Конфискация автомобиля

«Предложения МВД России о законодательном закреплении возможности конфискации транспортных средств, которыми управляли водители в состоянии опьянения, а также об усилении ответственности за совершение отдельных правонарушений в области безопасности дорожного движения направлены в правительство РФ», — говорится в ответе МВД России на журналистский запрос ТАСС.

Других подробностей информационное агентство не приводит.

Стоит напомнить, что аналогичная норма закреплена в законодательстве соседней Беларуси.

В 2013 году там вступил в силу закон, согласно которому сотрудников дорожной полиции наделили правом забирать автомобили у пьяных водителей (речь как об алкогольном опьянении, так и наркотическом и токсикологическом). Правда, конфискация возможна только в том случае, если водитель попадается полицейским нетрезвым дважды за год. В этом случае возбуждается уголовное дело, и транспортное средство изымается. В первый же раз нарушитель может отделаться лишь административным наказанием.

Решение о конфискации транспортного средства выносит суд. При этом лишиться «железного коня» может и автовладелец, передавший свой автомобиль пьяному водителю. Исключение составляют случаи, когда транспортное средство было угнано.

Как «застраховать» машину от конфискации и чего ждать от ситуации на дорогах, когда страх лишиться автомобиля станет главенствующим мотивом поведения водителей, в разговоре с «Еврорадио» рассуждает создатель сайта «Стоп-ГАИ» Александр Стариченко.

Закон об изъятии автомобилей у нетрезвых водителей вступит в силу 24 октября. Согласно ему конфискации подлежат машины водителей, которых задержали нетрезвыми дважды в течение одного года. Причем — даже если автомобиль принадлежит не любителю выпить и сесть за руль.

«Если в каком-нибудь баре совершено преступление — давайте конфисковывать у владельца бар. У нас ведь — «независимо от формы собственности»!

— В первую очередь, закон пытается нам довести, что автомобиль необходимо рассматривать как орудие преступления. И его имеют право соответствующие органы конфисковывать, как и оружие. Но, на мой взгляд, автомобиль прежде всего не орудие преступления, а частная собственность. И не только того, кто находился за рулем, — это совместно нажитое имущество его семьи. А в случае, если конфискуют «независимо от формы собственности», то это даже не его частная собственность. На мой взгляд, то, что такая норма закона могла быть принята вопреки Конституции, — свидетельство того, что в Беларуси вообще у людей отсутствует понимание понятия «частная собственность». Давайте пойдем дальше и если в каком-нибудь баре на улице Маркса совершено преступление — конфисковывать у владельца бар. У нас ведь — «независимо от формы собственности»!

«Готов ли наш человек по своей воле расстаться со своей собственностью? Люди просто не будут останавливаться!»

— Давайте говорить честно: если останавливают второй раз нетрезвым за рулем, то это уже не водители. Это — люди, лишенные права управления автомобилем за нетрезвое управление или за отказ от прохождения медицинского освидетельствования не более чем 12 месяцев назад. У них уже забрали права и они водителями считаться не могут. А если снова сел конкретно нетрезвым за руль, да еще и без прав, то это уже твои проблемы. Давайте лучше поговорим о тех, кто сел за руль в «пограничном состоянии нетрезвости» — у кого в крови 0,3 или 0,35, или даже 0,4 промилле. Напомню, еще полтора года назад разрешены были 0,5 промилле, а сейчас — 0,3. Поговорим о тех, кто, как говорится, «после вчерашнего». По большому счету, это — люди трезвые, они способны думать. И такой человек прекрасно понимает, что любой взмах «полосатой палочкой» означает для него потерю транспортного средства. Тебя остановили, на алкотестере 0,3 и все — это уже не твоя машина. В лучшем случае — на несколько лет. И тут возникает вопрос: готов ли наш человек по своей воле расстаться со своей собственностью? Люди просто не будут останавливаться! Остановился — это на 100% уже не твое, не остановился — мизерный, но шанс есть. Мы будем свидетелями появления в интернете новых роликов с гонками за нарушителями сотрудников ГАИ.
Хотят повысить мастерство управления авто у людей таким образом? Я не против. Но напоминает какой-то цирк. Гаишники рассказывают, что у них 50 Škoda новых появилось — пусть они лучше через полгода нам расскажут о том, сколько у них инспекторов осталось!

