Конституция германской империи

Государственный строй Германии по Конституции 1871г.

По конституции 1871 г. в состав империи входили 22 монархии и несколько «вольных городов».Конституция наделяла их некоторой долей независимости, но в действительности то был союз, в котором не было даже формального равенства членов.

Главой империи по положению был король Пруссии, самого большого германского государства. Ему присваивался титул императора. Он был главой вооруженных сил империи. Он назначал всех имперских чиновников, включая главу правительства – союзного канцлера, делегатов Пруссии в верхнюю палату парламента, и мог, если желал, осуществлять непосредственное руководство министрами.

Верхней палатой Германской империи являлся Союзный совет– бундесрат. Члены его назначались правительствами государств. Председателем Союзного совета был по положению канцлер империи – прусский министр, назначаемый прусским королем.

Для отклонения законопроекта об изменении конституции (в том числе и такого, который мог бы затронуть господствующее положение Пруссии достаточно было противодействия 14 голосов, а Пруссия обладала 17-ю голосами, затем 22-мя. Противодействия Пруссии было достаточно и для отклонения любого законопроекта, касающегося армии, флота, некоторых налогов и сборов.

Нижняя палата германского парламента носила старинное название рейхстага. Он избирался сначала на три, затем (с 1887 г.) на пять лет. Законодательная инициатива рейхстага была незначительной, также как и его власть. В том случае, когда он отклонял законопроект, правительство могло обойти это препятствие, проведя через бундесрат иначе отредактированный указ с тем же содержанием. Какого-либо контроля над министерствами рейхстаг не имел. Рейхстаг избирался всеобщим мужским избирательным правом при тайном голосовании сроком на 3 года. Досрочный роспуск рейхстага мог быть произведен простым постановлением Союзного совета, и это не раз делалось.

Имперское правительство было представлено в единственном лице – канцлера (Бисмарка).

Кабинета министров не существовало. Министры, ведающие определенным кругом обязанностей, были не столько коллегами канцлера, сколько его подчиненными, его заместителями.

Реакционная по своему основному строю и духу конституция 1871 г. была наполнена юридическими нелепостями и несообразностями. «Президент» империи был связан контрасигнатурой канцлера, которого он назначал и смещал по своему усмотрению. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но, как и прусский король, он мог приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный закон, касающийся конституции, финансов и военного дела.

По своему классовому содержанию конституция 1871 г. была выражением установившегося задолго перед тем неписаного союза между феодально-юнкерским землевладением и быстрорастущим прусско-германским капиталом. Господство в названном союзе находилось без сомнения в руках помещиков и клерикалов (церковников): напуганная пролетарским революционным движением, «увидевшая, что демократическими учреждениями пользуются рабочие для себя и против капиталистов…», германская буржуазия повернула к лакейству перед помещиками.

В борьбе против рабочего движения Бисмарк прибег к мерам уголовной и административной репрессии. Воспользовавшись первым подходящим случаем, Бисмарк провел через парламент так называемый исключительный закон 1878 г.

Тюремное заключение и крупный штраф угрожали всякому за состояние в организации, желающей «свержения существующего государственного или общественного строя путем социал-демократических, социалистических или коммунистических устремлений».

Конституционный механизм Германской империи соз­давался для наиболее эффективного решения под руковод­ством Пруссии сложных внутри- и внешнеполитических задач, главным образом с помощью военной силы. В Кон­ституции нет ни декларации, ни главы, посвященной пра­вам и свободам немцев. Вместе с тем самая обширная глава XI посвящена "военному делу империи", в которой закрепляются всеобщая воинская обязанность (ст. 5, 7) при при­надлежности каждого немца в течение 7 лет (по общему правилу — с 20 до 28 лет) к составу армии (ст. 59), требова­ние немедленного введения по всей империи прусского во­енного законодательства и подготовки всеобщего имперско­го военного закона с целью создания единой германской армии, "подчиненной императору, безусловно следующей его приказу" (ст. 64), право императора назначать, уволь­нять, перемещать всех высших чинов, использовать армию для полицейских целей (ст. 66) и объявлять любую союзную территорию на военном положении, если что-либо "угро­жает общественной безопасности" (ст. 68) и пр.

