Конфискация земельного участка

Изъятие земельных участков не по назначению

Екатерина Иванушкина, Старший юрист Практики "Недвижимость. Ксения Дружинина, Юрист практики "Недвижимость. Руководствуясь статьей 7 ЗК РФ, суды признают использование земельного участка нецелевым в случае использования участка не в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель. Следует заметить, что зачастую суды оперируют термином "нецелевое использование земельного участка" также в случае использования участка не в соответствии с установленным для него видом разрешенного использования ВРИ.

  • Ваш e-mail не будет опубликован;
  • Согласно Гражданскому кодексу РФ основанием для принудительного изъятия земельного участка может являться ненадлежащее использование данного участка;
  • Если изложенные в ней сведения соответствуют действительности, их следует выполнить.

Рассмотрим несколько примеров квалификации судами действий ответчика в связи с заявленными истцом доводами о нецелевом использовании земельного участка. Верховный суд РФ поддержал выводы судов нижестоящих инстанций, признавших действия ответчика нецелевым использованием земельного участка и обязавших снести возведенные на данном участке постройки .

Суд изъятие земельных участков не по назначению, что ответчик, являющийся собственником земельного участка, относящегося к категории земель — земли сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственные угодьявозвел на его территории ангары. По словам ответчика, данные строения предназначались для хранения сельскохозяйственной продукции.

Вместе с тем прокурор, обратившийся с исковыми требованиями о сносе данных строений, представил суду доказательства использования ангаров для хранения самолетов. В результате суд поддержал доводы прокурора о нецелевом использовании ответчиком земельного участка и обязал снести указанные строения.

Представляет интерес позиция судов о том, что нецелевое использование здания его частирасположенного на земельном участке, не является признаком нецелевого использования земельного участка .

Такая позиция представляется небесспорной, поскольку фактически хозяйственная деятельность лица на земельном участке определяется именно тем, как изъятие земельных участков не по назначению размещенные на нем объекты, а нецелевое использование объектов недвижимости напрямую связано с нецелевым использованием земельного участка.

  1. Особенности изъятия земельных участков и или расположенных на них объектов недвижимого имущества. Требование о приведении участка в исходное состояние может быть связано с обязанностью освободить его от незаконно размещенных некапитальных объектов, например торговых палаток, а также самовольно возведенных объектов недвижимости .
  2. Статья 286 Гражданского Кодекса РФ устанавливает факт того, что порядок изъятия участков земли из-за некорректного использования регламентируется только нормами действующего законодательства. Возможность осуществления принудительного процесса существовала и раньше, но тогда собственник имел больше шансов для сохранения своего имущества в неприкосновенности.
  3. Санкцией за совершение правонарушения по ч. Но момент покупки был фундамент под времянку.
  4. Кроме того, в п.

Так, например, Арбитражным судом Московского округа было установлено, что собственник земельного участка, которому присвоен ВРИ — эксплуатация складского комплекса, использует находящиеся на нем складские помещения для размещения офисов . Суд, однако, не согласился с доводами Управления Росреестра о том, что данный факт свидетельствует о нецелевом использовании земельного участка.

Напротив, суд указал, что использование помещений в нежилом здании относится к вопросу использования объекта недвижимости, а не земельного участка. Вместе с тем в другом деле суд признал незаконными действия ответчика по возведению и эксплуатации торгового павильона на земельном участке, имеющем ВРИ — для обслуживания здания клуба.

Суд отклонил доводы ответчика о том, что торговый павильон используется им для обслуживания клуба и, следовательно, его возведение на земельном участке не свидетельствует о нецелевом использовании такого участка .

Изъятие земельных участков не по назначению указанном деле собственник земельного участка, относящегося изъятие земельных участков не по назначению категории земель населенных пунктов имеющего ВРИ — для эксплуатации гаражного бокса, разместил на кровле гаражного бокса опору станции сети сотовой радиотелефонной связи с соответствующим оборудованием.

