Кому принадлежит право сдачи имущества в аренду?

Агентство недвижимости «СВОЙ УГОЛ»

Риэлтер Матуть Андрей

Материал подготовлен с использованием

правовых актов по состоянию

на 03 июня 2014 г.

Понятие нежилого помещения в Гражданском кодексе Республики Беларусь (далее-ГК) отсутствует. Однако в ст. 1 нового Жилищного кодекса Республики Беларусь дано определение этого понятия: «нежилое помещение — помещение, не предназначенное для проживания граждан».

Понятие договора аренды (имущественного найма) дано в ст. 577 ГК, согласно которой договором аренды признается гражданско-правовой договор, в соответствии с которым арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) определенное договором имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, а арендатор (наниматель) обязуется уплачивать за это арендную плату.

Сторонами по договору аренды являются арендодатель и арендатор. Как арендодателем, так и арендатором могут быть и физические (как зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, так и не являющиеся предпринимателями), и юридические лица (как созданные на государственной форме собственности, так и на частной), и административно-территориальные единицы и само государство. Согласно ст. 579 ГК право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законодательством или собственником сдавать имущество в аренду.

При заключении договора аренды необходимо иметь в виду, что в настоящее время в действующем законодательстве земля «первична», в связи с чем, все нежилые помещения, независимо от места их размещения, связаны с земельным участком. В соответствии со ст. 22 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее — К о З), документами, удостоверяющими права на земельные участки, выданные в соответствии с законодательством об охране и использовании земель, в том числе до 1 февраля 2006 года, являются действительными и имеют одинаковую юридическую силу со свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации.

Согласно ст. 48 К о З недействительными являются сделки с земельными участками и правами на земельные участки, на которые отсутствуют документы, удостоверяющие права на эти земельные участки. А аренда нежилых помещений, является сделкой.

На практике при сдаче в аренду нежилых помещений физическими лицами возникает вопрос, должно ли физическое лицо быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. По этому вопросу бывший Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь дал разъяснение, которое заключается в том, что когда деятельность физического лица по сдаче имущества в аренду носит разовый характер, когда в его намерениях не усматривается системы действий, такая деятельность не может обладать признаками предпринимательской. В этом случае физическое лицо, получающее доход от сдачи в аренду недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве собственности, в соответствии с налоговым законодательством является плательщиком соответствующих налогов. Когда сдача имущества в аренду направлена на систематическое получение прибыли, т. е. физическое лицо намеревается сдавать в аренду нежилое помещение одновременно нескольким юридическим лицам по нескольким гражданско-правовым договорам, такая деятельность содержит признаки предпринимательской. Соответственно, осуществление физическим лицом такой деятельности, содержащей признаки предпринимательства, и требует регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя. Указанная деятельность без соответствующей регистрации является незаконной предпринимательской деятельностью.

Также возникают случаи, когда помещение из жилого — переведено в нежилое.

Перевод жилого помещения в нежилое регулируется Указом Президента Республики Беларусь № 152 (в редакции Указа № 479). Однако сам факт перевода помещения в нежилой фонд еще не дает право собственнику использовать его по тому назначению, которое задумывалось собственником при осуществлении перевода. Поскольку при регистрации перевода в нежилой фонд агентством по государственной регистрации и земельному кадастру в свидетельстве (удостоверении) на переведенное в нежилой фонд помещение будет указано, что данное помещение не относится к жилищному фонду. Следовательно, целевое назначение этого помещения еще не определено и дальнейшее его использование под вопросом.

Также важный вопрос возникает при смене собственника сданного в аренду помещения и самого арендатора. На этот вопрос дает ответ ст. 588 ГК согласно которой, переход права собственности (пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.

В случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, его права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику, если законодательством или договором не предусмотрено иное. Арендодатель не вправе отказать такому наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия, за исключением случаев, когда заключение договора было обусловлено личными качествами арендатора.

