Комиссия логопедическая

Вопрос:
Моему ребенку 4 года, у него ЗПР. Посещаем детский сад. На руках имеем заключение ЦПМПК с программой 07.2, где указаны направления коррекционной работы трех специалистов: логопед, дефектолог, психолог. Однако руководство детского сада отказывается предоставить услуги логопеда, объясняя тем, что ребенок не готов, что сначала надо заниматься с дефектологом (2 раза в неделю) и психологом (1 раз в неделю), а потом, только с сентября и то после прохождения внутренней комиссии, подключат еще и логопеда.
Скажите, правомерны ли действия руководства детского сада? И на какой объем занятий мы можем рассчитывать?

Отвечает юрист Анна Басова:
Вы вправе рассчитывать на занятия с теми специалистами, которые указаны в вашем заключении ПМПК. Законодательство не содержит определенных требований к количеству занятий с коррекционно-развивающими специалистами ребенку с ОВЗ, прежде всего, в силу индивидуальных особенностей того или иного ребенка.

Образовательное учреждение обязано придерживаться рекомендаций, указанных в заключении ПМПК (п. 23 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии), а также в ИПР ребенка-инвалида (если она имеется). При этом в заключении не указывается количество часов коррекционно-развивающей работы тех или иных специалистов, а лишь отражается факт наличия их необходимости.

Как правило, заключение ПМПК выдается на ступень обучения, либо же в нем указывается дата следующего прохождения ПМПК.

На основании этих документов детским садом определяется АОП и составляется индивидуальный учебный план, в котором отражается расписание, периодичность посещения тех или иных специалистов и т.п. Данная программа согласовывается с родителями на этапе ее разработки (Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 февраля 2017 г. N 07-818 «О направлении Методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ»).

Иными словами, АОП и/или индивидуальный учебный план должен быть составлен таким образом, чтобы помочь ребенку освоить конкретный этап образовательной программы, и если в плане стоят занятия с каким-либо из специалистов, например, позже, чем с другими, но в рамках учебного года, нарушением это не является. В данным случае рекомендую Вам ознакомиться с утвержденной садом программой обучения.

Другое дело, если детский сад не выполняет свои обязанности по обеспечению занятий со специалистом, нарушает сроки учебного плана или ссылается на отсутствие финансирования – речь идет о неисполнении рекомендаций ПМПК, обязательных для исполнения. В данном случае необходимо письменно обращаться сначала к администрации сада, затем в местный орган образования. При отрицательном результате возможно обращение в прокуратуру и в суд. Образцы заявлений .

И, конечно, никакая «внутренняя комиссия” не вправе решать вопросы, отнесенные законом к компетенции ПМПК, в том числе необходимость предоставления логопеда или иного специалиста.

  • Дата 20 января, 2017
  • Автор Екатерина
  • Рубрика Детское здоровье

Многие родители мечтают устроить своих деток в логопедические группы, которые бывают в садиках комбинированного вида, или непосредственно в логопедический сад. Всем известно, что обучающие программы и подготовка к школе в логопедической группе в разы выше и лучше, чем в обычной группе. Да и численность детей там предусмотрена определенная, 10-14 человек, не больше. Благодаря этому на каждого ребенка будет уделяться больше индивидуального времени. Попасть в такую группу не так уж легко, если у ребенка нет никаких проблем с речью.

Обычно рекомендации к прохождению комиссии в логопедическую группу дает логопед вашего садика или приходящий из логосада, если нет своего. Детей, которые имеют речевые нарушения и нуждаются в коррекции записывают в список, который потом оглашают родителям. Те, кто согласен на перевод в логопедическую группу, являются на собеседование, где дают двусторонний бланк — направление на предварительный обход врачей перед комиссией. Родителей никто не будет заставлять обходить докторов, это добровольное решение.

Так, согласные на прохождение врачей родители малыша должны посетить следующих специалистов:

  1. Окулист
  2. Отоларинголог
  3. Невропатолог
  4. Стоматолог-ортодонт
  5. Психиатр
  6. Педиатр
  7. Для некоторых садиков просят дополнительно посетить хирурга

Следите за тем, чтобы в направлении врачи ставили свои подписи и печати, обязательно выполнение всех формальностей. Выдают направление заранее, чтобы успеть пройти всех докторов перед заседанием комиссии ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).

Кроме направления с отметками о прохождении всех врачей, понадобиться еще:

  1. Копия свидетельства о рождении ребенка
  2. Характеристика, написанная воспитателем и логопедом
  3. Заявление на перевод в логопедическую группу

О том, в какой день и где будет заседать комиссия, родителей предупредят заранее. Обычно это происходит в самом садике или в РОНО. Специалисты побеседуют с ребенком, проверят наличие бумаг и показаний. Состав комиссии в разных городах может быть различным, но, в большинстве случаев, она состоит из психолога, дефектолога, логопеда, представителей РОНО.

