Комиссия ПМПК, что это?

Зачем ребенку-инвалиду проходить и медико-социальную экспертизу, и психолого-медико-педагогическую комиссию? Как эти органы взаимодействуют между собой? Кому вообще нужна ПМПК?

Фото ds3-radyga.ru

Кто решает, как учить вашего ребенка

Начнем с того, что медико-социальная экспертиза (МСЭ) и психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) преследуют разные цели и относятся к разным ведомствам. МСЭ – детище Минтруда, а ПМПК – министерства образования.

МСЭ устанавливает инвалидность и разрабатывает индивидуальную программу реабилитации.

ПМПК рекомендует детям с «ограниченными возможностями здоровья» тот или иной вариант образовательной программы, указывает, в помощи каких специалистов они нуждаются, и какие особые средства обучения им нужны. Например, кому-то может быть нужен логопед, кому-то психолог, кому-то тифлопедагог. Кому-то – специальная мебель (при болезнях опорно-двигательного аппарата) или звукоусиливающая аппаратура. Кому-то – особые, порой дорогостоящие, учебные пособия.

Статус «обучающийся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)» тоже устанавливается специалистами ПМПК. Причем ребенок с ОВЗ может не иметь инвалидности. Но ему, по мнению ПМПК, нужны особые условия обучения. Для таких детей разрабатываются адаптированные образовательные программы. Они имеют по несколько вариантов для разных типов нарушений.

Одни варианты подразумевают инклюзивное обучение, другие – обучение в специальных школах или даже по индивидуальным программам. Программы школы готовят самостоятельно, но в соответствии с государственными стандартами. Кстати, с 1 сентября вступают в силу новые стандарты начального образования для обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью.

Новые критерии, по которым специалисты ПМПК должны принимать свои решения, еще обсуждаются. Возможно, в итоге мы получим нечто, напоминающее критерии установления инвалидности.

Зачем перед МСЭ вести ребенка на ПМПК

Фото МБОУ г.о. Балашиха «ЦПМСС «Радуга»

Один из параметров, которым руководствуется МСЭ при установлении инвалидности, – способность к обучению. Для того, чтобы оценить, насколько эта способность снижена, МСЭ нуждается в помощи специалистов ПМПК, сказала Евгения Жукова, заместитель руководителя Центра социальной, профессиональной и психологической экспертно-реабилитационной диагностики ФБ МСЭ.

По ее словам, согласно приказу Минтруда, степень ограничения способности к обучению МСЭ может установить только по заключению ПМПК. С другой стороны, среди основных задач ПМПК, перечисленных в приказе Минобрнауки, – содействие МСЭ в разработке индивидуальных программ реабилитации.

В ИПРА есть специальный раздел, где учитываются рекомендации ПМПК – «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации или абилитации». Как раз туда и вписывают рекомендации, как организовать обучение ребенка-инвалида, какую психологическую помощь в школе ему нужно оказать, и какую провести профессиональную ориентацию.

Готовая ИПРА отправляется, в том числе, и в территориальные органы управления образованием. А потом сведения о ее выполнении должны быть переданы обратно в местное бюро МСЭ. Возможно, поэтому школы требуют от родителей детей-инвалидов предоставления ИПРА (хотя родители вовсе не обязаны на него реагировать): чтобы потом правильно отчитаться.

Еще о пользе ПМПК

Фото kolomnaonline.ru

Рекомендации ПМПК могут оказаться полезными для получения некоторых технических средств реабилитации. Например, многие родители, по словам Евгении Жуковой, просят вписать в раздел товар и услуг, приобретаемых за счет материнского капитала, дорогостоящие приспособления и пособия, необходимые для обучения ребенка-инвалида.

Особенно важны подобные рекомендации для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, считает Ирина Левченко, зав. лабораторией инклюзивного образования Московского городского педагогического университета. Если ребенок не удерживает вертикальное положение сидя – ему нужна специальная мебель. Если он не может самостоятельно передвигаться – ему нужен помощник. Если плохо двигаются руки, может быть, не имеет смысла учить его писать ручкой, лучше сразу использовать компьютер или планшет – а это особое рабочее место.

Все эти рекомендации надо вписывать в заключение ПМПК, чтобы затем МСЭ включила их в ИПРА, и ребенок мог получить все необходимое бесплатно. «Если ПМПК не сумеет это оборудование прописать в своих рекомендациях, то оно не попадет в ИПРА, и ребенок этого не получит», – подчеркнула Ирина Левченко.

