Кому нужен путевой лист?

Содержание

Путевой лист оформляется для учета и контроля транспортного средства и работы водителя. Нежелание организаций и ИП, не являющихся профессиональными перевозчиками, оформлять путевой лист понятно.Путевой лист содержит множество реквизитов для заполнения, включая данные о техосмотре ТС и медосмотре водителя. Неужели нельзя обойтись без путевого листа, если автомобиль используется лишь для собственных хозяйственных нужд?

Путевой лист обязателен всегда: даже в организациях, которые используют только легковые автомобили и только для собственных нужд.

Обязательные реквизиты путевого листа

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утвержден Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152. Важно обратить внимание на следующее.

Срок

1 день или срок, не превышающий 1 месяц. Срок хранения путевых листов 5 лет.

Медосмотр

Медицинское освидетельствование водителя проводится 2 раза: перед рейсом и после. Самостоятельно провести медосмотр нельзя. Данные о прохождении медосмотра вносит в путевой лист медицинский работник, заверяет своим штампом, + подпись, Ф.И.О.

Техосмотр

Контроль технического состояния авто должен проводиться 1 раз — до рейса. По результату ставится отметка в путевом листе. Самостоятельно проводить техосмотр тоже не получится, если только в штате нетаттестованногоконтролера. Поэтому, придется обращаться в сервисный центр.

Форма путевого листа

Формы путевых листов для различных видов транспортных средств разработал Госкомстат. Постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». Для учета работы легкового автомобиля это форма №3. Однако формы не обновлены и, в частности форма №3 не содержит поля для указания обязательного реквизита – медосмотра водителя. Данные формы не обязательны для организаций и ИП в неизменном виде. Обязательны вышеуказанные реквизиты и правила заполнения, и при желании можно утвердить в рамках организации свою форму путевого листа. При условии включения в нее всех обязательных реквизитов. А значит, ни медосмотр водителя, ни техосмотр автомобиля исключать нельзя.

Почему путевой лист обязателен при использовании автомобиля организацией или ИП

П. 9. Правил заполнения путевых листов, гласит: Путевой лист оформляется на каждое ТС, используемое юрлицом/ИП для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом <…> в городском, пригородном и междугородном сообщениях. На первый взгляд это должно распространяться только на «профессиональных перевозчиков». В действительности это не так, норма применяется с более широким толкованием.

Судебная практика по вопросу обязательности путевых листов

Путевые листы обязательны даже при использовании автомобиля для собственных нужд организации. Верховный суд РФ закрепил такую практику Определением от 01.09.2014 N 302-КГ14-529. Соответственно, этой позиции придерживаются и большинство нижестоящих судов.

Что будет, если не оформлять путевые листы?

Отсутствие путевого листа может обернуться несколькими проблемами.

Путевой лист и подтверждение расходов на автомобиль

Расходы – это не любые затраты, а только обоснованные и документально подтвержденные. (ст. 252 НК РФ) «Документально подтвержденные» означает необходимость подтверждения документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Поэтому, чтобы расходы на ГСМ и содержание автомобиля были расходами в понимании налога на прибыль и УСН 15% — нужны путевые листы. Путевой лист касается и обоснованности аренды автомобиля. Расходы на аренду авто будут обоснованы экономически, если автомобиль используется организацией/ИП, которая его арендует. Иначе, при налоговой проверке расходы на аренду авто могут счесть необоснованной: арендная плата за «неиспользуемый» автомобиль.

Если в автомобиле есть электронная система контроля пробега

Существует мнение: путевые листы можно заменить отчетом электронной системы контроля пробега и расхода топлива. Это не так. Смысл в том, что электронная система облегчит составление путевого листа, но не избавит от его составления. Отчет, хоть и содержит информацию, не является первичным учетным документом, не включает всех обязательных реквизитов. Поэтому, путевой лист придется оформлять даже при использовании электронной системы. Данные из отчета (о расходе топлива, о пробеге) вносятся в путевой лист. Путевой лист необходим даже при наличии электронной системы контроля пробега и расхода топлива. Этой позиции придерживается и Минфин. В письме от 16 июня 2011 г. N 03-03-06/1/354 о порядке документального подтверждения расходов на приобретение топлива в целях исчисления налога на прибыль. Минфин указывает на необходимость документального подтверждения расходов путевыми листами (или документами, содержащими все реквизиты). С указанием то, данные приборов учета и контроля за перемещением ТС могут использоваться при составлении таких документов.