104 Революция «Мэйдзи» 1868 года в Японии

В первой половине XIX в. многие государства Европы встали на путь промышленного развития. Япония в отличие от них оставалась отсталой феодальной страной. Верховная власть по-прежнему была в руках военных правителей — сегунов из княжеского рода Токугава. По-прежнему проводилась политика «закрытия» страны, или изоляции от внешнего мира. Экономическое положение страны с ее 30-миллионным населением было очень тяжелым. Площадь обрабатываемых земель не расширялась, оставаясь такой же, какой была в начале XVIII в. В результате голода умерло около 1 млн человек.

В этих условиях все больше свою враждебность к сегуну и симпатии к императору стали проявлять князья — высшие представители самурайского сословия. Некоторые из них уже не считались с суровыми указами сегунов о «закрытии» страны и позволяли себе то, чего не могли позволить раньше. Например, втайне от правительства было построено несколько небольших кораблей по европейскому образцу, а также предприятий по производству стекла и железа. Ранее подобные нарушения указа о самоизоляции карались смертной казнью. Теперь же это сходило с рук, потому что сегуны потеряли свое былое влияние и могущество. Многие самураи, в том числе и некоторые князья, все больше задумывались о восстановлении императорской власти и проведении реформ по европейскому образцу. В середине XIX в. капиталистические державы Запада резко усилили свое давление на Японию.

Государственный строй Германии по Конституции 1871 г.

Они настойчиво стремились покончить с самоизоляцией этой страны, которая по-прежнему отказывалась от контактов с иностранными державами. Особенно активными в этом стремлении были Соединенные Штаты Америки и Россия. Американцы были первыми, кто под угрозой применения силы навязал Японии неравноправные договоры: первый — в 1854 г. и второй — в 1858 г. Их примеру тотчас последовали Англия, Голландия, Франция и Россия. Иностранцы получили право неограниченной торговли, на их товары устанавливались низкие таможенные пошлины.

Патриотически настроенные самураи были недовольны сегуном и иностранцами. Выдвинув лозунг восстановления императорской власти, они объединились вокруг 15-летнего императора Муцухито. Был объявлен сбор военных сил, поддерживающих императора. От имени императора в январе 1868 г. руководители движения объявили о свержении правительства сегуна и образовании нового правительства во главе с императором. Сёгун двинул против них верные ему войска, но они потерпели поражение. В ночь со 2 на 3 января 1868 г. в истории Японии произошло важнейшее событие — был оглашен указ о «реставрации» (восстановлении) императорской власти, упразднении сегуната и учреждении нового правительства. Сегун не подчинился, и в стране разразилась гражданская война. Летом 1869 г. сегун признал себя побежденным. Власть перешла в руки князей и самураев — сторонников императора. Было официально объявлено о восстановлении императорской власти. Военно-феодальная система сегуната прекратила свое существование.

В Японии начались экономические и политические реформы. В сфере экономических отношений были проведены следующие реформы: • распущены цеховые монополии — упразднены цеха и гильдии, а также связанная с ними регламентация ремесла и торговли; • провозглашены буржуазные свободы: свобода купли-продажи земли, выбора профессии и места жительства и др.; • введено формальное равенство всех сословий перед законом; • установлено право частной собственности на землю (все владельцы земли становились ее собственниками);• введен единый поземельный налог, заменивший многочисленные феодальные подати. Закрылись все внутренние таможни. Вводились единые для всей страны единицы измерения. В 1872 г. был принят закон о всеобщем начальном образовании. В политической сфере: • неравноправные международные договоры были аннулированы; • армия реорганизовалась по германскому образцу, а флот — по английскому, была введена всеобщая воинская повинность; самураи сохранили привилегированное право на занятие офицерских должностей. В сфере государственного управления: • ликвидированы княжества и вместо них созданы префектуры; • вместо прежних четырех учреждены три сословия, в состав которых вошли бывшие князья и придворная аристократия; дворянство; сословие простого народа, к которому относилась и торгово-промышленная буржуазия. Были учреждены министерства по отдельным отраслям управления, а в качестве высшего органа исполнительно-распорядительной власти создан кабинет министров при императоре. При этом назначения на должности проводились по конкурсной системе. Вместо старых границ феодальных княжеств было установлено административно-территориальное деление по губерниям.

Восстановление власти императора вошло в историю под названием «реставрация Мэйдзи». Мэйдзи в переводе с японского означает «просвещенное правление». Именно такое название получила эпоха правления императора Муцухито (1868—1912. Эти события называют революцией Мэйдзи. Свержение сегуната было действительно революционным событием. Реформы 1868— 1873 гг. положили начало превращению Японии из страны феодальной в страну капиталистическую.

