Коммерческая тайна вопросы

Этот документ можно бесплатно подготовить в сервисе Турбодок.

Приложение №1
к Соглашению от «__» ______20__г.

Перечень
сведений, составляющих коммерческую/служебную тайну
и конфиденциальную информацию

Настоящий Перечень дает полное и всестороннее перечисление сведений, на которые распространяется режим сохранности конфиденциальной информации в __/фирменное наименование организации/__ (далее Общество).
1. Научно-технические, производственные и технологические вопросы.
1.1. Сведения об организации системы связи Общества, включая сведения о расположении технических средств и их технических характеристиках, особенностях построения сети связи, а также планируемых мероприятиях по дальнейшему развитию сети.
1.2. Сведения о целях, задачах, программах перспективных научных исследований.
1.3. Ключевые идеи научно-исследовательской работ, ход выполнения НИОКР, ведущихся в интересах Общества, в том числе в области разработки программного обеспечения.
1.4. Точные значения конструкционных характеристик создаваемых изделий и оптимальных параметров разрабатываемых технологических процессов.
1.5. Сведения о материалах, из которых изготовлены отдельные изделия.
1.6. Данные об условиях и результатах экспериментов и тестов сетей и оборудования связи, а также о характеристиках аппаратуры, на которой они проводились.
1.7. Сведения об особенностях конструкторско-технологических, художественно-технических решений, затрагивающих интересы Общества и дающих положительный экономический эффект.
1.8. Сведения о методах защиты программного обеспечения и товарных знаков.
1.9. Аналитические и графические зависимости, отражающие найденные закономерности и взаимосвязи перспектив развития бизнеса Общества.
1.10.Сведения о состоянии компьютерного оборудования и используемого программного обеспечения.
2. Административно-управленческие и кадровые вопросы.
2.1. Сведения о применяемых методах управления предприятием, принципах подбора менеджеров и персонала Общества.
2.2. Сведения о подготовке, принятии и исполнении отдельных решений руководства предприятия по коммерческим, организационным, производственным, научно-техническим и иным вопросам.
2.3. Сведения о фактах, целях, предмете и результатах проведения совещаний и заседаний органов управления Общества.
2.4. Сведения о размере фонда оплаты труда, системе премирования; персональные данные работников; картотеки учета работников; кадровые приказы и основания к ним;
3. Перспективное планирование деятельности.
3.1.Сведения о планах партнеров по расширению или свертыванию в интересах Общества производства различных видов продукции. Технико-экономическое и маркетинговое обоснования подобных шагов.
3.2.Сведения о планах по инвестициям, закупкам и продажам.
3.3.Сведения о рыночной стратегии Общества.
3.4.Сведения о планируемых Обществом методах осуществления продаж, маркетинговых шагах (изменение тарифных планов, введение дополнительных скидок, введение дополнительных услуг, планируемые PR-акции, особенности рекламной кампании и т.д.), а также объемов финансирования на их проведение.
3.5.Сведения об эффективности коммерческой деятельности.
3.6.Сведения о результатах собственных маркетинговых исследований, содержащих оценки состояния и перспектив развития рыночной конъюнктуры.
3.7.Сведения о предполагаемых закупках отдельных патентов, лицензий и образцов техники.
4. Финансово-экономические вопросы.
4.1.Конкретные сведения, раскрывающие текущие бюджетные показатели бизнес-плана общества в части доходов, прямых затрат, эксплуатационных и вне эксплутационных расходов, оборотных средств.
4.2.Конкретные сведения о плановых и фактических объемах финансирования капитальных вложений, исследовательских работ и затрат на внедрение новой техники.
4.3.Конкретные сведения о размерах и условиях размещения/привлечения денежных средств в кредитных учреждениях.
4.4.Сведения об условиях заключения долгосрочных финансовых проектов (финансовый лизинг, долгосрочное кредитование и т.д.).
4.5.Сведения об объемах финансирования новых проектов и рекламных компаний.
4.6.Сведения об особых сделках и условиях платежа по бартерным операциям, условиях компенсационных сделок.
4.8.Сведения о состоянии банковских счетов Общества и текущих банковских операциях по ним.
5. Торгово-экономические вопросы.
5.1.Сведения о подготовке и результатах проведения переговоров с деловыми партнерами.
5.2.Сведения, раскрывающие позицию представителей Общества при проведении торговых переговоров, разглашение которых может нанести ущерб общества.
5.3.Сведения о сроках, установленных для проработки и заключения сделки, ее условиях, а также факторах, влияющих на ход сделки.
5.4.Сведения о получаемых и прорабатываемых заказах и предложениях фирм.
5.5.Сведения о внутренних и зарубежных заказчиках, подрядчиках, поставщиках, клиентах, потребителях, покупателях, компаньонах, спонсорах, посредниках и других партнерах деловых отношений предприятия, преждевременное распространение информации о которых может причинить ущерб Обществу.
5.6 Сведения о конкурентах Общества, которые не содержатся в открытой информации.
5.7.Сведения о выгодных поставщиках изделий и комплектующих к ним, придающих изделию новые потребительские качества.
5.8. Сведения о методах расчета с партнерами по бизнесу, структуре, уровне цен на продукцию и размерах предоставляемых Обществу скидок.
6. Вопросы безопасности.
6.1.Сведения о порядке и состоянии обеспечения сохранности коммерческой тайны в Обществе.
6.2.Сведения, составляющие коммерческую тайну предприятий-партнеров и переданные Обществу на доверительной основе
6.3.Сведения, на конфиденциальности которых настаивает партнер, если это оговорено в договоре или контракте.
6.4.Сведения по научно-техническим или экономическим вопросам, в отношении третьих сторон, полученные неофициальным путем или по договорам, имеющим положения о соблюдении конфиденциальности.
6.5.Сведения о порядке взаимодействия оперативного персонала министерствами и ведомствами РФ.
6.6.Сведения о порядке доступа на объекты Общества, кодовые комбинации охранной сигнализации.
6.7.Сведения о порядке и состоянии организации охраны, пропускном режиме, системе сигнализации.
7. РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН

