесь, звоните в госорган, сотрудниками которого представились проверяющие.

admin