Контрольная функция финансов позволяет судить

Тесты по теме 3.2 Финансовая система и финансовая политика

1. Через какую функцию реализуется общественное назначение финансов?

А. Контрольную.

Б. Распределительную.

В. Аналитическую.

Г. Информационную.

2. Звеньями финансовой системы являются:

А. Структурные подразделения предприятий.

Б. Внебюджетные фонды.

В. Финансы физических лиц.

Г. Внебюджетные фонды и финансы физических лиц.

3. При формировании финансовых ресурсов могут использоваться:

А. Все элементы стоимости валового национального продукта.

Б. Доходы от внешнеэкономической деятельности.

В. Кредиторская задолженность.

Г. Средства, полученные от выпуска акции, облигации и т. д.

4. Контрольная функция финансов позволяет судить о том:

А. Своевременно ли поступают финансовые ресурсы в распоряжение государства.

Б. Соблюдаются ли требования экономических законов.

В. Соблюдается ли финансовая дисциплина субъектами хозяйствования.

Г. Как складываются пропорции в распределении и использовании финансовых ресурсов и соблюдаются ли требования экономических законов и финансовая дисциплина.

5. Содержанием финансовой политики является:

А. Выработка научно-обоснованных концепций развития финансов.

Б. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период.

В.

Контрольная функция финансов

Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Г. Финансовая стратегия и финансовая тактика.

6. Государственный бюджет это:

А. Финансовый план государства, сопоставляющий доходы и расходы

Б. Перечень доходов государства

Все суммы поступившие в казну

7. Государственный долг:

А. Общая, накопленная за все годы сумма дефицитов бюджета

Б. Задолженность правительства населению в результате выпуска внутренних государственных займов

В. Сумма внешних займов

8. Если с высоких доходов взимается больший процент, чем с низких, то имеет место:

А. Пропорциональный налог

Б. Прогрессивный налог

В. Регрессивный налог

9. Бюджет построен по принципу фискального федерализма, что означает:

А. Федеральный бюджет и бюджеты нижестоящих субъектов имеют собственные источники формирования

Б. Нижестоящие субъекты получают свои бюджеты по утверждению вышестоящих органов

Date: 2015-12-13; view: 335; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

А) фискальная, стабилизирующая;

Б) фискальная, информационная;

В) распределительная, контрольная.

Валовый внутренний продукт – это

А) стоимость товаров, работ и услуг произведенных резидентами данной страны на ее территории и за ее пределами;

Б) стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени;

В) стоимость товаров, работ и услуг произведенных резидентами данной страны на ее территории за вычетом потребленных в процессе производства предметов труда.

Национальный доход – это

А) стоимость ВВП за вычетом потребленных в процессе производства предметов труда;

Б) стоимость ВВП за вычетом амортизационных отчислений;

В) стоимость ВВП за вычетом амортизационных отчислений и потребленных в процессе производства предметов труда.

Финансовая система страны – это

А) совокупность находящихся в определенной взаимосвязи органов государственного управления, посредством которых осуществляется целенаправленное воздействие на развитие определенных отраслей экономики в результате которого возрастает совокупный общественный продукт и национальный доход;

Б) совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, каждые из которых характеризуются особенностями в формировании и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, а также различной ролью в общественном воспроизводстве;

В) совокупность находящихся в определенных экономических взаимоотношениях предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности, осуществляющих экономически активные действия с целью получения прибыли или путем которых достигается социальный эффект.

В чем состоит назначение централизованных финансов

А) они обслуживают сделки домашних хозяйств;

Б) они связаны с исполнительной властью в стране;

В) они обеспечивают реализацию нефинансовыми организациями функций, которые необходимы обществу;

Г) они обеспечивают функционирование государства.

Тема 3.

шпоры на тесты к экзамену

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы – это

А) совокупность наличных и безналичных денежных средств, имеющих обращение во всех сферах и звеньях экономики;

Б) фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, субъектов хозяйствования, органов местного самоуправления, населения;

В) общая сумма денежных средств в национальной валюте, а также золотовалютные резервы, находящиеся в распоряжении государства.

К заемным финансовым ресурсам относятся

А) кредиты банков;

Б) беспроцентные займы;

В) амортизация;

Г) прибыль.

К привлеченным финансовым ресурсам относятся

А) кредиты банков;

Б) беспроцентные займы;

В) субсидии;

Г) прибыль.

Какие доходы относятся к группе доходов по видам деятельности

А) различные виды операционных доходов;

Б) различные виды внереализационных доходов;

В) выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг.