Подпись работника _______________

Общество:
____/сокращенное фирменное наименование/______
Адрес: ______________________________________________
ИНН _________КПП ________, р/с ______________________
БИК _____________, к/с ________________________________

/Должность руководителя/
__/Ф.И.О. руководителя/___ ___/подпись/__

м.п.

Трудовой договор (отношения) в части охраны тайны или информации

Трудовой договор (отношения) в части охраны тайны или информации

Одним из способов защиты охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной) является установление в трудовом договоре обязанности работника соблюдать конфиденциальность такой информации.

В настоящей статье рассмотрим, что представляют собой государственная, служебная и коммерческая тайны, ответственность работника за разглашение охраняемых законом тайн, а также расторжение трудового договора в случае разглашение работником указанных тайн.

Статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) дает возможность работодателю заключать трудовой договор с условием о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной) с любым работником, если эти сведения ему известны в связи с исполнением должностных обязанностей.

Условие о неразглашении охраняемой законом тайны относится к дополнительным условиям трудового договора и включается по соглашению сторон. Как правило, это условие предусматривается в трудовом договоре с работником, которому сведения, являющиеся охраняемой тайной, будут известны в процессе выполнения трудовых функций.

Рассмотрим, какая именно информация относится к государственной, коммерческой и служебной тайнам.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон № 5485-1) под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, установлен статьей 5 Закона № 5485-1, а также Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».

Заключение трудового договора о работе в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, возможно только при условии допуска соответствующего лица к государственной тайне. Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне определен статьей 21 Закона № 5485-1 и Инструкцией, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 года № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне».

Согласно статье 21 Закона № 5485-1 допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 1998 года № 1003.

