Компетенция общего собрания ООО

«АКДИ «Экономика и жизнь», N 9, 2001
КОМПЕТЕНЦИЯ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ
АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
———————————
Продолжение темы «Совет директоров акционерного общества». Начало см. в N N 7, 8 за 2001 г.
Исключительная компетенция совета директоров
В предыдущем номере журнала вопросы компетенции совета директоров акционерного общества разделены на три блока вопросов:
1) компетенция по созыву и проведению общего собрания акционеров;
2) исключительная компетенция;
3) альтернативная компетенция.
Блок вопросов, посвященный созыву и проведению общего собрания акционеров, был подробно освещен.
В настоящей статье рассмотрим вопросы, связанные с исключительной компетенцией совета директоров акционерного общества.
Наиболее важными вопросами, по которым достаточно часто возникают споры, являются вопросы исключительной и альтернативной компетенции совета директоров акционерного общества. По мнению автора, именно вопросы второго и третьего блоков наиболее уязвимы, что подтверждается письмами в адрес редакции с просьбой разъяснить вопросы, возникающие в работе акционерных обществ, и богатой судебной практикой, содержащей немало дел по спорам компетенции органов управления акционерного общества, включая совет директоров. Исследование судебных споров по рассматриваемой теме разными судами указывает на различный подход судов. Имеются дела, предметом которых была одна тема, но выводы и соответственно решения противоречили друг другу. При этом решения по значительному количеству споров соответствуют одним и тем же выработанным судебной практикой принципам. Несомненно, факт загруженности судов по спорам, связанным с управлением и деятельностью акционерных обществ, указывает на наличие пробелов в законодательстве, отсутствие норм, регулирующих некоторые отношения в акционерном обществе и несоответствие действующих правовых актов друг другу.
Анализ исключительной компетенции акционерных обществ направлен в первую очередь на защиту прав и законных интересов акционеров, во вторую — в помощь руководству акционерных обществ в определении законных методов управления.
К исключительной компетенции совета директоров общества относятся вопросы, решения по которым может принимать только совет директоров общества.
Исключительная компетенция означает запрет принятия решений по тем или иным вопросам каким-либо другим органом управления общества. Следует напомнить, что в обществе, где совет директоров не создан (п.1 ст.64 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 24.05.1999) (далее — Закон)), функции совета директоров АО осуществляет общее собрание акционеров. Указанное положение является исключением из общего правила, установленного п.3 ст.48 Закона, в соответствии с которым общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции данным Законом. В этом случае устав общества должен содержать указание об определенном лице или органе общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении собрания акционеров и об утверждении его повестки дня.
Статья 65 Закона содержит перечень вопросов, составляющих исключительную компетенцию совета директоров общества. Рассмотрим каждый вопрос в отдельности, учитывая порядок, основания и последствия принятия советом директоров решений по данным вопросам (исключая вопросы, касающиеся созыва и проведения общего собрания акционеров, которые (как уже упоминалось) были освещены в N 8 журнала).
Определение советом директоров
приоритетных направлений деятельности общества
Совет директоров как орган, состоящий из компетентных лиц, способных в силу своего образования, опыта работы и заинтересованности в принятии решений наилучшим образом влиять на развитие и прибыльность общества, на своем заседании в порядке, установленном ст.68 Закона, принимает решение, которым определяются приоритетные направления деятельности общества в зависимости от предмета и видов деятельности. Такое право входит в компетенцию совета директоров в силу п.1 ст.65 Закона.