Обычно задают вопросы на сообразительность, логическое мышление. Просят повторить звуковые словосочетания, чтобы лучше выявить проблемы в произношении отдельных звуков. Судя по отзывам родителей, с малышом беседуют совсем недолго, около 10-15 минут, и результат сразу озвучивают.

Представители комиссии ПМПК могут попросить:

  • собрать пирамидку;
  • вложить круг в круг, квадрат в квадрат, треугольник в треугольник и т.д.;
  • назвать фигуры;
  • назвать цвета;
  • собрать части тела разрезанного из бумаги человечка;
  • назвать времена года, какое сейчас;
  • ответить, кем ребенок является маме, бабушке, дяде и т.п.;
  • найти лишний предмет;
  • ответить на пространственные вопросы: где сидит кот (на стуле, под стулом, за стулом и т.п.);
  • рассказать, что делают люди на картинке;
  • произнести слова, типа: расшевелить, антресоль и т.п. для проверки произношения звуков;
  • объединить предметы в группы по какому-то признаку;
  • нарисовать что-то;
  • рассказать стих или спеть куплет песенки

и прочие вопросы на произношение звуков, сообразительность и логическое мышление. Заранее ребенка лучше не обучать отвечать на эти вопросы, ведь чем яснее специалисты поставят диагноз, тем точнее определят меры по исправлению проблем.

Никаких страшных диагнозов бояться не нужно, по сути для логопедической группы уместны такие диагнозы:

  1. ФФНР — фонетико-фонематическое недоразвитие речи
  2. ОНР — общее недоразвитие речи
  3. Логоневроз — заикание

Советуем не отказываться от перевода в логопедическую группу, особенно если у ребенка действительно есть проблемы с речью. Детки посещающие такие садики к школе уже обучены писать, читать, считать и правильно выговаривают все звуки. Ко всему прочему это просто выгодно, ведь одно занятие с частным логопедом стоит от 500 рублей и выше, а в саду с вашим ребенком будут постоянно бесплатно заниматься, на дом будут задавать домашнее задание, что еще больше подготовит ребенка к школе и научит дисциплине и ответственности.

О порядке работы ТПМПК

Уважаемые родители (законные представители)!

В связи с проведением мероприятий по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19) запись на обследование, прием документов ТПМПК Фрунзенского района Санкт-Петербурга в очном режиме на период по 14 июня 2020 года приостановлены.
Обо всех изменениях будет сообщено дополнительно

Прием документов для проведения обследования детей ТПМПК Фрунзенского района Санкт-Петербурга осуществляется в электронном виде.

Ответственный за прием документов на ТПМПК для детей дошкольного возраста (группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, логопедия, ЗПР, ОПДА): Макарова Ольга Андреевна – секретарь ТПМПК, электронная почта: olg4549@yandex.ru;

Ответственный за прием документов на ТПМПК для детей дошкольного возраста (в группы оздоровительной направленности): Петрова Лариса Александровна – секретарь ТПМПК, электронная почта: a3334209@mail.ru;

В ТПМПК могут обратиться родители (законные представители) детей, зарегистрированных и/ или проживающих в Санкт-Петербурге.

Ответственность за предоставление полного пакета корректных документов лежит на родителе (законном представителе). В случае если на ТПМПК будет представлен неполный комплект документов или документы будут некорректно оформлены, в обследовании ребенка на комиссии может быть отказано.

В представляемых документах не допускаются неудостоверенные исправления, повреждения, нечитаемые части текста или нечитаемые оттиски штампов и печатей, наличие которых не позволяет однозначно толковать их содержание.

Запись на проведение обследования ребенка в ТПМПК осуществляется после подачи полного пакета документов.

Информирование родителей (законных представителей) ребенка о регистрации заявления, а также дате, времени, месте и порядке проведения обследования осуществляется секретарями Комиссии в течение 5 рабочих дней с момент подачи полного пакета документов.

ОБЪЯВЛЕНИЕ

В связи с необходимостью принятия мер по нераспространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)

ПРИЕМ ДОКУМЕНТОВ

СЕКРЕТАРЯМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

КОМИССИИ (ЛОГОПЕДИЯ, ОЗДОРОВЛЕНИЕ)

НА ПЕРИОД С 30.03.2020 ПО 26.04.2020

ПРИОСТАНОВЛЕН

С информацией о возобновлении приема документов Вы сможете позже ознакомиться на официальных сайтах дошкольных

образовательных организаций, подведомственных

администрации Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

ПО ВОЗНИКАЮЩИМ ВОПРОСАМ ВЫ МОЖЕТЕ

ОБРАТИТЬСЯ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ В ОТДЕЛ

ОБРАЗОВАНИЯ ПО АДРЕСАМ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ:

Fomina @tufruns.gov.spb.ru

После возобновления приема документов

секретари Комиссии будут работать:

логопедия понедельник с 15 до 18.00, среда с 15 до 18

оздоровление вторник с 15 до 18.00, четверг с 10 до 12

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

· Вас волнует, соответствует ли речь ребенка возрастной норме?