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:

– принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

– согласие на частичные временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 Закона № 5485-1;

– письменное согласие на проведение в отношении них полномочными органами проверочных мероприятий;

– ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

– определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных Законом № 5485-1;

– принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Обратите внимание, что для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются социальные гарантии, а именно:

– процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;

– преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.

Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 года № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны».

Следует сказать, что взаимные обязательства работодателя и принимаемого на работу лица отражаются в трудовом договоре. Заключение трудового договора до окончания проверки компетентными органами не допускается (статья 21 закона № 5485-1).

Коммерческая тайна – режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – Закон № 98-ФЗ)).

Под информацией, составляющей коммерческую тайну, следует понимать сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании, и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Обратите внимание, что режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении сведений, перечисленных в статье 5 Закона № 98-ФЗ, а именно в отношении сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Учитывая вышеизложенное можно сказать, что перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, не является исчерпывающим. На это же указывает пункт 19 постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 года № 61 «Об обеспечении гласности в арбитражном процессе». Сведения, доступ к которым не подлежит ограничению, могут быть предусмотрены федеральным законом. Так, например, в соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

Кроме того, сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяются в постановлении Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».

Следует отметить, что режим коммерческой тайны считается установленным после принятия работодателем, перечисленных в статье 10 Закона № 98-ФЗ мер по охране конфиденциальности такой информации.

В целях охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, работодатель согласно статье 11 Закона № 98-ФЗ обязан:

1) ознакомить под расписку работника, доступ которого к этой информации, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, необходим для исполнения данным работником своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;

3) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.

Обратите внимание!

Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями (пункт 2 статьи 11 Закона № 98-ФЗ).

В целях охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, работник обязан:

1) выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;

2) не разглашать эту информацию, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях в течение всего срока действия режима коммерческой тайны, в том числе после прекращения действия трудового договора;

3) возместить причиненные работодателю убытки, если работник виновен в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну и ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

4) передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора материальные носители информации, имеющиеся в пользовании работника и содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну.

Обратите внимание!

Работодатель вправе потребовать возмещения убытков, причиненных ему разглашением информации, составляющей коммерческую тайну, от лица, получившего доступ к этой информации в связи с исполнением трудовых обязанностей, но прекратившего трудовые отношения с работодателем, если эта информация разглашена в течение срока действия режима коммерческой тайны (пункт 4 статьи 11 Закона № 98-ФЗ).

Причиненные работником или прекратившим трудовые отношения с работодателем лицом убытки не возмещаются, если разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, произошло вследствие несоблюдения работодателем мер по обеспечению режима коммерческой тайны, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Трудовым договором с руководителем организации должны предусматриваться его обязанности по обеспечению охраны конфиденциальности, составляющей коммерческую тайну информации, обладателем которой являются организация и ее контрагенты, и ответственность за обеспечение охраны конфиденциальности этой информации.

Руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне. При этом убытки определяются в соответствии с гражданским законодательством.

Работник имеет право обжаловать в судебном порядке незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении информации, к которой он получил доступ в связи с исполнением трудовых обязанностей (пункт 8 статьи 11 Закона № 98-ФЗ).

Что касается служебной тайны, то четкого определения этого понятия в действующем законодательстве нет, но ссылки на нее во многих нормативных правовых актах дают возможность выделить некоторые признаки отнесения информации к служебной тайне. Так, в Перечне сведений конфиденциального характера, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188, отмечено, служебной тайной являются сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

В Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года № 1233 сказано, что к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью.

В части 2 статьи 1470 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) отмечено, что гражданин, которому в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стал известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства.

Таким образом, служебная тайна – это конфиденциальная информация, которая образуется в процессе деятельности государственных органов или организации, распространение которой препятствует реализации органом или организацией предоставленных ему(ей) полномочий, либо иным образом отрицательно сказывается на их реализации.

