Конституция РФ 37

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 24

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 27

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 30

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

Статья 36

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 39

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Статья 40

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Статья 44

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Статья 45

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 46

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Статья 47

1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 48

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Статья 49

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Статья 50

1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

Статья 51

1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Статья 52

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Статья 53

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Статья 54

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Статья 55

1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 56

1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

Статья 57

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 59

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Статья 60

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Статья 61

1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Статья 62

1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 63

1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

1.8. К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ КАТЕГОРИЙ СВОБОДА ТРУДА И ПРАВО НА ТРУД В КОНСТИТУЦИОННОЙ

ДОКТРИНЕ И РЕШЕНИЯХ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Канакова Анна Евгеньевна, аспирант. Место учебы: Алтайский государственный университет. Подразделение: кафедра конституционного и международного права. E-mail: kananna@rambler.ru

Аннотация

Задача: Основной закон государства выступает в качестве базы для уяснения правовых категорий, конструкций. Нечеткость выражения конституционных категорий, воплощенных в конституционные нормы, порождает либо непонимание их, либо двусмысленность такого понимания. Примером такой нечеткости может быть положение ст. 37 Конституции РФ о правах и свободах в трудовой сфере. Для уяснения смысла соответствующих конституционных положений следует провести анализ сущности и содержания категорий «свобода труда» и «право на труд». Проблема понимания названных категорий интересует сегодня юридическую общественность не только России, но и зарубежных стран (В.В. Жер-наков, Украина; К.К. Уржинский, Белоруссия; др.)

Материалы и методы: Исследовательскую базу работы составили научные взгляды правоведов, нормативные правовые источники и материалы судебной практики, анализируемые посредством общих и специальных методов научного познания.

Выводы: В статье представлена комплексная оценка конституционных категорий «свобода труда» и «право на труд», проанализированы их сущность, определено содержание данных категорий и обозначена особенность способа учреждения данных положений в Конституции РФ.

Возможность последующего использования результатов научной работы: Особым вкладом автора в исследование темы является внесение ряда конкретных предложений, направленных на устранение неточностей в формулировках отдельных правовых норм российского законодательства.

Социальные последствия: Внесение предложенных изменений позволит членам общества четче понимать свои трудовые конституционные права и свободы, что может стать одним из условий более эффективной их защиты.

Оригинальность и ценность: Результаты данной работы могут быть полезны законодателям при регулировании положений о свободе труда и праве на труд в различных сферах жизнедеятельности человека, ученым-правоведам при проведении исследований, студентам-юристам для уяснения сущности конституционных положений о свободе труда и праве на труд.

Ключевые слова: свобода труда, право на труд, содержание, конституционный суд.

ON THE PROBLEM OF THE CORRELATION OF THE

Keywords: freedom of labor, right to labor, content, the Constitutional Court.

Будучи актом высшей юридической силы и прямого действия, Конституция Российской Федерации 1993 г. (далее — Конституция РФ) является правовым актом, формирующим общественное сознание посредством логического структурирования заложенных в ней общественных ценностей и принципов. Основной закон выступает в качестве базы для уяснения правовых категорий, конструкций, которые наиболее полно раскрываются в иных правовых актах. Вот почему важно исследование сущности этих категорий. Логичность структуры норм и «прозрачность» определений отчасти способствуют единству их понимания и искоренению разночтений одних и тех же конституционных положений.

Нечеткость содержания отдельных конституционных норм порождает различие в их понимании учеными-

правоведами. Примером такой нечеткости может быть положение ст. 37 Конституции РФ о правах и свободах в трудовой сфере. Анализ различных точек зрения на сущность этой конституционной нормы позволяет обозначить один из основных вопросов, порождающих разночтения в юридической доктрине: закрепление конституционных категорий в сфере труда.

