Компенсация за санаторно курортное лечение военным пенсионерам

Раздел 4. Льготы по санаторно-курортному лечению и оздоровлению

Подробности

1. Право на получение денежной помощи на оздоровление в размере и на условиях, установленных Президентом Республики Беларусь, имеют:

1.1. Герои Беларуси, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы;

1.2. неработающие участники Великой Отечественной войны;

1.3. неработающие инвалиды войны;

1.4. неработающие лица, принимавшие участие в составе специальных формирований в разминировании территорий и объектов после освобождения от немецкой оккупации в 1943–1945 годах;

1.5. неработающие граждане из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства.

2. Гражданам, указанным в подпунктах 1.1–1.5 пункта 1 настоящего раздела, по их желанию вместо денежной помощи на оздоровление предоставляется право на внеочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний).

3. Работающим гражданам из числа категорий, указанных в подпунктах 1.2–1.5 пункта 1 настоящего раздела, предоставляется право на внеочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний).

4. Право на первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) имеют:

4.1. неработающие ветераны Великой Отечественной войны (кроме указанных в подпунктах 1.1–1.5 пункта 1 настоящего раздела);

4.2. неработающие граждане из числа:

военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призывавшихся на военные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работников указанных органов (включая специалистов и советников Министерства обороны СССР, Комитета государственной безопасности и Министерства внутренних дел СССР и БССР), направлявшихся органами государственной власти СССР в Афганистан или в другие государства, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах и получивших ранение, контузию или увечье в период боевых действий;

военнослужащих автомобильных батальонов, направлявшихся в Афганистан для доставки грузов в период ведения боевых действий и получивших ранение, контузию или увечье в период боевых действий;

военнослужащих летного состава, совершавших вылеты на боевые задания в Афганистан с территории СССР в период ведения боевых действий и получивших ранение, контузию или увечье в период боевых действий;

4.3. неработающие граждане из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, уволенных с военной службы (службы) по болезни в связи с признанием их военно-врачебными комиссиями негодными к военной службе (службе) с исключением с воинского учета;

4.4. неработающие инвалиды с детства вследствие ранения, контузии, увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с последствиями военных действий;

4.5. неработающие пенсионеры, являющиеся родителями или не вступившими в новый брак супругами погибших (умерших), указанных в подпункте 12.1 12 раздела 1 (смотрите выше);

4.6. неработающие пенсионеры, являющиеся родителями погибших (умерших), указанных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 раздела 1 (смотрите выше);

4.7. неработающие граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;

4.8. неработающие инвалиды I и II группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства.

5. Лица, сопровождающие инвалидов I группы, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет в санаторно-курортные или оздоровительные организации, обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение или оздоровление бесплатно (без лечения) при условии, что необходимость в таком сопровождении подтверждается заключением врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения.

6. Право на бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) имеют несовершеннолетние дети по заключению врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения.

7. Право на бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) имеют военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, направляемые в санатории для продолжения госпитального лечения по заключению военно-врачебной комиссии.

8. Иным категориям граждан льготы по санаторно-курортному лечению (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) и оздоровлению (при отсутствии медицинских противопоказаний) могут устанавливаться Президентом Республики Беларусь.

9. Лицам, имеющим право на санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с установленным законодательством, может быть выделено в течение календарного года не более одной путевки, за исключением:

9.1. педагогических работников, привлекаемых для сопровождения пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС несовершеннолетних детей, направляемых на санаторно-курортное лечение или оздоровление в составе организованных групп, и осуществляющих по месту пребывания этих детей учебно-воспитательный процесс;

9.2. лиц, сопровождающих на санаторно-курортное лечение инвалидов I группы, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.

10. Лица, указанные в подпунктах 4.2, 4.3, 4.5, 4.6 и 4.8 пункта 4 настоящего раздела, обеспечиваются санаторно-курортным лечением или оздоровлением не более одного раза в два года.

Вопрос: «Я являюсь военным пенсионером, выслуга 26 лет, уволился в звании подполковника по состоянию здоровья. Сколько будет стоить путевка в санаторий для проживающего со мной внука?»

Ответ: «Согласно п.7а Приказа МО №333, за военными пенсионерами-офицерами, срок службы которых составляет 20 лет и более в льготном исчислении, либо имеет общую длительность в 25 лет, закреплено право лечения и отдыха в санаторно-курортных организациях Минобороны один раз в год за 25% от общей цены путевки».

Для членов их семьи путевки предоставляются за 50% стоимости. Последнее относится и к тем, кто находится на иждивении пенсионера при условии, что иждивенец проживает с бывшим военным совместно.

Льготная стоимость отдыха распространяется на следующих родственников:

  • супруг/супруга;
  • несовершеннолетние дети;
  • совершеннолетние дети, если до достижения 18-ти лет им была присвоена инвалидность;
  • дети до 23-х лет, проходящие очное обучение.

Таким образом, придется оплатить путевку в размере 25% от ее коммерческой стоимости, а за внука внести 100% оплату. Если ребенок находится на иждивении, то оплата за него составит 50% общей стоимости.

Вопрос: «Это правда, что жене военного пенсионера бывшего прапорщика не дают таких же льгот на путевки, как и женам уволившихся офицеров?»

Ответ: «Да, это действительно так. Как для офицеров, так и для прапорщиков, которые несли службу после ее установленной продолжительности (20 или 25 лет), предоставляется одинаковая льгота по оплате 25% от общей стоимости путевок. При этом членам семьи офицеров предусмотрена 50% льгота по оплате СКО, а о женах прапорщиков и мичманов закон умалчивает (п.7б Приказа МО №333). Для этого необходимо подать заявку в военный санаторий для пенсионеров».

Вопрос: «Распространяется ли льгота в 25% на мою жену, если она является гражданкой Белоруссии?»

Ответ: «Правовые акты не оговаривают ограничений, связанных с гражданством супругов. Льгота предоставляется вам, а жена, независимо от гражданства, может пользоваться льготой в качестве члена семьи. Данные супруги должны быть внесены в ваше пенсионное удостоверение в графе «Особые отметки». При оформлении заявки на СКО также необходимо указать данные жены в заявлении».