Изъятие земли за неиспользование

Таким образом, по мнению Управления Росреестра, собственник использовал земельный участок не по целевому назначению.

Суд не согласился с данной позицией, указав следующее.

  1. Также государство может перевести компенсационные выплаты по упущенным выгодам владельца. На случай, если кадастровая стоимость участка в ГКН не оговорена, штрафы взыскиваются в стандартном, специально установленном размере.
  2. Зачастую нецелевое использование земельного участка приводит к причинению вреда участку как природному объекту. Суды удовлетворяют требования о расторжении договора аренды при схожих обстоятельствах, применяя также нормы статьи 450, пункта 1 статьи 619 ГК РФ о существенном нарушении условий договора как основание для его расторжения.
  3. К первому виду санкций относятся положения статьи 8.
  4. При этом такой собственник при условии, что изъятый земельный участок был предоставлен на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 9 настоящего Кодекса имеет право повторного получения земельного участка на безвозмездной основе для этих же целей с учетом положений, установленных статьей 96-1 настоящего Кодекса.

В классификаторе видов разрешенного использования земельных участков изъятие земельных участков не по назначению Классификатор установлено, что содержание ВРИ допускает без отдельного указания в Классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значенияразмещение защитных сооружений насажденийобъектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.

Основываясь на указанном положении Классификатора и разъяснениях Минэкономразвития РФ, приведенных в письме от 18. В дополнение к случаям нецелевого использования земельного участка следует отметить, что использование земельного участка не в соответствии с целью его предоставления, указанной, например, в договоре аренды, может стать основанием для расторжения данного договора, а изъятие земельных участков не по назначению применения договорной ответственности, если таковая предусмотрена .

В частности, за несоблюдение цели предоставления земельного участка может быть взыскана неустойка или арендная плата, рассчитанная с учетом повышающего коэффициента.

При этом факт использования земельного участка в соответствии с целевым назначением то есть отсутствие нарушений, связанных с использованием земельного участка не в соответствии с категорией земель и ВРИ не исключает гражданско-правовую ответственность арендатора за использование земельного участка не в соответствии с целью его предоставления и право арендатора требовать расторжения договора.

Так, например, Арбитражным судом города Москвы было удовлетворено требование арендатора о расторжении договора аренды земельного участка, предоставленного для целей эксплуатации здания кафе, после того, как данное кафе было снесено арендатором . Суд указал, что снос здания кафе следует квалифицировать на основании статьи 451 ГК РФ как существенное изменение обстоятельств, предоставляющее арендодателю земельного участка право на досрочное расторжение договора аренды. Суды удовлетворяют требования о расторжении договора аренды при схожих обстоятельствах, применяя также нормы статьи 450, пункта 1 статьи 619 ГК РФ о существенном нарушении условий договора как основание для его расторжения.

Изъятие участка, который не используется по целевому назначению

Вместе с тем не только факт нецелевого использования земельного участка может стать основанием для привлечения к ответственности, но и неиспользование земельного участка в случаях, предусмотренных частями 2, 2. Рассмотрим отдельные вопросы наступления ответственности за нецелевое использование земельных участков более детально.

Административная ответственность за нецелевое использование земельных участков установлена ч.

Согласно статистике, опубликованной Росреестром уполномоченным на рассмотрение данной категории делпо состоянию на изъятие земельных участков не по назначению. Санкцией за совершение правонарушения по ч. Следует отметить, что на квалификацию действий по ч.

Спорный вопрос связан с подведомственностью дел об обжаловании привлечения к ответственности по ч. Так, многие арбитражные суды, руководствуясь разъяснениями ВС РФ указывают, что данное нарушение относится к нарушениям в сфере природопользования, не связано с предпринимательской деятельностью и не может рассматриваться в арбитражном суде . Напротив, в иных случаях вышестоящие суды указывают на незаконность прекращения производства по делу арбитражным судом, поскольку привлечение к ответственности по ч.

