Конституционное собрание

  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

Большинство предложенных поправок могут быть одобрены без участия рядовых избирателей Андрей Гордеев / Ведомости

Рассказывая в своем послании об изменениях в Конституцию, направленных на совершенствование государственного устройства России, Владимир Путин заявил, что их можно было бы принять обычным порядком, через Федеральное собрание, но лично он считает правильным учесть мнение граждан и вынести поправки на всенародное голосование. Слово «референдум» президент не произнес, однако по действующему законодательству единственной формой всенародного голосования «по вопросам государственного значения» является именно референдум.

Большинство предложенных поправок, касающихся перераспределения полномочий между ветвями власти, а также статуса руководителей федеральных и региональных государственных органов, действительно могут быть одобрены без участия рядовых избирателей. Подобные изменения, согласно ст. 136 Конституции, принимаются двумя третями голосов в Госдуме, тремя четвертями – в Совете Федерации и вступают в силу после одобрения парламентами как минимум двух третей регионов. Именно так, например, в 2008 г. принимались поправки об увеличении сроков полномочий президента и Госдумы, а в 2014 г. – о ликвидации Высшего арбитражного суда.

Однако первая из списка оглашенных президентом поправок – о «приоритете Конституции России в нашем правовом пространстве», то есть о том, чтобы международные договоры и решения международных органов действовали в России только в части, не противоречащей российской Конституции, – требует принципиального иного порядка принятия.

Действующий Основной закон гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Это пункт 4 ст. 15, которая входит в первую главу Конституции («Основы конституционного строя»). А она, как и главы 2-я («Права и свободы человека и гражданина») и 9-я («Конституционные поправки и пересмотр Конституции»), согласно ст. 135, «не может быть пересмотрена Федеральным собранием», и для нее предусмотрена особая процедура.

Сначала предложение о пересмотре положений этих глав должно быть поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы. Если их одобрение получено, созывается Конституционное собрание, которое «либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции». Во втором случае проект нового Основного закона либо принимается самим Конституционным собранием (двумя третями голосов), либо выносится на всенародное голосование. Новая Конституция считается принятой, если во всенародном голосовании участвовали более половины избирателей России, а за проект проголосовали больше половины пришедших на участки.

Однако порядок формирования Конституционного собрания, процедура разработки им нового Основного закона и порядок его вынесения на всенародное голосование должны регулироваться федеральным конституционным законом, которого пока просто не существует. Соответствующие законопроекты неоднократно вносились в Госдуму начиная с середины 1990-х гг., но неизменно отклонялись депутатами.

Поэтому для запуска процедуры конституционных изменений (включающих пункт о приоритете российской Конституции над международными договорами) именно по этому сценарию сначала потребуется подготовить, внести и принять закон «О Конституционном собрании». Причем это положение Конституции также нельзя изменить без участия Конституционного собрания.

Однако есть способ обойти эту норму путем внесения поправки в главу 3-ю Конституции, для изменения которой не требуется созыва Конституционного собрания. В статье 79 говорится: «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации». Если дополнить эту статью словами о том, что международные договоры и решения международных органов действуют в России только в части, не противоречащей российской Конституции», то это фактически и будет означать установление приоритета российского законодательства над международным.

Главная страница / Законопроект № 874565-6 О Конституционном Собрании Российской Федерации

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О КОНСТИТУЦИОННОМ СОБРАНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального конституционного закона

Настоящий Федеральный конституционный закон определяет порядок созыва Конституционного Собрания Российской Федерации, подтверждения неизменности Конституции Российской Федерации, разработки и принятия проекта новой Конституции Российской Федерации, а также статус Конституционного Собрания Российской Федерации и порядок осуществления им деятельности.

Статья 2. Статус Конституционного Собрания Российской Федерации

Конституционное Собрание Российской Федерации (далее также Конституционное Собрание) – является временно действующим представительным и законодательным органом Российской Федерации, созываемым в порядке и на основании, определенных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом с целью принятия решения о подтверждении неизменности Конституции Российской Федерации либо разработки проекта новой Конституции Российской Федерации.

Статья 3. Созыв Конституционного Собрания

1. Решение о созыве Конституционного Собрания принимается Президентом Российской Федерации в случае, если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

2. В решении о созыве Конституционного Собрания, принимаемом Президентом Российской Федерации, устанавливается дата проведения первого заседания Конституционного Собрания и предельный срок полномочий созываемого Конституционного Собрания.

3. Президент Российской Федерации вправе принять решение о вынесении принятия решения о подтверждении неизменности Конституции Российской Федерации и принятии нового проекта Конституции Российской Федерации на всенародное голосование.

ГЛАВА II. СОЗЫВ КОНСТИТУЦИОННОГО СОБРАНИЯ

Статья 4. Состав Конституционного Собрания

1. В состав Конституционного Собрания включаются по должности руководители представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения Российской Федерации.