Штраф ГИБДД за отсутствие путевого листа

Штраф 500 рублей за отсутствие путевого листа — ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ. И его правомерность вряд ли удастся оспорить, это позиция Верховного суда (вышеупомянутое Определение N 302-КГ14-529.)

Обосновывается такая практика нормами ПДД, а не Уставом автомобильного транспорта. Проще говоря, под водителем понимается любой, кто управляет ТС, а не «профессиональный водитель». Пассажир – любой, кто находится в автомобиле, но не управляет им, а не тот, кто «платил за проезд».

П. 2.1. ПДД закрепляет обязанность водителя иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать путевой лист, если это установлено законом.

П. 9. Правил заполнения путевых листов, гласит: Путевой лист оформляется на каждое ТС, используемое юрлицом/ИП для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом <…> в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

Официальный смысл толкования этих норм Верховным судом следующий: цель – обеспечение безопасности дорожного движения и перевозок. А такая обязанность возложена на юрлиц и ИП законом о безопасности законом «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ.

Согласно п. 1.2 ПДД РФ:

  • Водитель — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством
  • Пассажир — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него)

Имеют ли право инспекторы ГИБДД требовать путевой лист?

Недавно к нам в редакцию пришло письмо, в котором его автор рассказал, что его остановили сотрудники Госавтоинспекции и сначала попросили предъявить доверенность на право управления транспортным средством (!), а затем путевой лист. Как вы уже поняли наш герой ехал за рулем корпоративной машины, которая принадлежит юридическому лицу. Так как водитель за рулем корпоративного автомобиля не осуществлял коммерческую перевозку пассажиров и не перевозил коммерческий груз, то согласно действующему законодательству он имел право передвигаться без путевого листа.

Смотрите также: Новый порядок заполнения путевых листов с 26 февраля 2017 года

То же самое касается доверенности на управление ТС, которая была отменена еще в 2012 году. Но, несмотря на то, что водитель не нарушал закон, он был привлечен к административной ответственности за отсутствие путевого листа. Как вы думаете, законно ли это? Обязан ли в такой ситуации водитель иметь при себе заполненный путевой лист? Давайте разбираться.

Для начала давайте выясним, законно ли инспекторы ДПС требовали от водителя доверенность на право управления автомобилем.

И так, для этого давайте вспомним Постановление Правительства РФ № 1156 от 12.11.2012 года, который отменил абзац четвертый пункта 2.1.1 ПДД РФ. Напомним, что этот пункт регулируют перечень документов, которые водитель автомобиля обязан возить с собой и предъявлять их сотрудникам полиции при первом требовании.

Так, в частности Постановление Правительства № 1156 от 12.11.2012 года отменило абзац, обязывающий ранее водителей возить с собой документ на право управление транспортным средством в отсутствии собственника. То есть, другими словами Правительство в 2012 году отменило обязанность водителей возить с собой доверенности на право управления ТС. Соответственно, с 2012 года сотрудники полиции не имеют право требовать от водителей предъявить доверенность.

К счастью наш герой, которого остановили сотрудники ГИБДД для проверки документов знал об этом Постановлении и фактически процитировал его слово в слово сотрудникам полиции. В итоге инспекторы ДПС сразу забыли о своей просьбе и неожиданно переключились на путевой лист, потребовав предъявить заполненный документ, указав на то, что автомобиль зарегистрирован на юридическое лицо, а значит, в соответствии с законодательством все водители, управляющие корпоративным транспортом, обязаны возить с собой и предъявлять по первому требованию заполненные путевые листы.

Как вы уже поняли наш герой не имел оформленного путевого листа. В итоге сотрудники Госавтоинспекции, составив протокол об административном правонарушении, выписали штраф в размере пятисот рублей.

К сожалению, наш герой не юрист в области автотранспортных перевозок и в области безопасности дорожного движения. Поэтому он поверил сотрудникам полиции, что каждый водитель корпоративного транспорта обязан иметь при себе заполненный путевой лист. В итоге он, как законопослушный гражданин РФ, заплатил в установленный законом срок выписанный штраф.