· Вас тревожат нарушения в звукопроизношении и в грамматическом строе речи ребенка?

· Вы хотите своевременно оказать ребенку с нарушениями речи необходимую помощь?

· Вы не знаете, нужно ли переводить ребенка в логопедическую группу?

Предлагаем Вам получить первичную консультацию учителей-логопедов в государственных учреждениях Фрунзенского района:

— во всех детских поликлинических отделениях городских поликлиник

(информация в учреждениях здравоохранения по месту проживания)

— в дошкольном учреждении, которое посещает Ваш ребенок, если в штате учреждения работает учитель-логопед

(по графику, информация на стендах и сайтах ГБДОУ)

— во всех дошкольных образовательных учреждениях, где функционируют группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (логопедические группы),

прием учителей-логопедов каждый четверг с 15.00 до 18.00:

ГБДОУ № 17 (ул. Боровая, д.23)

ГБДОУ № 35 (ул. Малая Карпатская, д.23, к.2)

ГБДОУ № 39 (ул. Ярослава Гашека, д.30, к.2)

ГБДОУ № 47 (ул. Малая Балканская, д. 42, к.2)

ГБДОУ № 65 (ул. Бухарестская, д.76, к.2)

ГБДОУ № 67 (ул. Будапештская, д. 40, к.3)

ГБДОУ № 69 (ул. Белы Куна, д.17, к.3)

ГБДОУ № 70 (ул. Стрельбищенская, д.8)

ГБДОУ № 72 (ул. Бухарестская, д. 33, к.4)

ГБДОУ № 78 (ул. Бухарестская, д. 51)

ГБДОУ № 79 (ул. Софийская, д. 27)

ГБДОУ № 81 (ул. Будапештская, д. 23, к.3)

ГБДОУ № 90 (ул. Купчинская, д.11, к. 3)

ГБДОУ № 93 (ул. Будапештская, д.79, к.3; пр, Дунайский, д.33, к.2)

ГБДОУ № 95 (ул. Будапештская, д. 74, к.4)

ГБДОУ № 106 (ул. Малая Балканская, д. 16, к.2)

ГБДОУ № 109 (пр. Дунайский, д.33, к.3)

ГБДОУ № 113 (ул. Малая Балканская, д.32, к.2)

ГБДОУ № 116 (пер. Альпийский, д.5, к.1)

ГБДОУ № 120 (ул. Будапештская, д.101, к.2)

ОДОД ГБОУ № 296 (ул. Турку, д.28, к.4)

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

о работе ТПМПК

и о порядке зачисления, перевода ребенка в группу компенсирующей, комбинированной, направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с задержкой психологического развития, с интеллектуальными нарушениями, с нарушениями опорно-двигательного аппарата)

Основание: Административный регламент администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по комплектованию государственных образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся в ведении администрации района, утвержденный распоряжением Комитета по образованию от 09.04.2018 № 1009-р (далее – Административный регламент)

Заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ТПМПК) относится к перечню документов, необходимых и обязательных для получения государственной услуги, предъявляемых заявителем для постановки ребенка на учет или перевода в группу компенсирующей, комбинированной или оздоровительной направленности в соответствии с п. 2.7.1 Административного регламента.

ПОШАГОВЫЙ АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ:

1. Подготовить пакет документов для предоставления на ТПМПК:

— свидетельство о рождении ребенка и его копия;

— паспорт родителя (законного представителя), иные документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка (доверенность от законных представителей), при наличии;

— характеристика на воспитанника, выданная в ГБДОУ, которое посещает ребенок;

— заполненная выписка из истории развития ребенка (карты комплексного обследования) с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту регистрации (месту жительства)

Внимание: бланк выписки из истории развития ребёнка/карты комплексного обследования/

Вы можете:

· скачать на сайтах дошкольных образовательных учреждений Фрунзенского района;

· получить, посетив консультацию учителя-логопеда в ГБДОУ Фрунзенского района;

· получить в ТПМПК или Комиссии по комплектованию Фрунзенского района

(ул. Турку, д.20, к.2, каб. №1, вторник, среда 15.00-18.00, четверг 10.00-12.00)

2. Записаться на обследование в ТПМПК (ул. Турку, д.20, к.2, каб. №1, среда 15.00-18.00):

— запись осуществляется только на личном приеме секретарем Комиссии при предоставлении полного пакета документов, указанного выше. Заявление заполняется непосредственно на приеме при подаче документов;

— родитель при приеме документов на ТПМПК получает на руки извещение о дате и времени проведения обследования ребенка.

Внимание: Подать документы имеют право только родители (законные представители) ребенка (при предъявлении документов, удостоверяющий личность, и документов, подтверждающих полномочия по представлению интересов ребенка). При подаче документов, присутствие ребенка не требуется;

3. Пройти в ТПМПК обследование ребенка и получить заключение с рекомендациями по образовательной программе, форме и специальным условиям получения образования.