Вопрос: «У меня достаточная выслуга, я нахожусь на пенсии уже более 15 лет. Сейчас работаю на гражданской должности. Слышал, что работающим военным пенсионерам льгота на курортное лечение не положена. Так ли это?»

Ответ: «Нет, это не так. Независимо от того, работаете вы или нет, льготы положены военным пенсионерам, если:

  • они отслужили в военном ведомстве до пенсии 20 и более лет и уволились, достигнув предельного возраста, по неудовлетворительному состоянию здоровья или из-за организационно-штатных мероприятий;
  • либо имеют 25 лет и более стажа службы.

Если вышеперечисленные условия выполнены, то получать льготную путевку вы можете ежегодно за 25% стоимости, а члены вашей семьи — за 50%».

Вопрос: «Читал, что военным пенсионерам, если они не работают, путевки на лечение в санаторий раз в год государство должно предоставлять бесплатно. Дайте ссылку на закон?»

Ответ: «Данная информация неверная. Санаторно-курортное лечение предоставляется военным пенсионерам на безвозмездной основе, только если имеют определенные награды и звания.

Бесплатно получить путевку вы сможете, если относитесь к одной из перечисленных категорий:

  • участники, ветераны и инвалиды ВОВ;
  • военные, имеющие почетные звания (Героя РФ и СССР, Соц. Труда);
  • военнослужащие, имеющие правительственные награды (орден Трудовой Славы, знак «Житель блокадного Ленинграда»);
  • ВБД и граждане, проходившие военную службу на территории Афганистана в период ведения боевых действий с 1979-1989 гг.

Кроме того, региональные власти могут формировать свои категории льготников, которым предоставляется бесплатное СКО. Например, для многодетных семей, почетных доноров, пострадавших от каких-либо природных катаклизмов и так далее. Узнать о действующих в вашем субъекте РФ льготах можно в местном отделении службы социальной защиты населения.

Если ни к одной из вышеперечисленных категорий вы не относитесь, то льгота по санаторно-курортному лечению будет положена вам как военному пенсионеру только при достаточной выслуге лет на момент увольнения».

Вопрос: «Я вдова ветерана боевых действий. Имею ли право на льготный отдых?»

Ответ: «Ответ будет зависеть от того, выполняются ли в вашем случае условия 333 Приказа МО п.1е.

Право на льготы вдовам, в том числе и военнослужащих пенсионеров, дается, если:

  • супруг погиб во время службы по контракту;
  • муж умер, будучи военным пенсионером, отслужившим до увольнения более 20-ти лет, и был уволен по состоянию здоровья, ошм или при достижении предельного возраста.
  • при жизни супруг имел право на льготу по СКО.

Правило распространяется до тех пор, пока вы не вступите в следующий брак».

Вопрос: «Как происходит процедура компенсации оплаты путевок? Я сначала должна заплатить полную цену, а потом написать заявление на возврат денег?»

Ответ: «Как такового возмещения затрат не происходит, поскольку процедура льготирования иная:

  • после подачи заявки на СКО необходимо получить уведомление, где будет указано место отдыха и его период (обычно срок пребывания в санатории составляет от 18-ти до 21-го дня);
  • оплата путевок производится на месте при заезде в выбранный санаторий, цена сразу установлена с учетом льготы.

Если необходимо прервать отдых или продлить его, то данные вопросы решаются на месте (продление происходит при 100% оплате дополнительных дней и только по решению руководства пансионата). Если врачебная комиссия настаивает на продолжении лечения, то оно может быть продлено на 10 суток на первоначальных условиях оплаты (п.24 Приказа 333 МО)».

Компенсация за неиспользованную льготу

Вопрос: «За 4 года нахождения на пенсии я ни разу не воспользовался правом на льготный отдых. Могу ли получить за эти годы компенсацию?»

Ответ: «С 2012 года в связи с увеличением военных пенсий отменена практика предоставления компенсаций бывшим военнослужащим за неиспользованную льготу по СКО. До этого времени возмещались 600 рублей самим пенсионерам и 300 рублей членам их семей. Закон предусматривает обязанность предоставления данной льготы по показаниям врача. Если такие показания отсутствуют, и заявок на лечение и отдых вы ранее не подавали, то в компенсации вам откажут».

Вопрос: «Мы с женой являемся военнослужащими, и планировали совместный отдых. Я получил путевку в дом отдыха, но не смог полностью воспользоваться ей, так как был отозван из отпуска. Путевка не сказать, чтобы дешевая. Могу ли я получить компенсацию?»

Ответ: «Приказ МО №333 в 23 статье четко регламентирует, в каких ситуациях должны быть возмещены расходы военнослужащего на СКО. Компенсацию неиспользованных дней согласно данному документу должна производить принимающая организация по заявлению военнослужащего.

К основаниям, по которым осуществляется выплата, относятся:

  • отзыв с отпуска, сделанный по установленной форме;
  • несчастье, произошедшее с кем-то из близкой родни, вызванное внезапной болезнью или бедствием и требующее присутствия заявителя;
  • болезнь отдыхающего, из-за чего последний переведен в госпиталь.

Размер выплаты производится из уплаченных средств пропорционально неиспользованным дням отдыха. На текущий год за военнослужащим сохраняется право на СКО».

Вопрос: «Два года подряд подаю документы на лечение, однако, постоянно получаю отказ. Являюсь ветераном боевых действий, имею инвалидность, но не могу добиться законной бесплатной путевки. Как быть?»

Ответ: «Действительно, в некоторых регионах фиксируются проблемы с предоставлением бесплатных путевок. Мотивировка у чиновников может быть разной. Обладая правом на ежегодный отдых, ветеран боевых действий и военный пенсионер, имеющий право на бесплатное СКО, может восстановить справедливость по суду, так как действия местных властей в данном случае незаконны. Как показывает судебная практика, судьи встают на сторону истца, и обязывают региональные власти предоставить льготу за пропущенный период и исполнить закон в текущее время. В результате пенсионер получает одну путевку в срок, и дополнительную взамен той, в которой ему было незаконно отказано».

Вопрос: «Я бывший военный, и согласно имеющемуся набору социальных услуг мне бесплатно положено лекарственное обеспечение, путевка в санаторий и проезд. Препараты по предписанию врача я получаю регулярно, а вот лечением в санатории за все время я воспользовался только однажды. Могу ли я «взять» льготу деньгами?»