Но на самом деле сотрудники ГИБДД выписали штраф не законно, и его можно было легко, оспорив в суде, отменить. Все дело в том, что наш герой, несмотря на управление автомобилем, который принадлежит юридическому лицу, был не обязан возить с собой заполненный путевой лист, поскольку не осуществлял коммерческую перевозку пассажиров или грузов.

Самое плохое, что это не единичный редкий случай на дороге. К нам поступает множество информации со всей страны, которая говорит о том, что сотрудники ГИБДД во многих регионах также требуют от всех водителей корпоративного транспорта заполненные путевые листы. Также не редко когда у водителей корпоративного автотранспорта требуют и доверенности. Что же получается? Сотрудники полиции, которые призваны охранять закон и следить за его соблюдением сами его нарушают? Надеемся, что это не намеренно и по не знанию. Хотя признаем, что наверняка есть и такие сотрудники, которые таким образом стараются «разводить» не грамотных водителей.

Почему сотрудники ГИБДД не имеют право требовать путевой лист и доверенность?

И так давайте внимательно рассмотрим пункт 2.1.1 Правил дорожного движения:

Согласно пункту 2.1.1 ПДД РФ водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции (в том числе сотрудникам ДПС ГИБДД РФ) передавать им, для проверки следующие документы:

— водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории

— регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам)

— в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов

— документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид»

— страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца (полис ОСАГО)

— в случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля

Обратите внимание на выделенный красным текст. Этот пункт указывает на то, что водители обязаны возить с собой путевой лист, только в установленных законом случаях. То есть, путевой лист, если следовать логике закона, водитель должен возить с собой не всегда. Иначе бы в законе не было бы отметки об «установленных случаях».

Также внимательно прочтите пункт ПДД 2.1.1.

Вы видите здесь пункт обязывающий водитель возить с собой и предъявлять полиции по первому требованию доверенность? Естественно этого пункта здесь нет, поскольку в действующих правилах дорожного движения, поскольку это требование закона было отменено Постановлением Правительства РФ еще в 2012 году.

И так, согласно правилам дорожного движения, которые действуют на сегодняшний день, никто не вправе от вас требовать доверенность на право управления автотранспортным средством независимо от того, кто является собственником автомашины.

Помните, что доверенность нужна в том, случае если от имени юридического лица или предпринимателя водитель собирается осуществлять какие-либо юридические действия. Например, забрать автомобиль со штраф стоянки, или проводить регистрационные действия в ГИБДД.

Смотрите также: Новый административный регламент МВД с 1 апреля 2017 года

Также мы знаем, что возить с собой заполненный путевой лист нужно только в установленных законом случаях.

Но в каких же тогда случаях, установленных законом, водители обязаны иметь при себе заполненный путевой лист и предъявлять его по требованию полиции?

Да, действительно в определенных случаях путевой лист все-таки нужно заполнять и возить с собой, чтобы предъявить его по первому требованию. Например, в случае, когда водитель занимается коммерческой перевозкой груза (ов) или пассажиров.

Для начала давайте выясним, в каких случаях заполняется путевой лист. Этот вопрос регулируется Приказом Министерства транспорта РФ №152 от 18.09.2008 г. года «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», с изменениями на 2017 год.

Так, согласно этому документу, путевой лист заполняется на транспортные средства, принадлежащие юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для перевозки грузов, пассажиров или багажа. Вот выдержка из Приказа Минтранса №152:

  • «9. Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях»

Многие скажут что в этом документе нет ни слова о «коммерческих перевозках» поэтому, судя по всему, путевой лист должен оформляться во всех случаях эксплуатации транспортного средства, которое принадлежит юр.лицу или ИП.

На самом деле это не так. Дело в том, что Приказ Минтранса №152 прямо ссылается на более важный Федеральный закон:

Закон № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 8 ноября 2007 года

Статья 1. Предмет регулирования

  1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  1. Настоящий Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также — транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.
  1. Перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными договорами Российской Федерации.
  1. К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.

То есть, как видите Приказ Минтранса №152, ссылаясь на Федеральный закон №259, подразумевает, что путевой лист должен оформляться при коммерческих перевозках грузов и пассажиров. Но в этих документах нет ни слова о том, что у водителя автомобиля, который принадлежит юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, должен быть на руках заполненный путевой лист при любых видах перевозок. То есть, при отсутствии факта коммерческих перевозок согласно приказу Министерства транспорта, путевой лист не должен заполняться. Например, при поездках для корпоративных нужд компании. Иначе в подобном документе это было бы прописано.