Существенным вопросом является и размер арендной платы. Размер арендной платы для нежилых помещений частной формы собственности, в соответствии с заключением Конституционного Суда республики Беларусь от 07.02.2002 № З-137/2002, определяется по соглашению сторон.

Для нежилых помещений государственной собственности размер арендной платы устанавливается Правительством Республики Беларусь в базовой арендной величине. В настоящее время базовая арендная величина установлена постановление № 231 Совета Министров Республики Беларусь «Об установлении размера базовой арендной величины» принятого 19.03. 2014 года. С 1 апреля 2014 года арендная плата рассчитывается и уплачивается исходя из установленного нового размера БАВ — 102 тыс. рублей.

Указанная базовая арендная величина применяется в расчете арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, (включая капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, их части на рынках и в торговых центрах), находящихся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц.

При аренде помещений плательщиками НДС немаловажным вопросом является то обстоятельство, является ли плательщиком НДС арендодатель, так как НДС может пойти в зачет арендатору.

Статьей 585 ГК установлено, что если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.

Досрочное расторжение договора аренды может быть как по требованию арендодателя, так и по требованию арендатора.

В силу ст. 590 ГК по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом, если иное не предусмотрено, актами Президента Республики Беларусь и иными законодательными актами в случаях, когда арендатор:

1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;

2) существенно ухудшает имущество;

3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;

4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре — в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законодательством или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.

Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора.

Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.

В силу ст. 591 ГК по требованию арендатора договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда:

1) арендодатель не предоставляет имущество в пользование арендатору либо создает препятствия пользованию имуществом в соответствии с условиями договора или назначением имущества;

2) переданное арендатору имущество имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были оговорены арендодателем при заключении договора, не были заранее известны арендатору и не могли быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора;

3) арендодатель не производит являющийся его обязанностью капитальный ремонт имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре — в разумные сроки;

4) имущество в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для использования.

Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендатора.

Арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, — в разумный срок до окончания действия договора.

При заключении договора аренды на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон.

Если арендодатель отказал арендатору в заключение договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил договор аренды с другим лицом, арендатор вправе по своему выбору потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, либо только возмещения таких убытков.

Иногда в рекламных объявлениях о сдаче в аренду нежилых помещений под видом собственника выступают арендаторы, и помещения фактически сдаются в субаренду.

В случае согласия арендатора брать помещение в субаренду, в лучшем случае в договоре аренды сдающего помещение в субаренду, должно быть условие о согласии собственника о сдаче арендатором помещения в субаренду. Кроме этого, необходимо знать, что договор субаренды не может быть заключен на срок, превышающий срок договора аренды, а также что договор субаренды не может быть заключен на срок, превышающий срок договора аренды.

Также помнить, что досрочное прекращение договора аренды влечет прекращение заключенного в соответствии с ним договора субаренды. Субарендатор в этом случае имеет право на заключение с ним договора аренды на имущество, находившееся в его пользовании в соответствии с договором субаренды, в пределах оставшегося срока субаренды на условиях, соответствующих условиям прекращенного договора аренды. Указанные условия субаренды предусмотрены ст. 586 ГК.

В последнее время появились договоры аренды с правом выкупу арендатором арендуемого имущества.

Статей 580 ГК, Директивой Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. N 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республики Беларусь», Указом Президента Республики Беларусь от 04.07. 2012 N 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом», предоставлено право преимущественного приобретения находящегося в государственной собственности имущества субъектам предпринимательской деятельности, арендующим данное имущество не менее 3-х лет и являющихся добросовестными арендаторами, не допускавших нарушение условий договора аренды весь период его действия по оплате и использованию недвижимого имущества, предоставленного в аренду.

Договор аренды имущества, предусматривающий выкуп арендатором арендованного имущества, заключается в форме, предусмотренной для договора купли-продажи такого имущества.

Законодательством могут быть установлены случаи запрещения выкупа арендованного имущества.

Государственная регистрация договоров аренды.