По закону «Об образовании», детские сады и школы должны создавать детям именно такие условия, какие прописаны в ИПРА и рекомендациях ПМПК, а власти региона обязаны выделять на это средства. «Несколько дел по этому поводу уже рассматривались в суде, одно из последних – в Ивановской области, – рассказал юрист РООИ «Перспектива” Линь Нгуен. – Ребенка с синдромом Дауна направили в «подходящий” детский сад далеко от дома, но суд обязал ближайшее учреждение принять его и обеспечить необходимые условия».

Ему в институт поступать, а в заключении «тяжелое нарушение речи»

Фото гуо.абакан.рф

По словам Евгении Жуковой, иногда качество заключений ПМПК оставляет желать лучшего. Например, ребенку с эпилепсией одна из таких комиссий дала всего лишь одну рекомендацию: посетить поликлинику.

Нередко ПМПК подходит к оценке состояния ребенка формально. Например, детям с расщелиной губы и неба как начинают писать с детского сада «тяжелые нарушения речи», так и продолжают до окончания школы, даже если недостаток уже компенсирован. «Ему в институт поступать, а у него в заключении «тяжелое нарушение речи”», – возмущается Жукова.

Родители также имеют претензии к специалистам ПМПК. «Тестировали ребенка сразу четыре человека, – пишет одна мама. – Видимо, и психолог, и логопед, и педагог, и кто-то еще. Ребенка отводят от родителей на другой конец комнаты, сажают его спиной к ним и беседуют наедине. Там мне ничего не объясняли. Просто после собеседования сказали, что ребенку дадут направление в профильный сад. Мол, езжайте домой и ждите распределения.

В направлении было просто написано, что у нас общее недоразвитие речи. Ни точного диагноза, ни причин, ни точных рекомендаций дано не было… Я долгое время думала, что ребенку просто необходим логопед для постановки звуков. А оказалось, что у нас довольно тяжелая неврологическая патология, и ею нужно было заниматься параллельно с посещением сада. Поэтому старайтесь сразу после собеседования как можно больше узнать о вашем диагнозе и необходимых методах лечения».

«Жаль потраченного времени», – пишет другая женщина. Она столкнулась с трудностями уже при записи на прием. Поскольку ребенок посещает дошкольное учреждение, комиссия должна проходить на его базе, объяснили ей. «Пришлось врать, что мы не посещаем садик», – призналась она. Однако логопеда ребенку так и не порекомендовали. «Такое впечатление, что к ним от скуки приехали, а не из-за наличия проблемы и рекомендаций других специалистов», – возмущается женщина.

Особенно много проблем возникает при прохождении ПМПК детей с аутизмом. По мнению Сергея Морозова, ведущего научного сотрудника ФГАУ «ФИРО», председателя РОБО «Добро», для подготовки качественного заключения по такому ребенку в настоящее время не хватает ни методик, ни специалистов. Чтобы дать полезные рекомендации, необходимо по крайней мере хорошее обследование, которое может занять от двух до четырех недель, но в условиях ПМПК это сделать невозможно.

«Очень хорошо помню случай, когда я водил ребенка на ПМПК… Он буквы знал, до пяти считать мог, цвета знал. Но на ПМПК он <…> ни на один вопрос не реагировал, в результате было выдано заключение, что это ядерная шизофрения на дефектной основе. Рекомендации были очень простые: обучаться в коллективе он не сможет никогда. В дальнейшем в вуз он поступил», – рассказал Сергей Морозов. В составе ПМПК специалистов по аутизму просто нет, отметил он.

У ПМПК свой взгляд на родителей

Фото uobr.ru

Впрочем, с точки зрения специалистов ПМПК, родители тоже не идеальны. Прежде всего, они склонны настаивать на обучении своих детей по программам массовой школы, когда это совершенно нецелесообразно.

«Нельзя идти на поводу у родителей и писать первый вариант программы», – считает Татьяна Соловьева, директор Института детства МПГУ. (Вариант, о котором идет речь, предполагает обучение глухих детей вместе со слышащими сверстниками и в те же сроки). «Как только пишете первый вариант, он теряет всю большую индивидуальную линию занятий по развитию слуха и произношения, развитию лексико-грамматического строя», – пояснила она. В результате ребенок с нарушением слуха уже в первом классе «выпадает из образовательной среды».

По мнению Татьяны Соловьевой, неудачный опыт обучения в обычной школе приводит к тому, что ребенка все равно отправляют в специальное образовательное учреждение, но он попадает туда уже «переростком», утратившим навыки, полученные ранее. «Специальная школа – это не место, где собирают неудачников. Специальная школа – это место с цензовой программой», – подчеркнула она.

