Кому подчиняется фонд капитального ремонта?

В настоящее время в России происходит большое количество дискуссий о капитальном ремонте многоквартирных домов. Данная проблема очень актуальна, в виду огромного износа жилищного фонда и постоянного увеличения доли ветхого и аварийного жилья. На сегодняшний день необходимость проведения капитального ремонт жилищного фонда является одной из наиболее острых жилищных проблем. Планово-предупредительный ремонт уже давно уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые значительно выше.

В декабре прошлого года Государственной Думой Российской Федерации был принят закон, который закрепил общие положения организации проведения капитального ремонта многоквартирных домов и основы формирования новой системы финансирования капитального ремонта.

Данный закон вводиттакое понятие как «фонд капитального ремонта». До этого времени не у всехТСЖ была подобная статья расходов. Все расходы на ремонт аккумулировались на счете под общим названием «ремонтный фонд». Контролировать расходование средств этого «фонда» зачастую жильцы не имели возможности, и при этом никто ни перед кем не отчитывался…

Новая система предусматривает обязательное создание в каждом доме Фонда капитального ремонта. Жильцы вправе выбрать один из способов формирования Фонда:

— на специальном счете в банке;

— на счете регионального оператора.

Определится необходимо в срок не позднее 2 месяцев после принятия региональной программы капитального ремонта. Любое из решений жильцам необходимо оформить протоколом общего собрания жильцов. Если собственники не определились в положенный срок, то взносы автоматически перечисляются региональному оператору.

Рассмотрим плюсы и минусы данных вариантов формирования фонда капитального ремонта.

Первый вариант. Специальный счет многоквартирного дома в кредитной организации.

Владельцем специального счёта может стать ТСЖ или ЖСК.

Управляющая компания не может быть владельцем специального счёта.

Плюсы данного способа накопления:

— накопления осуществляются на одном счёте только на один дом;

— проценты, начисленные кредитной организацией за пользование временно свободными средствами, остаются в распоряжении собственников.

Минусы:

— оплата комиссии банка, которая не зависит от суммы вклада, оплачивается собственниками за счёт взносов на капитальный ремонт;

— необходимо самостоятельно заниматься организацией капитального ремонта, отслеживать процесс накопления;

— невозможность получение займа на проведение капитального ремонта за счёт средств регионального оператора.

Второй вариант. Формирование фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора.

В этом случае взносы поступают на общий счёт регионального оператора, но учитываются по каждому дому, собственнику
отдельно. Жильцы дома, ремонт которого запланирован на раньше, имеют возможность получить займ на проведение капитального ремонта засчёт средств домов, ремонт которых запланирован на более поздний период, с обязательным возвратом и на определенный срок(планируется не более двухлет) и только в рамках одного муниципального образования.

Плюсы формирования фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора:

— финансирование расходов на капитальный ремонт с привлечением средств из иных источников, в том числе из бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета;

— возможность расходования на капремонт суммы, превышающей размер фонда на капитальный ремонт. При этом возмещение средств региональному оператору будет производится за счет последующих взносов на капитальный ремонт собственников этом доме, без каких-либо процентов или комиссий;

— ведение и учет средств, поступивших на счет регионального оператора, осуществляется в электронном виде;

— информационная открытость – на интернет портале регионального оператора каждый собственник имеет возможность отслеживать размер начисленных, уплаченных взносов и задолженности по их оплате, а также о размере средств, направленных региональным оператором на капитальный ремонт;

— средства, накопленные региональным оператором, являются строго целевыми и могут использоваться только на капитальный ремонт;

— региональный оператор несёт ответственность за организацию капитального ремонта, выбор подрядчика и несёт ответственность за их качество;

— комиссия за ведение счёта кредитной организации выплачивается в меньшем размере, так как сумма пропорционально делится между всеми домами;

— субсидиарную ответственность за деятельность регионального оператора, сохранение, целевое и эффективное использование средств собственника несёт субъект РФ.

Минусы:

— длительный срок изменения формы накопления со счёта регионального оператора на специальный счёт.

Каким образом будет организован капитальный ремонт многоквартирных домов?

Капитальный ремонт домов будет организован в соответствии с региональной программой капитального ремонта.Данная программа утверждается решением Правительства Камчатского края сроком на 30 лет.

В процессе обследования жилищного фонда, региональная программа подлежит ежегодной актуализации.

Программа будет включать в себя следующие разделы:

— перечень всех многоквартирных домов Камчатского края, за исключением аварийных;

— перечень работ по капитальному ремонту каждого дома;

— период проведения капитального ремонта.