Что понимают под внереализационными доходами

А) доходы от операций, непосредственно не связанных с производственной деятельностью организации (пеня за нарушение условий договоров);

Б) доходы от операций на вторичном рынке ценных бумаг;

В) доходы от отдельных операций, не относящихся к видам деятельности предприятия, не связанные с производством (доходы, связанные с продажей и прочим выбытием принадлежащих организации основных средств).

Дата добавления: 2017-12-14; просмотров: 166; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Контрольная функция финансов

Контрольная функция заключается в контроле за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы.

Функции финансов

Контрольная функция осуществляется государством, перед финансовым контролем стоят следующие задачи: 1) проверка расходования государственных средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств); 2) проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы; 3) проверка соблюдения правил учета и отчетности. Осуществлением соблюдения пропорций в распределительном процессе занимается контрольная функция финансов. Пропорции для разных отраслей различны и складываются при разных условиях и, следовательно, они объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс. Главной же контролируемой пропорцией является пропорция между фондами накопления и потребления. Из распределительной функции финансов вытекает контрольная функция которая основывается на возможности оценки величины фондов денежных средств и их предусмотренной направленности движения, происходящей как в фондовой, так и в нефондовой формах. Финансовый контроль осуществляется в процессе финансового планирования, при использовании доходной и расходной частей бюджетной системы. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. Одной из задач финансового контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а так же взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам. Функции распределения и контроля это две стороны экономического процесса. Эти функции реализуются через финансовый механизм являющийся частью хозяйственного механизма. Как уже было отмечено, контрольная и распределительная функции финансов осуществляются финансами одновременно. Так как с помощью финансов государство осуществляет распределение созданного в обществе продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости, становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели(выручка, прибыль, рентабельность, ликвидность, оборачиваемость, платежеспособность и др.) позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов. Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

Управление финансами

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.

Важной областью управленческой деятельности является управление финансами. Его осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций.

В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют такие группы объектов, как финансы организаций(предприятий, учреждений), страховые отношения , государственные финансы и финансы и домашнего хозяйства. Им соответствуют такие субъекты управления как , как финансовые службы(отделы) предприятий , страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляемых управление финансами, является финансовым аппаратом.

Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. В то же время им присущи и единые приемы и способы управления. В управлении финансами можно выделить такие важнейшие функциональные элементы, как: планирование, оперативное управление, контроль.

Планирование занимает одно из важнейших мест в системе управления финансами. При планировании любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние финансов, вскрывает возможности увеличения финансовых ресурсов, определяет направление их наиболее эффективного использования. Плановые решения принимаются на основе анализа финансовой информации, которая базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель максимального эффекта при минимуме затрат помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления заключается в рациональном использовании финансовых ресурсов с елью улучшения хозяйственной деятельности.

Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет составить фактические результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста финансовых ресурсов и более эффективного их использования.

Различают стратегическое, или общее, управление финансами и оперативное. Стратегическое планирование выражается в определении финансовых ресурсов для реализации целевых программ и др. Оно осуществляется органами государственного и хозяйственного управления: Федеральным Собранием Российской Федерации, Администрацией Президента, Министерством Финансов, Министерством экономического развития и торговли и другими. Оперативное управление является функцией аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых органов субъектов Российской федерации и местных органов власти, руководители внебюджетных фондов , страховых организаций, финансовых служб организаций, финансовых служб предприятий.

При обработке управленческих решений финансового характера как при стратегическом, так и при оперативном управлении учитываются требования экономических и юридических законов, результаты экономического анализа как итогов прошлого хозяйственного периода , так и перспектив, экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами, рациональное сочетание экономических и административных методов управления. Управленческие решения по финансам оформляются в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и других формах.

В нашей стране в условиях экономических преобразований неоправданно недооценивается накопленный ранее опыт управления финансами, положительно влиявший на экономику в прошлом. В управлении почти не находят должного применения такие финансовые рычаги, как плата за землю, долговременные нормативы амортизационных отчислений, удельные капитальные вложения и другие. Слабо развиваются формы государственного кредита, игнорируется применение субвенций целевых дотаций из бюджета. Финансово-кредитный кризис августа 1998 года потребовал разработки и осуществления новой финансово-кредитной политики, перехода на принципиально новые методы управления финансами. Они должны обеспечить усиления государственного воздействия финансов на развитие реального сектора экономики, способствовать росту эффективности общественного производства и социальной сферы.