Рассмотрение поставленного вопроса целесообразно начать с устоявшегося в юриспруденции положения о том, что ст. 37 Конституции РФ закрепляет на территории Российской Федерации свободу труда. Однако при всестороннем анализе ст. 37 можно заметить, что прямого указания на свободу труда статья не содержит. В ч.1 ст. 37 Конституции РФ содержится лишь сентенция «труд свободен», что нетождественно положению о свободе труда. Терминологическое расхождение обусловлено, в первую очередь, историческими обстоятельствами, сложившимися на момент принятия Конституции РФ. В различных проектах Конституции РФ 1992-1993 гг. можно выделить два противоположных подхода к выбору закрепляемой категории в сфере труда: право на труд, которое ассоциировалось с советским прошлым и командно-административной экономикой, и свобода труда, отождествляемая с предполагаемыми изменениями в экономической сфере государства. Так, праву на труд отдано предпочтение в проекте Конституции РФ, подготовленном Конституционной комиссией Съезда народных депутатов РФ (ч.1 ст. 36), и в ряде альтернативных проектов Конституции РФ (в проекте Администрации Президента РФ, подготовленном рабочей группой под руководством С.М. Шахрая — проект Конституции РФ Вариант «0» (ч.1 ст. 15)); проекте Конституции РФ, подготовленном группой народных депутатов РФ (проект депутатской фракции «Коммунисты России» Верховного Совета РФ, проект КПРФ) (ст. 45); в проекте РКРП «Конституция (Основной закон) РСФСР» (автор Ю.М. Слободкин) (ст. 30); в проекте, подготовленном группой ученых кафедры государственного права Саратовского юридического института под руководством В.Т. Кабышева (ст. 34)). Закрепление свободы труда, исключая право на труд, характерно для проекта Конституции (Основного закона) РФ, подготовленного по инициативе Президента РФ (ст. 23) и проекта группы А.А. Собчака — С.С. Алексеева, поддержанного Российским движением демократических реформ (РДДР) (п. 15 ч.1 ст. 3). Оперирование двумя проектными положениями (свобода труда и право на труд) обусловило и дальнейшее их употребление в юридическом лексиконе, даже несмотря на то, что в тексте Основного закона данные положения напрямую не прописаны.

Анализ взглядов на положения ст. 37 Конституции РФ свидетельствует о расхождении мнений исследователей. Некоторые авторы придерживаются позиции о том, что в ст. 37 Конституции РФ закреплена свобода труда . Причем отдельные из них не ограничиваются анализом и описанием своего видения конституционно закрепленной свободы труда. Они прямо указывают на то, что в Конституции РФ не закреплено право на труд. Д.Н. Ярошенко подчеркивает, что «… в Конституции РФ закрепляется свобода труда, а не право на труд как статутное право» ; «после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года, …, право на труд перестало быть конституционным принципом (в отличие от ранее действовавших советских конституций). В новой Конституции РФ самостоятельным становится принцип сво-

боды труда с обеспечением права распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» . Рассуждая о несоответствии статье 37 статьи 17 Конституции РФ, посвященной общим положениям о правах и свободах человека и гражданина, Д.А. Радченко говорит об отсутствии в российском законодательстве права граждан на труд . Аналогичную позицию занимает и А.И. Ставцева: «В Конституции РФ нет ни правового механизма реализации права на труд, ни самого права на труд» . Об отсутствии права на труд говорят и другие исследователи (В.В. Артамонов , И.В. Зобнина ).

Отстаивая позицию конституционного закрепления свободы труда, ученые-правоведы допускают оперирование категорией «право на труд» только в контексте обосновываемого ими предложения о внесении изменений в Конституцию РФ в целях обеспечения официального признания конституционного права на труд или при упоминании положения ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой с 1 февраля 2002 года право на труд включено в состав отраслевого принципа «свобода труда».

Косвенным подтверждением закрепления в Основном законе государства свободы труда выступают и иные нормы Конституции РФ. Ни в одной статье Основного закона нет прямого указания на тип российской экономики. Однако, установив основные элементы содержания экономики (положения о свободе предпринимательской деятельности (ст. 34 Конституция РФ); поддержке конкуренции (ч.1 ст. ст. 8, ч. 2 ст. 34 Конституция РФ); гарантии многообразия форм собственности (ч.2 ст. 8 Конституции РФ); защите частной собственности (ст. 35, 36 Конституции РФ); гарантии свободного перемещения денежных средств и товаров (ч.1 ст.8 Конституция РФ)), Конституция РФ предопределила стремление к построению именно рыночной экономики. Экономическая теория, раскрывающая сущность рыночного типа экономической системы, предопределяет учреждение в государстве с таким типом экономики именно свободы труда, так как реализация основных элементов рыночной экономики в полной мере возможна лишь при закреплении свободы в трудовой деятельности. В настоящее время не во всех странах с рыночной экономикой конституционно учреждена свобода труда, но сочетание свободы труда и рыночного типа экономики остается традиционным.

Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации (далее — КС РФ) признает за категорией «свобода труда» конституционный статус. Однако КС РФ выводит свободу труда отнюдь не из ч.1 ст. 37 Конституции РФ. Ссылаясь в своих актах на ч.1 ст. 37 Конституции РФ, КС РФ доподлинно повторяет формулировку Конституции РФ, используя положение «труд свободен» и не заменяя ее на свободу труда: «согласно Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду и выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1)» (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2015 года №934-О). В контексте ч. 1 ст. 37 Конституции РФ КС РФ допускает также употребление категории «право на свободу труда» (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года №1338-О). Употребление исключительно категории «свобода труда» осуществляется при отсылке к двум статьям Конституции РФ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Конституция Российской Федерации, закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1).» (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2014 года №2712-О). В иных случаях КС РФ не поясняет природу используемой им категории свобода труда. Так, КС РФ неоднократно указывал, что «. свобода труда в сфере трудовых отношений проявляется прежде всего в договорном характере труда, в свободе трудового договора» (Постановления Конституционного Суда РФ от 27 декабря 1999 года № 19-П и от 15 марта 2005 года №3-П, Определения Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2014 года № 2614-О и от 24 марта 2015 года №498-О). Данные положения актов КС РФ не позволяют сделать однозначные выводы о природе применяемой категории: идет ли речь о конституционной свободе труда или об отраслевом принципе — свободе труда, закрепленном в Трудовом кодексе РФ.

Подобные терминологические расхождения создают определенную путаницу и негативно влияют на единство понимания в вопросе конституирования положений в сфере труда. Но несмотря на подобные расхождения, акты КС РФ позволяют сделать однозначный вывод о конституционном закреплении положений о свободе труда, которая выявляется посредством комплексного анализа норм Конституции РФ.

Второй категорией в сфере труда, фактическое кон-ституирование которой вызывает дискуссии, является право на труд. Как указывалось выше, некоторые правоведы придерживаются позиции об отсутствии права на труд в Конституции РФ. Одновременно с этим существует противоположная точка зрения, согласно которой право на труд конституировано в РФ . Так, Т.В. Софронова указывает: «Конституцией РФ также признается право всех граждан Российской Федерации на труд. Согласно Конституции РФ, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37)» . Однако не все ученые-правоведы столь категоричны в подобном утверждении и выводят право на труд не из ст. 37 Конституции РФ, а из иных норм Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, судебных решений. В частности, по их мнению, право на труд вытекает из ч.2 ст. 7 Конституции РФ, согласно которой в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда . В качестве аргумента иногда называют положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, которая признает составной частью правовой системы России общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры. Такой аргумент не лишен оснований. Действительно, право на труд установлено, например, ст. 23 Всеобщей Декларации прав человека (1948 г.), ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Частью II, ст. 1 Европейской социальной хартии (1996 г.), ратифицированными Российской Федерацией.

Помимо этого, упоминание права на труд можно встретить и в судебных актах, в частности, в актах Конституционного Суда Российской Федерации. Акты КС РФ содержат как отсылки к перечню обязанностей государства для обеспечения права на труд, так и прямые указания на право на труд. Так, КС РФ подчеркивает необходимость действий государства по обеспечению мер, способствующих существованию и реализации права на труд. Конституционный Суд РФ ука-

зывает на обязанность государства обеспечивать «каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, реализуя свои способности к труду» (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.12.1999 № 19-П); принимать все необходимые меры с целью уменьшения негативных для здоровья работников последствий труда в условиях особой вредности (Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 № 320-О); устанавливать минимум денежных средств, который должен гарантироваться работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей (Постановление Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 № 11-П); признавать свою ответственность за сохранение и укрепление здоровья людей (Постановление Конституционного Суда РФ от 09.02.2012 № 2-П). Довольно часто в актах КС РФ используются положения о праве на труд. Однако в таких актах КС РФ не раскрывает содержание права на труд, а ограничивается указанием на реализацию, ненарушение или защиту данной категории. Отсутствие пояснений в вопросе о содержании права на труд создает определенные трудности при определении статуса иных прав и свобод в сфере труда (являются ли они составной частью права на труд или являются правами и свободами, тесно связанными с правом на труд). Так, КС РФ поясняет, что «будучи направленным на обеспечение каждому гражданину возможности восстановить способность к производительному труду или иной общественно полезной деятельности, посредством которой реализуется право на труд, конституционное право на отдых имеет универсальный характер.» (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2014 года № 2743-О). Данное Определение указывает на связь права на отдых и права на труд, но на основании используемых формулировок невозможно сделать вывод о более конкретном соотношении права на отдых и права на труд. Тем самым КС РФ ограничивается лишь общими положениями в вопросе, касающемся права на труд.