Непременное условие эффективной деятельности акционерного общества — ее планирование. Единого стандарта организации планирования деятельности АО в условиях рыночной экономики, конечно, нет. Как показывает практика, в каждом акционерном обществе направление деятельности определяется, как правило, по исторически сложившимся обстоятельствам. На совет директоров возложена главная функция по определению направления деятельности общества. С этой целью осуществляется анализ рынка, выявляются его сегменты, имеющие дефицит предложений и избыток спроса. Несмотря на то что все сферы деятельности уже практически поделены, с появлением новых технологий и изменением законодательства появляются новые направления деятельности, приносящие доходы. Именно на компетентных лиц, составляющих совет директоров, возлагается контроль и расчет экономической ситуации. Учитывая изложенное, по мнению автора, совет директоров должен состоять из специалистов, которые могут оценить реальное положение в экономике и предвидеть последствия деятельности общества по направлениям, определяемым советом директоров.
Таким образом, совет директоров, определяя приоритетные направления деятельности общества, осуществляет планирование деятельности, основываясь на ситуацию в экономике и действующее законодательство. Планирование деятельности может осуществляться с использованием различных подходов, например, путем определения цели и роли АО, сферы рынка, в котором общество намеревается действовать. В свою очередь, сфера рынка определяется в результате анализа (и на его основе — оценки) рыночной ситуации, статистических данных по заполнению сегментов рынка. Необходимо также провести анализ производственно — хозяйственного и финансового состояния общества, расчет доходности деятельности исходя из возможностей общества.
Приоритетные направления деятельности общества должны определяться на основании выводов, сделанных по итогам вышеперечисленных действий. По результатам анализа вышеуказанных вопросов совет директоров принимает решение о приоритетных направлениях деятельности общества. С точки зрения планирования в будущем получить прибыль решение совета директоров должно основываться на проведенных исследованиях.
Часто возникает вопрос: кто должен подготовить проект плана? Ввиду того что для принятия советом директоров решения по рассматриваемому вопросу необходимо осуществить большую работу в различных направлениях (что достаточно трудно сделать одному лицу), обычно в разработке проектов по различным направлениям участвует весь состав совета директоров. Иногда для этой работы привлекаются компании, способные качественно исполнить возлагаемые на них обязанности. Работниками таких компаний являются, как правило, специалисты разных областей: экономики, статистики, юриспруденции. Чаще всего специалисты имеют узкую специализацию, что способствует достижению поставленной обществом цели.
Проект плана, определяющий приоритетные направления деятельности, утверждается советом директоров общества в порядке, предусмотренном Законом.
Право совета директоров предлагать
вопросы по повестке дня общего собрания
Перечень вопросов, которые рассматриваются на общем собрании акционеров, установлен п.5 ст.65 Закона. Рассматривая исключительную компетенцию совета директоров, к таким предложениям по вопросам отнесены следующие:
——T—————T——————————————-¬
¦N п/п¦ Норма Закона ¦ Предложение по вопросу, ¦
¦ ¦ ¦ по которому может быть принято ¦
¦ ¦ ¦ решение общим собранием акционеров ¦
+——+—————+——————————————-+
¦ 1 ¦Пункт 5 ст.65,¦ О реорганизации общества ¦
¦ ¦пп.2 п.1 ст.48¦ ¦
+——+—————+——————————————-+
¦ 2 ¦Пункт 2 ст.21 ¦ О добровольной ликвидации ¦
+——+—————+——————————————-+
¦ 3 ¦Пункт 5 ст.65,¦ О неприменении преимущественного права ак-¦
¦ ¦пп.12 п.1 ¦ ционера на приобретение акций общества или¦
¦ ¦ст.48 ¦ ценных бумаг, конвертируемых в акции, пре-¦
¦ ¦ ¦ дусмотренного ст.40 Закона ¦
+——+—————+——————————————-+
¦ 4 ¦Пункт 5 ст.65,¦ О дроблении и консолидации акций ¦
¦ ¦пп.16 п.1 ¦ ¦
¦ ¦ст.48 ¦ ¦
+——+—————+——————————————-+
¦ 5 ¦Пункт 5 ст.65,¦ О заключении сделок в случаях, предусмот- ¦
¦ ¦пп.17 п.1 ¦ ренных ст.83 Закона ¦
¦ ¦ст.48 ¦ ¦
+——+—————+——————————————-+
¦ 6 ¦Пункт 5 ст.65,¦ О совершение крупных сделок, связанных с ¦
¦ ¦пп.18 п.1 ¦ приобретением и отчуждением обществом иму-¦
¦ ¦ст.48 ¦ щества, в случаях, предусмотренных ст.79 ¦
¦ ¦ ¦ Закона ¦
+——+—————+——————————————-+
¦ 7 ¦Пункт 5 ст.65 ¦ О приобретении и выкупе обществом ¦
¦ ¦пп.19 п.1 ¦ размещенных акций в случаях, предусмотрен-¦
¦ ¦ст.48 ¦ ных Законом ¦
+——+—————+——————————————-+