Ответ: «Да, по 178 ФЗ (ст.6.3, ч.3) вы вправе отказаться от одной из услуг, предоставляемой в общем пакете. Для этого необходимо обратиться с заявлением в ФСС лично, через МФЦ или сайт Госуслуг. В тексте следует указать, что вы отказываетесь именно от пособия на санаторно-курортное лечение, сохраняя право на иные услуги. Отказ на следующий год должен оформляться до 01.10.2020, тогда со следующего года компенсация за СКО будет выдаваться в денежном эквиваленте. На 2020 год эта сумма составляет 124,99 рубля».

Вопрос: «Мы с мужем никак не могли получить путевку в санаторий. Много раз отправляли заявку через сайт, но всегда один и тот же ответ — мест нет. В итоге, в августе поехали отдыхать в дом отдыха, не числящийся при Министерстве обороны. Теперь не можем добиться возврата потраченных денег. По закону муж должен был оплатить четверть стоимости, а я половину. Разве это справедливо, что мы должны отдыхать только в ведомственных пансионатах? Летом туда попасть невозможно. Получается, мы не можем пользоваться льготами, которые заслужили?»

Ответ: «К сожалению, вопрос отдыха военнослужащих, военных пенсионеров и их семей вне санаториев МО осуществляется за их личные средства, и не подлежит компенсации. В соответствии с законом «О статусе военнослужащих» №76, ст.16 предусматриваются льготы по СКО только в организациях Минобороны.

Единственное, что можно вам посоветовать — это воспользоваться налоговым вычетом. Являясь налогоплательщиком, таким образом вы можете вернуть часть средств, потраченных на отдых. Для этого следует вписать расходы на путевки в вашу декларацию в год, следующий за отдыхом, и подать заявление на вычет. Воспользоваться данным гражданским правом можно в течении 3-х лет. Получить вычет за 2016 год вы сможете с 2017 по 2019 включительно».

Льготы для военных пенсионеров и членов их семей

В Российской Федерации действуют льготы для военных пенсионеров. Их перечень определяется исходя из срока службы и устанавливается в полной мере для лиц, отслуживших более 20 лет. Распространяются льготы военным пенсионерам на прапорщиков и мичманов, офицеров, уволенных со службы по состоянию здоровья или по достижении определенного возраста в соответствии с Федеральным законом

«О статусе военнослужащих» в виде социальной помощи в соответствии с льготным стажем для пенсии. Для того чтобы льготы для военных пенсионеров получать в полной мере, необходимо соблюсти очень важное условие: срок службы должен составлять не менее 20 лет.

В случае, если срок службы более 25 лет, не имеет значение причина увольнения. Для участников боевых действий следует подать заявление в пенсионный фонд о предоставлении льгот участникам боевых действий для рассмотрения его на возможность оформления льготной пенсии.

По российскому законодательству те лица, которые получают пенсию за выслугу лет до 1 января 2015 года, имеют право подать заявление на выплату компенсации, она прямо зависит от суммы уплаченного налога на землю и имущество физических лиц. Подавать такое заявление нужно начальнику структуры, где лицо проходило службу.

Что касается транспортного налога, то на каждый регион устанавливается свой круг субъектов, имеющих право на льготу. Причем это касается всех пенсионеров, в том числе и военных. Военные пенсионеры не освобождаются от уплаты транспортного налога, если только они не являются инвалидами или ветеранами боевых действий.

Военные пенсионеры, отслужившие 20 и более лет, имеют следующие социальные льготы:

— один раз в год получать санаторно-курортное лечение и медицинское обслуживание в учреждениях военной медицины с возмещением расходов на проезд или денежной компенсации взамен (проезд ж/д, водным, воздушным или автомобильным транспортом на стационарное лечение по заключению ВВК или в санаторно-курортные (оздоровительные) учреждения и обратно);

— иметь возмещение уплаченного налога на землю (на имущество физических лиц).

Военные пенсионеры, прослужившие 10 лет, пользуются следующими льготами:

— имеют право получить жилые помещения на выбранном постоянном месте жительства, если уволились с военной службы по возрасту, или же по причинам, связанными с организованными штатными мероприятиями или с состоянием здоровья;

— льготы военных пенсионеров позволяют вне очереди получить земельные участки для постройки собственных домов (если имеется необходимый документ с решением органов местного самоуправления), вступать в жилищные (жилищностроительные) кооперативы (в данном случае положены выплаты и льготы военным, уволенным по болезни);

— льготы военным дают право на последнем месте службы оставаться в списках на получение жилья, если уволились с военной службы по возрасту, если уволились по причинам, связанными с организованными штатными мероприятиями или с состоянием здоровья;

— военный пенсионер имеет льготы в получении жилья при смене места жительства, средства на его строительство и приобретение выделяются из федерального бюджета или выдается государственный жилищный сертификат, если был уволен с военной службы по возрасту или по причинам, связанным с организованными штатными мероприятиями или с состоянием здоровья;

— льготы для военного дают право оставаться в рядах армии, т. е. военнослужащего не имеют право уволить без его согласия, если ему не предоставили жилье на последнем месте работы.

Также на бесплатный проезд имеют право ветераны и инвалиды боевых действий по всей территории Российской Федерации.

При получении образования военные пенсионеры могут быть зачислены без экзаменов:

— в государственные вузы профессионального образования, если уже есть незаконченное высшее или высшее военное профессиональное образование;

— на подготовительные отделения государственных вузов, если уже есть полное общее образование или среднее проф образование;

— в госучреждения среднего профессионального образования на первый и последующие курсы, если уже есть среднее военное образование. Лица с основным общим образованием (9 классов школы) зачисляются без экзаменов на первый курс «гражданских» учреждений среднего проф образования.

«Гражданское» образование военным, даже если это второе высшее, дается бесплатно. Уволенным военнослужащим предоставляется помощь в трудоустройстве.

Что же касается остальных льгот, которые предоставляются военным пенсионерам, то они закреплены в законодательстве на федеральном уровне.

Пенсионерам — ветеранам войны в Афганистане предоставляются льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством.

С 1 января 2012 года в Закон «О статусе военнослужащих» были внесены изменения. В том числе изменились набор социальных льгот и перечень тех, кому они положены.