В соответствии с ст. 580 ГК договор аренды на срок более одного года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, — независимо от срока должен быть заключен в письменной форме.

Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации

Договоры аренды, субаренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест заключаются на срок не менее трех лет. Заключение таких договоров на срок менее трех лет допускается только с согласия арендаторов (п. 1.1 Декрета Президента Республики Беларусь от 19.12.2008 N 24).

На практике, чтобы избежать государственной регистрации договора аренды, договор заключается на год и менее.

В том случае, если договор аренды нежилого помещения заключен на срок менее одного года, продлевается на такой же срок и на тех же условиях, отношения сторон регулируются новым договором аренды. Такой договор также не требует государственной регистрации

Данный материал не является юридической консультацией, а носит информационно-правовой характер. Предоставление полного разъяснения по конкретной сделке с объектом недвижимости требует проведения исследования объекта недвижимого имущества по сделке и анализа документов на этот объект недвижимости.

При возникновении вопросов обращайтесь в агентство недвижимости «СВОЙ УГОЛ», располагающее штатом высококвалифицированных специалистов в области права, которые обеспечат реализацию ваших прав по всем видам сделок с недвижимым имуществом на территории Республики Беларусь.

Вопросы местного значения — это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органам и местного самоуправления и затрагивает интересы каждого гражданина.

На уровне поселения к числу вопросов местного значения относятся вопросы формирования, утверждения, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, распоряжение муниципальным имуществом, содержание и строительство автомобильных дорог, обеспечение малоимущих граждан жильем, предоставление жителям муниципального образования услуг связи, транспорта, общественного питания и бытового обслуживания, организация досуга населения, вопросы благоустройства и озеленения поселения, вывоза твердых бытовых отходов и ряд других вопросов (статья 14 Федерального закона).

При этом часть вопросов, таких как, например, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом, решается жителями муниципального образования и органами местного самоуправления совместно, поскольку требует привлечения к работе специализированных организаций.

Вопросы организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения в населенных пунктах, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора население вправе и может решить самостоятельно.

Формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления рассмотрены в главе 3 данного пособия.

Активное участие в решении вопросов местного значения поселений принимает муниципальный район. В исключительных случаях вопросы местного значения вправе решать органы государственной власти. К таким случаям относятся: отсутствие органов местного самоуправления и невозможность их формирования в связи со стихийным бедствием, катастрофой или иной чрезвычайной ситуацией, неудовлетворительное финансовое состояние муниципального образования или в случае нецелевого использования бюджетных средств муниципальным образованием. Кроме того, поводом для государственного вмешательства в дела муниципального образования могут стать установленные в судебном порядке случаи нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, иных нормативных актов, допущенные со стороны органов местного самоуправления.

2. В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 16 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится «организация оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов». Просим разъяснить, какие виды медицинской помощи подразумеваются под термином «первичная медико-санитарная помощь в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях».

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-I, первичная медико-санитарная помощь включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства (статья 38). Порядок оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 255. В настоящее время в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации идет подготовка нормативно-правовых актов, определяющих порядок оказания первичной медико-санитарной помощи и для других категорий граждан.

3. Как могут передаваться государственные полномочия органам местного самоуправления?

Органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями субъекта Федерации или федерального центра. Решение о передаче полномочий и порядок их финансирования закрепляются законом.

Чаще всего государственные полномочия передаются органам местного самоуправления с целью экономии денежных средств и более эффективной реализацией переданных полномочий.

В пример можно привести организацию тушения пожаров. Как свидетельствует мировая практика, эта функция государства более эффективно может быть реализована на муниципальном уровне. С учетом современного перехода пожарной службы в ведение субъектов Российской Федерации и демилитаризации пожарных частей, с 2008 года их можно было бы передать органам местного самоуправления.

