Конституция Франции 1795

После поражения Парижской Коммуны захватившая власть крупная буржуазия не торопилась с созданием республиканских учреждений. Сформированное еще до Парижской Коммуны Национальное собрание было консервативным и только в 1875 г. оно провозгласило себя Учредительным собранием и приняло три основных закона, которые в совокупности и составили новую конституцию Франции: закон об организации государственных властей, закон об организации сената, закон об отношениях государственных властей.

В законах ничего не говорилось о суверенитете народа и термин "республика" не применялся. Во Франции утвердился смешанный парламентско-президентский строй. Законодательной властью обладали одновременно две палаты -Палата депутатов и Сенат. Нижняя палата депутатов избиралась на 4 года на основе прямых выборов при тайном голосовании. Не имели права голосовать женщины, военнослужащие и те, кто жил в данной местности менее полугода. Выборы проводились по мажоритарной системе в два тура. В первом туре считался избранным лишь тот кандидат, который набрал более 50 % голосов избирателей в округе. Если ни один из кандидатов не получал абсолютного большинства голосов, то проводился второй тур голосования. Избранным считался кандидат, получивший относительное большинство голосов по сравнению с другими кандидатами.

Верхняя палата — Сенат состоял из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Полномочия палат были примерно равными: решение вопросов войны и мира, принятие законов, запросы министрам, парламентские расследования и др. Палаты обладали правом законодательной инициативы. Однако бюджетные законы первоначально принимались палатой депутатов. Верховную власть осуществляли обе палаты вместе. Объединившись в Национальное собрание, они избирали на 7 лет президента и единственно могли пересматривать конституцию.

Глава государства — президент избирался на соединенном заседании палат тайным голосованием сроком на 7 лет, мог переизбираться на следующий срок. Ему было предоставлено право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, с согласия Сената распустить палату депутатов. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие государственные должности. Он имел право помилования. Акты президента нуждались в подписи соответствующего министра. Президенту было предоставлено право заключения и ратификации международных договоров. Но без согласия палат ему не разрешалось объявлять войну. При президенте как главе государства аккредитовывались иностранные дипломаты.

Сенат мог преобразовываться в Верховный суд над президентом, министрами и другими должностными лицами.Министров назначал президент, и они были солидарно ответственны перед парламентом. Органические законы 1875 г. являлись достижением по сравнению с Конституцией II империи, так как они оформили республиканский строй. Но в них ничего не говорилось о правах человека и гражданина. Следовательно, Основной закон 1875 г. менее демократичен по сравнению с конституциями 1793 и 1848 гг. В последующие годы в конституцию 1875 г. были внесены отдельные изменения. Законом 14 августа 1884 г. было запрещено возбуждать вопрос в парламенте о пересмотре республиканской формы правления. Была упразднена категория несменяемых сенаторов.

Французская Конституция 1795 г.

Всех их отныне избирала коммуна. Члены ранее правивших во Франции династий отныне не могли претендовать на пост президента республики. В первой половине XX в. во Франции наблюдалось падение роли президента и возрастание влияния парламента и правительства. Полномочия президента были сведены к представительским функциям главы государства.

Взаимоотношения палат парламента также несколько изменилось в пользу демократически избираемой палаты депутатов. Высшие органы государственной власти комплектовались на многопартийной основе. Определенные изменения произошли и в системе местного управления. Во главе администрации департамента стоял префект, назначаемый президентом, но практически подбираемый министром внутренних дел и подчиненный последнему. В кантонах не было органов местного самоуправления. В коммунах избирали муниципальный Совет, который возглавлял мэр. Французские колонии управлялись губернаторами, чиновничье-бюрократический аппарат которых формировался из столичных и местных чиновников из племенной знати. Государственный строй III Республики во Франции, юридически закрепленный в законах 1875 г., просуществовал до начала II мировой войны.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2239 | Нарушение авторского права страницы

Восстановление республики Конституция 1795 г.