Детям с нарушением зрения объективно труднее читать и писать, чем здоровым детям, поэтому они могут отставать по темпам развития, и им необходимы специальные условия, особые сроки усвоения материала, считает тифлопедагог Лидия Фомичева. По ее мнению, найти общий язык с родителями на эту тему будет проще, если концентрировать внимание не на нарушениях в развитии ребенка, а на его особых образовательных потребностях.

С точки зрения других специалистов ПМПК, неправильное воспитание в семье может быть одной из причин отставания детей в развитии. Так, Тамара Исаева, доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства МПГУ отметила, что интеллектуальные нарушения могут быть вызваны как «органической» причиной, так и просчетами родителей.

С ней согласна Ирина Мясина, ведущий специалист Центральной психолого-медико-педагогической комиссии г. Москвы. «Если ребенок в пять лет приходит в памперсах и не умеет пользоваться ложкой, этому может быть две причины», – подчеркнула она.

Обязаны ли родители вести ребенка на ПМПК

Фото 5psy.ru

В любом случае, родители, казалось бы, не обязаны выслушивать неприятные выводы членов комиссии. Обследование ребенка на ПМПК проводится только с их согласия, а заключение комиссии носят для них рекомендательный характер.

Родители имеют право присутствовать на процедуре и высказывать свое мнение. Но, скажем, препятствовать образованию ребенка они не могут, даже если тот находится в очень тяжелом физическом состоянии. «Мы должны учить всех детей, – сказала Ирина Терехина, заместитель директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки. – Если родитель не согласен, он нарушает права ребенка». Со всеми вытекающими последствиями.

Как психиатр я регулярно участвую в работе психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и каждый раз, когда вижу испуганные глаза мамы, которая пришла с ребенком на комиссию, хочется ее успокоить и объяснить: что же это такое ПМПК.

Документальная база

Для начала небольшая выдержка из официального документа, «Положении о психолого-медико-педагогической комиссии».

Основными направлениями деятельности комиссии являются:

а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением.

Таким образом, в состав комиссии входят:

педагог-психолог,

дефектолог по соответствующему профилю: олигофренопедагог (для детей с умственной отсталостью), тифлопедагог (для слепых детей), сурдопедагог (для детей с глухотой),

логопед,

педиатр,

невролог,

офтальмолог,

ортопед,

психиатр детский,

социальный педагог.

При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.

Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.

Для проведения обследования ребенка в комиссию предоставляются следующие документы:

  • Паспорт родителя (законного представителя)
  • Свидетельство о рождении ребенка, паспорт по достижении 14 лет
  • Опекунское удостоверение (для опекаемых детей)
  • Выписка из истории развития ребенка от педиатра (Ф-12)
  • Заключение врача-офтальмолога (окулист)
  • Заключение врача-отоларинголога (лор)
  • Заключение врача-невропатолога (детям дошкольного возраста)
  • Заключение врача-психиатра(для детей старше 4 лет)
  • Заключение врача-ортопеда (для оформления в группу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата)
  • Педагогическая характеристика от воспитателя (классного руководителя)
  • Представление психолога, логопеда (при наличии специалистов в образовательном учреждении)
  • Последние тетради по русскому языку и математике(для школьников)
  • 4 рисунка(для дошкольников)

Медицинские справки должны быть оформлены на отдельных бланках, обязательно наличие штампа учреждения, выдавшего справку, личной печати и подписи врача. Справки действительны в течение одного года, справка от психиатра действительна шесть месяцев

Заключение комиссии для родителей или законных представителей детей носят исключительно рекомендательный характер.

Как проходит работа комиссии?

Ребенок приходит на обследование в сопровождении родителей или законного представителя. Желательно, чтобы на ПМПК присутствовала мама ребенка. Если будет необходимо, то именно мама может рассказать о раннем периоде развития ребенка.

В день, когда ребенок должен быть показан на ПМПК, родители приходят заблаговременно (за 30 минут) и регистрируются у дежурного специалиста. После этого с родителями начинает работать секретарь комиссии. Еще раз проверяется наличие всех документов.

При этом собеседовании родители (законные представители) должны предоставить оригиналы документов, удостоверяющие личность ребенка, личность родителя (законного представителя) и их право представлять ребенка на ПМПК.

В определенное время в порядке очереди, установленной заблаговременно, родители и их дети приглашаются на комиссию.

После того, как родитель (законный представитель) даст согласие на обследование ребенка и услышит ответы на все интересующие вопросы по воспитанию и обучению ребенка, члены комиссии, в зависимости от заявленных проблем, проводят обследование ребенка и в рамках своей компетенции выносят решение.

Завершается вся работа собеседованием родителей с секретарем ПМПК, который окончательно оформляет все документы и при необходимости разъясняет родителям их возможные дальнейшие действия в интересах ребенка.