Один и тот же многоквартирный дом в графике капитального ремонта может встретиться несколько раз с разными видами ремонта.

За региональным оператором закреплены четкие обязательства по организации проведения капитального ремонта:

— информирование жителей о сроках капитального ремонта;

— привлечение подрядных организаций, заключение договоров (строго на конкурсной основе);

— контроль за качеством и сроками капитального ремонта.

Правительством Камчатского края будет утверждена предельная стоимость работ (услуг) по капитальному ремонту. Т.е. цены на проведение того или иного вида работ будут четко фиксированы. Это является, несомненно, положительным фактором, благодаря которому капитальный ремонт наших домов не превратится в очередное отмывание денег.

Не стоит принимать эти нововведения как еще один законный способ отъема денег у населения. Каждый хозяйствующий субъект, каждый собственник имеет право выбрать тот способ формирования фонда капитального ремонта, который для него будет наиболее оптимальным и удобным. Если нет доверия чиновникам, пожалуйста, формируйте свой фонд самостоятельно, только деньги будут собираться на «специальном счете» и будут строго целевыми. Важно, что решения по распоряжению средствами в любом случае принимают только собственники!

Нельзя отрицать тот факт, что формировать капитальный ремонтный фонд – это необходимость. Немного статистики: многоквартирный жилой фонд России составляет 3,2 млн. зданий общей площадью 2,237 млн. кв.м. В частной собственности находятся 53 % жилого фонда. Потребность к комплексном капитальном ремонте испытывают 93-96 % многоквартирных домов страны. Согласитесь, для проведения капитального ремонта и модернизации жилого фонда необходимы масштабные инвестиции и кардинальные меры. Что может ожидать каждого из нас, в случае если не решать данную проблему уже сейчас. Ведь стоимость капитального ремонта со временем увеличивается в геометрической прогрессии. При этом капитальный ремонт – это дорогое удовольствие и собрать деньги на его проведение в течение нескольких месяцев или года не реально. Поэтому, безусловно, для этого требуется создание накопительной системы и государственная финансовая поддержка здесь весьма кстати.

1) Мероприятия по контролю за деятельностью регионального оператора:

Согласно постановлению Правительства Югры от 27 декабря 2013г. № 596-п «Порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств», уполномоченными органами государственной власти в целях осуществления контроля за целевым расходованием владельцами специальных счетов и региональным оператором денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, проводится: текущий контроль и мониторинг выполнения мероприятий краткосрочных планов реализации окружной программы; ежегодная актуализация окружной программы капитального ремонта, в порядке, предусмотренном законодательством Ханты-Мансийского автономного округа — Югры; организация проверок выполнения программных мероприятий по проведению капитального ремонта; проведения финансовых проверок и ревизий; проведения анализа осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита; направления актов, заключений, представлений и (или) предписаний. Кроме того, указанным Порядком установлено, что контроль за формированием фондов капитального ремонта, за сохранностью этих средств и по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах осуществляется путем сбора сведений: о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта; об открытии специальных счетов, банках, в которых они открыты; о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирных домах; о размере остатков средств на специальных счетах.

2) Контроль за деятельностью регионального оператора осуществляют: Органы государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации и органы муниципального финансового контроля муниципальных образований, Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

3) Отчетность и аудит регионального оператора:

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность регионального оператора подлежит обязательному аудиту, проводимому аудиторской организацией (аудитором), отбираемой субъектом Российской Федерации на конкурсной основе. Годовой отчет регионального оператора и аудиторское заключение размещаются на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с учетом требований законодательства Российской Федерации.

4) Ответственность регионального оператора:

Убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством Субъекта Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.

Надзорные органы:

Департамент жилищно-коммунального комплекса и энергетики ХМАО-ЮГРЫ, тел: 8 (3467) 33-30-16; факс 8 (3467) 32-12-24

Служба жилищного и строительного надзора ХМАО-ЮГРЫ, тел: 8 (3467) 32-80-03; (приемная).

Служба контроля ХМАО-Югры, тел: 8 (3467) 35-00-34

Управление казначейства по ХМАО-Югре, тел: 8 (3467) 37‑20-05

Счетная палата ХМАО-ЮГРЫ, тел: 8 (3467) 39-25-45; факс: 8 (3467) 39-25-45 (приемная).

НП ЖКХ Контроль, тел: 8 (495) 646-03-54

admin