Образование Германской империи

В ходе революции в Германии был выдвинут вопрос о национальном объединении страны, об устройстве единой Германии.

Государственный строй Германии по Конституции 1871г.

Сложным был вопрос о том, под чьей эгидой состоится объединение Австрии или Пруссии. Большая часть германской буржуазии поддерживала план создания «Малой Германии», т.е. объединения немецких государств под эгидой прусской династии Гогенцоллернов без включения Австрии.

В 1862 г. во главе правительства Пруссии был поставлен Отто фон Бисмарк (1815-1898), бундесканцлер, ответственный лишь перед президентом Северо-Германского союза, которым являлся король Пруссии. Бисмарк приступил к объединению Германии «железом и кровью». Первыми шагами в объединительном процессе стали войны Пруссии с Данией в 1864 г. и Австрией в 1866 г.

По Пражскому миру государства Ганновер, Гессен, Нассау, Франкфурт были присоединены к Пруссии. Австрия устранилась от участия в решении германских вопросов. Пражский мир также предусматривал создание Северо-Германского союза из государств, расположенных севернее р. Майн. Пруссия теперь стала неоспоримым лидером национального объединения Германии.

Россия соблюдала нейтралитет и облегчала этим объединительный процесс Пруссии. В образованном в 1867 г. Северо-Германском союзе Пруссия играла главенствующую роль, которая обеспечивалась прежде всего передачей ей командования над союзными войсками.

Интересы буржуазии были поддержаны введением полной свободы передвижения, единой системы мер и весов, отменой остатков цеховых привилегий, что открывало более широкие возможности для успешного развития капитализма и укрепляло союз буржуазии с правительственными кругами. Однако буржуазия фактически не получила доступа к политической власти. Остатки феодализма продолжали сказываться в различных областях жизни.

Военные и политические успехи Пруссии пугали Францию. Правительство Наполеона III сочло своевременным в 1870 г. начать против Пруссии войну. Пруссия оказалась более подготовленной к войне, чем Франция. Если Пруссия мобилизовала свыше 1 млн. чел., то французская армия после мобилизации насчитывала 500 тыс. чел. Превосходило количественно и качественно и вооружение прусской армии.

На первом этапе Франко-прусская война являлась для немцев исторически прогрессивной, так как они стремились завершить национальное объединение Германии. Франция же ставила целью задержать объединение германских государств в единое государство и сохранить за собой преобладающее влияние в Европе.

4 августа 1870 г. германские войска начали общее наступление. Франция сразу же стала терпеть неудачи. В сражении в районе Седана численно превосходившие немецкие войска нанесли сокрушительный удар французской армии. 2 сентября по приказу Наполеона III седанская крепость капитулировала. С сентября 1870 г. характер Франко-прусской войны меняется. Теперь Франция ведет освободительную войну, а Германия захватническую, – она стремится к отторжению от Франции Эльзаса и Лотарингии.

27 октября 1870 г. без боя маршал А. Баэен (1811-1888) сдал крепость Мец со 180-тысячным войском. С капитуляцией французов освободились значительные силы противника для обеспечения осады Парижа. 18 января 1871 г. Вильгельм I (1797-1888) во дворце французских королей Версале в торжественной обстановке был провозглашен наследным королем Германской империи.

Страх перед революционными выступлениями рабочих вынудил французское правительство на скорейшее заключение мира. 28 января было подписано перемирие на тяжелых условиях. Мирный договор, заключенный 10 мая 1871 г., был еще более тяжелым. Франция обязывалась выплатить 5 млрд. франков контрибуции, уступала Германии Эльзас и северо-восточную часть Лотарингии.

Победа Пруссии над Францией довершила дело объединения Германии в единое государство – Германскую империю.

Завершение объединения Германии произошло «сверху», в ходе захватнической войны. Прусское юнкерство (крупные земельные собственники) в объединительном процессе выступило господствующей силой, в которой огромную роль играла политика милитаризма.

Те немецкие государства, которые оставались вне Северо-Германского союза, были подчинены Бисмарком Пруссии. Германская империя объединила 22 германские монархии и три вольных города Любек, Бремен и Гамбург. В апреле 1871 г. была принята конституция Германии, утверждавшая федеративное государственное устройство страны.