«После второго «нарушения» будете пытаться доказать, что вы — не олень. Но машины у вас уже не будет»

— Сегодня сварганить протокол о нетрезвом состоянии можно, не выходя из вашей студии — главное иметь базу ГАИ. К примеру, вы выйдете из офиса в 17.00, все ваши коллеги это подтвердят, а вам покажут протокол, где будет написано, что в 17.01 вы, находясь на улице Карла Маркса, не подчинились законному требованию сотрудника ГАИ, отказались пройти медосвидетельствование на алкогольное или наркотическое опьянение — и все! Вы ведь сами подтвердите, что вы в это время на этой улице были. Тем более что сейчас свидетели не нужны — достаточно подписи должностного лица: «От подписи отказался». А после второго такого «нарушения» вы будете пытаться доказать, что вы — не олень. Но машины у вас уже не будет. Почему такое развитие событий не рассматриваете? Здесь даже не надо куда-то ходить — достаточно знать привычки человека и его расписание дня.
Неужели фальсификация протоколов сотрудниками ГАИ — такое распространенное явление?
— Вы всегда имеете при себе паспорт, когда гуляете пешком по городу? Преобладающее большинство пешеходов паспорта с собой не имеет. А вы возьмите протоколы за «переход улицы в неположенном месте» и увидите, что в доброй половине указаны данные из водительского удостоверения. Что, у нас такие странные пешеходы, что паспорта с собой не имеют, но права — непременно?! Инспекторам доводится план, и он должен разбиться, но дать доведенный показатель: составить, например, 100 протоколов по такой вот статье. И он будет план давать. Останавливать водителей, придираться и те рады будут заплатить штраф за «переход в неположенном месте», чтобы его только отпустили без записи в талон. Не та же ли это фальсификация? А это — показатель.
…Возьмите субботний инцидент в Витебске с участием машины ГАИ. Женщина из Škoda потом рассказывала: «Инспекторы ГАИ нам сказали, что мы «были немного не правы». В чем был не прав водитель Škoda, который ехал на зеленый свет, а ему в бок въехала гаишная Opel Astra? И выкрутились бы они, если бы не видеорегистратор таксиста? И таких примеров множество!

«Почему на одном и том же нарушении водитель Porsche Cayenne должен потерять значительно больше, чем водитель «жигулей»? Где равенство перед законом?»

В таком случае возникает вопрос — как застраховать себя от конфискации авто, кроме того, что нетрезвым за руль не садиться?
— Я не знаю. Честно. Сейчас все в один голос кричат, что нетрезвому не место за рулем. Согласен! Только это единогласие будет до того времени, пока у кого-то совершенно трезвого машину не конфискуют. Тогда он в первых рядах будет возмущаться: «Я ведь был трезв, а у меня конфисковали!» Мы снова возвращаемся к вопросу — зачем конфисковывать? Сделайте большие штрафы, а если человек не может заплатить — тогда конфисковывайте. И еще: почему на одном и том же нарушении водитель Porsche Cayenne должен потерять значительно больше, чем водитель «жигулей»? Где равенство перед законом?

«Доказать, что ты не нарушал, практически невозможно»

— Доказать, что ты не нарушал, практически невозможно. Можно из-за процессуальных ошибок добиться того, чтобы судья вынес решение об отмене гаишного решения. Но в 99,9% случаев там будет — на новое рассмотрение. Судьи боятся взять на себя ответственность и прекратить дело такого рода. И это будет продолжаться до той поры, пока отсутствует персональная ответственность должностных лиц. Почему, если токарь сделал «левую» деталь, то его лишат премии, умер пациент — сколько в «Экомедсервисе» арестовали? А у гаишников такого практически нет. Я вообще за финансовую ответственность. Выписал инспектор 10 базовых — я их заплатил в бюджет. А потом отстоял свою невиновность в суде. Вот пусть тот, кто такое липовое постановление вынес, из своего кармана 10 базовых положит в бюджет!

Несколько схем, как обойти закон

Неужели наши люди не придумают, как обвести вокруг пальца и этот закон, и государство?
— Вы хотите обидеть наших людей? Я уже знаю несколько схем. Первая — брать кредит в банке, а в залог оставлять автомобиль. И езди себе в любом состоянии. Как только автомобиль конфисковывают, вы можете смело переставать платить кредит. И пусть тогда государство с банком за этот автомобиль борются. Как банк будет забирать у государства этот залог — проблемы банка. А есть еще грузовики и прочая спецтехника, которые ввезены в страну по Декрету №6 — без права отчуждения на 4 года. Подходит срок, надо собирать деньги — садишь за руль какого-нибудь нетрезвого и сам вызываешь ГАИ. Через неделю — еще один протокол. Забираете машину — забирайте! И у нас уже нет имущества, которое облагается таможенными пошлинами. Будет и еще что-то.