¦ 8 ¦Пункт 5 ст.65,¦ Об участии в холдинговых компаниях, финан-¦
¦ ¦пп.18 п.1 ¦ сово — промышленных группах, иных объеди- ¦
¦ ¦ст.48 ¦ нениях коммерческих организаций ¦
L——+—————+———————————————
Рассмотрим первые два вопроса, которые могут быть включены в повестку дня общего собрания акционеров только по предложению совета директоров общества.
1. Предложение о реорганизации акционерного общества
Решение о реорганизации общества принимает общее собрание акционеров. Данный вопрос является исключительной компетенцией общего собрания акционеров. В соответствии с п.5 ст.65 Закона вынесение на решение общего собрания вопроса о реорганизации отнесено к исключительной компетенции совета директоров. Ни исполнительный орган общества (как единоличный, так и коллегиальный), ни ревизионная комиссия (ревизор), ни аудитор общества, ни акционер не вправе вносить предложение о реорганизации.
Предлагая вопрос о реорганизации, совет директоров должен определить форму реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
Реорганизация в форме слияния.
В соответствии с п.1 ст.16 Закона слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних.
Совет директоров выносит вопрос на решение общего собрания акционеров о реорганизации в форме слияния, в который включаются подвопросы:
— об утверждении договора о слиянии;
— об утверждении передаточного акта.
Реорганизация в форме присоединения.
Статьей 17 Закона присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.
Совет директоров выносит вопрос на решение общего собрания акционеров о реорганизации в форме присоединения, в который включаются подвопросы:
— об утверждении договора о присоединении;
— об утверждении передаточного акта.
Реорганизация в форме разделения.
Согласно п.1 ст.18 Закона разделением общества признается прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам.
Совет директоров реорганизуемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о реорганизации в форме разделения, в который включаются подвопросы:
— об утверждении порядка и условий реорганизации;
— о создании новых обществ;
— об утверждении порядка конвертации акций реорганизуемого общества в акции и (или) иные ценные бумаги создаваемых обществ;
— об утверждении передаточного акта;
— об утверждении разделительного баланса.
Реорганизация в форме выделения.
В соответствии с п.1 ст.19 Закона выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего.
Совет директоров реорганизуемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о реорганизации в форме выделения, в который включаются подвопросы:
— об утверждении порядка и условий осуществления выделения;
— о создании нового общества;
— об утверждении порядка конвертации акций реорганизуемого общества в акции и (или) иные ценные бумаги создаваемых обществ;
— об утверждении разделительного баланса.
Реорганизация в форме преобразования.
На основании п.1 ст.20 Закона общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью, в производственный кооператив, а также в некоммерческую организацию (п.2 ст.104 ГК РФ) с соблюдением требований, установленных федеральными законами.
Совет директоров преобразуемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о реорганизации в форме преобразования общества, в который включаются подвопросы:
— об утверждении порядка и условий осуществления преобразования;
— об утверждении порядка обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива;
— об утверждении передаточного акта.
Следует отметить, что указанные вопросы, касающиеся реорганизации в форме слияния и присоединения, выносятся на общее собрания каждого общества, участвующего в реорганизации. При осуществлении реорганизации в форме слияния и присоединения совет директоров каждого общества выносит на решение общего собрания акционеров своего общества, участвующего в присоединении, основной вопрос о реорганизации в соответствующей форме и вышеуказанные вопросы с учетом формы реорганизации.
Документы, составляемые
при реорганизации акционерного общества
Требования к документам, подготавливаемым в процессе реорганизации, регулируются едиными нормативными актами. Однако для каждой формы реорганизации АО подготавливается «свой» пакет документов. Рассмотрим некоторые особенности их подготовки.
Договор о слиянии или присоединении обществ составляется советами директоров субъектов,