На исполнение государственных полномочий муниципалитет должен получать субвенции из бюджета субъекта Федерации или федерального бюджета, в зависимости от уровня переданных ему государственных полномочий. Кроме того, муниципалитет может использовать и свои средства на исполнение переданных функций, но только в том случае, если это предусмотрено уставом муниципального образования. Помимо финансовых средств органам местного самоуправления должны передаваться в пользование, управление или в собственность необходимые материальные средства.

Муниципальное образование, в свою очередь, обязано обеспечить надлежащую реализацию делегированных ему полномочий, для этого оно вправе издавать общеобязательные нормативные правовые акты и контролировать их исполнение.

Органы государственной власти со своей стороны обязаны следить за исполнением переданных государственных полномочий, использованием органами местного самоуправления предоставленных материальных и финансовых средств. В случае нарушений со стороны органов местного самоуправления государственная власть вправе вынести предписание с требованием устранить допущенное нарушение.

В случае дальнейшего ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления переданных государственных полномочий органы государственной власти вправе осуществлять эти полномочия самостоятельно.

4. По каким вопросам местного значения необходимо принимать нормативные правовые акты?

В Федеральном законе утвержден перечень вопросов, которые требуют принятия на уровне поселений нормативно-правовых актов. К их числу относятся:

1) утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) определение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения:

4) определение порядка обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

5) определение правил транспортного обслуживания населения в границах поселения;

6) определение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

7) определение порядка охраны и сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения;

8) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

9) установление правил сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

10) установление правил благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

11) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, организация земельного контроля за использованием земель поселения;

12) установление правил оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

13) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

На уровне муниципального района к перечисленным вопросам можно добавить еще несколько, требующих принятия нормативных правовых актов: организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего образования, организацию оказания скорой медицинской помощи, утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение местных нормативов градостроительного планирования межселенных территорий и др.

Принятые по перечисленным вопросам нормативные правовые акты устанавливают правила поведения для населения муниципального образования и организаций, действующих на его территории. Отсутствие нормативного акта по любому из перечисленных вопросов свидетельствует о ненадлежащей работе депутатов и главы муниципального образования и может стать основанием для применения санкций по отношению к органам местного самоуправления.

Непринятие на муниципальном уровне нормативных актов об утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов, порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, генеральном плане поселения, о правилах землепользования и застройки, нормативно-правового акта об утверждении местных нормативов градостроительного планирования поселений, организации благоустройства и озеленения территории поселения может вообще поставить под вопрос само существование муниципального образования.

Важным вопросом для муниципального образования является и то, какой из органов местного самоуправления должен принимать тот или иной нормативный правовой акт глава муниципального образования или представительный орган местного самоуправления. Указанное разграничение должно устанавливаться уставом муниципального образования, хотя часть функций уже распределена существующим законом. Однако стоит обращать внимание и на то обстоятельство, что большинство вопросов местного значения регулируются федеральным законодательством, и оно в правоприменительной практике играет определяющую роль.

Например, исполнение бюджета поселения должно осуществляться в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, осуществляется на основе норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года № 27-ФЗ) и иных законов, определяющих правовое положение муниципальной собственности. Вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом регулируются федеральными законами от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 14 апреля 1995 года № 41 -ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

Порядок содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения устанавливается Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-Ф3 «О безопасности дорожного движения», нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, а также правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. По каким вопросам местного значения необходимо принимать правовые акты, не имеющие нормативного содержания?

Очень часто для решения вопросов местного значения необходимо принимать правоприменительные акты. К таким случаям можно отнести практически все вопросы местного значения, за исключением моментов утверждения муниципального бюджета и контроля за его исполнением или установления, изменения и отмены местных налогов и сборов поселения и некоторых других отдельных случаев.

В большинстве своем вопросы местного значения, по которым требуется принятие правоприменительных актов, совпадают с теми вопросами местного значения, по которым необходимо принимать нормативные правовые акты. И это не случайно. Необходим механизм реализации того или иного нормативно- правового акта, в качестве такого механизма и выступает правоприменительный акт.