  • Следует признать, что указанные в комментируемой статье случаи принудительного изъятия у собственников земельных участков в связи с их неиспользованием представляют собой форму публично-правового вмешательства в частные дела собственника в общественных интересах, как и изъятие недвижимости для государственных или муниципальных нужд;
  • Любые нерегламентированные операции не могут быть осуществлены без предварительного разрешения фактического собственника;
  • В статье 54 Земельного Кодекса РФ содержится исчерпывающая информация о перечне соответствующих органов и о порядке уведомления нарушителей;
  • Так, использование участка не по назначению в течение трех лет может повлечь наложение штрафа в размере:.

Обязание привести земельный участок в пригодное для использования исходное состояние. Устранение нарушений целевого использования земельного участка в натуре является распространенным способом защиты прав на земельный участок и охраны земельного участка как природного объекта.

Требование о приведении участка в исходное состояние может быть связано с обязанностью освободить его от незаконно размещенных некапитальных объектов, например торговых палаток, а также самовольно возведенных объектов недвижимости . Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние осуществляется самими нарушителями или за их счет п.

При рассмотрении требований о изъятие земельных участков не по назначению земельного участка в исходное состояние суды также обязывают нарушителя обеспечить рекультивацию участка и восстановить почвенный слой, нарушенный в результате его нецелевого использования.

В первую очередь такие требования заявляются в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения . При этом суд может обязать лицо, уже осуществившее рекультивацию поврежденного земельного участка, возместить вред еще и в денежной форме. Такое "двойное" взыскание применимо, если суд установит, что восстановление состояния земельного участка возможно лишь частично, в том числе в изъятие земельных участков не по назначению наличия невосполнимых экологических потерь, в связи с чем в полном объеме вред должен возмещаться не только в натуре, но и в денежной форме .

Зачастую нецелевое использование земельного участка приводит к причинению вреда участку как природному объекту.

Полезный материал по теме: Орган осуществляющий перевод земель из одной категории в другую

На настоящий момент сформирована обширная судебная практика по возмещению вреда, причиненного земельным участкам . При этом положения земельного и гражданского законодательства применяются судами в тесной увязке с нормами природоохранного законодательства . Причинение вреда земельному участку может быть связано, например, с неправомерным изъятие земельных участков не по назначению участка для складирования мусора, строительных материалов, замощением части участка, размещением объектов недвижимого имущества .

Вопрос оценки размера и возмещения вреда особенно остро стоит в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения. Для взыскания убытков с нарушителя необходимо доказать наличие вреда, его размер и причинно-следственную связь между действиями лица и причиненным вредом. При этом размер вреда определяется в соответствии с утвержденными таксами и методиками, например Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды .

Помимо возмещения вреда, причиненного нецелевым использованием, с нарушителя могут быть взысканы иные убытки, например расходы собственника земельного участка на снос демонтаж объектов, возведенных не в соответствии с разрешенным использованием участка, а также недополученная прибыль правообладателя участка, в связи с невозможностью его использования.

Прекращение прав арендаторов, землепользователей на земельный участок, в том числе изъятие земельного участка у собственника.

Основаниями для принудительного прекращения ограниченных прав на землю в частности, права постоянного бессрочного пользования и прав аренды, безвозмездного пользования участком являются использование земельного участка не по целевому назначению, а также использование участка, приводящее к порче земель, невыполнение правообладателем обязанности по рекультивации и восстановлению состояния участка. Отметим, изъятие земельных участков не по назначению, исходя из буквального толкования соответствующих положений ЗК РФ статьи 45—47использование участка не в соответствии с его разрешенным использованием в число таких оснований не входит.

В каких случаях государство может лишить прав на землю

При этом, исходя из сложившейся практики, во многие договоры аренды земельных участков включается условие о изъятие земельных участков не по назначению арендодателя в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения договора при нарушении арендатором как разрешенного использования, так и цели предоставления участка в аренду.

Статья 285 ГК РФ, в свою очередь, предусматривает, что земельный участок может быть изъят у собственника, если его использование осуществляется с нарушением требований законодательства, в частности не в соответствии с целевым назначением.