Однако не только содержание права на труд недостаточно четко пояснено в актах КС РФ, но и перечень конкретных положений и норм, на основании которых было выявлено конституционное закрепление права на труд, имеет определенные неточности. Наиболее часто право на труд фигурирует в делах, заявителями которых являются граждане, проходившие военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственную противопожарную службу и т.д. Ставшей со временем шаблонной формулировка о реализации права на труд названными категориями граждан используется во всех подобных делах с внесением коррективов в соответствии с родом деятельности конкретного заявителя. Например, КС РФ указывает, что «по смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации по взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт «м»), 72 (пункт «б» части 1) и 114 (пункт «д» и «е»), военная служба, служба в органах внутренних дел и иная аналогичная ей служба, в том числе в Государственной противопожарной службе, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд.)» (Определение Конституционного Суда от 23 декабря 2014 года №2779-О). В аналогичных делах (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года №276-О, от 24 марта 2015 года №471-О, от 24 марта 2015 года №472-О, от 21 апреля 2015 года №753-О и т.д.) основной нормой, на которую ссылаются при вы-

явлении права на труд, выступает положение ч.1 ст. 37 Конституции РФ.

Однако ч.1 ст. 37 Конституции РФ гласит: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». В таком случае остается неясным, в какой из частей указанного конституционного положения содержится право на труд, так как в ином своём акте КС РФ использует формулировку, в которой право на труд и свобода выбора профессиональной деятельности (которая прямо закреплена в ч. 1 ст. 37 Конституции РФ) выступают не как тождественные, а как обособленные понятия (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 октября 2014 года №2314-О). Вместе с тем в одном из определений Конституционного Суда РФ при использовании категории право на труд отсутствует отсылка к ч.1 ст. 37 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труду и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2)» (Определение Конституционного Суда РФ от 29 января 2015 года №19-О). В данном акте КС РФ ссылается не на ч.1 ст. 37 Конституции РФ, а на ч. 3 ст. 37 Конституции РФ: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы». Таким образом, несмотря на указание на нормы Конституции РФ (ч.1 ст. 37 и ч.3 ст. 37), фактически КС РФ не поясняет из каких конкретных положений этих норм и каким образом возможно вывести право на труд. То есть широкое применение в актах КС РФ положений о праве на труд не влияет на то, что многие важные вопросы остаются без достаточных разъяснений.

Следовательно, ни юридическая доктрина, ни акты КС РФ не дают исчерпывающих ответов о конституи-ровании категорий, их наименовании и содержании. Однако комплексный анализ норм Конституции РФ позволяет обнаружить в положениях Основного закона РФ подтверждения закреплению свободы труда и права на труд. Особенностью Конституции РФ является закрепление определенных категорий посредством учреждения их содержания. Таким способом в РФ закреплен тип экономической системы, о которой говорилось выше. По аналогии с типом экономической системы Конституция РФ учредила свободу труда и право на труд, закрепив их содержание и не указав в норме Конституции РФ прямого наименования соответствующих комплексных конституционных положений. То есть отсутствие в Конституции РФ прямых указаний на свободу труда и право на труд не означает фактического отказа от закрепления данных категорий на территории России.

Традиционно свободу труда разделяют на две части — «позитивную» (свобода «для» чего-либо) и «негативную» (свобода «от» чего-либо). Именно элементы данных формул находят свое закрепление в ст. 37 Конституции РФ. Первый элемент (возможность человека выбирать, заниматься ему какой-либо незапрещенной законом трудовой деятельностью или нет) отражается в положении ч.1 ст. 37

Конституции РФ «Труд свободен». Второй элемент (возможность осуществления выбора по собственной инициативе определенного рода деятельности и профессии) обнаруживается в ч.1 ст. 37 Конституции РФ: «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Отсылка к третьему элементу содержания свободы труда (запрету дискриминации) закреплена ч.3 ст. 37 Конституции РФ («… без какой бы то ни было дискриминации.»). Четвертый элемент (запрет принудительного труда) находит прямое закрепление в ч.2 ст. 37 Конституции РФ (Принудительный труд запрещен). Следовательно, рассмотрение свободы труда через единство позитивного и негативного содержания, позволяет определить её как возможность индивида свободно, без принуждения и дискриминации принимать решение о форме реализации свободы труда, а так же о роде деятельности и профессии при активной форме реализации свободы труда.

