Конфликт интересов в школе

Прокуратура Земетчинского района Пензенской области выявила нарушение законодательства о противодействии коррупции в муниципальном учреждении.

Установлено, что в октябре 2018 года распоряжением директора Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа Земетчинского района Пензенской области» на должность администратора была назначена его родная сестра.

В отношении подчиненного работника руководитель учреждения наделен полномочиями, в том числе на поощрение, привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности.

Имеющееся родство руководителя и подчиненного создает конфликт интересов в деятельности муниципального учреждения, о котором работодатель его руководителя уведомлен не был, заявление по этому поводу от директора МАОУ ДО ДЮСШ Земетчинского района Пензенской области в комиссию администрации района по урегулированию конфликта интересов не поступало.

По результатам проверки прокурор района внес представление начальнику отдела образования администрации Земетчинского района об устранении выявленных нарушений законодательства о противодействии коррупции в деятельности муниципального образовательного учреждения.

Согласно статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» «под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)».

Под личной заинтересованностью в рамках указанного Закона «понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями».

Приведенные выше требования Закона относятся не только к государственным и муниципальным служащим, но и к работникам всех отраслей.
Нормы действующего законодательства не запрещают совместную работу в одной и той же организации, в том числе в образовательной, лицам, находящимся в родственных отношениях.

Вместе с тем, руководителю образовательной организации, который состоит в трудовых правоотношениях с родственниками, необходимо в заявительном порядке уведомить работодателя (учредителя) о фактах приёма на работу данной категорией лиц. Соответствующая комиссии, изучив все обстоятельства дела, примет решение о наличии или отсутствии конфликта интересов.
Кроме того, директор школы обязан принять меры для предотвращения любой возможности возникновения конфликта интересов.

К примеру, он должен передать полномочия председателя комиссии по премированию сотрудников образовательной организации на другого работника и не участвовать в распределении денежных средств или иных мер социальной поддержки среди работников, где есть его родственники.

Директор школы не может принять родственника на должность главного бухгалтера или на иную должность, в обязанности которой входит материальная ответственность за сохранность финансовых и имущественных ценностей, распределение денежных средств и т.д.

В деловых кругах, на госслужбе, муниципальной службе понятие «конфликт интересов» хорошо знакомо. Теперь оно вводится и в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Общие положения

Конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность, например, госслужащего, влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью и законными интересами других лиц, способное привести к причинению вреда таким законным интересам.

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения, служащим при исполнении им должностных обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для себя или лиц близкого родства или свойства, а также для граждан или организаций, с которыми служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Следовательно, конфликт интересов — одна из разновидностей конфликтной ситуации, где на один интересный предмет претендуют две (или более сторон).

Что делать?
В случае возникновения у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.

Кто занимается урегулированием конфликта интересов?

Урегулированием конфликтов интересов занимаются представитель нанимателя и специально созданные для урегулирования конфликтов интересов комиссии.
Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения служащего от занимаемой должности.

Правовое обеспечение конфликта интересов на государственной, муниципальной службе определяется федеральной и региональной нормативной базой, а на уровне самих служб – их локальными актами.

Конфликт интересов педагогического работника

Конфликт интересов в сфере образования конечно существовал и до принятия закона «Об образовании в Российской Федерации» как объективная реальность. Теперь он приобрел законодательное оформление.

Согласно закону «конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся», т.е. под конфликтом интересов подразумевается заинтересованность педработника в получении материальной выгоды при выполнении им своей работы.

Под указанное определение конфликта интересов в общеобразовательной организации попадает множество конкретных ситуаций, в которых педагогический работник может оказаться в процессе выполнения своих должностных обязанностей, поэтому составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным. Тем не менее, можно выделить ряд ключевых моментов, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:

  • учитель ведет уроки и платные занятия у одних и тех же учеников;
  • репетиторство с учениками, которых он обучает;
  • получение подарков и услуг;
  • участие в формировании списка класса, особенно первоклассников;
  • сбор денег на нужды класса, школы;
  • участие в жюри конкурсных мероприятий, олимпиад с участием своих обучающихся;
  • небезвыгодные предложения педагогу от родителей учеников, которых он обучает или у которых является классным руководителем;
  • участие в распределении бонусов для учащихся;
  • небескорыстное использование возможностей родителей обучающихся;
  • нарушение установленных в общеобразовательном учреждении запретов и т.д.

Где рассматривается?

Конфликт интересов педагогического работника в случае его возникновения рассматривается на комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее — комиссия). Она создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Решение комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений, подлежит исполнению в сроки, предусмотренные принятым решением, и может быть обжаловано в установленном законодательством РФ порядке.

Работа с документом

Для реализации настоящего требования закона об образовании следует разработать, принять и утвердить:

  • Положение о конфликте интересов педагогического работника общеобразовательной организации;
  • Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений общеобразовательной организации;
  • Кодекс педагогического работника по предотвращению конфликта интересов (по желанию организации).

admin