В судебной практике существуют единичные исключительные случаи применения данной нормы, что позволяет оценить данный инструмент как декларативный и фактически не работающий. Вместе с тем в судебной практике существуют примеры судебного изъятия земельных участков у собственника по специальным основаниям, установленным для земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Правила и процедура изъятия земельных участков ввиду их ненадлежащего использования

Отметим, что абсолютное большинство изъятий земельных участков связано именно с неиспользованием участков для сельскохозяйственного производства . Однако в целом институт изъятия земельных участков в связи с нецелевым использованием, в отличие от механизма прекращения права аренды, в правоприменительной практике не развит.

  • Может надо написать письмо в прокуратуру?
  • Опубликовано 25 Июня 2013;
  • Согласно Гражданскому кодексу РФ основанием для принудительного изъятия земельного участка может являться ненадлежащее использование данного участка:

Скорее всего, причина кроется в опасении судов идти на такую крайнюю меру, как прекращение права собственности нарушителя. Иные виды ответственности и негативные последствия изъятие земельных участков не по назначению использования земельных участков. Статьями 74 и 75 ЗК РФ предусмотрены также уголовная ст. Не стоит забывать, что размещение здания, сооружения на земельном участке не в соответствии с его разрешенным использованием свидетельствует о самовольности постройки, подлежащей сносу по решению суда п.

Среди иных последствий нецелевого использования упомянем также повышение ставки земельного налога в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства п. Таким образом, нецелевое использование земельных участков чревато существенными негативными последствиями как материального, так и неимущественного характера, что необходимо учитывать текущим землепользователям и лицам, приобретающим права на земельные участки.

Следствием этого, в частности, может быть требование о сносе самовольных построек. Привлечение к административной ответственности Административная ответственность за нецелевое использование земельных участков установлена ч.

Обязание привести земельный участок в пригодное для использования исходное состояние Устранение нарушений целевого использования земельного участка в натуре является распространенным способом защиты прав на земельный участок и охраны земельного участка как природного объекта.

Взыскание убытков, причиненных нецелевым использованием земельного участка Зачастую нецелевое использование земельного участка приводит к причинению вреда участку как природному объекту. Прекращение прав арендаторов, землепользователей на земельный участок, в том числе изъятие земельного участка у собственника Основаниями для принудительного прекращения изъятие земельных участков не по назначению прав на землю в частности, права постоянного бессрочного пользования и прав аренды, безвозмездного пользования участком являются использование земельного участка не по целевому назначению, а также использование участка, приводящее к порче земель, невыполнение правообладателем обязанности по рекультивации и восстановлению состояния участка.

Иные виды ответственности и негативные последствия нецелевого использования изъятие земельных участков не по назначению участков Статьями 74 и 75 ЗК РФ предусмотрены также уголовная ст. Инфраструктура и объекты недвижимости. Я даю согласие на обработку моих персональных данных. Подать заявку на участие.

Строительство" Ксения Дружинина, Юрист практики "Недвижимость.

Строительство" Руководствуясь статьей 7 ЗК РФ, суды признают использование земельного участка нецелевым в случае использования участка не в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель.

ВИДЕО: Нецелевое использование земельных участков

Рекомендуем другие статьи по теме

ЗК РФ Статья 56.3. Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

КонсультантПлюс: примечание.

Об изъятии земельного участка, по которому до 01.04.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта и не принято решение об изъятии, см. ФЗ от 31.12.2014 N 499-ФЗ.

Изъятие земельного участка: основания и порядок

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:

1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования);

2) утвержденными проектами планировки территории.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано:

1) решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории);

2) международным договором Российской Федерации (в случае изъятия земельных участков для выполнения международного договора);

3) лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя);

4) решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

3. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.

4. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.

5. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок.