Преимущества обучения ребёнка

В дошкольных образовательных учреждениях для детей с особыми возможностями здоровья открываются логопедические группы, группы для детей с задержкой психического развития, группы для детей с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, а также группы для детей с интеллектуальной недостаточностью.

В школах открываются коррекционные классы для детей с задержкой психического развития. Школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья набирают детей только по рекомендации ПМПК.

Некоторые родители ошибочно полагают, что перевод ребёнка в другое образовательное учреждение не оправдан в силу территориальной удалённости, сложности адаптационного периода, при этом упускают время, которое могло бы быть использовано для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка.

Обучение и воспитание детей в коррекционной группе или классе имеет ряд преимуществ.



Наполняемость групп по нормативам – 10-15 человек. Каждому ребёнку уделяется больше внимания. Созданы условия для индивидуального обучения.

Расширенный кадровый состав, дополнительное финансирование детских садов и школ, реализующих медицинское, психологическое и педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии предполагает комплексную коррекцию проблем, особенностей, имеющихся у ребенка.

Родители не всегда бывают согласны с решением ПМПК. Они могут пройти обследование в вышестоящей ПМПК (городской, областной).

Хочу подчеркнуть еще раз, что обследование ребенка на ПМПК проводится только с согласия родителей, заключение специалистов носят рекомендательный характер и право родителей решать – выполнять эти рекомендации или нет.

Тест считается выполненным если сумма баллов не ниже 10 баллов.

Тест

Задание 1. Инклюзивное обучение – это:

а) Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

б) Обучение школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях;

в) Обучение ребенка с особыми образовательными потребностями в специальной школе.

Задание 2. Основным документом, регламентирующим закрепление инклюзивных тенденций в нашей стране является:

а) Конституция РФ;

б) Семейный кодекс РФ;

в) Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации.

Задание 3. Гарантия прав на получение равного, бесплатного и доступного образования закреплена в:

а) Конституции Российской Федерации;

б) Законодательном акте;

в) Уставе общеобразовательной организации.

Задание 4.Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, на основе которых строится его обучение разрабатывает:

а) Психолого- педагогический консилиум;

б) Бюро медико-социальной экспертизы;

в) Психолого-медико-педагогическая комиссия.

Задание 5. Л.С. Выготским были разработаны (выделены) уровни:

а) Актуального, потенциального и функционального развития;

б) Актуального, потенциального, возрастного и функционального развития;

в) Актуального и потенциального развития.

Задание 6.Ведущем видом деятельности для развития 10-месячного ребенка является:

а) Эмоциональное общение с взрослым;

б) Предметная деятельность;

в) Игровая деятельность.

Задание 7. На каком этапе кохлеарной имплантации сурдопедагог определяет готовность семьи оказывать систематическую помощь своему ребенку на всех этапах его реабилитации и перестраивать коммуникацию и взаимодействие с ребенком:

а) На этапе подключения и первоначальной настройки речевого процессора;

б) В ходе прохождения запускающего этапа реабилитации;

в) На этапе отбора кандидатов на КИ.

Задание 8. Для детей, не владевших речью до кохлеарной имплантации, продолжительность запускающего и последующего этапа реабилитации и их результативность во многом определяются:

а) Возрастом, в котором проведена операция;

б) Систематичностью занятий с сурдопедагогом;

в)Опытом использования индивидуальных слуховых аппаратов до КИ.

Задание 9. Целью психолого-педагогической реабилитации после операции КИ является:

а) Общее и социальное развитие ребенка;

б) Перевод ребенка на путь естественного развития коммуникации и речи;

в) Развитие слухового восприятия.

Задание 10. Определение варианта образовательной среды, образовательного маршрута и условий обучения ребенка с КИ после запускающего этапа реабилитации осуществляются с ориентировкой на:

а) Потенциальные возможности ребенка;

б) Уровень актуального развития ребенка;

в) Уровень актуального развития ребенка и перспективы дальнейшего сближения с возрастной нормой в выбранной среде.

Задание 11. Ранний возраст – это период

а) От рождения до 2 лет;

б) От 1 года до 3 лет;

в) От 1 года до 6 лет.

Задание 12. Дети, для обучения которых необходимо создавать особые условия, в Российском законодательстве называются:

а) Детьми с ограниченными возможностями здоровья;

б) Детьми с отклонениями в развитии;

в) Детьми с особыми образовательными потребностями.

Задание 13.РекомендацииПМПК обязательны для:

а) Родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

б) Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательным организациям, иным органам и организациям;

в) Медицинских работников осуществляющих сопровождение детей с нарушениями в развитии.