Социальные гарантии по-прежнему распространяются на офицеров, которые уволились в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или из за организационно штатных мероприятий при общей продолжительности военной службы в льготном исчислении 20 лет и более. При общей продолжительности военной службы 25 лет и более, вне зависимости от основания увольнения, социальные гарантии распространяются и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по указанным выше основаниям, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

С 1 января 2012 года сохраняются следующие льготы для военных пенсионеров и членов их семей:

Предоставляется бесплатная медицинская помощь самим пенсионерам, а также членам семей офицеров (супруге, несовершеннолетним детям, детям старше 18 лет, ставшим инвалидами до достижения ими организационно штатных возраста, и детям в возрасте до 23 лет, обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения). Также действие этой льготы распространяется на лиц, находящихся на иждивении военных пенсионеров и проживающих совместно в военно медицинских учреждениях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Также предусмотрено обеспечение санаторно курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на турбазах Министерства обороны Российской Федерации. Военные пенсионеры оплачивают 25 процентов, а члены их семей — 50 процентов стоимости путевки, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации определены иные условия оплаты.

Военным пенсионерам возмещается стоимость проезда железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно врачебной комиссии или в санаторно курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год).

До 1 января 2015 года выплачивается денежная компенсация в размере фактически уплаченных военными пенсионерамиземельного налога и налога на имущество физических лиц в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

В связи с изменениями с 2012 года отменены денежная компенсация в размере 600 рублей на самого военнослужащего и в размере 300 рублей на супругу военного пенсионера и каждого его несовершеннолетнего ребенка. Также отменена и выплата денежной компенсации для оплаты стоимости путевок детей в возрасте от 6,5 до 15 лет включительно в санаторно курортные учреждения.

Изменилась и статья закона, определяющая порядок выплаты пособий уволенным военнослужащим, не имеющим права на пенсию. Социальное пособие, ранее назначаемое уволенным военнослужащим, имеющим общую продолжительность военной службы от 15 до 20 лет, уволенным после 1 января 2012 года не назначается. Гражданам, имеющим общую продолжительность военной службы менее 20 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно штатными мероприятиями без права на пенсию, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому званию. Выплата социального пособия, назначенного до 1 января 2012 года, будет производиться в прежних размерах до изменений в действующее законодательство. Выплата оклада по воинскому званию назначается и выплачивается из вновь установленных окладов.

Льготы членам семей военных пенсионеров — женам и вдовам

В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» к членам семей погибших (умерших) военнослужащих относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находившиеся на иждивении военнослужащих.

В случае гибели (смерти) военнослужащего члены его семьи (но не более трех человек) имеют право на бесплатный проезд к месту погребения и обратно. Один из членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, захороненного на территории Российской Федерации, один раз в год имеет право на бесплатный проезд к месту погребения и обратно.

Члены семей погибших (умерших) военнослужащих имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями. За ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вдовам военнослужащих указанная льгота предоставляется до вступления в повторный брак.

Ремонт индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, осуществляется по нормам и в порядке, установленным Постановлением Правительства РФ от 27.05.2006 № 313 «Об утверждении правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца». Вдовам военнослужащих указанная льгота предоставляется до вступления в повторный брак.

За членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, сохраняется право на получение жилого помещения. При этом жилое помещение указанным лицам предоставляется в первоочередном порядке. Право на получение жилых помещений не распространяется на членов семей военнослужащих — граждан, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.

Вдовам военнослужащих указанная льгота предоставляется до вступления в повторный брак.

Члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, имеют право на компенсационные выплаты по оплате:

1) общей площади занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях — жилой площади), а также найма, содержания и ремонта жилых помещений, а собственники жилых помещений и члены жилищностроительных (жилищных) кооперативов — содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах;

2) коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда;

3) абонентской платы за пользование телефонами, радиотрансляционными точками, коллективными телевизионными антеннами;

4) установки по действующим тарифам квартирных телефонов, а проживающие в домах, не имеющих центрального отопления, — топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и его доставки.

Порядок и размеры указанных компенсационных выплат определены Постановлением Правительства.

Членам семей военных пенсионеров также предусматриваются некоторые привилегии. Согласно закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» детям таких лиц предоставляются места в дошкольных и общеобразовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от формы собственности, причем срок предоставления таких мест составляет один календарный месяц.

Если лицо проходило военную службу по призыву, то матери одиночке такого лица предоставляется преимущественное право оставление на работе в случае сокращения.

В случае потери кормильца члены семьи имеют право на соответствующую пенсию, которая устанавливается в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Также если смерть наступила при исполнении служебных обязанностей, то члены семьи имеют право на одноразовую денежную компенсацию.

Семьям воинов, потерявшим кормильца, сохраняются другие льготы, гарантии и компенсации, которыми они пользовались при жизни кормильца. Полагается пенсия по случаю потери кормильца; льготы по медицинской помощи, санаторно курортному лечению, проезду к месту лечения и обратно. Эти льготы сохраняются для членов семьи в том виде, в котором они пользовались ими при жизни кормильца; льготы на жилье, землю и по налогам (сохранение права на получение жилплощади, преимущественное право на прием в садоводческие товарищества, льготные кредиты на строительство своего дома, освобождение от уплаты земельного налога и т. д.); ежемесячная 50 % денежная компенсация расходов по оплате:

а) жилищно коммунальных услуг;

б) установки телефона и абонентской платы за телефон, радиоточку, коллективную антенну.

Льготы пенсионерам МВД

Льготы пенсионерам МВД практически равны льготам обычного пенсионера. Законодательством Российской Федерации предусмотрено получение семьями компенсации в случае пропавшего без вести или плененного сотрудника МВД. Кроме того, прослужившим более 10 лет сотрудникам положена единовременная выплата для строительства или приобретения жилья.

Сотруднику, уволившемуся не по компрометирующим обстоятельствам (например, по выслуге лет или на основании экспертизы признан непригодным к службе), положены социальные льготы пенсионерам в размере до пяти окладов. Не смогут рассчитывать на льготы для пенсионеров МВД те сотрудники, которые нарушили дисциплинарный режим, условия контракта, опорочили честь или были осуждены.

Льгота по транспортному налогу равна льготе, получаемой обычным пенсионером (не являющимся сотрудником МВД).