6. Допускается изъятие земельных участков, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, для государственных нужд другого субъекта Российской Федерации в случае, если это изъятие осуществляется для размещения объектов регионального значения такого субъекта Российской Федерации, предусмотренных документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены такие земельные участки, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 507-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

7. Если строительство, реконструкцию объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых для государственных или муниципальных нужд изымаются земельные участки, предполагается осуществлять полностью или частично за счет средств организаций, указанных в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса, изъятие таких земельных участков осуществляется по ходатайству указанных организаций.

8. Запрещается изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, предоставленных федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Ст. 56.3 ЗК РФ. Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Главная → Юридическая консультация → Ответы на частые вопросы (FAQ) → Основания и порядок изъятия земельных участков при ненадлежащем их использовании

Основания и порядок изъятия земельных участков при ненадлежащем их использовании

Основания и порядок изъятии земельных участков при ненадлежащем их использовании

В июне 2013 года вышел в светФедеральный закон от 7 июня 2013 г.

Могут ли забрать земельный участок, если в течение 5 лет я на нем ничего не построил?

№ 123-ФЗ, уточняющий основания и порядок изъятия земельных участков в случае их ненадлежащего использования. Закон вступит в силу через 90 дней после его официального опубликования, то есть 7 сентября 2013 года.

В дальнейшем принятие Федерального закона №499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в действие с 01.04.2015 года, определило новый порядок изъятия и принудительного отчуждения земельных участков для государственных и муниципальных нужд, и новой редакции статьи 279 ГК РФ, согласно которой изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется путём прекращения права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на него.

Поправки касаются принудительного прекращения права на земельные участки, принадлежащие гражданам и юридическим лицам на правах постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды, в случае их ненадлежащего использования.

Изъятие земельных участков сельскохозяйственного назначения, или жилищного, или иного строительства, может быть произведено, если они не используется в этих целях в течение 3-х лет. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка.

Принудительное изъятие земельных участков при их ненадлежащем использовании производится только на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка.

Во всех случаях изъятию участка должна предшествовать выдача предписания об устранении нарушений.

Вводится внесудебный порядок изъятия нерадиво используемых земель у государственных (муниципальных) учреждений и казенных предприятий. Решение по изъятию земельных участков будет принимать исполнительный орган госвласти (орган местного самоуправления).

В таком же порядке изымают земли, ранее предоставленные унитарным предприятиям в постоянное пользование. Это не касается государственных академий наук и подведомственных им учреждений.

Новым законом уточнены основания и порядок изъятия земельных участков в случае их нерадивого использования:

  • грубое нарушение правил рационального использования земли (в том числе не по целевому назначению, либо приводящее к существенному снижению плодородия с/х земель или значительному ухудшению экологической обстановки);
  • непроведение рекультивации, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;
  • невыполнение обязанности привести земли в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

В законе исключено такое основание для изъятия участка, как систематическая неуплата земельного налога.

Уточнён срок подачи властями в Росреестр пакета документов для госрегистрации прекращения права на участок.

На это отводится 10 дней после вступления в силу решения суда об изъятии участка (или принятия такого решения соответствующими властями).

Если в ЕГРП нет сведений о прекращенных правах, власти должны сообщить о прекращении прав на участок налоговым органам и в Росреестр в 7-дневный срок.

В таком же порядке изымают земли, ранее предоставленные унитарным предприятиям в постоянное пользование.

Кроме того, уточняется срок подачи органами власти в Росреестр пакета документов для госрегистрации прекращения права на участок. На это отводится 10 дней после вступления в силу решения суда об изъятии участка или принятия такого решения соответствующими властями.