Помимо свободы труда, ст. 37 Конституции РФ содержит положение о праве на труд. Сложность в определении содержания права на труд заключается в том, что для этого не существует какого-либо образца или формулы. Структурно содержание категории право на труд в конституциях различных государств может быть неодинаковым. Определить содержание права на труд возможно только при проведении анализа конституционной нормы, содержащей права и свободы в сфере труда. Основное содержание права на труд, признаваемое российской Конституцией, указано в ст. 37, а именно право свободно распоряжаться своими способностями к труду (ч.1 ст. 37), право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37), право на вознаграждение (ч.3 ст. 37), право на защиту от безработицы (ч.3 ст. 37), право на индивидуальные и коллективные трудовые споры (п.4 ст. 37), право на забастовку (ч.4 ст. 37) и право на отдых (ч.4 ст. 37).

Основываясь на проведенном анализе различных точек зрения, норм Конституции РФ и решений КС РФ, можно сделать ряд выводов. Во-первых, в Конституции РФ свобода труда и право на труд учреждены посредством конституирования содержания данных категорий и представляют собой обособленные категории, которые вместе с тем связаны возможностью осуществления свободного выбора в сфере труда. Однако регламентация данных вопросов достаточно сегмен-тарна, что не позволяет в полной мере обличить отношение законодателя и правоприменителей к консти-туированию категорий в сфере труда и очерчиванию их содержания. Во-вторых, для устранения разночтений в понимании конституционной нормы, закрепляющей права и свободы в сфере труда, необходимо внести определенные уточнения. В связи с выведенным содержанием конституционных положений и указанием особенности способа учреждения положений в Конституции РФ, отсутствует необходимость вносить изменения в текст Конституции РФ. Изменения Основного закона государства сказываются на его стабильности и авторитете, в связи с чем целесообразность внесения пояснений в текст ст. 37 Конституции РФ будет несоразмерной по сравнению с возможными последствиями. Соответствующие уточнения будут достаточными и при прописывании их в актах КС РФ, который, как указывалось выше, признает конституционность данных категорий, но недостаточно раскрывает их сущность. Вслед за пояснениями КС РФ соответствующие пояснения, уточняющие и разви-

вающие конституционные положения допустимы в Трудовом кодексе РФ и иных нормативных правовых актах, затрагивающих вопросы в сфере труда как на федеральном, так и на региональном уровнях, в частности, в ст. 2 Трудового кодекса РФ, формулировка которой представляет связывающий свободу труда и право на труд элемент (возможностью осуществления свободного выбора в сфере труда) в качестве комплексного положения право на труд.

Список литературы:

4. Воронов И.Ю. Свобода труда в трудовых правоотношениях // Вестник МГПУ. Серия «Юридические науки». 2009. №1 (3). 89-93 с.

5. Зобнина И.В. Значение Конституции РФ в российском трудовом праве: дисс. канд.юрид.наук.: Пермь. 1999. 188 с.

6. Красноярова Е.В. Свобода труда и ее ограничения в сфере применения наемного труда // Пролог law. 2014. №2. 20-24 с.

7. Лещенко А.Х. Перспективы правотворчества субъектов РФ по реализации прав и свобод граждан в сфере труда // Теория и практика общественного развития. 2014. №15. 130-132 с.

9. Пресняков, М.В. Конституционный принцип свободы: формы и виды реализации // Гражданин и право. 2012. №8. 37-38 с.

14. Эбзеев, Б.С. Конституция, власть и свобода в России: Опыт синтетического исследования. М.: Проспект. 2014. 336 с.

15. Ярошенко Д.Н. Право на труд в современной России: автореф. дис. канд.юрид.наук.: 12.00.05. М., 2014. 28 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рецензия

на статью «К вопросу о соотношении категорий «свобода труда» и «право на труд» в конституционной доктрине и решениях Конституционного Суда Российской Федерации» аспирантки кафедры конституционного и международного права ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» Канаковой Анны Евгеньевны, предлагаемую для опубликования в «Пробелы в российском законодательстве».