Приоритетными задачами экономической политики, направленными на достижение устойчивых темпов экономического роста, представляются: создание условий для развития основных элементов финансовой инфраструктуры (банковского сектора, фондового рынка, инвестиционных институтов, рынка страховых услуг) и достижение финансовой стабильности; обеспечение сбалансированности бюджетной системы и повышение эффективности ее функционирования; существенное снижение налогового бремени и повышение эффективности налоговой и таможенной систем.

Для реализации указанных задач необходимы конкретные меры по принятию новых законопроектов и внесений изменений и дополнений в действующие в целях создание благоприятного делового климата, защиты прав собственности, дебюрократизации управления, повышения инвестиционной активности управления, выравнивания налогового бремени по совершенствованию платежной системы, внедрению международных стандартов финансовой отчетности и повышению открытости информации о финансово-хозяйственной деятельности экономических структур; завершению перевода всех получателей средств федерального бюджета на казначейскую систему, а высокодотационных субъектов РФ- кассовое обслуживание через органы федерального казначейства; обеспечению прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд; по совершенствованию порядка обязательного страхования, системы государственного регулирования страхования и надзора.



А) фискальная, стабилизирующая;

Б) фискальная, информационная;

В) распределительная, контрольная.

Валовый внутренний продукт – это

А) стоимость товаров, работ и услуг произведенных резидентами данной страны на ее территории и за ее пределами;

Б) стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени;

В) стоимость товаров, работ и услуг произведенных резидентами данной страны на ее территории за вычетом потребленных в процессе производства предметов труда.

Национальный доход – это

А) стоимость ВВП за вычетом потребленных в процессе производства предметов труда;

Б) стоимость ВВП за вычетом амортизационных отчислений;

В) стоимость ВВП за вычетом амортизационных отчислений и потребленных в процессе производства предметов труда.

Финансовая система страны – это

А) совокупность находящихся в определенной взаимосвязи органов государственного управления, посредством которых осуществляется целенаправленное воздействие на развитие определенных отраслей экономики в результате которого возрастает совокупный общественный продукт и национальный доход;

Б) совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, каждые из которых характеризуются особенностями в формировании и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, а также различной ролью в общественном воспроизводстве;

В) совокупность находящихся в определенных экономических взаимоотношениях предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности, осуществляющих экономически активные действия с целью получения прибыли или путем которых достигается социальный эффект.

В чем состоит назначение централизованных финансов

А) они обслуживают сделки домашних хозяйств;

Б) они связаны с исполнительной властью в стране;

В) они обеспечивают реализацию нефинансовыми организациями функций, которые необходимы обществу;

Г) они обеспечивают функционирование государства.

Тема 3.

Тесты по теме 3.2 Финансовая система и финансовая политика

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы – это

А) совокупность наличных и безналичных денежных средств, имеющих обращение во всех сферах и звеньях экономики;

Б) фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, субъектов хозяйствования, органов местного самоуправления, населения;

В) общая сумма денежных средств в национальной валюте, а также золотовалютные резервы, находящиеся в распоряжении государства.

К заемным финансовым ресурсам относятся

А) кредиты банков;

Б) беспроцентные займы;

В) амортизация;

Г) прибыль.

К привлеченным финансовым ресурсам относятся

А) кредиты банков;

Б) беспроцентные займы;

В) субсидии;

Г) прибыль.

Какие доходы относятся к группе доходов по видам деятельности

А) различные виды операционных доходов;

Б) различные виды внереализационных доходов;

В) выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг.

Что понимают под внереализационными доходами

А) доходы от операций, непосредственно не связанных с производственной деятельностью организации (пеня за нарушение условий договоров);

Б) доходы от операций на вторичном рынке ценных бумаг;

В) доходы от отдельных операций, не относящихся к видам деятельности предприятия, не связанные с производством (доходы, связанные с продажей и прочим выбытием принадлежащих организации основных средств).

Дата добавления: 2017-12-14; просмотров: 165; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.

Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексного экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности.

Развитие бизнеса в постсоветских странах уже практически завершило этап предпринимательского подхода к управлению предприятием и перешло к этапу рационального, научного управления. В связи с этими переменами значительно возросла роль специалистов в структуре бизнеса.
Осознанию роли финансовой составляющей в бизнесе и «финансиста» в структуре управления предприятием поспособствовал  нынешний глобальный финансовый кризис. Теперь руководитель предприятия лучше, чем когда-либо понимает,  какие задачи может и должен  решать финансист на предприятии и больше, чем когда-либо, ожидает от «свого» финансиста квалифицированной  помощи в принятии управленческих решений.
 