Полезно ознакомиться

  • С представлением о градостроительном регламенте и его значении для застройки участков можно ознакомитьсяздесь.
  • С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться здесь
  • С правилами сноса самостроя по новому закону-2018 можно ознакомиться здесь.
  • ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества», с особенностями которого можно ознакомиться здесь. 
  • В 2017 году Выписки из ЕГРП заменили на Выписки из ЕГРН, так как с 1 января 2017 года вступили в силу новые требования, касающиеся регистрации и постановки на кадастровый учёт недвижимого имущества физических и юридических лиц.  Ознакомиться с подробностями можно здесь.
  • С порядком изменения ВРИ земельных участков, действующим с 2017 года, можно ознакомиться здесь.
  • Как определить вид использования участка для ИЖС, ЛПХ, КФХ, дачного строительства по Классификатору ВРИ можно ознакомиться здесь. 
  •  С расчётом налогов на недвижимость в 2017 году можно ознакомиться здесь.
  • Как рассчитать НДФЛ при продаже недвижимости, можно узнать здесь.
  • Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (N 171-ФЗ от 23.06.2014 г.), в соответствии с которым, частности, упрощена процедура выкупа земельных участков у муниципалитетов. Ознакомиться с основными положениями закона можно здесь.
  • В отношении регистрации домов, бань, гаражей и других построек на земельных участках, находящихся в собственности граждан, улучшит ситуацию новая дачная амнистия. 
  • С 1 января 2018 года в  кадастровом паспорте должны быть зафиксированы точные границы участков, поскольку купить, продать, заложить или подарить землю без точного описания границ будет попросту невозможно. Так регламентировано поправками к Земельному кодексу. А тотальная ревизия границ по инициативе муниципалитетов началась с 1 июня 2015 г.
  • Уточнить статус своей земли и границы можно на публичной кадастровой карте. Как получить необходимые сведения по имеющейся информации — кадастровому номеру или адресу участка, помогут советы, представленные здесь.

Изъятие неиспользуемых земельных участков

Тимофеев Д., заместитель начальника отдела прокуратуры Чувашской Республики.

В условиях увеличения темпов строительства в городах все более острой становится ранее практически не обсуждавшаяся проблема эффективности использования земельных ресурсов. В практике прокурорского надзора на территории Чувашской Республики неоднократно возникали вопросы реализации установленной законодательством процедуры принудительного прекращения права на земельный участок по причине его неиспользования, в связи с чем в процессе правоприменения возникли проблемы.

Земельный кодекс РФ различает порядок принудительного прекращения права на земельный участок в случае его неиспользования для собственников (ст. 44) и для лиц, владеющих участком на праве постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования (ст. 45).

Порядок изъятия у собственника неиспользуемого земельного участка регулируется гражданским законодательством — ст. ст. 279 — 286 ГК. Согласно общим положениям, закрепленным в ст. 284, земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по этим основаниям, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.

Таким образом, гражданское законодательство устанавливает лишь основания изъятия у собственника земельного участка в случае его неиспользования и необходимость предварительного предупреждения о предстоящем изъятии.

Более детально процедура и условия изъятия участка по этому основанию урегулированы для лиц, владеющих участком на праве постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования. В качестве обязательных условий для начала процедуры изъятия законодатель установил необходимость привлечения владельца неиспользуемого участка к административной ответственности за нарушение и выдачу органом государственного земельного контроля предупреждения. Лишь в случае непринятия мер по устранению нарушений в установленный в предупреждении срок уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении права.

Буквальное толкование ст. 284 ГК позволяет сделать вывод, что привлечение собственника земельного участка к административной ответственности не является обязательным условием для реализации процедуры принудительного прекращения его права, поскольку в этой норме упоминается лишь обязательное заблаговременное предупреждение собственников участков о допущенных нарушениях. Вместе с тем такое толкование создает дискриминационные условия для собственников, поскольку значительно упрощает процедуру прекращения их прав по сравнению с лицами, владеющими участками на иных, ограниченных правах. В этой связи полагаем, что постановка вопроса об административной ответственности собственников — также обязательное условие принудительного прекращения их прав на земельный участок.

На практике определенные трудности в реализации установленного порядка изъятия земельного участка вследствие его неиспользования возникают при оценке бездействия владельца земельного участка.

Административная ответственность за использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, предусмотрена ст. 8.8 КоАП.