В результате санкционированного Конвентом термидорианского переворота (8-9 термидора / 26-27 июля 1794 г.) диктатура правительства якобинцев была ликвидирована. Робеспьер и 22 его ближайших сподвижника были гильотинированы. Позднее та же участь постигла еще 71 человека за попытки восстановить Парижскую коммуну. Политически переворот передал власть в руки более умеренного революционного крыла, для которого идеалы собственности, порядка и конституции были непререкаемыми. Немалое значение в перевороте сыграло и точное осознание гибельности расширявшегося террора.

В течение года (июль 1794 – август 1795 гг.) Конвент ликвидировал важнейшие административные и политические институты диктатуры. Было проведено персональное обновление правительственных комитетов, сокращены полномочия Комитета общественного спасения. На основе декрета 1 августа 1794 г. затих террор, была изменена политика Революционного трибунала (следовало отныне устанавливать умышленную виновность в приписанном преступлении), в мае 1795 г. Трибунал был упразднен. Упразднены революционные комитеты на местах, а также изменена деятельность наблюдательных комитетов.

Преобразования в конституционную сторону не обошлись без репрессий в отношении бывших санкюлотов, поднявших целую серию мятежей. В преодолении экономического и финансового кризиса правительство пошло путем отмены социально-регулирующего законодательства якобинцев: была введена свобода импорта, в декабре 1794 г. полностью упразднены максимумы. Отменялся утопический культ Верховного существа, церкви были возвращены верующим, но проводить религиозные церемонии не разрешалось. Восстановились общественная жизнь, похожий на старый быт.

В условиях стабилизации была подготовлена и принята новая конституция страны. В апреле 1795 г. Конвент назначил комиссию из 11 членов для разработки новых принципов организации власти и, главное, на основе демократии имущих. Последняя мысль в особенности была обоснована в проекте, представленном Буасси ДАнгла (в июне-августе 1795 г.): «Вы должны, наконец, гарантировать собственность богатым… Гражданское равенство – это все, что может требовать разумный человек. Абсолютное равенство – это химера; для его существования надо, чтобы существовало полное равенство людей по уму, добродетели, физической силе, образованию и состоянию». 22 августа 1795 г. новая конституция была утверждена.

Конституция 1795 г. была детализированным и объемным документом (377 ст.). Она утверждала республиканский строй на основе самого строгого разделения властей, преобладания законодательного корпуса.

Конституция открывалась Декларацией гражданских прав. В главном она следовала Декларации 1789 г., утверждая «свободу, равенство, безопасность и собственность». Вместе с тем Декларация впервые включила положения о гражданских обязанностях, составленные в моралистически-просветительском духе: не вредить другому, делать добро, соблюдать законы и семейный долг.

В самом тексте Конституции содержалось много положений, которыми определялись нормы правительственной деятельности и правовой политики. Подтверждалось отсутствие ограничений торговой, промышленной и иной деятельности, запрещался режим государственного регулирования, ограничивалась деятельность политических обществ. Подробно была определена свобода собственности как право «пользоваться и располагать своими имуществами, своими доходами, плодами своего труда и своего производства».

Организация государственной власти основывалась на преувеличенном внимании к разделению институтов и их полномочий: «Не может существовать социальных гарантий без разделения властей». В организацию законодательной власти вводилось начало бикамерализма – создавались две уравновешивающие друг друга палаты. Совет 500 составлялся из депутатов, выбранных путем двухстепенного голосования по особым департаментским собраниям.

5. Термидорианская республика. Конституция 1795 г.

Сохранялись принципы всеобщего избирательного права для всех французов старше 21 года (с цензом оседлости в 1 год).

Но для выборщиков второго уровня устанавливались повышенные возрастной и имущественный цензы. Вторая палата – Совет старейшин в 250 чел. – составлялась из делегатов от департаментов. Для членов всего законодательного корпуса были установлены повышенные имущественный, возрастной и оседлости цензы. Совет пятисот обладал законодательной инициативой, утверждались же законы во второй палате. Строго оговорен был запрет законодательному корпусу брать на себя полномочия исполнительной или судебной власти. Палаты действовали только врозь, общие собрания не допускались.