Бывшие сотрудники МВД, имеющие выслугу более 20 лет, имеют право на:

— обеспечение медицинской помощью в медучреждениях системы МВД;

— льготы по оплате лечения в санаториях и домах отдыха системы МВД;

— ежегодную денежную компенсацию к отдыху в размере, установленном Правительством Российской Федерации. Льготы полагаются офицерам, уволенным со службы с «военным» стажем в льготном исчислении 20 и более лет (при стаже службы 25 календарных лет и более медицинские льготы даются независимо от оснований увольнения), а также прапорщикам и мичманам, уволенным при стаже службы 20 и более календарных лет.

По Закону Российской Федерации от 19.07.2011 года № 247ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пенсии пересчитываются с 01.01.2012 года пенсионерам, уволенным из уголовно исполнительной системы, налоговой полиции, Государственной противопожарной службы МЧС России, фельдъегерской службы, Федеральной миграционной службы.

Законом также сохранено право пенсионеров на возмещение расходов по оплате проезда в санаторно курортные и оздоровительные учреждения системы МВД России. Такое право имеют сотрудники, уволенные со службы в органах внутренних дел, имеющие стаж службы 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), и один из совместно проживающий с ним член семьи, а также уволенные со службы в органах внутренних дел и ставшие инвалидами вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.

Также введена аналогичная норма для пенсионеров МВД России из числа бывших налоговых полицейских, которые в настоящее время такой льготы не имеют.

Законом вводится новая норма о предоставлении пенсионерам путевок в льготном порядке. Самому пенсионеру — за 25 % стоимости путевки, члену семьи — за 50 %.

Кроме этого, будут закреплены социальные гарантии членам семей погибших сотрудников в части компенсаций отдельных расходов:

— по оплате жилья и коммунальных услуг;

— по оплате за пользование квартирными телефонами, радиотрансляционными точками, телевизионными антеннами;

— на приобретение топлива в домах, не имеющих центрального отопления.

Для членов семей погибших сотрудников сохранятся также:

— денежные компенсации расходов по проезду к месту лечения в санаторно курортном учреждении МВД России;

к месту погребения (захоронения) погибшего сотрудника;

— ежемесячное пособие на содержание детей — 1597,50 рублей;

— ежегодное пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха детей, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

7 Июнь 2020

О некоторых вопросах, связанных с возмещением расходов на проезд к месту отдыха, лечения и оздоровления военных пенсионеров и членов их семей (по материалам судебной практики)

#закон#деньги#право

В статье рассматриваются проблемы, связанные с возмещением расходов на проезд к месту санаторно-курортного лечения и оздоровления граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, возникающие в правоприменительной практике.

Ключевые слова: выслуга лет, воинское звание, санаторно-курортное лечение, оздоровление, военный пенсионер, член семьи, военная служба, компенсация, проезд, возмещение, расходы, транспорт.

Efremov A.V., head of the legal branch of the military commissariat of the Republic of Chuvashia.

До 26 июня 2012 г. применительно к гарантиям и компенсациям членам семей погибших (умерших) военнослужащих, которые им предоставлялись в соответствии с абз. 13 п. 4 и п. 5 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, существовало ограничение, заключавшееся в том, что за членами семей военнослужащих, потерявшими кормильца, родителями, достигшими пенсионного возраста, и родителями-инвалидами старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы, а также старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, за исключением социальных гарантий и компенсаций, указанных в п. п. 2 — 4 ст. 24 названного Закона, в течение одного года со дня гибели (смерти) кормильца сохранялись другие социальные гарантии и компенсации, которыми они пользовались при жизни военнослужащих (граждан).
Депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был разработан проект, в пояснительной записке к которому указывалось, что практика применения указанных норм Федерального закона свидетельствует об их неоднозначном толковании и произвольном применении государственными органами и их должностными лицами.

Широкое распространение получила практика, согласно которой соответствующие социальные гарантии предоставлялись членам семьи погибшего военнослужащего только в том случае, если они фактически пользовались ими при жизни военнослужащего. Если же по каким-либо причинам при жизни военнослужащего они не воспользовались этими социальными гарантиями, хотя и имели на это право, то в предоставлении этих социальных гарантий после гибели (смерти) военнослужащего членам его семьи отказывали.
Неоднозначно определялся и объем предоставления отдельных социальных гарантий членам семьи погибшего военнослужащего. Так, норма о сохранении социальных гарантий по медицинскому и санаторно-курортному обеспечению нередко истолковывалась как указание об оказании именно той медицинской помощи, которая оказывалась члену семьи при жизни военнослужащего, а не той, необходимость в которой возникла после гибели военнослужащего.

Таким образом, действующие нормы вышеназванного Федерального закона не только создавали предпосылки к необоснованному нарушению прав членов семей погибших (умерших) военнослужащих, но и являлись коррупциогенными.
В связи с изложенным законопроектом предлагалось уточнить, что соответствующие социальные гарантии предоставляются членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего в случае, если право на их предоставление возникло при жизни военнослужащего.
Соответствующий Федеральный закон N 80-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был подписан Президентом Российской Федерации 14 июня 2012 г. Указанным Законом в абз. 13 п. 4 и в п. 5 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» были внесены изменения, в соответствии с которыми слова «которыми они пользовались при жизни указанных военнослужащих (граждан)» были исключены <1>.
——————————–
<1> Ефремов А.В. О предоставлении мер социальной поддержки членам семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий // Право в Вооруженных Силах. 2012. N 9.