Научная статья А.Е. Канаковой посвящена анализу различных взглядов на конституциализацию положений о свободе труда и праве на труд в отечественной доктрине и решениях Конституционного Суда Российской Федерации с формулированием собственных авторских позиций.

Прежде всего необходимо отметить, что актуальность статьи не вызывает сомнения: в условиях нечеткости выражения отдельных положений Конституции РФ в сфере трудовой деятельности существует необходимость в обновлении конституционной доктрины и практики регулирования трудовых отношений, определения сущности, форм проявления и содержания свободы труда и права на труд.

Содержание статьи характеризуется известной научной новизной. В частности, в ней раскрываются основные причины употребления в юридическом лексиконе положений о свободе труда и праве на труд, несмотря на то, что они прямо не провозглашены Конституцией РФ (С. 2-3); обобщаются взгляды исследователей на вопрос о конституировании свободы труда и права на труд в России (С. 3-4, 6-7); анализируются влияние норм Конституции РФ, иных правовых актов на фактическое применение исследуемых положений (С.4-5, 7), правовые позиции Конституционного Суда РФ в части определения конституционной природы свободы труда и права на труд (С.5-6, 7-10). Следует согласиться с автором в том, что совершенствование доктрины, правового регулирования и практики реализации принципов свободы труда и права на труд должно стать одним из приоритетных направлений деятельности законодателя и органов конституционной юстиции с целью снятия неопределенности в выражении отдельных конституционных норм в сфере труда. В этой связи заслуживают внимания отдельные авторские предложения по внесению изменений в некоторые федеральные законы.

Научная статья А.Е. Канаковой «К вопросу о соотношении категорий «свобода труда» и «право на труд» в конституционной доктрине и решениях Конституционного Суда Российской Федерации» характеризуется системностью постановки вопросов и их изложения, аргументированностью основных положений, выводов и предложений, отвечает требованиям, предъявляемым к такого рода работам. Она является частью научного исследования, выполняемого в рамках подготавливаемой к защите кандидатской диссертации по этой тематике. Рекомендую настоящую статью для публикации в «Пробелы в российском законодательстве». Статья рекомендуется для публикации в открытой печати. Ранее она не публиковалась.

Научный руководитель

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета (МГЮА) им. О.Е. Кутафи-на В. В. Невинский

Закрепленная в Конституции России свобода труда означает право свободно распоряжаться своими способностями к труду, вы­бирать род деятельности и профессию, а также запрет принудитель­ного труда. Таким образом, свобода труда проявляется в потенциаль­ной возможности трудоустройства гражданина и выбора им сферы приложения своих трудовых способностей. Однако действующая Конституция России не гарантирует само трудоустройство челове­ка. Государство лишь обеспечивает содействие в трудоустройстве, а также принимает меры по защите от безработицы.

Российское законодательство в широком смысле предусматри­вает две формы трудоустройства граждан — работа по трудовому договору и работа по договору гражданско-правового характера. Гарантии трудовых прав работнику предоставляются, прежде всего, при работе на основе трудового договора.

Трудовое законодательство предусматривает, что в тех случаях, когда договором гражданско-правового характера фактически регу­лируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законода­тельства и иных актов, содержащих нормы трудового права (статья 11 Трудового кодекса Российской Федерации).

Одной из гарантий реализации трудовых прав граждан вы­ступает запрет необоснованного отказа в заключении трудового договора, предусматривающий, что какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в за­висимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, про­исхождения, имущественного, социального и должностного поло­жения, возраста, места жительства, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, запрещается.

По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письмен­ной форме. При этом отказ может быть обжалован в судебном порядке.

Конституционной гаранти­ей трудовых прав граждан является правило о том, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих тре­бованиям безопасности и ги­гиены, а также на вознаграж­дение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом ми­нимального размера оплаты труда.

Необходимо отметить, что заработная плата — это вознагражде­ние за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, ко­личества, качества и условий выполняемой работы, а также компенса­ционные выплаты и стимулирующие выплаты.

К числу одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников относится обязательная величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (с 1 июня 2011 года ми­нимальный размер оплаты труда составляет 4611 рублей в месяц).

В целях защиты своих прав работники наделяются правом на ин­дивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, вклю­чая право на забастовку.

Неотъемлемым элементом свободы труда является право на от­дых, являющееся важным социальным благом, необходимым услови­ем жизнедеятельности человека. Право на отдых возникает с момента заключения трудового договора и состоит в ограничении продолжи­тельности рабочего времени. Рабочая неделя у рабочих и служащих не может превышать 40 часов. Всем трудящимся гарантированы дни еженедельного отдыха, выходные и праздничные дни, отпуск пред­ставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней, имеются отпуска для отдельных категорий работников большей продолжительности.