4. Подать заявку на зачисление, перевод ребенка в группу компенсирующей, комбинированной направленности в МФЦ или через Портал государственных услуг

Внимание:

Заключение комиссии действительно для предъявления в образовательную организацию в течение календарного года с даты его подписания.

Копия заключения ТПМПК выдается только родителям (законным представителям) детей под личную подпись.

Алгоритм перевода ребенка из общеобразовательной группы в группу комбинированной/компенсирующей или оздоровительной направленности с 01.09.2015 года и последующие годы во Фрунзенском районе

Санкт-Петербурга

Шаг № 1

Получить копию заключения ПМПК (выдается после прохождения психолого-медико-педагогической комиссии).

Шаг № 2

Продумать № дошкольной образовательной организации (ДОО), в которую планируете отдать ребенка с 01.09.20__ года.

Шаг № 3

Если будете подавать документы через портал «Государственные услуги в Санкт-Петербурге» по адресу http://pgu.spb.ru

— Создать «Личный кабинет»

Отсканировать документы:

— Паспорт родителя (законного представителя) ребенка

— Свидетельство о рождении ребенка

— Копию заключения ПМПК

— Документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания.

— Документ, подтверждающий льготу при зачислении ребенка в ДОО

Если будете подавать документы через многофункциональный центр (МФЦ) предоставления государственных услуг (ежедневно с 9.00 до 21.00 Дунайский пр. 49/126, тел. 573-96-85):

Берете с собой оригиналы документов:

— Паспорт родителя (законного представителя) ребенка

— Свидетельство о рождении ребенка

— Копию заключения ТПМПК

— Документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания

— Документ, подтверждающий льготу при зачислении ребенка по месту жительства или по месту пребывания

— Документ, подтверждающий льготу при зачислении ребенка в ДОО

— Справку из ОО (образовательной организации) о посещении ребенком ОО (при наличии).

Шаг № 4

Вариант № 1 (если ребенок посещает другую ДОО и/или переводится из группы общеобразовательной в группу компенсирующей/комбинированной или оздоровительной направленности) подать заявление о переводе ребенка из одной образовательной организации в другую или из группы в группу.

Вариант № 2 (если ребенок не посещает ДОО) подать заявление о постановке в очередь в ДОО.

В заявлении, заявлении о переводе заявитель указывает следующие сведения:

— фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) ребенка;

— дата и место рождения ребенка;

— фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) родителей (законных представителей) ребенка;

— номер (реквизиты) свидетельства о рождении ребенка;

— реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя;

— реквизиты документа, подтверждающего статус законного представителя;

— адрес места жительства ребенка, его родителей (законных представителей);

— контактные телефоны родителей (законных представителей).

— для детей, проживающих на закрепленной территории, свидетельство регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории;

— учебный год, с которого планируется начало посещения ребенком ОО;

— номера ОО;

— наличие преимущественного права на предоставление места в ОО соответствии с пунктом 1.8 Административного регламента (при наличии).

— район Санкт-Петербурга и номер ОО, которую в настоящее время посещает ребенок.

При заполнении электронной формы заявления, заявления о переводе, формируется список ОО, из которых заявитель может выбрать не более 3 ОО, расположенных в одном районе Санкт-Петербурга: первое из выбранного ОО является приоритетным, другие – дополнительными.

Заявитель, ребенок которого нуждается в предоставлении места в группы комбинированной, компенсирующей или оздоровительной направленности, дополнительно предоставляет заключение ПМПК с указанием наименования комиссии, выдавшей заключение ПМПК и даты выдачи заключения ПМПК. Заключение ПМПК действительно в течение одного года, с даты выдачи заявителю заключения ПМПК.

Заключение ТПМПК является основанием для постановки ребенка на учет и перевода ребенка в ДОО (в группу) комбинированной, компенсирующей или оздоровительной направленности.

Шаг № 5

Ждем уведомления о постановке ребенка в очередь в ДОО или в группу компенсирующей/комбинированной или оздоровительной направленности (уведомление будет получено на портале «Государственные услуги в Санкт-Петербурге» через «Личный кабинет» или через МФЦ).

Шаг № 6

Получаем направление в ДОО (на портале, через МФЦ или в комиссии по комплектованию). На направлении должны быть проставлены печати. Направление приносим в ДОУ.

Заявление о выдаче коллегиального психолого-медико-педагогическое заключения комиссии.

Направление на комиссию для оформления ребенка в логопедическую группу вызывает у родителей протест и тревогу. Многим родителям кажется, что цель членов комиссии – поставить диагноз и выдать справку, а потребности малыша их не интересуют.

К тому же, слыша о группе коррекции в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении), у родителей возникает чувство, что их любимое чадо принимают за умственно отсталого. И они, отбросив голос разума, стремятся всем доказать обратное. Хотя заключение логопеда – первый шаг к устранению дефекта. Ведь чем раньше выявлено нарушение, тем легче с ним справиться.