Национальное объединение Германии было прогрессивным явлением, способствующим дальнейшему развитию капитализма в стране. Однако форма объединения во главе с Прусской монархией была реакционной и опасной для народов Европы. Торжество Германии превращало ее военные силы в важнейший инструмент внутренней и внешней политики. Правящие круги выдвинули цель прорыва Германии к мировому господству.

Объединение Германии, государственный строй по Конституции 1871 г

Государственный строй Германии по Конституции 1871 г.

После победы над Францией и коронования германского императора в Версальском дворце была подготовлена и введена в действие Конституция Германской империи от 16 апреля 1871 г. Она представляла собой конституцию федерации 22 монархий и трех вольных городов (Любек, Гамбург, Бремен) при общем главенстве Пруссии, которой было предоставлено 17 из 58 голосов в Союзном совете (бундесрате), тогда как для приостановки движения какого-либо законопроекта достаточно было всего 14 голосов. Главой империи стал король Пруссии — самого большого из объединившихся государств (свыше половины всей территории и 60% населения). Он был главнокомандующим вооруженными силами, назначал всех высших имперских чиновников, включая главу правительства — канцлера. Он же назначал делегатов в верхнюю палату.

Нижняя палата именовалась по традиции рейхстагом, избиралась на три года (после 1887 г. — на пять лет), обладала малозначительными законодательными полномочиями и не имела никакого влияния и контроля над министрами и канцлером. Сам император был склонен к упразднению всеобщего избирательного права для мужчин и ликвидации парламента на том основании, что они слишком напоминают порождение французской революции, которая была "преступлением против Бога и людей".

Основными чертами германской союзной империи можно считать следующие:

• все участники союза были монархиями, а не республиками;

• монархическая власть нелегко поддается ограничениям, хотя в конституции было записано, что имперские законы имеют преимущество перед законами областными и что "надзору империи и ее законодательству принадлежит общее законодательство в гражданском праве, уголовное право и судопроизводство" (ст. 4 в ред. 1873 г., принятая после троекратного, начиная с 1871 г., обсуждения полномочий законодательного собрания империи) ;

• монархическая организация сохраняла крайнюю неравномерность могущества отдельных государств и привела к тому, что империя была оформлена как договорный союз. В преамбуле в связи с этим говорилось, что прусский король от имени Северо-германского союза и еще ряд монархов заключают "вечный союз для защиты союзной территории и применяемого на ее протяжении права, а также для обеспечения благосостояния немецкого народа. Этот союз будет именоваться Германской империей".

Конст 1871. Победа над Австрией выдвинула Пруссию на роль объединяющей Германию силы. Пруссия была единственным немецким гос-ом, 1) введшим у себя всеобщую воинскую повинность, 2) всеобщее обязательное обучение, Бисмарк с успехом осуществил политику воссоединения Германии. Важнейшим итогом австро-прусской войны являлось присоединение к Пруссии ряда северогерманских гос-в, в том числе Ганновера, Гессен-Кастеля, Франкфурта-на-Майне. В Центральной Европе возникло новое гос-во, получившее название Северо-Германского союза. В Союз не вошли южно-германские гос-ва: Бавария, Саксония, Вюртемберг и др. Их насильственному объединению в новую империю препятствовала Франция. В 1870 г. Пруссия спровоцировала войну с Францией. В этой войне Франция была разгромлена. Прусский король был коронован императором объединенной Германии, и таким образом в центре Европы возникло новое гос-во — Германская империя. Конституция Германии 1871 г. Согласно новой германской К, в состав новообразованной империи вошли 1) 22 монархии и 2) несколько вольных городов. К наделила эти гос-ва незначительной самостоятельностью, постепенно сокращавшейся. Главой империи был прусский король. По К, Союзному совету вручалась законодат власть — наряду и вместе с рейхстагом — и значительная исполнит власть. Бундесрат располагал своим аппаратом — комиссиями, специализированными по различным областям об-ой и гос жизни. К отводила рейхстагу важное место в законодат процессе, но фактическая власть рейхстага была сравнительно небольшой. Разделение властей на законодат и исполнит так и не было создано до Веймарской К 1919г. К декретировала введение всеобщего муж избират права.

Дата добавления: 2016-12-05; просмотров: 1159 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


1. Конституция Германской империи 1871 г.

2. Политический режим кайзеровской Германии

Конституция Германской империи 1871 г.