2. По предложению Президента Российской Федерации в состав Конституционного Собрания, от представительного органа города Российской Федерации с числом жителей более ста тысяч человек, могут быть включены до пяти членов такого представительного органа. В случае, определенном настоящим пунктом, такой представительный орган выбирает представителей в состав в состав Конституционного Собрания простым большинством.

Статья 5. Вступление в полномочия члена Конституционного Собрания

1. Лица, указанные в части первой статьи 4 настоящего Федерального конституционного закона, приобретают статус члена Конституционного Собрания с момента принятия решения о созыве Конституционного Собрания Президентом Российской Федерации.

2. Лица, указанные в части второй статьи 4 настоящего Федерального конституционного закона, приобретают статус члена Конституционного Собрания с момента принятия соответствующего решения представительным органом, на основании предложения Президента Российской Федерации.

3. Статус члена Конституционного Собрания подтверждается удостоверением члена Конституционного Собрания.

4. Полномочия члена Конституционного Собрания прекращаются с даты прекращения полномочий созванного Конституционного Собрания, а также в случае прекращения полномочий такого лица, как члена представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения Российской Федерации или в иных случаях, определенных настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 6. Вручение удостоверения члена Конституционного Собрания

1. Вручение удостоверений членов Конституционного Собрания осуществляется в торжественной обстановке в присутствии высших должностных лиц государства.

2. Вручение удостоверений членов Конституционного Собрания осуществляется за пятнадцать дней до дня созыва Конституционного Собрания, определенного решением о созыве Конституционного Собрания Президентом Российской Федерации.

Глава III. СТАТУС ЧЛЕНА КОНСТИТУЦИОННОГО СОБРАНИЯ

Статья 7. Иммунитет члена Конституционного Собрания

Член Конституционного Собрания является представителем всех граждан Российской Федерации, обладает неприкосновенностью и не может привлекаться к ответственности в связи с деяниями, совершенными им в связи с исполнением обязанностей члена Конституционного Собрания, в период, установленный для осуществления полномочий созванного Конституционного Собрания.

Статья 8. Гарантии и компенсации члена Конституционного Собрания

1. За исполнение обязанностей члена Конституционного Собрания лицо получает вознаграждение в размере, решением Президента Российской Федерации, принимаемым в период созыва Конституционного Собрания.

2. Члену Конституционного Собрания компенсируется стоимость проезда от места жительства до места проведения Конституционного Собрания и обратная дорога.

3. Члены Конституционного Собрания, не имеющие жилья в городе, где проводится Конституционное Собрание, обеспечиваются за счет средств федерального бюджета таким жильем на время с момента вручения удостоверения члена Конституционного Собрания до даты окончания работы Конституционного Собрания.

Статья 9. Права члена Конституционного Собрания

1. Член Конституционного Собрания вправе:

а) выступать на заседаниях Конституционного Собрания в соответствии с Регламентом Конституционного Собрания;

б) участвовать в разработке проекта новой Конституции Российской Федерации, путем направления Президенту Российской Федерации предложений по редакции новой Конституции Российской Федерации, в случае проведения предварительных публичных слушаний по вопросам принятия проекта новой Конституции Российской Федерации в поселениях, муниципального районах, городском округе или внутригородской территории города федерального значения Российской Федерации, представителем которого он является;

в) голосовать на заседаниях Конституционного Собрания;

г) обращаться с запросами в устной (на заседаниях Конституционного Собрания) или письменной форме к Президенту Российской Федерации, в органы государственной власти и к должностным лицам (ответ на такой запрос в письменной форме должен быть предоставлен в пятидневный срок);

д) пользоваться иными правами, предоставленными ему Конституцией Российской Федерации и настоящим федеральным конституционным законом.

2. До даты проведения первого заседания Конституционного Собрания, целях реализации положений пункта б) части первой настоящей статьи, представительный орган поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения Российской Федерации проводит предварительные публичные обсуждения по вопросам подтверждения неизменности Конституции Российской Федерации, а также разработки и принятия проекта новой Конституции Российской Федерации, на которых рассматриваются все обращения и предложения жителей по предмету публичных слушаний.

Глава IV. РАЗРЕШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СОБРАНИЯ

Статья 10. Обеспечение работы Конституционного Собрания

1. Материально-техническое, организационное, информационное и иное обеспечение деятельности Конституционного Собрания осуществляет Администрация Президента Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

2. Во время работы Конституционного Собрания его членам предоставляются информационные бюллетени о деятельности Конституционного Собрания и его органов, стенографические отчеты заседаний.

Статья 11. Место проведения Конституционного Собрания

1. Место проведения Конституционного Собрания определяется решением о созыве Конституционного Собрания, принятым Президентом Российской Федерации созыве Конституционного Собрания.