Что такое логопедическая группа и кому она нужна?

Коррекционная группа в детском саду призвана создать для малышей с тяжелыми речевыми нарушениями оптимальные условия для устранения дефекта, освоения программы для дошкольников и подготовки к обучению грамоте (чтению и письму) в школе.

В логопедической группе воспитатели и дефектологи работают над постановкой правильной артикуляции, улучшением восприятия и распознавания фонем на слух, увеличением пассивного словаря, развитием связной устной речи, искоренением грамматических ошибок. Дополнительно проводятся занятия, развивающие мелкую моторику пальцев, умение рисовать, укрепляющие память, способствующие концентрации внимания, развитию образного и пространственного мышления. Такой комплексный подход позволяет быстро устранить речевое недоразвитие.

Коррекционная работа проводится совместно логопедом, воспитателем, физруком и музыкальным работником садика.

ПМПК – что это?

Комиссия в логопедическую группу называется ПМПК и расшифровывается, как психолого-медико-педагогическая. Направляются на ПМПК малыши 4–5 лет с тяжелыми речевыми расстройствами.

Цель комиссии – всестороннее обследование маленького пациента, выявление речевого нарушения, рекомендация необходимой обучающей программы и длительности коррекции.

В состав ПМПК включены:

  • педиатр (детский врач общей практики);
  • клинический психолог;
  • психиатр или психоневролог;
  • дефектолог или логопед.

Рекомендовать пройти комиссию может воспитатель или заведующая ДОУ. Также родители могут самостоятельно инициировать обследование, считая, что ребенку требуется помощь логопеда.

Как попасть на комиссию?

Первое, что необходимо – взять направление на обследование ПМПК в детском саду, у логопеда или педиатра. Затем нужно подготовить необходимый пакет документов. Он включает заключение:

  • окулиста;
  • отоларинголога;
  • педиатра или семейного доктора;
  • психиатра или невролога.

Из ДОУ, которое посещает ребенок, нужно взять характеристику воспитателя и логопеда, заверенную подписью заведующей и мокрой печатью.

Затем уточняют дату проведения комиссии. Запись на обследование проводят в городском центре психолого-медико-педагогического сопровождения. При прохождении обследования родители предоставляют паспорта, свидетельство о рождении малыша и подготовленный пакет документов.

Что происходит на комиссии?

На обследование родители приходят вместе с малышом. ПМПК заседает коллегиально в одном помещении. С малышом в присутствии взрослых беседуют логопед-дефектолог, клинический психолог, воспитатель, психиатр или невролог.

Перечисленные врачи располагаются за одним столом, общаясь с ребенком, стоящим напротив них. Или находятся за разными столиками, и малыш поочередно подходит к каждому присутствующему. Во время обследования придется отвечать на вопросы и выполнять задания.

Атмосфера проведения комиссии может испугать ребенка. Специалисты не стараются найти к малышу подход, задают вопросы торопливо, не давая времени подумать.

Продолжительность обследования составляет от часа до двух. Важно, чтобы родители подбодрили ребенка и смогли защитить от излишне резкого тона или неправомерного диагноза. Стоит взять с собой еду и воду для малыша.

Как подготовиться?

Перед обследованием нужно разъяснить малышу, что от него требуется, объяснить, в какой форме будет проходить беседа. Можно в спокойной домашней обстановке задать малышу вопросы, которые будут на комиссии. Они зависят от возраста малыша и предварительного диагноза.

На комиссии специалисты просят:

  • Рассказать о себе и своей семье: назвать имена, возраст, место жительство, род занятий родителей. Описать, во что малыш предпочитает играть с друзьями, что делать с мамой и папой. Назвать имена воспитателей, няни. Рассказать о домашних любимцах: как зовут, что ест, как играет. Описать свой дом: количество комнат, предназначение кухни, туалета, ванной.
  • Рассказать, что он знает о понятиях день-ночь, будни–праздники, описать свой распорядок дня.
  • Назвать цвета и формы предметов, изображенных на картинках, их местоположение (под столом, на стуле, над окном).
  • Распределить картинки по группам: еда, домашние животные, мебель, игрушки. Найти лишний предмет в ряду, объяснить, почему.
  • Назвать части тела и их предназначение.
  • Запомнить ряд предметов, отвернуться и найти, что изменилось.
  • Повторить произнесенные специалистом слова в том же порядке.

Проверяют артикуляцию и грамотность построения предложений в соответствии с возрастными нормами. Ребенок должен знать, что такое синонимы (веселье – радость), антонимы (плач – смех), омонимы (ключ, коса), привести примеры.

Затем проверяют фонематический слух. Для этого ребенок называет слоги заданного слова, считает слова в произнесенном предложении. Проверяют, воспринимает ли малыш смысл слов, схожих по артикуляции: кора – нора.

Уровень связной речи анализируют, попросив маленького пациента составить рассказ по картинке.