В 1871 г. была принята Конституция Германской империи, которая в значительной мере воспроизвела конституцию Северо-Германского союза, а также учла договоры с южногерманскими государствами путем ряда конституционных новаций. За этими государствами закреплялись некоторые особые права. Бавария и Вюртемберг, например, сохранили право на такую доходную статью местного бюджета, как налог на водку и пиво, а также на управление почтой и телеграфом. У Баварии сохранялась определенная самостоятельность в области управления армией и железными дорогами, к тому же в имперском комитете по "армии и крепостям" она занимала постоянное место, в то время как другие члены комитета назначались императором.

Под ее председательством действовал комитет иностранных дел, состоящий из уполномоченных Саксонии, Вюртемберга, с включением двух ежегодно избираемых членов других государств (гл. III, ст. 8(8)).

Составители Конституции 1871 г. законодательно закрепили ту же "жесткую" модель федеративно-административного политического устройства, которая разработана была их франкфуртскими предшественниками, передав федеральному собранию (Союзному совету — бундесрату и рейхстагу) законодательную компетенцию по вопросам армии, флота, внешней политики, таможни и торговли, почты, телеграфа, железных дорог, судоходства и пр. При этом Конституцией предписывалось, что "имперские законы имеют преимущество перед законами земельными" (гл. II, ст.2).

В статьи третьей главы Конституции 1871 г. "Союзный совет" (Bundesrat) включены положения, закрепляющие организационную структуру весьма своеобразной формы германской федерации, получившей название "союза неравных". Рейхсрат, формально призванный стоять на страже интересов субъектов федерации, не соответствовал своему назначению, прежде всего в силу неравного представительства входящих в федерацию государств.

Канцлер был не только единственным имперским министром, но и председателем бундесрата. Его голос был решающим в верхней палате при равенстве голосов (3, ст. 7, разд. III), если он выступал "за сохранение существующих предписаний и установлении", касающихся административных положений, регулирующих исполнение общего законодательства о таможенных тарифах, о ряде важнейших косвенных налогов (гл. VI, ст. 37), а также если в бундестаге не достигалось соглашения по военным вопросам. И более того, если общие расходы империи не покрывались соответствующими налогами и пошлинами, он имел право назначать взносы с имперских государств для пополнения имперского бюджета (гл. XII, ст. 70).

Конституция 1871 г. не знала принципа "ответственное правительство", ставшего лозунгом либеральной буржуазии, выступавшей против "мнимого конституционализма" Германской империи, за парламентскую монархию вестминстерской модели.

Объединение Германии, её государственный строй по конституция 1871 г.

На исполнительную власть по Конституции фактически не возлагалось никакой ответственности.

Почти самодержавная власть германского императора должна была сдерживаться лишь правом канцлера на Контрасигнатуру. Но при подписании военных приказов, объявлении войны, заключении мира, в вопросах командования армией и флотом император не был связан контрасигнатурой канцлера. Канцлер также должен был ежегодно представлять Союзному совету и рейхстагу отчет о расходах (XII, 72), но сместить его с должности мог только император, что превращало эту ответственность в функцию.

Конституция 1871 г. не провозглашала даже формально принципа "народного суверенитета", который приходил в полное противоречие с консервативными представлениями правящих кругов (и в значительной мере массового сознания) о государственной власти монарха, воля которого является высшей. От имени императора осуществлялась и исполнительная, и законодательная власть, определялась компетенция государственных учреждений и должностных лиц.

Рейхстаг, нижняя палата, создаваемая на основе "всеобщих выборов с тайной подачей голосов", находился под контролем императора. Он обладал значительно меньшими полномочиями, чем бундесрат. Ни один закон, принятый рейхстагом, не мог увидеть свет без утверждения бундестагом (гл. III, ст. 7), которому предоставлялись также полномочия на издание административных предписаний и инструкций, необходимых для проведения в жизнь имперских законов, как право роспуска рейхстага при согласии императора (гл. V, ст. 23), разрешения конфликтов между землями с правом определять необходимость применения мер принуждения (экзекуции) к союзным государствам (гл. IV, ст. 19). Формально "всеобщее избирательное право" также не было всеобщим при высоком возрастном цензе (в 25 лет), при лишении избирательного права лиц, пользующихся помощью для бедных, ограниченных в гражданских и политических правах по суду, "нижних чинов войска и флота, находящихся на службе" и пр.