В каких случаях перевозка груза и пассажиров может считаться коммерческой?

Согласно Федеральному закону №259 от 8 ноября 2007 года, коммерческими перевозками считаются услуги по перевозки грузов, багажа и пассажиров.

Также согласно этому же закону разъяснены такие понятия как груз, багаж и пассажир:

Груз — материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке

Багаж — вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке

Пассажир — физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства

Также обратите внимание на статью 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе №259», где разъясняется, что такое перевозчик:

  • «Перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз уполномоченному на их получение лицу»

И так, что из этого следует:

Как вы уже поняли в этом нет необходимости, поскольку действующее Российское законодательство четко обозначила тех лиц, которые обязаны во время управления транспортным средством иметь при себе заполненный путевой лист и предъявлять его по первому требованию сотрудникам полиции.

К сожалению, некоторые сотрудники ГИБДД, по всей видимости, либо не знают об этих не очень легких законодательных нормах (хотя это их прямая обязанность), либо намерено пользуются на дороге юридической неграмотностью водителей, которые трудятся в различных компаниях.

Смотрите также: С 2018 года проводить предрейсовый осмотр водителей будут дистанционно

Тем более что штраф за отсутствие путевого листа составляет всего 500 рублей. Многие водители, даже в душе понимая, что сотрудники ДПС не законно требуют путевой лист, стараются не связываться. Для многих, к сожалению, проще заплатить штраф.

Но это приводит к безнаказанности тех недобросовестных сотрудников ГИБДД, которые незаконно требуют предъявить путевой лист с водителей, которые не занимаются коммерческими перевозками.

Поэтому советуем вам в случае незаконного привлечения к административной ответственности за отсутствие оформленного путевого листа, оспаривать действия сотрудников ГИБДД в суде.

Надеемся, что рано или поздно органы ГИБДД разъяснят всем своим сотрудникам и обяжут их выучить Федеральное законодательство и другие нормативные акты, которые прямо указывают, что оформлять путевой лист нужно, когда осуществляются перевозки за деньги — т.е. коммерческие перевозки автотранспортом.

Путевой лист — что это, для чего и как его заполнить читайте далее в нашей подборке материала.

Итак, путевой лист. Так называют документ, который выдается водителю транспортного средства. Предназначение путевого листа заключено в учете маршрута автомобиля, пробега и расхода ГСМ.
Имея путевой лист водитель может рассчитывать на компенсацию средств потраченных на обслуживание автомобиля и прочую работу.

Путевой лист — необходимый в бухгалтерии документ, подтверждающий производственные расходы на обслуживание транспорта и приобретение ГСМ. Также он нужен для контроля и учета времени работы водителя, эксплуатации транспортного средства, его маршрута движения и использования в предпринимательской деятельности.

Выдается путевой лист в организациях эксплуатирующих:

  • собственные транспортные средства;
  • арендованные транспортные средства.

Как заполняется путевой лист

В любой организации бухгалтер должен знать и уметь правильно выписать и заполнить путевой лист на транспортное средство.

Правила выписки путевого листа

Путевой лист выписывается:

  • на 1 день;
  • на 1 поездку.

Если транспортным средством пользуются несколько водителей, то путевой лист оформляется на каждого в отдельности.

На легковые и грузовые автомобили выписываются разные персональные путевые листы.

Заполнение путевого листа. Как заполнить путевой лист и что нужно обязательно указать:

  1. Дата и код. На путевом листе необходимо указать дату поездки и код для начисления компенсации в бухгалтерии.
  2. Марка транспортного средства. В путевом листе обязательно указывается марка автомобиля, а также прицепа и его гаражный номер.
  3. ФИО водителя с личными данными. Путевой лист оформляется на конкретного водителя, поэтому нужно указать его полные ФИО и личные данные.
  4. Количество рейсов.
  5. Протяженность маршрута.
  6. Топливо и ГСМ. В листке пишется требуемое для рейса количество ГСМ и топлива. Если имеется остаток от прошлых рейсов, его также необходимо отметить в листе.
  7. Состояние здоровья водителя. Отметка о состоянии допущенного к рейсу водителя ставится обязательно.
  8. Показания спидометра транспортного средства.
  9. Время. В путевом листе отражаются записи: выезда машины из гаража, прибытия на место забора груза или пассажиров, с указанием адреса. А также время прибытия на место выгрузки.
  10. Описание объекта перевозки.
  11. Доставка груза грузополучателю с указанием времени доставки
  12. Время прибытия в гараж.