Восприятие чужой речи оценивают, дав задание пересказать короткий рассказ. Малыш должен:

  • продемонстрировать, как он поет, прыгает, кушает;
  • выразить свои потребности и чувства: устал, голоден, хочет спать;
  • поймать или отбить мячик, попрыгать на одной ноге – это показатель координации движений.

Задания и вопросы, задаваемые членами ПМПК, – не сложные. Важно понять причину, по которой ребенок не смог их выполнить. Это может быть банальное волнение, педагогическая запущенность, плохое понимание русского языка (если он для малыша не родной) или недоразвитие речи, требующее коррекции.

Заранее протестировать ребенка нужно, чтобы он не волновался, услышав вопрос или задание, и понимал, что его ожидает. Однако диагностические вопросы ПМПК – стандартные и справиться с ними под силу любому малышу определенного возраста.

Заключение комиссии

По результатам проведенного тестирования члены ПМПК составляют протокол и ознакамливают с ним родителей под подпись – это свидетельствует о присутствии родителей или законных представителей малыша на обследовании.

Комиссия дает заключение, сможет ли маленький пациент посещать обычную группу ДОУ, требуется ли перевод в специализированную (логопедическую) группу, необходимы ли коррекционные занятия с логопедом, наблюдение или лечение у невролога или психиатра.

Результаты ПМПК имеют рекомендательный характер. Родители сами решают придерживаться их или нет.

Сведения о наличии коррекционных (логопедических) групп для малышей с тяжелыми речевыми расстройствами в дошкольных учреждениях подскажут в районных отделах образования.

Всем привет, сегодня расскажу вам о наших занятиях с логопедом в детском садике, а также немного о логопедической комиссии.

Прежде, чем описать нашу историю, расскажу о том, какие вообще бывают виды помощи деткам с логопедическими проблемами.

Если Вы наблюдаете какие-то проблемы с развитием речи у своего ребёнка, Вам нужно пройти комиссию и в зависимости от ее результатов Вашего ребёнка могут определить в:

  • логопункт или дефпункт — занятия в саду с логопедом, то есть ребенок ходит в обычную группу в садике плюс дополнительно занимается с дефектологом. Так исправляются мелкие недостатки.
  • логопедическая группа или логгруппа — специальная группа в детском саду, в которой гораздо меньше деток, чем в обычных группах (12 против 25). В таких группах все детки с нарушениями речи. Логогруппа может быть в саду, который ребенок уже посещает либо, если в вашем саду нет таких групп/нет мест, придется переводить ребенка в другой сад.
  • логопедический сад, где существуют различные логопедические группы в зависимости от нарушения речи, которое следует исправить.

Следует отметить, что родитель может отказаться от логопедического сада. Только, стоит ли?

Как было у нас

В прошлом году (в апреле) мы прошли логопедическую комиссию в своём детском саду и по хорошему стечению обстоятельств с сентября 2015 года начали заниматься с логопедом.

Доминика хотели определить в логопедический сад, мол, не только не выговаривает буквы, но и не всегда верно произносит окончания слов и т.д. Я отказалась, сказала, что мы будем заниматься с логопедом-дефектологом в нашем детском садике, а также дополнительно будем посещать логопеда на платной основе. (Ниже я написала причину отказа.)

Конечно, мне сказали, что не факт, что хватит мест в саду, так как мы будем в средней группе, а первостепенно детки на логопункт к логопеду будут набираться из старших групп. Но я рискнула и не прогадала. Нам в некотором смысле повезло, потому что в наш садик устроилась ещё одна прекрасная логопед-дефектолог, с которой мы начали заниматься.

Целый год Доминик занимался с логопедом в саду. 2 раза в неделю проводились занятия по подгруппам, 2 раза — индивидуальные. Также мы посещали логопеда дополнительно. Занятия проходили индивидуально 2 раза в неделю на платной основе.

За этот год Доминик научился произносить все буквы, кроме «р». Чему я несказанно рада! Конечно, он не всегда употребляет эти звуки в словах, иногда произносит их мягко. Но он научился их произносить, а теперь постепенно вводит с нашей помощью их в свой лексикон.

Логопедическая комиссия

И в понедельник, 25 апреля, в детский сад пришла комиссия, чтобы проследить успеваемость деток, определить, кому ещё необходимы занятия в следующем году, а кого можно снять с логпункта. В справке нам написали заключение: общее недоразвитие речи (3 ст), стёртая дизартрия. Остаемся еще на дефпункте, ну, это я и так знала.

Правда, я в эти комиссии не верю совсем. Ведь они тратят времени на одного ребенка 5-10 минут. А для того, чтобы действительно проверить все компоненты речи — звуки, грамматика, связная речь, слоговая структура, лексический запас, необходимо несколько дней индивидуального общения с ребенком.

Касаемо детей, которые уже посещали логопеда, проще. Так как логопед знает, каких результатов ребенок добился, а также в чем ещё стоит подтянуться, на какие моменты обратить внимание. А если это первичный осмотр? Как за 10 минут можно обследовать ребенка да еще диагноз поставить?