Задание 14. Основным критерием эффективного психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ является:

а) Освоение образовательной программы в соответствии с требованиями Федерального

Государственного Образовательного Стандарта;

б) Освоение адаптированной основной образовательной программы и социальнопсихологическая адаптация ребенка;

в) Полное удовлетворение запросов родителей.

Задание 15. Перечислите должностные обязанности тьютора:

Задание 16. Ребенок после кохлеарной имплантации нуждается в:

а) Логопедической коррекции;

б) Развитии слухового восприятия;

в) Комплексной реабилитации

Задание 17. К дополнительным образовательным программам не относятся:

а) Дополнительные общеразвивающие программы;

б) Дополнительные предпрофессиональные программы;

в) Дополнительные профильные программы.

Задание 18. Приоритетным направлением при освоении дополнительной

образовательной программы детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ является:

а) Овладение знаниями;

б) Приобретение умений применять знания, овладение определенными способами социальных и учебных действий;

в) Приобретение навыков будущей профессии, овладение предпрофессиональным уровнем знаний.

Задание 19. У каких детей с кохлеарными имплантами запускающий этап реабилитации оказывается самым длительным и продолжается от 1,5 до 2,5 лет:

а) у глухих детей с высоким уровнем речевого развития до КИ;

б) у глухих детей с выраженными дополнительными нарушениями развития;

в) у глухих детей, операция которым произведена до 1,5 лет

Задание 20. Сроки обучения по дополнительным программам для детей-инвалидов и детей с ОВЗ могут быть увеличены с учетом:

а) Особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии;

б) Пожелания родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ;

в) Результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы для детей инвалидов и детей с ОВЗ на предыдущем этапе обучения.

Психолого-медико-педагогическая комиссия — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (как правило, умственная отсталость, ЗПР и др.)

и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно в обычную.

На обследование ПМПК направляют как дошкольников, так и детей школьного возраста, как правило, учеников 1-4 классов, потому что в этом возрасте уже становится понятно, есть ли у ребенка непреодолимые препятствия к обучению в обычной школе или нет.

Направляет на комиссию обычно школа (учитель, завучи) или сами родители, когда считают, что ребенку нужно обучаться в учреждении другого типа.

Подготовиться к обследованию родителям, педагогам и ребенку поможет Школа Анны Муратовой. Родители могут дистанционно позаниматься с ребенком в системе дистанционного обучения (уроки для детей дошкольного возраста, уроки 1-4 классы и 5-11 классы, уроки русской словесности, дополнительное образование, занятия с логопедом и психологом, воспользоваться электронной библиотекой и развивающими занятиями для детей).

Обследование на ПМПК

На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители с ребенком. Обычно заседание комиссии происходит в одном кабинете, где ребенок попадает в руки сразу нескольких специалистов. В состав комиссии входят: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, учитель, родители.

Все специалисты могут сидеть как за одним столом, и ребенок стоит (сидит) перед ними, или же специалисты сидят за разными столами, и ребенок подходит к ним по очереди. Участники комиссии задают вопросы и дают определенные задания. Стоит отметить, что сама форма проведения ПМПК может быть некомфортна для ребенка. Родителям важно успокоить ребенка, поддержать, а в случае резких вопросов или озвучивания диагнозов защитить. На комиссию нужно взять с собой еду и питье.

Как подготовить ребенка к прохождению ПМПК?

Идя на комиссию, ребенок должен знать, в какой форме с ним будут работать, и быть к этому готовым. Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка и проверяемых диагнозов.

Что спрашивают на ПМПК?

Специалисты просят ребенка рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.

Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).

Участники комиссии проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему он сделал такой выбор. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.

Специалисты обязательно будут проверять память: попросят повторить озвученные слова, распределить картинки или предметы и объяснить, что изменилось до и после раскладывания картинок.

Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:

  • синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)
  • антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)
  • омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).
  • А также просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка).
  • Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.
  • Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
  • Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).
  • Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.

Все вышеперечисленные вопросы — это обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы и способы диагностики. Но здесь важно понять, почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с другими причинами. Ребенку с неродным русским языком или педагогически запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это не означает, что ребенок не способен обучаться.

Готовить к ПМПК ребенка можно, чтобы он не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.

Результаты ПМПК

По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).

В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации родителям:

  • Сможет ли ребенок обучаться в обычной школе.
  • Рекомендовано ли обучение в коррекционной школе.
  • Нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия, занятия с логопедом, лечение и наблюдение у врачей и психологов.

Заключение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер, родители не обязаны следовать этим рекомендациям.

Обратите внимание, при несогласии с выводами комиссии, можно обратиться в комиссию высшего уровня (городскую, областную), чтобы обследовать ребенка еще раз.