Основной задачей финансиста является эффективное управление финансовыми ресурсами предприятия. Его результатом должно стать изыскание скрытых резервов для сокращения расходов и/или увеличения доходов и как следствие увеличение прибыли, а также стоимости предприятия.

Выполнению этой задачи будет способствовать проведение финансовой диагностики предприятия, результаты которой в дальнейшем послужат базой для финансового планирования, постановки управленческого учета и отчетности, а также комплексной автоматизации финансово-экономических работ.

На первом этапе диагностирования финансист должен определить наличие и размер маржинального дохода в результате производства каждого вида продукта. Для этого, вместе с начальником производства или технологом, необходимо составить технологические карты производства. На их основании рассчитать производственную себестоимость единицы продукта и сопоставить ее с реализационной ценой.

На втором этапе диагностирования необходимо сопоставить общий маржинальный доход предприятия с его постоянными расходами. Его результат (чистая прибыль или убыток) может послужить основанием для пересмотра менеджментом существующего объема и структуры постоянных расходов, а также поиска возможностей для увеличения производства и реализации продуктов.

На третьем этапе диагностируется существующая задолженность предприятия. На основании договоров и первичных документов определяется ее состав, объем и условия погашения. Сравнивая финансовый результат периода с обязательствами, которые относятся к этому периоду, оценивается платежеспособность предприятия.

Существование государственного кредиты вызывает

При этом необходимо учитывать согласованные с покупателями сроки расчетов за реализованные продукты.

Роль системы «1С: Предприятие» в работе финансиста

На помощь финансисту приходит программная среда системы «1C: Предприятие». Это мощное программное обеспечение способно автоматизировать процессы планирования финансовой деятельности, взяв на себя наиболее трудную часть работы. В частности, программа «1C: Предприятие» существенно облегчает управление денежными средствами и взаиморасчетами, составление различных бюджетов, ведение бухгалтерского и налогового учета.

Специалисты нашей компании помогут внедрить программное обеспечение «1C: Предприятие». Мы проводим консультации по использованию этого программного продукта, осуществляем его поставку и установку на компьютер, обучаем пользователей тонкостям работы с ним. В наши функции входит также полная информационно-технологическая поддержка.

Особо стоит отметить, что на платформе «1C: Предприятие» мы разрабатываем программные продукты, которые наиболее точно соответствуют специфике работы той или иной организации и позволяют оптимизировать решение стоящих перед финансистом задач. Так, по желанию заказчика мы учитываем вид деятельности предприятия (торговля или производство), отраслевую и хозяйственную специфику (государственная либо коммерческая организация), а также размер бизнеса (малый, средний либо корпоративный).

Наши специалисты обладают не только высокой квалификацией и большим опытом работы, но и наличием сертификата от фирмы «1С». В сжатые сроки они полностью решат ваши проблемы, связанные с автоматизацией процессов планирования финансовой деятельности.

Другое по теме

Бум Интернет-компаний
В конце 1990-х произошел бум всемирно известных венчурных фирм, находящихся на Сэнд Хилл Роуд — в области залива Сан-Франциско. Было проведено огромное количество крупных IPO, и решающим фактором для получения выгод от этих IP …

П.А. Левчаев
Финансовый менеджмент и налогообложение организаций
Учебное пособие/ П.А. Левчаев. — Саранск: Мордовский гуманитарный институт, 2010 г.

I. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

2. Сущность и содержание финансового менеджмента

2.1. Финансовые отношения организаций и сущность финансового менеджмента

Предпринимательская деятельность, по своему содержанию, включает производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг, операции на фондовом рынке. В процессе предпринимательской деятельности у предприятий и организаций возникают хозяйственные связи с контрагентами: поставщиками, покупателями, партнерами, в результате которых и возникают финансовые отношения по поводу формирования и использования фондов денежных средств. Материальной основой финансовых отношений выступают деньги, а необходимым условием их возникновения является движение денежных средств.

Финансы предприятий — совокупность объективно обусловленных экономических отношений предприятий, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в доходах, поступлениях, накоплениях, формируемых в распоряжении субъектов хозяйствования для целей обеспечения производственной деятельности.