Общее собрание участников – это высший орган управления товарищества с ограниченной ответственностью. Каждый орган юридического лица обладает своей компетенцией, которая отражена в законе и учредительных документах организации. В ТОО помимо общего собрания существуют другие органы — исполнительный (директор, правление), наблюдательный (наблюдательный совет), контролирующий (ревизионная комиссия, ревизор). Важно знать и разграничивать компетенцию этих органов, а также учитывать, что ряд вопросов может быть решен только высшим органом управления — собранием участников.

К исключительной компетенции общего собрания участников ТОО отнесены следующие вопросы:

  1. изменение устава, включая изменение размера уставного капитала, места нахождения и фирменного наименования, или утверждение устава в новой редакции;
  2. образование исполнительного органа (директора) и досрочное прекращение его полномочий, а также принятие решения о передаче ТОО или его имущества в доверительное управление и определение условий такой передачи;
  3. избрание и досрочное прекращение полномочий наблюдательного совета и (или) ревизионной комиссии (ревизора), а также утверждение отчетов и заключений ревизионной комиссии (ревизора);
  4. утверждение годовой финансовой отчетности и распределение чистого дохода;
  5. утверждение внутренних правил, процедуры их принятия и других документов, регулирующих внутреннюю деятельность товарищества, кроме документов, утверждение которых уставом товарищества отнесено к компетенции иных органов;
  6. решение об участии товарищества в иных хозяйственных товариществах, а также в некоммерческих организациях;
  7. решение о реорганизации или ликвидации товарищества;
  8. назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов;
  9. решение о принудительном выкупе доли у участника ТОО, причинившего ему существенный вред;
  10. 10) решение о залоге всего имущества товарищества;
  11. решение о внесении дополнительных взносов в имущество товарищества;
  12. утверждение порядка и сроков предоставления участникам товарищества и приобретателям долей информации о деятельности товарищества.

Указанные вопросы, перечень которых закреплен в статье 43 Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», не могут быть переданы на рассмотрение других органов управления ТОО (например, директора).
Уставом ТОО могут быть предусмотрены и другие вопросы, решение которых отнесено к исключительной компетенции общего собрания.

Это могут быть следующие вопросы:

  1. распоряжение имуществом ТОО;
  2. одобрение определенных сделок либо сделок, сумма которых превышает установленный размер;
  3. получение банковского кредита;
  4. выдача гарантии и поручительства по обязательствам третьих лиц;
  5. назначение на должность и освобождение от должности главного бухгалтера ТОО;
  6. назначение на должность и освобождение от должности заместителя руководителя ТОО;
  7. создание филиалов и представительств.

Общее собрание участников помимо вопросов, отнесенных к исключительной компетенции, вправе принять к рассмотрению любой вопрос, связанный с деятельностью товарищества.

Собрание также вправе отменить любое свое решение либо решение иных органов ТОО по вопросам, относящимся к его внутренней деятельности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ в пункт 2 статьи 33 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. К компетенции общего собрания участников общества относятся:

1) определение основных направлений деятельности общества, а также принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 209-ФЗ подпункт 2 пункта 2 статьи 33 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст подпункта в предыдущей редакции

2) утверждение устава общества, внесение в него изменений или утверждение устава общества в новой редакции, принятие решения о том, что общество в дальнейшем действует на основании типового устава, либо о том, что общество в дальнейшем не будет действовать на основании типового устава, изменение размера уставного капитала общества, наименования общества, места нахождения общества;

3) утратил силу с 1 июля 2009 г.;

См. текст подпункта 3 пункта 2 статьи 33

4) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;

5) избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора) общества;

6) утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов;

7) принятие решения о распределении чистой прибыли общества между участниками общества;

8) утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества (внутренних документов общества);

9) принятие решения о размещении обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

10) назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг;

11) принятие решения о реорганизации или ликвидации общества;

12) назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов;

13) решение иных вопросов, предусмотренных настоящим Федеральным законом или уставом общества.

Предусмотренные подпунктами 2, 5 — 7, 11 и 12 настоящего пункта вопросы, а также другие отнесенные в соответствии с настоящим Федеральным законом к исключительной компетенции общего собрания участников общества вопросы не могут быть отнесены уставом общества к компетенции иных органов управления обществом.

admin