6. Просим дать разъяснение, входит ли в обязанности органов местного самоуправления создание муниципальной пожарной охраны, а также раскрыть содержание первичных мер пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – ФЗ № 69-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится только обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Анализ текста ФЗ № 69-ФЗ (статьи 10, 11.1, 12.1, 13 и 19) не дает оснований считать создание муниципальной пожарной охраны обязательным для муниципальных образований. Муниципальная пожарная охрана может быть создана в качестве добровольной в порядке, предусмотренном статьей 13 ФЗ № 131-ФЗ.

Содержание понятия «первичные меры пожарной безопасности» раскрывается в статье 1 ФЗ № 69-ФЗ, в соответствии с которой под таковыми понимается «реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения». Согласно статье 19 ФЗ № 69-ФЗ, вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Одной из таких первичных мер пожарной безопасности может являться упомянутое выше создание в муниципальном образовании добровольной пожарной охраны. Как следует из статьи 13 ФЗ № 69-ФЗ, участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов. Решение о привлечении граждан к выполнению социально значимых работ принимаются органами местного самоуправления в соответствии с частью 2 статьи 17 ФЗ № 131-ФЗ.

7. Какие полномочия даны органам местного самоуправления для решения вопросов местного значения?

Органам местного самоуправления для решения вопросов местного значения предоставлен ряд полномочий. Основные из них:

1) принятие устава муниципального образования, издание муниципальных правовых актов;

2) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

3) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями учреждениями;

4) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования:

5) осуществление международных и внешнеэкономических связей.

Кроме того, органы местного самоуправления поселений и городских округов имеют право на добровольной основе привлекать граждан к выполнению социально значимых работ. Например, в случае предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения первичных мер пожарной безопасности или создания условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения. В добровольном порядке население может заняться благоустройством и озеленением территории поселения.

Федеральный закон специально отмечает, что полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются самостоятельно.

8. Как разрешаются споры о компетенции между органами местного самоуправления?

Между поселениями и муниципальными районами могут возникать споры о компетенции органов местной власти того или иного уровня в решении некоторых вопросов. Поскольку в федеральном законодательстве нет механизма рассмотрения таких ситуаций, он должен быть прописан в законодательстве субъекта Российской Федерации. А задача по разрешению споров должна возлагаться на судебные органы, в частности, на Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации. Другим вариантом могут стать согласительные процедуры, организованные высшим должностным лицом субъекта Федерации или проводимые органами местного самоуправления самостоятельно. Формами согласительных процедур могут выступать постоянно действующие совещания и рабочие группы.

9. Что должны делать органы местного самоуправления, в случае если они не могут решить вопрос самостоятельно?

На практике довольно часто бывают ситуации, когда органы местного самоуправления поселений в силу тех или иных причин не могут самостоятельно решать стоящие перед ними задачи.

В этом случае они вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче части своих полномочий, При этом поселение должно гарантировать муниципальному району субвенции из своего бюджета на выполнение этих полномочий.

В соглашении между поселением и районом должны быть оговорены сроки передачи полномочия (срок действия соглашения), основания и порядок прекращения действия соглашения, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, финансовые санкции за неисполнение соглашения.

Кроме того, в соглашении должно четко и понятно указываться, какое именно полномочие передается от одного муниципального образования другому.

С другой стороны, часть вопросов местного значения, отнесенных к ведению поселений, более успешно может решаться на уровне муниципального района. Таким полномочием, например, может выступать организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора или создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугам и организаций культуры.

В этом случае заключается аналогичное соглашение между поселением и муниципальным районом.

10. Каким образом устанавливается ответственность органов местного самоуправления за неисполнение или ненадлежащее исполнение собственных правовых актов?