Следует сказать, что действующим законодательством установлена информация, которая относится к категории ограниченного доступа, но не является государственной, коммерческой или служебной тайной.

К такой информации, в частности, относится:

– конфиденциальность персональных данных (фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация) – статья 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», статья 12 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», статья 92 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

– сведения, составляющие врачебную тайну – статья 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и так далее.

Ответственность за разглашение государственной,

коммерческой и служебной тайн

Итак, разглашение сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, влечет за собой ответственность, установленную федеральным законом. На это указывает пункт 3 статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 14 Закона № 98-ФЗ разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, влечет за собой дисциплинарную (статья 192 ТК РФ), гражданско-правовую (статья 1472 ГК РФ), административную (статья 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) или уголовную (статья 183 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ)) ответственность.

Работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей получил доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации при отсутствии в действиях такого работника состава преступления несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Работник, который использовал информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имел достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в том числе получил доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может в соответствии с Законом № 98-ФЗ быть привлечен к ответственности.

В силу статьи 26 Закона № 5485-1 должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную (статьи 275, 276, 283, 284 УК РФ), административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

На основании пункта 7 статьи 243 ТК РФ разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну, является основанием для привлечения работника к полной материальной ответственности при условии, если обязанность работника не разглашать указанные сведения предусмотрено заключенным с ним трудовым договором или приложением к нему и если полная материальная ответственность за ущерб, причиненный разглашением таких сведений, прямо предусмотрена федеральным законом.

Разглашение этих сведений также может служить основанием расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

Прекращение трудового договора

Прежде всего, отметим, что если при приеме на работу работник отказывается от включения в трудовой договор условия о неразглашении установленной законом тайны, то работодатель имеет право отказать ему в заключение трудового договора. Такая позиция выражена в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». В частности, в пункте 10 указанного постановления сказано, что работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.

Кроме того, работодатель вправе предъявить к гражданину, претендующему на вакантную должность, требования, которые необходимы в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы.

Как правило, условие о неразглашении установленной законом тайны включается в трудовой договор до его подписания. Однако если необходимость в таком условии возникла уже после заключения трудового договора в процессе выполнения работников трудовых обязанностей, то по соглашению сторон условия трудового договора могут быть изменены или дополнены.

Согласно подпункту «в» пункта 6 статьи 81 ТК РФ трудовой договор, может быть, расторгнут работодателем в случае разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника.

Расторжение трудового договора по этому основанию возможно только с работником, в трудовом договоре которого, согласно статье 57 ТК РФ, предусмотрено условие о неразглашении этой тайны. Сведения, которые работник разгласил, должны относиться в соответствии с действующим законодательством к государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне.

Если работник оспаривает законность увольнения по данному основанию, то работодатель должен представить доказательства того, что сведения, которые работник разгласил относятся к государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне и стали известны ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей и он обязывался их не разглашать. Такие разъяснения содержатся в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

На основании пункта 10 части 1 статьи 83 ТК РФ трудовой договор с работником может быть расторгнут в случае прекращения допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска.

Напомним, отношения по допуску к государственной тайне регулируются Законом № 5485-1. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне установлены статьей 23 Закона № 5485-1. Согласно указанной статье допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в следующих случаях:

– расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

– однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

– возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 Закона № 5485-1 основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

В том случае, если по одному из вышеприведенных оснований допуск работника к государственной тайне будет прекращен и вследствие этого он утратит возможность в дальнейшем осуществлять свои трудовые обязанности, то работодатель вправе расторгнуть трудовой договор с таким работником по пункту 10 части 1 статьи 83 ТК РФ. Данное положение подтверждается Определением Верховного Суда Российской Федерации от 9 апреля 2010 года № 14-Г10-9.

При увольнении по данному основанию факт увольнения может быть подтвержден документом, в соответствии с которым работнику прекращен допуск к государственной тайне либо истек срок действия допуска.

admin