Однако при этом в Порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденном Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2011 г. N 333, до настоящего времени указано, что в санатории, дома отдыха, базы отдыха Министерства обороны Российской Федерации на основании медицинских показаний и при отсутствии противопоказаний во время отпуска, но не более одного раза в год на льготных основаниях направляются, в частности, и такие категории граждан, как члены семей, потерявших кормильца, родители определенной категории погибших военнослужащих, а именно:
— члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, родители, достигшие пенсионного возраста, и родители-инвалиды старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы, а также старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, которые при жизни военнослужащего пользовались правом на санаторно-курортное лечение;
— вдовы (вдовцы) военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по контракту или после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, которые при жизни военнослужащего пользовались правом на санаторно-курортное лечение, — до повторного вступления в брак.
Таким образом, существует необходимость внести соответствующие изменения в Приказ Министра обороны Российской Федерации «О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 15 марта 2011 г. N 333 для приведения его в соответствие с вышеназванным Федеральным законом.
Порядок санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации предусматривает, что военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы, члены их семей) направляются в санатории, дома отдыха, базы отдыха Министерства обороны Российской Федерации на основании медицинских показаний. По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи офицеры, уволенные с военной службы, и члены их семей пользуются правом на возмещение расходов на проезд к месту отдыха, который обусловлен медицинскими показаниями и связан с получением ими лечения или оздоровления для профилактики заболеваний, а не к любому месту отдыха.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» направление военнослужащих и членов их семей на лечение за пределы территории Российской Федерации осуществляется на общих основаниях с другими гражданами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Так, согласно Административному регламенту Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по направлению граждан Российской Федерации на лечение за пределами территории Российской Федерации, утвержденному Приказом N 1571н от 19 декабря 2011 г., на такое лечение направляются граждане Российской Федерации в случае невозможности оказания необходимой медицинской помощи пациенту на территории Российской Федерации.
Следовательно, в случае инициативного (не в порядке направления на лечение в соответствии с указанным Регламентом) выезда на отдых и лечение соответствующей категории граждан, например в Абхазию, оснований для возмещения расходов соответствующей категории граждан на проезд к месту лечения и оздоровления и обратно не имеется.

Так, в апелляционном Определении Санкт-Петербургского городского областного суда от 23 апреля 2015 г. N 33-6112/2015 указано, что В.Г. обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к военному комиссариату города Санкт-Петербурга об обязании возместить расходы на проезд его и супруги к месту санаторно-курортного лечения и обратно за <дата> в размере <…> рублей <…> копеек, а также сумму в размере <…> рублей за получение письменной платной справки РЖД.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ответчик незаконно отказывает в выплате данных расходов, так как он следовал к месту санаторно-курортного лечения и обратно, а нормативные акты не содержат указаний на то обстоятельство, что проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно должен следовать по территории Российской Федерации.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 21 января 2015 г. в удовлетворении исковых требований В.Г. отказано.
В апелляционной жалобе истец В.Г. просит решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 21 января 2015 г. отменить, считая его неправильным, постановленным при нарушении норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно справке Центра социального обеспечения при военном комиссариате Санкт-Петербурга от <дата> В.Г., <…>, проходил военную службу с <дата> по <дата>, имеет календарную выслугу <…> лет, в льготном исчислении <…> лет.
Из материалов дела усматривается, что В.Г. с <дата> назначена пенсия за выслугу лет — <…> лет в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении военнослужащих, о чем выдано удостоверение серии N…
В.Н. является женой В.Г.
В период с <дата> по <дата> В.Г. и В.Н. получали санаторно-курортное лечение на основании санаторно-курортных путевок N… от <дата> и N… от <дата> года, а в период с <дата> по <дата> — на основании санаторно-курортных путевок N… от <дата> и N… от <дата>.
Согласно проездным документам от <дата> и от <дата> В.Г. и В.Н. следовали к месту санаторно-курортного лечения по маршруту <адрес>, стоимость проезда составила в <дата> <…> рублей <…> копеек, в <дата> — <…> рублей, от санатория домой истец и его супруга следовали по маршруту <адрес>, стоимость проезда составила в <дата> <…> рублей <…> копеек, в <дата> — <…> рублей <…> копеек.
В ответ на заявление В.Г. о выплате компенсации за проезд <дата> начальник Центра социального обеспечения военного комиссариата города Санкт-Петербурга сообщил, что заявителю необходимо представить: путевки, оформленные на утвержденных в установленном порядке бланках строгой отчетности, лицензию либо иной документ, подтверждающий статус санаторно-курортного учреждения, в котором заявитель с супругой находились с <дата> по <дата>, и справки, подтверждающие нахождение на санаторно-курортном лечении, надлежаще заверенные и официально переведенные на русский язык, справку о стоимости проезда железнодорожным транспортом на <дата> в купейном вагоне не фирменного поезда по маршруту <адрес> до ближайшей к месту пересечения государственной границы Российской Федерации железнодорожной станции на территории Российской Федерации и обратно до <адрес> на <дата> в купейном вагоне не фирменного поезда.
<дата> Северо-Западным железнодорожным агентством дана справка о стоимости проезда, в которой указано, что от станции <адрес> до станции <адрес> ж.-д. отправлением <дата> в поезде N… категории «скорый» в вагоне типа «купейный» по тарифу полному составляет <…> рублей <…> копеек. За предоставление письменной справки В.Г. заплатил <…> рублей.

В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 г., а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и члены семей военнослужащих-граждан во время отпуска, но не более одного раза в год, обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Пунктом 5 названной статьи предусмотрено, что указанные права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей.
Согласно п. 5 ст. 20 вышеназванного Закона указанные лица имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации.

Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» от 20 апреля 2000 г. N 354 установлено, что Министерство обороны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, возмещают расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом офицеров указанной категории на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год), а также членов их семей при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2011 г. N 333 утвержден Порядок санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации, согласно которому военнослужащие (уволенные с военной службы, члены их семей) направляются в санатории, дома отдыха, базы отдыха Министерства обороны Российской Федерации на основании медицинских показаний.
По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи офицеры, уволенные с военной службы, и члены их семей пользуются правом на возмещение расходов на проезд к месту отдыха, который обусловлен медицинскими показаниями и связан с получением ими лечения или оздоровления для профилактики заболеваний, а не к любому месту отдыха.

Исходя из изложенного, истец, будучи военным пенсионером, обладает правом на оплату проезда его, а также членов его семьи в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения с лечением и обратно.
При этом согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ направление военнослужащих и членов их семей на лечение за пределы территории Российской Федерации осуществляется на общих основаниях с другими гражданами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно Административному регламенту Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по направлению граждан Российской Федерации на лечение за пределами территории Российской Федерации, утвержденному Приказом от 19 декабря 2011 г. N 1571н, на такое лечение направляются граждане Российской Федерации в случае невозможности оказания необходимой медицинской помощи пациенту на территории Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что истец и его супруга не были направлены на лечение за пределы Российской Федерации в установленном законом порядке, истец самостоятельно выбрал место лечения за пределами Российской Федерации, поскольку лечебным учреждением ему или членам его семьи не было рекомендовано в качестве необходимого санаторно-курортное лечение в <адрес>.
К тому же, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с Соглашением между государствами — участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, заключенным в Москве 13 марта 1992 г., на общих основаниях подлежит возмещению проезд военных пенсионеров в санаторно-курортные оздоровительные учреждения стран СНГ. Поскольку <адрес> участником данного Соглашения не является, межправительственное соглашение с <адрес> у Российской Федерации отсутствует, то вывод об отказе истцу в возмещении расходов на проезд на территорию <адрес> является правильным.