Право на установление административной ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления закреплено за органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Такие законы приняты практически во всех субъектах Российской Федерации. При этом, как правило, значительная часть норм, содержащих административную ответственность, имеет ссылку на правила или порядок, установленный органами местного самоуправления. Так что реализация региональных законов об административных правонарушениях напрямую зависит от деятельности органов местного самоуправления. К ответственности муниципалитет привлекают административные комиссии, формируемые органами местного самоуправления, а протоколы о совершении административного правонарушения составляют должностные лица органов местного самоуправления, определенные муниципальным правовым актом.

Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно определить, каким образом назначаются лица, уполномоченные составлять протоколы о совершении административных правонарушений, а также вопрос о том, кто формирует состав административной комиссии. На этот счет должен приниматься соответствующий муниципальный правовой акт. Кроме этого на уровне поселения могут создаваться административные инспекции, которые также имеют право составлять протоколы о совершении административного правонарушения. Особенно актуален этот вопрос в поселениях, где недостаточно муниципальных служащих для проведения такой объемной работы.

Об утверждении Положения об управлении муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань»

ГОРОДСКАЯ ДУМА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД АСТРАХАНЬ»
РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 2014 года N 90
Об утверждении Положения об управлении муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань»

(с изменениями на 18 февраля 2020 года)

На основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования «Город Астрахань», в соответствии с решением комитета по городскому хозяйству и благоустройству города 28.04.2014 N 18 Городская Дума решила:

1. Утвердить Положение об управлении муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» (прилагается).

(в ред. Решения Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 13.08.2015 N 67)

2. Опубликовать настоящее Решение в официальном периодическом издании нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Астрахани и разместить на официальном сайте органов местного самоуправления города Астрахани в сети «Интернет».

Председатель Городской Думы
муниципального образования
«Город Астрахань»
Е.И.СИМЕОНОВА

Положение об управлении муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань»

Утверждено
Решением Городской Думы
от 29 апреля 2014 г. N 90

Общие положения

1.1. Управление муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» (далее — управление) является отраслевым органом администрации муниципального образования «Город Астрахань».

(в ред. Решения Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 13.08.2015 N 67)

1.2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Астраханской области, Уставом муниципального образования «Город Астрахань», иными муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления города Астрахани, а также настоящим Положением.

1.3. Управление осуществляет свою деятельность непосредственно во взаимодействии с соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

1.4. Управление является юридическим лицом, является правопреемником управления муниципального имущества администрации города Астрахани, присоединенного в результате реорганизации управления земельными ресурсами администрации города Астрахани.

1.5. Управление имеет самостоятельный баланс, печати с изображением герба муниципального образования «Город Астрахань» и своим наименованием, штампы, бланки, владеет на праве оперативного управления имуществом, может от своего имени в пределах утвержденной сметы приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

1.6. Управление осуществляет свою деятельность за счет средств бюджета муниципального образования «Город Астрахань» (далее — местный бюджет) в пределах утвержденных лимитов и выделяемых ассигнований, находится на казначейском исполнении, имеет лицевой счет.

1.7. Имущество управления находится в собственности муниципального образования «Город Астрахань» и закреплено за управлением на праве оперативного управления или передается управлению в безвозмездное пользование.

1.8. Положение об управлении утверждается решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань».

1.9. Структура, штатное расписание управления и Положения о его отделах утверждаются постановлением администрации муниципального образования «Город Астрахань».

(в ред. Решения Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 13.08.2015 N 67)

Штатное расписание образованных при управлении структурных подразделений, работники которых не являются муниципальными служащими, утверждается начальником управления по согласованию с заместителем главы администрации муниципального образования «Город Астрахань».

(абзац введен Решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 13.08.2015 N 67)

1.10. Управление отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении целевых денежных средств.

1.11. Полное наименование управления — Управление муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань».

(в ред. Решения Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 13.08.2015 N 67)

1.12. Сокращенное наименование управления — УМИ администрации муниципального образования «Город Астрахань».

(в ред. Решения Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 17.11.2016 N 159)

1.13. Юридический адрес управления: 414000 г. Астрахань, ул. Ленина, 14.