2. В помещении, где проводится Конституционное Собрание, размещаются изображение Государственного Герба Российской Федерации и Государственный Флаг Российской Федерации.

Статья 12. Регламент Конституционного Собрания

1. В своей работе Конституционное Собрание руководствуется Регламентом Конституционного Собрания, утвержденным Президентом Российской Федерации.

2. Регламент Конституционного Собрания должен быть предоставлен для ознакомления в членам Конституционного Собрания не менее чем за три дня до начала работы Конституционного Собрания.

Глава V. ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СОБРАНИЯ

Статья 13. Открытие Конституционного Собрания. Первое заседание Конституционного Собрания

1. Конституционное Собрание открывается исполнением Государственного Гимна Российской Федерации.

2. Вступительное слово на первом заседании Конституционного собрания зачитывается Президентом Российской Федерации

3. Президент Российской Федерации является по должности Председателем Конституционного Собрания. Председатель Конституционного Собрания руководит деятельностью Конституционного Собрания и обеспечивает соблюдение Регламента Конституционного Собрания.

4. На первом заседании Конституционного Собрания рассматриваются следующие вопросы:

а) заслушивается и обсуждается доклад представителя инициаторов предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, который представляет предложения по изменению положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации;

б) рассматривает вопрос о подтверждении неизменности Конституции Российской Федерации.

Статья 14. Подтверждение неизменности Конституции Российской Федерации

1. Решение о подтверждении неизменности Конституции Российской Федерации принимается двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания.

2. В случае принятия решения о подтверждении неизменности Конституции Российской Федерации, Конституция Российской Федерации считается подтвержденной, а Конституционное Собрание — прекратившим свои полномочия.

3. В случае непринятия решения о подтверждении неизменности Конституции Российской Федерации, Председатель Конституционного Собрания – Президент Российской Федерации объявляет дату проведения заседания Конституционного Собрания, на котором будет рассмотрен вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, а также определяет сроки предоставления членами Конституционного Собрания предложений по редакции новой Конституции Российской Федерации.

Глава VI. РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ

НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 15. Разработка проекта Конституции Российской Федерации

1. Для разработки проекта Конституции Российской Федерации члены Конституционного собрания направляют Президенту Российской Федерации предложения по сформированные по результатам публичных слушании по вопросам подтверждения неизменности Конституции Российской Федерации, а также разработки и принятия проекта новой Конституции Российской Федерации, в срок, определенный в соответствии с частью третьей статьи 14 настоящего Федерального конституционного закона.

2. Подготовленный проект Конституции Российской Федерации вносится Президентом Российской Федерации на рассмотрение Конституционного Собрания.

3. Президент Российской Федерации вправе принять решение о вынесении принятия нового проекта Конституции Российской Федерации на всенародное голосование. В этом случае, полномочия Конституционного Собрания прекращаются с даты принятия решения о вынесении принятия нового проекта Конституции Российской Федерации на всенародное голосование.

Статья 16. Рассмотрение проекта новой Конституции Российской Федерации

1. В случае если проект новой Конституции Российской Федерации был поддержан более чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов Конституционного Собрания, то считается, что Конституционное Собрание приняло новую Конституцию Российской Федерации.

2. В случае если проект новой Конституции Российской Федерации был поддержан менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов Конституционного Собрания, Президент Российской Федерации выносит принятие нового проекта Конституции Российской Федерации на всенародное голосование.

Глава VII. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 17. Подписание и вступление в силу новой Конституции Российской Федерации

1. В случае принятия новой Конституции Российской Федерации в порядке, определенном настоящим Федеральным конституционным законом, Президент Российской Федерации и Председатель Конституционного Собрания подписывают новую Конституцию Российской Федерации.

2. Подписание новой Конституции Российской Федерации происходит в торжественной обстановке в присутствии членов Конституционного Собрания, членов Совета Федерации, членов Правительства Российской Федерации, судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, иных высших должностных лиц Российской Федерации.

3. Новая Конституция Российской Федерации вступает в силу на следующий день после подписания в порядке, определённом частью первой настоящей статьи, если иной порядок не установлен переходными положениями новой Конституции Российской Федерации. В день вступления в силу новой Конституции Российской Федерации прекращает свое действие предыдущая Конституция Российской Федерации.

4. Принятая Конституционным Собранием Конституция Российской Федерации подлежит официальному опубликованию в трехдневный срок со дня принятия.

5. Органы государственной власти, сформированные в соответствии с предыдущей Конституцией Российской Федерации, действуют в соответствии с переходными положениями новой Конституции Российской Федерации.

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Статья 134

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Статья 135

1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Статья 136

Поправки к главам 3 — 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Статья 137

1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

Алфавитно-предметный указатель

admin