Важно! Документ регистрируется бухгалтером предприятия, либо самим руководителем организации. Срок хранения путевых листов, как и прочих бухгалтерских документов – не менее пяти лет.

Цены на слуги смотрите здесь:

  • Цены для юридических лиц
  • Цены для индивидуальных предпринимателей

Остались вопросы?

Консультация бесплатно!

Вопрос достаточно спорный. Документооборот при аренде автомобиля фактически не урегулирован действующим законодательством. Как указано в Приказе Минтранса России N 152, обязанность выписки путевых листов распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

По договору аренды транспорта без экипажа имущество эксплуатирует арендатор, следовательно, на период аренды он является владельцем ТС, сведения о котором указываются в путевом листе. Но здесь ситуация нетипичная, физлицо не является предпринимателем, арендует транспорт у другого физлица, а потому (как гражданин) управляет автомобилями без путевых листов. В данном случае некоторые специалисты рекомендовали бы ООО ограничиваться актом оказания транспортных услуг без выписки путевых листов. Одновременно с этим суды часто не признают необходимости оформления путевых листов в целях подтверждения правомерности включения в состав налоговых расходов в целях произведенных арендатором затрат по аренде автотранспорта хотя и с экипажем (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2008 N А56-15033/2007, ФАС Северо-Кавказского округа от 04.09.2008 N Ф08-4964/2008). Более того, в рассматриваемом случае ООО заключило договор на оказание транспортных услуг, а не арендный договор, что запутывает ситуацию еще больше.

Нужно обратить внимание на такой момент, что если договор оформлен, как договор оказания транспортных услуг, то маршрут движения и объемы работ должны быть известны заранее, и содержаться в выписанной перед выездом товарно-транспортной накладной. Если маршруты и объемы работ заранее неизвестно, то велика вероятность переквалификации договора на аренду (субаренду) с экипажем.

Тем не менее и в этой ситуации не исключено, что налоговики потребуют наличия путевых листов. Например, если у ООО помимо оплаты услуг по транспортировке, возникают иные затраты связанные с эксплуатацией техники, например, компенсация ГСМ физлицу или возмещение страховки, наличие путевых листов было бы крайне желательно. Так, согласно п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» путевой лист — это документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. В связи этим в нем указывается дата и цель поездки, показания спидометра, остатки горючего при выезде и возврате и другие реквизиты. Таким образом, дополнительно подтверждается производственный характер произведенных расходов.

Одновременно с этим рассмотрим необходимость наличия путевого листа с другой позиции. Согласно пункта 2.1.1 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090:

в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

То есть в данном случае, водитель перевозит груз или пассажиров в интересах коммерческой организации, а не ездит сам по себе, на дачу, не везет картошку. Коммерческая направленность перевозки налицо. В связи с этим, с этой точки зрения наличие путевого листа все же необходимо. Вопрос в другом, кто же его должен выписывать? В этой запутанной ситуации, я считаю, что это должно делать ООО, по поручению которого осуществляется перевозка.

В подтверждение своей позиции, об обязательности путевого листа, хотелось бы еще раз обратиться Федеральному закону от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». В нем в ст.6 есть вот такая фраза:

2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

В данном случае речь идет именно о коммерческих перевозках. Поэтому допускаю, что при отсутствии путевого листа вопросы могут возникнуть не только у ИФНС, но и у ГИБДД, транспортной инспекции. Поэтому я считаю, что путевой нужен и в данной ситуации.

Но, я допускаю, что у других форумчан может быть диаметрально противоположная точка зрения. Возможно, у кого-то есть контраргументы, иной взгляд на этот вопрос, под напором которых я изменю свое мнение. Есть мнения отдельных юристов в сети, которые считают что в такой ситуации он не нужен, но они настроены судиться если что, а в обычной хозпрактике, компании, я думаю, это ни к чему.