На основании изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Хотелось бы особо обратить внимание читателей на положения п. 5 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которые предусматривают, что офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.
При таких данных положения п. 5 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не ставят реализацию права на проезд на безвозмездной основе в зависимость от получения пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации. Условием получения вышеуказанной гарантии является увольнение гражданина с военной службы по определенным основаниям, в соответствующем звании и при определенной продолжительности военной службы.

Так, например, К. проходил военную службу, с определенного времени был прикомандирован к Государственной налоговой службе Российской Федерации, впоследствии был уволен по организационно-штатным мероприятиям с календарной выслугой 20 лет с должности, предусматривающей налоговые расследования, и исключен из числа прикомандированных, в настоящее время получает пенсию за выслугу лет по линии МВД России, реализовал свое право на санаторно-курортное лечение путем отдыха в санатории Министерства обороны Российской Федерации, обратился в военный комиссариат за получением компенсации за проезд к месту санатория и обратно.
Отказывая в удовлетворении исковых требований К. к военному комиссариату Московской области, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. 11 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ и исходил из того, что истец является пенсионером МВД России, не состоит на пенсионном и социальном обеспечении Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем санаторно-курортное лечение и возмещение расходов по проезду на такое лечение и обратно осуществляется МВД России.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, рассматривая 24 октября 2014 г. гражданское дело N 33-22835 по апелляционной жалобе К. на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 29 апреля 2014 г., не согласилась с выводами суда первой инстанции и, отменяя решение, указала следующее: учитывая, что в 2013 г. истец реализовал свое право на получение санаторно-курортного лечения именно в санатории Министерства обороны Российской Федерации на основании документов, выданных военным комиссариатом Московской области в порядке, установленном Приказом Министра обороны Российской Федерации «О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 15 марта 2011 г. N 333, оснований для отказа в возмещении ему расходов на проезд в такой санаторий у ответчика не имелось, в противном случае право истца на получение установленной законом гарантии не будет обеспечено, что не может быть признано законным <2>.
——————————–
<2> Более подробно см.: Апелляционное определение Московского городского суда от 24 октября 2014 г. по делу N 33-22835.

Также, на наш взгляд, необходимо обратить внимание читателей и на то, что за вдовами (вдовцами) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, имеющими право на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих», указанное право на санаторно-курортное лечение, оплату проезда к месту лечения и обратно сохраняется до повторного вступления ими в брак как за членами семей военнослужащих, потерявших кормильца.
Так, согласно п. 1 Порядка санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2011 г. N 333, в санатории, дома отдыха, базы отдыха Министерства обороны Российской Федерации на основании медицинских показаний и при отсутствии противопоказаний во время отпуска, но не более одного раза в год на льготных основаниях направляются вдовы (вдовцы) военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по контракту <3> или после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, которые при жизни военнослужащего пользовались правом на санаторно-курортное лечение <4>, — до повторного вступления в брак.
——————————–
<3> Независимо от воинского звания военнослужащего.
<4> Выделенные слова необходимо исключить.

Так, например, вдова военнослужащего обратилась в военный комиссариат Краснодарского края за получением компенсации за проезд к месту лечения в санаторий Министерства обороны Российской Федерации и обратно, но ей отказали в выплате денежной компенсации оплаты такого проезда на основании того, что на день увольнения супруг истицы относился к младшему офицерскому составу. При этом суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что истица, являясь вдовой военнослужащего, независимо от воинского звания супруга на момент увольнения с военной службы имеет право как на льготное санаторно-курортное лечение в соответствующих учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, так и на возмещение расходов на оплату проезда в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно один раз в год до повторного вступления в брак <5>.
——————————–
<5> Определение Краснодарского краевого суда от 28 февраля 2014 г.

Положения ст. ст. 151, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что компенсация морального вреда может быть возложена на причинителя вреда, если его действиями нарушены личные неимущественные права либо другие нематериальные блага гражданина; моральный вред, причиненный действиями, нарушающими имущественные права, подлежит компенсации только в случаях, предусмотренных законом.
Следовательно, законодательство, регулирующее правоотношения по возмещению расходов, связанных с проездом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту лечения, и положения Федерального закона «О статусе военнослужащих» не предусматривают возможность компенсации морального вреда в случае неправомерного отказа в возмещении таких расходов <6>.
——————————–
<6> Более подробно см.: Апелляционное определение Московского городского суда от 24 октября 2014 г. по делу N 33-22835; Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 19 мая 2015 г. по делу N 33-6548/2015.

Также, анализируя спорные правоотношения, связанные с возмещением расходов на оплату проезда в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно один раз в год рассматриваемой категории граждан, имеющих право на такой проезд, необходимо обратить внимание и на то, что отсутствие подтверждающих документов, и в частности документов, подтверждающих статус санаторно-курортного или оздоровительного учреждения, вполне может послужить причиной отказа в выплате данной денежной компенсации. Наглядным примером в данном случае может служить Апелляционное определение Омского областного суда от 1 июля 2015 г. <7>.
——————————–
<7> Более подробно см.: Апелляционное определение Омского областного суда от 1 июля 2015 г. по делу N 33-4167/2015.

При этом статус санаторно-курортного или оздоровительного учреждения на территории Российской Федерации может быть подтвержден уставом учреждения. Так, например, согласно п. 1.8 Устава ФГБОУ ВДЦ «Орленок» одной из основных задач учреждения является укрепление здоровья детей. При этом п. 1.9 данного Устава гласит, что предметом деятельности учреждения «Орленок» является реализация дополнительных образовательных программ, в том числе оздоровительной. А в соответствии с п. 5.5.1 указанного Устава в обязанности учреждения входит, помимо прочего, предоставление медицинских услуг, обеспечивающих охрану здоровья. При таких обстоятельствах судебная коллегия Приморского краевого суда определила, что решение Советского районного суда города Владивостока от 11 декабря 2014 г., которым признан незаконным отказ военного комиссариата Приморского края в выплате К. расходов на проезд члена семьи (несовершеннолетней дочери военного пенсионера) в ВДЦ «Орленок» на основании того, что истцом не были представлены документы, подтверждающие, что ВДУ оказывает санаторно-курортное лечение или оздоровительные услуги, является законным <8>.
——————————–
<8> Определение Приморского краевого суда от 30 марта 2015 г. по делу N 33-2515/2015.