Бурные споры при создании конституции вызвал вопрос о вознаграждении депутатов. Победила точка зрения О. Бисмарка, что члены рейхстага не должны получать за свою работу "никакого жалованья или вознаграждения" (гл. V, ст. 32).

Конституционный механизм Германской империи создавался для наиболее эффективного решения под руководством Пруссии сложных внутри- и внешнеполитических задач, главным образом с помощью военной силы. В Конституции нет ни декларации, ни главы, посвященной правам и свободам немцев. Вместе с тем самая обширная глава XI посвящена "военному делу империи", в которой закрепляются всеобщая воинская обязанность (ст. 5, 7) при принадлежности каждого немца в течение 7 лет (по общему правилу — с 20 до 28 лет) к составу армии, (ст. 59), требование немедленного введения по всей империи прусского военного законодательства и подготовки всеобщего имперского военного закона с целью создания единой германской армии, "подчиненной императору, безусловно следующей его приказу" (ст. 64), право императора назначать, увольнять, перемещать всех высших чинов, использовать армию для полицейских целей (ст. 66) и объявлять любую союзную территорию на военном положении, если что-либо "угрожает общественной безопасности" (ст. 68) и пр.

Политический режим кайзеровской Германии

Сложные социально-экономические процессы на пути исторического развития объединенной Германии XIX в., полном противоречий, непосредственно влияли на частые изменения ее политического режима. Особую роль в этих процессах играл ее канцлер (ранее — министр-президент Пруссии) О. Бисмарк, с именем которого в исторической литературе связывается проведение политики, определяемой противоречивыми понятиями: "революция сверху", "государственный социализм", "реакционный милитаризм", "бонапартизм" и пр.

Действительно, в Германии XIX в. была решена главная задача буржуазной революции — объединение страны, способствовавшее ее бурному развитию по пути экономического прогресса, развитию капиталистического предпринимательства, созданию множества акционерных компаний, банков, новых отраслей промышленности (судостроения, электроники, химической промышленности и пр.). Не случайно последнюю треть XIX в. в Германии называют временем грюндерства (greunden — основать, учредить). Так, например, на основании закона 1875 г. о банках в стране создается руководимый канцлером центральный имперский банк, призванный осуществлять контроль над делами частных эмиссионных банков и пр. Имперский банк с этого времени становится мощным рычагом осуществления экономической политики правительства. Вводятся единые мера и вес, таможенные тарифы, патентное законодательство и пр. В течение двух-трех десятилетий страна превращается в одну из самых передовых и индустриально развитых стран Европы и мира.

Для первых лет канцлерства Бисмарка характерно преобладание либеральных методов и средств осуществления государственной власти. В это время не только снимается множество феодальных препон для развития предпринимательства и торговли, но и создается общеимперская партийная система, растут рабочие организации, партийная печать.

Ведущей буржуазной партией, задающей оппозиционный тон деятельности рейхстага, становится партия либеральной буржуазии — Национально-либеральная, под влиянием которой находилась в это время и значительная часть рабочего класса. Слева примыкала к ней мелкобуржуазная Прогрессистская партия, которая в 1884 г. сливается с левым крылом Национально-либеральной партии, образуя Немецкую свободомыслящую партию. Особое место в политической системе занимает разношерстная Католическая партия (Центра). Резко настроенная против Пруссии, она преследует партикуляристские цели.

Вместе с ростом промышленного пролетариата в 1869 г. возникает и первая рабочая Социал-демократическая партия (СДРП). В 1875 г. в результате объединения в Готе СДРП и Всегерманского рабочего союза (эзенахцев и лассальянцев) формируется реформистская Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ), которая по мере достижения своей организационной и политической зрелости становится во главе международного рабочего движения. Социалдемократы избираются в рейхстаг, их представительство со временем все больше растет.

Ситуация меняется в 1878 г., ставшем вехой наступления конца "либеральной эры" канцлерства Бисмарка. Застой в экономике, экономические трудности, рост влияния социалистов, успехи оппозиционных партий на выборах в рейхстаг — все это определяет резкий поворот правительства вправо. Правительство Бисмарка выдвигает проекты кардинальной финансово-экономической реформы, перехода от свободы торговли (главного требования либеральной буржуазии в сфере экономики) к протекционизму, к усилению правительственного вмешательства не только в экономику, но и в другие сферы общественной жизни, в частности пресечения с помощью репрессивного законодательства деятельности социалистов.

admin