Для подготовки к участию в комиссии педагоги, психологи, логопеды, родители могут пройти дистанционное обучение в Институте новых технологий в образовании по программам:

Программы профессиональной переподготовки:

  • Психология дошкольного образования;
  • Прикладная психодиагностика. Технология применения психодиагностических методик ;
  • Дошкольная специальная психология и педагогика ;
  • Дефектология ;
  • Логопедия ;
  • Олигофренопедагогика ;
  • Педагогика и психология инклюзивного образования ;
  • Специальная психология ;

Программы повышения квалификации:

  • Медиация в сфере инклюзивного образования ;
  • Подготовка и адаптация ребенка к обучению в школе (предшкольное образование);
  • Школьный тьютор для работы с детьми с ОВЗ в практике инклюзивного образования ;
  • Дошкольная олигофренопедагогика ;
  • Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса в дошкольной организации ;
  • Педагогика и психология дошкольного образования в рамках реализации ФГОС для детей с ОВЗ ;
  • Организация коррекционно-педагогической работы в условиях введения ФГОС нового поколения ;
  • Психодиагностика в сфере образования и воспитания ;
  • Современные методы психодиагностики ;
  • Организация и содержание логопедической работы в условиях внедрения ФГОС ;

Посмотреть полный список программ можно на сайте Института новых технологий в образовании.

Для воспитателей и сотрудников ДОУ действует специальное предложение.

Для руководителей образовательных организаций действует специальное предложение – «Пакетное обучение сотрудников».

  • Пакет «Профессиональный» — это 10 программ профессиональной переподготовки и 5 программ повышения квалификации на ваш выбор.
  • Пакет «Профстандарт» — это 5 программ профессиональной переподготовки и 10 программ повышения квалификации на ваш выбор.
  • «Бизнес-пакет» — это 2 программы профессиональной переподготовки и 20 программ повышения квалификации на ваш выбор.
    На нашем сайте вы можете самостоятельно выбрать любые программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации и включить их в выбранный вами пакет.

Экспресс-обучение (от 3 до 10 дней) по программам повышения квалификации, в рамках обучения предоставляются также скидки для коллективных заявок от одной организации до 30%

Публикуем статью «Прохождение ПМПК детьми-инвалидами, в том числе детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития». С этой и другими статьями можно познакомиться на сайте Особое детство.
Оля
Здравствуйте!
Прошу прокомментировать ситуацию с прохождением психолого-медико-педагогической комиссии, которая сложилась в нашем районе.
Я мама ребёнка Н. с тяжелыми нарушениями развития (множественные нарушения, в том числе двигательные, лежачий ребёнок). Моему ребёнку уже 10 лет. Однако она нигде не учится. Когда я попыталась записать её на ПМПК, мне было отказано. Мотивировали отказ тем, что предложить нам они всё равно ничего не могут, кроме местного реабилитационного центра, который находится в ведении соцзащиты, а не образования, поэтому рекомендовать его они нам всё равно не могут, да и для посещения этого центра проходить ПМПК не нужно. В апреле этого года я познакомилась со специалистами областной ПМПК и они объяснили мне, что сейчас любые дети имеют право обучаться в школе, провели освидетельствование моего ребёнка и рекомендовали обучение по специальной индивидуальной программе развития на основе адаптированной основной образовательной программы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющими интеллектуальные нарушения (тяжелые множественные нарушения развития).
Моя подруга 3,5 года назад усыновила девочку из детдома. В тот момент М. не говорила, не ходила, карта у неё была вся заполнена многочисленными диагнозами, в числе прочего — ДЦП и УО (как ставят УО четырёхлетнему ребёнку, я не знаю, но у неё стояла). В семье развитие М. резко рвануло вперёд, она пошла и заговорила. Недавно они побывали у психиатра и тот полностью снял диагноз умственная отсталость. В апреле они были на ПМПК в специальной школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Однако эта школа не захотела брать М., т.к. из-за соматического диагноза она не может контролировать тазовые функции и ходит в памперсе. ПМПК сказала им, что они считают, что М. надо идти в обычную общеобразовательную школу, хоть около дома, на надомное обучение. Заключение не дали, т.к. для того, чтобы пойти в общеобразовательную школу, ПМПК не нужна. Мама поискала и нашла поблизости общеобразовательную школу, где есть дистанционное обучение. Ей там понравилось, она захотела туда отдать М. Однако в школе испугались диагноза и попросили принести заключение ПМПК, что ребёнок действительно может учиться по общеобразовательной программе. Мама пошла в нашу территориальную ПМПК. Там, не посмотрев на ребёнка, полезли в ИПР, а инвалидность М. оформили ещё в детдоме и ИПР заполняли там же, так что в этой ИПР нет ничего, способность к обучению вообще не указана и где ей рекомендуют учиться — тоже. И маме сказали: «Нет, мы вас принять не можем, идите проходите заново МСЭ». Для того, чтобы ребёнку с сохранным интеллектом дать справку, что он может в общеобразовательной школе учиться! А заново МСЭ — это всех врачей обходить, потом очередь, потом сама комиссия, в общем, небыстрая история. Особенно учитывая то, что у них многодетная семья с грудным ребёнком.