Мой совет тем родителям, дети которых уже ходят в сад и у которых в садике должна быть логопедическая комиссия. Обязательно идите вместе со своим ребенком!

Такие комиссии ходят по садам весной и касаются детей, которые посещают садик и которым исполнилось 4 года. По результатам комиссии Вам могут предложить перевести ребенка в логопедический сад, логопедическую группу или поставят на логопункт.

Я не имею ничего против логопедического садика, сама в такой ходила последний год перед школой, но все зависит от множества факторов. Одним из которых является не только развитие речи, но и общее развитие ребенка.

Например, нам на самой первой комиссии предложили перейти в логопедическую группу, но в нашем саду такой нет. Нужно было переводить ребенка в другой сад. Снова адаптация, новый коллектив. Нам очень нравится наш сад, наша группа и наши воспитателя. Поэтому мы решили нанять платного логопеда.

Но также следует отметить, что перед данной комиссией я ходила на консультацию к логопеду в поликлинику, где Доминик 20 минут общался со специалистом. Потом я начала у нее расспрашивать, что у него нужно подтянуть, нужна ли на логогруппа либо хватит дефпункта. Специалист попался отличный и подробно мне рассказала, что да как. Ответила на все мои вопросы. Поэтому я была уверенна в своём отказе переводить ребенка в другой сад.

Но повторюсь, для многих деток такая группа будет отличным решением. В таких группах с детками занимаются ежедневно, у них будет лучше подготовка. Знаю, из личного опыта.

Немного про пособия для детей по развитию речи тут.

Итак, если Вашему ребёнку 5 лет, на что стоит обратить внимание?

  1. употребление предлогов, особое внимание уделить сложным предлогам, таким как из-под, из-за, между, со, над, под.
  2. как называются детёныши животных, например, у волчицы — волчёнок, а у коровы — телёнок.
  3. образование прилагательных из существительных, например, матрешка из дерева (какая?) — деревянная.
  4. образование притяжательных прилагательных, например, нора лисы (чья нора?) — лисья или грива льва (чья грива?) — львиная.
  5. подбор антонимов или игра «скажи наоборот», например, день — ночь, низко — высоко.
  6. образование множественного числа существительных в родительском падеже, например, стул (много чего?) — стульев или дерево (много чего?) — деревьев.
  7. согласование существительных с числительными (счет до 5), например, 1 стул, 2 стула, 3 стула, 4 стула, 5 стульев.
  8. развитие слоговой структуры слова, то есть проговаривание словосочетания/предложения без перестановки/пропуска слогов или звуков, чётко произнося все звуки. Например, велосипедист едет на велосипеде.
  9. чистоговорки C-Ш, например, Саша спешит за сосновыми шишками. Чистоговорки З-Ж, например, заржавел железный замок. Чистоговорки на Л-Р, например, Лара играла на рояле.

Также необходимо выучить с ребёнком небольшое стихотворение (6-8 строк).

У Доминика наибольшее затруднение вызывал пункт 4, на вопрос «чья грива?» он отвечал: «Льва!» — и, в принципе, был прав . В остальном же, все было хорошо.

На этой положительной ноте позвольте распрощаться. Напоследок задам Вам несколько вопросов. А ваши детки проходили логопедическую комиссию? Нужна ли логгруппа или дефпункт?

Если есть ко мне вопросы, пишите в комментариях к статье, отвечу всем, помогу, чем смогу. До встречи!

С Психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) я сталкивалась уже дважды. За последнее время многое в системе приема детей в спецсады изменилось к лучшему. Система стала проще, прозрачнее и честнее.

Для того, чтобы попасть в логопедический сад, нужно получить одобрение специальной комиссии, которая решит, действительно ли ваш ребенок нуждается в помощи логопеда, невролога и психолога. На эту комиссию вас должны направить два врача — логопед и невролог. Во время оформления медицинской карты для детского сада вы приходите к ним и рассказываете о своих проблемах и сложностях. Как правило, они никому не отказывают. Если первому моему ребенку, действительно, была необходима помощь логопеда, то второй проходил с большим натягом. Но вредничать никто не стал. И логопед, и невролог поставили какой-то несерьезный диагноз от балды, чтобы просто попасть на ПМПК. Направления от этих специалистов должны выглядеть вот так.

Так же понадобится выписка из истории болезни, которую выдает участковый педиатр.

В этими тремя справками далее отправляетесь к заведующей. Она на их основании выдает самый главный документ — непосредственно направление на ПМПК.

Далее вы заходите на сайт Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы, окружного центра психолого–медико–социального сопровождения (ocpsmds.mskob). И в разделе «Электронная запись на ЦПМПК» встаете в очередь на ближайшую возможную дату.