Финансовые отношения предприятий в зависимости от содержания можно сгруппировать по направлениям:

— возникающие между учредителями в момент создания предприятия по поводу формирования его уставного капитала;

— между самими предприятиями, связанные с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости (между поставщиками, покупателями, подрядчиками и другими субъектами экономики);

— между подразделениями внутри предприятия (например, между цехами, филиалами);

— между предприятием и его работниками (при распределении полученного дохода, размещении ценных бумаг, выплате дивидендов, взыскании штрафов и компенсаций);

— между предприятием и вышестоящей организацией (внутри холдинга, финансово-промышленной группы, с союзами ассоциациями). Эти отношения возникают при формировании, распределении, использовании ресурсов, получаемых для финансирования целевых программ, проведения исследований, осуществления инвестиционных проектов.

— между предприятием и финансами государства при уплате налогов, взносов во внебюджетные фонды, предоставлении налоговых льгот, ассигнований, уплате штрафов;

— между предприятием и банковской системой при хранении денег, получении и погашении кредитов, покупке и продаже валюты, оказании других банковских услуг;

— между предприятием и страховыми компаниями и организациями, при страховании имущества, работников, рисков и др;

—  между  предприятием и инвестиционными институтами при размещении инвестиций.

Каждая из названных групп имеет свои особенности, но все они носят двусторонний характер, т.е. финансовые потоки имеют прямую и обратную направленности.

Где же возникают и функционируют финансовые отношения? Для ответа на этот вопрос рассмотрим последовательность стадий воспроизводственного процесса: производство, распределение, обмен, потребление.

На стадии производства финансовые отношения формируются лишь потенциально, поскольку здесь отсутствует их важный признак – движение денежных средств. Потенциально – это значит, что здесь посредством умелого объединения факторов производства (земля, труд, капитал, предпринимательские способности) создается новая прибавочная стоимость, приобретающая в последующем форму национального дохода.

Национальный доход   — часть стоимости совокупного общественного продукта, остающаяся после возмещения потребленных в производстве средств.

Совокупный общественный продукт (СОП) – стоимость материальных благ, созданных в обществе за определенный период времени  (чаще год). Здесь необходимо отметить, что СОП создается только отраслями материального производства, в то время как непроизводственная сфера перераспределяет или потребляет его. Таким образом, источником формирования финансовых ресурсов выступают предприятия сферы материального производства, и именно поэтому они являются базисом последующих распределительных отношений.

Вторая стадия воспроизводственного процесса —  распределение. Именно эта стадия является сферой функционирования финансовых отношений, а значит, и образования финансовых ресурсов. Здесь происходит распределение и отчуждение стоимости общественного продукта в денежной форме, и формирование доходов субъектов производства в соответствии с их вкладом или формирование целевых отдельных частей стоимости у одного владельца. Эта стадия  характеризуется обособленным (от движения товаров), односторонним  движением стоимости.

На стадии обмена движение денежных средств продолжается, хотя приобретает качественно иные характеристики. Здесь стоимость уже не отчуждается, а лишь меняет свою форму с денежной на товарную – происходят акты купли и продажи товаров. Движение денежный формы стоимости сопровождается  встречным (т.е. двусторонним) движением стоимости в товарной форме. Отсутствие же распределительных отношений на этой стадии не позволяет считать ее сферой функционирования финансовых отношений. Вместе с тем, именно на этой стадии финансовые ресурсы могут продолжать свое движение, но уже в качестве товара. Например, ссуды.

На четвертой стадии воспроизводственного процесса —  потреблении, также как и на первой, отсутствует движение денежных средств, т.е. финансовые отношения отсутствуют.

Итак, финансовые ресурсы возникают и функционируют на второй стадии воспроизводственного процесса – стадии распределения. Вместе с тем, первоначальной сферой их образования являются процессы первичного распределения стоимости СОП, когда стоимость распадается на составляющие ее элементы, и соответственно образуются различные формы дохода, как у самого предприятия, так и у других субъектов хозяйствования и государства. Речь идет о том, что по реализации продукции и образовании выручки формируются  амортизационные отчисления, отчисления на заработную плату работающих, прибыль предприятия, отчисление на государственные социальные нужды, происходят платежи по страхованию, банковской сфере. Все остальные отношения носят перераспределительный характер, ибо  затрагивают распределение образовавшихся вышеназванных доходов. Это отчисления из прибыли государству, налоги на доходы физических лиц, распределение прибыли на предприятии и т.д. Схематично местоположение финансов предприятий в общегосударственной финансовой системе можно представить рисунком.

Целевое  назначение любой сферы финансовой системы определяется ее ролью в воспроизводственном процессе. Так государственные финансы аккумулируют и используют ресурсы для выполнения государственных функций.