Библиографический список

Ефремов А.В. О предоставлении мер социальной поддержки членам семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2012. N 9.

А.В. Ефремов, начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

Рецензент — к.ю.н., профессор С.С. Харитонов.

Другие новости и статьи

» Менталитет как фактор формирования личности

Имеют ли право военнослужащие на получение налогового вычета по военной ипотеке? «

Запись создана: Воскресенье, 7 Июнь 2020 в 0:26 и находится в рубриках Финансовое.

метки: закон, военный пенсионер, деньги, право, выплаты

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

Для льготной категории граждан

Цены на путевки и услуги санатория

  • Цены на льготные путевки на 2020г.;
  • Стоимость проживания на 2020 г.;
  • Стоимость проживания для членов семей военнослужащих, прибывающих совместно с военнослужащим, направленным на МПР 1 к/дн 2020г.;
  • Уважаемые отдыхающие! При приобретении услуг проживания до 5 суток предоставление справки 070/у не требуется!
  • Цены на платные медицинские услуги
  • Ранний заезд и поздний выезд

Приказы

  • Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 15 марта 2011 г. № 333 «О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. № 834н;
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение»;
  • Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 июня 2018 г. № 321н «Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения»;
  • Программы санаторно-курортного лечения
  • Программы семейного отдыха
  • Специализация (профили) филиалов «СКК «Северокавказский»» МО РФ
  • Перечень услуг, оказываемых в рамках услуги «Организованный отдых».

Информация о штатной и фактически развернутой коечной емкости ФГБУ «СКК «Северокавказский»»

Положение по управлению профессиональными рисками

Направление граждан, имеющих право на санаторно-курортное обеспечение на льготных основаниях, в санаторно-курортные учреждения Министерства обороны Российской Федерации

Направление пенсионеров Минобороны России, членов семей пенсионеров Минобороны России (только офицеров), граждан, имеющих право на санаторно-курортное лечение по линии Минобороны России на льготных основаниях (далее именуются – граждане) в санаторно-курортные организации Министерства обороны Российской Федерации (далее именуются – санаторно-курортные организации) осуществляется по решению руководителей саноторно-курортных организаций на основании письменного заявления (далее именуется – Заявление).

Заявление направляется не позднее, чем за шестьдесят календарных дней до планируемого дня прибытия в соответствующую санаторно-курортную организацию.

К Заявлению прилагается справка для получения путевки по форме № 070/у, утвержденная приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение» (с изменениями и дополнениями приказа Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению»), оформленная в медицинской организации по месту постановки на медицинское обеспечение. При направлении заявлений на предоставление путевки в дома/базы отдыха предоставление указанной справки не требуется.

Заявление рассматривается до 30 дней в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

На основании Заявления и в соответствии с утвержденным планом распределения путевок заявителю направляется результат рассмотрения заявления или уведомление о предоставлении путевки в санаторно-курортную организацию (далее – Уведомление), по указанному в заявлении адресу.

В соответствии с законодательством Российской Федерации реализация путевок в санаторно-курортные организации Минобороны России осуществляется гражданам (в т. ч. детям, внукам), не имеющим отношения к Минобороны России, по коммерческой стоимости.

Размещение граждан (в т. ч. детей, внуков), не имеющих отношения к Минобороны России, в санаторно-курортных организациях Минобороны России, являющихся федеральными государственными казенными учреждениями, осуществляется без снижения доступности санаторно-курортного лечения для лиц, имеющих законодательное льготное право на медицинское обеспечение по линии Минобороны России.

В целях соблюдения законодательства Российской Федерации при представлении бабушками, дедушками, иными членами семьи законных интересов детей, внуков (лиц, не достигших 18-летнего возраста), в том числе при совместном прибытии на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых, необходимо наличие нотариально заверенного согласия родителей, усыновителей, попечителей, опекунов.

Одновременно сообщаем, для получения санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации Минобороны России необходимо Заявление от родителей, усыновителей, попечителей, опекунов, ребенка, не достигшего 18-летнего возраста.

Лицензия

Приложения к лицензии.

Обеспечение путевками военных пенсионеров стран Балтии в 2019 году

Обеспечение путевками военных пенсионеров и членов их семей, проживающих на территории стран Балтии осуществляет Главное военно-медицинское управление МО РФ через отделы социального обеспечения при Посольствах РФ.

Обеспечение путевками гражданского персонала ВС РФ МО в 2020 году

Обеспечение путевками гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в санаторно-курортные учреждения Минобороны России осуществляется Центральным комитетом Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Профсоюз) в рамках Отраслевого соглашения между профсоюзами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации. Санаторно-курортными учреждениями Минобороны России реализация санаторно-курортных путевок для лиц вышеупомянутой льготной категории Минобороны России не осуществляется.

Подробную информацию о порядке предоставления санаторно-курортных путевок для лиц гражданского персонала Минобороны России можно получить по тел./факсу: +7 (499) 157-82-18.

Официальный сайт: psvsrf.ru.

E-mail: prof-vs.san-kur@mail.ru.

  • Центральный комитет Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России: psvsrf.ru;
  • территориальная организация Профсоюза ВС России Западного военного округа: +7 (812) 494-27-92;
  • калининградская областная общественная профсоюзная организация Балтийского флота профессионального союза гражданского персонала ВС России: +7 (4012) 21-95-85;
  • мурманская областная организация профессионального союза гражданского персонала вооруженных сил России: +7 (8152) 22-53-18;
  • территориальная организация Профсоюза ВС России центрального военного округа: +7 (846) 333-27-44;
  • территориальная организация Профсоюза гражданского персонала вооруженных сил России южного военного округа: +7 (863) 262-40-73;
  • территориальная организация Профсоюза гражданского персонала вооруженных сил России восточного военного округа: +7 (4212) 76-48-66.

admin