Очередь на ПМПК составляет в среднем 1-2 месяца. Поэтому записаться на нее можно заранее, еще до того, как вы соберете все необходимые для нее документы. Так же надо иметь в виду, что комплектование детских садов начинается уже после 15 февраля. Поэтому, если вы хотите попасть в садик получше, надо уже к этому моменту иметь заключение ПМПК о зачислении вас именно в логопедический сад. А поэтому проходить предсадиковскую диспансеризацию лучше заранее и не ждать весны.

Логопедические сады есть двух видов. В одни принимают только детей, нуждающихся в логопедической помощи. Другие же практикуют смешанные группы. Т. е. там есть и здоровые, и больные дети. В первые сады вас запишут только есть у вас уже есть на руках одобрение ПМПК. Поэтому, если сад, в который вы хотите попасть именно такой, то к 15 февраля у вас все уже должно быть на руках, иначе мест потом может уже не остаться.

Исключение составляют только семьи, в которых в подобный сад уже ходит первый ребенок. В таком случае вашего второго ребенка обязаны туда взять в любом случае. Его так же отправят на ПМПК. Но даже если его признают полностью здоровым и не нуждающимся в помощи, он все равно будет посещать логопедический сад. Просто индивидуальных занятий с логопедом у него не будет.

С 2014 года ежегодная ПМПК обязательна для всех посещающих логопедические сады. Даже для тех, кому раньше не надо было этого делать. Каждый год весной во все подобные детские сады выезжает комиссия, которая проверяет, необходимость продолжения логопедической и психологической помощи для каждого ребенка на будущий год. Все стало гораздо строже, чем было раньше. Многих детей отсеивают в обычные сады. Поэтому всегда лучше выбирать именно сады со смешанными группами. Чтобы, если вашему ребенку отменять логопеда, он все равно остался в том же садике, и чтобы его не переводили в другое дошкольное учебное заведение.

А теперь непосредственно о психолого–медико–социальной комиссии. Проводится она в специальных центрах помощи и развития, где проходят занятия с детьми с различными умственными, генетическими и психологическими отклонениями. Раньше они располагались только на ул. Фадеева. Теперь же после оптимизации появилось несколько филиалов по Москве.

Мы были в первый раз на Фадеева, а потом в филиале на Фрунзенской.

На ул. Фадеева все гораздо серьезнее. Тестировали ребенка сразу 4 человека. Видимо, и психолог, и логопед, и педагог, и кто-то еще. Ребенка отводят от родителей на другой конец комнаты, сажают его спиной к ним и беседуют наедине. Там мне ничего не объясняли. Просто после собеседования сказали, что ребенку дадут направление в профильный сад. Мол, езжайте домой и ждите распределения. В направлении было просто написало, что у нас общее недоразвитие речи. Ни точного диагноза, ни причин, ни точных рекомендаций дано не было. Наверное, предполагалось, что мне обо всем должны рассказать в саду при поступлении. Но и там никто ничего не сказал. Я долгое время думала, что ребенку просто необходим логопед для постановки звуков. А оказалось, что у нас, оказывается, довольно тяжелая неврологическая патология и ею нужно было заниматься параллельно с посещением сада. Поэтому старайтесь сразу после собеседования как можно больше узнать о вашем диагнозе и необходимых методах лечения.

Филиал на Фрунзенской набережной сравнительно очень небольшой.

Комиссию проводят только два человека. Один беседует с мамой. Другой в это же время с ребенком.

Туда мы ходили с моим вторым ребенком, у которого, как мне казалось, никаких проблем с развитием вообще не было. Я, если честно, думала, что комиссию мы не пойдем. Однако же меня эти две женщины проконсультировали так грамотно и подробно, что я им до сих пор очень благодарна. Они единственные из всех врачей, которых мы посещали за три года, почти с первого взгляда определили у нас генетическую патологию, о которой я даже и не догадывалась. И на которую не указал и не обратил наше внимание ни один хренов специалист до этого. Нам срочно посоветовали обследоваться у генетика. И их предположения полностью подтвердились. Оказалось, что нам спецсад показан гораздо больше, чем многим другим.

Поэтому, прежде чем окончательно выбрать детский садик, я всем советую серьезно рассмотреть вариант с логопедическим ДУ. Во-первых, группы в таких садах не больше 15 человек, из которых по-факту треть обычно отсутствует. Это благоприятно сказывается и на качестве обучения, и на частоте болезней, и на безопасности. Во-вторых, бесплатный логопед никогда не помешает. А в-третьих, что самое главное, я всем советую пройти ПМПК. Просто так, на всякий случай. Потому что, даже если вы считаете, что с вами все в порядке, и все невропатологи это подтверждают, как показала практика, это может быть совершенно не так. Здесь очень грамотные люди совершенно бесплатно лишний раз проверят вашего ребенка. Даже если вы никуда не пройдете, то просто будете спокойны.

Если же вас направляют в садик компенсирующего вида, то за всеми документами придется поехать в главный офис компании — на Орликов переулок д. 8.

Там вас выдадут самый главный документ со всеми рекомендациями и предписаниями именно для вашего ребенка, с которым вы уже идете непосредственно в садик, в который хотите попасть.

admin