Этот вопрос мне подкинула коллега, которая в данный момент делает дома ремонт. Однажды утром она ехала на работу и услышала по радио потрясающую новость: судебные приставы Иркутска арестовали у одного из предпринимателей города 1000 унитазов.

Эта новость бы, конечно, осталась забытой и прослушанной, если бы как раз в это мгновение коллега не раздумывала о покупке сантехники. Логично рассудив, она пришла к выводу, что купить таким образом унитаз получится куда дешевле и возник вопрос: как купить конфискат?

Что ж, давайте немного поговорим о вопросе конфиската и того, как он образуется.

Итак…

Есть некий «должник» и «кредитор». Когда первому никаким образом не удается вернуть средства второму, то вопрос решается в судебном порядке (можно поспорить, конечно, но мы говорим о цивилизованном мире). У «должника», к примеру, есть некое имущество, ценное. И его вполне можно арестовать для оплаты долга. Что, собственно, судебные приставы-исполнители и делают. НО! Следующие 30 дней у осужденного есть возможность расплатиться наличкой и получить свое арестованное имущество назад.

Коснемся тех же унитазов.

У горе-предпринимателя их арестовали, но 30 дней ОН несет ответственность за сохранность «белых тронов». Если решит перевезти не уследит за ними — несет за это действие/бездействие ответственность. Уголовную.

Но вот 30 дней истекли, что дальше?

А дальше арестованное имущество изымается и передается в Росимущество (если мы о нашем славном городе — то в Росимущество Тульской области). А далее торги! И вот здесь-то самое интересное.

Торги происходят открыто на интернет площадке. Честно говоря, пока я там лазила — чуть с ума не сошла. Советую сделать перво-наперво следующее: скачайте инструкцию к сайту.

В региональном Росимуществе меня клятвенно заверили, что любой гражданин может принять участие в торгах — законом это никак не ограничивается. А дальше всё просто: ваша задача определить для себя, что вы хотите приобрести и отслеживать эту информацию на сайте torgi.gov.ru.

Пример

Мы с вами решили, что хотим приобрести, например, машину. Хоть отечественную, хоть иномарку. Любую. Главное подешевле. Заходим на сайт:

В поле (которое выделено на рисунке) пишем искомое слово. В данном случае «машина».

Красным прямоугольником обозначен раздел, где нас интересует поиск: продажа. Стрелочкой показано поле с результатами.

В России может быть введена процедура конфискации автомобиля у водителей, попавшихся на вождении в нетрезвом виде. Соответствующий законопроект МВД направило в аппарат правительства для одобрения. Идея конфискации автомобиля «за пьянку» неоднократно обсуждалась властями, однако не находит поддержки в экспертном сообществе. Правозащитники уверены, что эта мера не поможет снизить аварийность. Подробности — в материале «Известий».

Камера пьяного не видит

В 2018 году в России произошло 168 тыс. аварий с пострадавшими, из них каждый десятый дорожный инцидент случился по вине нетрезвого водителя. По отношению к 2017 году рост подобных ДТП составил 1,4%. Показательным был всплеск этого нарушения ПДД в новогодние праздничные дни прошлого года, когда с 30 декабря по 8 января было выявлено более 11,5 тыс. водителей, управлявших машиной в нетрезвом состоянии, а еще 6 тыс. человек отказались от освидетельствования в медучреждении.

В среднем за год из-за «водителей-алкоголиков» на дорогах страны гибнет около 4–4,5 тыс. человек. В то же время в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» смертность, как и опасные дорожные правонарушения, должна значительно снизиться. В связи с этим в МВД вернулись к идее борьбы с злостными любителями водить подшофе с помощью конфискации автомобиля.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

«В правительство РФ направлены предложения МВД России относительно законодательного закрепления возможности конфискации транспортных средств, которыми управляли водители в состоянии опьянения, а также усиления ответственности за совершение отдельных правонарушений в области безопасности дорожного движения», — приводит комментарий пресс-службы МВД агентство ТАСС.