Исполнительная власть вручалась Директории из 5 членов. Их назначал законодательный корпус (Совет 500 предлагал список. Совет старейшин утверждал). Главы государства не предполагалось, каждый из директоров председательствовал по 3 месяца для подписания актов. Директория ведала вопросами безопасности, армией, назначением должностных лиц (т. е. воспроизводила Комитет общественного спасения, но без диктаторской власти). Управление ведомствами вручалось 6-8 министрам, назначавшимся Директорией. Однако министры были только чиновниками и не составляли правительственного совета.

Управление департаментами было децентрализовано. Ликвидировались округа. Значение местных выборных властей было несколько сокращено тем, что Директория была вправе аннулировать департаментские решения.

Реорганизации подверглась и юстиция. Кроме местных судов, создавались высшие кассационные инстанции. Юстиция должна была быть бесплатной, суд – гласным и открытым, судьи по-прежнему выбирались на местах. Специально были оговорены гарантии против внесудебных арестов.

После принятия Конституции Конвент утвердил специальный декрет об обеспечении преемственности законодательного корпуса (22 августа 1795 г.). Согласно ему не менее 2/3 будущего состава законодателей должны были быть избраны из членов Конвента. Это должно было сохранить центристское политическое равновесие и предотвратить наступление роялистской реакции.

Всенародный плебисцит (1 млн. чел.: 50 тыс.) высказался за Конституцию, декреты были отвергнуты, но от этого не потеряли силу. В голосовании впервые приняла участие армия. 26 октября 1795 г. Конвент разошелся. Установленный революцией республиканский строй обрел стабильные очертания.

Французская Конституция 1795 г.

Конституция III года) – создана после вооруженного восстания в Париже, падения якобинской республики и переворота 27 июля 1794 г. (9 термидора по республиканскому календарю), прихода к власти термидорианцев, казни руководителей якобинцев (Робеспьера, Сен-Жюста, Катона), большей части членов Парижской Коммуны, репрессирования сторонников якобинской диктатуры. Обновленный Конвент выработал и 22 августа 1795 г. принял новую Конституцию Франции. В ней было 372 статьи.

Конституция III года

Открывавшая Конституцию Декларация прав и обязанностей человека и гражданина не была столь революционной, как якобинская Декларация прав человека и гражданина 1793 г. В ней отмечалось, что собственность «лежит в основе мировой культуры, всего производства, всех средств труда и всего социального строя», обязанностью каждого является защита государства и собственности. Во Ф.К. 1795 г. закреплялись ранее провозглашенные принципы государственного и правового строительства, в частности представительное правление и разделение властей. Законодательная власть вручалась Законодательному корпусу, состоявшему из двух палат: верхней – Совета старейшин и нижней – Совета пятисот. Законопроекты, составленные в верхней палате, подлежали утверждению в нижней. Выборы Законодательного корпуса были двухстепенными. Вначале мужчины, родившиеся и проживавшие во Франции (при этом в одном месте не менее года), достигшие 21 года и уплачивавшие прямой налог, избирали выборщиков, которыми могли быть граждане, достигшие 25-летнего возраста, имеющие имущество стоимостью не ниже двухсотдневной заработной платы рабочего. Выборщики избирали 250 членов Совета старейшин, которые должны быть не моложе 40 лет, и Совета пятисот (в возрасте не моложе 30 лет), а также состав высших судебных органов. Избранные должны были отвечать требованиям высокого имущественного ценза. Высшим исполнительным органом была Директория, состоявшая из 5 членов, которые избирались тайным голосованием Советом старейшин из кандидатов, представленных Советом пятисот. Один из директоров ежегодно переизбирался. Председательствовали в ней все члены Директории по три месяца. Директорией назначались министры, командующие армиями и другие должностные лица, которые и подчинялись Директории. На местах, как и прежде, предусматривалось назначение правительственных агентов, которые должны были состоять при местных административных органах, проводя единую централизованную политику в государстве. Ф.к. 1795 г. действовала до переворота 18 брюмера VIII года (9-10 ноября 1799 г.).

Оцените определение:

admin