Полномочия управления

2.1. Разрабатывает проекты нормативных правовых актов, методических документов, положений по вопросам учета, управления, распоряжения, приватизации и контроля за использованием муниципального имущества, а также по вопросам управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования «Город Астрахань», либо собственность на которые не разграничена в пределах границ муниципального образования «Город Астрахань».

2.2. Осуществляет совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Астраханской области мероприятия по разграничению государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность.

2.3. Подготавливает и обеспечивает прием в муниципальную собственность земельных участков, находящихся в федеральной собственности, государственной собственности Астраханской области или муниципальной собственности иных муниципальных образований.

2.4. В случаях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, обеспечивает подготовку и принятие в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, государственной собственности Астраханской области или муниципальной собственности иных муниципальных образований, а также имущества граждан и юридических лиц, выморочного и бесхозяйного имущества.

2.5. Подготавливает правовые акты администрации муниципального образования «Город Астрахань» по вопросам предоставления, переоформления прав на земельные участки резервирования, изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков по вопросам учета, управления, распоряжения, приватизации и контроля за использованием муниципального имущества, а также по иным вопросам входящим в компетенцию управления.

(в ред. Решения Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 13.08.2015 N 67)

2.6. В соответствии с действующим законодательством обеспечивает продажу земельных участков, прав на заключение договоров аренды земельных участков физическим и юридическим лицам в порядке предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

2.7. Обеспечивает в установленном законом порядке:

— передачу земельных участков в безвозмездное пользование, подготовку, заключение, внесение изменений, расторжение договоров безвозмездного срочного пользования;

— передачу земельных участков в собственность, подготовку, заключение, внесение изменений в договоры купли-продажи земельных участков;

— передачу земельных участков в аренду, подготовку, заключение, внесение изменений, продление, расторжение договоров аренды земельных участков и ведение единого реестра договоров аренда земельных участков.

2.8. Подготавливает предложения по базовым ставкам арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Город Астрахань», либо собственность на которые не разграничена в пределах границ муниципального образования «Город Астрахань».

2.9. Осуществляет контроль за поступлением в местный бюджет средств от продажи и аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Город Астрахань», либо собственность на которые не разграничена в пределах границ муниципального образования «Город Астрахань», а также средств от продажи и аренды муниципального имущества, права на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

2.10. Обеспечивает проведение торгов (аукционов, конкурсов) по продаже находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков.

2.11. Осуществляет действия по согласованию границ земельных участков, расположенных в пределах границ муниципального образования «Город Астрахань», в установленных законом случаях.

2.12. Осуществляет необходимые работы по утверждению схем расположения или схем местоположения границ земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории.

2.13. Осуществляет действия по постановке на кадастровый учет, снятию с кадастрового учета, внесению изменений в государственный кадастр недвижимости земельных участков в рамках полномочий управления.

2.14. Оформляет разрешения (согласия) на передачу прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, в том числе на передачу арендных прав на земельные участки в залог, предоставление участков в субаренду в пределах своих полномочий.

2.15. Осуществляет функции муниципального заказчика по размещению муниципального заказа по направлениям своей деятельности в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете города.

2.16. Анализирует процессы, связанные с приватизацией, управлением и распоряжением имуществом муниципального образования «Город Астрахань», за исключением жилых помещений, разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к полномочиям управления.

2.17. Подготавливает правовые акты администрации муниципального образования «Город Астрахань» о проведении торгов (аукционов, конкурсов), о передаче в аренду, безвозмездное пользование муниципального имущества, о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями, а также о согласовании сделок на передачу в аренду, безвозмездное пользование муниципального имущества, за исключением жилых помещений.

(в ред. Решения Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 13.08.2015 N 67)

2.18. Осуществляет учет муниципального имущества, оформление в установленном порядке прав муниципального образования «Город Астрахань» на это имущество, ведение реестра муниципального имущества в соответствии с действующим законодательством, проводит в пределах полномочий инвентаризацию муниципального имущества.