Основные законодательные акты:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации.

Объективная сторона преступления выражается в организации рабского труда, т.е. в таком использовании виновным труда другого человека, при котором оно в отношении этого лица осуществляет полномочия, присущие праву собственности. Виновное лицо владеет, пользуется и распоряжается результатами труда подневольного работника, его услугами, а подневольное лицо по не зависящим от него причинам не может отказаться от их выполнения.
Преступление считается оконченным с момента фактического использования виновным рабского труда другого человека, если потерпевший по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ или услуг. Количество отработанного времени потерпевшим при осуществлении такого труда значения не имеет.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъект указанного преступления — любое лицо, достигшее возраста 16 лет. Квалифицирующие признаки ч. ч. 2 и 3 ст. 127.2 УК в основном совпадают с квалифицирующими признаками ч. ч. 2 и 3 ст. 127.1 УК. Под шантажом при использовании рабского труда следует понимать угрозу со стороны виновного лица предать огласке порочащие другое лицо или его близких сведения или такие данные, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего, его близким, например раскрыть тайну усыновления.

Следующая статья «
К тексту закона «

Новая редакция Ст. 106 ТК РФ

Время отдыха — время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Комментарий к Статье 106 ТК РФ

Право на отдых относится к естественным и неотъемлемым правам человека. Статья 37 Конституции РФ предусматривает, что работающим по трудовому договору гарантируется установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск. Следовательно, это право является также конституционным. Трудовой кодекс РФ закрепляет обеспечение права на отдых в качестве одного из принципов правового регулирования трудовых и непосредственно с ними связанных отношений (ст. 2 Трудового кодекса РФ). Кроме того, в статье 21 Трудового кодекса РФ право на отдых названо в качестве одного из основных прав работника.

Раздел 5 Трудового кодекса призван обеспечить реализацию указанных конституционных гарантий, их конкретизацию и создание условий для надлежащего использования работниками полагающегося им времени отдыха.

В соответствии со статьей 106 Трудового кодекса РФ под временем отдыха понимается время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Следовательно, время отдыха работник использует для удовлетворения своих личных потребностей, интересов, для восстановления затраченных сил.

Трудовое законодательство не предусматривает порядок использования времени отдыха, оно определяет лишь общие правила его предоставления за конкретный период, а именно: в течение рабочего дня (смены), календарных суток, недели, года. Все, что касается порядка использования времени отдыха, — это право самого работника.

Нормы Трудового кодекса РФ (гл. 17 — 19), которые устанавливают правовое регулирование времени отдыха, распространяются на лиц, работающих по трудовому договору в организациях независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, на которых они базируются.

Другой комментарий к Ст. 106 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Часть астрономического, или календарного, времени, находящаяся за пределами рабочего времени, — это внерабочее время. Статья 106 ТК РФ определяет его как время отдыха. Время отдыха используется работником для удовлетворения личных потребностей, исполнения семейных обязанностей, для отдыха, восстановления трудового потенциала, развития личности, повышения образовательного уровня, укрепления здоровья, участия в различных сферах общественной и культурной жизни, реализации гражданских, политических, социально-экономических прав и свобод. С учетом весьма разнообразных способов использования времени отдыха очевиден условный характер этого термина.

2. Право на отдых провозглашено ст. 37 Конституции РФ неотъемлемым правом каждого. Это право включает право на разумное ограничение рабочего дня, на выходные и праздничные дни и на оплачиваемый ежегодный отпуск. Содержание и задачи правового регулирования времени отдыха состоят, во-первых, в обеспечении установленного законом ограничения рабочего времени и, во-вторых, в создании условий для использования времени, свободного от работы, в интересах работника.

3. Трудовой кодекс не регламентирует порядок использования времени отдыха — это прерогатива самого работника, а лишь определяет общие правила его предоставления в течение рабочего дня (смены), календарных суток, недели, года. Общие правила и гарантии касаются продолжительности периодов отдыха, условий и оснований их предоставления работникам, обязанностей работодателя, охраны права работников на получение и использование времени отдыха.

4. Нормы ТК, регулирующие время отдыха, обязательны для всех работодателей: организаций независимо от их организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей.

admin