Зачем нужен путевой лист

Путевой лист является первичным бухгалтерским документом и необходим для бухгалтерской отчетности в части подтверждения расходов на топливо, учета отработанных водителем часов, начисления амортизации машин по пробегу и времени использования. А также для подтверждения по запросу сотрудника ДПС, что водитель в данный момент едет не по частным делам, а находится при исполнении трудовых обязанностей.

За отсутствие такого документа предусмотрен штраф в размере 500 рублей или предупреждение инспектора (ст. 12.3 КоАП РФ).

Путевые листы обычно выписывают или специальные сотрудники отдела логистики (диспетчеры), или сотрудники отдела бухгалтерии. Бланки путевых листов существуют для каждого вида транспорта в зависимости от габарита и функции и продаются в канцелярских магазинах. Можно также установить специализированную программу, которая предназначена для отслеживания движения и печати бланков путевых листов.

Если автомобиль арендован

Самые распространенные варианты замены собственному транспорту:

  • Покупка готовой услуги по перевозке.
  • Аренда машины с выполнением работ своими силами.
  • Аренда машины с экипажем для выполнения работ.

Представим ситуацию, что у вас нет своих машин и вы берете автомобиль или автотехнику в аренду. Кто при этом оплачивает расходы на ГСМ? Вы сами. Нужно ли учитывать трудочасы водителя на арендованном авто? Несомненно. На ком лежит ответственность, если водитель не сможет представить сотруднику ГИБДД путевой лист? На компании, которая использует в данный момент автомобиль. Соответственно, нужны ли путевые листы на арендованный автомобиль? Очевидно, да.

При аренде автомобиля все равно потребуется оформление путевых листов для подтверждения трудочасов водителя и затраченного топлива.

Теперь рассмотрим ситуацию, когда вы арендуете автомобиль с экипажем. В этом случае, тем не менее, опять же возникает необходимость учета и списания затрат на топливо и расходные материалы для машины. Учесть и списать их нет другого способа, кроме как составить путевой лист. Доказать при необходимости, что водитель находится за рулем по служебным делам, можно тоже только с помощью этого документа.

Основное отличие от предыдущего варианта – в этой ситуации учет и оплата рабочего времени водителей производятся силами компании-арендодателя, поскольку у вас нет с ними трудовых отношений. Каким образом будет производиться этот учет, обычно подробно прописывается в договоре. Возможно, арендодатель потребует копии путевых листов или будет снимать показания спутниковых систем слежения.

Данные принципы взаимодействия применимы вне зависимости от того, идет ли речь об аренде грузового автомобиля или легкового. Возможна ситуация, когда работодатель пользуется услугами частного лица (своего сотрудника, например) для передвижения по служебным делам и перевозки на его личном автомобиле.

В этом случае возможно компенсировать затраты сотрудника на заправку машины соответствующими премиями. Но тогда законодательство расценит их как обычную зарплату, и придется заплатить страховые взносы и налог 13%. Чтобы этого избежать, можно заключить договор аренды между юридическим и физическим лицом, выдавать путевые листы на арендованные у сотрудников авто на каждую рабочую поездку и учитывать ГСМ при уменьшении налоговой базы.

Как правильно заполнить путевой лист на арендованный автомобиль

Порядок заполнения путевого листа арендованного автомобиля и автомобиля, находящегося на балансе организации, практически не различается. Подробную инструкцию приводит Приказ Минтранса России № 152.

Есть один небольшой нюанс, если вы арендуете автомобиль с экипажем: в этом случае штамп о предрейсовом и послерейсовом медицинском осмотре должна ставить компания-арендодатель, так как фактически водитель является не вашим сотрудником. Соответственно, вы не несете ответственность за охрану его труда и здоровья. Способ обмена документами прописывается в договоре аренды или приложениях к нему.

В остальном путевой лист заполняется как обычно. Предлагаем образец заполнения путевого листа на легковой автомобиль. А также образец заполнения для грузового транспорта. Удобнее всего использовать унифицированные формы путевых листов, в зависимости от типа транспорта и его функций, утвержденные Постановлением Госкомстата № 78. Они не навязываются законодательно, однако эти формы наиболее полные и заполнять их проще, чем выдумывать собственные бланки.

Обратите особое внимание на то, что не все формы бланков путевых листов имеют указанное место для штампа медицинского осмотра. Но это не означает, что его проставлять не обязательно. Статья 23 Закона № 196-ФЗ обязывает иметь такую отметку в путевом листе.

admin