Объективную сторону правонарушения применительно к рассматриваемым обстоятельствам составляет бездействие владельца земельного участка, т.е. непринятие каких-либо мер по жилищному строительству либо сельскохозяйственному производству и неиспользование в этих целях участка в течение трех лет.

Согласно законодательству о государственном кадастровом учете земельный участок возникает и прекращает свое существование как индивидуализированный объект гражданских прав с момента его кадастрового учета и присвоения индивидуального кадастрового номера. Именно кадастровый план земельного участка в совокупности с данными его осмотра на месте — средство доказывания виновности лица в совершении названного административного правонарушения.

В этой связи на практике повсеместно возникает вопрос: является ли административным правонарушением неиспользование лишь части земельного участка?

К примеру, в 1992 г. ассоциации "Б" предоставлены в постоянное бессрочное пользование два земельных участка общей площадью 48 га для жилищного строительства. Впоследствии эти участки были включены в границы города и оказались своеобразным незастроенным островком среди динамично растущих новостроек и торговых центров. На протяжении 15 лет ассоциацией было освоено менее 10% площади, что послужило основанием инициирования в отношении владельца участка мероприятий по земельному контролю.

Использование земель не по их целевому назначению: ответственность и штрафы

Осознавая последствия применения меры административной ответственности, к моменту обследований ассоциацией на обоих участках проведены некоторые подготовительные работы (снят плодородный слой почвы для устройства дорожной сети, установлены железобетонные столбы с линией электропередач и т.д.) на общей площади лишь в несколько гектаров, остальная часть участка осталась нетронутой.

По результатам рассмотрения материалов земельного контроля в возбуждении дела об административном правонарушении отказано в связи с отсутствием состава правонарушения, поскольку на каждом из двух состоящих на кадастровом учете земельных участков проведены определенные работы, исключающие вменение ассоциации бездействия по их использованию в установленных целях. В дальнейшем вопрос об изъятии у ассоциации неиспользуемых земель может быть поставлен как минимум спустя три года.

В такой ситуации логично возникает вопрос о возможности изъятия части неиспользуемого земельного участка.

Как уже ранее отмечалось, земельный участок как объект гражданских прав возникает с момента его государственного кадастрового учета. В этой связи постановка вопроса об изъятии части ранее предоставленного и учтенного участка возможна лишь после ее индивидуализации, т.е. проведения межевания и самостоятельного кадастрового учета.

Вместе с тем в силу ст. 20 ФЗ от 24 июля 2007 г. "О государственном кадастре недвижимости" с заявлением о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться лишь конкретно определенные лица — как правило, правообладатели объектов недвижимости, в число которых органы государственной власти и местного самоуправления (за исключением случаев распоряжения государственными и муниципальными землями), контролирующие органы не входят.

Решение проблемы возможно путем дополнения названной нормы положением, позволяющим обращаться с заявлением органу государственного земельного контроля на основании проведенных мероприятий по контролю целевого использования земельного участка.

Полагаем, что такое положение не повлечет ущемления прав правообладателей земельных участков, поскольку кадастровый учет земельного участка — лишь техническая процедура, позволяющая индивидуализировать объект, и сам по себе не влечет правовых последствий для собственника.

Иной способ оказания воздействия на недобросовестных владельцев земельных участков следует из содержания ст. 42 ЗК, согласно которой собственник обязан своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами.

Вместе с тем действующее законодательство не содержит каких-либо норм, позволяющих понудить землевладельца к заключению подобных соглашений.

Не оспаривая принцип свободы договора, тем не менее полагаем возможным предусмотреть в Градостроительном кодексе РФ обязанность правообладателей земельных участков населенных пунктов, предоставленных для комплексного освоения и жилищного строительства, по заключению подобных соглашений. Включение такого требования в положения ст. ст. 45, 46 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающих порядок разработки и утверждения проектов планировки микрорайона, позволило бы дисциплинировать землевладельцев, обеспечить своевременность освоения участков, способствовало бы увеличению темпов жилищного строительства.

admin