2.19. Осуществляет контроль, проводит проверки в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации, муниципальных предприятий и учреждений, а также юридических и физических лиц по вопросам эффективного использования и сохранности муниципального имущества, за исключением жилых помещений. При выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры для их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности.

2.20. Исключен. — Решение Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 09.10.2014 N 207.

2.20. Обеспечивает проведение торгов по приватизации муниципального имущества, торгов на право заключения договоров аренды муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, торгов на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании и ином недвижимом имуществе муниципального образования «Город Астрахань», по результатам которых обеспечивает заключение соответствующих сделок.

2.21. В сфере рекламы рассматривает заявления о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, подготавливает и направляет заявителю решения о выдаче или отказе в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, подготавливает разрешения на установку рекламной конструкции, решения об аннулировании разрешения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2.22. Обеспечивает заключение договоров аренды, безвозмездного пользования на муниципальное имущество (за исключением жилых помещений), не закрепленное на вещном праве за иными лицами.

2.23. Осуществляет мероприятия в соответствии с законодательством о приватизации муниципального недвижимого имущества (за исключением жилых помещений). Подготавливает правовые акты администрации муниципального образования «Город Астрахань» в рамках реализации указанной процедуры.

(в ред. Решения Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 13.08.2015 N 67)

2.24. Обращается в соответствующий регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, а также за государственной регистрацией иных прав на недвижимое имущество в пределах своих полномочий.

2.25. Обеспечивает реализацию прав муниципального образования «Город Астрахань» как акционера (участника) акционерных обществ (хозяйственных обществ), акции (доли в уставном капитале) которого находятся в муниципальной собственности.

2.26. Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Астраханской области, Уставом муниципального образования «Город Астрахань», другими правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования «Город Астрахань».

Организация работы управления

3.1. Управление муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» возглавляет начальник управления, назначаемый на должность и освобождаемый от должности главой администрации муниципального образования «Город Астрахань».

(в ред. Решения Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 13.08.2015 N 67)

3.2. Заместители начальника управления назначаются на должность и освобождаются от должности приказом начальника управления.

3.3. Число заместителей начальника управления устанавливается в соответствии со штатным расписанием, утверждаемым постановлением администрации муниципального образования «Город Астрахань».

(в ред. Решения Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 13.08.2015 N 67)

3.4. Заместители начальника управления осуществляют функции в соответствии с распределением обязанностей, закрепленных за ними приказами начальника управления.

3.5. На время отсутствия начальника управления его обязанности исполняет один из заместителей.

3.6. Начальник управления осуществляет следующие полномочия:

— руководит деятельностью управления;

— утверждает функциональные обязанности работников управления (должностные инструкции), Правила внутреннего трудового распорядка и другие правовые акты управления;

— издает приказы в пределах компетенции управления, и распоряжения по вопросам, отнесенным к компетенции управления муниципальными правовыми актами, в том числе в сфере предоставления муниципальных услуг дает указания, обязательные для исполнения сотрудниками управления, а также организует проверку их исполнения;

(в ред. Решения Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 18.02.2020 N 10)

— вносит предложения об изменении структуры и штатного расписания управления в пределах установленных администрацией муниципального образования «Город Астрахань» фонда оплаты труда и численности работников;

(в ред. Решения Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 13.08.2015 N 67)

— назначает на должность и освобождает от должности работников управления;

— применяет к работникам управления поощрения и налагает на них взыскания в соответствии с действующим законодательством, а также принимает иные меры по устранению нарушений;

— распоряжается в установленном порядке имуществом и средствами управления, выделяемыми администрацией муниципального образования «Город Астрахань» на содержание управления;

(в ред. Решения Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 13.08.2015 N 67)

— без доверенности представляет интересы управления в судах, органах государственной власти и других организациях, заключает контракты, договоры, соглашения;

— проводит личный прием и рассматривает обращения граждан, принимает по ним решения в пределах своих полномочий.

admin