Пока никакой конкретики МВД не сообщает. Однако идея конфискации автомобилей за «пьянку» поднималась в 2012 и 2014 годах бывшими руководителями Госавтоинспекции Виктором Ниловым и Виктором Кирьяновым. Последний, в частности, свое предложение объяснял тем, что видеофиксация, хоть и положительно сказалась на соблюдении водителями ПДД, привела к сокращению штата дорожных инспекторов. В свою очередь, уменьшение мероприятий по пьяным водителям вызвало всплеск этих правонарушений. Впрочем, идеи у Кирьянова были и более радикальные, вплоть до принудительного медицинского лечения злостных пьяниц-водителей, что, возможно, и помешало их воплощению.

В 2016 году Минюст предложил законопроект, согласно которому автомобиль злоупотребившего гражданина помещается на штрафстоянку. Вызволить машину можно будет только после уплаты штрафа в 30 тыс. рублей. Далее первого чтения в Госдуме законопроект не прошел.

В Белоруссии и Эстонии ни грамма

Из стран бывшего СССР за повторное задержание нетрезвым в течение года лишиться автомобиля можно в Эстонии и Белоруссии. В обеих странах такие автомобили изымаются в пользу государства и реализуются с аукционов. Причем разницы нет, кому принадлежит автомобиль, — конфискуется тот, на котором был пойман правонарушитель.

В Белоруссии, помимо этого, водителя ждет лишение водительского удостоверения на срок до пяти лет с исправительными работами на срок до двух лет, арест либо условный срок с большим штрафом, может также последовать лишение свободы на два года.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Сейчас в России за первое задержание в течение года предусмотрен штраф в 30 тыс. рублей и лишение прав на срок от полутора до двух лет. За повторное нарушение (в течение года после наложения штрафа или возвращения прав) штраф составит 200–300 тыс. рублей, права отберут на 1,5–3 года, но водитель может и угодить в колонию на срок до двух лет.

За пьяное ДТП, повлекшее ранения или смерти граждан, накажут исправительными работами и лишением свободы на срок до девяти лет. Недавно Госдума приняла закон, по которому беглецы с места аварий по сумме наказания фактически приравниваются к пьяным водителям.

Каршеринг в опасности

Конфискация автомобиля за различные серьезные дорожные нарушения или задолженности по штрафам предусмотрена во Франции, Испании, Италии, США и Саудовской Аравии. Более того, в России, если суд признает, что автомобиль стал вещественным доказательством и средством совершения преступления, то может быть конфискован. По такому принципу был изъят в пользу Росимущества и продан с торгов внедорожник Mercedes-Benz Gelandewagen сына вице-президента компании «Лукойл» Руслана Шамсуарова, который в мае 2016 года с друзьями устроил гонку с сотрудниками ГИБДД.

Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев 28 мая 2016 года. Сын вице-президента «Лукойла» Руслан Шамсуаров (в центре) у здания Гагаринского суда. 22 мая 2016 года молодые люди на внедорожнике, принадлежащем Руслану Шамсуарову, грубо нарушали правила дорожного движения, устроив гонки с сотрудниками полиции

Однако подобная судебная практика не применяется в отношении автомобилей пьяных водителей. В 2016 году Верховный суд разъяснил, что их транспорт не может быть признан орудием совершения преступления.

Изъятие автомобилей у пьяных водителей — не всегда решение проблемы, убежден автомобильный эксперт Сергей Ифанов, приводя недавний пример Белоруссии, где отняли автомобиль у женщины-инвалида, сын которой дважды попадался на пьянке за рулем.

«В данном случае неверно выбран способ наказания. То есть можно легко промахнуться и создать проблемы тем, кто совсем не виноват. К примеру, почти все крупные парки такси и прочего транспорта коммерческого использования находятся в собственности лизинговых компаний. Получается, нужно и у них отнимать автомобили из-за вины арендатора. Как быть с обычной арендой, поминутным каршерингом, с выдачей машины по доверенности? Отменить для них конфискацию — значит подсказать выход для водителей-пьяниц», — объясняет Ифанов.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

По мнению эксперта, бороться с нетрезвыми водителями необходимо напрямую, обращая весь инструментарий административно-уголовного давления именно на них.

«Это может быть очень солидный штраф, если суд понимает, что человек состоятельный и маленькое взыскание его не остановит. Можно запретить выезд за границу или иным способом ограничить его права, если он рецидивист, но огульно лишать автомобиля, если тот не принадлежит именно нарушителю, нельзя», — заключил Ифанов.

Сейчас наказание для водителей арендованных и лизинговых машин, каршеринга и транспорта, управляемого по доверенности, действует ровно такое же, как и для автомобилистов, у которых машины в собственности.

admin