И это не один и не два случая, это типичные истории для нашего города! Пообщавшись со знакомыми родителями детей-инвалидов, я обнаружила, что почти у всех из них есть проблемы с прохождением ПМПК. Это 35 семей, в том числе 15 — дети с очень тяжёлыми нарушениями, 7 лежачих. Большинству из них совсем не дали никакого заключения ПМПК или даже не записали на комиссию, а другим — дали заключение не исходя из состояния ребёнка и его потребностей, а исходя из того, что уже есть в районе. Областная ПМПК готова приехать к нам в город и посмотреть всех этих детей, но может это сделать только по запросу от территориальной ПМПК или в случае несогласия родителей с решением территориальной ПМПК. Но ни того, ни другого у большинства детей нет, т. к. их просто не записывают на комиссию или не дают заключение.
Я обратилась по этому поводу к председателю территориальной ПМПК. Она с недоумением спросила меня, а зачем детям с тяжёлыми нарушениями проходить ПМПК? По её мнению детям-инвалидам вообще на ПМПК не нужно приходить, им нужна только МСЭ. МСЭ определяет степень ограничения способности к обучению, прописывает в ИПР, какое обучение необходимо ребёнку, а ПМПК уже основывается на заключении МСЭ и без заполненного раздела об обучении в ИПР приходить на ПМПК не имеет смысла. Кроме того, председатель ПМПК заявила, что ограничение способности к обучению 3 степени, написанное в ИПР — это значит, что он необучаем, что «врачи запретили ребёнку учиться, ему противопоказано обучение». Детей с такой записью наша ПМПК просто не принимает, т. к. не может идти против рекомендаций врачей.
Когда я рассказала руководительнице ПМПК о существовании программ обучения детей с тяжёлыми нарушениями, о возможности составления индивидуального плана на основе этих программ, она с возмущением воскликнула: «Да кто же будет учить по таким программам?!» Я не очень поняла, почему этот вопрос адресован ко мне, мне казалось, что это я должна спросить, кто будет нас учить по этой программе, а наша ПМПК и отдел образования — на этот вопрос ответить. Но пока что система, похоже, исходит из идеи «у нас есть программа, если вам не годится — так идите куда хотите». А вовсе не «у нас есть ребёнок и нужно организовать его обучение».
Исходя из всего вышесказанного, вопросы:
— действительно ли для прохождения ПМПК детьми-инвалидами необходимо, чтобы в ИПР был адекватно заполнен раздел «образование»? Я знаю, что на деле часто происходит наоборот — МСЭ просит принести заключение ПМПК для составления ИПР, поскольку в составе комиссии МСЭ нет ни педагогов, ли дефектологов, ни логопедов. Получается какой-то замкнутый круг!
— что обозначает «третья степень нарушения способности к обучению» и является ли это препятствием для школьного обучения?
— каким образом записаться на ПМПК, если туда не записывают? Письменные обращения они не принимают.
— и последнее. Какова вообще функция ПМПК? Определить состояние ребёнка и его образовательные потребности или подобрать что-то из существующего в окрестностях и более-менее подходящего для ребёнка?
Спасибо!