11. Контрольная функция финансов

Назначение финансовых ресурсов сферы страхования – создание фонда средств для предупреждений или минимизации последствий произошедших страховых случаев. Финансы предприятий, учреждений, организаций служат цели производства и удовлетворения потребностей общества в товарах, услугах и т.д. Домохозяйства аккумулируют и распределяют финансовые ресурсы с целью формирования и поддержания  для личного потребления.

Роль и место системы финансов предприятий

в финансовой системе

Местоположение системы финансовых ресурсов государства на рисунке обусловлено тем, что эта сфера финансовых отношений имеет приоритет перед другими, т.к. в составе потребностей расширенного воспроизводства важное место занимают те, что связаны с существованием государства. Именно ресурсы этой сферы позволяют удовлетворять общегосударственные потребности. Кроме того, государство, выступая субъектом распределения,  может  активно влиять на развитие финансовых отношений.

Напротив, положение системы финансовых ресурсов  предприятий  объясняется их приоритетной ролью в создании новой стоимости (СОП), которая  затем «питает» все другие сферы финансов, а значит, выступает базисом последующих распределительных отношений и даже существования государства, как института, организующего и упорядочивающего их.

Здесь нельзя не конкретизировать вопрос о распределяемой стоимости, поскольку в различных литературных источниках в качестве последней выступает совокупный общественный продукт, национальный доход или национальное богатство. Мы придерживаемся следующего мнения. Если речь идет о первичном распределении и источнике образования финансовых ресурсов, то это, безусловно, национальный доход. Кроме того, этим термином удобно пользоваться, когда необходимо подчеркнуть расширенный характер воспроизводства, ибо речь идет о вновь созданной, прибавочной стоимости. Образование и использование национального дохода наглядно характеризует темпы экономического роста в стране.

Если же нам необходимо знать всю величину стоимости материальных благ, созданных в обществе, пропорции ее распределения, то вполне обоснованно использовать показатель совокупного общественного продукта, который в своем составе, помимо национального дохода, содержит и еще не возмещенные затраты. Однако величина совокупного общественного продукта дает неполное представление о результативности общественного производства, и когда мы ее используем, то необходима конкретизация того, о чем идет речь: о неизменной величине распределяемой стоимости, либо о суженном или расширенном воспроизводстве.

И, наконец, национальное богатство – совокупность материальных благ, созданных трудом всех поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства. Данный термин характеризует абсолютную величину экономической мощи государства и может быть использован для сравнительных характеристик исследуемых стран. В данном случае речь идет о перераспределении стоимости, причем именно оно может быть отвлечено от воспроизводственного процесса в экстренных случаях (стихийные бедствия, война, платежи по внешним  долгам).

Сущность финансов проявляется в двух функциях: распределительной и контрольной. Это общепризнанный подход. Функции тесно взаимодействуют между собой. Распределительная функция связана с тем, что в основе финансов лежат распределительные отношения (по поводу распределения созданной на предприятии стоимости) обеспечивающие источниками средств (финансовыми ресурсами) воспроизводственный процесс к тем самым связывающие все его фазы: производство, распределение, обмен, потребление. Это позволяет активно воздействовать на все стадии данного процесса. С помощью этой функции также происходит формирование уставного капитала, выделение основных и оборотных фондов, распределение выручки, рефинансирование производственной деятельности, расчет с контрагентами, формирование ресурсов государства.

Контрольная функция является производной от распределительной. Она становится возможной благодаря денежному выражению распределяемой стоимости. Эта функция осуществляется с помощью системы финансовых показателей позволяющих прямо количественно  (посредством слежения за финансовыми потоками), либо косвенно (посредством относительных показателей) оценить пропорции распределения ресурсов и результаты деятельности хозяйствующего субъекта, что, в конечном счете, позволяет своевременно заметить возникающие отклонения  и исправить возможные диспропорции.

На уровне финансовых отношений предприятий — в этом низовом звене производственно-хозяйственного комплекса страны, создается национальный доход, распределяемый затем в другие звенья финансовой системы. Следовательно от эффективности функционирования финансов предприятий зависит в немалой степени и экономическая мощь всего государства.

Таким образом, понимание сути финансовых отношений (по поводу распределения стоимости) и специфики формирования на этой основе финансовых ресурсов у субъектов хозяйствования (для выполнения функций) позволяет определить финансовый менеджмент как науку об управлении финансами для достижения экономическими субъектами своих целей.

admin