Павел Кантор.
Ваш рассказ – прямо-таки коллекция существующих заблуждений и типичных нарушений и ошибок, связанных с деятельностью ПМПК.
Утешает то, что в большинстве регионов, с которыми мы работаем, все-таки деятельность ПМПК устроена лучше, и даже если с самим образованием не все гладко (а везде свои трудности), ПМПК хотя бы не служит бюрократическим препоном.
Не устану снова и снова повторять, что для любого чиновника самое удобное, самое комфортное – это сказать обратившемуся к нему человеку: «Вам это не положено, да и в любом случае Вам не ко мне, а к кому-то другому». Поскольку, когда человек ушел, можно больше ни о чем не беспокоиться. Единственный способ бороться с этим (очень простой, очень эффективный, а главное – единственно возможный) – это обращаться со своим вопросом письменно и требовать письменного ответа.
Что касается поставленных вопросов.
— Для прохождения ПМПК достаточно заявления родителей. Перечень документов, которые родители должны представить на ПМПК, установлен п. 15 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 (на уровне региона могут быть также свои нормативные акты, но они не должны противоречить Приказу министерства). В этот перечень ИПР вообще не входит, поскольку установление инвалидности и составление ИПР – это право, а не обязанность человека, и у ребенка с ОВЗ может не быть инвалидности, а у ребенка-инвалида – не быть ИПР. Требование представить ИПР, да еще и заполненную определенным образом, как условие для прохождения ПМПК – незаконно. В большинстве регионов сложилась практика, когда в составе МСЭ педагоги (да и психологи) отсутствуют, поэтому настоятельно рекомендуется (тоже не может быть жесткого требования) пройти ПМПК перед составлением ИПР, а уже соответствующие разделы ИПР заполняются с учетом или на основании заключения ПМПК. С другой стороны, если ИПР уже есть, то было бы правильно показывать его на ПМПК для формирования более полного представления о ребенке. Но повторюсь, никакого требования тут быть не может. Если встают вопросы о получении образования ребенком с ОВЗ – записывайтесь на ПМПК и приходите на неё, независимо от того, есть ли у Вас ИПР.
— Третья степень ограничения способности к обучению описывается в Классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Минтруда России от 29.09.2014 № 664н. Там сказано: «3 степень – способность к обучению только элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения только элементарных целенаправленных действий в привычной бытовой сфере, или ограниченные возможности способности к такому обучению в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма, определяемые с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии».
Как Вы видите, здесь не идет речи о том, что такие дети не подлежат обучению в школе, наоборот, указано на возможность получения такими людьми даже и профессиональных навыков, то есть профессионального обучения и подготовки, которые согласно закону «Об образовании» возможны только после получения общего образования. Более того, прямо указано на необходимость прохождения такими детьми ПМПК. Нельзя также забывать о том, что задача реабилитации инвалидов (ст. 9 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ») – вовсе не констатация и фиксация какого-то нарушения жизнедеятельности человека, а «устранение или возможно более полная компенсация ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в обществе». То есть, даже если у ребенка в настоящий момент имеется третья степень ограничения способности к обучению, это значит, что органы образования и социальной защиты должны стараться изменить эту ситуацию, компенсировать эти ограничения до второй, первой степени, либо вовсе преодолеть их. Что, как Вы понимаете, невозможно без получения образования.
— Если на ПМПК не записывают, необходимо подавать письменные заявления. Если не берут – отправлять почтой, заказным письмом с уведомлением о вручении. Если не отвечают (с трудом могу себе представить) – жаловаться в территориальный орган образования. Если письменно откажут в записи на прием – звоните на горячую линию Министерства образования, не сомневаюсь, что Вам там помогут. Добиться «нужного» заключения ПМПК бывает трудно, но чтобы родитель не смог добиться прохождения ПМПК – никогда не слышал.
— Главные задачи ПМПК – подготовка рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания и оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением.
Разумеется, разумная ПМПК, давая рекомендации ребенку, будет стараться исходить из реально доступных в данном регионе возможностей. Это противоречит духу закона (поскольку ПМПК должно определить то, что ребенку нужно, а не рекомендовать то, что имеется в наличии), но в каком-то смысле разумно. Могу сказать, что наиболее продуктивным общение с ПМПК получается у тех родителей, которые идут на ПМПК подготовленными, с заключениями специалистов и с конкретными предложениями и просьбами по организации образовательного процесса ребенка.
С другой стороны, если конкретных учреждений, занимающихся образованием таких детей, в населенном пункте нет – это не повод опускать руки. Надо требовать у ПМПК заключение об условиях получения ребенком образования и, имея на руках заключение, требовать от местного органа власти создать возможности для выполнения этих рекомендаций. Поставьте себя на место мэра или губернатора. Если он будет знать, сколько детей на «его» территории нуждаются в специальных условиях для получения образования и каких именно, шансы, что он решит проблемы родителей, значительно возрастают по сравнению с ситуацией, когда ему об этом неизвестно, либо до него доходят лишь жалобы общего характера что «всё плохо».
Хотел бы так же остановиться на ситуации «ПМПК для обычной школы». Действительно, формально для обучения в массовой школе заключения ПМПК не требуется, можно просто записываться туда и приходить в первый класс, соответственно требования директора пройти ПМПК на законе не основаны. С другой стороны, в этой ситуации я на стороне директора – он отвечает за детей, и если к нему приходит ребенок с серьезными диагнозами в анамнезе, он хочет и больше узнать о нем, и «подстраховаться». Мне кажется разумным в этом случае просить ПМПК выдать заключение о том, что ребенок в создании специальных условий для получения образования либо в адаптированной образовательной программе не нуждается.

admin